Патриотический проект: "Мы потомки, выживших в блокаде"
проект (старшая, подготовительная группа)

Лунева Марина Влaдимировна

Патриотическое воспитание – это постепенное и последовательное формирование у детей интереса и уважения к героическому прошлому своей страны и в частности к героической истории родного города.

"Память поколений": Мы - потомки выживших в блокаде - патриотический проект
Тип проекта: информационно-исследовательский
Актуальность: ВОВ тяжелейшее испытание для нашей Родины и самое страшное  испытание,  в мировой  истории, которое выпало на долю нашего города. Как научить юное поколение помнить о людях, отстоявших родной город, как научить гордиться их мужеством и героизмом? Время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о  подвиге нашего народа в те годы, и уже в дошкольном возрасте взрастить ростки памяти о прадедах и их мужестве.
Семейная память – составная часть историко-культурного наследия. Это совокупность духовных и материальных ценностей, накапливаемых, сохраняемых и передаваемых, как эстафета в семье от поколения к поколению:

       «Нет в России семьи такой, где б, не памятен был свой герой.
        И глаза молодых солдат с фотографий увядших глядят.
        Этот взгляд, словно Высший Суд для ребят, что сейчас растут.»  (Евгений Агранович)

Воспитание чувства патриотизма необходимо начинать с малого, в первую очередь с любви к родным, именно родители могут стать надежным партнёром педагога в вопросах воспитания и  формирования представлений о знаковых событиях, через знакомство с военным прошлым семей воспитанников.

Цель: Воспитание чувства патриотизма у старших дошкольников через приобщение к военному прошлому страны, героическому подвигу ленинградцев, в том числе родственников: прадедушек и прабабушек.

 Задачи:

Воспитательные:

  • Воспитывать гордость за подвиг города-героя,  прививать любовь и уважение к его защитникам на основе ярких впечатлений и осознания сопричастности родных и близких воспитанников к победе над захватчиками.
  • Воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны - труженикам тыла.
  • Развивать нравственные чувства сопереживания и ответственности за других людей

Образовательные: 

  • Знакомить с историческим и героическим прошлом родного города
  • Знакомиться с общественным мнением: «Почему мы не вправе забывать тех, кто погиб в блокаду?».

Развивающие:

  • Уточнить и активизировать словарь по теме « Блокада Ленинграда»;
  • Развивать любознательность, расширять кругозор детей, узнать больше нового, полезного, интересного об истории родного края.

Актуальность и значимость представляемого проекта

Проблема. Во что бы то ни стало стремиться не дать забыть новым поколениям, кто и какой ценой одержал победу в самой страшной войне прошлого века, чьими наследниками мы останемся, чем и кем должны гордиться, о ком помнить.

             Идея проекта возникла, во время  подготовки к очередному памятному  Дню освобождения Ленинграда от вражеской блокады, когда стали проводить опрос о том: есть ли блокадники среди родственников наших воспитанников. Кое-кто откликнулся, оказалось, что некоторые семьи действительно хранят память и берегут фотографии и награды в семейных архивах, и знакомят с этими материалами своих детей, но это были единицы. Мы помогли этим ребятам подготовить рассказы о своих семейных героях, сделали презентацию с фотографиями и наградами, чтобы остальные воспитанники могли познакомиться с этими историями. Увидев эти материалы и горящие глаза своих одногруппников, которые  рассказывали  о героическом прошлом своих родных прабабушек и прадедушек. Заметив, как некоторые молодые и юные герои того времени похожи на своих современных правнуков, остальные ребята стали задавать вопросы своим родителям и оказалось, что таких семейных архивов намного больше и что в семьях многих наших воспитанников хранится медаль «За оборону Ленинграда» и много других наград. И остальным ребятам захотелось больше узнать об истории своей семьи. Некоторые родители извлекли неплохой урок: ведь они всячески оберегая своего ребёнка от ,  как им казалось страшной и негативной информации о войне и блокаде, чуть было не оборвали ту тоненькую ниточку из прошлого, ведь такие примеры героизма дают уверенность в завтрашнем дне, чтобы ни случилось. Родители увидели, что помимо желания радоваться жизни их дети ещё хотят познавать, узнавать эту жизнь и испытывать чувство гордости за свой город, свою страну, семью и её историю.

Мы – потомки выживших в блокаде.

С гордостью, с почетом носим имя,

Помним, МЫ - потомки Ленинградцев.

НЕ СДАВАТЬСЯ! завещали деды.
НЕ СДАВАТЬСЯ! Нам они примером!

              Заметив сходство лиц на многих фотографиях предков и потомков,  мы стали использовать  приём совмещения в презентациях, соединяя фотографии того времени и современные изображения, для того, чтобы дети острее  почувствовали связь с теми людьми. Чтобы они увидели , что это не отдельно существующие в прошлом люди, а что сейчас среди нас есть их продолжение и ниточка из того времени тянется сюда в наши дни – это имело очень большой эмоциональный резонанс, что ещё больше поддержало интерес детей. И если вначале подготовленные детьми рассказы о своих героических предках могли поместиться в одном занятии, то, в дальнейшем, пришлось устанавливать  очерёдность, и это был целый цикл живых и эмоциональных встреч.

Задачи:

  • Воспитывать трепетное отношение к истории родного города, уважение к заслугам и подвигам ленинградцев, военному пошлому членов своей семьи
  • Формировать и воспитывать  чувства: сострадания, сопереживания
  • Дать представление, что значит быть ленинградцем, воспитывать у дошкольников гордость за своих соотечественников
  • Знакомить с историческими фактами, основанными на реальных событиях;
  • Обогащать словарный запас через прослушивание и разучивание художественной литературы, песен военных лет; героической музыки Шостаковича
  • Приобщать родителей воспитанников к формированию и воспитанию патриотизма, через совместную деятельность
  • Воспитывать бережное отношение к прошлому, фотографиям, документам и наградам членов семьи.

      

 

Подготовительный этап

- выявление первоначальных знаний детей о блокаде

- информирование родителей о предстоящем проекте в информационно-контактной группе

-подбор музыкального материала, посвящённого Ленинградской блокаде

- подбор методической литературы, презентаций, фотографий, плакатов;

-подбор поэтического материала

- подготовка бесед о блокаде с детьми;

- разработка содержания проекта;

-составление списка рекомендуемых материалов для родителей;

    

Основной этап

-оформление папки-передвижки для родителей: «Ленинградская блокада»;

-консультация для родителей «Как рассказать ребенку о войне?»;

- рекомендации для родителей «Читаем с детьми о войне»;

- работа с поэтическим материалом и инсценировками.

- просмотр презентации и иллюстраций : город в годы войны;

-Слушание музыки и разучивание  песен о городе и блокаде; работа с пластическими этюдами.

-составление индивидуальных рассказов детей совместно с родителями об истории своей семьи в годы блокады;

Использование ИКТ:

1. Презентации

«Город над вольной Невой… остановившееся время»

«Блокадная зима»

«Дети и блокады»

«Ленинградская симфония»

2. Просмотр мультфильмов по теме.

Работа с родителями:

• Анкетирование родителей;

• Размещение статьи в ВК-групах «Как рассказать ребенку о войне и блокаде?»

• «Книга памяти» - Привлечение родителей к составлению индивидуальных рассказов совместно с детьми об истории своей семьи в годы ВОВ и блокады

Итоговые мероприятия:

  1. Сентябрь – тематическое занятие «8 сентября 1941 года»
  2. Январь – литературно-музыкальная композиция «Тот салют в морозном январе», посвящённая полному освобождению Ленинграда от вражеской блокады
  3. Презентация: «Мы потомки, выживших в блокаде»

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по патриотическому воспитанию (подготовительная группа) по теме "Блокада Ленинграда".

Расширяет представления детей о подвиге защитников и жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны....

Проект к 75-летию снятия блокады города Ленинграда

Вид проекта: творческий и информационно – практический.Сроки реализации проекта:  краткосрочный  (с 14 января  по 31 января 2019г.).Участники проекта: воспитатель ...

Педагогический проект "Мы - потомки победителей"

Педагогический проект "Мы - потомки победителей".Возрастная группа: подготовительная....

Педагогический проект "Мы - потомки победителей"

Патриотическое воспитание дошкольников- одно из главных направлений в развитии .Историческая память - великая сила, нравственная, культурная. Нынешнее поколение дошкольников должно воспринять и продол...

Проект для детей подготовительной группы "Блокада Ленинграда"

Великая Отечественная война - важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей, помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских...

паспорт проекта "Мы потомки Великой Победы"

Актуальность проекта:С каждым годом все дальше от нас тот памятный день – День Победы в Великой Отечественной Войне, но ценность подвига наших солдат на фронте и тружеников тыла никогда не меркн...

ИНФОРМАЦИОННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Годовщина снятия блокады Ленинграда-80-летие» (для старшего или подготовительного возраста детей)

Одной из основных задач ДОУ является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребенка. На основе возвышающих чувств патриотизма ук...