Консультация для педагогов «Формирование основ безопасного поведения дошкольников посредством игр»
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)
Общеизвестно, что дошкольный возраст – это важный период в жизни человека, именно в это время происходит становление личности, закладываются основы опыта жизнедеятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_osnov_bezopasnogo_povedeniya_doshkolnikov_posredstvom_igr.docx | 25.87 КБ |
bezopasnost_cherez_igru1_compressed.pdf | 658.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»
Консультация для педагогов
«Формирование основ безопасного поведения дошкольников посредством игр»
Подготовил воспитатель:
Соколова Наталия Викторовна
2022
(1 слайд)
Титульный лист
(2 слайд)
Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности
Задачи: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям Ее основная цель - подготовить ребенка к безопасной жизни в окружающей среде (природной, техногенной и социальной).
Общеизвестно, что дошкольный возраст – это важный период в жизни человека, именно в это время происходит становление личности, закладываются основы опыта жизнедеятельности. В начале жизненного пути ребёнок ещё не может самостоятельно определить всю меру опасности, поэтому с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – это родители и воспитатели.
Безопасность жизни ребёнка и охрана его здоровья – это одна из актуальных задач дошкольного воспитания. При этом важно не просто оберегать ребёнка от разных опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление у малыша о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасности.
Как известно – ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Именно в ней дети соотносят своё поведение с образцом поведения принятым в обществе, анализируют свои поступки и поступками окружающих, осознают свои действия и вырабатывают отношение к окружающей действительности. Именно поэтому, игра и игровая деятельность является мощным педагогическим инструментом для формирования у ребят-дошкольников чувственного опыта, который может помочь им в различных жизненных ситуациях, порой даже - при очень опасных!
Игры дают возможность познакомить детей с источниками опасности в быту, а так же сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения. Через игровую деятельность можно познакомить ребёнка с необходимыми действиями в случае непредвиденных ситуаций. Достоинство игровых методов и приёмов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции. Применение игровых атрибутов вызывает у ребёнка желание играть, активизирует их психические процессы.
(3 слайд)
Образовательную ситуацию можно провести в форме игры-путешествия или игрового квеста. В такой, интересной для ребят форме можно путешествовать по улицам города или села, знакомиться с правилами безопасного поведения на улице.
Очень интересна для малышей игра-путешествие «Прогулка в лес», которая может проводится в группе или на игровой площадке. Во время её обыгрываются опасные ситуации в лесу, формируются правила поведения в природе, дети знакомятся с растениями, грибами, насекомыми, дикими животными и птицами. Способствовать развитию экологического воспитания и бережного отношения к природе.
(4 слайд)
«Подозрительный подарок»
Цель: формирование у детей основ противодействия терроризму и экстремизму.
Задачи: уточнить представления детей об опасных ситуациях, предметах; дать знания детям как противостоять опасностям и защитить себя в экстремальной ситуации; формировать представление о мерах предосторожности и возможных последствиях в случаи их нарушения, о способах защиты от террористов; формировать навыки спокойного и уверенного поведения в экстремальной ситуации.
Необходимо отметить, что моделирование игровых ситуаций является важным этапом освоения дошкольниками знаний и навыков безопасного поведения. Общение детей в игровых ситуациях, «проигрывание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными предметами дают возможность формировать у детей чувственный опыт безопасности. Проигрывание ситуаций делают понятным смысл запретов и способов действий безопасного поведения.
Например, играя в игру «Один дома» дети усваивают такое правило, что в отсутствии взрослых нельзя отвечать незнакомцам и подходить к двери, тем более открывать её.
В игровой ситуации «Знакомый или незнакомец» дети учатся отвечать отказом на любые обращения к ним неизвестных взрослых.
(5 слайд)
В играх «Перекрёсток», «Как перейти улицу без светофора» помогут сформировать у детей навыки грамотного поведения на дороге, разовьют представления о причинно-следственных связях возникновения опасных ситуаций.
Ситуативная игра «Потерялся», закрепит у ребят умение называть свой домашний адрес и фамилии, имена своих ближайших родственников.
Наиболее эффективной формой работы по образовательной деятельности «Безопасность» является сюжетно-ролевая игра. Детям, особенно мальчикам, интересна сюжетно-ролевые игры «Инспектор ГИБДД» и «Дорожно-патрульная служба». Они эффективно знакомят их с правилами дорожного движения.
В педагогической деятельности особое место находят игры-драматизации. По мотивам художественных произведений, как «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка», «Кошкин дом», «Колобок» и т.д. можно без труда смоделировать вопросы безопасного поведения или нарушения правил безопасной жизнедеятельности сказочных героев.
(6 слайд)
Играя в сюжетно-ролевую игру «Айболит» или «Больница», дети в игровой форме узнают, как не заболеть и уберечься от некоторых заболеваний. Формировать бережное отношение к своему здоровью, умение проявлять чуткость, заботу к заболевшему человеку. Воспитывать чувство ответственности, дружелюбия, уважение к профессии врача.
В подвижных играх дети учатся выполнять правила игры. Происходит развитие внимания, ловкости, быстроты, которые является одними из необходимых условий безопасного поведения на оживлённой улице.
(7 слайд)
Одно из средств решения формирования безопасного поведения у детей является дидактическая игра.
При помощи её появляется возможность обучать маленьких детей в интересной для них деятельности. Потому что дети играют, не подозревают, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом.
Выбор конкретной дидактической игры определяется тем, какие воспитательно-образовательные задачи выступают в роли доминирующих и для формирования каких представлений о правилах безопасного поведения она предназначена.
Например, такие дидактические игры как
«ПДД», «Учим дорожные знаки», «Конструктор знаков дорожного движения» помогают лучше усвоить правила дорожного движения.
(8 слайд)
«Источники опасности»
Задачи: закреплять знания детей об опасных ситуациях, причинах их возникновения и правилах поведения в таких ситуациях; познакомить детей с предметами, которые представляют для них опасность; воспитывать стремление заботиться о своей безопасности
«Найди тень»
Основная цель таких игр - тренировать в запоминании предметов опасных для жизни и здоровья и научить детей самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с опасными предметами.
(9 слайд)
«Правила пожарной безопасности»
Цель: формировать знания детей о пожарной безопасности.
Задачи: формировать знания о работе пожарных по охране жизни людей, о технике, помогающей людям тушить пожар, формировать представление о предметах, необходимых при тушении пожара воспитывать уважение и интерес к профессии пожарного, закреплять знания о мерах пожарной безопасности
(10 слайд)
«Безопасность в природе»
Задачи: формировать знания детей об элементарных правилах безопасности в лесу; развивать внимание, память, мышление при решении проблемных ситуаций, инстинкт самосохранения; учить некоторым приёмам первой медицинской помощи в случаи травмы; воспитывать бережное отношение и ответственность за окружающую природу; воспитывать чувство коллективизма.
Общаясь с природой, дети понимают самые разнообразные вещи: осознают, как важно беречь эту удивительную среду, учатся быть добросовестными хозяевами нашей замечательной планеты.
«Опасные и безопасные ситуации»
Задач: учить детей отличать опасные жизненные ситуации от насекомых; уметь предвидеть результат возможного развития ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи.
(11 слайд)
«Четвёртый лишний»
Цель: учит дошкольников предотвращать контактов с опасными предметами (иголки, ножницы, спички, лекарства и др.).
(12 слайд)
«Разложи правильно»
Цель: закрепить знания детей о профессиях экстренных служб, их номера телефонов, спец. машины, ситуации, когда им нужно звонить.
В заключении хочется отметить, что игра является основным и самым главным средством формирования основ безопасного поведения. Поэтому, основная задача педагога дошкольного образования заключается в том, чтобы сформировать у детей умение находить выход в различных непредвиденных жизненных ситуациях научиться беречь свою жизнь.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ "Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством различных видов игр"
консультация для воспитателей по обж...
Консультация для педагогов "Формирования основ безопасного поведения на улице у детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для педагогов "Формирования основ безопасного поведения на улице у детей старшего дошкольного возраста"...
Формирование основ безопасного поведения дошкольников посредством игр
Консультация для педагогов...
Мастер-класс для педагогов на тему: «Использование ИКТ технологий в работе по формированию основ безопасного поведения дошкольников в быту и социуме»
Мастер-класс для педагогов на тему:«Использование ИКТ технологий в работе по формированию основ безопасного поведения дошкольников в быту и социуме»...
консультация для педагогов «Формирование основ безопасности у дошкольников»
консультация для педагогов «Формирование основ безопасности у дошкольников»...
Формирование основ безопасного поведения дошкольников посредством игр.
Доклад к семинару "Формирование основ безопасного поведения дошкольников посредством игр" для педагогов....