Познавательно-творческий проект в подготовительной группе "Путешествие по странам мира"
методическая разработка (подготовительная группа)
Путешествие – близкая и понятная детям форма деятельности, несёт богатый эмоциональный заряд, не оставляет безучастными созерцателями. Разнообразие внешнего информационного потока (телепередачи, рассказы взрослых) даёт основание предполагать, что определённые знания о разных странах у детей есть. Новая получаемая информация предоставляет прекрасный материал для развития активной мыслительной деятельности: анализа, сравнения, обобщения по признакам, установления взаимосвязей, высказывания суждений. Содержание темы интегративно, многопланово, значит, найдётся дело по душе для детей разного пола, возможностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 188.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно – творческий проект:
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНАМ МИРА»
(Подготовительная группа)
1.Информационная карта проекта
Тема: «Путешествие по странам и континентам».
Продолжительность проекта: среднесрочный, 1.10.2021г.- 30.11.2021г.
Вид: групповой.
Тип проекта: творческо-информационный, познавательный.
Участники проекта: дети 6-7 лет, воспитатели, родители.
Предпосылки к определению цели детьми:
В кукольном домике дети увидели двух кукол в национальных костюмах, одна в русском, а другая в японском. Дети заинтересовались куклами, тогда воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Задай мне вопрос». Дети начинают задавать вопросы и узнают, что на нашей планете Земля огромное количество стран. Каждая страна особенная и жители тоже особенные. У нас разный цвет кожи, мы говорим на разных языках, у нас разные обычаи и традиции.
Цель детей: поиск идей, как мы будем знакомиться с народами и странами мира, их обычаями, традициями. Что будем делать?
Актуальность:
Путешествие – близкая и понятная детям форма деятельности, несёт богатый эмоциональный заряд, не оставляет безучастными созерцателями. Разнообразие внешнего информационного потока (телепередачи, рассказы взрослых) даёт основание предполагать, что определённые знания о разных странах у детей есть. Новая получаемая информация предоставляет прекрасный материал для развития активной мыслительной деятельности: анализа, сравнения, обобщения по признакам, установления взаимосвязей, высказывания суждений. Содержание темы интегративно, многопланово, значит, найдётся дело по душе для детей разного пола, возможностей.
Цель: развитие познавательной активности детей, повышение их интереса к истории и культуре народов мира, формирование чувства толерантности и уважения к людям разных народностей и национальностей.
Гипотеза: Все люди планеты Земля, несмотря на различия некоторых своих внешних особенностей, похожи на нас в своих заботах и интересах, радости и печали, в желании быть счастливыми, в отношении семейных ценностей.
Образовательные области и задачи проекта.
образовательные области | задачи | ||
воспитательные | развивающие | образовательные | |
Физическое развитие | Воспитывать активных и любознательных туристов. | Развивать ловкость, координацию движений в народных играх. Развивать мелкую и крупную моторику в процессе выполнения практических заданий. | Формировать у детей правильную осанку, умение осознанно выполнять движения. Совершенствовать двигательные умения и навыки детей. |
Социальнокоммуникативное развитие | Воспитывать толерантное отношение к людям разных национальных принадлежностей, стремление ,жить в мире и дружбе со всеми народами мира. | Развивать коммуникативные навыки. | Показать сходство чувств, желаний людей, живущих в разных условиях и разных культурах, общечеловеческую потребность в любви, защите, заботе, тепле. |
Познавательное развитие | Воспитывать уважение и интерес к народам мира; укреплять желание познавать окружающий мир. Воспитывать дружелюбное и уважительное отношение к другим народам, способствовать пониманию того, что все люди стремятся к миру, выступают против войны, хотят сделать свою страну богатой, красивой, охраняют природу, чтят предков. | Развивать любознательность и познавательную мотивацию, интерес к культуре, обычаям, традициям присущим разным людям. Расширить кругозор детей: дать им представления о многообразии народов мира (представители белой, чёрной, жёлтой рас); некоторых особенностях их внешнего вида, национальной одежде, типичных занятиях; | Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, об Отечестве, о ценностях нашего народа и многообразии стран и народов
Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, об Отечестве, о ценностях нашего народа и многообразии стран и народов мира. Знакомить с традиционнобытовой культурой народов разных национальностей. Дать представления о разных странах, об их месте расположения, об их особенностях, о национальных традициях; познакомить детей с географической картой и глобусом; |
Художественноэстетическое развитие | Воспитывать положительное отношение к культуре разных народов. | Развивать чувство такта, ритмичных движений, голосоведения, музыкального слуха. | Дать представление о сходстве традиций друг с другом и их различиях. Познакомить с некоторыми мелодиями. Совершенствовать техническую и изобразительную выразительность умения на основе выполнения детьми элементов узоров национальных костюмов. |
Речевое развитие | Воспитывать культуру речи. | Развивать умение строить общение с разными людьми. Развивать связную речь, внимание, память, мышление. | Обогащать, актуализировать словарный запас детей. Повышать эффективность детскородительских отношений, самооценку родителей |
2.Краткое содержание проекта.
Данный проект направлен на воспитание интереса и уважения к культурам разных стран, формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста как нормы отношения к индивидуальным и культурным различиям людей: иному образу жизни, поведению, обычаям.
Ожидаемые результаты: к концу учебного года ребенок будет знать и понимать: - знают, что на Земле кроме России есть другие страны;
- знают основные различия разных стран;
- имеют представления о традиционно-бытовой культуре народов разных национальностей;
- имеют представления о сходстве традиций друг с другом и их различиях;
- имеют представления о сходстве чувств, желаний людей, живущих в разных условиях и культурах;
-имеют представления об общечеловеческих ценностях – труде и его результате;
- умеют договариваться, уступать, убеждать, учитывая интересы других детей.
Для родителей:
-отмечена положительная динамика в отношении родителей к проблеме приобщения детей к национальным традициям;
-умеют и хотят сотрудничать с ДОО для достижения цели.
3.Этапы проекта:
Подготовительный этап: погружение в тему проекта, предварительная работа с детьми, родителями, планирование основного этапа реализации проекта, подготовка наглядной информации, составление конспектов НОД, подбор игр.
Основной этап: реализация проекта (формирование представлений, игровая деятельность).
Заключительный этап: подведение итогов проекта.
Итоговое мероприятие: ОД «Путешествие по странам мира». Презентация альбома «Россия», «Америка». Выставка кукол в национальных костюмах.
ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ПРОЕКТА
Образовательный цикл | ||||
Образовательная область | Образовательная деятельность в ходе режимных моментов | Образовательная деятельность | Срок исполнения | |
Социально-коммуникативное развитие | Дидактическая игра: «К какой иллюстрации сказка» «Детские подвижные игры народов мира». Под редакцией Т.И.Осокиной). Сюжетно-ролевая игра «Чаепитие». Беседа «Наши увлечения» (о том, как дети разных национальностей проводят свободное время). | ОД. «Чаепитие у разных народов». См. приложение Путешествуем по карте | Октябрь | |
Познавательное развитие | Тема: «Хлеб в культуре разных стран»: Беседа «Хлеб разных стран». | ОД «Хлеб – всему голова» (см. «С чего начинается Родина». Под редакцией Л.А.Кондрыкинской). | ||
Речевое развитие | Беседа «Моя семья» с рассматриванием фотографий семей детей группы и семей разных народов Беседа «Как выглядит современный город, его жители». Беседа «Дома людей разных национальностей». Беседа. Традиции празднования Нового года и Рождества в России и разных странах (Франция, Америка, Россия, Италия). | Рассматривание картин: Б.М.Кустодиев «Купчиха за чаем», К.А.Коровин «За чайным столом». Чтение сказок разных народов. Сказка, сказочка, сказунья (викторина»- Ю.А.Вакуленко). Разучивание с детьми стихов разных стран «Как встречают Новый год в разных странах». | ||
Художественно-эстетическое развитие | Совместное творчество детей и родителей «Рисуем сказки разных народов». Новогодний праздник «Новый год у разных народов». | Изготовление коллажа по р.н. сказкам. | ||
Образовательный цикл «Путешествие по странам мира» Америка | ||||
Социально-коммуникативное развитие | Игра «Кенгуру». Американская игра «Отгадай, что в носке». | Беседа о национальной одежде | Октябрь | |
Познавательное развитие | Беседа: «Достопримечательности Америки». | ОД «Путешествие по карте мира. Америка». | ||
Речевое развитие | Знакомство детей с американским детским фольклором (считалки, шутки, песенки см..Ю.А.Вакуленко). | ОД «Дед Мороз и Санта Клаус». Разучивание стихов. Чтение сказок. | ||
Художественно-эстетическое развитие | «Нарисуй иллюстрацию к американской народной песенке». Прослушивание детских песен на английском языке. Разучивание танца «Ковбои». | Мастер – класс «Санта Клаус». Аппликация «Головной убор - сомбреро». | ||
Образовательный цикл «Путешествие по странам мира. Япония» | ||||
Социально-коммуникативное развитие | Подвижная игра «Поймай дракона за хвост». Беседа «Чаепитие в Японии». | Беседа о национальной одежде | Ноябрь | |
Познавательное развитие | Беседа о традиционном японском доме с показом презентации и видео. Беседа «Традиционные японские и русские куклы - сходство и отличия». | ОД «Подружись с Японией». | ||
Речевое развитие | Рассказ воспитателя о вулканах. | Чтение сказок. Разучивание стихов. | ||
Художественно-эстетическое развитие | Разучивание японской песни. «Праздник игрушек» японская детская песня | Конструирование из бумаги – оригами «Кукла Чиогами». | ||
Образовательный цикл «Путешествие по странам мира. Франция» | ||||
Социально-коммуникативное развитие | Французская игра «Птичка, пискни». Беседа «Что такое этикет?». Сюжетноролевая игра «Модный французский магазин». «Султанчики и бубенчики» французская народная игра. | Беседа о национальной одежде, о достопримечательностях еде и др. | ||
Познавательное развитие | Рассматривание иллюстраций с изображением музыкальных инструментов (гитара, труба, барабан, маракасы, скрипка) | ОД «Путешествие по карте мира – Франция». Упражнение на развитие графических навыков «Эйфелева башня». | ||
Речевое развитие | Чтение сказок: русской народной «Морозко» и английской народной «Госпожа Метелица» - сходство и различия. | Разучивание стихов. Чтение сказок. | ||
Художественно-эстетическое развитие | Прослушивание детских песен на французском языке. Французская народная песня «Братец Яков». | Оркестр французская мелодия. Модный французский магазин. Оригинальная шляпка. Дефиле. | ||
Образовательный цикл «Путешествие по странам мира. Италия». | ||||
Социально-коммуникативное развитие | Игра «Поиграй с бумерангом». | Беседа о национальной одежде, быте, архитектуре и др. | ||
Познавательное развитие | Просмотр презентации «Италия». Игровые упражнения: «Найди на глобусе Италию». | ОД «Венецианский карнавал». | ||
Речевое развитие | Игра «Определи с помощью маракасов количество слогов в слове». Знакомство с итальянской народной сказкой «Как у кенгуру появилась на животе сумка». | Разучивание стихов. Чтение сказок. | ||
Художественно-эстетическое развитие | Выставка рисунков животных «Мы живем в А Итальянская народная песня «Четыре таракана и сверчок». | Изготовление маскарадных масок. | ||
Образовательный цикл «Хоровод людей планеты». | ||||
Социально-коммуникативное развитие | Игровая ситуация «Как принято здороваться у народов нашей планеты» | Дидактическая игра «Подбери картинку» | ||
Познавательное развитие | Беседа «Мы разные, но мы все вместе - жители и хозяева одной общей на всех планеты Земля». | ОД «Я и моя семья» (см. ж-л «О мальчишках и девчонках, а также их родителях» Н.А.Баранникова стр.57). | ||
Речевое развитие | Рассказы детей «Какая страна понравилась? Что можешь рассказать о ней». | Рассматривание репродукции картины Ф.А.Малявина «Хоровод». | ||
Художественно-эстетическое развитие | Выпуск газет «Где мы бывали, что мы узнали». | Выставка творческих работ «Нарисуй себя в веселой компании детей разных национальностей». |
3.Заключительный этап:
Совместный досуг педагогов, родителей и детей «Игры народов мира».
Презентация газет «Где мы побывали, что мы узнали». Презентация проекта «Путешествие по странам мира» на родительском собрании.
Итог: ОД «Путешествие по странам и континентам».
Формы работы с родителями:
Круглый стол «Воспитание основ толерантности у дошкольников».
Выпуск буклетов для родителей с рекомендациями: « Как знакомить детей с разными национальностями».
Консультация для родителей с рекомендациями «Игры разных народов», «Формирование этнической идентичности посредством сказки».
Активное участие в сборе материала о странах мира.
Подбор атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
Совместное творчество детей и родителей «Рисуем сказки разных народов».
Совместное творчество детей и родителей «Шляпка своими руками»
Содействие в изготовлении презентаций и газет на тему проекта.
Итоги проекта:
● Дети приобрели значимый опыт в творческой и познавательной деятельности.
● Обогатились представлений детей о духовно-нравственных и социокультурных ценностях, принятых в семье, в мировом сообществе.
● Закрепились представления дошкольников о многообразии стран и народов мира, их традиций.
● Возрос уровень познавательных интересов дошкольников при знакомстве с окружающим миром.
● Улучшились детско-родительские отношения, которые приобрели позитивный характер через организацию совместной деятельности (совместного досуга).
● Возросла мотивация родителей на приобщение к дошкольному образованию, в том числе на развитие социального и эмоционального интеллекта, чувственности, предпосылок толерантности (терпимости к проблемам окружающих людей, способности установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком либо отношении), личностных и гендерных качеств собственных детей.
● Заинтересованность родителей в дошкольном образовании детей подтвердилась результативной совместной творческой деятельностью в рамках данного проекта.
Гипотеза проекта нашла свое подтверждение – несмотря на различия некоторых внешних особенностей (цвет кожи, разрез глаз, одежда), люди на нашей планете Земля, в разных странах, похожи на нас в своих заботах и интересах, радости и печали, в желании быть счастливыми, в отношении семейных ценностей.
Список используемой литературы:
1.В.В.Баронова «Грамматическое путешествие по странам и континентам». Издательство «ТЦ Сфера», оформление, 2016.
2. «Игры, праздники, забавы в ДОУ» для детей 4-6 лет. Автор-составитель Ю.А.Вакуленко Издательство «Учитель», 2008.
3. Программа «Народная культура и традиции». Автор-составитель В.Н.Косарева. Издательство «Учитель», 2013.
4. «Игры, праздники, забавы в ДОУ» для детей 4-6 лет. Автор-составитель Ю.А.Вакуленко Издательство «Учитель», 2008.
5. «Воспитание интереса и уважения к культурам разных стран у детей 5-7 лет в детском саду». Е.В.Соловьева, Л.В.Редько.- М. :Просвещение, 2014.
6.А.Я.Чебан, Л.Л.Бурлакова «Знакомим дошкольников с народной культурой» Сфера, Москва, 2012.
7. «С чего начинается Родина?» Под редакцией Л.А.Кондрыкинской. Сфера, Москва, 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий, групповой проект. Тема: «Пушистая кошка – мягкие лапки».
Создание условий для успешного развития детей в изучении домашнего животного – кошки. Прививание детям бережного отношения к кошке. Воспитывать чувство сопереживания ко всему живому....

Познавательно-творческий, групповой проект. Тема: «Как я рад, как я рад – утром снова в детский сад!!!»
Содержание проекта направлено на воспитание у детей чувства привязанности к дому, детскому саду, любимым людям. Расширить знания детей о жизни детского сада. Формировать чувства взаимопомощи, дружелюб...
Проектная деятельность по творчеству А.С.Пушкину». Тип проекта: информационный, познавательный, творческий. Участники проекта :дети, воспитатели, родители, специалисты ДОУ
Расширять знания детей о детстве и юности А.С.Пушкина...

Проект "Новый год в разных странах мира"
Ознакомления воспитанников с традициями празднования нового года в разных странах мира для познавательного развития...

Познавательно-творческий краткосрочный проект в подготовительной группе «Доброта внутри нас»
Познавательно-творческий краткосрочный проект в подготовительной группе «Доброта внутри нас»...

Познавательно-творческий краткосрочный проект в подготовительной группе «Доброта внутри нас»
Познавательно-творческий краткосрочный проект в подготовительной группе№6«Доброта внутри нас»Вид проекта: познавательный.Тип проекта: групповой, краткосрочныйСрок ...

Познавательно-творческо-исследовательский проект «Дотянуться до небес» в подготовительной группе
Проект «Дотянуться до небес»Тип проекта: познавательно-творческо-исследовательскийУчастники проекта: дети 6-7 лет дошкольной группы, воспитатели, руководители доп.образования ИЗО, КИК, пси...