Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Мы исследователи»
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель программы кружка:
Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
- Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
- Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
- Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
- Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
- Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
- Развивать коммуникативные навыки.
Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллектива.
Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_my_issledovateli.docx | 49.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад «Радуга»
|
Дополнительная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Мы исследователи»
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Воспитатель
Воронько Ольга Сергеевна,
Г. Советский 2021
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………………………………3
1.1 Цель и задачи программы кружка………………………………………………………………………………………………………………....5
2.Учебно-тематический план работы кружка…………………………………………………………………………………………………………8
2.1. Перспективный план работы кружка……………………………………………………………………………………………………………..9
Список литературы…………………………………………………………………………………………………………………………………..17
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции(анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами в жизни общества. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно -действенное и наглядно - образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Дополнительная общеразвивающая программа составлена на основе: Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г. №41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарноэпидемиологические- требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"; Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.1.3049-13); Приказ Минпросвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06 – 1844 «Требованиями к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей»; Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)», Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.06.2003 № 28-02-484/16 «Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»; Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726р; Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры №229 от 06.03.2014 «Об утверждении Концепцией развития дополнительного образования и молодежной политики в ХМАО Югре», Устав МАДОУ «Детский сад «Радуга», Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ «Детский сад Радуга».
1.1. Цель программы кружка:
Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
- Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
- Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
- Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
- Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
- Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
- Развивать коммуникативные навыки.
Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Условия реализации:
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования, наглядной агитации, консультаций.
Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.
Новизна
На сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно, в практику работы дошкольных учреждений внедряется медленно. Внимательно изучив методическую литературу по познавательному развитию детей, было выявлено, что опытно - экспериментальная работа совсем не присутствует в разработках, недостаточно раскрыты наблюдения (в них дети получают информацию только из рассказов педагога).
Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования.
Оборудование детской лаборатории:
- Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
- разные виды бумаги, ткани;
- медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр мерные ложки;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.
Программа кружка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей детей.
Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь 2021г и май 2022г - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.
Режим занятий: 2 раза в месяц;
продолжительность – 25минут.
Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).
Игровые приёмы:
- моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
- повтор инструкций;
- выполнение действий по указанию детей;
- «намеренная ошибка»;
- проговаривание хода предстоящих действий;
- предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
- фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.
Ожидаемые результаты:
- Проявление интереса к исследовательской деятельности;
- Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
- Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
- Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
- Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
- Развитие коммуникативных навыков.
- Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.
«Мы исследователи» - такая познавательная потребность, проявлением которой и являются познавательные интересы, во многом определяет развитие личности. Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать эту потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.
Кружок «Мы исследователи» расширяет и дает ребенку дополнительные возможности в познании окружающего мира.
2.Учебно-тематический план работы
кружка «Мы исследователи»
№ п/п | Наименование раздела | Количество занятий | Форма проведения |
1. | Экспериментирование с песком, глиной | 1 | Обследование, практическая деятельность |
2. | Экспериментирование с водой | 1 | Практическая деятельность |
3. | Экспериментирование с воздухом | 1 | Практическая деятельность |
4. | Наблюдение за жизнью растений | 1 | Практическая деятельность |
5. | Человек | 2 | Практическая деятельность |
6. | Экспериментирование с предметами | 12 | Обследование, практическая деятельность, наблюдение за опытом взрослого |
Итого | 18 |
2.1.Перспективный план работы кружка
«Мы - исследователи»
№ п/п | Месяц | Тема занятия | Содержание | Кол-во занятий. | Наименование раздела | Дата проведения кружка | Место проведения. | Форма проведения. |
1. | Сентябрь | Песок и глина – наши помощники | Задачи:
| 1 | Эксперементирование с песком и глиной. | 10.09.21 | Групповое помещение | Обследование, практическая деятельность |
2. | Сентябрь | Удивительные свойства воды | Задачи:
| 1 | Экспериментирование с водой | 24.09.2021( карантин) Проведён (5.10.21) | Групповое помещение | Практическая деятельность |
3. | Октябрь | Удивительные свойства воздуха | Задачи:
| 1 | Беседа. Игра | 15.10.21 | Групповое помещение | Практическая деятельность |
4. | Октябрь | Почва живая земля | Задачи:
| 1 | Беседа .Просмотр презентации. | 29.10.21 | Групповое помещение | Практическая деятельность |
5. | Ноябрь | Как устроена дыхательная система человека | Задачи:
| 1 | Просмотр презентации. | 12.11.21 | Групповое помещение | Практическая деятельность |
6. | Ноябрь | Что умеют наши глаза и уши | Задачи:
| 1 | Беседа. эксперемент. | 26.11.21 | Групповое помещение | Практическая деятельность |
7. | Декабрь | Испытание магнита | Задачи:
| 1 | Беседа .Игра . Эксперемент. | 17.12.21 | Групповое помещение | Практическая деятельность |
8. | Декабрь | Мир бумаги | Цель: формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах. Задачи:
| 1 | Эксперемент. | 29.12.21 | Групповое помещение | Практическая деятельность |
9. | Январь | Как принцесса Ниточка всю семью одевала | Задачи:
| 1 | Беседа, игра, просмотр презентации | 14.01.21 | Групповое помещение | Практическая деятельность |
10. | Январь | Сами монтеры | Задачи:
| 1 | Эксперемент | 28.01.21 | Групповое помещение | Практическая деятельность |
11. | Февраль | Свойства дерева и металла | Задачи:
| 1 | Коллективный экспереент | 11.02.21 | Групповое помещение | Практическая деятельность |
12. | Февраль | Мир камней | Задачи:
| 1 | Беседа. Игра. | 25.02.21 | Групповое помещение | Практическая деятельность |
13. | Март | В мире стекла | Задачи:
| 1 | Коллективный эксперемент . | 11.03.21 | Групповое помещение | Практическая деятельность |
14. | Март | Волшебное зеркало | Задачи:
| 1 | Эксперемент . коллективный | 25.03.21 | Групповое помещение | Практическая деятельность |
15. | Апрель | Волшебное электричество | Задачи:
| 1 | Беседа, игра. эксперемент. | 15.04.21 | Групповое помещение | Практическая деятельность |
16. | Апрель | Как работает термометр | Задачи:
| 1 | Беседа. Коллективный эксперемент. | 29.04.21 | Групповое помещение | Практическая деятельность |
17. | Май | Извержение вулкана | Задачи:
| 1 | Беседа.Просмотр презентации. Изготовление макета. | 13.05.21 | Групповое помещение | Практическая деятельность |
18. | Май | Катапульта | Задачи:
| 1 | Беседа. Просмотр презентации. | 27.05.21 | Групповое помещение | Обследование, практическая деятельность, наблюдение за опытом взрослого |
Список литературы
- Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. Михайлова З. А Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2011
- Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2010.
- Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек: Сфера, 2010
- Мартынова Е.А.Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Учитель, 2011
- Машкова С.В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. Учитель, 2011
- Михайлова З. А., Полякова М. Н., Ивченко Т.А. Образовательная область "Познание". Методический комплект программы "Детство" СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2013 г.
- Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: ООО
- «Издательство«Детство-Пресс», 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юные исследователи" (стартовый уровень)
Данная программа кружка расчитана на возраст 5-6 лет. Роск реализации программы 1 год.Детское экспериментирование как форма деятельности является эффективным средством развития таких важных качеств ли...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности для детей 5-6 лет «Маленькие исследователи»
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный исследователь»
Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений и экологи...
ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ РЕАЛИЗУЕМОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ РЕАЛИЗУЕМОЙДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ«МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»...
Презентация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности " Маленькие исследователи"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности " Маленькие исследователи" направленна на потребность ребёнка в познании окружающе...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные исследователи» 2022-2023г.
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению...