"Использование системно-деятельностного подхода в работе с дошкольниками"
проект (старшая группа)
Статья определена вопросам сущности системно-деятельностного подхода в дошкольной образовательной организации, его роли в воспитании, обучении ребенка дошкольного возраста, практике применения. Психолого-педагогическими условиями становления субъектности человека является свобода действия, возможность выбора, ответственность за последствия своих действий и поступков. Смысл и сущность системного подхода состоит в том, что относительно самостоятельные элементы обучения и воспитания рассматриваются в их взаимосвязи и взаимообусловленности, в их постоянном развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект | 284.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская федерация
Тюменская область
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Кутарбитская средняя общеобразовательная школа»
«Использование системно – деятельностного подхода в работе с дошкольниками»
Составитель: Бурундукова Е.В.
заведующий структурным подразделением
МАОУ «Кутарбитская СОШ»
детский сад «Буратино»
с. Кутарбитка, 2021
Аннотация. Статья определена вопросам сущности системно-деятельностного подхода в дошкольной образовательной организации, его роли в воспитании, обучении ребенка дошкольного возраста, практике применения. Психолого-педагогическими условиями становления субъектности человека является свобода действия, возможность выбора, ответственность за последствия своих действий и поступков. Смысл и сущность системного подхода состоит в том, что относительно самостоятельные элементы обучения и воспитания рассматриваются в их взаимосвязи и взаимообусловленности, в их постоянном развитии.
Деятельностный подход - это целенаправленная организация и управление образовательно-воспитательным процессом ребенка дошкольного возраста в общем контексте его жизнедеятельности. Именно этот подход – основа образования на всех ступенях, в том числе и дошкольного образования, регламентированного Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Системно – деятельностный подход в дошкольной образовательной организации – это не только совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это философия новой системы образования, которая дает возможность педагогу творить, искать, получать высокие результаты, формировать у детей универсальные учебные действия, которые особо значимы как в предметном, так и в социально-воспитательном контексте и таким образом, готовить их к жизни. Как отмечает А.Г. Асмолов, суть системно – деятельностного подхода включает в себя: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих запросам современного российского общества; ориентация на результаты образования, разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов. Таким образом, целью системно – деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью. Чтобы ребенку было комфортно, интересно, чтобы он без труда мог включиться в любую деятельность - игра, проектирование или художественное творчество - необходима соответствующая развивающая среда. В нашем детском саду большое внимание уделяется построению образовательного пространства на системно – деятельностной основе. Все, что окружает ребенка - помогает ему развиваться. В группах оборудованы зоны игровой деятельности. Ребенок может заняться деятельностью: попробовать себя в роли работника различных профессий; вылепить что-либо из влажных салфеток; сравнить, как ведут себя на воде резиновый и металлический шарики и т.д. С увлечением дети вместе с педагогами занимаются посадкой растений в «Садике на окне». Готовят семена к посадке, ухаживают за появившимися всходами, наблюдают, сравнивают, делают выводы. Одним из ведущих методов реализации системно – деятельностного подхода к образовательной деятельности является метод проектов. Рассказать о реализации такого подхода в проектной деятельности в практике хочу на примере проекта, реализуемого в своей практике «Мир спасёт доброта» - краткосрочный проект к Международному Дню инвалидов.
Информационная карта проекта:
1. Полное название проекта: «Мир спасёт доброта»
2. Авторы проекта: воспитатели, заведующий
3. Участники проекта: дети 4-6 лет, родители воспитанников, воспитатели групп.
4. Вид, тип проекта: коллективный, краткосрочный, информационно-творческий.
5. Актуальность темы: к сожалению, жизнь людей с ОВЗ продолжает оставаться очень трудной. Пока в России есть еще множество проблем, которые лишают этих людей возможности вести полноценный образ жизни и изолируют их от общества, оставляя один на один со своим несчастьем….
6. Цель проекта: формирование знаний у детей и родителей о людях с ограниченными возможностями здоровья.
7. Задачи проекта:
- Развивать и воспитывать нравственные качества детей: доброту, сочувствие, желание прийти на помощь людям инвалидам.
- Создать оптимальные условия для воспитания этих качеств.
- Использовать различные методы и приёмы для воспитания чувства толерантности к детям инвалидам.
8. Планируемые результаты:
Дети узнают:
- Полное и равное соблюдение прав человека и участие детей инвалидов в жизни общества
- Толерантное отношение к инвалидам
План реализации проекта.
Этапы проекта:
- Подготовительный этап:
- Выявление проблемы
- Определение цели проекта
- Подбор загадок, сказок, стихотворений, рассказов по теме проекта.
- Основной этап:
Направление деятельности | Содержание деятельности |
Беседы, рассказы |
|
Художественное творчество | - Рисование: «Мы разные, но мы вместе» - Аппликация: «Цветик-семицветик» |
Работа с родителями |
|
Игровая деятельность | Дидактические игры: «Профессии» «Собери картинку» «Доскажи словечко» «Непослушные пуговицы» |
Чтение художественной литературы | Рассказы, сказки, стихи - «Цветик-семицветик» В.Катаева - «Вовка-добрая душа» А.Барто - «Стойкий оловянный солдатик» - «Хроменькая уточка» - «Вежливым и добрым быть совсем не трудно» - «Иногда люди очень жестоки» - «Но давайте мы будем добрее» |
Прослушивание и разучивание песен | «Дорогою добра» «Улыбка» «Волшебник» |
- Заключительный этап:
- Выставка детских рисунков по проекту «Мир спасёт доброта»
- Оформление презентации (фото – отчет) о проделанной работе.
- Участие детей в муниципальном конкурсе детского рисунка «Мир прекрасный, мир удивительный», посвящённого Международному дню инвалидов.
Умение пользоваться проектным методом в реализации системно-деятельностного подхода – показатель высокой квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и развития детей.
Таким образом, такой подход способствует формированию ключевых компетентностей детей. Используя системно – деятельностный подход, мы стараемся выровнять стартовые возможности детей, идущих в 1 класс.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 02.05.2015) [электронный ресурс]. – Режим доступа : [http://base.consultant.ru].
Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения [Текст] / А.Г. Асмолов // Педагогика. – 2009. –
№4. – С.18-22.
Галимова, Р.А. Деятельностный подход к образованию ребенка дошкольного возраста как основа ФГОС дошкольного образования [Текст] / Р.А. Галимова. – Режим доступа: [http://irorb.ru/index.php?option=com_iew=art
id=219:holkina&catid=77:vs10-2&Itemid=119]
Дозморова, Е.В. Новая система оценивания образовательных результатов [Текст] / Е.В. Дозморова // Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса / сост. Т.В. Расташанская. – Томск: ТОИПКРО, 2010 – 52 с.
Малыгина, Л.Е. Системно-деятельностный подход в воспитании: проблемы и перспективы [Текст] / Л.Е. Малыгина, А.В. Малыгина // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф.- Челябинск: Два комсомольца, 2015. – С. 12-15.
Приложение
Добро – это показатель того, как человек относится к тем, кому повезло чуть меньше, чем нам. И пусть у всех здоровье будет крепким, а окружающий мир добрым и справедливым!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Юные пешеходы» Системно-деятельностный подход в работе с дошкольниками по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
Предложенная работа - попытка показать на практике системно-деятельностный подход в работе воспитателя по приобщению дошкольников к правилам безопасного поведения на дороге....
ДОКЛАД: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ"
ДОКЛАД: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ"...
Конспект ООД с использованием системно-деятельностного подхода
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию по ФГОС, тема "День рождения Матрёшки" (подготовительная группа)...
ООД с использованием системно - деятельностного подхода "Посылка для слона"
Конспект ООД с использованием системно - деятельностного подхода "Посылка для слона"...
СЦЕНАРИЙ детско-взрослого мероприятия по техническому моделированию с использованием системно-деятельностного подхода, Смарт - доски «Сказка- это детство!» с детьми старшего дошкольного возраста
Продолжать развивать умение детей конструировать по наглядным схемам, используя конструктор по образовательной робототехнике «FUN&BOT»...
Использование системно – деятельностного подхода в развитии познавательной деятельности дошкольников
В развитии познавательной деятельности мы используем системно – деятельностный подход, который обеспечивает условия для развития инициативы, самостоятельности ребенка в «открытии» но...
Использование системно – деятельностного подхода в развитии познавательной деятельности дошкольников
В развитии познавательной деятельности мы используем системно – деятельностный подход, который обеспечивает условия для развития инициативы, самостоятельности ребенка в «открытии» но...