ИНФОРМАЦИОННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Годовщина снятия блокады Ленинграда-80-летие» (для старшего или подготовительного возраста детей)
проект (старшая группа)
Одной из основных задач ДОУ является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребенка. На основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Истинный патриотизм предполагает, формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством. 27 января – День снятия Блокады Ленинграда. Долгих 900 дней мужества наш город находился в блокадном кольце. Что знают дети старшего дошкольного возраста о блокадном времени? При беседе с детьми по этой теме появилось и много других вопросов. Учитывая заинтересованность детей и значение социально-личностного развития, считаю, что необходимо подробнее рассказать и показать детям о жизни Ленинграда во время блокады. Пополнить знания об истории города и его исторического прошлого, с подвигом народа в те тяжелые дни ленинградцев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное дошкольное учреждение
детский сад № 113
Московского района Санкт-Петербурга
ИНФОРМАЦИОННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Годовщина снятия блокады Ленинграда-80-летие»
(для старшего или подготовительного возраста детей)
Проект составлен и реализован совместно с педагогами ГБДОУ д/с № 113
Санкт – Петербург
2024
Наименование проекта | «Годовщина снятия блокады Ленинграда-80-летие» | |
Вид проекта | Краткосрочный, творческий, социально-значимый, многопредметный, патриотический. | |
Продолжительность проекта | 15.01.2024 – 26.01.2024 | |
Разработчик проекта | Педагоги: воспитатель группы № 2 Чепель Е.А., педагог-психолог Никитина В.Б., муз.рук. Сеняева Н.П. | |
Основные исполнители проекта | Участники проекта: - дети старшей (подготовительной) группы; - родители; - педагоги ДОУ: воспитатель группы № 2 Чепель Е.А., педагог-психолог Никитина В.Б., муз.рук. Сеняева Н.П., учитель-логопед Федосеева Н.П., воспитатель гр.№ 2 Горохова А.А. | |
Актуальность проекта | Одной из основных задач ДОУ является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребенка. На основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Истинный патриотизм предполагает, формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством. 27 января – День снятия Блокады Ленинграда. Долгих 900 дней мужества наш город находился в блокадном кольце. Что знают дети старшего дошкольного возраста о блокадном времени? При беседе с детьми по этой теме появилось и много других вопросов. Учитывая заинтересованность детей и значение социально-личностного развития, считаем, что необходимо подробнее рассказать и показать детям о жизни Ленинграда во время блокады. Пополнить знания об истории города и его исторического прошлого, с подвигом народа в те тяжелые дни ленинградцев. | |
Цель проекта | Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы ВОВ, воспитывая чувство благодарности и уважение к защитникам родного города. | |
Основные задачи проекта | Воспитывать в детях любовь и гордость к Родине, чувство благодарности и уважение к защитникам Ленинграда, чувство сопричастности к военному подвигу ленинградцев, к городу-герою через беседу, через проблемно-познавательную ситуацию «Жизнь в блокадном Ленинграде». Способствовать воспитанию чувства патриотизма. Активизируется патриотический словарный запас. Развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал во взаимоотношениях с детьми и их родителями. Способствовать углублению детско-родительских отношений, социального партнерства между педагогами и родителями. | |
Продуктивные результаты проекта | 1.Совместное творчество педагога и детей «Блокадный Ленинград» (коллаж из фотоснимков тех дней). 2.Выставка рисунков «Город-герой Ленинград» (рисование). 3. Папка- передвижка «Мы помним и гордимся». 4. Памятник «Разорванное кольцо» (аппликация-рваная). 5.Литературный досуг по чтению рассказов и заучивание наизусть стихов по данной теме проекта. 6. Тематический досуг «День снятия блокады Ленинграда». | |
Этапы проекта | 1. Подготовительный: - Выявление первоначальных знаний детей о войне, о Блокаде Ленинграда. - Подбор литературы, презентаций, фотографий, плакатов, стихотворного и песенного материала. 2. Основной: - Проведение непрерывной образовательной деятельности, бесед о Блокаде Ленинграда. - Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр. - Прослушивание музыкальных произведений, разучивание песен военных лет. - Привлечение родителей к участию в проекте. 3. Заключительный: - По возможности посещение библиотеки, просмотр презентации «Дни блокадного города»; - Тематический досуг «День снятия блокады Ленинграда». | |
Ожидаемые результаты реализации проекта | Опираясь на цель и задачи проекта, предполагаем результаты: Для детей: Понимание детьми подвига, совершённого жителями блокадного города. Умение рассказывать о блокаде Ленинграда. Расширится представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы ВОВ, воспитывая чувство благодарности и уважение к защитникам родного города. Развитие познавательной активности, любознательности, сопереживания. Для родителей: Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах патриотических тем для детей. Установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и воспитателями. Для педагогов: Пополнение «методической копилки» тематическими конспектами НОД с детьми старшего дошкольного возраста, картотеками, методическими материалами. Создание условий для проявления у детей патриотизма. Расширение кругозора детей через чтение художественной литературы, знакомство с жизнью ленинградцев в годы блокады через разучивание стихов. Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в сообща и индивидуально в творческом процессе. Результат может быть оформлен в виде детского досуга, выставок детских и совместных творческих работ. | |
Критерии эффективности проекта | ||
Критерии | Подкритерии | Методы оценки |
Уровень сформированности поликультурной компетентности у дошкольников | ||
Познавательный компонент | Сформированность системы поликультурных знаний: освоение образцов и ценностей родной, российской, мировой культуры, культурно исторического и социального опыта человечества | Психолого-педагогическая диагностика |
Мотивационно-ценностный компонент | Сложившаяся система мотивационно-ценностных образований: мотивов, ценностей, интересов, потребностей, поликультурных качеств, регулирующих повседневную жизнь и деятельность личности в поликультурном обществе | |
Деятельностный компонент | Сформированность поликультурных умений и навыков, соблюдение социальных норм и правил поведения в поликультурном обществе, опыта позитивного взаимодействия с представителями разных культур. | |
Степень включенности родителей в проектную деятельность | ||
Участие родителей в проектной деятельности | Наличие у родителей практических навыков совместной проектной деятельности. Предложить родителям вместе с детьми маршрут выходного дня: в день снятия блокады – 27 января: *площадь Победы, где сооружен Мемориал «Героическим защитникам Ленинграда» (метро Московская), *Музей памяти «Улица жизни» под открытым небом на улице Итальянской посвященной воссозданию жизни дней блокады Ленинграда, *Музей обороны и блокады Ленинграда, Соляной пер. д.9, *Музей истории Ленинграда, особняк Румянцева, Английская набережная 44. Совместная работа с детьми: рисунки на данную тему, беседы с детьми, прослушивание дома муз. произведений по рекомендациям педагогов. | Интернет группа. Анкетирование родителей (по желанию), наблюдения. |
Удовлетворённость беседы, опрос родительского социума инновационной деятельностью ДОУ | Наличие положительных отзывов о деятельности проекта. | |
Основные принципы проекта | В основу реализации проекта были положены следующие принципы: -принцип личностно-ориентированного общения — индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие — приоритетные формы общения педагога с детьми; -принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по теме «Годовщина снятия блокады Ленинграда-80-летие»; -принцип наглядности — широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографий, атрибутов, использование информационных компьютерных технологий, аудиозаписи; -принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе; -принцип занимательности — изучаемый материал должен быть интересным, щадящим для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата. | |
Нормативно-правовая база проекта | Наличие банка нормативно-правовой документации (приказ о создании творческой группы, составление перспективного плана детских проектов, заключение договоров с социальными учреждениями по организации совместной деятельности и приказ о сотрудничестве дошкольной образовательной организации, договор между сотрудничающими сторонами, составление плана деятельности воспитателей и специалистов в проектной деятельности). | |
Обеспечение проекта: материально-техническое | 1. Ресурсное обеспечение проекта: ▪ материально-технические ресурсы (наличие необходимого компьютерного и интерактивного оборудования, оргтехники, средств ИКТ). 2. Кадровые ресурсы (руководитель проекта, координатор проекта, педагоги – реализаторы проектной деятельности). 3. Информационные (доступ к сети Интернет, наличие сайта ДО, взаимодействие со СМИ). 4. Наличие адекватной позиции к целям и задачам проекта предметно-развивающей среды и материально-технической базы. | |
Учебно-методическое | СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ | |
1.Интернет ресурсы различных сайтов. 2.Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь Санкт-Петербурга» - СПб: Издательство «Фрегат», 2015, 2017, 2023. 3. «Книга для чтения в детском саду и дома». – Москва ОНИКС 2009. 5.О городе-герое Ленинграде. Стихи и рассказы. - М.: Детская литература,2010. 6. Методическая литература, дидактические игры, конспекты НОД и бесед о семье, мультимедийные презентации, музыкальные произведения. |
Интеграция непосредственно - образовательных областей программы в соответствии с ФОП в ходе реализации проекта «Годовщина снятия блокады Ленинграда-80-летие» в старшей группе № 2:
Образовательная область | Содержание | Задачи для детей старшей группы ДОУ |
Социально-коммуникативное развитие | 1. Сюжетно - ролевые игры: «Мы-военные», «Военные шофёры», «Госпиталь», «Семья». 2. Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Достопримечательности Санкт-Петербурга», «Подбери картинку». «Что изменилось», «Военный транспорт». 3. Рассматривание фоторепродукций и беседы: «Город-герой Ленинград» и др. | Продолжить развивать игровую деятельность детей, совершенствовать умение самостоятельно выбирать тему для игры, развивать сюжет на основе полученных знаний, полученных при восприятии окружающего. Формировать гендерную, семейную принадлежности Вызывать желание у детей приобщаться к труду взрослых, проявляя свою помощь. |
Речевое развитие | Чтение рассказов и стихов: Н. Ходза «Дорога жизни», Е. Благинина «Шинель»; Л. Кассиль из книги «Твои защитники», С. Ботвинник «Блокадный хлеб», заучивание стихов на данную тему. | Продолжать учить выразительно пересказывать, рассказывать литературный текст. Развить желание рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа, помочь детям понять скрытые мотивы героев произведения, приобщить их к словесному искусству |
Познавательное развитие | Беседы с презентациями: «900 дней Блокады», «Дорога жизни». | Закреплять знания о профессиях, прививать чувство благодарности и помощи мамам и бабушкам за их труд дома и на работе. |
Художественно-эстетическое развитие | Изготовление рисунков и поделок на данную тему. Прослушивание муз. произведений и разучивание песен: Д. Шостакович «Седьмая (Ленинградская) симфония», Л. Ошанин «Солнечный круг», Д Тухманов, В Харитонов «День Победы», М. Исаков М. Блантер «Катюша» и другие. Интегрированное занятие на тему «Наша Родина», «Блокада Ленинграда». -Рисование: «Блокадное кольцо», «Вечный огонь», Цветок жизни». -Конструирование: «Журавли», «Военное письмо-треугольник». -Лепка: Памятник «Разорванное кольцо». | Совершенствовать изобразительные и музыкальные навыки и умения, формировать творческие способности. Развить чувство формы, цвета, пропорций; чувство ритма, художественный вкус, мелкую моторику. |
Физическое развитие | Подвижные игры на объединение и взаимопомощь: «Переправа», «Шоферы», «Попади в цель» и др. | Развивать коммуникативные навыки у детей, умение работать и играть сообща, оказывая помощь и поддержку. |
Итог проекта:
1.Совместное творчество педагога и детей «Блокадный Ленинград» (коллаж из фотоснимков тех дней).
2. Выставка рисунков «Город-герой Ленинград» в музыкальном зале.
3. Изготовлена папка- передвижка «Мы помним и гордимся».
4. Памятник «Разорванное кольцо» (объемный) для досуга.
5. Тематический досуг «День снятия блокады Ленинграда».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/30/picture-110735.jpg)
Сценарий мероприятия ко Дню снятия блокады "Мы выстояли, ленинградцы!" для старшего дошкольного возраста.
Сценарий посвящен дню снятия блокады, в нем используются стихи, песни, инсценировки, танцевальные композиции, связанные с этой датой....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/10/picture-494211-1412904133.jpg)
Конспект физкультурного занятия для старшего и подготовительного возраста детей. «Космическое путешествия на Марс»
Конспект физкультурного занятия для старшего и подготовительного возраста детей.«Космическое путешествия на Марс»Инструктор: - Мы идем на космодром, дружно в ногу мы идем (идут по залу в колонну...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/14/picture-97063-1565757678.jpg)
Сценарий мероприятия ко Дню снятия блокады «Не сдался, не сдался наш город врагу!» для детей подготовительной группы.
Разработка сценария ко дню памяти полного снятия блокады для детей подготовительной группы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/11/picture-41805-1444569990.jpg)
Мероприятие ко Дню снятия блокады Ленинграда «Мы вспомним те годы, блокадные годы…» для детей подготовительной группы.
Воспитание чувства патриотизма и уважения к прошлому своего народа....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/07/picture-1225260-1583600431.jpg)
Мероприятие ко Дню снятия блокады Ленинграда «Мы вспомним те годы, блокадные годы…» для детей подготовительной группы.
Цели:1.Прививать любовь детей к Отечеству, воспитывать чувства патриотизма, уважение к прошлому своего народа.2. Расширять исторические знания детей о блокаде Ленинграда.3. Воспитывать любовь и уважен...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/24/picture-881925-1485273053.jpg)
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей в разновозрастной (старше-подготовительной) группе комбинированной направленности «А» «Солнышко» на средний, старший и подготовительный возраст детей.
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей по Верещагиной Н.В....
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/18/picture-1248728-1731944955.jpg)
Летний проект для старшего и подготовительного возраста "Дети рулят"
Летне-оздоровительный проект для старшего возраста...