«Создание условий на музыкальных занятиях для развития коммуникативных навыков»
статья
В статье обобщены примеры создания условий на музыкальных занятияй для развития коммуникативных навыков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.26 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Создание условий на музыкальных занятиях для развития коммуникативных навыков».
Ни для кого не секрет, что умение общаться с людьми является неотъемлемой частью полноценной жизни каждого человека, залогом его успешной социализации. А потому для становления личности дошкольника, развития его внутреннего мира, чрезвычайно важно общение со сверстниками и со взрослыми. В последние годы в связи с изменениями, происходящими в мире, ростом технического прогресса, ускорением темпа жизни, именно эта сторона жизни ребёнка становится наиболее уязвимой.
Дошкольный возраст – тот важный период в жизни человека, когда закладываются основы наиболее необходимых для социализации умений, а потому достаточно серьёзную роль в формировании коммуникативных навыков играет детский сад и, в частности, музыкальная деятельность, как обладающая наиболее яркой эмоциональной палитрой.
Один из самых серьёзных видов музыкальной деятельности – слушание музыки. Умение слушать и слышать, понимать другого, следить за его мыслью, является базой для успешного взаимодействия. Именно слушая, ребёнок может решить для себя, что он понял и не понял, в какой помощи он нуждается и, соответственно, попросить что-то объяснить, повторить, высказать собственное мнение по поводу услышанного. И если в обычной речи внимание обращается, прежде всего, на вербальную сторону, то во время слушания музыки активно включается невербальное восприятие.
А ведь психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.
Мы говорим о динамике, диапазоне, тембре, темпе, ритме музыкального произведения или отдельных его частей – и замечаем, что именно эти составляющие невербальной системы являют собой индикатор чувств и эмоций. Участвуя в беседе о характере музыкального произведения, средствах музыкальной выразительности и изобразительности, ребята постепенно научаются сочувствовать, сопереживать персонажам музыкальных сказок, пьес, песен; сорадоваться им, начинают понимать, что и в жизни важно, с какой интонацией, в каком темпе звучит речь, когда нужно говорить тихо, а когда громко…
Для слушания произведений разного характера можно создать и разные мизансцены. Так колыбельную песню уютнее слушать, сидя или лёжа на ковре, а вот классическую музыку – в полукруге. Можно из стульчиков соорудить и поезд, и концертный зал, и даже космический корабль…
Не менее важно и то, что во время обсуждения прослушанного произведения, мы побуждаем ребёнка к освоению чрезвычайно необходимого умения – развёрнутого высказывания, когда дошкольник излагает свои мысли подробно и обстоятельно, наполняя при этом речь прилагательными и наречиями. Тут же мы обращаем внимание и на культуру общения – ведь не секрет, что детям свойственно проявлять нетерпение: суетиться, выкрикивать, перебивать друг друга.
Самым естественным видом деятельности дошкольника является игра. Играя на музыкальных занятиях, на вечерах досугов ребенок тоже приобретает навыки общения с людьми. Во время знакомства с какой-либо музыкально-дидактической игрой, он может быть поставлен в условия необходимости наиболее тесного взаимодействия с другими детьми. Особенно интересной может получиться игра, если дети будут участвовать в ней не каждый сам по себе, а в составе малых групп – по 3-6 человек. Внутри такой группы возникают условия для передачи и усвоения знаний и умений непосредственно от ребёнка к ребёнку, для оказания поддержки, помощи друг другу, уменьшается дистанция между детьми, начинает нарабатываться ситуационная терпимость (толерантность). В малой группе ребёнок постепенно научается прислушиваться к мнению своего ближайшего окружения, признавать, поддерживать его, согласовывать свои устремления с действиями товарищей.
При предоставлении детям возможности экспериментирования со звуками, они могут сами отыскать в этом разнообразном мире самые настоящие чудеса. Для этого подойдёт и время, отведённое для свободной самостоятельной деятельности, и тот же вечер досуга. Конечно, можно и одному постучать-позвенеть, но в компании это гораздо веселее и интереснее:
- Какой материал шуршит громче, а какой тише, и почему?
- Давай найдём похожую по тембру гремелку или шуршалку! Я нашёл! Тебе помочь?
- А что получится, если леску натянуть посильнее? Ты тяни, а я щипать буду!
- А что будет, если у тебя бутылка пустая, а моя – с водой, и мы подуем в них вместе?!
В ходе подобной экспериментальной деятельности дети начинают тянуться друг к другу, прислушиваться к мнению товарищей, договариваться, сопереживать неудаче друга, радоваться общим маленьким открытиям и победам.
Но вот ребёнок берёт в руки музыкальный инструмент… И мы обращаем внимание, что у каждого инструмента свой голос, своё настроение: барабан может сердиться, может командовать, гусли успокаивают, утешают… А помните цирковую репризу, в которой клоуны общаются друг с другом при помощи свистков?.. И вот получается не просто оркестр – а целый «музыкальный разговор», в котором тоже заложены крупицы невербального общения самих детей.
Теперь обратимся к такому виду музыкальной деятельности как пение. Не случайно сказано: «Нам песня строить и жить помогает!» Начиная с самых простых песенок и попевок, мы закладываем в подсознание ребёнка маленькие кирпичики коммуникативных навыков. Особенно это проявляется в песенках-диалогах:
- Зайчик-зайчик, что ты грустный?
- Не найду листок капустный.
- А какой?
- Вот такой: круглый, белый да крутой!
– Гуси, гуси, где ваш дом?
– Возле речки, под кустом.
– Зайчик, зайчик, где ты был?
– На лужок гулять ходил
или
— Я в лесу дрова рубил.
И тем более интересной становится игра, когда дети не ограничены точной мелодией, а импровизируют, сочиняют свои варианты.
Незатейливая песенка (например, дуэт «Это для тебя!», музыка И. Пономаревой из сборника «Детский сад наш дорогой» выпуск № II, с.22) может превратиться в маленькую сценку с несколькими действующими лицами. И в процессе инсценирования ведётся речь о чувствах и поступках персонажей, отмечается, кто из них вежлив, приятен в общении, а кто не очень, и почему.
Нередко случается так, что дети довольно неприязненно относятся друг к другу. Подобный негативизм особенно резко проявляется тогда, когда мы начинаем разучивать с детьми парные танцы и для решения этой непростой задачи, как нельзя лучше, подойдут коммуникативные танцы-игры.
Каковы же особенности коммуникативных танцев-игр?
Во-первых, это в основном танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания (кто лучше пляшет) и т. д. Движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание.
В коммуникативных танцах-играх (помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т. д.) могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:
- Развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
- Развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
- Развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе.
Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.
Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна. Использовать их можно в самых разнообразных формах работы с детьми (и не только с детьми) – и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях.
Настоящим кладезем музыкального материала, полезного для развития живого общения, является фольклор, традиционное русское народное творчество.
Именно в фольклорном материале мы находим достаточно много шуток-дразнилок, которые на первый взгляд, могут показаться обидными, а на самом деле являются как бы прививкой от этой самой обидчивости – ведь ребёнок живёт не в теплице, и мы не можем оградить его от всех на свете неприятностей, а потому необходимо научить его некоторым элементам коммуникативной защиты. Дразнилки – столь привычное для детей явление – лучше всего подходят на эту роль. Психологи считают, что народные дразнилки учат подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, развивают чувствительность к нелепым жизненным ситуациям. Ту же роль, в сущности, играет и ещё одна форма русского народного творчества – частушка, столь любимая и детьми, и взрослыми...
Ни для кого не является секретом, что, в значительной степени, успех учебной, воспитательной деятельности определяется личностными качествами самого педагога, его желанием развиваться, самосовершенствоваться.
КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ подразумевает умение общаться, устанавливать доброжелательные отношения с детьми, коллективом педагогов, родителями. Большое значение имеют личностные качества музыкального руководителя (воспитателя): любовь к детям, терпение, справедливость, доброжелательность, уравновешенность, а также глубокие профессиональные знания, способность творчески применять их в работе. Для осуществления этой функции важно владеть коммуникативными умениями – находить подход к каждому воспитаннику, учитывая его склонности, интересы, уровень развития музыкальных способностей; оказывать внимание каждому ребенку; сохранять чувство юмора; уметь переключать внимание детей, когда возникают конфликтные ситуации.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что вовлекая детей в разнообразные виды музыкальной деятельности, мы, тем самым, оказываем мощное воздействие на становление личности ребенка (развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков и т. д.), что в дальнейшем благоприятно скажется на его умении адаптироваться в сложных, быстро меняющихся условиях современной реальности.
Литература:
- Материалы интернета (статья музыкального руководителя ГБДОУ №71 СПб «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в различных видах музыкальной деятельности».)
- О. П. Радынова «Музыкальное воспитание дошкольников». Москва, Владос, 1994 г. (Выдержка из статьи «Функции музыкального руководителя и воспитателя»).
- А. И. Буренина «Коммуникативные танцы-игры для детей. «Музыкальная палитра» СПб 1994 г. (Вступительная статья).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты воспитательных занятий по развитию коммуникативных навыков общения.
Данный материал содержит конспекты воспитательных занятий по развитию коммуникативных навыков общения детей....
Конспект нод по программе "Камертон". Музыкальное занятие по развитию певческих навыков "Музыкальные ступеньки" в подготовительной группе.
Музыкальное занятие по развитию певческих нааыков по программе "Камертон", с использованием презентации (слайды и слайды для пения по ручным знакам, слайды с опорными картинками к песне)....
Конспект-занятия тренинга развития коммуникативных навыков дошкольников (старше-подготовительная группа)
Цель: Формирование навыков позитивного, созидательного общения. Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе общения. Учить употреблять в речи вежливые слова: “спасибо”, “пожалуйста”, “здрав...
конспект музыкального занятия по развитию певческих навыков " Музыкальный волчок"
музыкальное занятие "Музыкальный волчок"...
Конспект открытого интегрированного занятия по развитию коммуникативных навыков в старшей группе №5 дошкольного отделения.
Занятие разработано и проведено Чвиковой(Абраменковой) И.В. и Захаровой Т.Н....
Создание условий для проведения занятий по социально-коммуникативному развитию.
Выступлениена методическом объединении воспитателей и специалистов дошкольных образовательных организаций...
Презентация "Музыкальные игры для развития коммуникативных навыков у детей с ТНР"
Общение - одна из основных психологических категорий. Человек становиться личностью в результате взаимодействия с другими людьми.Большое влияние на становление коммуникативной сферы оказывает развитие...