Развитие коммуникативных навыков на музыкальных занятиях
статья (старшая группа)
В данной статье описаны коммуникативные навыки дошкольников на музыкальных занятиях. Как и с помощью чего можно развить эти навыки у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
guselshchikova_statya.docx | 20.05 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ.
Гусельщикова А.И.
Музыкальный руководитель
МАДОУ «Центр развития ребенка
детский сад №35«Родничок»
Аннотация: в данной статье раскрываются основные методы развития коммуникативных навыков у дошкольников на музыкальных занятиях. Предлагаются и разбираются упражнения и игры.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, ребенок, дошкольник, игры, музыкальные занятия, общение, музыка, песни, танцы.
В наше время, в век активного развития цифровых технологий, всё чаще во главе угла становится вопрос о коммуникации человека в обществе. С каждым годом растет количество людей, уходящих на дистанционную работу на дому. Из этого следует, что человек меньше появляется в обществе, реже имеет зрительные контакты с людьми и общение в целом. Также происходит и с детьми. Родители, занятые своей работой, дают ребенку телефон, чтобы он сам себя развлекал. Это начинается с раннего детства, и когда приходит время ребенку идти в детский сад или в школу, то появляется проблема в общении со сверстниками. С каждым днем данная проблема приобретает больший процент актуальности.
Для того, чтобы развить у ребенка коммуникативные навыки, следует заниматься этим постоянно. С самых первых занятий аккуратно вводить в свою работу игры и упражнения для развития общения.
Коммуникативные навыки следует развивать во всех видах деятельности: игровой, двигательной, познавательной, изобразительной, музыкальной. Музыка – играет важную роль в воспитании детей, она помогает справиться с многими проблемами.
Что же помогает развивать навыки коммуникации на музыкальных занятиях? В первую очередь это слушание музыки. С раннего возраста дети слушают короткие пьесы, а с возрастом музыкальные произведения увеличиваются. Дети, слушая музыку, учатся вниманию и проявлению заботы к другому. Они стараются не мешать воспринимать музыку, сидящему рядом соседу, а после учатся внимательно выслушивать друг друга при обсуждении музыки.
Для детей пение – это одно из видов занятий, которые они с удовольствием делают. С песней ребенок может легко справиться с любыми трудностями. Она благотворно влияет на психическое состояние. Исполнение песни помогает детям объединяться, прислушиваться друг к другу. Благодаря тексту в песнях детям проще понять данный жанр музыки. Для этого стоит уделять особое внимание подбору материала, который впоследствии будет использоваться для развития коммуникативных навыков. Например, для младшего возраста коммуникативная песня-игра «Здравствуйте», а для старшего - «Дружок-колобок» Е.Картушиной.
Проводя такие песни-игры можно изменять условия. Для большего общения попросить детей стать парами лицом к лицу. Также можно менять приемы пения: спеть по очереди (сначала девочки, потом мальчики), придумать слова к заданной мелодии, закончить мелодию, передать звук по цепочке. Примером может служить песенная игра «Змейка». Она помогает детям сфокусировать внимание на песне и делает всех участников ближе друг к другу. Игра «Змейка» учит дошкольников слушать поющего рядом, воспитывает чувство ответственности за другого и прививает любовь к музыке. Эта игра проводится на подготовленной и выученной заранее песни. Все участники по очереди пропевают одну строчку песни. Задача участников четко следить за процессом игры и не пропустить свою очередь.
Данная игра не требует особых дополнительных материалов или подготовки, так как обычная деятельность на музыкальных занятиях уже включает в себя разучивание и исполнении песен из детского репертуара. Эта игра помогает детям лучше слушать партнера, сидящих рядом участников хора.
В работе над коммуникативными навыками можно применять игры-танцы. Они развивают музыкальный слух, выразительность движений, ориентировку в пространстве, инициативность, простоту вступления в контакт, готовность для общения. Развивают эмпатию и сочувствие к партнёру. Многие коммуникативные танцы состоят из жестов и движений, которые в жизненном быту выражают дружелюбие, открытое отношение друг к другу. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательности между детьми.
Большую роль в развитии коммуникативных навыков занимает игра в оркестре. Эта сфера музыкальных занятий открывает перед детьми удивительный мир звуков, красоту каждого музыкального инструмента. Игра в коллективе учит совместной работе, не выделяться, а быть одним целым. Дети всегда ответственно подходят к данному виду деятельности и с огромным интересом выполняют всё, что их просят.
Игра в оркестре решает много задач. Таких как: неуверенность в себе, робость, нерешительность. Помогает справиться с поставленными задачами в форме игры. После музицирования на музыкальных занятиях, дети продолжают игра на инструментах в группе, в отведенных уголках. Они приходят домой и там устраивают концерты для своих игрушек.
Главная задача педагога при развитии коммуникативных навыков строить свою работу в форме игры. В такой форме работы детям проще и легче научиться чему-то новому, раскрепоститься и быть готовыми на контакт.
Игра «Ладонь в ладонь» развивает коммуникативные навыки, общение в парах, помогает преодолеть боязнь тактильного контакта. дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединённые таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, «гору», «реку» и т.д. Можно усложнить игру, если дать задание передвигаться прыжками, на корточках. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.
Для развития навыков общения и снятия телесных зажимов можно использовать игру «Дотронься». Дети становят в круг, в центр складываются игрушки. Ведущий произносит: «дотронься до… (глаза, колеса, хвост и т.д.)». Кто не нашел правильного предмета-водит. Игрушек должно быть меньше, чем детей. Если у детей коммуникативные навыки развиты плохо, на начальных этапах игры могут развиваться конфликты. Но в дальнейшем, при систематическом проведении бесед и обсуждении проблемных ситуаций с нравственным содержанием, с включением этой и подобных игр, дети научатся делиться, находить общий язык.
Таким образом, коммуникативные навыки - это способность правильно выстраивать своё поведение и управлять им. С помощью них можно устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми. Надо помнить, что чем раньше начать развивать у детей навыки коммуникации, тем быстрее они этому научаться. Главное в развитии не останавливаться. Регулярно использовать на своих занятиях игры, представленные выше или придуманные самим. С помощью этих игр и упражнений мы помогаем детям научиться общаться как со взрослыми так и со сверстниками. Учим выражать свои мысли на публике, взаимодействовать в группах людей.
ЛИТЕРАТУРА
- Амельков А.А. психологическая диагностика межличностного взаимодействия / А.А. Амельков. – Мозырь: Содействие, - М.:2011. – 108 с.
- Андреева Г.М. Социальная психология/Г.М.Андреева – М.: Аспект Пресс 1997. – 360с.
- Буренина А.И. «Коммуникативные танцы-игры для детей»: Учеб. пособие. – СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2004. – 215с.
- Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка/ Н.А.Ветлугина – М.: Просвещение, 1968. – 368с.
- Картушина М.Ю. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников в музыкальной деятельности / М.Ю. Картушина// Воспитатель дошкольного учреждения. – 2009. - № 4. – 37с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В статье кратко изложены факты, подтверждающие интегративные связи таких образовательных областей как музыка, коммуникация и социализация....
Развитие коммуникативных навыков детей в музыкальном музицировании
Из опыта работы. Развитие коммуникативных навыков в различных видах музыкальной деятельности...
консультация музыкального руководителя "Развитие коммуникативных навыков дошкольников через различные виды музыкальной деятельности"
консультация музыкального руководителя для педагогов ДОУ...
Аналитический анализ диагностики: влияния музыкально-театрализованной деятельности, на развитие коммуникативных навыков и творческих способностей старшего дошкольного возраста (2015-2016гг.)
Аналитический анализ диагностики...
«Создание условий на музыкальных занятиях для развития коммуникативных навыков»
В статье обобщены примеры создания условий на музыкальных занятияй для развития коммуникативных навыков...
Консультация для родителей "Коммуникативные игры в ДОУ в совместной работе педагога-психолога, учителя-дефектолога и музыкального руководителя как средство развития коммуникативных навыков"
Коммуникативные игры направлены на развитие коммуникативных навыков, т.е. навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умения слушать и слышать другого человека, развитие эмоци...