Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Топотушки»
рабочая программа (подготовительная группа)
Ритмика - специальный предмет, музыкально-педагогическая дисциплина, которая имеет целью активизировать музыкальное восприятие детей через движение, привить им навык осознанного отношения к музыке, помочь выявить их музыкальные и творческие способности. Научить ребёнка передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку - именно на это направлены занятия ритмикой и танцем, которые необходимо систематически проводить с детьми уже с самого раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 396.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации МО Светлинский район
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей»
Согласовано: Утверждено:
Педагогическим советом МБУ ДО «ЦДОД» Директор МБУ ДО «ЦДОД»
Кудрякова Е. С.
Протокол №1
от «30» августа 2021г. Приказ № 50 -о от «30 »августа2021г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающаяпрограмма
художественной направленности
«Топотушки»
Возраст обучающихся:6-7 лет
Срок реализации программы: 1год
Разработчик программы: Грешнякова Н.И
Педагог дополнительного образования
Высшая квалификационная категория
п. Светлый, 2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | Стр. |
I. | Комплекс основных характеристик программы | 3 |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.1.1 | Направленность (профиль) программы | 4 |
1.1.2 | Актуальность программы | 4 |
1.1.3 | Отличительные особенности программы | 5 |
1.1.4 | Адресат программы | 5 |
1.1.5 | Объем и срок освоения программы | 6 |
1.1.6 | Формы обучения | 6 |
1.1.7 | Особенности организации образовательного процесса | 6 |
1.1.8 | Форма и режимзанятий | 7 |
1.2 | Цель и задачи программы | 7 |
1.3 | Содержание программы | 8 |
1.3.1 | Учебный план | 8 |
1.3.2 | Содержание учебного плана | 10 |
1.4 | Планируемые результаты | 13 |
II. | Комплекс организационно-педагогических условий | 15 |
2.1 | Календарный учебный график | 15 |
2.2 | Условия реализации программы | 19 |
2.2.1 | Материально-техническое обеспечение | 19 |
2.2.2 | Информационное обеспечение | 19 |
2.2.3 | Кадровое обеспечение | 19 |
2.5 | Методическое обеспечение программы | 19 |
2.6 | Списоклитературы | 22 |
I. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Ритмика является одним из предметов, входящих в систему музыкального воспитания детей. В основе ритмики лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении. Ритмика - это один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.
Обучать ритмике необходимо всех обучающихся, развивая в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формируя умение выражать себя в движениях. Задача педагога – научить обучающихся двигаться в характере музыки, передавая ее темповые, динамические, метроритмические особенности.
Занятия ритмикой помогают усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивают слух и память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки. В процессе работы над движениями, связанными с музыкой, формируется художественный вкус обучающихся, развиваются их творческие способности, чувство прекрасного.На занятиях ритмикой увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечнососудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма.
Работа в области музыкально-ритмического воспитания способствует дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание.
1.1.1 Направленность (профиль) программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Топотушки» реализуется в рамках художественной направленности. Уровень освоения базовый.
Программа «Топотушки» разработана в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в соответствии нормативно - правовыми документами:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273 ФЗ от 29.12.2012);
- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р)
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. № 1008)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (одобрена решением коллегии Минобрнауки РФ от 06.10.2004).
- Об образовательных учреждениях дополнительного образования детей (Письмо Минобрнауки РФ от 26.03.2007 г. № 06-636).
- Приказ министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования».
Освоение образовательной программы дошкольного образования по направлениям развития ребенка, представленным в пяти образовательных областях, возможно с использованием дистанционных образовательных технологий. Образовательная деятельность может осуществляться в Offline или Online формате.
Новизна программы
Тематическая направленность программы «Топотушки» позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию танцевальных навыков, помогает реализовать потребность в общении.
1.1.2 Актуальность программы
Движение в ритме и темпе, заданном музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведёт к общему оздоровлению организма. Немаловажным является также и лечебный эффект занятий, в результате которых создаётся мышечный корсет, исправляются недостатки осанки, уменьшается плоскостопие, что позволяет также решать задачи общего укрепления и физического развития ребёнка.
Педагогическая целесообразность.
Ритмика - специальный предмет, музыкально-педагогическая дисциплина, которая имеет целью активизировать музыкальное восприятие детей через движение, привить им навык осознанного отношения к музыке, помочь выявить их музыкальные и творческие способности. Научить ребёнка передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку - именно на это направлены занятия ритмикой и танцем, которые необходимо систематически проводить с детьми уже с самого раннего возраста.
1.1.3 Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью данной программы «Топотушки» является организация поиска новых познавательных ориентиров (организация творческой деятельности, самостоятельного добывания знаний). Путём танцевальной импровизации под понравившуюся музыку у детей развивается способность к самостоятельному творческому самовыражению. Формируется умение формировать услышанный музыкальный образ в рисунке, пластике.
1.1.4 Адресат программы. Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста с разной степенью музыкальной одарённости.
Шесть лет — это период кардинальных перемен в жизни ребенка, поступающего в первый класс. Изменения затрагивают практически все сферы его существования:
продолжается формирование опорно-двигательного аппарата и сердечнососудистой системы;
совершенствуется центральная нервная система, идет дифференциация ее различных отделов;
улучшается моторика и координация движений.
Это находит свое выражение в том, что у детей шестилетнего возраста:
- повышается двигательная активность;
- увеличивается сила и скорость движений;
- развивается способность выполнять несколько движений за одно упражнение;
- совершенствуются имеющиеся двигательные навыки.
Дети становятся более выносливыми, справляются с возросшими физическими нагрузками. Их организм готов к постепенной смене режима дня.
Отмечается бурное развитие основных психических процессов.
- Память остается непроизвольной, однако при тренировке ее продуктивность значительно повышается. Начинают формироваться приемы произвольного и логического запоминания.
- Появляется способность к произвольному вниманию, однако, оно неустойчивое. Одновременное восприятие охватывает не больше 1-2 объектов.
- Преобладает наглядно- и действенно-образное мышление. Начинает проявляться логическое мышление.
- Дети способны анализировать, систематизировать и группировать объекты по различным признакам, устанавливают простые причинно-следственные связи.
- Самостоятельно проявляют интерес к познанию, наблюдают, интересуются новой информацией.
- Имеют базовый запас знаний об окружающем мире, на основе которого могут делать собственные выводы.
- Могут проявлять волевые усилия, сосредотачиваться на деятельности, которая не вызывает особого интереса.
- Очень развито воображение. Любят фантазировать, придумывают яркие ассоциации и образы.
У детей складываются свои представления о красоте. Они любят рисовать, многие предметы изображают с прорисовкой всех деталей. Умеют использовать основные цвета, с их помощью передают эмоции.
Ребенок 6-7 лет активно познает окружающий мир, задает много вопросов и сам строит собственные версии.
У ребенка усложняются представления о собственном «Я», развивается способность к рефлексии, т.е. он может осознавать цели и мотивы, побуждающие его к действию, оценивать качество предпринятых им действий и полученные результаты. Отмечается устойчивая самооценка, которая чаще всего является немного завышенной.
Танцы, входящие в данную программу, доставляют детям радость и удовольствие. Они доступны как по содержанию, так и по характеру движений. В программу кружка «Топотушки» включены детские парные танцы, национальные танцы, танцы – импровизации.
Детский танец всегда имеет ясно выраженную тему и идею - он всегда содержателен. В танце существуют драматургическая основа и сюжет, в нем есть и обобщенные и конкретные художественные образы, которые создаются посредством разнообразных пластических движений и пространственных рисунков - построений.
Занятия по программе позволяют ребенку не только в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки и танца, но и развивают умственные и физические способности, а также способствуют социальной адаптации ребенка.
1.1.5Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на детей 6-7лет.
Всего 1 группа. Наполняемость группы 12человек.
Количество часов в неделю – 2.
Всего – 67 часов в год.
Срок освоения программы.
Продолжительность обучения – 1 год.
1.1.6 Формы обучения и виды занятий по программе
Форма обучения: очная (заочная).
При реализации программы (частично) применяется электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
Виды занятий: обучающиеся и общеразвивающиеся.
Основной формой педагогической работы в объединении является занятие. Занятия ориентированы на детей старшего дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
1.1.7 Особенности организации образовательного процесса.С первых занятий у детей должна активизироваться связь между музыкой и движением. Они должны понять и уяснить простые правила:
• Музыка – хозяйка на занятиях, без неё не может быть музыкальной игры, она руководит в музыкальных упражнениях и самостоятельной работе;
• Музыку надо «беречь», во время звучания нельзя шуметь, говорить, смеяться;
• Музыку надо слушать с начала до конца, начинать двигаться с началом музыки и прекращать движение с окончанием звучания.
На каждом занятии проходятся все разделы программы – слушание музыки, учебно-тренировочная и постановочная работа, импровизация. Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Воздействие музыкального произведения, под звуки которого ребенок двигается, способствует установлению баланса между процессами возбуждения и торможения, а также эмоциональной гибкости переключаемости с отрицательных эмоций на положительные. С раннего детства ребенок учится управлять своими эмоциями благодаря процессу творчества. Умение понимать музыку – неотъемлемая часть общей культуры, к которой нужно приобщаться с юных лет.
1.1.8.Форма и режим занятий
Форма организации занятий
– групповая
-индивидуальные или групповые online занятия
Образовательные online платформы, цифровые образовательные ресурсы, видеоконференции (Skype), социальные сети, электронная почта.
Основная форма работы группы – это игровая деятельность (большинство занятий построены в виде игровых сюжетов с интеграцией различных видов деятельности: общения, игры, познавательной деятельности).
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут.
1.2 Цель и задачи программы.
Цель программы.Развитие начальных навыков в искусстве танца и воспитание хореографической культуры детей через приобщение их к хореографическому искусству.
Задачи программы
− Обучающие
1.Развивать двигательную активность и координацию движений;
2.Формировать красивую осанку, учить выразительным, красивым движениям в игре и танце;
3.Обогащать внутренний мир ребёнка, образно-эмоциональное восприятие окружающего мира через движение;
4. Приобщать детей к основам музыкальной культуры;
6. Прививать любовь и уважение к духовному наследию, понимание и уважение певческих традиций через изучение детских песен.
7. Сохранение и укрепление психического здоровья детей.
− Воспитательные
1. Формирование общей культуры личности ребёнка, способной адаптироваться в современном обществе.
2. Формирование уверенности в своих силах;
3. Воспитание культуры движения.
4. Формирование комплекса музыкально-ритмических навыков.
− Развивающие
1. Развитие физических данных
2. Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма, развитие диапазона;
3.Развитие творческих способностей, выдумки, фантазии;
4.Развитие образного мышления.
5.Развитие обще-эстетического кругозора;
1.3 Содержание программы.
1.3.1. Учебный план
№ п/п | Тема | Теория | Практика | Всего |
1. | «Вводное занятие» | 1 | 1 | |
2. | Азбука музыкального движения. | 1 | 2 | 3 |
2.1 | Ориентировка в пространстве. Исходные положения. | 1 | 1 | |
2.2 | Основные движения под музыку: разные виды шага (бодрый, высокий, хороводный, шаг на носочках, мягкий, пружинящий) | 1 | 1 | |
2.3 | Основные движения под музыку: виды бега (лёгкий, на носочках, энергичный, стремительный). | 1 | 1 | |
3. | Элементы русской пляски. | 6 | 12 | 18 |
3.1 | Ритм, ритмический рисунок | 1 | 2 | 3 |
3.2 | Происхождение и особенности русского хоровода. | 1 | 1 | 2 |
3.3 | Положение рук в русской пляске. | 1 | 1 | 2 |
3.4 | Хороводные шаги: топающий (топотушки, перетопы), дробный шаг. | 2 | 2 | |
3.5 | Движение по линии танца, против хода, в колонне по диагонали, в шеренге взявшись за руки. | 1 | 2 | 3 |
3.6 | Хороводные шаги: приставной шаг, шаг с притопом. | 1 | 2 | 3 |
3.7 | Движение с ускорением, замедлением темпа. Перепляс | 1 | 2 | 3 |
4. | Элементы ритмической гимнастики. | 3 | 12 | 15 |
4.1 | Танцевальные движения | 1 | 4 | 5 |
4.2 | Образные и характерные движения | 1 | 4 | 5 |
4.3 | Парные пляски. | 1 | 4 | 5 |
5. | Элементы классического танца | 3 | 12 | 15 |
5.1 | Вальс. | 1 | 4 | 5 |
5.2 | Менуэт. | 1 | 4 | 5 |
5.3 | Полонез | 1 | 4 | 5 |
6 | «Танцуй веселей» | 10 | 10 | |
6.1 | «Танцуем вместе» | 2 | 2 | |
6.2 | «Потанцуем - пошалим» | 2 | 2 | |
6.3 | «Воробьиная дискотека» | 2 | 2 | |
6.4 | «Нам весело» | 2 | 2 | |
6.5 | «Заводные танцы» | 2 | 2 | |
7. | Закрепление знаний и умений, приобретенных за год. | 1 | 4 | 5 |
7.1 | Повторение всех танцев. | 2 | 2 | |
7.3 | Подготовка к показательным выступлениям. | 1 | 2 | 3 |
Итого: | 15 | 52 | 67 |
1.3.2. Содержание учебно-тематического плана
1ТЕМА «Вводное занятие» 1 час.
Занятие 1. Введение. Теория 1 час. Беседа о технике безопасности. Рассказать о пользе занятий танцами.
- ТЕМА «Азбука музыкального движения. 3 часа
Занятие 2. Исходные положения 1 час.
Теория 1 час. Познакомить детей с положениями рук и ног в танцах.
Занятие 3. Основные виды движения под музыку 1 час.
Практика 1 час. Разные виды шага: бодрый, высокий, хороводный, шаг на носочках, мягкий, пружинящий. Музыкальные размеры 2/4, 4/4. Понятие о такте и затакте.
Занятие 4. Основные виды движения под музыку. 1 час.
Практика 1 час. Виды бега (лёгкий, на носочках, энергичный, стремительный).
Определение музыкального размера. Восприятие сильной и слабой доли на слух, выполнение акцента в движениях.
3 ТЕМА Элементы русской пляски. 18 часов.
Занятия 5,6,7. Ритм, ритмический рисунок. 3 часа
Теория 1 час. Развивать у детей чувство ритма
Практика 2 часа. Ритмические упражнения с музыкальным заданием. Построение в круг (хоровод, хороводные перестроения), в линию (шеренга), в колонну.
Занятия 8, 9. Происхождение и особенности русского хоровода. 2 часа
Теория 1 час Изучение основ русского народного хоровода.
Практика 1 час Разучивание элементов: «елочка», «гармошка».
Занятия 10,11. Положение рук в русской пляске.2 часа.
Теория 1 час. Познакомить детей с положением рук в русской пляске.
Практика 1 час. Навыки работы с платочком; русский поклон.
Занятия 12,13. Хороводные шаги: топающий, дробный шаг. 2 часа.
Практика 2 часа Разучивание элементов:«ковырялочка», притопы.
Занятия 14,15,16. Движение по линии танца, против хода, в колонне по диагонали, в шеренге взявшись за руки. 3 часа.
Теория 1 час. Познакомить детей с движениями по линии танца.
Практика 2 часа. Разучить движения против хода, в колонне по диагонали, в шеренге взявшись за руки.
Занятия 17, 18,19. Хороводные шаги: приставной шаг, шаг с притопом. 3 часа.
Теория 1 час. Познакомить детей с движениями приставной шаг, шаг с притопом
Практика 2 часа Разучивание элементов: боковой, приставной шаг, шаг с притопом.
Занятия 20, 21.22. Движение с ускорением, замедлением темпа. Перепляс. 3 часа.
Теория 1 час. Послушать и посмотреть танцы с ускорением и замедлением темпа.
Практика 2 часа. Формировать умение детей ускорять и замедлять шаг.
- ТЕМА Элементы ритмической гимнастики. 15 часов.
- Занятия 23, 24, 25, 26,27. Танцевальные движения. 5 часов.
Теория 1 час. Рассказать о пользе занятий гимнастикой.
Практика 4 часа. Выставление ноги на носок, на пятку с полуприседанием.
Полуприсядка, «ковырялочка».
Движение приставными шагами с носка, ходьба на полупальцах в колонне.
Виды хлопков.
Гимнастика для развития мышц и суставов плеч, рук, кистей, головы. Прыжки на 180* и обратно.
Разучивание комплекса движений разминки.
Занятие 28, 29, 30, 31,32. Образные и характерные движения. 5 часов
Теория 1 час
Практика 4 часа. Упражнения на координацию движений: повороты головы с шагами, движение рук и головы с шагами и др. Развитие «мышечного чувства»: расслабление и напряжение мышц корпуса, рук и ног.
Выполнять движения в соответствии с характером музыки.
Занятие 33, 34,35,36,37. Парные пляски.
Теория 1 час. Беседа о парных плясках.
Практика 4 часа. Положения в парах. Кадрили. Упражнения на равновесие.
Построения и перестроения группы: «Воротца», «Звёздочки», «Карусели».
- ТЕМА Элементы классического танца 15 часов.
Занятия 38,39,40,41,42. Вальс. 5 часов.
Теория 1 час Познакомить детей с историей танца «Вальс»
Практика 4 часа. Перестроения в танце. Постановка корпуса, осанка. Изучение основ танца «Вальс»: «качели», «квадрат», «ромб», «вальсовая дорожка».
Занятия 43, 44,45,46,47. Менуэт.
Теория 1 час Познакомить детей с историей танца «Менуэт»
Практика 4 часа. Шаг менуэта. Перестроения в танце.
Постановка корпуса, осанка.
Занятия 48, 49,50,51,52. Полонез 5 часов.
Теория 1 час Познакомить детей с историей танца «Полонез»
Практика 4 часа. Шаг полонеза. Характерные перестроения.
Упражнения для выработки осанки, выворотности, эластичности и крепости коленного и тазобедренного суставов.
- ТЕМА «Танцуй веселей»10 часов
Занятия 53, 54. «Танцуем вместе»
Практика 2 часа. Приобрести навыки свободного перемещения в пространстве. Научить строить: замкнутый круг, раскрытый круг (полукруг), круг в круге, сплетенный круг (корзиночка), лицом в круг, лицом из круга, круг парами.
Занятия 55, 56. «Потанцуем - пошалим» 2 часа
Практика 2 часа. Изучить простые рисунки танца для использования их в концертных номерах. Научить перестраиваться из круга в колонну, в линию, (на задний план, передний план).
Занятия 57, 58. «Воробьиная дискотека» 2часа
Практика 2 часа. Научить детей самостоятельно двигаться под музыку.
Закреплять изученные и осваивать новые танцевальные движения.
Занятия 59, 60. «Нам весело» 2часа
Практика 2 часа. Привить навык держать равнение в рисунке, соблюдать интервалы.
Занятия 61, 62. «Заводные танцы» 2часа.
Практика 2 часа. Использовать знакомые танцевальные движения в свободной пляске.
7.ТЕМА Закрепление знаний и умений, приобретенных за год. 5 часов
Занятия 63,64. Повторение всех танцев.
Теория 1 час. Повторить знание терминологии. Закрепить навыки поведения на сцене.
Практика 2 часа. Повторение рисунков танца, перестроение, позиций рук, ног, корпуса. Учить детей самостоятельно двигаться под музыку. Исполнять знакомые танцы самостоятельно.
Занятия 65,66,67. Подготовка к показательным выступлениям
Теория 1 час .Закрепить навыки поведения на сцене.
Практика 2 часа. Исполнить танцы на утренниках, концертах.
Репертуар
Мероприятие | Период подготовки | Название номера (название и количество может меняться) |
Осенний праздник | Сентябрь, октябрь | «Танец осенних листьев» «Танец зонтиков» |
Новый год | Ноябрь, декабрь | «Танец белых медвежат» «Танец фей» «Танец гномиков» |
8 Марта | Январь, февраль | «Танец с лентами» «Радуга» «Капитошка» |
Выпуск | Апрель | Вальс |
- Планируемые результаты.
Ожидаемые результаты.
В результате занятий в конце года обучающиеся должны знать:
1.Знать простейшие музыкальные понятия.
2.Соблюдать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.
3.Знать простейшие шаги, прыжки, бег.
4.Уметь создать заданный образ в танцевальных движениях.
5.Знать простейшие массовые танцы (народные, бальные, современные) 6. Воспроизводить заданный учителем ритмический рисунок;
7. Самостоятельно начинать движение после вступления, менять движение в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения;
8. Правильно управлять телом (осанка, положение рук и т.д.);
Уметь:
1. Уметь ориентироваться в пространстве (шеренга, колонна, круг, врассыпную).
2. Исполнять танцы-импровизации (изображение предметов, животных,растений, явлений природы).
3. Уметь выразительно исполнять танцевальные комбинации и танцы (в паре и соло).
4. Уметь создать заданный образ в танцевальных движениях.
5. Освоить музыкально-танцевальные игры, тренирующие внимание,
быстроту, реакцию и воображение.
6. Уметь образно, актерски выразительно исполнить танец на празднике, концерте, тематическом занятии.
Формы подведения итоговреализации программы
-проведение открытого занятия в конце года, выступления на утренниках, участие в развлечениях.
II.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Календарный учебный график
№ п/п | Дата проведения занятия | Время проведения занятия | Форма проведения занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Примечание | |
01.09.21 | 16.00-17.30 | Мероприятие | 1 | День знаний | |||
06.09.21 08.09.21 13.09.21 | 4 | Комплектование группы. | |||||
1 | 15.09.21 | 16.00-17.30 | Беседа о технике безопасности | 1 | Введение. ТБ и ПБ | ||
2 | 20.09.21 | 16.00-17.30 | Занятие - путешествие | 1 | Ориентировка в пространстве. Исходные положения. | ||
3 | 22.09.21 | 16.00-17.30 | Занятие - игра | 1 | Разные виды шага: | ||
4 | 27. 09.21 | 16.00-17.30 | Тематическое занятие | 1 | Виды бега | ||
5 | 29.09.21 | 16.00-17.30 | Тематическое занятие | Ритм, ритмический рисунок. | |||
Всего часов 5 | |||||||
6 | 04.10.21 | 16.00-17.30 | Тематическое занятие | 1 | Ритм, ритмический рисунок. | ||
7 | 06.10.21 | 16.00-17.30 | Занятие-сказка | 1 | Ритмические упражнения с музыкальным заданием | ||
8 | 11.10.21 | 16.00-17.30 | Занятие - путешествие | 1 | Изучение основ русского народного хоровода | ||
9 | 13.10.21 | 16.00-17.30 | Занятие-игра | 1 | Разучивание элементов русского народного хоровода | ||
10 | 18.10.21 | 16.00-17.30 | Занятие-игра | 1 | Познакомить детей с положением рук в русской пляске. | ||
11 | 20.10.21 | 16.00-17.30 | Занятие-игра | 1 | Навыки работы с платочком; русский поклон | ||
12 | 25.10.21 | 16.00-17.30 | Занятие-игра | 1 | Хороводные шаги: топающий, дробный шаг | ||
13 | 27.10.21 | 16.00-17.30 | Занятие-игра | 1 | Разучивание элементов: «ковырялочка», притопы. | ||
Всего часов 8 | |||||||
14 | 01.11.21 | 16.00-17.30 | Занятие-игра | 1 | Движение по линии танца, против хода, | ||
15 | 03.11.21 | 16.00-17.30 | Занятие-игра | 1 | Движение в колонне по диагонали, | ||
16 | 08.11.21 | 16.00-17.30 | Занятие-игра | 1 | Движение в шеренге взявшись за руки. | ||
17 | 10.11.21 | 16.00-17.30 | Занятие-игра | 1 | Познакомить детей с движениями приставной шаг, шаг с притопом | ||
18 | 15.11.21 | 16.00-17.30 | Занятие-игра | 1 | Разучивание элементов: боковой, приставной шаг, шаг с притопом. | ||
19 | 17.11.21 | 16.00-17.30 | Занятие-игра | 1 | Разучивание элементов: боковой, приставной шаг, шаг с притопом. | ||
20 | 22.11.21 | 16.00-17.30 | Занятие-игра | 1 | Движение с ускорением, замедлением темпа | ||
21 | 24.11.21 | 16.00-17.30 | Движение с ускорением, замедлением темпа | ||||
22 | 29.11.21 | 16.00-17.30 | Занятие-игра | 1 | Движение с ускорением, замедлением темпа | ||
Всего часов 9 | |||||||
23 | 01.12.21 | 16.00-17.30 | Тематическое занятие | 1 | Элементы ритмической гимнастики | ||
24 | 06.12.21 | 16.00-17.30 | Тематическое занятие | 1 | Выставление ноги на носок, на пятку с полуприседанием. Полуприсядка, «ковырялочка». | ||
24 | 08.12.21 | 16.00-17.30 | Тематическое занятие | 1 | Движение приставными шагами с носка, ходьба на полупальцах в колонне | ||
26 | 13.12.21 | 16.00-17.30 | Тематическое занятие | 1 | Виды хлопков. | ||
27 | 15.12.21 | 16.00-17.30 | Тематическое занятие | 1 | Гимнастика для развития мышц и суставов плеч, рук, кистей, головы | ||
28 | 20.12.21 | 16.00-17.30 | Тематическое занятие | 1 | Образные и характерные движения. | ||
29 | 22.12.21 | 16.00-17.30 | Тематическое занятие | 1 | Упражнения на координацию движений: | ||
30 | 27.12.21 | 16.00-17.30 | Тематическое занятие | 1 | Разучивание комплекса движений разминки. | ||
31 | 29.12.21 | 16.00-17.30 | Тематическое занятие | 1 | Развитие «мышечного чувства»: расслабление и напряжение мышц корпуса, рук и ног. | ||
Всего часов: 9 | |||||||
32 | 10.01.22 | 16.00-17.30 | Тематическое занятие | 1 | Выполнять движения в соответствии с характером музыки | ||
33 | 12.01.22 | 16.00-17.30 | Занятие-игра | 1 | Парные пляски | ||
34 | 17.01.22 | 16.00-17.30 | Занятие-игра | 1 | Положения в парах. | ||
35 | 19.01.22 | 16.00-17.30 | Занятие-игра | 1 | Кадрили. | ||
36 | 24.01.22 | 16.00-17.30 | Занятие-игра | 1 | Упражнения на равновесие. | ||
37 | 26.01.22 | 16.00-17.30 | Занятие-игра | 1 | Построения и перестроения группы: «Воротца», «Звёздочки», «Карусели». | ||
38 | 31.01 22 | 16.00-17.30 | Занятие-игра | 1 | Элементы классического танца Вальс | ||
Всего часов: 7 | Знакомство с историей танца «Вальс» | ||||||
39 | 02.02.22 | 16.00-17.30 | Занятие-путешествие | 1 | Перестроения в танце «Вальс» | ||
40 | 07.02.22 | 16.00-17.30 | Занятие-путешествие | 1 | Постановка корпуса, осанка. | ||
41 | 09.02.22 | 16.00-17.30 | Тематическое занятие | 1 | Изучение основ танца «Вальс»: «качели», «квадрат», «ромб», «вальсовая дорожка». | ||
42 | 14.02.22 | 16.00-17.30 | Тематическое занятие | 1 | Изучение основ танца «Вальс»: «качели», «квадрат», «ромб», «вальсовая дорожка». | ||
43 | 16.02.22 | 16.00-17.30 | Тематическое занятие | 1 | Знакомство с историей танца «Менуэт» | ||
44 | 21.02.22 | 16.00-17.30 | Тематическое занятие | 1 | Шаг менуэта | ||
45 | 28.02.22 | 16.00-17.30 | Тематическое занятие | 1 | Шаг менуэта | ||
Всего часов:7 | |||||||
46 | 02.03.22 | 16.00-17.30 | Тематическое занятие | 1 | Перестроения в танце. | ||
47 | 09.03.22 | 16.00-17.30 | Тематическое занятие | 1 | Постановка корпуса, осанка. | ||
48 | 14.03.22 | 16.00-17.30 | Тематическое занятие | 1 | Полонез | ||
49 | 16.03.22 | 16.00-17.30 | Занятие-концерт | 1 | История танца «Полонез» | ||
50 | 21.03.22 | 16.00-17.30 | Занятие-путешествие | 1 | Шаг полонеза. Характерные перестроения. | ||
51 | 23.03.22 | 16.00-17.30 | Занятие-путешествие | 1 | Шаг полонеза. Характерные перестроения. | ||
52 | 28.03.22 | 16.00-17.30 | Тематическое занятие | 1 | Упражнения для выработки осанки. | ||
53 | 30.03.22 | 16.00-17.30 | Тематическое занятие | 1 | «Танцуем вместе» | ||
Всего часов: 8 | |||||||
54 | 04.04.22 | 16.00-17.30 | Тематическое занятие | 1 | «Танцуем вместе» | ||
55 | 06.04.22 | 16.00-17.30 | Тематическое занятие | 1 | «Потанцуем - пошалим» | ||
56 | 11.04.22 | 16.00-17.30 | Тематическое занятие | 1 | «Потанцуем - пошалим» | ||
57 | 13.04.22 | 16.00-17.30 | Тематическое занятие | 1 | «Воробьиная дискотека» | ||
58 | 18.04.22 | 16.00-17.30 | Тематическое занятие | 1 | «Воробьиная дискотека» | ||
59 | 20.04.22 | 16.00-17.30 | Занятие-концерт | 1 | «Нам весело» | ||
60 | 25.04.22 | 16.00-17.30 | Занятие-игра | 1 | «Нам весело» | ||
61 | 27.04.22 | 16.00-17.30 | Тематическое занятие | 1 | «Заводные танцы» | ||
Всего часов:8 | |||||||
62 | 04.05.22 | 16.00-17.30 | Тематическое занятие | 1 | «Заводные танцы» | ||
63 | 11.05.22 | 16.00-17.30 | Занятие-концерт | 1 | Повторение всех танцев. | ||
64 | 16.05.22 | 16.00-17.30 | Занятие-концерт | 1 | Повторение всех танцев. | ||
65 | 18.05.22 | 16.00-17.30 | Занятие-концерт | 1 | Подготовка к показательным выступлениям | ||
66 | 23.05.22 | 16.00-17.30 | Занятие-концерт | 1 | Подготовка к показательным выступлениям | ||
67 | 25.05.22 | 16.00-17.30 | 1 | Подготовка к показательным выступлениям | |||
30.05.22 | 2 | Отчет по итогам года. | |||||
Всего часов:6 | |||||||
Всего часов за год 67. | |||||||
2.2 Условия реализации программы
2.2.1 Материально-техническое обеспечение
- Музыкальный зал, имеющий хорошее освещение.
- Стулья.
- Фланелеграф.
- Научная, специальная, методическая литература.
- Музыкальные инструменты и игрушки: ложки, колокольчики, бубен, погремушки, самодельные и шумовые инструменты,
- Атрибуты: платочки цветные, ленты, флажки, палочки - «шумелки», обручи, мячи, «новогодний дождик», мишура, листочки.
- Для реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий необходимо наличие компьютера с выходом в «Интернет», соответствующего программного обеспечения.
Дидактические материалы
- Музыкальные инструменты и игрушки: ложки, колокольчики, бубен, погремушки, самодельные и шумовые инструменты,
- Атрибуты: платочки цветные, ленты, флажки, палочки - «шумелки», обручи, мячи, «новогодний дождик», мишура, листочки.
2.2.2. Информационное обеспечение
- Фортепиано
- Музыкальныйцентр
- Компьютер
- Мультимедийноеоборудование
- CD, DVD диски.
2.2.3. Кадровое обеспечение
Разработчик программы: Грешнякова Наталья Ивановна.Педагог дополнительного образования Высшая квалификационная категория.
- Методическое обеспечение программы
Для реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий будут использоваться обучающие цифровые образовательные ресурсы, ссылки, образовательные сервисы
Успешное решение поставленных задач на занятиях ритмикой с дошкольниками возможно только при использовании педагогических принципов и методов обучения.
Принципы:
- индивидуализации (определение посильных заданий с учётом возможностей ребёнка);
- систематичности (непрерывность и регулярность занятий);
- наглядности (безукоризненный показ движений педагогом);
- повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков);
- сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям).
Методические приёмы:
Наглядный метод – выразительный показ под счет, с музыкой. Является основным. Разучивание нового движения, упражнения, особенно 1 год обучения, сопровождается точным показом педагога. Педагог обязан выполнять упражнения вместе с детьми.
Словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка. Методический показ не может обойтись без словесных пояснений. Объяснения должны быть краткими, точными, конкретными. Знакомить детей со специальными терминами, в основном 2 год обучения.
Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог-режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.
Практический метод заключается в многократном выполнении конкретного музыкально-ритмического движения.
Концентрический метод по мере усвоения детьми определенных движений, упражнений вновь возвращается к пройденному, но уже усложняя их.
Форма организации образовательного процесса: индивидуально-групповая.
Алгоритм учебного занятия
1 .Тема занятия.
2.Танцевальные ритмические упражнения.
3.Самостоятельная работа над созданием музыкально-двигательного образа. Танцы-импровизации.
4.Танцы и пляски.
5.Музыкально-танцевальные игры.
Этапы проведения занятий
Дети организованно под музыку входят в зал, используя различные виды танцевального шага, перемещаясь по кругу.
Строятся в 2 –х линии в «шахматном порядке» ориентируясь, чтобы не мешать друг другу. Проверяется равнение в колоннах и шеренгах, правильность осанки детей. Под музыку дети здороваются с преподавателем (общий поклон). (3 мин.)
Занятие состоит из трех частей:
В вводной части (разминка) ставится задача подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в последующей (основной) части занятия. В содержание разминки входят упражнения игровой ритмики, танцевальные упражнения, упражнения на внимание, координацию движений. (5 мин)
В основной части занятия дети обучаются новым движениям, элементам, закрепляют старые. Постепенно изученные движения объединяются в танец. (15 мин.)
В заключительной части занятия решаются задачи постепенного перехода организма ребенка к другим видам деятельности, проводятся игровые танцы под знакомую детям музыку. Выполнение простых танцевальных движений в игровой форме расширяет двигательные навыки детей, приучает их координировать свои движения согласно музыке, создает дополнительный положительный фон и настрой. Помимо игровых танцев проводятся танцевально-театральные игры, позволяющие активизировать действия детей, развивать их внимание, артистизм. (5 мин)
Заканчиваются занятия подведением итога занятия, после чего дети прощаются с преподавателем. (2мин)
Методические рекомендации
Занятия ритмикой необходимо проводить в танцевальном зале, оборудованном станками, зеркалами.
Во время занятий педагогу следует периодически менять направление движения детей, с тем, чтобы, поворачиваясь то лицом, то спиной к зеркалу, они научились контролировать себя через ощущение. Постоянные занятия лицом к зеркалу не дадут возможности почувствовать свое тело и мышцы, а впоследствии затруднят ориентацию при выступлении на сцене.
Следует, как можно чаще менять построение детей в зале, менять в последовательном порядке линии, по которым выстроены дети. В противном случае, дети, постоянно находящиеся в последних линиях, привыкнув смотреть на ноги впереди стоящих, никогда не научатся мыслить и работать самостоятельно.
Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений. Необходимо четко определять баланс в сочетании этих двух методов. Излишнее и подробное объяснение может привести к потере внимания. Ограничиваться только практическим показом нельзя, в этом случае дети воспринимают материал подражательно, неосознанно.
Для приобретения детьми навыков в системе классического танца и их закрепления требуется определенная повторяемость и последовательность. Исходя из этого, занятия надо составлять так, чтобы объем мышц нарастал пропорционально, не деформируя контуры ног и тела. Повторяемость движений должна быть умеренной и не слишком однообразной. Не следует требовать полной выворотности ног от детей дошкольного возраста, если только она не является природной особенностью ребенка.
В процессе преподавания необходим дифференцированный подход к детям, учитывая их возрастные особенности, творческие наклонности и физические данные, степень восприятия и усвоения материала.
Овладение двигательными навыками всегда должно сопровождаться положительным эмоциональным настроем.На занятиях можно использовать стихотворения, сказочные сюжеты, скороговорки, считалки. Это обогатит образную речь детей, разнообразит эмоциональный фон общения.
В работе с детьми дошкольного возраста важно «не стремиться к высоким исполнительским достижениям, как самоцели, а использовать навыки, знания и умения, полученные на занятиях по ритмике для раскрытия и развития индивидуальности каждого ребенка в атмосфере доброжелательности, любви и уважения к своим воспитанникам и профессиональному делу» (2).
2.4Список литературы.
- И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день» Санкт-Петербург. 2007 г.
- А. А. Евтодьева «Учимся петь и танцевать играя» Г. Калуга 2007 г.
- И. Каплунова, И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм» Издательство «Композитор» Санкт-Петербург. 2005 г.
- Т. И. Суворова «Танцевальная ритмика для детей» Санкт-Петербург. 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВЕСЁЛЫЕ ЛОЖКАРИ»
Актуальность программы и её новизна определяются её направленностью на способность импровизировать, фантазировать, самому увлечённо играть. Реализация данной программы поможет развить у детей па...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направленности «Пиши - читай»
Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи, что служит основой овладен...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности «Буги-Вуги»
программа ориентирована на детей 5-7лет, рассчитана на один год обучения....