Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности для детей 5-6 лет «Маленькие исследователи»
рабочая программа (старшая группа)
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно–исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и не живым в природе.
Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на правильное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 65.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.
Китайская пословица
- Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно–исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и не живым в природе.
Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на правильное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
- Актуальность и значимость
Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества.
Из практики мы с вами знаем, что наилучшим образом использовать основную особенность познавательной деятельности детей дошкольного возраста – знакомство с объектом через практическую деятельность. Ребёнок экспериментирует всё время: во время приёма пищи, прогулки, игры, гигиенических процедур и т. д. Дошкольник сам по себе – экспериментатор. Используя такой интерес к экспериментированию, можно успешно развивать мышление, логику, творчество, а самое главное – интерес ко всему окружающему, наглядно показывая связи между живым и неживым в природе.
Функция дошкольного образования способствует обновлению педагогических технологий. Педагогические технологии ставят педагогов в позицию творчества и рефлексии, освоения способов индивидуального проектирования своей деятельности. Личностно ориентированные технологии призваны раскрыть индивидуально-творческий потенциал ребёнка, стимулировать его творческую активность. Они ориентированы не на волевое привлечение внимания ребёнка, а на ориентацию и обращенность к его эмоционально-мотивационной сфере.
В условиях специально созданной среды дети с удовольствием представляют себя учеными, исследователями, путешественниками и др., и проводят разнообразные исследования и находят ответы на интересующие их вопросы.
Своими открытиями дети с радостью делятся с родителями, экспериментируют дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.
1.3. Практическое значение программы кружка
Экспериментирование стимулирует интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщения), стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребенка происходит:
• обогащение представлений об окружающем мире,
• развитие познавательной инициативы (любознательности),
• освоение культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственные связи, пространственные и временные отношения.
1.4. Цель:
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей 5-6 лет
1.5. Задачи:
- Развивать познавательный интерес детей.
- Развивать воображение и творческую активность.
- Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
- Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, весе причинах и следствиях и др.).
- Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.
- Формировать познавательные действия, становление сознания.
1.6. Принципы
- принцип сезонности (учёт природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени).
- принцип систематичности и последовательности (постановка задач эстетического воспитания и развития «от простого к сложному»).
- принцип интереса (опора на интересы и жизненный опыт детей).
- принцип дифференциации и индивидуализации (учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка).
- принцип системности коррекционных и развивающих задач.
- принцип единства диагностики и коррекции.
- принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
1.7. Возрастные особенности психофизического развития детей 5-6 лет
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д.
Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
1.8. Целевые ориентиры
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире элементарными представлениями из области живой природы, естествознания.
В процессе изучения детьми окружающего мира, свойств предметов развивается мелкая моторика пальцев и тактильное восприятие, пространственная ориентировка, внимание и усидчивость, наблюдательность и эстетическая отзывчивость. Так же будут развиваться интеллектуальные способности, память, внимание. Ребенок научится думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять, воображать и фантазировать.
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание содержательного раздела
Основой к структуре разработки программы кружка «Маленькие исследователи» являются Федеральный государственный образовательный стандарт к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» и парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог».
Основными участниками образовательного процесса являются дети, педагог, родители.
2.2. Особенности организации занятий кружка
Занятия кружка организуются в форме партнерской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Партнер – всегда равноправный участник дела, его позиция связана с взаимным уважением, способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной активности.
Партнерская позиция требует определенной организации пространства: взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге; добровольное (без психологического принуждения) включения детей в предлагаемую деятельность с подбором интересного привлекательного для дошкольников содержания. Организуя с детьми опыты и эксперименты, воспитатель привлекает внимание «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта. Все это происходит в ситуации свободного размещения детей и взрослого вокруг предмета исследования.
Детям предоставляется возможность поэкспериментировать самостоятельно. Обсудив полученные эффекты, можно несколько раз поменять условия опыта, посмотреть, что из этого получается. Результатом опыта явится формулирование причинно-следственных связей.
2.3. Методы, используемые для реализации работы кружка
2.3.1. Наглядные методы
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- просмотр презентаций, развивающих программ, фильмов;
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр.
2.3.2. Словесные методы
- чтение литературных произведений;
- создание проблемных ситуаций;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
2.3.3. Игровые методы
- проведение разнообразных игр;
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
2.3.4. Практические методы
- экспериментальная деятельность;
- исследовательская деятельность.
2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников.
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Родителей важно вовлекать в образовательную деятельность дошкольного учреждения:
- создание уголков,
- тематических фотоальбомов,
- сопровождение вместе с воспитателями детей на экскурсиях,
- пошив костюмов для своих детей для участия в праздниках,
- организация совместного труда с детьми в домашних условиях и т.д.
- оказание помощи в реализации проектов,
- организация выставок совместного творчества,
- консультация «Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях».
- консультация «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
- фото отчеты кружковой работы.
2.5. Перспективный план занятий кружка
Месяц | Тема занятий | Программное содержание | Оборудование |
Октябрь | Осень «Почему желтеют листья?» (применение технологии А.И. Савенкова) | Организовать познавательную деятельность детей по закреплению с признаками осени и развитию исследовательских способностей. Развивать умение взаимодействовать со сверстниками, составлять монологические описания. Способствовать развитию умения сравнивать, развивать наблюдательность. | Слайды с осенними иллюстрациями, схемы-карточки, зеленые листья, деревянные кубики, кусочки белой ткани, Г. Граубина «Очень желтеют листья» |
Польза или вред? «Обыкновенное чудо – молоко!» (применение технологии А.И. Савенкова) | Обогатить знания о молоке, как о ценном и полезном продукте для роста детского организма. Формировать у детей исследовательские навыки. Развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности. Формировать у детей осознанное отношение к здоровому питанию. | Картинки молока, цельное молоко, пищевые красители разных цветов, любое жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка, стакан, лимон. | |
Польза или вред? «Чудо - яблочки» (применение технологии А.И. Савенкова) | Развивать познавательную активность ребенка посредством опытно-экспериментальной деятельности. Выявить полезные свойства яблока и изучить его значимость для человека. Развивать навык исследовательского поведения и обработки полученного материала. | Картинки и энциклопедия по теме исследования, яблоки, терка, тарелочки, листочки для фиксирования результатов. | |
Польза или вред? «Да здравствует мыло душистое!» (применение технологии А.И. Савенкова) | Обогатить знания детей о свойствах мыла, его пользе и вреде. Развивать интерес к экспериментированию. Совершенствовать умение передавать задуманный образ предмета в рисунке, изображать полученную информацию с помощь кратких изображений-символов. | 2 салфетки, 2 тазика: с обычной и мыльной водой, фартуки клеенчатые для стирки, косметический карандаш, мяч, презентация о разновидностях мыла и технологиях его приготовления, детское мыло. | |
Ноябрь | Вода «Тайна воды» (применение технологии А.И. Савенкова) | Познакомить детей с этапами исследования объекта. Формировать умение задавать вопросы, планировать предстоящую деятельность, делать выводы и умозаключения, классифицировать полученную информацию. Закреплять знания детей о воде, ее свойствах. Развивать умение передавать задуманный образ предмета в рисунке, изображать полученную информацию с помощь пиктограмм - символов. | Прозрачные ёмкости, соль, сахар, монетки, краски, кисточка, салфетки, кувшин с водой, яйцо, картинки и энциклопедия по теме исследования. |
Вода «Откуда берется дождь?» (применение технологии А.И. Савенкова) | Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя. Дать представление о процессе перехода воды из одного агрегатного состояния в другое. Познакомить с процессом конденсации. | Банка стеклянная, крышка стеклянная сухая, горячая вода и лед. Вода комнатной температуры, пена для бритья, пипетка, цветная гуашь. | |
Вода «Вода-растворитель. Очищение воды» | Выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки воды – фильтрованием, закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными материалами. | Сосуды разного размера и формы, вода, растворители: стиральный порошок, мука, песок, сахар, соль, растительное масло, стеклянные палочки, ложки, бумага, марля, воронки. | |
Вода «Движение воды через корешки растения» | Опытным путем доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции. Формировать познавательный интерес, умение устанавливать причинно-следственные связи и на их основе делать выводы. | Черенок растения с корешками, вода с пищевым красителем | |
Декабрь | «Кто от зимы не улетает?» (применение технологии А.И. Савенкова) | Закрепить у детей знания о зимующих птицах; умение различать птиц по внешнему виду. Расширять знания о приспособленности птиц к зиме. Стимулировать развитие любознательности. Продолжать совершенствовать умение составлять описательный рассказ о зимующих птицах, используя схемы. | Карточки с изображением зимующих птиц, листочки бумаги, фломастеры, детские энциклопедии с информацией про птиц, видеофильм «Зимующие птицы». |
«Ёлочка – колкая иголочка» (применение технологии А.И. Савенкова) | Закреплять представление детей об особенностях ели; развивать умения и навыки детей к исследовательской деятельности; формировать знания детей о значении ели в жизни животных и человека; воспитывать бережное отношение к природе. | Еловые шишки и семена, семена подсолнечника, подарки для елочки (карточки с изображением солнца, воды, птицы, земли – почвы, земляного червяка, капли воды, ветра). | |
«Искусственный иней из соли» | Показать детям как можно получить искусственный иней; предложить самим сделать белоснежные веточки; продолжать развивать интерес к исследовательской деятельности. | Веточка дерева, соль, кастрюля, вода. | |
«Льдинка и снежинка» | Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа. | Тарелочки, салфетки, лёд и снег, фартуки, формочки для лепки, тёплая вода | |
Человек «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем!» | Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус) | ||
Январь | Человек «Как работает наше сердце» | Дать знания о том, что сердце – главный орган человека, познакомить с его значением. Закреплять умение ориентироваться в пространстве, относительно своего местоположения. Учить находить у себя пульс, пользоваться фонендоскопом. Развивать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи. | Плоскостные фигурки мальчика и девочки, макет сердца, таблицы кровеносной системы человека, гибкие трубочки красного и синего цвета, бумажные сердечки, фонендоскоп. |
«Угадай-ка: вес и сила» | Познакомить детей с понятием силы, как физической величины. Познакомить с понятием «Вес предмета». Учить измерять и сравнивать силу с помощью прибора. Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала. | Предметы одинаковой формы и размера из разных материалов: дерева, металла, поролона, пластмассы | |
«Звук. Почему все звучит?» | Дать понятие о том ,что такое звук (колебание предмета), громкость, принцип распространения звуковых волн; подвести к пониманию возникновения эха; определить зависимость звучащих предметов от их размеров. | Бубен, стеклянный стакан, газета, деревянная линейка, металлофон, тонкая проволока, спичечные коробки. | |
Февраль | «Песок и глина - наши помощники» (применение технологии А.И. Савенкова) | Познакомить детей со свойствами и составом глины и песка. Формировать представление о свойствах песка и глины. Учить детей делать выводы, простейшие умозаключения, доказывать свою правоту. Прививать интерес к исследовательской деятельности | Емкости с песком и глиной, вода, палочки, лупы, ситечки. |
«Какими бывают камни?» | Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями; учить классифицировать камни по разным признакам. | Коллекция камней. | |
«Воздух, воздух, ты какой? Мы знакомимся с тобой!» (применение технологии А.И. Савенкова) | Дать детям представления о воздухе и его свойствах. Помочь ребенку в процессе экспериментальной деятельности обнаружить воздух в окружающем пространстве и внутри себя. Подвести детей к пониманию того, что воздух обладает силой и упругостью. Формировать познавательную активность и интерес к процессу экспериментальной деятельности. Развивать память, наблюдательность, интерес к явлениям природы. | Полиэтиленовый пакет, таз с водой, иллюстрации сильного ветра; фонограмма «Шум ветра», соломинки для коктейля, стаканчики с водой, бумажные лодочки, вертушки, воздушные шарики. | |
Свойства материалов «Стекло. Как помогает исследованию стекло?» | Узнавать предметы, сделанные из стекла, сравнить их качественные характеристики и свойства. Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку. | Различные предметы из стекла, лупы, микроскопы, различные мелкие предметы, семена, листья деревьев, перышки. | |
Март | Свойства материалов «Путешествие в бумажную страну» (применение технологии А.И. Савенкова) | Формировать представление детей о свойствах бумаги. Учить самостоятельно проводить опыты и эксперименты. Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему. Развивать логическое мышление, умение делать умозаключения. | Емкость с водой, кораблики из салфеток и из бумаги; набор бумаги разного качества, ватный диск, кожницы, клей, спички |
Свойства материалов «В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича» | Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева (режется, горит, не бьётся, не тонет в воде) и металла, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей (шероховатый, хрупкое плавится) Сравнить металл и дерево: что тяжелее? | Различные деревянные предметы, таз с водой, горячая вода, молоток, гвоздь, небольшие дощечки и бруски на каждого ребёнка; спиртовка, | |
«Свет. Загадочная тень» | Познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы; понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимного расположения. | Оборудование для теневого театра, фонарь. | |
«Свет. Цвет. Световой луч» | Объяснить детям, что свет – это поток световых лучей; объяснить зависимость яркости светового пятна от источника света, познакомить с влиянием солнечных лучей на темные и светлые цвета. Формировать у детей умение определять принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности устройства рукотворных источников света. | Иллюстрации событий, происходящих в разнос время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, «волшебный мешочек» | |
«Электричество» | Установить причину возникновения статического электричества; выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов. | Пластмассовая прическа, воздушный шарик, зеркало, ткань, Пластмассовые шарики, авторучки, пластины оргстекла, фигурки из бумаги, нитки, пушинки, кусочки ткани, | |
Апрель | Планета Земля «Земля – живая планета» | Уточнить знания детей о Солнечной системе, дать представления об уникальности Земли. Закрепить у детей представления о диких животных, познакомить с интересными фактами из жизни диких животных, показать их уникальность. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. | Шапочки, изображающие животных: слон, белый медведь, волк, белка, черепаха, верблюд, пингвин, слайды с изображением природных зон. |
Планета Земля «Путешествие в космос» | Формировать представление детей о космосе: -уточнить и расширить представления детей о планетах; расширить кругозор детей о профессии космонавт; развивать творческое мышление, воображение, познавательную активность; вызвать желание у детей исследовать и изучать космос. | Макет картонной ракеты, выставка картинок по теме «Космос», воздушный шарик. | |
Планета Земля «Вулканы» (применение технологии А.И. Савенкова) | Познакомить детей с природным явлением – вулканом. Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности. | Искусственно созданный макет вулкана, сода, уксус, краски, вода, кисточки, кисточки, стакан для воды. | |
Детективная лаборатория «Следы. Исследование обуви» | Закреплять умение детей старшего возраста распознавать следы при помощи карточек-схем. Закреплять навыки работы с микроскопом, умение фиксировать проведение опыта, делать выводы по результатам деятельности. | Микроскоп, карточки различных следов, прозрачные пластины, обувь для группы и уличная обувь, бумага, карандаши для фиксации опыта. | |
Май | Детективная лаборатория «Отпечатки пальцев» | Познакомить детей с наукой «дактилоскопия», инструментами и приборами необходимыми для снятия отпечатков пальцев. Опытным путем изучить методы снятия отпечатков пальцев с предметов. | Штемпельная подушка, пипетка, небольшое количество воды, набор дактилоскопических карт, увеличительное стекло или лупа, фаянсовая чашка, угольный порошок, мягкая кисть, скотч, прозрачная пластина. |
Детективная лаборатория «Невидимые чернила» | Познакомить детей со свойствами разных веществ. Показать детям способы написания «невидимыми» чернилами, опытным путем выяснить от чего это происходит. | Пробирки, палочка для смешивания, тонкая кисть, лист бумаги, утюг, лимон, чай, картофель, молоко. | |
Итоговое занятие «Детективное расследование» | Закреплять навыки исследовательской деятельности. |
3. Организационный раздел
3.1. Режим занятий
Кружок работает в течение учебного года (октябрь – май включительно), еженедельно один раз в неделю в четверг во вторую половину дня в 16:35 – 17:00ч продолжительностью 25 минут.
План кружка рассчитан на год. Количество детей посещающих кружок «Маленькие исследователи» - 10 человек. Возраст детей: от 5 до 6 лет.
3.2. Материал:
1. Приборы – помощники: увеличительные стекла, магниты, зеркала и другие;
2. Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;
3. Природный материал: вода, камешки, глина, песок, ракушки, шишки, семена;
4. Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки;
5. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
6. Красители: гуашь, пищевые красители;
7. Прочие материалы: воздушные шары, соль, сахар, сито;
8. Матерчатые салфетки, фартуки, шапочки.
3.3. Планируемые результаты:
В процессе работы предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.
• Ребёнок способен самостоятельно наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умеет устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
• Имеет элементарные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, весе причинах и следствиях и др.).
• Умеет самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.
• С желанием и интересом принимает участие в опытно – экспериментальной деятельности.
Список используемой литературы
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми. Издательство «Учитель», Воронеж, 2012.
2. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
3. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. – М,: ТЦ Сфера, 2013.
4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М,: ТЦ Сфера, 2014.
5. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2013.
6. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
7. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2013.
8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014
9. Николаева С.Н. программа «Юный эколог» М.: - МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
10. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко – Волгоград : Учитель, 2014 г.
11. Горькова Л. Г., Кочергина А. В. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников М. : ВАКО, 2015год
12. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. ФГОС Соломенникова О.А. Мозайка-Синтез 2014 г
13. Развитие познавательных способностей дошкольников 4-7 лет. ФГОС. Крашенников Е.Е Мозайка-Синтез 2014 г.
14. Познавательно-иследовательские занятия с детьми 4-7 лет на экологической тропе. ФГОС ДО. С.В. Машкова.2015 г. Изд.Учитель. Серия: В помощь педагогу ДОУ.
15. Экологические проекты в детском саду. А.А. Филиппенко, О.М. Масленникова.2015 г. Изд.Учитель. Серия: В помощь педагогу ДОУ.
16. Окружающий мир: интегрированные занятия с детьми 4-7 лет. / М.П. Костюченко .- Волгоргад: «Учитель» 2013 .-190 с. Рецензенты: Е.М.Рунова, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Братского государственного технического университета.
17. Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Планета - наш дом" для детей от 6 до 7 лет
Программа носит естественнонаучную направленность. И отвечает современным передовым взглядам по содержанию и организации познавательной и речевой деятельности с детьми дошкольного возраста, в ед...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юные исследователи" (стартовый уровень)
Данная программа кружка расчитана на возраст 5-6 лет. Роск реализации программы 1 год.Детское экспериментирование как форма деятельности является эффективным средством развития таких важных качеств ли...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Познавай-ка!» для детей старшего дошкольного возраста
Актуальность программыНаибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие же...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности для детей 6-7 лет «Логико-малыш»
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспита...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности для детей от 5 до 7 лет «ЭЛЕКТРОНИКИ»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по ментальной арифметике «Электроники» имеет естественнонаучную направленность и рассчитана на работу с детьми 5 – 7 лет....
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Мы исследователи»
Цель программы кружка:Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.Задачи:Развивать умение обследовать предметы и явлени...
Дополнительная общеобразовательная программа — дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Занимательная астрономия» для детей дошкольного возраста (6-7 лет) срок реализации 1 год
открывает для детей старшего дошкольного возраста целостной картины мира, подготавливает почву для развития основ естественнонаучных знаний детей;способствует расширению кругозора детей, дает возможно...