РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
статья по музыке по теме

Карпова Татьяна Анатольевна

В статье кратко изложены факты, подтверждающие интегративные связи таких образовательных областей как музыка, коммуникация и социализация.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КАРПОВА Т.А.,
музыкальный руководитель ГБДОУ № 71,
Санкт-Петербург

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников
в различных видах музыкальной деятельности.

     Ни для кого не секрет, что умение общаться с людьми является нетъеслемой частью полноценной жизни каждого человека, залогом его успешной социализации. А потому для становления личности дошкольника, развития его внутреннего мира, чрезвычайно важно общение со сверстниками и со взрослыми. В последние годы в связи с изменениями, происходящими в мире, ростом технического прогресса, ускорением темпа жизни, именно эта сторона жизни ребёнка становится наиболее уязвимой. Взрослые члены сеьи, как правило, работают, обеспечивая материальное благополучие, а в арсенале детских развлечений всё большее место занимают телевизор и компьютер, порой предлагающие далеко не самые полезные для подражания примеры поведения, да и попросту, лишающие ребёнка живого общения. В результате, часто именно проблема общения становится едва ли не самой важной жизненной проблемой, лишающей человека возможности нормально учиться, работать и полноценно отдыхать.
    Специалисты насчитывают в наше время около 50 различных коммуникативных умений, необходимых для жизни в современном мире. Отмечается также, что для овладения многими из них сейчас люди посещают специальные курсы и проходят специальные тренинги, в то время, как ещё в Х1Х веке ими вполне владели выпускники гимназий.
    Дошкольный возраст – это именно тот важный период в жизни человека, когда закладываются основы наиболее необходимых для социализации умений, а потому достаточно серьёзную роль в формировании коммуникативных навыков играет детский сад и, в частности, музыкальная деятельность, как обладающая наиболее яркой эмоциональной палитрой.

      Начнём с приветствия. Здороваемся мы с детками обязательно «музыкально» - это и распевание приветственных слов по 5-3-1 ступеням мажорного трезвучия, и пластическое приветствие, и короткие шуточные песенки… Приветствие во время праздника, вечера досуга может отличаться более игровой формой: «пушистый воздушный привет» от персонажа всем ребятам, приветствие-цепочка (хлопок по ладони одного ребёнка и последующая его передача другим детям), приветствие-песенка «добрым молодцам», «красным девицам», «всем, кто умеет топать ножкой», «всем, кто умеет хлопать в ладоши», ну и конечно же, «всем, кто любим улыбаться»! Таким образом, с первой же минуты музыкальное занятие, досуг, праздник неназойливо вырабатывает у детей привычку приветствовать друг друга добрым словом, улыбкой, дружественным жестом.

     Один из самых серьёзных видов музыкальной деятельности – слушание музыки. Умение слушать и слышать, понимать другого, следить за его мыслью, является базой для успешного взаимодействия. Именно слушая, ребёнок может решить для себя, что он понял и не понял, в какой помощи он нуждается, и соответственно, попросить что-то объяснить, повторить, высказать собственное мнение по поводу услышанного. И если в обычной речи внимание обращается, прежде всего, на вербальную сторону, то во время слушания музыки активно включается невербальное восприятие. А ведь психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Мы говорим о динамике, диапазоне, тембре, темпе, ритме музыкального произведения или отдельных его частей – и замечаем, что именно эти составляющие невербальной системы являют собой индикатор чувств и эмоций. И вот перед нами «жалуется, плачет» больная кукла, вот гордый, стремительный смелый наездник, вот высказывает обиду на повара кисонька, а вот смеются веселящие детей клоуны… Ласковыми и грубыми, извиняющимися и прощающими, пугающими и ликующими, лёгкими и напряжёнными, таинственными и яркими, блистающими, застенчивыми и уверенными в себе предстают перед детьми персонажи музыкальных произведений, и ребята постепенно научаются сочувствовать, сопереживать, сорадоваться им, начинают понимать, что и в жизни важно, с какой интонацией, в каком темпе звучит речь, когда нужно говорить тихо, а когда громко… Мимика, жесты, то, с какими эмоциями мы встречаемся – на всё это мы обращаем внимание во время слушания музыкального произведения.
    Для слушания произведений разного характера можно создать и разные мизансцены. Так колыбельную песню уютнее слушать, сидя или лёжа на ковре, а вот классическую музыку – в полукруге. Можно из стульчиков соорудить и поезд, и концертный зал, и даже космический корабль…
    Не менее важно и то, что во время обсуждения прослушанного произведения, мы побуждаем ребёнка к освоению чрезвычайно необходимого умения – развёрнутого высказывания, когда дошкольник излагает свои мысли подробно и обстоятельно, наполняя при этом речь прилагательными и наречиями. Тут же мы обращаем внимание и на культуру общения – ведь не секрет, что детям свойственно выкрикивать, перебивать друг друга.

      Самым естественным видом деятельности дошкольника является игра. Играя на музыкальных занятиях, на вечерах досуга, ребёнок тоже приобретает навыки общения с людьми. В процессе всем известных музыкально-дидактических игр ребёнок может быть поставлен в условия необходимости взаимодействия с другими детьми. Особенно интересной может получиться игра, если дети будут участвовать в ней не каждый сам по себе, а в составе малых групп – по 3-6 человек. Внутри такой группы возникают условия для передачи и усвоения знаний и умений непосредственно от ребёнка к ребёнку, для оказания поддержки, помощи друг другу, уменьшается дистанция между детьми, начинает  нарабатываться  ситуационная терпимость (толерантность). В малой группе ребёнок постепенно научается прислушиваться к мнению своего ближайшего окружения, признавать, поддерживать его, согласовывать свои устремления с действиями товарищей.
    При предоставлении детям возможности экспериментирования со звуками, они могут сами отыскать в этом разнообразном мире самые настоящие чудеса. Для этого подойдёт и время, отведённое для свободной самостоятельной деятельности, и тот же вечер досуга. Конечно, можно и одному постучать-позвенеть, но в компании это гораздо веселее и интереснее:
-  Какой материал шуршит громче, а какой тише, и почему?
- Давай найдём похожую гремелку! Я нашёл! Тебе помочь?
- А что получится, если леску натянуть посильнее? Ты тяни, а я щипать буду!
- А что будет, если у тебя бутылка пустая, а моя – с водой, и мы подуем в них вместе?!
    В ходе подобной экспериментальной деятельности дети начинают тянуться друг к другу, прислушиваться к мнению товарищей, договариваться, сопереживать неудаче друга, радоваться общим маленьким открытиям и победам.

      Но вот ребёнок берёт в руки музыкальный инструмент… И мы обращаем внимание, что у каждого инструмента свой голос, своё настроение: барабан может сердиться, может командовать, гусли успокаивают, утешают… А помните цирковую репризу, в которой клоуны общаются друг с другом при помощи свистков?.. И вот получается не просто оркестр – а целый «музыкальный разговор», в котором тоже заложены крупицы невербального общения самих детей.

     Теперь обратимся к таком виду музыкальной деятельности как пение. Не случайно сказано: «Нам песня строить и жить помогает!» Начиная с самых простых песенок и попевок,  мы закладываем в подсознание ребёнка маленькие кирпичики коммуникативных навыков. Особенно это проявляется в песенках-диалогах:
- Зайчик-зайчик, что ты грустный?
- Не найду листок капустный.
- А какой?
- Вот такой: круглый, белый да крутой!
    И тем более интересной становится игра, когда дети не ограничены точной мелодией, а импровизируют, сочиняют свои варианты.
    Когда мы учим ту или иную песенку, мы обязательно поём не только ротиком, язычом. С младшего возраста я предлагаю детям петь глазками, ручками, головкой. Перед нами всегда картинки-личики – изображения разлиных человеческих эмоций. В процессе разучивания детям часто предлагается спеть песню или её часть в образе того или иного персонажа. Ведь одна и та же мелодия будет звучать совершенно по-разному, если она окрашена разными интонациями. Например, малым группам предлагается спеть песенку «Едет-едет паровоз» от лица
- вечно недовольного Бармалея, которого веселье раздражает;
- иностранца, который в первый раз увидел такую диковину и очень удивился;
- весёлых зайчат, которые на этом паровозе едут в гости к ёжику.
    Незатейливая песенка может превратиться в маленькую сценку с несколькими действующими лицами. И в процессе инсценирования ведётся речь о чувствах и поступках персонажей, отмечается, кто из них вежлив, приятен в общении, а кто не очень, и почему.

      Нередко случается так, что дети довольно неприязненно относятся друг к другу. Подобный негативизм особенно резко проявляется тогда, когда мы начинаем разучивать с детьми парные танцы… И тут нам на помощь приходят коммуникативные массовые танцы – чудесное изобретение ещё наших предков.
    Известно, что танец был средством коммуникации ещё до появления вербального общения. Ощущения и чувства единения и гармонии в массовых танцах и сегодня дают людям эмпатическое понимание друг друга.
    Коммуникативные танцы со сменой партнёра, как правило, имеют простые фигуры и движения, доступны для исполнения в самых разных возрастных группах. С их помощью развивается лёгкость вступления в контакт детей друг с другом, инициативность, естественным образом снимаются зажимы, появляется чувство уверенности в себе, значимости в коллективе, поднимается уровень самооценки. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, дружественные жесты, способствуют развитию доброжелательности между детьми и, тем самым, нормализации микроклимата в детском коллективе. Доступность коммуникативных танцев позволяет использовать их и на занятиях, и на праздниках и вечерах досуга, подключать к участию в них родителей.

      Настоящим кладезем музыкального материала, полезного для развития живого общения, является фольклор, традиционное русское народное творчество. «В хороводе были мы…» - и чего только ни видели – здесь и песня, и пляска, и пантомимические изображения действий бытового характера, и характерные персонажи: зайчик, козёл, лебёдушка, ворон, воробей, парень и девушка, сонный Дрёма, больной ворчливый Дударь…  Именно в фольклорном материале мы находим достаточно много шуток-дразнилок, которые на первый взгляд, могут показаться обидными, а на самом деле являются как бы прививкой от этой самой обидчивости – ведь ребёнок живёт не в теплице, и мы не можем оградить его от всех на свете неприятностей, а потому необходимо научить его некоторым элементам коммуникативной защиты. Дразнилки – столь привычное для детей явление – лучше всего подходят на эту роль. Психологи считают, что народные дразнилки учат подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, развивают чувствительность к нелепым жизненным ситуациям.  Ту же роль, в сущности, играет и ещё одна форма русского народного творчества – частушка, столь любимая и детьми, и взрослыми...

      Хочется сказать пару слов и о той деятельности, которая, хотя сама по себе, музыкальной может и не быть, всё же связана с музыкой непосредственно – это театрализация и театральная игра. Театра без общения нет- это общеизвестный факт. Тогда почему бы не придти к общению через театр? От маленькой инсценированной песенки – двух строчек:
- Киска, где была?
- Молочко пила!
до красивой постановки «Кошкин дом», в которой могут принять участие дети самого разного возраста, куда могут войти и песни, и танцы, которая учит доброжелательности, терпимости, в процессе работы над которой может возникнуть масса самых интересных проблемных ситуаций, решая которые, ребята будут учиться искусству общения друг с другом…

      Ребята вырастают, идут в школу, но многие с радостью приходят в детский сад, играют с малышами на праздниках, участвуют в вечерах досуга, те, кто учится в музыкальной школе – выступают перед дошкольниками, рассказывают им о своих музыкальных инструментах. Такая получается преемственность…
    И пусть дети, которых мы воспитываем, не станут музыкантами, но если музыка помогает им стать хорошими людьми и научиться жить среди людей – значит, мы работаем не зря.
     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной сферы дошкольников через различные виды музыкальной деятельности

Музыка, как действенное средство художественно-эстетического воспитания, развивает эмоциональную отзывчивость ребёнка, его культуру чувств, формирует чувственно-эмоциональную способность человек...

Педагогический опыт «Формирование и развитие коммуникативно – личностных качеств и эмоционально – творческих способностей дошкольников через различные виды музыкальной деятельности».

Тема моего педагогического опыта: «Формирование и развитие коммуникативно – личностных качеств и эмоционально – творческих способностей дошкольников через различные виды музыкальной деятельности». Эту...

Консультация "Развитие коммуниктивных навыков у дошкольников через рзличные виды музыкальной деятельности"

Общение - одна из основных психологических категорий. Человек становиться личностью в результате взаимодействия с другими людьми. В педагог...

Развитие чувства ритма у дошкольников в различных видах музыкальной деятельности

Мастер-класс музыкального руководителя "Развитие чувства ритма у дошкольников в различных видах музыкальной деятельности"...

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через различные виды музыкальной деятельности

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через различные виды музыкальной деятельности...