"Использование системно-деятельностного подхода в работе с дошкольниками"
проект (старшая группа)

Бурундукова Елена Васильевна

Статья определена вопросам сущности системно-деятельностного подхода в дошкольной образовательной организации, его роли в воспитании, обучении ребенка дошкольного возраста, практике применения. Психолого-педагогическими условиями становления субъектности человека является свобода действия, возможность выбора, ответственность за последствия своих действий и поступков. Смысл и сущность системного подхода состоит в том, что относительно самостоятельные элементы обучения и воспитания рассматриваются в их взаимосвязи и взаимообусловленности, в их постоянном развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект284.81 КБ

Предварительный просмотр:

Российская федерация

Тюменская область

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Кутарбитская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

  

 

«Использование системно – деятельностного   подхода в работе с дошкольниками»

Составитель: Бурундукова Е.В.

заведующий структурным подразделением

МАОУ «Кутарбитская СОШ»

детский сад «Буратино»

 

 

 

 

 

 

 

                                                с. Кутарбитка, 2021

Аннотация. Статья определена вопросам сущности системно-деятельностного подхода в дошкольной образовательной организации, его роли в воспитании, обучении ребенка дошкольного возраста, практике применения. Психолого-педагогическими условиями становления субъектности человека является свобода действия, возможность выбора, ответственность за последствия своих действий и поступков. Смысл и сущность системного подхода состоит в том, что относительно самостоятельные элементы обучения и воспитания рассматриваются в их взаимосвязи и взаимообусловленности, в их постоянном развитии.

Деятельностный подход - это целенаправленная организация и управление образовательно-воспитательным процессом ребенка дошкольного возраста в общем контексте его жизнедеятельности. Именно этот подход – основа образования на всех ступенях, в том числе и дошкольного образования, регламентированного Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Системно – деятельностный подход в дошкольной образовательной организации – это не только совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это философия новой системы образования, которая дает возможность педагогу творить, искать, получать высокие результаты, формировать у детей универсальные учебные действия, которые особо значимы как в предметном, так и в социально-воспитательном контексте и таким образом, готовить их к жизни. Как отмечает А.Г. Асмолов, суть системно – деятельностного  подхода включает в себя: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих запросам современного российского общества; ориентация на результаты образования, разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов. Таким образом, целью системно – деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.  Чтобы ребенку было комфортно, интересно, чтобы он без труда мог включиться в любую деятельность  -  игра, проектирование или художественное творчество - необходима соответствующая развивающая среда. В нашем детском саду большое внимание уделяется построению образовательного пространства на системно – деятельностной основе.  Все, что окружает ребенка - помогает ему развиваться. В группах оборудованы зоны игровой деятельности. Ребенок может заняться деятельностью: попробовать себя в роли работника различных профессий; вылепить что-либо из влажных салфеток; сравнить, как ведут себя на воде резиновый и металлический шарики и т.д. С увлечением дети вместе с педагогами занимаются посадкой растений в «Садике на окне». Готовят семена к посадке, ухаживают за появившимися всходами, наблюдают, сравнивают, делают выводы. Одним из ведущих методов реализации системно – деятельностного  подхода к образовательной деятельности является метод проектов.  Рассказать о реализации такого подхода в проектной деятельности в практике хочу на примере проекта, реализуемого в своей практике «Мир спасёт доброта» - краткосрочный проект к Международному Дню инвалидов.

Информационная карта проекта:

1. Полное название проекта: «Мир спасёт доброта»

2. Авторы проекта: воспитатели, заведующий

3. Участники проекта: дети 4-6 лет, родители воспитанников, воспитатели групп.

4. Вид, тип проекта: коллективный, краткосрочный, информационно-творческий.

5. Актуальность темы: к сожалению, жизнь людей с ОВЗ продолжает оставаться очень трудной. Пока в России есть еще множество проблем, которые лишают этих людей возможности вести полноценный образ жизни и изолируют их от общества, оставляя один на один со своим несчастьем….

6. Цель проекта: формирование знаний у детей и родителей о людях с ограниченными возможностями здоровья.

7. Задачи проекта:

  • Развивать и воспитывать нравственные качества детей: доброту, сочувствие, желание прийти на помощь людям инвалидам.
  • Создать оптимальные условия для воспитания этих качеств.
  • Использовать различные методы и приёмы для воспитания чувства толерантности к детям инвалидам.

8. Планируемые результаты:

Дети узнают:

  • Полное и равное соблюдение прав человека и участие детей инвалидов в жизни общества
  • Толерантное отношение к инвалидам


План реализации проекта.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап:
  • Выявление проблемы
  • Определение цели проекта
  • Подбор загадок, сказок, стихотворений, рассказов по теме проекта.
  1. Основной этап:

Направление деятельности

Содержание деятельности

Беседы, рассказы

  • «Мир спасёт доброта»
  • «Уроки добра»
  • «Спешите делать добро»
  • «Доброе слово лечит, а плохое калечит»

Художественное творчество

- Рисование: «Мы разные, но мы вместе»

- Аппликация: «Цветик-семицветик»

Работа с родителями

  • Введение в тему проекта: «Все мы разные»
  • Консультация для родителей «Нужно ли рассказывать дошкольнику об инвалидах»

Игровая деятельность

                      Дидактические игры:

«Профессии»

«Собери картинку»

«Доскажи словечко»

«Непослушные пуговицы»

Чтение художественной литературы

Рассказы, сказки, стихи

- «Цветик-семицветик» В.Катаева

- «Вовка-добрая душа» А.Барто

- «Стойкий оловянный солдатик»  

- «Хроменькая уточка»  

- «Вежливым и добрым быть совсем не трудно»  

- «Иногда люди очень жестоки»  

- «Но давайте мы будем добрее»

Прослушивание и разучивание песен

«Дорогою добра»

«Улыбка»

«Волшебник»

  1. Заключительный этап:
  • Выставка детских рисунков по проекту «Мир спасёт доброта»
  • Оформление презентации (фото – отчет) о проделанной работе.
  • Участие детей в муниципальном конкурсе детского рисунка «Мир прекрасный, мир удивительный», посвящённого Международному дню инвалидов.

 Умение пользоваться проектным методом в реализации системно-деятельностного подхода – показатель высокой квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и развития детей.

Таким образом, такой подход способствует формированию ключевых компетентностей детей. Используя системно – деятельностный подход, мы стараемся выровнять стартовые возможности детей, идущих в 1 класс.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 02.05.2015) [электронный ресурс]. – Режим доступа : [http://base.consultant.ru].

Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения [Текст]  / А.Г. Асмолов // Педагогика. – 2009. –

№4. – С.18-22.

Галимова, Р.А. Деятельностный подход к образованию ребенка дошкольного возраста как основа ФГОС дошкольного образования [Текст] / Р.А. Галимова. – Режим доступа: [http://irorb.ru/index.php?option=com_iew=art

id=219:holkina&catid=77:vs10-2&Itemid=119]

Дозморова, Е.В. Новая система оценивания образовательных результатов [Текст] / Е.В. Дозморова // Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса / сост. Т.В. Расташанская. – Томск: ТОИПКРО, 2010 – 52 с.

Малыгина, Л.Е. Системно-деятельностный подход в воспитании: проблемы и перспективы [Текст] / Л.Е. Малыгина, А.В. Малыгина // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф.- Челябинск: Два комсомольца, 2015. – С. 12-15.

Приложение

Добро – это показатель того, как человек относится к тем, кому повезло чуть меньше, чем нам. И пусть у всех здоровье будет крепким, а окружающий мир добрым и справедливым!

C:\Users\кц\Desktop\рис 6.jpeg C:\Users\кц\Desktop\рис 3.jpeg C:\Users\кц\Desktop\рис 1.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Юные пешеходы» Системно-деятельностный подход в работе с дошкольниками по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

Предложенная работа - попытка показать на практике  системно-деятельностный подход в работе воспитателя по приобщению  дошкольников к  правилам безопасного поведения на дороге....

ДОКЛАД: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ"

ДОКЛАД: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ"...

Конспект ООД с использованием системно-деятельностного подхода

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию по ФГОС, тема "День рождения Матрёшки" (подготовительная группа)...

ООД с использованием системно - деятельностного подхода "Посылка для слона"

Конспект ООД с использованием системно - деятельностного подхода "Посылка для слона"...

СЦЕНАРИЙ детско-взрослого мероприятия по техническому моделированию с использованием системно-деятельностного подхода, Смарт - доски «Сказка- это детство!» с детьми старшего дошкольного возраста

Продолжать развивать умение детей конструировать по наглядным схемам, используя конструктор по образовательной робототехнике «FUN&BOT»...

Использование системно – деятельностного подхода в развитии познавательной деятельности дошкольников

В развитии познавательной деятельности мы используем системно – деятельностный подход, который обеспечивает условия для развития инициативы, самостоятельности ребенка в «открытии» но...

Использование системно – деятельностного подхода в развитии познавательной деятельности дошкольников

В развитии познавательной деятельности мы используем системно – деятельностный подход, который обеспечивает условия для развития инициативы, самостоятельности ребенка в «открытии» но...