Мастер-класс по программе "Родной свой край- люби и знай!". Программа.
рабочая программа
Духовное развитие человека не внешне, а внутренне, диалектический связано с социальной жизнью….
Проблема духовного устранения есть проблема правильного соотношения индивидуального и социального в нашей душе.
В.В. Зеньковский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya1.pdf | 2.88 МБ |
mbdou.docx | 263.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Усть- Баргузинский детский сад «Солнышко»
Программа
« Родной свой край – люби и знай»
Духовно- нравственное воспитание детей через приобщение к истории родного края
Объяснительная записка
«Программа развития и воспитания в системе образования России» начинается со слов :» Духовно- нравственное становление детей и молодёжи. Подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства.
Отечественные традиции названы одной из основ обновления содержания и воспитания. По- новому оценивается роль религии в истории России и признаёт её большое влияние на духовно- нравственное развитие человека. Воспитание рассматривается как целенаправленна деятельности, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении, создание условий для самореализации личности.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, то не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны.
Актуальность программы
Культура семьи определяет направленность развития личности человека. Нравственные чувства ребенка постепенно оформляются в его нравственную позицию. Доминирующие чувства и нравственная позиция составляют нравственный облик и определяют в последующем нравственное поведение человека.
Одним из первых программ в области духовно- нравственного становления семьи являются программы «Мамина школа», «Семейная гостиная», способствующие возрождению лучших традиций семейного воспитания.
Ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, устному творчеству.
Процесс приобщения к культуре своего народа мы начинаем с самого раннего возраста: через колыбельные песни, частушки, потешки, игры- забавы, пословицы, сказки.
Наибольший эмоциональный отклик в душе ребенка, дающий духовные ростки, вызывают православные праздники.
Вопрос взаимодействия семьи и детского сада духовно- нравственному воспитанию детей были обозначены следующие проблемы:
- Необходимость дальнейшей разработки современных форм вовлечения родителей в процесс духовно- нравственного воспитания, а также программ взаимодействия детского сада и семьи по указанной проблеме.
- Необходимость научной разработки критериев эффективности педагогической работы по духовно- нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
- Подготовка педагогов по вопросам возрождения отечественных традиций семейного воспитания.
Цель программы:
Духовно- нравственное воспитание детей через приобщение их к истории родного края.
Задачи программы:
- Углубленное представление о семье, родственных отношениях.
- Приобщать к культуре и традиции бурятского народа.
- Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру.
- Воспитывать у детей любовь к Родине, к родному краю и его истории.
- Воспитывать любовь к природе, учить правильно вести себя на природе, чтобы не навредить.
- Культивировать эмоциональное, поэтическое отношение к природе, свойственное нашим предкам.
Принципы программы:
- Принцип научности опирается на исследовательскую деятельность детей ( историческое, коллекционное изучение краеведческой литературы)
- Развивающий- пополнить знания об истории и достопримечательностях родного края. Природоспособность: человек является частью природы и подчиняется её законам.
- Воспитывающий- Любовь к Родине, к родному краю, к родному дому. Знания, которыми ребенка вооружают, должны служить е6го воспитанию.
- Наглядности –( всё увидеть своими глазами). Экскурсии, целевые прогулки, фотографии, слайды, театры.
- Систематизация и последовательность образовательного содержания, связанного с фольклором.
- Доступность в усвоении знаний по возрасту детей.
- Сочетание обучающего компонента с развивающим.
Предварительная работа:
- Изучить краеведческую литературу, пополнить библиотеку.
- Совместно с родителями оборудовать краеведческий музей. (фото, значки, открытки)
- Для пополнений знаний об истории и достопримечательностях посёлка и края. Посетить краеведческий и экологический центр.
- Подобрать библиотеку произведений бурятских писателей, поэтов, чьи имена отражают быт, культуру.
- Собрать бурятские народные пословицы и поговорки, отражающие лучшие стороны бурятского характера: доброту, трудолюбие, любовь к матери, к Родине.
- Изготовить творческие развивающие игры «Пройди по посёлку» ( Лабиринты, карты, схемы ближайшего окружения детского сада)
- Организовать сюжетно- ролевые игры « Переправа», «Кондитерский цех», «Рыболовы».
- Создание фотоальбома «Кем работают мои родители».
- Собрание книги «Сказки о моей семье». «Мой дом».
- Разработка мини- проекта «Бабушка рядышком с дедушкой».
- Рекомендации для родителей «Как знакомить дошкольника с социальным окружением».
План работы с родителями:
- Привлечь родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции группового уголка краеведения.
- Провести семинары- практикумы «Родной свой край- люби и знай», « Знакомим с природой родного края».
- Организовать консультации на следующие темы:
- Роль родителей в воспитании у детей любви к родному посёлку.
- Куда повести малыша в выходной день.
- Отечественные памятники культуры о нравственных основах воспитания.
- Роль бурятского творчества в нравственном воспитании детей.
- О мудрости бурятской педагогики.
- Расскажите детям о своей профессии, любимых местах поселка, района и почему.
- Творческая гостиная Воспитаны ли ваши дети?»
- Привлечь родителей к организации и проведении групповых развлечений «Поле чудес», «Что?Где?Когда», «Вместе с бабушкой, КВН «Знатоки природы», Районный «город мастеров».
- Подготовить совместно с родителями фотовыставку «Мы из Бурятии». ( фото детей в самых красивых местах посёлка).
- Оформить выставку творческих работ «Чудо- писанки», «Волшебный лоскуток», оргами-малгай, юрта.
1 этап программы Средний возраст
Примерные темы:
- Я, моя семья, мой дом, адрес, ближайшее окружение детского сада, труд людей в детском саду.
- Природа на участке детского сада.
- Проект краткосрочный «Традиции и обычаи русского народа»
- Фольклор: бурятские народные сказки, русские народные сказки, сказки народов Севера.
- Знакомство с бурятской народной музыкой, пение песен и частушек, пляски в хороводе.
- Знакомство с народно- декоративно- прикладным искусством бурятского народа. Знакомство с бурятским женским костюмом.
2 этап программы Старший возраст
Примерные темы:
- Усть- Баргузин, его улицы.
- Виды транспорта в посёлке, в республике, в стране.
- Труд взрослых.
- Водоёмы Баргузинского района.
- Краеведческие сведения о Байкале, о Бурятии.
- Русские традиции
- Бурятское народное творчество.
- Отражение полученных знаний в изобразительной деятельности.
- Праздник «Сагаалган».
- Экскурсия в поселковую администрацию
- Сотрудничество с педагогом дополнительного образования «Подлеморье» по программе «Мой дом».
3 этап работы Подготовительная группа
Примерные темы:
- Трудовая Бурятия.
- Сельское хозяйство Бурятии.
- Памятники революционерам и погибшим ВОВ.
- Заповедники Бурятии. Знакомство с Красной книгой Бурятии и России.
- Экскурсии в библиотеку, Сотрудничество с работниками библиотеки.
- Экскурсия в аптеку. Знакомство с работой фармацевта.
- Экскурсия на почту. Знакомство с работой почтальона и ее значении.
- Экскурсия в пожарную часть.
- Экскурсия в Центр дополнительного образования «Подлеморье».
- Экскурсии с музыкальную, спортивную, общеобразовательную школу.
- Сетевое сотрудничество со специалистом Национального парка «Заповедное Подлеморье».
- Совместная работа с педагогом дополнительного образования «Подлеморье» по программе «Лесная сказка».
- Художественное творчество детей, посвященное родному краю.
- Участие в смотре художественной деятельности «Город мастеров»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности,...
Вариативная программа по краеведению "Родной свой край, люби и знай!"
В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания детей.Известно, дошкольный возраст – важнейший период становления лич...
Программа "Родной свой край люби и знай"
Программа по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста (5 - 6 лет)...
Рабочая программа "Родной свой край люби и знай" для детей 3-7 лет
Программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по нравственно-патриотическому воспитанию детей 3-7 лет.Программа носит образовательный, общекультурны...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Свой край люби и знай »
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА«Свой край люби и знай »МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №5»...
Рабочая программа «Родной свой край люби и знай!»
Содержание программы ориентировано на детей дошкольного возраста 5-6 лет.В основу программы положены принципы: научной обоснованности и практической применимости;принцип развивающего образования...
Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»
Формирование интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к культуре и традициям разных народов Оренбуржья....