Воспитание инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста на примере выполнения режима дня
презентация
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности, в том числе и в режимных моментах, необходимой для создания социальной ситуации развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности, в том числе и в режимных моментах, необходимой для создания социальной ситуации развития детей.
Самостоятельная деятельность в режимных моментах включает в себя такие виды деятельности как игровая, двигательная , изобразительная, познавательно-исследовательская , коммуникативная . 1. Игровая деятельность: режиссерская игра, ролевая игра, игры с правилами и т.д.; 2. Двигательная: подвижные игры, игровые упражнения; 3. Изобразительная: рисование, конструирование, лепка; 4. Познавательно-исследовательская: исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними; 5. Коммуникативная: общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками; 6. Конструирование; 7 . Самообслуживание и элементарный бытовой труд.
На первом месте в период дошкольного возраста большую роль в развитии самостоятельности ребенка играет воспитание культурно-гигиенических навыков. Когда дошкольник сам себя обслуживает, он много нового узнает о вещах, предметах, их функции. Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Прежде чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи. Для этого педагоги ДОУ используют педагогические методы и приемы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач: личный пример; алгоритмы действий; использование сюжетных и дидактических игр; игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук; игровые и проблемные ситуации; использование фольклора и художественной литературы; беседы; проектная деятельность. Культурно-гигиенически навыки
Приучение детей одеваться, есть, умываться, заправлять кровать, убирать за собой игрушки воспитывает у них самостоятельность, желание и умение прилагать усилия, достигать положительного результата; Повторность режимных процессов, постоянство требований к детям обеспечивают прочность навыков, создают предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживанию; Труд по самообслуживанию повышает работоспособность и выносливость организма, развивает ловкость, координацию движении, доставляет эстетическое удовольствие.
Двигательная активность Подвижные игры - самый популярный у детей, востребованный вид физической нагрузки и необъятный простор для всяких фантазий, ребенок сам инициирует игру с взрослым или другими детьми; Карточки – схемы - позволяют детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учат организовывать соревнования со сверстниками, подчиняться правилам. Например, схемы-карточки можно использовать в старшем дошкольном возрасте при проведении утренней гимнастики; Дежурство на физкультурных занятиях - в младшей группе мы привлекаем воспитанников к подбору и размещению оборудования. Старшие дошкольники расставляют инвентарь на определенном расстоянии, например, для перешагивания, а также могут сами отсчитать предметы в количестве до десяти. В результате последовательно проводимой работы по обучению размещению инвентаря дети быстро учатся самостоятельно расставлять оборудование .
Продуктивные виды деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация) – ребенок учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности, замысел в рисунке, постройке; игра-экспериментирование с красками; изготовление поделок. Образовательная деятельность В музыкальной деятельности приветствуются различные виды импровизации, упражнения на самостоятельный подбор движений. Конструирование с опорой на наглядность и по замыслу также работает на развитие самостоятельности, как и внесение изменений в постройки для решения игровых задач . Художественная литература - придумывать сказки, истории, стихи, выбирать книги для совместного с воспитателем чтения, рассматривания иллюстраций.
Прогулка Подвижные игры: самостоятельный выбор игры, места для проведения, распределение ролей, подготовка и подбор атрибутов; «сочинение» новых игр создают условия для самостоятельной двигательной активности; Познавательно-исследовательская деятельность: проведение простейших опытов (с опорой на схему, под наблюдением педагога) вызывает радость от самостоятельных открытий, сопровождающая умственные поиски, развивает познавательные интересы и активность, дети имеют возможность дополнить и расширить свои представления о мире, а также овладеть различными способами получения знаний. Экспериментируя, дети узнают много нового, необычного, интересного, становятся любознательными и самостоятельными .
Таким образом, для поддержки детской инициативы необходимо: предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы; отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей; не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность; формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/07/picture-381603-1491575778.jpg)
Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.
1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/09/picture-436289-1636481166.jpg)
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИМЕРЫ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
Воспитание культуры здоровья у детей....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/08/picture-663665-1441738267.jpg)
Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста средствами славянского фольклора на примере стран России и Украины.
Россия - многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей к уважительному и доброму отношению к представителям других культур....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/05/picture-679847-1444019040.jpg)
ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.
Наша главная задача воспитать новое поколение, которое уйдет от учебно-дисциплинарной модели и станет более самостоятельным, а формирование самостоятельной личности необходимо решать уже в работе с до...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/09/picture-436289-1636481166.jpg)
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИМЕРЫ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
Статья на тему "ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИМЕРЫ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/19/picture-892191-1589885831.jpg)
«Как побудить детей дошкольного возраста к выполнению обучающих и развивающих заданий»
Любая детская деятельность: игра, труд, рисование, образовательная, продуктивная деятельность, должна способствовать развитию детей. Поэтому необходимо, чтобы дети выполняли не только всё, что от них ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/04/picture-1141765-1556991487.jpg)
Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста. Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.
1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхатель...