Формирование основ безопасного поведения дошкольников посредством игр
консультация
Консультация для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.07 КБ |
![]() | 1.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Формирование основ безопасного поведения дошкольников
посредством игр
Дошкольный возраст – это важный период в жизни человека, именно в это время происходит становление личности, закладываются основы опыта жизнедеятельности. В начале жизненного пути ребёнок ещё не может самостоятельно определить всю меру опасности, поэтому с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – это родители и воспитатели.
Безопасность жизни ребёнка и охрана его здоровья – это одна из актуальных задач дошкольного воспитания. При этом важно не просто оберегать ребёнка от разных опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление у малыша о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасности.
Как известно – ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Именно в ней дети соотносят своё поведение с образцом поведения принятым в обществе, анализируют свои поступки и поступками окружающих, осознают свои действия и вырабатывают отношение к окружающей действительности. Именно поэтому, игра и игровая деятельность является мощным педагогическим инструментом для формирования у ребят –дошкольников чувственного опыта, который может помочь им в различных жизненных ситуациях, порой даже - очень опасных!
Игры дают возможность познакомить детей с источниками опасности в быту, а так же сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения. Через игровую деятельность можно познакомить ребёнка с необходимыми действиями в случае непредвиденных ситуаций. Достоинство игровых методов и приёмов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции. Применение игровых атрибутов вызывает у ребёнка желание играть, активизирует его психические процессы.
Одно из средств решения формирования безопасного поведения у детей является дидактическая игра.При помощи её появляется возможность обучать маленьких детей в интересной для них деятельности. Потому что дети играют, не подозревают, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом.
Выбор конкретной дидактической игры определяется тем, какие воспитательно-образовательные задачи выступают в роли доминирующих и для формирования каких представлений о правилах безопасного поведения она предназначена.
Предлагаю Вашему вниманию несколько дидактических игр по правилам безопасного поведения ребёнка:
«Умные стрелки»
Цель: учить различать дорожные знаки; закреплять знания детей о предупреждающих и запрещающих знаках; воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний правил дорожного движения в повседневной жизни.
Ход игры: ведущий поворачивает короткую стрелку часов и указывает на тот или иной знак. Дети называют и объясняют значение дорожных знаков. Поворачивают длинную стрелку к карточке с названием знака. Другой вариант: Ведущий читает название знака и подводит к нему длинную стрелку, а игроки ищут соответствующий знак и подводят к нему короткую стрелку. Можно устраивать соревнования трех команд, давая каждой свое задание.
«Светофор»
Цель: закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах.
Ход игры:ведущий раздаёт детям круги разного цвета.Последовательно переключает огни на светофоре, а дети показывают соответствующие круги и объясняют, что означает каждый цвет.
«Собери дорожные знаки»
Цель: закрепить знания детей дорожных знаков, умение правильно ориентироваться в них, классифицировать по видам: запрещающие, предписывающие, предупреждающие, информационно-указательные.
Ход игры: во время знакомства с игрой необходимо детально рассмотреть знаки, классифицировать их на подгруппы и определить, что они обозначают. После этого дети выбирают себе дорожный знак и собирают их из составных частей. В дальнейшем задачу можно усложнить, убрав готовые дорожные знаки. Дети по памяти собирают дорожный знак, рассказывают, что он обозначает, и сверяют с образцом.
Такие дидактические игры помогают лучше усвоить правила дорожного движения.
«Назови огнеопасные предметы»
Цель:учить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара; расширять и уточнять представление детей о пожароопасных предметах; развивать логическое мышление.
Ходигры:дети рассматривают объемные картинки, на которых изображены огнеопасные и просто опасные предметы. Нужно убрать картинки с изображением предметов, которые не представляют угрозы возникновения пожара. Дети рассказывают об осторожном использовании пожароопасных предметов.
Необходимо отметить, что моделирование игровых ситуаций является важным этапом освоения дошкольниками знаний и навыков безопасного поведения. Общение детей в игровых ситуациях, «проигрывание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными предметами дают возможность формировать у детей чувственный опыт безопасности. Проигрывание ситуаций делают понятным смысл запретов и способов действий безопасного поведения.
«Какие предметы несут опасность»
Цель:закрепить у детей представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту.
Ход игры:перед детьми разложены карточки с изображением разных предметов и цветные карточки в форме круга.Изображение «опасного» предмета предлагается положить на красный круг и рассказать, чем этот предмет может быть опасен. Те предметы, которые «не опасны» нужно положить на зеленый круг. Ребенку необходимо дать пояснения, чем опасен данный предмет.
«Какие предметы безопасны в быту»
Цель: закрепить представления о предметах быта, которыми можно/нельзя играть; развивать внимание; воспитывать чувство взаимопомощи.
Ход игры: предложить ребёнку выбрать те предметы, которыми можно играть; предложить объяснить, почему нельзя играть остальными.
Основная цель таких игр - тренировать в запоминании предметов опасных для жизни и здоровья и научить детей самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с опасными предметами.
«Выбери съедобные грибы»
Цель игры: закрепить знания о съедобных и ядовитых растениях, умения отличать их друг от друга.
Ход игры: предложить собрать съедобные грибы и ягоды в корзины, а «несъедобные» оставить в лесу. За каждое правильно выбранное растение-фишка. Выигрывает игрок, набравший наибольшее количество фишек.
«Будь осторожен в природе»
Цель игры: закрепить представления детей об опасных ситуациях в природе, учить правилам безопасного поведения, развивать память, воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
Ход игры: картинки разложены на столе изображением вниз. Ребенок выбирает картинку, рассматривает и рассказывает о том, что на ней изображено и почему такое случилось с ребенком.
«Можно и нельзя»
Цель: закрепить представления детей младшего возраста об опасных ситуациях, которые могут произойти с ними на природе.
Цель игры:в начале педагог знакомит детей с каждой опасной ситуацией, которая может произойти с ними на природе. Рассказывает о том, что в лесу растут грибы и растения, они могут быть ядовитые, их нельзя трогать. Дети рассматривают иллюстрации, обсуждают ситуации, которые могут возникнуть. Далее детям предлагаются прищепки двух цветов, которые они должны прикрепить на соответствующую картинку. Зеленый цвет – можно, оранжевый – нельзя.
Очень интересна для малышей игра-путешествие «Прогулка в лес», которая может проводиться в группе или на игровой площадке. Во время её обыгрываются опасные ситуации в лесу, формируются правила поведения в природе, дети знакомятся с растениями, грибами, насекомыми, дикими животными и птицами.
«Огонь – друг, огонь – враг»
Цель: формировать представление о полезных и вредных свойствах огня. Развивать логическое мышление, память, внимание.
Ход игры:ребёнку показывается картина, изображающая различные виды применения огня (и хорошего и плохого). Детям раздают карточки с изображением огня и предметов, связанных с огнём
дети должны расположить картинки на карточке – в нужное место.
«Что поможет пожарному потушить пожар»
Цель: формировать знания детей о предметах, необходимых при тушении пожара, правилах их использования. Развивать речь, память, логическое мышление. Воспитывать чувство ответственности.
Ход: игры:ребёнку предлагается набор предметных картинок, способствующих пожаротушению, и не являющимися таковыми. Из разнообразия картинок необходимо выбрать те, которые помогут потушить пожар.
«Сложи картинку»
Цель: закрепить знания о пожарной технике. Развивать воображение, логическое мышление, мелкую моторику руки. Воспитывать усидчивость.
Ход игры: ребёнок должен сложить разрезанную на 10 частей картинку с изображением пожарной машины.
Такие игры помогают лучше усвоить правила пожарной безопасности.
«Как ты поступишь?»
Цель: научить детей различным способам реагирования на угрожающую ситуацию.
Ход игры:сюжетные картинки лежат на столах изображением вниз. Подходящие к ним предметные картинки выложены в центре стола; их немного больше, чем сюжетных.
«Если чужой стучится в дверь»
Цель: закрепить знание детей о правилах как вести себя в ситуациях с незнакомым человеком.
Ход игры: воспитатель и дети обыгрывают ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не должен пускать в дом посторонних. Кто-либо из детей стоит за дверью, остальные уговаривают его открыть дверь, используя привлекательные обещания, ласковые слова и интонации
«Знаешь ли ты?»
Цель: закрепить знания детей о телефонах служб спасения.
Ход игры: в игре принимает участие 4-5 человек, используются фишки разных цветов. Ребёнок бросает кубик, передвигает фишки.
«Азбука безопасности»
Цель:формировать у детей знания о правилах безопасного поведения в доме, на улице, на природе.
Ход игры: в игре участвует 2 человека.Дети по очереди кидают кубик, затем передвигают свою фишку. Ребенок, рассмотрев внимательно картинку, на которой он остановился, рассказывает какая опасная ситуация изображена и как её можно избежать. Если ребенок ответил правильно, то может продолжать свой ход, а если не смог ответить, то пропускает ход.
Образовательную ситуацию можно провести в форме игры-путешествия или игрового квеста во всех видах безопасности.
В заключении хочется отметить, что игра является основным и самым главным средством формирования основ безопасного поведения. Поэтому, основная задача педагога дошкольного образования заключается в том, чтобы сформировать у детей умение находить выход в различных непредвиденных жизненных ситуациях научиться беречь свою жизнь.
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: формирование основ безопасного поведения дошкольников. Задачи: 1) Формировать у детей: первичные представления о безопасном поведении в быту, социуме, природе ; первичные представления о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них; э лементарные представления о правилах безопасности дорожного движения ; самостоятельность и ответственность за свое поведение. 2) Научить детей выполнять основные правила безопасного поведения: предвидеть опасность, по возможности избегать опасности, при необходимости — действовать. 3) Воспитывать осознанное отношение к выполнению правил безопасности. «Самое дорогое у человека - это жизнь » Н . А. Островский.
«Учим дорожные «знаки » «Собери знак» «Светофор» « Безопасное поведение на дороге»
«Безопасность в быту»
«Можно - нельзя» «Выбери съедобные грибы» «Будь осторожен в природе» «Безопасное поведение в природе»
«Огонь – друг, огонь – враг» «Сложи картинку» «Что поможет пожарному потушить пожар» «Безопасное поведение при пожаре»
«Как ты поступишь ?» «Если чужой стучится в дверь» « Знаешь ли ты?» «Азбука безопасности» «Безопасное поведение с незнакомыми людьми»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектный метод в формировании основ безопасного поведения дошкольников
Метод проектов – это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях....
Методическая разработка. Тема: "Формирование основ безопасного поведения дошкольников 4-5 лет"
Методическая разработка. Тема: "Формирование основ безопасного поведения дошкольников 4-5 лет"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/13/picture-495877-1413209161.jpg)
статья "Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников посредством театрализованной и проектной деятельности".
Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/16/picture-225033-1387137769.jpg)
Формирование основ исследовательского поведения дошкольников посредством инновационных технологий исследовательского обучения.
В своей работе мы рассматриваем исследовательское поведение как вид поведения, выстроенный на базе поисковой активности и направленный на изучение объекта или разрешение нетипичной (...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/07/picture-1079234-1541607244.jpg)
Консультация для педагогов «Формирование основ безопасного поведения дошкольников посредством игр»
Общеизвестно, что дошкольный возраст – это важный период в жизни человека, именно в это время происходит становление личности, закладываются основы опыта жизнедеятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/09/picture-1091372-1546985396.jpg)
Формирование основ безопасного поведения дошкольников посредством игр.
Доклад к семинару "Формирование основ безопасного поведения дошкольников посредством игр" для педагогов....