ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ТВОРЧЕСКИХ ИГР У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья
Всякое творчество — это процесс создания чего-либо нового, т. е. именно нового продукта. Возникает вопрос: есть ли у ребенка шанс получить творческий, т. е. новый продукт в театрализованных играх? Ведь особенностью этих игр является то, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Можно ли относить их к разряду творческих игр?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralizovannaya_igra_kak_odin_iz_vidov_tvorcheskih_igr_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 25.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ТВОРЧЕСКИХ ИГР У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Политыко Н.Н.
Детство – это неповторимый этап в становлении и развитии личности ребенка. Полноценной, насыщенной жизнь детей будет лишь в том случае, если, чувствуя себя активными «деятелями», открывая что-то новое, неизвестное, приобщаясь к опыту, которым владеют взрослые, они будут испытывать положительные эмоции, удовлетворение.
Ребенку дошкольного возраста труднее всего дается бездействие, ребенок не может ничего не делать, он должен быть всегда чем-то занят, причем занят чем-то важным и интересным для него.
Игра – вот основное содержание жизни ребенка-дошкольника. Именно игра удовлетворяет его основные потребности в общении, движении, познании окружающего мира; в недрах игры зарождаются и дифференцируются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует развитию личности ребенка.
Для современного этапа развития системы дошкольного образования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) характерен поиск новых образовательных практик, целью которых является поддержка становления детской личности, исходя из понимания педагогами самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребенка, ценности его своеобразия [4].
Становление такой всесторонней гармонично развитой личности может быть результатом комплексного взаимодействия взрослых с детьми начиная с дошкольного возраста посредством театрализованных игр. Они направлены на всестороннее и гармоничного развития детей. Способствуют развитию у детей ощущений (сенсорики), чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, оформительских, двигательных и др.). В театрализованных играх заложен большой потенциал для творческого и эмоционального развития детей.
Однако театрализованная игра очень часто не получает широкого применения в педагогической практике ДОУ, так как недооценивается ее роль в развитии ребенка. В практике дошкольного образования театрализованным играм выделяется недостаточное внимание, нет системы обучения театрализованным играм, и проводятся они эпизодически (на праздниках, развлечениях).
Сам термин «театрализованная игра» указывает на связь её с театром. Театральное искусство близко и понятно детям, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения - сюжетом игры.
Театрализованные игры разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности, формам организации, игровому материалу.
Существует несколько точек зрения на классификацию театрализованных игр. Л. В. Артёмова театрализованную игру подразделяет на две группы: игры-драматизации и режиссёрские.
В играх-драматизациях дети представляют спектакль сами в качестве артистов; каждый ребенок исполняет свою роль, создаёт выразительный образ с помощью комплекса средств (интонации, мимики, пантомимы). Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения для других. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы, грим) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.
Режиссёрские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. В режиссёрской игре ребёнок не является сценическим персонажем, действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителями.
Режиссёрские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.) [1, с.10].
С понятием «игра» связаны самые разнообразные проявления активности ребёнка, различающиеся, прежде всего, характером действий и их направленностью.
К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Всякое творчество — это процесс создания чего-либо нового, т. е. именно нового продукта.
Возникает вопрос: есть ли у ребенка шанс получить творческий, т. е. новый продукт в театрализованных играх? Ведь особенностью этих игр является то, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Можно ли относить их к разряду творческих игр?
До сих пор же распространен взгляд на театрализованную игру как драматизацию готового сюжета, заучивание чужих слов, сцен и др., т.е. механическое воспроизведение взрослого театра, что приводит к примитивности, «свернутости» театрализованных игр детей, отсутствию у дошкольников умений импровизировать, естественно вести себя на сцене, использовать различные средства выразительности для создания образа и др.
Текст произведения для детей – это только основа, в которую они добавляют новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свои черты. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, будет совсем не похож героя, сыгранного другим. Сюжет, сценарий которого заранее существует, не является жестким каноном, как это в театральной пьесе, а служит лишь канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия. В этом смысле буквальное воспроизведение детьми сказки, стихотворения, чтение литературного текста по ролям, участие в созданной взрослыми литературно-музыкальной композиции в строгом значении этого слова не есть игра. В то же время инсценировка той же сказки или отрывка из любимой книги (даже если текст передается дословно) будет игрой в той мере, в какой дети смогут свободно, самостоятельно, в собственной интерпретации передать взаимодействия и отношения героев.
Театрализованные игры готовят детей к действию в сценических условиях, где всё является вымыслом. К. С. Станиславский призывал актёров учиться вере и правде игры у детей, поскольку «дети очень серьёзно искренне способны верить в любую воображаемую ситуацию, легко менять своё отношение к предметам, месту действия и партнёрам по игре» [3, с.32].
Это свидетельствует о том, что в театрализованных играх заложен большой потенциал для творческого и эмоционального развития детей. Ценность театрализованной игры в ее импровизационной сущности, в удовольствии, которое ребенок испытывает от подготовки спектакля, от длительного процесса игры в театр.
Театрализованная игра, являясь импровизационной, выступает как активный, индивидуальный, творческий процесс и объединяет разные по характеру творческие начала: продуктивное (сочинение сюжетов или интерпретация предложенных), исполнительское (проигрывание сюжета) и оформительское (подготовка декораций, костюмов, и др.). К этому синтезу добавляется умение ребенка воспринимать специфическое сценическое искусство. Только такой синтез создает условия для развития и совершенствования эмоциональной сферы и творчества детей.
Театрализованная игра обладает большими развивающими возможностями, соответствующими природе детства, в ней в полной мере проявляется потребность ребенка в преобразовании, поскольку основывается на театральном искусстве, являющемся синтетическим, (объединяющим все виды искусства: художественное слово, музыку, пластику, декорационно-художественное оформление и т.п.); имея общую основу с сюжетно-ролевыми играми, является типичной творческой игрой. Все виды игр по существу являются искусством ребенка, его творчеством.
Л. С. Выготский отмечал: «Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении» [2, с.63].
Литература
- Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников: книга для воспитателя детского сада [Текст] / Л. В. Артемова. – М.: Просвещение, 1991.- 127 с.
- Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский.- М.: Просвещение, 1991.- 91 с.
- Гончарова, О. В. Театральная палитра [Текст] / О. В. Гончарова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М: УЦ Перспектива, 2014.- 32с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная игра как средство развития связей речи у детей дошкольного возраста.
Театрализованная игра как средство развития связей речи у детей дошкольного возраста....
Методическая разработка на тему: «Музыкальная игра как один из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста.»
Методическая разработка для воспитателей и музыкальных руководителей о музыкальных играх....
Дидактическая игра как один из приемов развития речи детей дошкольного возраста
Данная статья опирается на методику дидактических игр разработанную Е.И. Тихеевой. Дидактические игры – это обучающие игры, которые влияют на уточнение и обогащение словаря детей раннего во...
Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста. Презентация
quot;Театр - это волшебный мир, в котором ребенок радуется, а играя, познает окружающее". (Радынова О.П.) В презентации освещен вопрос о том, как театр влияет на развитие речи детей дошкольников...
Статья " Театрализованная игра как средство развития межличностных отношений у детей дошкольного возраста"
Проблема межличностных отношений актуальна в наше время, поскольку агрессивность, жестокость, отчуждённость, замкнутость наблюдаются всё больше у детей уже в дошкольном возрасте. Проблема развити...
Конспект НОД в старшей группе "Театрализованная деятельность, как один из способов развития речи детей дошкольного возраста"
20.02.2019 года в детском саду проходило РМО воспитателей по теме "Игровые технологии в развитии речи дошкольников". Мною было дано открытое занятие "Театрализованная деятельность,как о...
«Театрализованная игра в педагогической работе по речевому развитию детей дошкольного возраста»
laquo;Театрализованная игра в педагогической работе по речевому развитию детей дошкольного возраста» статья в сетевом журнале ДОШКОЛЬНИК.РФ...