Долгосрочный проект "Семейное чтение"
проект
Актуальность проекта: отношение к уровню развития читательской культуры личности, а также к процессу читательской деятельности, сегодня изменилось и приобретает для общества черезвычайно важное, даже первостепенное значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №64»Солнечный зайчик» города Смоленска
Долгосрочный проект на тему:
Социально-педагогического партнёрства с родителями
«СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ»
Подготовила воспитатель
первой категории
Сечкова С.Ю.
2018 год
ПРОЕКТ
Социально-педагогического партнёрства с родителями
«СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ»
1.Актуальность проекта.
Сегодня, когда особенностями современного развития общества являются информатизация, развитие высоких технологий и усложнение социальной жизни, цена малограмотности и неумения считывать и анализировать информацию становится особенно высокой. Конкурентоспособность развитых государств, их участие в мировом рынке разделения труда все сильнее зависит от уровня образования работников, их умения и способности к постоянному повышению квалификации. Самообразование становится непрерывным, длящимся в течение всей жизни.
Информация в виде текстов - основа любого процесса образования и самообразования. Кроме того, велика роль чтения при создании человеком своей индивидуальной модели культуры.
Отношение к уровню развития читательской культуры личности, а также к процессу читательской деятельности сегодня изменилось и приобретает для общества чрезвычайно важное, даже первостепенное значение.
2.Проблема проекта.
Уровень грамотности и культуры чтения детей в последние десятилетия вызывает обеспокоенность у родителей, учителей, библиотекарей в нашей стране.
В отсутствии потребности в чтении у детей, как правило, не развивается привычка к сосредоточенному вниманию, умению интеллектуально трудиться. Ведь чтение - это труд, который в первую очередь и делает человека мыслящим. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь.
Огромную, решающую роль в формировании культуры чтению детей играет семья, ее социокультурная среда и читательская культура родителей.
3.Условия социально-педагогического партнёрства в проекте «Семейное чтение».
Реализация проекта предполагает:
- совместную деятельность родителей и детей;
- взаимодействия педагога с родителями;
- взаимодействие педагога с детьми;
- взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети – родители.
Социально-педагогическое партнерство в системе «семья – образовательное учреждение» возможно при реализации определенных организационно - педагогических условий, к которым отнесены:
- принципы построения взаимодействия: открытости, динамичности, целеполагания, командообразования, событийности, корпоративности, гуманизации, созависимых отношений, интеграции, ответственности, добровольности, социальной адекватности, предсказуемости, недетерминированности и др.;
- организация совместной (командной) деятельности в системе «педагоги – дети – родители» на основе событийных мероприятий в образовательном учреждении (стратегическое и тактическое планирование развития школы, обозначение приоритетных задач, участие в конкурсах, поездках, в разрешение проблемных ситуаций с детьми и др.).
- внедрение отношений в форме социально-педагогического партнерства в системе «семья – образовательное учреждение», при определенных организационно-педагогических условиях, способствует получению позитивных результатов при решении педагогических задач.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
Активизировать чтение детей за счет совместных занятий с родителями
Организация сотрудничества “ученик-педагог-родитель» Повысить рейтинг книги в досуге семьи Ожидаемые результаты:
- Осознание каждым родителем ценности детского чтения как эффективного средства образования и воспитания.
- Увеличится количество духовно-нравственных мероприятий для детей и их родителей.
-Увеличится количество посещений в школьной и городской библиотеке.
-Улучшение качества чтения обучающихся.
- Популяризация семейного чтения как источника формирования интереса к книге
Описание работы над проектом
Семья, культурные отношения внутри нее, во многом определяют путь ребенка как читателя. У детей, чьи родители любят читать, скорее развивается вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера.
Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает ребенку лучше усваивать содержание прочитанного материала. А поскольку из разных видов текстов именно художественные тексты раньше прочих оказываются посредниками в эмоциональном общении ребенка с взрослыми, выступающими для него носителями опыта человечества, чтение – слушание художественных произведений, является начальным этапом приобщения к чтению вообще.
В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Главным действующим лицом в этом общении является ребенок.
Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.
Семейное чтение отличается от других видов чтения (делового, нормативного, учебного, развлекательного, самообразовательного) следующими особенностями:
- В основе семейного чтения лежит практика «чтения вслух», в отличие от
«чтения про себя»;
- Модель «семейное чтение» предполагает совместное (но не коллективное) действие;
- Модель «семейное чтение» тесно связано с понятием «личная, частная, домашняя, семейная библиотека» – как библиотеки особого вида.
- В модели «семейное чтение», в отличие от других моделей, одномоментно реализуются практически все важнейшие функции чтения такие, как познавательная, воспитательная, развивающая, развлекательная, коммуникационная.
Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей.
- Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость, грусть, печаль, шутку, насмешку. Звучащее слово удовлетворяет потребность ребенка в ярких, эмоциональных впечатлениях.
- Семейное чтение развивает способности, являющиеся основой для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений, умения переживать радости и печали героев художественных произведений.
- В процессе семейного чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передают младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им.
- Семейное чтение – эффективный способ социализации подрастающего поколения. Общение в процессе семейного чтения создает почву для обмена мнениями, оно необходимо и взрослым, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально.
Этапы реализации проекта:
1 Этап - Организационно-подготовительный
- Изучение методико-педагогическую литературу по данной теме.
- Проведение анкетирования родителей и педагогической диагностики с детьми на начальном этапе.
- Разработка перспективного планирования по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
- Разработка перспективного планирования по взаимодействию с родителями.
- Составление конспектов, презентаций образовательной деятельности, сценарии мероприятий.
2 Этап - Основной
Целью второго этапа стало повышение интереса детей и родителей к художественной литературе, формирования традиции семейного чтения.
- Проведение литературных, духовно-нравственных совместных мероприятий для гимназистов и родителей .
- Проведение встреч, круглых столов, консультаций для родителей с целью формирования традиций семейного чтения.
Формы работы с родителями и детьми
- экскурсии в детскую городскую библиотеку
- литературно-поэтические семейные встречи
- конкурсы духовной, патриотической поэзии
- тематические выставки семейных книг, презентации книг, обмен книгами
- выставки детских рисунков и поделок по любимым произведениям
- исследовательские, мультимедийные, творческие проекты
- оформление семейных газет, выставок
- анкетирование
- родительские встречи, круглые столы
- участие родителей в драматизациях литературных произведений
- создание семейных фильмов о классе
- литературно-исторические викторины, олимпиады
- дидактические игры-путешествия по произведениям и творчеству писателей
- конкурсы чтецов на церковно-славянском языке
- «Кирилло-Мефодиевские чтения»
- оформление «Дневников читателя» совместно с родителями
Проводятся конкурсы:
- «Любимые книги всех членов нашей семьи»
- “Самая необычная книга семейной библиотеки”
- “Книги-юбиляры”
- “Лучший отзыв о книге”
- “Книги, которые семья читает вместе”
- “Читаем сказку по ролям”
- Сочинений и рисунков: “Моя семья”
- “Любимый литературный герой”
- “Книга-подарок”
- «Книги, которые перечитывают».
- «Самодельная книга для моей семьи»
- «Семейные книжные коллекции»
- «Вечные ценности в книгах»
Проводятся мероприятия:
- Познавательные викторины по прочитанным произведениям.
- Читательские конференции «Разные взгляды на одну книгу».
- Интерактивные викторины по любимым детским журналам.
- Совместные с родителями просмотры и обсуждения кинофильмов по произведениям детских писателей.
- Литературные праздники : “Любимый писатель” к юбилеям детских писателей, “Как хорошо уметь читать”, “Подрастаю с книжкой я”, “Возьмите книгу в круг семьи”.
- Цикл чтений “Духовная поэзия”.
Темы родительских собраний:
- Как помочь ребёнку полюбить чтение?
- Роль чтения в формировании личности ребенка.
- Учимся читать вдумчиво.
- Что читают наши дети?
- Литературное чтение и грамотная речь.
- Традиции семейного чтения.
- Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности ребёнка.
- Богатства семейной библиотеки.
Проводится:
- Разработка и оформление книжных выставок с использованием различных форм.
- Составление рекомендательных списков литературы для учащихся и их родителей.
- Рекламирование новых книг для младших школьников.
- Составление буклетов-рекомендаций для семейного чтения на каникулах.
- Оказание помощи родителям в определении круга детского чтения, направленного на формирование позитивных эмоций ребенка.
- Проведение библиографических бесед, содержащих библиографическую информацию о литературе для детей и методические рекомендации для родителей.
3Этап - Заключительный.
- Проведение педагогическую диагностику детей и анкетирование родителей на заключительном этапе.
- Обобщение результаты реализации проекта.
- Подготовка выступлений на педсовете по представлению проекта, по итогам проделанной работы.
- Освещение проекта на семинаре.
- Публикации в СМИ по вопросам семейного чтения
Проводятся:
Исследования для родителей, библиотекарей, учителей:
- “Юный читатель”
- “Традиции семейного чтения”
- Блиц -опросы учащихся, анкетирование родителей для выявление мотивов руководства чтением детей.
- Тестирование родителей и учащихся «Стиль семейного чтения»
Результаты проекта «Семейное чтение»:
- Рост читательской активности учащихся и родителей, повышение востребованности школьной библиотеки.
- Повышение активности взаимодействия родителей, педагога, обучающихся .
- Положительная динамика культуры чтения школьников.
Список литературы:
- Кашленко Е.К. Организационно-педагогические условия построения социального партнерства как фактора социализации личности школьника:
Автореферат диссертации канд. пед. наук: 13.00.01. – Омск, 2003. – 22 с.
- Мелентьева, Ю.П. Социальные и педагогические функции семейного чтения как важнейшей модели чтения // Восемнадцатая Международная Конференция «Крым2011»: .– Судак, 2011.
7.Овсянникова, Л.П. Семейное чтение – основа проектной деятельности школьной библиотеки//Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». М., [Б.г.]. URL:http://festival.1september.ru/articles/515354.
8.Павлова, А. Домашняя библиотека и семейное чтение/А. Павлова //Семейное чтение. - 2008.- №2.-С.9-12.
9.Кириллова, А.И. Семейное чтение – одна из форм развития читательского интереса//Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».–
М.,[Б.г.].URL:http://festival.1september.ru/articles/310906
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организованная образовательная деятельность. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".
Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина"Сказка о рыбаке и рыбке". Цель: знакомство со сказка...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/30/picture-192946-1364651411.jpg)
Конспект НОД по чтению художественной литературы. Чтение РНС "Волк и коза"
Конспект НОД для детей младшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/10/picture-217654-1362887189.jpg)
Занятие по чтению художественной литературы. Викторина «По страницам книг». Чтение мордовской народной сказки «Как собака друга искала».
Занятие по чтению художественной литературы. Старшая группа.Блок: «Дикие и домашние животные». Занятие сопровождается компьютерной презентацией.Цели: познакомить детей с мордовской народной сказ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/12/picture-144765-1355322743.jpg)
Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.
В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/14/picture-85756-1592128884.jpg)
проект по ОО Чтение художественная литература "чтение художественной литературы - основной этап в становленнии речи дошкольников "
краткосрочный проект в подготовительной группе по чтению художественной литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/09/picture-827937-1476017629.jpg)
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/29/picture-1424593-1706503801.jpg)
Долгосрочный педагогический̆ проект «Приобщение детей̆ к художественной̆ литературе через чтение сказок»
Актуальность выбранной̆ темы определяется тем, что у детей̆ снизился интерес к чтению. Сегодня весь мир стоит перед проблемой̆ сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей̆ деятел...