Проект "Листая страницы смоленской истории"
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Проект "Листая страницы смоленской истории"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
akimova_proekt_listaya_stranitsy_smolenskoy_istorii.docx | 43.58 КБ |
akimova_prilozheniya_k_proektu_listaya_stranitsy_smolenskoy_istorii.docx | 87.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный конкурс
инновационных проектов,
программ, методических разработок
по сотрудничеству с семьями воспитанников
Номинация
Авторский инновационный проект
Акимова Кристина Сергеевна
(фамилия, имя, отчество)
музыкальный руководитель
(должность)
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска
(полное наименование образовательной организации, район/город)
«Листая страницы смоленской истории…»
(название разработки)
2020 год
Пояснительная записка
Проблема сотрудничества педагогов и родителей в настоящее время является актуальной. На этом фоне разрабатываются различные программы и новые формы взаимодействия ДОУ и семьи.
Решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей, изучали семьи, их воспитательные возможности, а также вовлекали родителей в образовательную деятельность ДОУ.
Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, а также активном включении педагогов ДОУ и членов семей воспитанников в воспитательный процесс.
Привлечение родителей к участию в образовательном процессе способствует повышению их общей педагогической культуры, предоставляет возможность лучше понять собственного ребенка, адекватно оценить его развитие, поведение и общаться с ним.
Семья оказывает на ребенка значительное воспитательное воздействие, ни один педагог не может сравниться с родителем. Воспитание в семье и работа педагогов в ДОУ дополняют друг друга, в результате чего ребенок получает гармоничное развитие.
В установлении контакта с родителями главная роль отводится педагогическому коллективу. Но в тоже время, и родители должны проявлять активность и содействовать установлению положительных отношений с педагогами ДОУ.
Современный детский сад помогает семье. Он обучает и консультирует родителей, передаёт традиции и воспитывает человека будущего. И с этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где воспитывают и развивают детей.
Таким образом, можно сказать, что тесное сотрудничество и взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семей его воспитанников действительно имеет большое значение в воспитании разносторонне развитых, физически и психически здоровых детей.
1. Наименование проекта - «Листая страницы смоленской истории…».
2. Срок реализации проекта - долгосрочный (сентябрь 2020 г. - май 2021 г.).
3. Вид деятельности проекта - исследовательски-творческий.
4. Направления деятельности проекта - историко-краеведческое, духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, здоровьесберегающее.
4. По составу участников и их объединению - групповой, индивидуальный, с привлечением родителей (законных представителей), педагогов ДОУ.
5. Руководитель проекта - Акимова К.С., музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда».
6. Описание проблемы, решению которой посвящен проект.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения на сегодняшний день одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
К сожалению, современные дети имеют поверхностное представление о событиях исторического прошлого нашей страны. В решении этой проблемы большая роль отводится дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте закладывается основы нравственных качеств ребенка. В связи с этим перед коллективом педагогов дошкольного учреждения стоят задачи формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, а также взаимодействия семьи и ДОУ.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания - проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проекта «Листая страницы смоленской истории» позволит задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевает единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками станут и родители воспитанников.
Память об истории нашего города, его героических подвигах, участии в Великой Отечественной войне - это не только хроника, летопись и дневники, но и исторические уроки, вобравшие в себя социальный опыт прошлого, устремленные в настоящее и будущее. Передать эстафету памяти, показать воспитанникам ДОУ величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу - одна из задач гражданско-патриотического воспитания МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда».
8 июля 2019 года Президент РФ В.В.Путин подписал указ о проведении в 2020 году Года памяти и славы в целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. И я решила создать проект, позволяющий приобщить воспитанников к истории и традициям Смоленской земли, так и вовлечь родителей (законных представителей) в данный вид деятельности, чтобы ещё более сплотить отношения в семье, так и связь ДОУ и семьи.
7. Краткое содержание проекта.
В проекте представлена работа музыкального руководителя по решению проблемы патриотического воспитания дошкольников на музыкальных занятиях через несколько проектов, которые знакомят с историей Смоленской области, народными и общепринятыми праздниками, отражающими героические подвиги смоленских жителей (празднования Дня города-героя Смоленска, Дня Защитника Отечества, Дня Победы, а также присоединение к Всероссийской социальной акции «Бессмертный полк»).
8. Основные цели и задачи проекта.
Цели проекта:
- возрождение и сохранение в семьях воспитанников народных традиций, памяти о родных, солдатах Великой Отечественной войны и участниках трудового фронта, воспитание чувства уважения к героическому прошлому Смоленщины;
- привлечение родителей к образовательной и воспитательной деятельности воспитанников, а также сплочение коллектива педагогов и семей воспитанников ДОУ.
Задачи проекта:
- способствовать формированию у детей интереса к истории своей семьи, малой Родины, страны;
- формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину;
- воспитывать чувства патриотизма у детей дошкольного возраста, развитие гражданской позиции, любви к Родине, патриотизма;
- создать условия для расширения и совершенствования знаний об истории родного города, Смоленской области;
- развивать умение составлять рассказ о своей семье, обогащать словарный запас;
- сохранять преемственность поколений на основе исторической памяти, на примерах героического прошлого народа;
- воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважительное отношение к старшему поколению;
- внедрять новые формы работы по патриотическому воспитанию;
- наладить взаимодействие с родителями в воспитании у дошкольников патриотических чувств через художественную литературу, театральную деятельность, средствами музыкального и художественно-эстетического воспитания;
- способствовать приобщению к традициям и культуре Смоленщины через знакомство с фольклорным материалом Смоленской области
9. Основная целевая аудитория, на которую направлен проект.
Данный проект подразумевает участие дошкольников всех возрастов, их родителей (законных представителей), а также школьников, студентов, преподавателей (в рамках сотрудничества ДОУ с другими образовательными организациями). Присоединиться к данному проекту может любой желающий.
В дальнейшей перспективе хотелось бы привлечь ещё большее количество людей, заинтересованных данной проблемой.
10. Основные принципы:
- принцип воспитания в коллективе и через коллектив: развитие социальной направленности личности ребенка; посредованность педагогического воздействия: воспитательные намерения и действия педагогов должны проводиться незаметно для детей;
- принцип сотрудничества: дети, педагоги и родители - вместе;
- принцип гуманизации личностных отношений: только уважительные отношения между всеми участниками проекта, терпимость к любому мнению, доброе и внимательное отношение ко всем;
- принцип культуросообразности: образование должно открывать ребёнку дверь в мировую культуру (основываться на культурных общечеловеческих ценностях) через постижение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры (Смоленской области);
- принцип адаптивности: каждый должен чувствовать себя как дома, найти своё место в семье-детском саду;
- принцип творчества и успеха: индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося;
- принцип энциклопедичности: отбор содержания знаний из разных областей действительности (социальный мир, общение, природа, культура);
- принцип индивидуальности: учёт индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка;
- принцип доступности: соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей;
- принцип наглядности: широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстраций, фотографий, памятников, достопримечательностей, репродукций картин художников, музыкальных номеров и т.д.;
- принцип последовательности: планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
- принцип занимательности: изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата;
- принцип активности и сознательности всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых и эффективных форм и методов работы с детьми по данной проблеме;
- принцип комплексности и интегрированности: взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
- принцип целевой направленности: организация деятельности направленной на результат.
11. Формы работы, используемые при реализации проекта:
- внеурочные мероприятия: смотры-конкурсы, выставки;
- мероприятия, посвящённые важным историческим датам (Дню города, Дню Защитника Отечества, Дню Победы);
- коллективные творческие и волонтёрские дела;
- спортивные состязания;
- акции «Георгиевская ленточка» и «Наш Бессмертный полк»;
- посещение музеев, выставок боевой и трудовой славы, концертов;
- встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими, с детьми войны;
- взаимосвязь с другими образовательными организациями;
- экскурсии по родному городу;
- изучение истории и культуры Смоленской области.
12. Ожидаемые результаты проекта, их социальная и воспитательная значимость.
Реализация проекта будет способствовать:
- повышению ценностного отношения всех участников проекта к проблеме патриотического развития подрастающего поколения;
- совершенствованию действующей системы работы ДОУ по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, а также работе с семьями воспитанников;
- использованию эффективных форм патриотического воспитания дошкольников в учебной и внеучебной деятельности ДОУ;
- сплочению коллектива ДОУ с семьями воспитанников.
В результате реализации проекта ожидается:
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности ДОУ;
- повышение интереса к изучению материалов об истории Смоленской земли;
- приобщение дошкольников к боевым и трудовым традициям своего народа;
- вовлечение дошкольников в активную научно-исследовательскую, творческую деятельность;
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей и стремления к самообразованию;
- в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны и своей малой Родины, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной: формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конкретные ожидаемые результаты реализации проекта:
- организация и проведение цикла тематических мероприятий и акций гражданско-патриотической направленности;
- создание информационного стенда по патриотическому воспитанию школьников;
- пополнение информации по социальной акции «Наш Бессмертный полк» (сбор и оформление информации о родственниках дошкольников, педагогов - участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла);
- пополнение мини-музея «Быт смоленского края»;
- развитие интереса к изучению истории своего родного края и отечества;
- сохранение и укрепление физического и духовного здоровья дошкольников;
- повышение эффективности деятельности по охране здоровья дошкольников;
- привлечение семьи и общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию дошкольников.
В долгосрочной перспективе хотелось бы увеличить количество участников социальной акции «Наш Бессмертный полк», пригласить другие ДОУ и организации к организованному шествию, выйти за пределы территории ДОУ на День Победы и присоединится к массовому Бессмертному полку города Смоленска.
13. Количественные показатели проекта.
Социальную акцию «Наш Бессмертный полк» проводим с 2017 года. Изначально в строй Бессмертного полка приглашались лишь воспитанники старших и подготовительных групп (около 70 человек).
С 2018 года в организованном шествии принимают участие все воспитанники МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда», находящиеся 8 мая на территории детского сада, их родители, приглашённые гости, а также педагогический состав, персонал ДОУ.
В 2019 году организованным шествием-маршем по территории ДОУ прошли более 200 человек, в их числе - воспитанники ДОУ, родители, школьники, приглашённые гости.
Данное мероприятие было освящено в новостях Администрации города Смоленска (на официальном сайте) - https://www.smoladmin.ru/press-centr/novosti/yunye-smolyane-prisoedinilis-k-akcii-bessmertnyj-polk/.
Содержание
I этап - предварительный: мониторинг знаний детей, анкетирование родителей, изучение литературы, подготовка материала по проблеме проекта и т.д.
II этап - основной: представлен календарным планом реализации мероприятий проекта «Листа страницы смоленской истории…».
Календарный план реализации мероприятий проекта
«Листая страницы смоленской истории…»
№ п/п | Мероприятие | Сроки |
Составление плана мероприятий проекта | Сентябрь 2020 года | |
Изучение и подбор научно-методической литературы, детской художественной литературы по данному проекту, иллюстративного материала, видеофильмов о городе-герое Смоленске, его истории, о Великой Отечественной войне. Выявление первоначальных знаний воспитанников ДОУ о войне, о праздниках - Дне города-героя Смоленска, Дне Защитника Отечества, Дне Победы | Сентябрь 2020 года | |
Информирование родителей о предстоящем проекте, анкетирование по проблеме проекта | Сентябрь 2020 года | |
Подготовка музыкально-творческого проекта «Мы славим край, где мы живём» (Приложение №1) | Сентябрь 2020 года | |
Проведение мероприятия, посвящённого празднованию Дня города-героя Смоленска «Лучший город Земли» (Приложение №1) | 25 сентября 2020 года | |
Знакомство воспитанников старших и подготовительных групп ДОУ с историей Великой Отечественной войны (посещение тематических музеев, выставок) | Январь 2021 года | |
Подготовка познавательно-творческого проекта «Мы славим край, где мы живём» (Приложение №2) | Февраль 2021 года | |
Проведение семейного праздника с участием детей и родителей, посвящённого празднованию Дня Защитника Отечества (Приложение №2) | 20 февраля 2021 года | |
Подготовка и проведение тематических занятий - НОД, связанных с празднованием Дня Победы | Апрель 2021 года | |
Выставка рисунков, поделок, посвящённых Дню Победы | Конец апреля - начало мая 2021 года | |
Подготовка педагогического проекта «Навстречу Дню Победы» (Приложение №3) | Конец апреля - начало мая 2021 года | |
Проведение праздника «О той Великой весне», посвященного Дню Победы (Приложение №3) | 7 мая 2021 года | |
Социальная акция «Наш Бессмертный полк» - организованное шествие со штендерами на территории ДОУ (Приложение №4) | 7 мая 2021 года | |
Анализ, презентация результатов деятельности по проекту (фото-, видеоотчет проделанной работы, презентации и др.) | Май 2021 года | |
Оформление новостей на страницах сайта ДОУ | В течение всего проекта |
III этап - заключительный: подведение итогов работы по проекту, мониторинг знаний детей, анкетирование родителей о проделанной работе, составление плана работы на следующий учебный год.
Список литературы:
- Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. - М.: ЦГЛ, 2005. - 246 с.
- Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. - М.: ТС Сфера, 2006. 192 с.
- Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду.
- Киласьева Е.А. Воспитание патриотических чувств у дошкольников через взаимодействие трех поколений. / Е.А. Киласьева // Ребенок в современном мире: Материалы III Международной конференции (29 мая 2013 г.): Сборник научных трудов / Научный ред. д.п.н., проф. И.А. Рудакова. - М.: Издательство «Спутник», 3013. - С 160-164.
- Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - С.-Петербург, 1998.
- Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. / Дошкольное воспитание, № 5/1993.
- Комратова, М.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера 2007. - 224 с.
- Кошелев Я.Р. Весенне-летние народные праздники на Смоленщине. Смоленск, 2002. -154 с.
- Кошелев Я.Р. Народное творчество Смоленщины. Смоленск, 1997. - 235 с.
- Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики. - Новосибирск, Просвещение, 1987.
- Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Новицкая М.Ю. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным компонентом образования. - М, 2006.
- Науменко Г.М. Фольклорный праздник изд. - М.: Линка - пресс - 2000г.- 224с.
- Остроух Г.А. Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей детей. / Дошкольное воспитание, №9/1994.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант): / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 368 с.
- Пьянкова С. В. Свадебные песни родины Глинки. - М., 1977.
- Пьянкова С.В. Народные песни Смоленской области. Вып. 1,2. - Смоленск, 1988, 1991.
- Пьянкова С.В. Детский фольклор Смоленской области. - Смоленск, 1993.
- С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 192 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации («Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования) от 17 октября 2013 г. № 1155.
- Шаламова, Е.И. Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию ДОУ. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009. - 106 с.
- Штанько. И.В. Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход - М.: ТЦ, 2007.
- Якобсон С.Г., Гризик Т.И., Доронова Т.Н., Соловьёва Е.В., Екжанова Е.А. «Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования».- М.: «Просвещение», 2014.
Предварительный просмотр:
Приложение №1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28 «Надежда»
Музыкально-творческий проект
«Мы славим край, где мы живем», посвященный празднованию
Дня города Смоленска
Подготовила:
музыкальный руководитель
Акимова К.С.
Смоленск 2020, сентябрь
Паспорт проекта
Актуальность
Мы живем в городе Смоленске, который является центром Смоленской области, городом-героем воинской славы. У города богатая история, с которой дети знакомятся, посещая музеи и памятные места. Нам, педагогам, необходимо использовать это наследие во благо воспитания нового поколения. Каждый дошкольник должен осознать себя сначала членом своей семьи, частью родного города как неотъемлемой частью малой Родины - края, где родился и живет, потом гражданином своей области, города, а также страны России и, конечно, жителем планеты Земля.
Почему темой проекта стало патриотическое воспитание подрастающего поколения?
Под патриотическим воспитанием мы понимаем такое взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на приобщение к истокам национальной культуры, к истории и природе родного края, на формирование чувства сопричастности и привязанности к малой Родине и общечеловеческих нравственных качеств.
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, включаться во все виды деятельности. При выстраивании педагогического процесса в рамках проекта необходимо опираться на следующие принципы:
- историзм - реализуется путем следования хронологическому порядку исторических событий;
- гуманизация - предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноценного партнера;
- дифференциация - заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка с учетом его индивидуальности;
- интегративность - реализуется в сотрудничестве с семьей, с музеями.
Реализация данного направления деятельности не требует организации дополнительных занятий, а органично вплетается в различные виды детской деятельности, предусмотренные программой дошкольного образования.
Таким образом, данный творческий проект дает возможность воспитать свободную творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, смело ориентирующуюся в современном мире и готовую жить в согласии и мире со всеми народами.
Наименование проекта | Музыкально-творческий проект «Мы славим край, где мы живем» |
Адресация проекта | Проект предназначен для совместной деятельности педагогов с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями |
Участники проекта | Музыкальный руководитель, воспитатели, родители и воспитанники групп «Лучики» и «Радуга» |
Цель проекта | Формирование нравственных и патриотических ценностей, воспитание любви к родному краю через изучение истории, а также приобщение к музыкальным традициям Смоленской области |
Задачи проекта | - развивать представления о Родине, родном крае; - воспитывать любовь к своей Родине (Россия, Смоленская область, г. Смоленск); - формировать знания о государственных символах России, Смоленской области, г. Смоленска; - знакомить детей с народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками Смоленской области; - воспитывать чувство сотоварищества, умение сопереживать и поддерживать друг друга, чувство ответственности за малую Родину, уважение к людям, создавшим культурные достопримечательности города |
Сроки реализации | Краткосрочный (01.09.2020- 28.09.2020 гг.) |
Вид проекта | Музыкально-творческий, познавательно-речевой, групповой |
Итоги проекта | У воспитанников расширится и углубится представления об окружающем мире; обогатится представления об основных общечеловеческих ценностях; сформируется правильное и полное представление о родной стране, городе, своей национальной принадлежности, о традициях, предметах культуры; сформируется чувство национального достоинства; повысится заинтересованность родителей к изучению и возрождению национальной культуры родного края. Главным итогом проекта станет празднование Дня города-героя Смоленска 25 сентября 2020 года. |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28 «Надежда»
Сценарий празднования
Дня города-героя Смоленска
«Лучший город Земли»
Подготовила:
музыкальный руководитель
Акимова К.С.
Смоленск, 25 сентября 2020 г.
Цель: формирование у детей патриотических чувств, толерантности и качеств, необходимых для успешной социальной адаптации, через изучение особенностей родного города и его истории; воспитание любви и интереса к родному городу, расширение кругозора; знакомство со смоленским фольклором.
Задачи:
Обучающие: закрепление через разные виды деятельности знания детей о городе Смоленске, достопримечательностях, людях-тружениках;
Развивающие: развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм; желание сохранять и приумножать богатства города; воспитывать уважение к труду древних смолян, создающих красивый город; развивать связную речь детей, обогащать словарный запас; способствовать развитию памяти, мышления.
Воспитательные: воспитывать чувства любви и гордости к своей малой родине; воспитывать доброе, уважительное отношение к своему городу, улицам, памятникам и др.
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Предварительная работа: беседы с детьми о городе; рассматривание фотографий старого и нового города; изучение схемы города; составление творческих рассказов на тему «Мой любимый уголок в г. Смоленске»; разучивание песен, стихов, частушек Смоленской области.
Материал и оборудование: иллюстрации, фотографии, детские работы (рисунки, аппликации), фотографии города и к ним рисунки с контурами зданий; народные костюмы; блюдо и яблочко; костюмы кузнецов; платочки для танца «На горе-то калина»; атрибутика для ярмарки – короба, платки, украшения, баранки, балалайка, пирожки, гармошка; шапки для танца «Смоленский гусачок»; атрибутика для игры «Собрать гимн Смоленска»; музыкальные инструменты для частушек «Матаня» - балалайки, ложки, свистульки.
Ход развлечения:
Ребенок 1. В нашем городе ребята,
Я живу уже шесть лет.
Знаю, лучше и прекрасней
Города на свете нет.
Ребенок 2. Мы очень любим город свой,
Сияет солнце над Днепром
Или дожди стучат в окно –
Его мы любим всё равно.
Мы в этом городе живём.
И он растёт, и мы растём.
Под звуки гимна Смоленской области «Всё это ты, Смоленск» дети заходят в зал.
Ребенок-ведущий. Есть на свете город,
Всем нам дорогой,
Башнями резными
Встал он над рекой.
Может, есть красивей страны?
Может лучше есть жилье?
Я настаивать не стану
Видно каждому свое.…
Ведущий: Родина есть у каждого человека. Для наших дошколят это Смоленск - прекрасный, славный, древний город. Сегодня у нас особенный день - день рождения нашего города, юбилей. Смоленску сегодня исполнилось 1156 лет. Нам посчастливилось жить в нашем славном городе и называться смолянами. Смоленск - город – герой, город – воин, город – труженик - много испытал на своем веку.
Сегодня мы также отмечаем 77-летие освобождение города Смоленска от немецко-фашистских захватчиков. Все мы любим и гордимся своим городом и хотим, чтобы он стал еще краше.
Ребенок 1. В России город есть один,
Он небольшой, но все же
Он город – страж, он город – ключ,
И нам он всем дороже.
Ребенок 2. Мы в Смоленске родились и гордимся этим.
Нет красивей и родней города на свете.
Парки, дворики, сады, улочки прямые -
Все они для нас, детей, милые, родные.
Ребенок 3. Цвети, Смоленск, и молодей,
Лесами зеленей,
А нынче приглашай гостей
На славный юбилей.
Ребенок 4. Люблю тебя, мой город древний,
Люблю и летом, и зимой,
И в день осенний ты мне дорог,
И дорог раннею весной.
Ребенок 5. Люблю я тихие рассветы
Смоленских улиц и дворов,
Люблю широкие проспекты
И перезвон колоколов.
Фон «Колокола».
Ребенок-ведущий. На крутых холмах,
На семи ветрах
Древний город мой
Над Днепром–рекой.
Люблю тебя, мой город на Днепре,
И в мае, и в студеном январе,
Где на холмах - дома как терема,
Где на глазах – история сама.
Звучит песня о Смоленске, дети перестраиваются и садятся на стульчики. Звучит лирическая народная музыка. Заходит вторая ведущая в народном костюме.
Ребенок-ведущий. Я давно живу в нашем городе Смоленске и очень люблю этот город. Я много знаю о нем, о его истории. Но сегодня мне захотелось побывать в древнем Смоленске, когда он только-только появился на семи холмах. А вы хотите? Но как нам туда попасть?
Дети. Сказать волшебные слова.
Ребенок-ведущий. Раздобыла я вот это чудесное блюдо и наливное яблочко. Может быть, они нам помогут? Давайте скажем волшебные слова:
«Катись, катись яблочко, по золотому блюдечку.
Покажи нам и небес синеву, и рек глубину.
И зеленые леса, где Смоленская земля».
Когда- то были дикие края,
Там, где теперь наш город златоглавый,
Леса шумели, зеленели травы.
Под высокою горою поселился люд простой.
Жили там мастеровые - руки вправду золотые.
Там ковали из булата воинам мечи и латы,
Кожемяки мяли кожи, ювелиры были тоже.
Выходят кузнецы в фартуках.
1 ребенок. Эй, кузнец, молодец,
Расковался жеребец.
Ты подкуй его опять!
2 ребенок. - От чего ж не подковать!
Вот гвоздь, вот подкова,
Раз- два, и готово!
1 ребенок. Эй, кузнец молодец!
Распаялся таганец.
Почини его опять!
2 ребенок. - Отчего ж не запаять?
Вот огонь, вот основа,
Раз-два, и готово!
Инсценировка песни «Во кузнице».
Ребенок-ведущий. И за шелковые ткани, за гостинцы для ребят
Отдавали смоляне то, чем каждый был богат.
Оставались все довольны и под мирный рокот вод
Над Славутичем привольным начинался хоровод.
Хоровод « На горе- то калина»
1 ребенок. Год за годом шли столетья,
Древний город вырастал
И в девятом веке, дети,
Он еще красивей стал.
2 ребенок. Вот собора купола видны сразу от Днепра.
Про него весь белый свет знает девять сотен лет.
А стена- то крепостная, от врагов всех защищая,
Как огромная змея, вокруг города легла.
38 башен здесь возвышалось до небес.
3 ребенок. И каждый год у Крепостной стены устраивали смоляне веселую ярмарку. Народ собирается, ярмарка открывается!
Звучит русская народная музыка. Дети, выполняя танцевальные движения, идут по центру зала.
Ребенок 1. Бай- качи, качи, качи, глянь - баранки – калачи.
Все румяны, горячи! (баранки)
Ребенок 2. Ой, звенит она, звенит, всех игрою веселит,
А всего- то три струны ей для музыки нужны.
Кто такая, отгадай-ка,
Ну, конечно, балалайка.
Ребенок 3. Кому пирожки, горячие пирожки?
С пылу, с жару, гривенник за пару.
Ребенок 4. В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь.
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная!
Рада вам она играть.
Приглашает поплясать.
Танец «Смоленский гусачок».
Ребенок-ведущий. Вот ребята, как жили в древности смоляне: как работали, как отдыхали.
Ведущая. Смоляне были мирными жителями, но враг не дремал. Сколько раз повидала Крепостная стена на своем веку горя. Много испытаний пришлось пережить нашему родному Смоленску. Но по сей день стоит она на радость жителям и гостям города.
Много лет прошло с тех пор, но город наш растет, хорошеет год от года.
Смоленск называют городом-ключом. Он вошел в историю как город-воин, всегда готовый, защитить сердце нашей Родины - Москву. Мы гордимся нашим городом и любим его.
25 сентября весь народ города Смоленска отмечает 76-летие освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. Труден был путь к победе, люди героически сражались за свою Родину, но 25 сентября 1943 года взвилось Красное знамя на уцелевшем самом высоком здании города. Город был освобожден. В сквере памяти героем горит Вечный огонь. Это память о погибших солдатах.
Ребенок 1. Над могилой в тихом парке.
Расцвели тюльпаны ярко.
Вечно тут огонь горит.
Здесь солдат российский спит.
Ребенок 2. Мир солдаты защищали
Жизнь за нас они отдали.
Сохраним в сердцах своих
Память светлую о них.
Минута молчания.
Ведущая. Охраняет наш город и встречает гостей города - танк. Когда- то он защищал нас от фашистских захватчиков, совершил много подвигов. А теперь гордо стоит на постаменте, на въезде в город.
За мужество, отвагу, проявленную советскими воинами, жителями Смоленска в борьбе с врагом Смоленску присвоено звание – «Город-герой».
Ребята, а вы знаете, что изображено на гербе Смоленска? Давайте его вместе соберем.
Игра «Собрать герб Смоленска».
Звучит в грамзаписи песня о Смоленске.
Ребенок 1. Мы Смоленск свой любим очень,
Потому что в нем живем.
О Смоленске нашем древнем
Мы стихи сейчас прочтем.
Ребенок 2. Город древний, город славный,
Лучше в мире не найти.
Ни в своей стране, ни в дальней
Хоть ищи, хоть не ищи.
Ребенок 3. Много здесь живет героев
Отличившихся в труде
Много здесь живет героев
Воевавших на войне.
Ребенок 4. Смоленск с врагом сражался по-гвардейски.
В тот грозный час, когда была война.
Цветут здесь липы и шумят березки
И золотая осень в город к нам пришла.
Ребенок 5. Проходят год за годом чередою
Но город наш не старится в красе.
Он награжден звездою золотою,
Героем называют город все.
Ребенок 6. Хорошо нам жить на свете.
В нашем солнечном краю.
Все мы - взрослые и дети
Любим Родину свою.
Песня «Лучший город Земли»
Ведущий. Добрый город!
А что это значит?
Значит, в городе дети не плачут.
Значит мирное небо над нами.
И деревья шумят листвой.
Он годами хотя и не молод,
Но душою он молод наш город.
Работящий, надежный, веселый
Добрый город, Смоленск наш родной.
Приложение №2
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28 «Надежда»
Познавательно-творческий проект
«Аты-баты, мы - солдаты»
Подготовила:
музыкальный руководитель
Акимова К.С.
Смоленск, февраль 2021 г.
Паспорт проекта
Вид проекта: познавательно-творческий.
Сроки реализации: краткосрочный проект (с 1 по 24 февраля 2021 г.).
Участники проекта: музыкальный руководитель Акимова К.С., педагоги и воспитанники подготовительных к школе групп «Лучики» и «Радуга», родители воспитанников.
Актуальность проекта:
В силу последних перемен всё более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Не менее важным условием нравственно - патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями.
Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение.
Проблема: отсутствие интереса к Российской армии.
Обоснование проблемы: недостаточный уровень знаний о Российской армии; формирование гендерной принадлежности; отсутствие желания в будущем стать защитником Отечества.
Цель проекта:
- формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста;
- приобщение родителей к участию жизни детского сада.
Задачи проекта:
- дать знания детям о Российской армии, уточнить их представления о родах войск;
- развивать у детей познавательную активность, творческие способности;
- продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к Родине, гордость за нашу историю;
- развивать и обогащать речь детей, повышать эрудицию и интеллект;
- проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье.
Предполагаемый результат:
- повышение знаний у детей о Российской армии.
- проявление у детей интереса к армии, уважения к защитникам Отечества.
- стремление детей к совершенствованию физических качеств, к укреплению здоровья.
- стремление детей отражать свои знания, впечатления, мысли и чувства в играх, в исполнении песен, в чтении стихов.
- повышение заинтересованности родителей в формировании чувства патриотизма у детей.
Этапы проекта:
I этап. Подготовительный.
- Разработка проекта.
- Донести до участников проекта важность данной проблемы.
- Подобрать методическую и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме.
- Продумывание творческих заданий для детей и родителей.
- Подготовка к празднику, посвященному дню защитника Отечества.
II этап. Выполнение проекта.
- Проведение с детьми бесед о российской армии, о защитниках нашей Родины.
- Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр, спортивного развлечения.
- Рассматривание иллюстраций, разучивание песен, танцевальных композиций, просмотр фрагментов видеофильмов и презентаций.
III этап. Заключительный.
- Приобщение родителей к участию в жизни детского сада.
- Проведение итогового мероприятия – музыкально-спортивное развлечение, посвященное празднованию Дня Защитника Отечества для подготовительных групп.
Продуктивная деятельность:
- оформление выставки «Защитники страны»;
- разучивание песен об армии: «Эх, ребята, мы как солдаты», «Мы мальчишками отважными растём», «Бескозырка»;
- музыкально-спортивное развлечение, посвященное празднованию Дня Защитника Отечества для подготовительных групп.
Речевое развитие:
- беседы с детьми на тему «Есть такая профессия – Родину защищать», беседа о празднике «День защитника Отечества», когда и как он появился; беседы о различных видах войск, о труде военнослужащих.
- заучивание стихотворений «День Защитника Отечества», «Слава Армии Российской», «Наша Армия родная»;
- рассматривание иллюстраций, фотографий;
- разучивание песен об армии.
- чтение стихотворений: И. Грошева «23 февраля», Е. Благинина «Спасибо доблестным солдатам», «Шинель».
- поговорки, пословицы, загадки на тему «23 февраля».
Социальное развитие:
- просмотр презентации «Защитники Отечества».
Игровая деятельность:
- сюжетно-ролевые игры: «Прыжки в мешках», «Кенгуру», «Перетяни канат», «Спасти игрушки с тонущего корабля», «Пилоты», «Ракета», «Донесение», «Салют»;
- дидактические игры «Военные профессии».
Работа с родителями:
- фотовыставка «На страже мира»;
- выставка «Военная техника»;
- подготовка костюмов для детей к музыкально-спортивному развлечению, посвященному празднованию Дня Защитника Отечества для подготовительных групп;
- оформление стендовой информации, поздравление с праздником;
- консультация для родителей:
1) «Быть отцом - это почётно»;
2) «Роль отца в воспитании ребёнка дошкольного возраста».
Результаты реализации проекта:
Дети в конце проекта стали чаще использовать для игр военную тематику, уважительно отзывались о защитниках отечества, с гордостью делились знаниями со сверстниками и воспитателем, которые они получили от родителей о службе в армии. С большим интересом стали играть в настольно – печатные и дидактические игры. Повысился уровень познавательных и творческих навыков, коммуникативных способностей. Родители стали активными и заинтересованными участниками образовательного процесса, повысилась заинтересованность родителей в формировании чувства патриотизма у своих детей.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28 «Надежда»
Сценарий семейного праздника
с участием детей и родителей,
посвященного празднованию
Дня Защитника Отечества
Подготовила:
музыкальный руководитель
Акимова К.С.
Смоленск, 20 февраля 2021 г.
Цель: формирование уважения и гордости к войнам различных времен и эпох, используя разнообразные игры и соревнования.
Задачи:
- закрепить и расширить знания о людях, защищающих свое Отечество;
- уметь различать и называть солдат различных войск и их обмундирование;
- знать известных полководцев, песни и стихи о солдатах;
- развивать ловкость, смекалку, основные виды движений при выполнении эстафет и конкурсов;
- сформировать положительный эмоциональный настрой, уметь уважать и гордиться сегодняшними войнами.
Оборудование:
Костюмы лётчиков, моряков, пограничников для детей.
Реквизит для аттракционов: 2 мешка, конусы, канат, игрушки, 2 корзины, 6 обручей, 2 письма, 2 пулемёта, 2 каски, «султанчики» - по количеству детей.
Ход развлечения:
Ведущая: Дорогие ребята! Завтра наша страна отмечает праздник – День Защитника Отечества. Этот торжественный день посвящен мужчинам всех возрастов. Ведь начиная с самых юных лет, мальчики становятся защитниками слабых девочек, малышей, а затем, повзрослев, они становятся на защиту нашей Родины в ряды вооруженных сил. Некоторые даже выбирают эту мужественную профессию – охрану Отчизны – делом своей жизни.
От всей души мы поздравляем всех отважных российских воинов, и наши стихи и песни мы дарим им.
Выходите все на праздничный парад!
1 реб. Здравствуй, праздник! Здравствуй, праздник,
Праздник мальчиков и пап.
Всех военных поздравляет
Наш весёлый детский сад!
2 реб. Пусть здоровье крепкое
Будет у ребят,
Ведь мальчишка –
Это будущий солдат!
3 реб. Ведь сегодня день особый
Для мальчишек и мужчин.
День Защитника Отечества
Знает каждый гражданин.
4 реб. Нам лет ещё немного,
Но все мы молодцы.
И мы шагаем в ногу,
Как армии бойцы.
♫ 1. Песня «Эх, ребята, мы как солдаты» - подготовительные группы.
Ведущая: Морякам, артиллеристам,
Пограничникам, танкистам
За великие дела
ВСЕ: СЛАВА, СЛАВА И ХВАЛА! (дети присаживаются на стулья).
Ведущая: Чтоб солдатом крепким стать,
Надо многое узнать.
Быть проворным и умелым,
Очень ловким, сильным, смелым.
А как вы думаете – с чего начинается утро солдата? (ответы детей) Правильно! С зарядки и разминки! Предлагаю участникам нашего состязания провести разминку!
1 аттракцион – «Мешки» (по 2 человека; конусы).
2 аттракцион - «Кенгуру» (по 2 человека) – подгот.группа №1.
Ведущая: Чтобы с радостью носить воинское звание, каждому солдату требуется много знаний.
А сейчас проведём разминку для ума! Какие пословицы и поговорки вы знаете об армии?
Дети рассказывают пословицы и поговорки об армии.
Ведущая: А какие рода войск вы знаете? (ответы детей)
Артиллеристы, пограничники, танкисты…
Все войска важны и все армии нужны.
И сегодня в зал нарядный наш
Спешит весёлый экипаж!
А ну, моряки, все на парад!
♫ 2. Песня «Бескозырка» - подготовительная группа.
♫ 3. Танец «Кадриль» - подготовительная группа.
Ведущая: Любимая игра моряков – «Перетяни канат». Проверим вашу силушку.
3 аттракцион – «Перетяни канат» (по 3 человека) – 2 раза.
Ведущая: Наш корабль потерпел крушение, и нам нужно спасти игрушки с тонущего корабля.
4 аттракцион «Спасти игрушки» - 2 команды.
Ведущая: Солдаты защищают нашу Родину не только на воде, но и на суше. И зовут таких защитников артиллеристами. Встречаем наших сухопутных солдат!
♫ 4. Песня «Мы мальчишками отважными растём» - подготовительная группа.
Ведущая: Молодцы! А загадку отгадать сможете?
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт,
Человек им управляет.
Что такое? (самолёт).
А ну-ка, лётчики-пилоты, заводите самолёты!
♫ 5. Песня «Лётчики».
Ведущая: Молодцы, наши лётчики! А пассажирам нашим тоже не сидится, они хотят полетать на самолёте.
5 аттракцион – «Пилоты» (по 3 мальчика – 2 раза).
Ведущая: А кто летает выше лётчиков? (ответы детей). Правильно, космонавты! И мы тоже отправимся на Луну, но для этого нужно занять место в космических ракетах.
6 аттракцион – «Ракета» ( 6 человек, 5 стульев).
Ведущая: Отлично поиграли! А теперь давайте отдохнем и послушаем стихи о наших доблестных защитниках Отечества.
♫ 6. Стихи.
Ведущая: Каждый солдат знает: тяжело в учении – легко в бою. А теперь внимание: главное соревнование – нужно доставить секретный военный пакет!
7 аттракцион – «Донесение» (по 3 человека).
Ведущая: Молодцы, разведчики, достойная смена растёт у наших защитников!
Пусть букеты яркие
В небе расцветут.
Мы устроим с вами
Праздничный салют!
8 аттракцион - «Салют» (2 раза).
Ведущая: Дорогие дети! Будьте сильными, смелыми, любите свою Родину и старайтесь стать её достойными защитниками!
Мирного неба, солнца и хлеба всем вам – детям и взрослым!
А ну-ка, мои будущие защитники и защитницы, все на заключительный парад!
♫ 7. Заключительная песня.
Ведущая: Приглашаю всех на праздничную дискотеку!
Приложение №3
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28 «Надежда»
Педагогический проект
«Навстречу Дню Победы»
Подготовила:
музыкальный руководитель
Акимова К.С.
Смоленск, апрель-май 2021 г.
Паспорт проекта
Актуальность
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных проблем.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что социальная значимость такого качества как «гражданское самосознание» в обществе возрастает, а в полной мере эффективные и систематизированные средства, способствующие повышению результативности воспитательного процесса по этому вопросу, отсутствуют.
Без памяти о Великой Отечественной войне, о великой Победе в этой войне, немыслимы ни достоинство России, ни гуманизация российского общества, ни гуманитаризация российского образования, потому что Великая Отечественная война - это духовный подвиг нашего народа, без которого не было бы ни нас с вами, ни России.
Для воспитания патриотических чувств подрастающего поколения очень важно, чтобы и окружающие взрослые, участвующие в создании социальной ситуации развития учили детей любить родные места. Эта линия взаимодействия с детьми должна присутствовать во всех моментах взаимодействия педагогов с детьми. Потому что в самом начале жизненного пути, когда закладывается фундамент личности ребёнка, это должно стать предпосылкой формирования важных человеческих качеств высоконравственной гармоничной личности
В связи с этим перед нами - педагогами дошкольного образовательного учреждения стоит задача формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств дошкольников с использованием современных технологий.
Поэтому в работе с различными возрастами дошкольников передо мной возникло много вопросов: какие формы и методы избрать для воспитания детей как сознательных личностей, как я смогу научить их ценить, понимать и знать всё то, что нас окружает. При этом всегда помнить и учитывать, что шестым принципом дошкольного образования ФГОС является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Создание проекта «День Победы» направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, постепенное формирование любви к своей Родине и близким. Реализация проекта позволяет задействовать различные виды детской деятельности, предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны.
Руководитель проекта: музыкальный руководитель МБДОУ «Д/с №28 «Надежда» Акимова Кристина Сергеевна.
Вид проекта: творческо-информационный, интегрированный, коллективный, краткосрочный.
Состав участников проекта: воспитанники и воспитатели старших и подготовительных к школе групп, родители.
Срок реализации проекта: с 12 апреля по 7 мая 2021 года.
Продолжительность проекта: четыре недели.
Цель проекта: развитие у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне, воспитание чувства патриотизма через ознакомление детей с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Задачи проекта
Обучающие:
- Обогащать речевой запас детей на основе углубления представления о событиях Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
- Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков, прослушивать песни, стихи о Родине.
Воспитательные:
- Развивать любознательность, расширять кругозор.
- Воспитание чувства любви и патриотизма к Родине, интереса к её героическому прошлому.
- Наладить взаимодействие с родителями в воспитании у дошкольников патриотических чувств, через художественную литературу, театральную деятельность, средствами музыкального и художественно-эстетического воспитания
- Формировать у дошкольников положительное отношение к славным защитникам нашей Родины.
- Обогащение духовного мира детей через обращение к героическому прошлому нашей страны.
Коррекционные:
- Развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения.
Ожидаемый результат (для всех участников проекта)
На уровне ребенка:
* Расширится представление детей о подвигах советского народа, защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
* Проявление чувства гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны;
* Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
* Умение представить творческо-поисковый продукт индивидуальной, коллективной деятельности.
На уровне педагога:
* Повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада.
* Повысится уровень ответственности педагогов за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.
На уровне родителей воспитанников:
* Повысится уровень ответственности родителей за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.
На уровне педагогических технологий:
* Обогащение методов, приемов, средств и форм патриотического воспитания дошкольников.
На уровне предметно-пространственной среды:
* Создание материально - технической базы для плодотворной работы по данной теме.
Интеграция образовательных областей в процессе реализации проекта:
Познавательное развитие, речевое, художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное развитие.
I этап - подготовка к внедрению проекта:
- Изучить научно-методическую литературу.
- Подобрать детскую художественную литературу, иллюстративный материал, видеофильмы о войне.
- Пополнить предметно-пространственную развивающую среду: дидактические игры: «Боевые награды», «Посылка на фронт», «Военные профессии», «Военная техника» и др.
- Изготовить атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
- Создать и оформить тематические папки.
- Составить примерный перспективный план мероприятий.
- Подобрать музыкальный репертуар.
II этап - реализация проекта:
Примерный перспективный план организованной образовательной деятельности
Познавательное развитие:
Просмотр иллюстраций с изображением памятников ВОв, иллюстраций о войне.
Рассматривание альбома «Дети - герои войны».
Рассматривание альбома ордена и медали ВОВ.
Знакомство с военной техникой.
Речевое развитие:
- Знакомство и разучивание пословиц и поговорок о войне, чести, доблести, славе.
- Чтение художественной литературы на военную тему.
- Заучивание стихотворений на военную тему.
- Прослушивание стихов о войне, конкурс чтецов "Говорим стихами о войне";
- Итоговое мероприятие - праздник «День Победы» 8 мая 2020 года на базе МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда».
Художественно-эстетическое развитие:
- Изготовление голубков Мира в старших и подготовительных к школе группах;
- Рассматривание иллюстраций и фотографий на полях сражений.
- Прослушивание фронтовых песен: «Бьётся в тесной землянке огонь», «Катюша», «Эх, дороги», «Эх, путь-дорожка фронтовая».
- Разучивание песни «С дедом на парад», «Начинается парад», фронтовых песен.
- Итоговое мероприятие – праздник «День Победы».
Социально-коммуникативное развитие:
- Сюжетно-ролевые игры: «Моряки», «Пограничники», «Госпиталь».
- Коммуникативные игры: «Поводырь», «Медицинские сестры», «Перенести раненого», «Донесение», «Свари фронтовой суп».
- Итоговое мероприятие – праздник «День Победы».
Физическое развитие:
- Эстафета «Полоса препятствий».
- Подвижная игра «Салют на параде».
- Итоговое мероприятие – праздник «День Победы».
III этап - презентация проекта:
Описание продукта, полученного в результате проекта.
- Оформление патриотического уголка;
- Выставка детского творчества;
- Конкурс чтецов «Говорим стихами о войне»;
- Изготовление Голубка;
- Итоговое мероприятие - праздник «День Победы» 7 мая 2021 года.
Организационные формы работы над проектом
Поэтапная совместная деятельность по решению задач проекта
№ | Этапы | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Погружение в проект | 1. Определение проблемного поля и поиск ресурсов, подготовка к реализации: педагогическая диагностика, анализ предметно-развивающей среды, изучение литературы (журналы, книги, Интернет), подбор подвижных, речевых, настольно-печатных, дидактических игр. Подбор иллюстративного материала по теме, материалов, атрибутов для игр, подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, аудиозаписей. 2. Побуждение интереса детей и родителей к предстоящей деятельности: проблемная ситуация «Что мы можем рассказать детям о ВОВ?». 3. Введение в проблему: рассматривание иллюстраций и фотографий о ВОВ. Беседа «Что такое война и что такое День Победы». | Первая неделя |
2. | Планирование деятельности |
оформление подборки рассказов «Детям о войне»; разучивание стихотворений с детьми; помощь в организации предметно-развивающей среды. | Вторая неделя |
3. | Осуществление деятельности по решению проблемы | Знакомство с историей города, области и страны в годы ВОВ опирается на наглядный материал, представленный в форме иллюстраций в альбомах. На данном этапе работа ведётся в следующих направлениях: 1) Создание предметно-развивающей среды: *изготовление атрибутов, деталей костюмов (пилотки, платочки и т.д.); *изготовление Голубка Мира, открыток; *выставка детского творчества. 2) Работа по обогащению жизненного опыта ребёнка: *беседы о ВОВ с просмотром презентаций; *рассматривание и обсуждение иллюстраций альбомов «Наши герои», «Ордена и медали ВОВ», «Военная техника ВОВ», «Дети – герои войны»; *чтение художественной литературы о ВОВ; *слушание песен военных лет и песен о войне; 3) Работа по обогащению игрового опыта ребёнка: *дидактические игры: «Назови рода войск», «Кому, что нужно?», «Скажи наоборот», «Кто больше назовет качеств героя», «Чья форма?», «Кто шагает на параде?»; *коммуникативные игры «Поводырь», «Медицинские сестры», «Перенести раненого»; сюжетно-ролевые игры: «Моряки», «Пограничники», «Госпиталь», «Парад». | Третья неделя |
4. | Презентация результатов | *Выставка детского творчества; *Конкурс чтецов «Говорим стихами о войне»; *Поздравительные открытки, Голубки Мира; *Итоговое мероприятие – праздник «День Победы». | Четвёртая неделя |
5. | Презентация результатов | *Анализ результатов детской деятельности. *Анализ активности детей в представлении материалов проекта. *Итоговое мероприятие – праздник «День Победы». | Четвёртая неделя |
Ожидаемые результаты проекта:
Проект рассчитан на формирование у детей знаний об историческом прошлом Родины, установление исторической преемственности поколений, возможность получить целостное восприятие событий, связанных с Великой Отечественной войной.
Реализация проекта позволяет не просто повысить интерес детей к людям, защищавшим Родину много лет назад, но и способствует формированию подлинно гражданско-патриотической позиции у дошкольников, которая затем ляжет в основу личности взрослого человека - гражданина своей страны.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28 «Надежда»
Сценарий празднования
Дня Великой Победы
«О той Великой весне…»
Подготовили
музыкальный руководитель
Акимова К.С.
Смоленск, 7 мая 2021 г.
Цель: создание условий для формирования у детей представления о событиях Великой Отечественной войны.
Программные задачи:
- расширять музыкальный кругозор детей по теме "День Победы":
- совершенствовать навыки хорового пения, выразительного чтения, исполнения танцевальных композиций.
- развивать способность сочувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих;
- активизировать словарь понятиями: «фашизм», «фашисты», «минута памяти», «минута молчания», «обелиск», "бессмертный полк";
- развивать музыкальные способности на основе восприятия музыкальных образов при исполнении песен на военную тематику;
- воспитывать чувство патриотизма.
Предполагаемый результат: проявление у детей интереса к истории своего народа, чувства гордости за свою страну.
Предварительная работа: подбор песенного материала по теме праздника; подбор и разучивание с детьми стихотворного, танцевального и песенного материала; рассматривание с детьми иллюстраций по содержанию песен.
Оборудование: мультимедийная установка, георгиевские ленточки, пилотки на каждого ребенка, костюмы и реквизит для героев – солдат, медсестер, пилотов, матросов, цветы и флажки ко Дню победы, воздушные шары, атрибуты для спортивных состязаний (канат, обручи, стулья).
Вед.1: Дорогие дети! Уважаемые взрослые! Сегодня мы собрались в нашем зале, чтобы отметить великий праздник нашей страны – День Победы. На фронте в боях с фашистскими захватчиками сражались наши прадедушки, в тылу трудились наши прабабушки – как могли, они помогали фронту.
9 мая – это светлый и радостный праздник. В этот день закончилась война. За то, что мы сейчас с вами вместе радуемся мирному небу и ясному солнцу, мы обязаны солдатам, которые в жестоких боях и сражениях отстояли нашу Родину. Давайте всегда будем помнить об их подвиге. Выходите на праздничный парад!
Монтаж (подготовительная группа):
1 реб. День Победы – это праздник,
Это вечером салют,
Много флагов на параде,
Люди радостно поют.
2 реб. Ветераны с орденами
Вспоминают о войне,
Разговаривают с нами
О победной той весне.
3 реб. Там, в Берлине, в сорок пятом
После натиска атак
Взвился соколом крылатым
Высоко советский флаг!
4 реб. Все кричали «Мир! Победа!
Возвращаемся домой!».
Кому радость, кому беды,
Кто погиб, а кто живой.
5 реб. Никогда забыть не сможем
Мы про подвиги солдат.
Мир для нас всего дороже! –
Так ребята говорят.
- Песня «С дедом на парад» - подготовительные группы.
Вед. 2: Слава защитникам нашей Родины!
Дети: Слава! Слава! Слава!
Вед. 2: Слава героям!
Дети: Слава! Слава! Слава! (присаживаются на стулья)
Вед. 1: 22 июня 1941 года…Раннее утро…Люди еще спят. И вдруг границу нашей родины нарушили вражеские самолёты, стали сбрасывать бомбы на сёла и города. Так на нашу землю пришла самая жестокая и кровопролитная война.
Вед. 2: Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то 5 минут осталось.
Звучит в записи «Священная война».
Вед. 1: Для многих нынешних мальчиков и девочек Великая Отечественная война далёкое прошлое. Прошлое, о котором они знают по рассказам своих дедушек и бабушек и узнают о войне из фильмов и книг.
Путь к победе был очень долгим и трудным. Все люди от мала до велика встали на защиту своей Родины. Каждый день наши воины-братья, отцы и деды уезжали на фронт. Многие уходили на фронт прямо со школьной скамьи. Разбросала война молодых ребят – кого в зенитчики, кого в телефонисты, кого в разведчики…
Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Мы тоже воины» (подготовительная группа).
Связист (сидит на стульчике, на голове – наушники, в руках – микрофон или телефон):
Алло, «Юпитер»? Я – «Алмаз»,
Почти совсем не слышу вас,
Мы с боем заняли село,
А как у вас? Алло! Алло!
Медсестра (перевязывает раненого, сидящего на стульчике, он стонет):
Что вы ревете как медведь?
Пустяк осталось потерпеть,
И рана ваша так легка,
Что заживет наверняка!
Моряк (смотрит в бинокль вдаль):
На горизонте самолет!
По курсу полный ход вперед!
Готовься к бою, экипаж!
Отставить, - истребитель наш!
Двое летчиков рассматривают карту.
1-й летчик:
Пехота здесь, а танки тут,
Лететь до цели семь минут!
2-й лётчик:
Понятен боевой приказ,
Противник не уйдет от нас!
Разведчик (ходит около центральной стены, в руках автомат):
Вот я забрался на чердак.
Быть может, здесь таится враг?
За домом очищаем дом…
Все вместе: Врага повсюду мы найдем!
Вед. 2: Солдат провожали на фронт, и повсюду звучал прощальный вальс.
- Вальс «Синенький скромный платочек» (подготовительная группа).
Вед. 1: Россия – как из песни слово,
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа.
Живы в памяти народной бессмертные подвиги солдат, как и живы до сих пор те милые сердцу русские берёзки, под которыми солдаты склонили свои головы.
- Танец «А закаты алые» (подготовительная группа).
Вед. 2: И пусть прошло немало лет,
Но мы вовеки не забудем
Так трудно давшихся побед,
Героев вечно славить будем!
Минутой молчания почтим память героев, павших за мир и счастье нашей Родины.
МИНУТА МОЛЧАНИЯ.
Вед. 1: Разбросала война молодых ребят – кого в танкисты, кого в защитники, кого в разведчики. Наши моряки отличились храбростью и героизмом! А какими же стали их внуки?
А ну-ка, моряки, поплыли по морям,
Сегодня здесь, а завтра – там!
Моряк: Моряки ничего не боятся
И со штормом умеют сражаться.
В бескозырках блестят якоря,
Обойдут моряки все моря!
- Танец моряков (подготовительная группа).
Вед. 2: В море сражались моряки, а в воздухе лётчики! А вот и лётчики-пилоты, к нам приземлились самолёты!
Лётчик: Готов к полёту отважный пилот,
Машина, приготовься, скоро взлёт!
И вражеские танки не пройдут,
Лететь до цели 5 минут!
Понятен боевой приказ,
Противник не уйдёт от нас!
- Танец лётчиков (старшая группа).
Вед. 1: И снова бойцы идут в бой. Доставим тайное письмо в штаб!
Аттракцион «Донесение».
Вед. 2: Случались на войне и редкие передышки между боями.
А вечерами у землянки
Коротали вечерок те,
Кто утром с автоматом,
С пулемётом был в бою.
И на отдыхе солдаты
Песню тихую поют.
Давайте и мы посидим у фронтового костра.
- «Фронтовые песни: 1) В землянке
2) Эх, дороги
3) Песенка фронтового шофёра
4) Катюша
Вед. 1: Но не только пели у фронтового костра, но и готовили вкусный суп!
Аттракцион «Свари фронтовой суп».
Вед. 2: А ещё ребята подготовили к этому празднику стихи.
Подготовительная группа.
Вед. 2: И в честь праздника в нашем зале распустятся цветы!
- Упражнение с цветами (старшая группа).
Вед. 1: На нашем празднике присутствуют гости, чьи жизни в последние годы войны стали примером мужества, стойкости и самоотверженности. Это наши уважаемые ветераны! Примите от нас, дорогие ветераны, в знак глубокой благодарности за ваши подвиги эти скромные подарки (дети дарят цветы ветеранам и гостям).
Вед. 2: Победа! Мир! И вот 9 мая 1945 года прозвучало это долгожданное слово – ПОБЕДА! Наш земляк Михаил Егоров водрузил знамя победы над Рейхстагом. И в этот день все поют песни, празднуют Великую Победу! Так пусть и в нашем зале не умолкает веселье!
Вед. 1: А ребятам на месте не сидится,
Любят они веселиться.
Им плясать и петь не лень,
Поют частушки целый день!
- Частушки «Матаня» (подготовительная группа ).
Вед. 2: А вечером небо наших городов озаряет праздничный салют!
День Победы – праздник дедов,
Это праздник твой и мой,
Пусть же чистым будет небо
У ребят над головой!
Выходите на праздничный салют!
- Песня «Прадедушка» (с салютиками).
Вед. 1: Празднику Победы крикнем громкое ура!
Дети: Ура! Ура! Ура!
Вед. 2: Миру, солнцу на земле крикнем громкое ура!
Дети: Ура! Ура! Ура!
Под музыку дети и гости выходят из зала.
Приложение №4
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28 «Надежда»
Положение о проведении ежегодной социальной акции
«Наш Бессмертный полк»
в МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда»,
посвящённой годовщине Победы в
Великой Отечественной войне
Смоленск, 2020 г.
Пояснительная записка
Актуальность
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения на сегодняшний день одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
К сожалению, современные дети имеют поверхностное представление о событиях исторического прошлого нашей страны. В решении этой проблемы большая роль отводится дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте закладывается основы нравственных качеств ребенка. В связи с этим перед коллективом педагогов дошкольного учреждения стоят задачи формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания - проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проекта «Наш бессмертный полк» позволила задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители.
Память о Великой Отечественной войне, ставшей для нашего поколения далекой историей – это не только хроника, летопись и дневники, но и исторические уроки, вобравшие в себя социальный опыт прошлого, устремленные в настоящее и будущее. Передать эстафету памяти, показать воспитанникам величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу - одна из задач гражданско-патриотического воспитания МБДОУ №28 «Надежда». Основное назначение акции «Наш Бессмертный полк» – это создание условий для освоения воспитанниками социально значимого опыта в различных видах деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию в рамках мероприятий, посвященных годовщине Великой Отечественной войны.
Акция «Наш Бессмертный полк» проводится в рамках Всероссийской общественной акции «Бессмертный полк», проводящейся в День Победы, в ходе которой участники идут колонной и несут транспаранты с фотопортретами своих родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне.
Акция «Наш Бессмертный полк» направлена на повышение вклада семей воспитанников в области воспитания у них гражданственности и патриотизма, гордости за свою страну, родных и близких, сохранение семейной памяти о воинах-фронтовиках (участниках трудового фронта), памяти о славных подвигах народа во время Великой Отечественной войны.
Участие в Акции «Наш Бессмертный полк» подразумевает, что каждый, кто помнит и чтит своего прадеда-ветерана (участника трудового фронта), может отдать дань его памяти, принеся его фотографию в группу, подготовив рассказ о его боевых (трудовых) подвигах и выступить с родителями на итоговом мероприятии «Наш Бессмертный полк».
Настоящее Положение определяет условия, сроки и порядок проведения проекта.
1. Общие положения.
1.1. «Наш Бессмертный полк» - общественная, некоммерческая, неполитическая, негосударственная гражданская инициатива.
1.2. Организатором и координатором акции «Наш Бессмертный полк» (далее – Акция) среди воспитанников МБДОУ №28 «Надежда» (далее – ДОУ) выступает администрация ДОУ.
1.3. Акция проводится с целью сохранения в каждой российской семье памяти о солдатах Великой Отечественной войны.
1.4. Акция «Наш Бессмертный полк» бессрочная.
1.5. Настоящее Положение определяет условия, сроки и порядок проведения Акции.
2. Цели и задачи Акции:
2.1. Цели Акции: воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста, развитие гражданской позиции, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне, воспитание чувства патриотизма через ознакомление детей с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, а также сохранение в семье воспитанников памяти о родных – солдатах Великой Отечественной войны и участниках трудового фронта, воспитание чувства уважения к героическому прошлому России. Конечная цель социальной акции - в создании всенародной традиции празднования 9 мая.
2.2. Задачи проекта:
- способствовать формированию у детей интереса к истории своей семьи, страны;
- формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину;
- создать условия для совершенствования знаний об истории родной страны;
- развивать умение составлять рассказ о своей семье, обогащать словарный запас;
- сохранять преемственность поколений на основе исторической памяти, на примерах героического прошлого народа;
- воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважительное отношение к старшему поколению;
- внедрять новые формы работы по патриотическому воспитанию;
- наладить взаимодействие с родителями в воспитании у дошкольников патриотических чувств через художественную литературу, театральную деятельность, средствами музыкального и художественно-эстетического воспитания;
- дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне;
- познакомить с историческими фактами военных лет;
- способствовать приобщению к традициям и богатейшей культуре страны;
- способствовать сохранению и развитию чувства гордости за свою страну у подрастающего поколения;
- способствовать обогащению духовного мира детей через обращение к героическому прошлому нашей страны;
- продолжать формировать и обогащать представления детей о Великой Отечественной войне, о Дне Победы, воспитывать уважение к истории своей страны.
3. Условия и порядок проведения Акции.
3.1. Участниками Акции являются воспитатели, музыкальные руководители, воспитанники МБДОУ №28 «Надежда», их родители (законные представители) независимо от вероисповедания, национальности, политических и иных взглядов.
3.2. Стать участником акции «Наш Бессмертный полк» можно при условии: необходимо изготовить и пронести в колонне 8 мая ежегодно транспарант (фотографию) своего солдата, ветерана Великой Отечественной войны, который уже никогда сам не сможет пройти на параде.
3.3. Акция «Наш Бессмертный полк» проходит в два этапа.
Первый этап:
1) В ДОУ в данный период времени (апрель-май ежегодно) проходят соответствующие тематические недели. В процессе интегрированной непосредственной образовательной деятельности воспитанники ДОУ узнают о Дне Победы (знаменательном дне, о Великой Отечественной войне, о героях войны). Дети старшего дошкольного возраста узнают биографию деда, прадеда или другого родственника - ветерана Великой Отечественной войны, не дожившего до наших дней, по возможности приносят фотографию.
2) В холле ДОУ педагогическим коллективом оформляется выставка рисунков, поделок, посвященных Дню Победы.
3) Семьи воспитанников ДОУ самостоятельно изготавливают портрет-транспарант для участия в Акции.
Требования к оформлению фотопортрета-транспаранта (штендера):
• Фото ветерана в формате А4, информация о ветеране: ФИО, годы жизни, воинское звание, на каких фронтах воевал, награды.
• Информация о ветеранах оформляется в формате 30 см * 45 см, но не менее А4.
• Транспарант должен быть изготовлен из материалов соответствующих требованиям безопасности непосредственно по отношению к детям дошкольного возраста.
Второй этап:
Все участники Акции с изготовленными портретами-транспарантами ежегодно 7 (8) мая встречаются на территории ДОУ и организованным маршем проходят по территории ДОУ.
3.4. Организатор оставляет за собой право публиковать, освещать дополнительную информацию о проведении Акции в ДОУ.
4. Этапы и сроки проведения Акции.
1) апрель-май ежегодно - тематическая интегрированная образовательная деятельность, направленная на всестороннее развитие детей дошкольного возраста.
2) 7 (8) мая ежегодно - праздничный концерт, посвященный Дню Победы (проводится в музыкальном зале ДОУ), и само проведение Акции «Наш Бессмертный полк» - организованное шествие воспитанников ДОУ со штендерами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект "Ожившие страницы городской истории"
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное УчреждениеЦентр Развития Ребенка – детский сад №14 «Росинка» Соци...
Страницы книжной истории
Знакомство детей с историей создания книги...
конспект НОД в старшей группе "По страницам книжной истории"
конспект открытого занятия в старшей группе . В приоритете- познавательно-исследовательская деятельность...
ООД "По страницам книжной истории"
В процессе ООД дети знакомятся с историей создания книги в разных странах мира....
Познавательное развитие.Непосредственная Образовательная Деятельность для детей 6-7 лет. Тема «Страницы книжной истории».
Расширение знаний детей об основных моментах создания книги, путем расширения представлений об окружающем мире....
Конспект интегрированное занятие в старшей группе на тему: «Страницы книжной истории»
Данное занятие знакомит детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире....
Материал для изучениями с детьми Смоленской истории
Краеведение как одна из форм духовно-нравственного воспитания дошкольников (презентация)Народные промыслы Смоленского края (презентация)Смоленская крепость (презентация)...
- Мне нравится (1)