Конспект НОД по познавательному развитию .Тема: «По следам осени»
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: Обобщение знаний детей об осенних изменениях в природе с помощью исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gordeziani_t.g._nod_po_sledam_oseni.docx | 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Гордезиани Татьяна Голаевна, воспитатель БДОУ «Детский сад № 9 г. Тары»
Конспект НОД по познавательному развитию
Тема: «По следам осени»
Цель: Обобщение знаний детей об осенних изменениях в природе с помощью исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Систематизировать знания детей о деревьях, внешнем строении их листьев, и значении листьев для дерева.
Развивающие:
- Развивать умения сравнивать листы деревьев в зависимости от времени года с помощью эксперимента.
- Развивать связную речь посредством умения давать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей навыки соблюдения правил поведения в природе, бережное отношение к деревьям.
- Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие".
Этапы работы | Методы и приемы | Материалы и оборудование |
Мотивация | Ребята, посмотрите,сколько листьев у нас в корзинке ( высыпаю на стол)? Расскажите, какие они? (ответы детей) Нашей Сони К. такдолго нету в детском саду, но ей очень хочется узнать, для чего деревьям листья? Из чего состоят листья? И почему листья опадают осенью? | Корзинка, листья |
Постановка детьми цели предстоящей деятельности: | Ребята, а как мы сможем помочь Соне? (Ответы детей). Отличная идея, можно подарить рисунок. А вы, знаете ответы на все эти вопросы? ( если да, то возьмем в помощники). У нас есть возможность получить полные и подробные ответы с помощью опытов и экспериментов. Начнем!? | |
Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности | Ребята, отгадайте пожалуйста загадку. Ходит-бродит по коврам, Водит носом по углам. Где прошёл-там пыли нет, Пыль и сор - его обед. (Пылесос.) Беседа: Листья деревьев вырабатывают сок, который питает само дерево и участвует в созревании плодов. Листья вырабатывают питательные вещества только при солнечном свете, забирая из воздуха углекислый газ, а из земли по корневой системе дерева воду. При этом в листве происходит химический процесс, во время которого листья вырабатывают кислород, очень необходимый всем живущим на Земле. Именно поэтому, деревья называют «лёгкими планеты». (Ответы детей, диалог) Ребята, проходите к столу, проведем эксперимент и посмотрим «Почему лист зеленый?» На столе, напротив каждого из вас лежит лоскут белой ткани, зеленый лист, желтый лист и кубик. Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? Дети: (на ткани появились зеленые пятна). - Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет, вырабатывается он только на солнце. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений). - А теперь давайте рассмотрим желтый листик. Положите его на белую ткань, сделайте с ним то же самое, что и с зеленым. Что вы заметили? (нет зеленого вещества на ткани). Значит, у желтого листа нет хлорофилла и нет влаги. Для того, чтобы лист был зеленым, нужно много хлорофилла, а значит много света. Вывод: Когда наступает осень, становится холоднее и меньше солнечного света, это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадет совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым, влаги становится меньше и лист опадает. Вы молодцы, так как смогли увидеть разницу оставленного следа на ткани от зеленого и желтого листа. А сейчас немного отдохнем. «Мы осенние листочки» Мы, листики осенние, (фонарики в руках с листочками) на веточках сидели. Ветер дунул – полетели, (сначала машем руками поднятыми над головой, затем бегаем по группе) Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. (присесть с листочками в руках) Ветер снова набежал, И листочки все поднял (встать с листочками в руках) Повертел их, покружил (покружиться с листочками и сделать листопад) и на землю опустил. Ребята, проходите, пожалуйста, к столу, возьмите в одну руку лупу, а в другую руку лист Опыт: Исследование строения листа с помощью лупы. Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой. Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой. Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа. Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка. Вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой. Опыт 2: Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке. Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают. Вывод. Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки. | Для педагога: - презентация и мультимедийное оборудование; - демонстрационные карточки - схемы с изображением Для детей: - лупа, листы бумаги, лоскут белой ткани зеленый лист, желтый лист, кубик. |
Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности | Эксперимент «Как листья опадают» Воспитатель: На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, проведем эксперимент. Возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит, внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился? Ребята, что можно сказать об этом эксперименте? Вывод: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся. | |
Подведение итогов и обсуждение, рефлексия | Дети, скажите, чем мы занимались сегодня? (мы помогали Соне найти ответы на вопросы). С помощью чего мы находили ответы? (С помощью опытов и экспериментов). Как вы считаете, ребята, удалось нам ответить на все вопросы? (Да). Спасибо вам ребята, я думаю, что Соня будет вам очень благодарна за подробные полные ответы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию. Тема "Осень"
На этом занятии закрепляется представление детей о видах транспорта , диких животных, деревьях.Используется игра "Да-нет" элемент ТРИЗа, пальчиковая игра для развития мелкой моторики...
Конспект совместной деятельности с детьми по познавательному развитию Тема: «Путешествие по осеннему лесу» с использованием СОТ «Информационно-коммуникационная технология в дошкольном образовании – Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В.»
Цель: Закрепление представлений о характерных признаках осени.Задачи: Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений и животных осенью;Расширить знания детей о ...
Конспект занятия по математике в старшей группе для детей с ЗПР. Образовательная область - познавательное развитие Тема «Путешествие в осенний лес»
Конспект занятия по математике в старшей группе для детей с ЗПР. Образовательная область - познавательное развитиеТема «Путешествие в осенний лес»...
Познавательное развитие Тема: «Что нам осень принесла»
Программные задачи: Развивать интерес и любовь к родной природе осенью, её красоте, пробуждать эстетические чувства. Расширять представления об овощах и фрукта, выращивающих в наших садах и огоро...
КОНСПЕКТ НОД во второй группе раннего возраста № 1(2-3 года) образовательной области «Познавательное развитие» ТЕМА: «Прогулка по осеннему лесу»
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей по различению количества и величины предметов.Задачи:Обуча...
Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие». Тема: «Путешествие в осенний лес»
Систематизация знаний детей о лесе и его обитателях, о сезонных изменениях в природе....
Конспект занятия по познавательному развитию Тема: «Осень в гости к нам пришла»
Конспект занятия по познавательному развитиюТема: «Осень в гости к нам пришла»Цель: Закрепить представления детей об осени, ее признаках.Задачи:Образовательные:1. Расширять знания дет...