Кружок нравственно-патриотического воспитания
материал (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного направления развития воспитанников №3 «Дюймовочка» Кружковая работа по нравственно-патриотическому воспитанию «Юные патриоты» Воспитатель: Шарова А.А. с. Кочубеевское, 2015 г. |
Кружковая работа по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Б»
на 2015-2016 учебный год
Программа составлена на основе: Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. М.Д. Маханева. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
Работа проводится вне занятий во вторую половину дня.
Длительность занятий — 30 минут.
Категория обучаемых: 6-7 лет.
Пояснительная записка.
Нравственно-патриотическое воспитание- это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Актуальна и экологическая направленность занятий, здесь следует раскрыть смысл Пришвинской фразы: «… Охранять природу – значит охранять Родину…».
Цель программы:
Целью программы является развитие системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Углубление и расширение знаний детей о природе, истории и культуре родного края; формирование умений и навыков в изучении своей родословной.
Задачи:
Обучающие задачи: развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родного края.
Воспитательные задачи: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.
Развивающие задачи: развитие личностных качеств – самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.
Задачи обучения по направлению программы:
- Создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей.
Роли России в судьбе мира.
Сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.
- Воспитание личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.
- Воспитание у ребёнка любви, привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
- Формирование бережного отношения к природе и всему живому:
- Воспитания, уважения к труду.
- Развитие интереса к традициям семьи.
- Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.
-Углубление и расширение знаний детей о природе, истории и культуре родного края;
- Формирование умений и навыков в изучении своей родословной.
- Воспитание уважения к своему народу, любви к Родине, гордости за неё, уважительного отношения к государственным символам Р.Ф.
Особенности программы.
Курс рассчитан на 2 года обучения. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в художественной деятельности. Развитие семейных увлечений и интересов, способствует укреплению духовных ценностей семьи.
Список литературы:
- Уроки гражданственности и патриотизма в д.с. О.Н. Баранникова
- Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Т.В. Иванова
- Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. М.Д. Маханева. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Воспитательная система «Маленькие Россияне»/ Под общей редакцией Т.И.Оверчук. – М.: «Мозайка – Синтез», 2005.
- Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина… - М.: АРКТИ, 2004
Тема | Цель | Ход | ||
Сентябрь | ||||
1. Мой детский сад. | Помочь детям лучше узнать д/с, полюбить его.
| 1. Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду. 2. Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников. 3.Изготовление поделок из природного и бросового материала в подарок детям младшей группы. 4. Пение песен и чтение стихов о детском саде. | ||
2. Моя семья . Семейные традиции. | Сформировать представление детей о семье и семейном клане, о доброжелательных отношениях родных людей, о традициях семьи. | 1. Работа над понятием "родня", «семья», «традиции» 2. Чтение стихотворения Я. Акима "Моя родня" 3. Чтение заранее подготовленными детьми стихов о сестренке, братишке и т.д. 4. Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта и традициях семьи. 5. Обсуждение отрывка из рассказа В. Драгунского "Сестра моя Ксения".
| ||
Октябрь | ||||
3. Бабушки и дедушки. «Родословная.» | Сформировать представление детей о членах семьи (бабушка, дедушка), семейном клане, дать понятие слова «Родословная»,сформировать представления о принципах родословной; развить у детей стремление сделать своими руками что-то для членов семьи. Дать детям знание о жизни и быте древних славян, их душевных качествах, представление о родственных отношениях; вызвать интерес, чувство гордости и уважение к предкам, воспитывать любовь и уважение к членам семьи. | 1.Рассказ о древних славянах. 2. Беседа «Что такое родословная» 3.. Практическая деятельность по составлению родословной. 4. Схема родословной своей семьи с помощью родителей. 5. Сравнение родословных семей | ||
4. Имя твоё: «Кто я такой?» | Развить самосознание: знать полное имя, отчество, фамилию, адрес, телефон, страну, родной язык и сведения о родителях (фамилию, имя, отчество и место работы). | 1. Беседа «Для чего человеку имя?» 2. «Полное и неполное имя» (игра). 3. Этюд «Назови ласково». 4. Игра «Какой Я» 5. Игра «Противоположности» 6.Беседа «В какое животное я хочу превратиться и почему»
| ||
Ноябрь | ||||
5. Моё село. Из истории образования села. | Совершенствовать знания о родном селе, о его достопримечательностях , о тружениках и предприятиях села. Развивать и обогащать словарь по теме. Воспитывать любовь и уважение к своей малой Родине | 1. Экскурсия в историю села 2. Беседа – диалог « Моя маленькая Родина – село Кочубеевское .» 3. Д/У « Кто где работает ». 4. Решение проблемы « Какая работа самая важная и нужная » 5. Задание « Назови улицы нашего села » 6. ИТОГ , Прослушивание песни о селе | ||
6. Достопримечательности родного села. | Совершенствовать знания о родном селе, о его достопримечательностях. Воспитывать любовь к малой родине. | 1. Беседа с детьми о достопримечательностях села. 2. Дидактическая игра «Собери картинку» 3. Задание « Назови достопримечательности нашего села » 4. Рефлексия. | ||
Декабрь | ||||
7. Я и общество «Зачем нужны правила» | Воспитать осознанное отношение к нормам и правилам, сформировать умения и навыки поведения в обществе; развить способность к умозаключениям, к оценке и самооценке. | 1. Психогимнастика: Улыбка. 2. Организационный момент «Письмо» 3. Беседа «Что такое правила поведения?» 4. Игра «хорошо-плохо» | ||
8. Праздник «Новый год» | Дать детям представление о традиционном празднике Новый год, создать радостное и праздничное настроение у детей. Развивать творческие способности детей. | 1.Загадки о зиме. 2.Беседа о встрече Нового года в других странах. 3. Изготовление открыток с новогодними пожеланиями в рисунках. 4.Составление письма Деду Морозу | ||
Январь. | ||||
9. Мой край на карте страны. | Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней. Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы. | 1. Аутотренинг "Мы - друзья природы" 2. Путешествие по родному краю 3. Загадки про родной край 4. Динамическая пауза "Берёзка" 5. Беседа о местах нашего края. 6.Заключение-заучивание девиза. | ||
10. Удивительная природа. Растительный мир родного края. | Обобщить знания детей о растительном мире родного края. Познакомить с водными ресурсами, охраняемыми видами растений Ставропольского края. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её. | 1.Беседа о местах нашего края. 2. Чтение стихотворения, беседа об услышанном. 3. Слушание песни Ю. Антонова "Не рвите цветы" 4. Игра: «Если я приду в лесок…» 5.Игра: «Воздух. Земля. Вода» 6. Рефлексия | ||
Февраль. | ||||
11. Животный мир родного края. | Обобщить знания детей о животном мире родного края. Познакомить сохраняемыми видами животных Ставропольского края. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её. | 1.Беседа о животных нашего края. 2. Дидактическая игра с мягкими игрушками. 3. Знакомство с животными занесенными в красную книгу. 4. Д/У «Доброе животное» 5. Рисование: мое любимое животное родного края. 6. Выставка рисунков. | ||
12. Все работы хороши.(Ознакомление с профессией родителей) | Формировать представление о том, что такое профессия и кем работают родители; вызвать интерес к разным профессиям; обогащать словарный запас детей; совершенствовать умение чётко отвечать на поставленные вопросы; воспитывать уважение к людям разных профессий. | 1. Организационный момент. 2. Загадки о профессиях. 3. Д/У : «Если бы..., то...» 4. Игра «Четвёртый лишний». 5. Игра : «Слова-действия» 6. Рефлексия. | ||
Март. | ||||
13. Дружеские взаимоотношения друг с другом | Воспитывать умения и навыки общения: не обижать, прощать, сочувствовать, сформировать представление о дружбе, друге. Формировать умение оценивать свои поступки | 1. Организационный момент. 2. Беседа: Кто такие сверстники, друзья? 3. Чтение стихотворения «Я хочу испечь пирог» 4. П/И «Качели» 5. Игра «Это я, это я, это все мои друзья!» 6. Рефлексия. | ||
14. Понятие «Вежливость» | Способствовать нравственному развитию ребенка. Познакомить с понятием «Вежливость», показать в чем проявляется вежливость, необходимость в употреблении вежливых слов в речи. Воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям. Развивать познавательный интерес, расширять кругозор детей. | 1. Организационный момент. 2. Беседа: «В царстве вежливости и доброты» 3. Чтение стихотворения «Я и солнышко» 4. Беседа по картинкам. 5. Физминутка 6. Знакомство со значением слов «Вежливый», «Вежливый человек» 7. Игра: «Подскажи словечко» 8. Итог - слушание песни «Улыбка» | ||
Апрель. | ||||
15. «Мальчики и девочки» | Закрепить у детей понимание различий полов, сформировать правильное отношение к различиям во внешнем облике и поведении. | 1. Игра: «Разбери вещи» 2. Д/У «Угадай слово, которое стоит в конце строчки» 3. Игра «Добрые дела» 4. Игра: «Как я дома помогаю» 5. Игра: «Выбор профессий» 6. Творческая игра «кто что носит?» 7. Игра «Пожелания» | ||
16. Гуманное отношение к природе. «Берегите природу» | Расширить и углубить знания о взаимосвязи мира природы и деятельности человека. Закрепить знание о бережном отношении к природе, о свойствах различных материалов. | 1. Приход феи с цветком. 2. Д/У «Назови художника» 3. Д/У «Узнай и назови птицу по голосу» 4. Игра «Воздух, земля, вода» 5. Чтение пословицы «Посади лес» 6. Викторина «Блиц опрос» 7. Д/У «Расчистим дорогу» | ||
Май. | ||||
17. «Как добро побеждает зло» | Развивать в детях стремление к справедливости, веру в победу добра над злом, при отрицательном отношении к жестокости; воспитывать чувство уверенности в своих силах; научить мечтать. | 1. Приход гостей. 2. Беседа «что такое хорошо, что такое плохо». 3. Проблемная ситуация с Шапокляк. 4. Игра «Это я, это я, это все мои друзья!» 5. Рефлексия. | ||
18. «Советы мудреца» | Воспитывать стремление совершать добрые дела. Способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей, формированию положительной Я-концепции. | 1. Вступительное слово воспитателя. 2. Инсценировка отрывка рассказа Осеевой «Вежливое слово». 3. Игра «Просьба» 4. Заучивание пословиц. 5. Игра-танец «Буги-Вуги» 6. Итог-сценка «Сотвори солнце в себе!!!» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Музыка и нравственно – патриотического в воспитание в семье»
Сообщение на педсовете по теме«Музыка и нравственно – патриотического в воспитание в семье»...
Кружок нравственно-патриотического воспитания "Мы-россияне"
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необхо...
Кружок по нравственно – патриотическому воспитанию детей средней группы «Русские узоры»
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства нашего народа, осво...
Кружок "Юные патриоты" По нравственно-патриотическому воспитанию детей 6-7 лет
Вы слыхали когда-нибудь о траве Голубой ая-ганга? Ее имя, как отзвук старинного медного гонга. У нее суховатые колкие стебли... От нее синеватые наши бурятские степи... Есть обычай такой: обживая ...
РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»
Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственн...
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...