ИНФОРМАЦИОННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Годовщина снятия блокады Ленинграда-80-летие» (для старшего или подготовительного возраста детей)
проект (старшая группа)
Одной из основных задач ДОУ является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребенка. На основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Истинный патриотизм предполагает, формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством. 27 января – День снятия Блокады Ленинграда. Долгих 900 дней мужества наш город находился в блокадном кольце. Что знают дети старшего дошкольного возраста о блокадном времени? При беседе с детьми по этой теме появилось и много других вопросов. Учитывая заинтересованность детей и значение социально-личностного развития, считаю, что необходимо подробнее рассказать и показать детям о жизни Ленинграда во время блокады. Пополнить знания об истории города и его исторического прошлого, с подвигом народа в те тяжелые дни ленинградцев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_k_dnyu_snyatiya_blokady_2024_chepel_e.a._nikitina_v.b._senyaeva_n.p.docx | 35.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное дошкольное учреждение
детский сад № 113
Московского района Санкт-Петербурга
ИНФОРМАЦИОННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Годовщина снятия блокады Ленинграда-80-летие»
(для старшего или подготовительного возраста детей)
Проект составлен и реализован совместно с педагогами ГБДОУ д/с № 113
Санкт – Петербург
2024
Наименование проекта | «Годовщина снятия блокады Ленинграда-80-летие» | |
Вид проекта | Краткосрочный, творческий, социально-значимый, многопредметный, патриотический. | |
Продолжительность проекта | 15.01.2024 – 26.01.2024 | |
Разработчик проекта | Педагоги: воспитатель группы № 2 Чепель Е.А., педагог-психолог Никитина В.Б., муз.рук. Сеняева Н.П. | |
Основные исполнители проекта | Участники проекта: - дети старшей (подготовительной) группы; - родители; - педагоги ДОУ: воспитатель группы № 2 Чепель Е.А., педагог-психолог Никитина В.Б., муз.рук. Сеняева Н.П., учитель-логопед Федосеева Н.П., воспитатель гр.№ 2 Горохова А.А. | |
Актуальность проекта | Одной из основных задач ДОУ является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребенка. На основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Истинный патриотизм предполагает, формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством. 27 января – День снятия Блокады Ленинграда. Долгих 900 дней мужества наш город находился в блокадном кольце. Что знают дети старшего дошкольного возраста о блокадном времени? При беседе с детьми по этой теме появилось и много других вопросов. Учитывая заинтересованность детей и значение социально-личностного развития, считаем, что необходимо подробнее рассказать и показать детям о жизни Ленинграда во время блокады. Пополнить знания об истории города и его исторического прошлого, с подвигом народа в те тяжелые дни ленинградцев. | |
Цель проекта | Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы ВОВ, воспитывая чувство благодарности и уважение к защитникам родного города. | |
Основные задачи проекта | Воспитывать в детях любовь и гордость к Родине, чувство благодарности и уважение к защитникам Ленинграда, чувство сопричастности к военному подвигу ленинградцев, к городу-герою через беседу, через проблемно-познавательную ситуацию «Жизнь в блокадном Ленинграде». Способствовать воспитанию чувства патриотизма. Активизируется патриотический словарный запас. Развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал во взаимоотношениях с детьми и их родителями. Способствовать углублению детско-родительских отношений, социального партнерства между педагогами и родителями. | |
Продуктивные результаты проекта | 1.Совместное творчество педагога и детей «Блокадный Ленинград» (коллаж из фотоснимков тех дней). 2.Выставка рисунков «Город-герой Ленинград» (рисование). 3. Папка- передвижка «Мы помним и гордимся». 4. Памятник «Разорванное кольцо» (аппликация-рваная). 5.Литературный досуг по чтению рассказов и заучивание наизусть стихов по данной теме проекта. 6. Тематический досуг «День снятия блокады Ленинграда». | |
Этапы проекта | 1. Подготовительный: - Выявление первоначальных знаний детей о войне, о Блокаде Ленинграда. - Подбор литературы, презентаций, фотографий, плакатов, стихотворного и песенного материала. 2. Основной: - Проведение непрерывной образовательной деятельности, бесед о Блокаде Ленинграда. - Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр. - Прослушивание музыкальных произведений, разучивание песен военных лет. - Привлечение родителей к участию в проекте. 3. Заключительный: - По возможности посещение библиотеки, просмотр презентации «Дни блокадного города»; - Тематический досуг «День снятия блокады Ленинграда». | |
Ожидаемые результаты реализации проекта | Опираясь на цель и задачи проекта, предполагаем результаты: Для детей: Понимание детьми подвига, совершённого жителями блокадного города. Умение рассказывать о блокаде Ленинграда. Расширится представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы ВОВ, воспитывая чувство благодарности и уважение к защитникам родного города. Развитие познавательной активности, любознательности, сопереживания. Для родителей: Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах патриотических тем для детей. Установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и воспитателями. Для педагогов: Пополнение «методической копилки» тематическими конспектами НОД с детьми старшего дошкольного возраста, картотеками, методическими материалами. Создание условий для проявления у детей патриотизма. Расширение кругозора детей через чтение художественной литературы, знакомство с жизнью ленинградцев в годы блокады через разучивание стихов. Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в сообща и индивидуально в творческом процессе. Результат может быть оформлен в виде детского досуга, выставок детских и совместных творческих работ. | |
Критерии эффективности проекта | ||
Критерии | Подкритерии | Методы оценки |
Уровень сформированности поликультурной компетентности у дошкольников | ||
Познавательный компонент | Сформированность системы поликультурных знаний: освоение образцов и ценностей родной, российской, мировой культуры, культурно исторического и социального опыта человечества | Психолого-педагогическая диагностика |
Мотивационно-ценностный компонент | Сложившаяся система мотивационно-ценностных образований: мотивов, ценностей, интересов, потребностей, поликультурных качеств, регулирующих повседневную жизнь и деятельность личности в поликультурном обществе | |
Деятельностный компонент | Сформированность поликультурных умений и навыков, соблюдение социальных норм и правил поведения в поликультурном обществе, опыта позитивного взаимодействия с представителями разных культур. | |
Степень включенности родителей в проектную деятельность | ||
Участие родителей в проектной деятельности | Наличие у родителей практических навыков совместной проектной деятельности. Предложить родителям вместе с детьми маршрут выходного дня: в день снятия блокады – 27 января: *площадь Победы, где сооружен Мемориал «Героическим защитникам Ленинграда» (метро Московская), *Музей памяти «Улица жизни» под открытым небом на улице Итальянской посвященной воссозданию жизни дней блокады Ленинграда, *Музей обороны и блокады Ленинграда, Соляной пер. д.9, *Музей истории Ленинграда, особняк Румянцева, Английская набережная 44. Совместная работа с детьми: рисунки на данную тему, беседы с детьми, прослушивание дома муз. произведений по рекомендациям педагогов. | Интернет группа. Анкетирование родителей (по желанию), наблюдения. |
Удовлетворённость беседы, опрос родительского социума инновационной деятельностью ДОУ | Наличие положительных отзывов о деятельности проекта. | |
Основные принципы проекта | В основу реализации проекта были положены следующие принципы: -принцип личностно-ориентированного общения — индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие — приоритетные формы общения педагога с детьми; -принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по теме «Годовщина снятия блокады Ленинграда-80-летие»; -принцип наглядности — широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографий, атрибутов, использование информационных компьютерных технологий, аудиозаписи; -принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе; -принцип занимательности — изучаемый материал должен быть интересным, щадящим для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата. | |
Нормативно-правовая база проекта | Наличие банка нормативно-правовой документации (приказ о создании творческой группы, составление перспективного плана детских проектов, заключение договоров с социальными учреждениями по организации совместной деятельности и приказ о сотрудничестве дошкольной образовательной организации, договор между сотрудничающими сторонами, составление плана деятельности воспитателей и специалистов в проектной деятельности). | |
Обеспечение проекта: материально-техническое | 1. Ресурсное обеспечение проекта: ▪ материально-технические ресурсы (наличие необходимого компьютерного и интерактивного оборудования, оргтехники, средств ИКТ). 2. Кадровые ресурсы (руководитель проекта, координатор проекта, педагоги – реализаторы проектной деятельности). 3. Информационные (доступ к сети Интернет, наличие сайта ДО, взаимодействие со СМИ). 4. Наличие адекватной позиции к целям и задачам проекта предметно-развивающей среды и материально-технической базы. | |
Учебно-методическое | СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ | |
1.Интернет ресурсы различных сайтов. 2.Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь Санкт-Петербурга» - СПб: Издательство «Фрегат», 2015, 2017, 2023. 3. «Книга для чтения в детском саду и дома». – Москва ОНИКС 2009. 5.О городе-герое Ленинграде. Стихи и рассказы. - М.: Детская литература,2010. 6. Методическая литература, дидактические игры, конспекты НОД и бесед о семье, мультимедийные презентации, музыкальные произведения. |
Интеграция непосредственно - образовательных областей программы в соответствии с ФОП в ходе реализации проекта «Годовщина снятия блокады Ленинграда-80-летие» в старшей группе № 2:
Образовательная область | Содержание | Задачи для детей старшей группы ДОУ |
Социально-коммуникативное развитие | 1. Сюжетно - ролевые игры: «Мы-военные», «Военные шофёры», «Госпиталь», «Семья». 2. Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Достопримечательности Санкт-Петербурга», «Подбери картинку». «Что изменилось», «Военный транспорт». 3. Рассматривание фоторепродукций и беседы: «Город-герой Ленинград» и др. | Продолжить развивать игровую деятельность детей, совершенствовать умение самостоятельно выбирать тему для игры, развивать сюжет на основе полученных знаний, полученных при восприятии окружающего. Формировать гендерную, семейную принадлежности Вызывать желание у детей приобщаться к труду взрослых, проявляя свою помощь. |
Речевое развитие | Чтение рассказов и стихов: Н. Ходза «Дорога жизни», Е. Благинина «Шинель»; Л. Кассиль из книги «Твои защитники», С. Ботвинник «Блокадный хлеб», заучивание стихов на данную тему. | Продолжать учить выразительно пересказывать, рассказывать литературный текст. Развить желание рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа, помочь детям понять скрытые мотивы героев произведения, приобщить их к словесному искусству |
Познавательное развитие | Беседы с презентациями: «900 дней Блокады», «Дорога жизни». | Закреплять знания о профессиях, прививать чувство благодарности и помощи мамам и бабушкам за их труд дома и на работе. |
Художественно-эстетическое развитие | Изготовление рисунков и поделок на данную тему. Прослушивание муз. произведений и разучивание песен: Д. Шостакович «Седьмая (Ленинградская) симфония», Л. Ошанин «Солнечный круг», Д Тухманов, В Харитонов «День Победы», М. Исаков М. Блантер «Катюша» и другие. Интегрированное занятие на тему «Наша Родина», «Блокада Ленинграда». -Рисование: «Блокадное кольцо», «Вечный огонь», Цветок жизни». -Конструирование: «Журавли», «Военное письмо-треугольник». -Лепка: Памятник «Разорванное кольцо». | Совершенствовать изобразительные и музыкальные навыки и умения, формировать творческие способности. Развить чувство формы, цвета, пропорций; чувство ритма, художественный вкус, мелкую моторику. |
Физическое развитие | Подвижные игры на объединение и взаимопомощь: «Переправа», «Шоферы», «Попади в цель» и др. | Развивать коммуникативные навыки у детей, умение работать и играть сообща, оказывая помощь и поддержку. |
Итог проекта:
1.Совместное творчество педагога и детей «Блокадный Ленинград» (коллаж из фотоснимков тех дней).
2. Выставка рисунков «Город-герой Ленинград» в музыкальном зале.
3. Изготовлена папка- передвижка «Мы помним и гордимся».
4. Памятник «Разорванное кольцо» (объемный) для досуга.
5. Тематический досуг «День снятия блокады Ленинграда».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий мероприятия ко Дню снятия блокады "Мы выстояли, ленинградцы!" для старшего дошкольного возраста.
Сценарий посвящен дню снятия блокады, в нем используются стихи, песни, инсценировки, танцевальные композиции, связанные с этой датой....
Конспект физкультурного занятия для старшего и подготовительного возраста детей. «Космическое путешествия на Марс»
Конспект физкультурного занятия для старшего и подготовительного возраста детей.«Космическое путешествия на Марс»Инструктор: - Мы идем на космодром, дружно в ногу мы идем (идут по залу в колонну...
Сценарий мероприятия ко Дню снятия блокады «Не сдался, не сдался наш город врагу!» для детей подготовительной группы.
Разработка сценария ко дню памяти полного снятия блокады для детей подготовительной группы...
Мероприятие ко Дню снятия блокады Ленинграда «Мы вспомним те годы, блокадные годы…» для детей подготовительной группы.
Воспитание чувства патриотизма и уважения к прошлому своего народа....
Мероприятие ко Дню снятия блокады Ленинграда «Мы вспомним те годы, блокадные годы…» для детей подготовительной группы.
Цели:1.Прививать любовь детей к Отечеству, воспитывать чувства патриотизма, уважение к прошлому своего народа.2. Расширять исторические знания детей о блокаде Ленинграда.3. Воспитывать любовь и уважен...
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей в разновозрастной (старше-подготовительной) группе комбинированной направленности «А» «Солнышко» на средний, старший и подготовительный возраст детей.
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей по Верещагиной Н.В....
Летний проект для старшего и подготовительного возраста "Дети рулят"
Летне-оздоровительный проект для старшего возраста...