статья "Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников посредством театрализованной и проектной деятельности".
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad2.docx | 17.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка – дать элементарные знания основ безопасности.
Период дошкольного развития можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего — характера, способностей, навыков. Именно в этот интересный и сложный период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.
На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности из-за отсутствия навыков правильного поведения в различных ситуациях. Специалисты разных научных направлений отмечают, что таким механизмом должно быть образование. Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать необходимо с дошкольного возраста (Н.Н. Авдеева, А.А. Баранов, Г. Казанцев, Т.С. Грядкина, В.Г. Каменская, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина).
Правовой основой формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности на современном этапе являются:
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании».
3. «Концепция дошкольного воспитания», В.В.Давыдов, В.А.Петровский.
4. Программа «Безопасность», Р.Б. Стеркина, Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, рекомендованная Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации к использованию в работе с дошкольниками.
Понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.
Авторы программы «От рождения до школы» предполагают в разделе «Формирование основ безопасности» с младшей группы давать детям знания о безопасном поведении в природе, безопасности на дороге, безопасности собственной жизнедеятельности. В старшем возрасте дети знакомятся с правилами поведения в экстремальных и опасных ситуациях, типичных для того или иного времени года (гроза, пожар, гололед, наводнение). В разделе “Социализация, развитие общения, нравственное воспитание» с младшего возраста ставится задача приучения детей к выполнению элементарных правил культуры поведения на улице, в транспорте, в помещении.
Для системной работы по ОБЖ с дошкольниками в воспитательно-образовательном процессе используем программу Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Безопасность», где дан материал, с помощью которого у детей появляется потребность следовать правилам поведения в экстремальных ситуациях. Она разработана на основе проекта государственного стандарта дошкольного образования, реализует шесть основных направлений:
- ребенок и другие люди;
- ребенок и природа;
- ребенок дома;
- здоровье ребенка;
- эмоциональное благополучие ребенка;
- ребенок на улицах города
и нацеливает на специальную работу по ознакомлению дошкольников с различными опасными ситуациями в их жизни и правилами безопасного поведения.
Цель деятельности – формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
- формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передавать детям знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Для этого используем разнообразные эффективные формы работы с детьми по данной теме:
- комплексные занятия;
- беседы;
- ознакомление с художественной литературой;
- беседы по иллюстрациям, сюжетным картинам;
- развлечения, досуги;
- игры (словесные, дидактические, подвижные, ролевые);
- экскурсии по ДОУ, по территории сада, за пределы участка;
- наблюдения;
- эксперименты и опыты;
- «минутки безопасности».
. В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому что связана с игрой. Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она занимает в жизни дошкольника особое место. Театрализованные игры используются как часть занятия, в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно. Дети значительно лучше и эмоциональней усваивают материал, если о нем рассказывает не воспитатель, а сказочный герой (петрушка, незнайка и др.) Они с удовольствием помогают глупому, непонятливому Незнайке найти выход из какой – либо проблемной, затруднительной ситуации. Одевая костюм, маску сказочного героя, ребенок глубже переживает ситуацию.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может быть использована во всех видах деятельности в детском саду. Участвуя в ней дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии, а умело поставленные воспитателем вопросы и проблемные ситуации, побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Театрализованная деятельность - универсальна: она выполняет одновременно познавательную, коррекционную, воспитательную и развивающую функции.
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Главная цель по формированию у детей безопасного поведения - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольника посредством игровых технологий
Разработка из опыта работы...
Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольника посредством игровых технологий
laquo;Безопасность дошкольника через игровые технологии»...
План по самообразованию по теме: "Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через игровую деятельность"
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное....
ООД по социально – коммуникативному развитию (формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников посредством театрализованной деятельности) в средней группе Тема: "Путешествие в сказочную страну"
laquo;Знакомство детей с основами безопасности жизнедеятельности через театрализованную деятельность»....
Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольника посредством игровых технологий
laquo;Формирование основ безопасности жизнедеятельностиу детей старшего дошкольного возраста»...
Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей 4-7 лет « Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников с помощью игровой деятельности» 2019-2023
рабочая программа по самообразованию...
Проект методической разработки «Познавательная проектная деятельность в формировании основ безопасности жизнедеятельности дошкольников»
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире, представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение трех задач:1. Идентификац...
- Мне нравится (1)