Кружок по патриотическому воспитанию "Родничок"
рабочая программа (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана
«Центр развития ребёнка-детский сад «Рябинушка»
Рекомендована к утверждению: Утверждена:
Педагогическим советом приказом заведующего
МБДОУ«ЦРР-д/с «Рябинушка» МБДОУ «ЦРР-д/с «Рябинушка»
Протокол №1 от 31 августа 2021 г. № 20 АД от 31 августа 2021 г.
Рабочая программа
кружковой работы «РОДНИЧОК»
по познавательному развитию детей
в средней группе «Почемучки»
на 2021 – 2022 учебный год
Составила:
Мельникова Ольга Васильевна,
воспитатель 1 категории
Абакан, 2021 г.
Содержание
Введение
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
1.1 Пояснительная записка…………………………………………………………………3
1.2. Годовой календарный учебный план…………………………………………………3
1.3. Учебный план…………………………………………………………………………..4
1.4. Режим занятия, их продолжительность и периодичность…………………………..4
1.5. Расписание занятий…………………………………………………………………….4
1.6 Список обучающихся……………………………………………………………………4
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1. Календарно-тематическое планирование……………………………………………..5
2.2. Итогово-отчетные мероприятия……………………………………………………….13
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1. Техническое оснащение занятий……………………………………………………….13
3.2. Взаимодействие с родителями………………………………………………………….14
3.3 Список используемой литературы………………………………………………………15
Введение
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
1.1 Пояснительная записка
«Любой народ по-своему велик,
Бесценен вклад его в наследство вековое,
Так сбережем культуру и родной язык,
Как самое на свете дорогое.»
Приобщение нового поколения к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремиться перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Особенности развития детей дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, в существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание утверждать, что дошкольный возраст является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры. Формирование основ народной культуры носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, осуществляется в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на мероприятиях, организованных в дошкольном учреждении и дома. Много вековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем, отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре и быть эстетически развитой личностью. Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у детей примерно с четырех лет, когда они узнают о многонациональном населении нашей планеты. Причем у старших дошкольников, воспитывающихся в многонациональных коллективах преобладает положительное отношение к представителям разных народов, что чаще всего проявляется в интересе к их жизни, культуре, желании дружить, выучить язык, на котором они говорят.
Цель работы кружка: Формирование ведущих интегративных качеств личности. Развитие нравственной, социально-активной позиции у ребенка. Формирование патриотизма на основе исторических и природных особенностей родного края. Развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре разных народов.
Задачи патриотического кружка «РОДНИЧОК»:
- Организация эффективной системы работы по формированию у детей дошкольного возраста чувства патриотизма и активной гражданской позиции.
- Развитие основ начала нравственно-патриотического воспитания через обращение к истории родного края, ознакомления с обычаями и традициями. Приобщение детей к истокам русской и хакасской народным культурам.
- Воспитания у ребенка чувства привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, краю, стране.
- Формирование бережного отношения к природе и всему живому.
- Воспитание уважения к труду. Знакомство с земляками знаменитостями, спортсменами, писателями, художниками, актерами.
- Развития чувства ответственности и гордости за достижения страны. Формирование представлений о правах каждого гражданина, структурах власти, государстве.
- Формирование чувства уважения к другим народам и их традициям. Развитие осознания своей индивидуальности и неповторимости. Раскрытие перед ребенком ценности окружающего мира.
- Широкое использование всех видов фольклора. Проведение фольклорных праздников. Знакомство с народным костюмом. Воспитание нравственных качеств средствами театральной деятельности.
- Расширение кругозора детей через музей быта, созданный своими силами в группе.
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
•Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка;
• Принцип научной обоснованности и практической применимости;
• Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
Реализация рабочей программы осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:
1. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной)
2. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
3. Самостоятельная деятельность детей
4. Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.
Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей.
Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально - личностному, познавательному и художественно - эстетическому развитию.
1.2. Годовой календарный учебный план
- Вводная беседа «Что такое Родина?»
- Легенда «Абакан-река жизни»
- Квест «Юный археолог»
- Аппликация «Аллея менгиров»
- Выставка «Из прошлого с любовью»
- Конструирование «Первое жилище-юрта»
- Экскурсия «Мой любимый город»
- Символика «Герб и флаг»
- Викторина «Абакан-город в котором мы живем»
- Рисование «Белая береза»
- Музейное занятие «Красная книга Хакасии»
- Галерея «Знакомство с творчеством хакасских художников»
- Арт-лаборатория «Узор на посуде»
- Мастер-класс «Украшение для куклы-Пого» проводит Коктоякова Т. К.
- Ателье «Тарина»
- Фестиваль «Орiнiс»
- Беседа. Функционал. «Губернатор Хакасии и мэр города»
- Галерея портретов «Поэты и писатели Хакасии.»
- Литературная гостиная «Душа Хакасии»
- Галерея портретов «Музыканты, танцоры, певцы Хакасии»
- Изготовление атрибутов для танца «Жарки»
- Музыкальная гостиная «Прослушивание песен на хакасском языке»
- Галерея портретов. Известные спортсмены. «Памятник Ивану Ярыгину»
- Спортивный праздник «Веселые старты»
- Галерея портретов. Актеры. «Театры города». Анонс спектаклей.
- Читально-игровой ковер «Сундучок хакасских сказок»
- Постановка хакасской сказки «Мелей»
- Фольклорный праздник «Чыл-Пазы»
- Акция «Наш цветущий город»
- Создание газеты «Моя Хакасия»
- Презентация блюд «Национальная кухня»
- Создание видеопоздравления «С днем рождения, любимый город!»
- Беседа «Памятники воинам-освободителям»
- Оформление стенда «Бессмертный полк»
1.3. Учебный план.
Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятий 25 минут.
1.4 Режим занятия, их продолжительность и периодичность.
Проведение занятий с 1 сентября 2021г. по 31 мая 2022 г. Всего 34 занятия в год.
Кружковая работа проводится: 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц , 34 занятия в год .
1.5 Расписание занятий.
Пятница 15.35-16.00ч.
1.6. Список обучающихся (5 девочек, 17 мальчиков)
1. Абдуллоев Абубакр
2. Аванесян Аня
3. Баинова Карина
4. Ваземиллер Марк
5. Волков Кирилл
6. Гришин Максим
7. Жаткин Данил
8. Конопелько Соня
9. Лунин Максим
10. Лухнева Валерия
11. Мартиросян Артем
12. Мириева Амина
13. Мясников Глеб
14. Никитин Игорь
15. Олейников Матвей
16. Поликарпов Рома
17. Силютин Денис
18. Соловей Богдан
19. Титов Богдан
20. Федотов Денис
21. Чуприн Матвей
22. Ярочкин Савелий
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1. Календарно-тематическое планирование
Тематика занятий в календарных планах воспитательно – образовательной работы в средней группе с детьми 4-5 лет построена с учетом возрастных особенностей дошкольников и требованиями программы воспитания и обучения в детском саду.
№ | Тема занятия | Программное содержание | Форма работы | |
Мониторинг |
| |||
1 | Вводная беседа «Что такое Родина?» | Формировать понятие-Родина; дать разъяснение о многообразии форм этого понятия; воспитывать чувство гордости и патриотизма к родному краю | Рассматривание открыток и иллюстраций Разучивание пословиц о Родине Выучить приветствие на хакасском языке Знакомство с хакасской игрой «Шелковый пояс» | |
2 | Легенда «Абакан-река жизни» | Развивать познавательный интерес к легендам и сказаниям о родном крае; пополнить словарный запас | Знакомство с дедом-Краеведом Рассказывание легенды, Рассматривание иллюстраций Раскрашивание тематической раскраски | |
3 | Квест «Юный археолог» | Дать понятие что такое квест, карта, артефакт(пополнение словарного запаса); учить умению ориентироваться по определенным знакам; продолжить знакомство с историей Хакасии | Обсуждение вопросов по истории Хакасии Рассматривание иллюстраций с одеждой и утварью Прохождение квеста Выставка артефактов | |
4 | Аппликация «Аллея менгиров» | Дать понятие о пиктографии; пополнение словарного запаса (пиктография, менгиры); развивать умение рисовать простейшие символы; ориентировку на листе бумаги; аккуратное выполнение | Беседа с рассматриванием фотографий менгиров Обсуждение работы Аппликация с элементами рисования символов фломастером Выставка работ | |
5 | Выставка ретрофотографий «Из прошлого с любовью»
| Расширять знания детей о прошлом, развивать любопытство, умение сравнивать, то как было и стало сейчас, расширять словарный запас, поощрять желание рассказать об узнанных на фотографиях местах | Предварительный сбор фотографий Оформление выставки Проведение экскурса по фотографиям Обсуждение увиденного | |
6 | Конструирование из бумаги «Первое жилище-юрта» | Способствовать формированию представления о первых жилищах хакасов; составлять простейшие логические цепочки ;расширение словарного запаса (юрта, аал); умение работать с заготовками из бумаги, развивая точность и аккуратность при сгибании и склеивании деталей | Рассматривание иллюстраций; Игра с лэпбуком «Юрта»; Конструирование; Создание аала из поделок | |
7 | Виртуальная экскурсия по улицам города «Мой любимый город» | Закреплять и расширять знания детей о городе в котором они живут; пополнять словарный запас; развивать фантазию и любопытство; формировать умение составлять краткий рассказ по иллюстрации | Рассматривание иллюстраций с видами города Составление краткого описательного рассказа по иллюстрации Игра-путешествие «Наш город» | |
8 | Символика Хакасии. «Герб и флаг» | Учить определять символы государственной власти; дать понятие о гербе; закрепить знание о цвете и расшифровке цветового понятия на флаге; продолжать учить составлять правильно предложения при описании; закрепить умение правильно распределять последовательность расположение цвета при закрашивании | Беседа о флаге и гербе Хакасии Раскрашивание флага Хакасии | |
9 | Викторина «Абакан-город в котором мы живем» | Закрепить знания детей полученные ранее; развивать внимание, умение выражать свои мысли, аргументировать ответ; отыскивать нужную иллюстрацию и комментировать ее; собирать разрезанную картинку по памяти | Рассматривание иллюстраций Викторина Игра «Собери картинку» | |
10 | Рисование «Белая береза» | Закреплять и расширять представления о символах Хакасии: дать представление об обрядах хакасского народа. Развивать эстетическое восприятие мира. Пополнять словарный запас (чалама). Воспитывать у детей заботливое отношение к памятникам этноса. Закрепить умение располагать рисунок на листе бумаги | Рассмотреть иллюстрации с изображением березы, обрядов связанных с этим деревом Рисование березы украшенной «Чалама» (цветными ленточками) На прогулке обратить внимание на березу украшенную чалама. | |
11 | Музейное занятие «Красная книга Хакасии» | Развивать представления детей о редких растениях и животных Хакасии | Беседа «Что такое «красная книга» Просмотр фотографий Обсуждение Создание плаката «По страницам «Красной книги». | |
12 | Галерея «Знакомство с творчеством хакасских художников» | Знакомить детей с известными художниками Хакасии и их творчеством. Организация галереи работ. Развивать эстетический вкус, умение видеть прекрасное в картинах, обсуждать увиденное, видеть подоплеку сюжета. | Рассказ о художниках и рассматривание их творчества. Обсуждение увиденного, различные техники написания (графика, краски, символизм), чем они отличаются, подоплека картины | |
13 | Арт-лаборатория. «Этническое творчество народа в детских рисунках». «Узор на посуде» | Углублять знания детей о народных промыслах хакасов; цветовом предпочтении; закрепить знания о цвете; познакомить с особенностями узоров; закрепить технические навыки рисования: умения правильно пользоваться кисточкой и красками; развивать эстетический вкус | Рассмотреть иллюстрации с посудой Обсудить цветовую гамму, технику изображения Организовать выставку рисунков | |
14 | Творческий мастер-класс по мотивам хакасских мастеров проводит Коктоякова Т.К .«Украшение для куклы-Пого» | Продолжать знакомить детей с культурой хакасского народа, украшениями, сказаниями о них. Пополнять словарный запас (Пого). Развивать мелкую моторику и глазомер. Умение располагать симметрично узор на изделии, выполнять работу аккуратно | Беседа о возникновении и предназначении Пого Рассматривание старинного артефакта, сравнивание с современным аналогом Изготовление посредством аппликации Выставка работ | |
15 | Арт-лаборатория. Особенности национального костюма хакасов Ателье «Тарина» | Ознакомление детей с одеждой хакасов , ее особенностями и названием. Пополнение словарного запаса, расширение кругозора, воспитание эстетического вкуса. Развитие мелкой моторики, глазомера. | Рассмотреть иллюстрации мужского и женского хакасского костюма Проговорить названия отдельных элементов Определить приемлемые цвета в отделке Раскрасить платье для бумажной куклы Тарины Обыграть показом мод | |
16 | Фестиваль «Орiнiс» (радость) выставка рисунков, поделок, макетов и прочего, по мотивам хакасского народного творчества | Провести разъяснительную работу с родителями, по подготовке фестиваля, привлечь к подготовке Развитие связной речи путем презентации своего изделия | Организация фестиваля Презентация работ Вручение грамот за участие | |
17 | Беседа «Губернатор Хакасии и мэр города» Исполнительный функционал | Пополнить знания детей об управлении республикой. В доступной форме объяснить функционал губернатора и мэра, сходство и различия управления. Знакомство с картой республики. Пополнение словарного запаса; расширение кругозора; развитие связной речи | Представление фотографий губернатора и мэра. Разъяснение функционала. Знакомство с картой республики. Нахождение на ней Абакана | |
18 | Галерея портретов «Писатели и поэты Хакасии» | Продолжить знакомство с выдающимися деятелями Хакасии. Развитие связной речи Построение предложений Краткий пересказ | Выставка фотографий и книг хакасских писателей и поэтов Рассматривание книг, чтение стихов и рассказов предназначенных для детей Обсуждение прочитанного | |
19 | Литературная гостиная «Душа Хакасии» чтение стихов хакасских поэтов | Развивать память; умение публичного выступления; интонационной подачи произведения; эмоционального окраса; отличать стихи от прозы | Домашнее разучивание стихов для выступления в литературной гостиной Мини концерт Награждение чтецов | |
20 | Галерея портретов «Музыканты, певцы, танцоры Хакасии»
| Продолжать знакомство с деятелями искусства Хакасии; воспитывать уважительное отношение к профессии и людям; воспитывать эстетический вкус; развивать словарный запас (чатхан, хомыс) | Рассматривание иллюстраций Просмотр видеозаписей с выступлением Обсуждение увиденного | |
21 | Фольклорная лаборатория «Изготовление шапочек для танца «Жарки» | Развивать музыкальный слух детей, чувство ритма, эстетическое восприятие; развивать умение выполнять работу аккуратно и целенаправленно; поощрять мотивацию при выполнении | Разучивание танцевального движения под музыку Изготовление шапочек Исполнение танца с изготовленными атрибутами | |
22 | Музыкальная гостинная «Прослушивание песен на хакасском языке» | Развивать музыкальный слух; учить улавливать своеобразное исполнение; звучание определенных инструментов; повторить и закрепить их названия | Рассмотреть иллюстрации с хакасскими музыкальными инструментами Прослушивание Беседа по услышанным произведениям | |
23 | «Спортсмены прославившие Хакасию. Галерея портретов Памятник Ивану Ярыгину» | Продолжить знакомство с известными людьми города и республики; видами спорта; спортивными сооружениями города; воспитывать желание заниматься спортом, следить за своим здоровьем | Просмотр галереи с кратким описанием достижений Рассматривание иллюстраций спортивных комплексов города Беседа о памятнике И.Ярыгину Веселая зарядка | |
24 | Спортивный праздник «Веселые старты» | Продолжать знакомить с различными видами соревнований; учить ловкости, быстроте выполнения, точности; развивать командный дух | Проведение спортивного праздника с использованием атрибутов хакасских состязаний | |
25 | Галерея портретов «Театры города. Актеры.» Анонс спектаклей | Знакомство с театрами города, профессией-актер; видами театра; Развитие связной речи, умение управлять своими эмоциями; | Рассмотреть иллюстрации с городскими театрами, вспомнить их названия. Какие виды театров знаете7 Беседа «Кто такой актер?» Проигрывание коротких сценок Анонс спектаклей для родителей | |
26 | Читально-игровой ковер «Сундучок хакасских сказок» | Продолжать знакомство с детской хакасской литературой в частности-сказками Развитие связной речи; умения выстраивать предложения согласно коммулятивному нарастанию сюжета; Проигрывать отрывки произведения, задействовав эмоциональный потенциал | Чтение хакасских сказок Обсуждение прочитанного Обыгрывание отрывка из сказки | |
27 | Постановка хакасской сказки «Мелей» | Продолжать работу над развитием речи; эмоциональной составляющей; четкостью произношения; развивать актерское мастерство | Постановка сказки «Мелей» | |
28 | Фольклорный праздник «Чыл-Пазы» | Продолжать знакомство с обрядовыми праздниками хакасского народа; пополнение словарного запаса (чалама, Чыл-Пазы); воспитание толерантного отношения; расширение кругозора | Фольклорный праздник «Чыл-Пазы» | |
29 | Акция «Наш цветущий город» | Развитие речи; умение последовательно излагать свои мысли; построение предложений; пополнение словарного запаса; научить правильно сажать семена; воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать уважительное отношение к чужому труду | Беседа «Как мы можем помочь украсить наш город?» Последовательность посадки Завести дневник наблюдения за посадками | |
30 | Создание газеты «Моя Хакасия» | Дать понятие-газета; составляющие ее элементы; поощрять желание к созданию своей газеты; пополнение словарного запаса; развития ориентировки на крупном ватмане; развивать умение компоновать материал и обобщать его | Создание газеты используя заготовленные заранее рисунки, фотографии, короткие рассказы на заданную тему | |
31 | Кулинарная презентация блюд «Национальная кухня Хакасии» | Воспитывать любознательность; расширять кругозор; развивать умение презентовать свое изделие; связное построение речи | Презентация блюд национальной хакасской кухни Создание кулинарной книги из представленных рецептов | |
32 | Создание видеоролика «С Днем рождения, любимый город» | Продолжать воспитывать неравнодушное отношение к общегородским праздникам; умение радоваться и сопереживать предстоящему событию; внесение собственного вклада в предстоящее торжество | Подготовить рисунок-открытку Разучить оздравительный текст Смонтировать ролик | |
33 | Беседа «Памятники воинам-освободителям» | Продолжать развивать кругозор детей; воспитывать патриотические чувства; гордость за свою страну и ее героев; уважительное отношение к ветеранам | Беседа «О прошедшей войне» Рассматривание иллюстраций с памятниками Обсуждение | |
34 | Оформление стенда «Бессмертный полк» | Воспитание чувства привязанности к своей семье, гордости за причастность своих предков к победе над врагом. Формирование нравственных качеств личности, путем посильного участия в проводимых торжествах. | Сбор информации о ветеранах в каждой семье. Беседа с краткой презентацией и фотографиями. Изготовление праздничных атрибутов ко Дню Победы. Оформление стенда памяти. | |
Итоговый мониторинг |
2.2. Итогово-отчетные мероприятия.
Выставки-презентации, детские выступления, выставки, участие в конкурсах, фольклорных и иных праздниках.
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1. Техническое оснащение группы
Центр «Познавательный уголок»
- портрет президента страны
- флаги России и Хакасии
- гербы России и Хакасии
- герб города Абакана
- куклы в русском и хакасском национальном костюме
- карта России и Хакасии
-познавательная литература по патриотическому воспитанию
-сменная экспозиция в соответствии с проходимой на занятии темой
-произведения русских и хакасских писателей
-произведения русского и хакасского народного творчества для самостоятельного рассматривания и раскрашивания, различный материал для самостоятельного творчества
Центр «Уголок костюмирования»
-флаги
-костюмы времен второй мировой войны: пилотки, гимнастерки, шлемы танкистов, костюмы медсестер той поры
-военные береты морской пехоты, воротнички, погоны и др атрибутика к «23 февраля»
-бинокли, планшеты, карты, атрибуты связиста
-стилизованный хакасский костюм на девочку и мальчика
-русский костюм с кокошником на девочку и костюм на мальчика
«Музей быта»
- народные русские и хакасские игрушки
-лапти, керосиновая лампа (без стекла), деревянная прялка
-хакасская вышивка: рукавицы, элементы вышивки
-хакасское старинное пого, современный вариант пого
-стилизованный бубен шамана
-лэпбук «Старинное жилище хакасов»
-лэпдук «Хакасские узоры»
3.2 Взаимодействие с родителями.
Основная цель взаимодействия с семьями воспитанников — найти индивидуальный подход к обучению, развитию и воспитанию каждого ребенка. Но, кроме этого, взаимодействие с семьёй позволяет:
• распространить полезные практические педагогические знания среди родителей;
• активизировать внимание семьи к вопросам воспитания малыша;
• сформировать единую систему требований к режиму дня и вопросам воспитания ребёнка;
• создать положительный образ дошкольного детского учреждения в сознании родителей;
• оказывать посильную методическую помощь семье в вопросах взаимодействия с детьми;
• получить как можно более полную информацию о ребёнке.
Для реализации поставленных целей воспитатель решает следующие задачи:
• установление партнёрских отношений с родителями своих воспитанников за счёт оказания эмоциональной поддержки и общности интересов;
• повышение психолого-педагогической просвещённости семьи;
• поддержка мам и пап в выполнении их воспитательных и образовательных функций.
Достижение этих задач возможно благодаря принципам, на которых строятся отношения детского сада и семьи:
• родители и воспитатели — равноправные партнёры в деле обучения и воспитания малышей;
• регулярная помощь ребёнку, доверие и уважение гарантированы и со стороны родителей, и со стороны педагогов;
• постоянный мониторинг взаимодействия семьи и детского сада, анализ результатов на всех этапах этой работы.
Основные формы взаимодействия:
- консультации на родительском собрании о целях и задачах кружковой работы;
- оформление стенда с консультациями «Патриотическое воспитание детей в семье», «История возникновения и развития Абакана», «Герои моей семьи. Бессмертный полк»;
- буклеты «Рекомендации для воспитания патриотизма у детей дошкольников», «Анонс театра «Сказка»»;
- проведение акций «Мой зеленый город», «Помним и гордимся», а так же сбор артефактов для музея быта
3.3 Список используемой литературы.
1.Аева Е.Н. Хоозычах. Альбои-раскраска по мотивам народных орнаментов. – Абакан. Хакасское книжное издательство, 2001.
2.Араштаева М.С. ИРКИЧЕК. Программа по хакасскому языку. Абакан. 2010.
3.Балгазина А.Н. Моя Хакасия. – Абакан, Хакасское книжное издательство, 2001.
4.Буров В.Ф. Живая старина. – Абакан 1995.
5.Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. – Абакан 1996.
6.Бутанаев В.Я. Вершинин А.А. Народные праздники Хакасии. Абакан 1999.
7.Детские и спортивные состязания народа Хакасии. – Абакан 1995.
8.Кидиекова И.К. Орнамент хакасов. – Абакан 1997.
9..Кызласов И.Я. Хакасоведение. – Абакан 1996.
10.Сагалакова М.А. Парциальная программа «я и мой край, в котором я живу». (образовательные проекты «Совенок» для дошкольников.-2013-№1
11. Хакасские народные сказки.-Абакан 1986.
12.Чебодаев П.И. История Хакасии.-Абакан 1992
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок по духовно-патриотическому воспитанию как один из подходов к взаимодействию семьи и ДОУ
Статья для подборки материала в раздел - работа с родителями....
Кружок "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).
Аннотация на парциальную программу1. Название программы: "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).2. Разработчик: воспитатель Бабикова Елена...
Кружок нравственно-патриотического воспитания "Мы-россияне"
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необхо...
Кружок по нравственно – патриотическому воспитанию детей средней группы «Русские узоры»
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства нашего народа, осво...
Кружок "Юные патриоты" По нравственно-патриотическому воспитанию детей 6-7 лет
Вы слыхали когда-нибудь о траве Голубой ая-ганга? Ее имя, как отзвук старинного медного гонга. У нее суховатые колкие стебли... От нее синеватые наши бурятские степи... Есть обычай такой: обживая ...
ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КРУЖОК ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ и ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «КАЗАЧОК»
Развитие патриотических чувств и духовно-нравственного воспитания у дошкольников посредством приобщения их к культуре казачества, формирование целостной картины мира посредством ознакомления с р...