Отчёт по ДПОУ Развитие интеллектуальных способностей с использованием компьютерных технологий «СИРС»
материал
Отчёт по ДПОУ
Развитие интеллектуальных способностей с использованием компьютерных технологий «СИРС»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_sirs_za_2019g.docx | 29.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9
«Малахитовая шкатулка»
Отчёт по ДПОУ
Развитие интеллектуальных способностей с использованием компьютерных технологий
«СИРС»
Воспитатель: Суворова А.В.
г. Нижневартовск 2019
Отчёт по ДПОУ
программе «Хочу все знать»
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой ступени – дошкольному образованию. Высокий уровень требований к качеству образования и развития детей, необходимость усваивать большое количество информации, привели к поиску новых форм организации образовательной работы, среди которых наибольшее распространение получили технологии.
В проекте Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» уделяется большое внимание вопросу, каким должно быть современное образование? Теперь же в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы образования. В современном мире мы должны быть конкурентно способными, а важнейшими условиями, которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Это важно еще и потому, что для нового витка информации и технологизации общества требуется новый уровень мышления, что будет способствовать подготовке дошкольников к усвоению нужной информации без ущерба их здоровью, развитию познавательного интереса на последующих ступенях образования. Поэтому, именно в дошкольном образовательном учреждении необходимо создавать условия для интеллектуального развития детей.
Чем раньше начинается развитие способностей, тем больше шансов на оптимальное их развитие.
ДПОУ «Хочу все знать» проводился в течение всего года с детьми старшего дошкольного возраста.
Деятельность по ДПОУ основывалась на авторской программе «СИРС»
(Система интенсивного развития способностей) автора Бурова Александра Николаевича.
Целью, которой являлось:
Развитие интеллектуальных способностей как формирование предпосылок к учебной деятельности.
Данная цель в течение года достигалась через следующие задачи:
- Развитие интеллекта, индивидуальных способностей, природного потенциала.
- Формирование общей интеллектуальной раскованности и отработка средств, обеспечивающих общую организованность мыслительного процесса.
- Развитие умения подчинять свою деятельность системе обязательных для всех правил.
Начала свою работу с октября месяца 2018 г и по май 2019 года. Посещало ДПОУ 26 детей Занятия проводились в течение всего учебного года 2 раза в неделю по 30 минут. Непрерывная длительность занятий с компьютером для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) – 14 минут.
Занятие состояло из трех частей.
1 часть – приветствие, установочный раздел, работа на компьютере, гимнастика для глаз, психогимнастика.
2 часть – дидактические игры, игровые задания и упражнения.
3 часть – прощание.
Программа обусловлена принципом организации занятий, который заключается в поступенчатом введении материала. Темп перехода от легкого к сложному, зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Тематика занятий усложняется с учетом возрастных особенностей детей.
На занятиях использовала игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию памяти, внимания, мышления, усидчивости, доведения начатого дела до конца.
Курс предложенных занятий представлен как путешествие в волшебный Мир Компьютерных знаний. Занятия направлены на развитие мыслительных операций, формирование общей интеллектуальной раскованности и отработку средств, обеспечивающих общую организованность мыслительного процесса. Каждое задание «прокручивается» по нескольку раз на различном материале в течение нескольких занятий. Курс тесно связан с такими дисциплинами, как «Математика», «Логика».
Диагностические занятия: 1, 5, 10, 15. На каждом последующем занятии отрабатываются уже знакомые детям задания, и предлагается одно новое.
Задача педагога – стимулировать мыслительную активность детей, последовательно проводить мысль о том, что в предлагаемых заданиях не существует одного решения, что правильными могут оказаться разные решения, иногда совсем не похожие друг на друга.
В основе курса лежат следующие принципы:
1. Принцип безопасности.
2. Принцип многократного повторения материала для формирования у
ребенка не просто умения, но и навыка.
3. Принцип положительного подкрепления.
Основные знания, умения и навыки, сформированные в ходе реализации программы: «Развитие интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста» с использованием инновационной компьютерной Системы интенсивного развития интеллектуальных способностей (СИРС)
- Умение подчинять свою деятельность системе обязательных для всех правил.
- Умение ориентироваться по клеткам или по образцу.
- Обучение навыкам:
- классификации знаний;
- устного счета;
- системного, понятийного, наглядно-образного мышления;
- креативности;
- пространственных представлений;
- чувства стихосложения.
- Знание цветов и геометрических фигур, умение их различать и комбинировать из них различные предметы.
Контроль результатов подготовки: беседа с родителями, контрольные самостоятельные задания, непрерывный мониторинг уровня развития способностей. Материал программы распределен по времени с учетом его достаточности для качественного овладения значимыми умениями и навыками.
Прогнозируемый результат:
- внедрение в образовательный процесс новой информационной технологии (СИРС);
- повышение эффективности интеллектуальных возможностей у детей старшего дошкольного возраста:
- быстрое и качественное усвоение новых знаний;
- развитие творческих способностей (креативности);
- высокий уровень сформированности элементарных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, выделение существенного и др.);
- высокий уровень организованности и целенаправленности мышления, проявляющийся в четкой ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа, в осознании собственных способов мышления и в контроле за ними;
- увеличение объема запоминаемой информации в 2- 3 раза;
- повышение уровня подготовки детей к школьному обучению;
- развитие информационной культуры у старших дошкольников.
Компьютерная программа СИРС включает в себя ряд комплексов.
Каждый комплекс рассчитан на количество занятий, кратное 5, (15-16 занятий).
1. Комплекс интеллектуально-развивающих игр и упражнений. Направлен на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, внимания, восприятия.
Развитие памяти содержит:
- Тренажеры для развития зрительной памяти;
- Тренажер для развития ассоциативной памяти;
- Тренажер для диагностики и поэтапного формирования навыков.
Развитие пространственных представлений:
- Тренажеры для развития навыков пространственных представлений со сдвигом, вращением и зеркальным отображением образов;
- Тренажеры для работы с развертками куба.
Развитие наглядно- образного мышления и креативности на основе конструирования
- Танграм – с помощью 7 геометрических элементов
Развитие понятийного мышления
- Тренажер стихи (последовательности, окончания, чувство стихосложения)
- Тренажер словарь
- Тренажер понятийное мышление (пословицы, переносный смысл слов)
Развитие приемов умственной деятельности
- Прогрессивные матрицы Тест Равенна
Развитие процессов звуко - буквенного анализа, синтеза,
Развитие навыков устного счета
2.Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления. Способствуют снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизации мозга и межполушарного взаимодействия.
3. Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки.
4. Пальчиковая гимнастика. Способствует развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению и речи), а также подвижности и гибкости кистей рук.
5.Дыхательно-координационные упражнения. Направлены на активизацию работы стволовых отделов мозга, снятие мышечного напряжения.
Требования к уровню подготовки воспитанников.
Воспитанники должны знать:
- основные части компьютера и их назначение;
- последовательность работы на компьютере в системе интенсивного развития способностей СИРС.
Воспитанники должны уметь:
Комплекс Понимание: Понятийное мышление:
- уметь выделять существенные признаки понятий,
- уменьшение времени, затрачиваемого на тренажеры, увеличение количества правильных ответов и эффективности,
- развитие способностей к образованию суждений как более высокой ступени в развитии абстрактно-логического мышления,
- умение ребенка оперировать смыслом, понимать переносной смысл,
- способность улавливать абстрактное значение тех или иных понятий и отказываться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признак,
- достаточность уровня обобщения,
- способность к абстрагированию.
Комплекс Развитие памяти:
- увеличение количества запоминаемых цветов: запоминание расположения 10 цветов за 10 секунд,
- увеличение объема запоминаемой информации за единицу времени, увеличение количества запоминаемых клеток,
- развитие ассоциативной памяти,
- увеличение количества запоминаемых фигурок,
- увеличение количества запоминаемых картинок,
- увеличение объема оперативной памяти и скорости восприятия зрительной информации,
- увеличение количества запоминаемых слов и уменьшение времени, затрачиваемого на запоминание.
Комплекс Пространственное мышление:
- развитие пространственного, логического мышления, ориентировка в пространстве, развитие мелкой моторики,
-сокращение количества попыток выполнения задания,
- сокращение времени выполнения заданий,
- уменьшение времени, затрачиваемого на тренажеры,
- увеличение количества правильных ответов и эффективности.
Комплекс Система развития наглядно-образного мышления и творческого мышления Танграм, Тест Равенна
- уменьшение времени, затрачиваемого на тренажеры,
- увеличение количества правильных ответов и эффективности,
- выполнение упражнения без подсказки на экране или сетки,
- выполнение задания с ограничением во времени,
- развитие мелкой моторики.
Мониторинг деятельности:
В таблице «Результаты работы воспитанников по программе за 2018 – 2019 уч. год» представлены показатели динамики развития памяти, мышления, ориентировки в пространстве. В 2018 – 2019 уч. г. на занятиях отрабатывались тренажеры, направленные на тренировку и развитие пространственного мышления: Тренажер «Лабиринт»
(1 уровня: легкий, средний, сложный), Тренажер «Запоминание цветов» (1 уровня: легкий, средний, сложный,). «Картинки в клетках» Для анализа выполнения заданий первых двух тренажеров были взяты показатели среднего уровня.
Результаты работы по программе ДПОУ «Хочу все знать»
за 2018 – 2019 уч. год
Пространственное, логическое мышление, ориентировка в пространстве
№ п/п | Фамилия Имя | Тренажер «Лабиринт» | Тренажер «Пазлы» | ||
Первое занятие | Последнее занятие | Первое занятие | Последнее занятие | ||
1 | Д-1 1:55 | Д-1 1:01 | Д-1 3:43 | Д-1 2:30 | |
2 | Д-1 2:17 | Д-1 2:05 | Д-1 4:15 | Д-1 3:22 | |
3 | Д-1 2:00 | Д-1 1:38 | Д-1 3:57 | Д-1 3:05 | |
4 | Д-1 1:22 | Д-1 1:03 | Д-1 3:48 | Д-1 3:05 | |
5 | Д-1 1:47 | Д-1 1:52 | Д-1 3:45 | Д-1 3:13 | |
6 | Д-1 1:52 | Д-1 1:48 | Д-1 4:05 | Д-1 3:36 | |
7 | Д-1 1:49 | Д-1 1:15 | Д-1 3:30 | Д-1 3:45 | |
8 | Д-1 1:51 | Д-1 1:37 | Д-1 4:17 | Д-1 3:20 | |
9 | Д-1 2:13 | Д-1 1:41 | Д-1 4:10 | Д-1 3:27 | |
10 | Д-1 1:49 | Д-1 2:05 | Д-1 3:45 | Д-1 3:32 | |
Развитие памяти | |||||
№ п/п | Фамилия Имя | Тренажер: «Запоминание цветов» Уровень: средний | Тренажер: «Картинки в клетках» Уровень: средний | ||
Первое занятие | Последнее занятие | Первое занятие | Последнее занятие | ||
1 | Д-1 | Д-1 | Д-1 2:13 | Д-1 2:00 | |
2 | Д-1 1:52 | Д-1 1:52 | Д-1 2:13 | Д-1 1:57 | |
3 | Д-1 1:52 | Д-1 1:52 | Д-1 3:30 | Д-1 3:45 | |
4 | Д-7 1:47 | Д-9 2:52 | Д-7 2:13 | Д-9 2:00 | |
5 | Д-10 3:15 | Д-10 2:12 | Д-8 3:15 | Д-9 3:13 | |
6 | Д-7 2:05 | Д-9 1:35 | Д-10 0:44 | Д-10 0:39 | |
7 | Д-10 1:55 | Д-10 3:01 | Д-10 0:43 | Д-10 1:15 | |
8 | Д-9 1:52 | Д-9 1:35 | Д-8 3:05 | Д-3 2:40 | |
9 | Д-10 3:15 | Д-10 2:12 | Д-10 0:44 | Д-10 0:39 | |
10 | Д-2 3:15 | Д-8 2:38 | Д-8 3:05 | Д-3 2:40 |
Анализ результатов выполнения заданий показал следующее:
- при работе с тренажерами «Лабиринт», «Пазлы» происходит уменьшение времени, затрачиваемого на выполнение 1 задания;
- при работе с тренажерами «Запоминание цветов», «Картинки в клетках» в начале запоминали только 2-3 цвета или картинки в клетках то в конце 5-6.
Таким образом, по результатам работы по программе в 2018 – 2019 уч. г. Можно сделать вывод о том, что занятия с применением данной компьютерной программы позволяет добиться положительной динамики в развитии пространственного, логического, наглядно-образного и творческого мышления, ориентировки в пространстве, развитие мелкой моторики, развитие приемов умственной деятельности у дошкольников (анализ, синтез, обобщения, аналогии), развитие памяти.
Большинство детей посещающих ДПОУ являются выпускниками ДОУ.
Всем детям предложено продолжать начатую работу в начальной школе.
В 2019 – 2020 уч. году планируется продолжить работу по программе ДПОУ «Хочу все знать» с детьми старшей группы в рамках программы «Одаренные дети» продолжительностью 1 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
планирование коррекционно -развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР, с использованием компьютерных технологий
Планирование коррекционно- развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР, с использованием компьютерных технологий (лексико - грамматический строй речи)...
Использование компьютерных технологий и игр с мячом на логопедических занятиях
В своей работе в структуру логопедических занятий я включаю цикл упражнений «Игры для Тигры». Данная компьютерная логопедическая технология делает образовательный ...
Программа "Развитие интеллектуальных способностей с использованием компьютерных технологий СИРС"
К ПРОГРАММЕ« РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»с использованием инновационной компьютерной «Системы интенсивного развития интеллектуальных способн...
Отчёт о работе кружка «Занимательная математика» платной дополнительной образовательной услуги «Развитие интеллектуально-познавательных способностей детей через использование компьютерных технологий»
В данном отчёте представлен анализ работы кружка "Занимательная математика" за 2014-2015 год...
Использование компьютерных технологий в работе с детьми – логопатами при автоматизации звуков относится к современным образовательным технологиям в ДОО.
Все педагоги знают, как тяжело удержать внимание современных детей. Мир быстро меняется, и сейчас дети привыкли к новым формам подачи и восприятия информации.Поэтому наша задача, как специалистов, сде...
Отчёт по кружковой работе Развитие интеллектуальных способностей с использованием компьютерных технологий «СИРС» за 2019-2020 уч. год
Отчёт по кружковой работеРазвитие интеллектуальных способностей с использованием компьютерных технологий «СИРС» за 2019-2020 уч. год...
Дополнительная образовательная программа дошкольного образования по развитию интеллектуальных способностей у детей на основе компьютерной технологии «СИРС»
Чем раньше начинается развитие способностей, тем больше шансов на оптимальное их развитие. Наиболее успешному развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста, способствует...