Отчёт по ДПОУ Развитие интеллектуальных способностей с использованием компьютерных технологий «СИРС»
материал

Суворова Алла Владимировна

Отчёт по ДПОУ

Развитие  интеллектуальных способностей с использованием компьютерных технологий «СИРС»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_sirs_za_2019g.docx29.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9

«Малахитовая шкатулка»

Отчёт по ДПОУ

Развитие  интеллектуальных способностей с использованием компьютерных технологий

«СИРС»

                                                                                                                      Воспитатель: Суворова А.В.

г. Нижневартовск 2019

Отчёт по ДПОУ

программе «Хочу все знать»

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой ступени – дошкольному образованию. Высокий уровень требований к качеству образования и развития детей, необходимость усваивать большое количество информации, привели к поиску новых форм организации образовательной работы, среди которых наибольшее распространение получили технологии.

В проекте Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» уделяется большое внимание вопросу, каким должно быть современное образование? Теперь же в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы образования. В современном мире мы должны быть конкурентно способными, а важнейшими условиями, которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Это важно еще и потому, что для нового витка информации и технологизации общества требуется новый уровень мышления, что будет способствовать подготовке дошкольников к усвоению нужной информации без ущерба их здоровью, развитию познавательного интереса на последующих ступенях образования. Поэтому, именно в дошкольном образовательном учреждении необходимо создавать условия для интеллектуального развития детей.

Чем раньше начинается развитие способностей, тем больше шансов на оптимальное их развитие.

ДПОУ «Хочу все знать» проводился в течение всего года с детьми старшего дошкольного возраста.

Деятельность по ДПОУ основывалась на авторской программе «СИРС»

(Система интенсивного развития способностей) автора Бурова Александра Николаевича.

 Целью, которой являлось:

Развитие интеллектуальных способностей как формирование предпосылок к учебной деятельности.

Данная цель в течение года достигалась через следующие задачи:       

  • Развитие интеллекта, индивидуальных способностей, природного потенциала.
  • Формирование общей интеллектуальной раскованности и отработка средств, обеспечивающих общую организованность мыслительного процесса.
  • Развитие умения подчинять свою деятельность системе обязательных для всех правил.

Начала свою работу с октября месяца 2018 г и по май 2019 года. Посещало ДПОУ 26 детей  Занятия проводились в течение всего учебного года 2 раза в неделю по 30 минут. Непрерывная длительность занятий с компьютером для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) – 14 минут.

Занятие состояло из трех частей.

1 часть – приветствие, установочный раздел, работа на компьютере, гимнастика для глаз, психогимнастика.

2 часть – дидактические игры, игровые задания и упражнения.

3 часть – прощание. 

Программа обусловлена принципом организации занятий, который заключается в поступенчатом введении материала. Темп перехода от легкого к сложному, зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Тематика занятий усложняется с учетом возрастных особенностей детей.

На занятиях использовала игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию памяти, внимания, мышления, усидчивости, доведения начатого дела до конца.

Курс предложенных занятий представлен как путешествие в волшебный Мир Компьютерных знаний. Занятия направлены на развитие мыслительных операций, формирование общей интеллектуальной раскованности и отработку средств, обеспечивающих общую организованность мыслительного процесса. Каждое задание «прокручивается» по нескольку раз на различном материале в течение нескольких занятий. Курс тесно связан с такими дисциплинами, как «Математика», «Логика».

            Диагностические занятия: 1, 5, 10, 15. На каждом последующем занятии отрабатываются уже знакомые детям задания, и предлагается одно новое.

Задача педагога – стимулировать мыслительную активность детей, последовательно проводить мысль о том, что в предлагаемых заданиях не существует одного решения, что правильными могут оказаться разные решения, иногда совсем не похожие друг на друга.

 В основе курса лежат следующие принципы:

1. Принцип безопасности.

2. Принцип многократного повторения материала для формирования у  

ребенка не просто умения, но и навыка.

3.  Принцип положительного подкрепления.

           Основные знания, умения и навыки, сформированные в ходе реализации программы: «Развитие интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста» с использованием инновационной компьютерной  Системы интенсивного развития интеллектуальных способностей (СИРС)

  • Умение подчинять свою деятельность системе обязательных для всех правил.
  • Умение ориентироваться по клеткам или по образцу.
  • Обучение навыкам:
  • классификации знаний;
  • устного счета;
  • системного, понятийного, наглядно-образного мышления;
  • креативности;
  • пространственных представлений;
  • чувства стихосложения.
  • Знание цветов и геометрических фигур, умение их различать и комбинировать из них различные предметы.

Контроль результатов подготовки: беседа с родителями, контрольные самостоятельные задания, непрерывный  мониторинг уровня развития способностей. Материал программы распределен по времени с учетом его достаточности для качественного овладения значимыми умениями и навыками.

Прогнозируемый результат:

  • внедрение в  образовательный процесс новой  информационной технологии (СИРС);
  • повышение эффективности интеллектуальных возможностей у детей старшего дошкольного возраста:
  • быстрое и качественное усвоение новых знаний;
  • развитие  творческих способностей (креативности);
  • высокий уровень сформированности элементарных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, выделение существенного и др.);
  • высокий уровень организованности и целенаправленности мышления,  проявляющийся  в  четкой  ориентации  на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа, в осознании собственных способов мышления и в контроле за ними;
  • увеличение   объема запоминаемой информации в 2- 3 раза;
  • повышение уровня подготовки детей к школьному обучению;
  • развитие информационной культуры  у старших дошкольников.

Компьютерная программа СИРС включает в себя ряд комплексов.

Каждый комплекс рассчитан на количество занятий, кратное 5, (15-16 занятий).

1. Комплекс интеллектуально-развивающих игр и упражнений. Направлен на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, внимания, восприятия.

Развитие памяти содержит:

  • Тренажеры для развития зрительной памяти;
  • Тренажер для развития ассоциативной памяти;
  • Тренажер для диагностики и поэтапного формирования навыков.

Развитие пространственных представлений:

  • Тренажеры для развития навыков пространственных представлений со сдвигом, вращением и зеркальным отображением образов;
  • Тренажеры для работы с развертками куба.

Развитие наглядно- образного мышления и креативности на основе конструирования 

  • Танграм – с помощью 7 геометрических элементов

Развитие понятийного мышления

  • Тренажер стихи (последовательности, окончания, чувство стихосложения)
  • Тренажер словарь
  • Тренажер понятийное мышление (пословицы, переносный смысл слов)

    Развитие приемов умственной деятельности

  • Прогрессивные матрицы Тест Равенна

    Развитие процессов звуко - буквенного  анализа, синтеза,  

    Развитие навыков устного счета

2.Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления. Способствуют снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизации мозга и межполушарного взаимодействия.

3. Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки.

4. Пальчиковая гимнастика. Способствует развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению и речи), а также подвижности и гибкости кистей рук.

5.Дыхательно-координационные упражнения. Направлены на активизацию работы стволовых отделов мозга, снятие мышечного напряжения.

Требования к уровню подготовки воспитанников.

Воспитанники должны знать:

   - основные части компьютера и их назначение;

  - последовательность работы на компьютере в системе интенсивного развития способностей СИРС.

Воспитанники  должны  уметь:

     Комплекс Понимание: Понятийное мышление:

- уметь выделять существенные признаки понятий,

- уменьшение времени, затрачиваемого на тренажеры, увеличение количества правильных ответов и эффективности,

- развитие способностей к образованию суждений как более высокой ступени в развитии абстрактно-логического мышления,

- умение ребенка оперировать смыслом, понимать переносной смысл,

- способность улавливать абстрактное значение тех или иных понятий и отказываться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором  вместо существенных выделяются частные,  конкретно-ситуационные признак,

- достаточность уровня обобщения,

- способность к абстрагированию.

Комплекс Развитие памяти:

- увеличение количества запоминаемых цветов: запоминание расположения 10 цветов за 10 секунд,

- увеличение объема запоминаемой информации за  единицу времени, увеличение количества запоминаемых клеток,

- развитие ассоциативной памяти,

- увеличение количества запоминаемых фигурок,

- увеличение количества запоминаемых картинок,

- увеличение объема оперативной памяти и скорости восприятия зрительной информации,

- увеличение количества запоминаемых слов и уменьшение времени, затрачиваемого на запоминание.

Комплекс Пространственное мышление:

- развитие пространственного, логического  мышления, ориентировка в пространстве, развитие мелкой моторики,

-сокращение количества попыток выполнения задания,

- сокращение времени выполнения заданий,

- уменьшение времени, затрачиваемого на тренажеры,

- увеличение количества правильных ответов и эффективности.

 Комплекс     Система развития наглядно-образного мышления    и творческого мышления    Танграм, Тест Равенна

- уменьшение времени, затрачиваемого на тренажеры,

- увеличение количества правильных ответов и эффективности,

- выполнение упражнения без подсказки на экране или сетки,

- выполнение задания с ограничением во времени,

- развитие мелкой моторики.

Мониторинг деятельности:

В таблице «Результаты работы воспитанников  по программе за 2018 – 2019 уч. год» представлены показатели динамики развития памяти, мышления, ориентировки в пространстве. В 2018 – 2019 уч. г. на занятиях  отрабатывались тренажеры, направленные на тренировку и развитие пространственного мышления: Тренажер «Лабиринт»
 (1 уровня: легкий, средний, сложный), Тренажер «Запоминание цветов» (1 уровня: легкий, средний, сложный,). «Картинки в клетках» Для анализа выполнения заданий первых двух тренажеров были взяты показатели среднего уровня.

Результаты работы по программе ДПОУ «Хочу все знать»

за 2018 – 2019 уч. год

Пространственное, логическое мышление, ориентировка в пространстве  

п/п

Фамилия Имя

Тренажер «Лабиринт»
Уровень: средний

Тренажер «Пазлы»
Уровень: средний

Первое занятие

Последнее занятие

Первое занятие

Последнее занятие

1

Д-1

1:55

Д-1

1:01

Д-1

3:43

Д-1

2:30

2

Д-1

2:17

Д-1

2:05

Д-1

4:15

Д-1

3:22

3

Д-1

2:00

Д-1

1:38

Д-1

3:57

Д-1

3:05

4

Д-1

1:22

Д-1

1:03

Д-1

3:48

Д-1

3:05

5

Д-1

1:47

Д-1

1:52

Д-1

3:45

Д-1

3:13

6

Д-1

1:52

Д-1

1:48

Д-1

4:05

Д-1

3:36

7

Д-1

1:49

Д-1

1:15

Д-1

3:30

Д-1

3:45

8

Д-1

1:51

Д-1

1:37

Д-1

4:17

Д-1

3:20

9

Д-1

2:13

Д-1

1:41

Д-1

4:10

Д-1

3:27

10

Д-1

1:49

Д-1

2:05

Д-1

3:45

Д-1

3:32

Развитие памяти

п/п

Фамилия Имя

Тренажер: «Запоминание цветов»

Уровень: средний

Тренажер: «Картинки в клетках»

Уровень: средний

Первое занятие

Последнее занятие

Первое занятие         

Последнее    занятие

1

Д-1

Д-1

Д-1

2:13

Д-1

2:00

2

Д-1

1:52

Д-1

1:52

Д-1

2:13

Д-1

1:57

3

Д-1

1:52

Д-1

1:52

Д-1

3:30

Д-1

3:45

4

Д-7

1:47

Д-9

2:52

Д-7

2:13

Д-9

2:00

5

Д-10

3:15

Д-10

2:12

Д-8

3:15

Д-9

3:13

6

Д-7

2:05

Д-9

1:35

Д-10

0:44

Д-10

0:39

7

Д-10

1:55

Д-10

3:01

Д-10

0:43

Д-10

1:15

8

Д-9

1:52

Д-9

1:35

Д-8

3:05

Д-3

2:40

9

Д-10

3:15

Д-10

2:12

Д-10

0:44

Д-10

0:39

10

Д-2

3:15

Д-8

2:38

Д-8

3:05

Д-3

2:40

Анализ результатов выполнения заданий показал следующее:

- при работе с тренажерами «Лабиринт», «Пазлы» происходит уменьшение времени, затрачиваемого на выполнение 1 задания;

- при работе с тренажерами «Запоминание цветов», «Картинки в клетках» в начале запоминали только 2-3 цвета или картинки в клетках то в конце 5-6.

Таким образом, по результатам работы по программе  в 2018 – 2019 уч. г. Можно сделать вывод о том, что занятия с применением данной компьютерной программы позволяет добиться положительной динамики в развитии пространственного, логического,  наглядно-образного и творческого мышления, ориентировки в пространстве, развитие мелкой моторики, развитие приемов умственной деятельности у дошкольников (анализ, синтез, обобщения, аналогии), развитие памяти.

Большинство детей посещающих ДПОУ  являются выпускниками ДОУ.

Всем детям предложено продолжать начатую работу  в начальной школе.

В 2019 – 2020 уч. году планируется продолжить работу по программе ДПОУ «Хочу все знать» с детьми старшей группы в рамках программы «Одаренные дети» продолжительностью 1 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

планирование коррекционно -развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР, с использованием компьютерных технологий

Планирование коррекционно- развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР, с использованием компьютерных технологий (лексико - грамматический строй речи)...

Использование компьютерных технологий и игр с мячом на логопедических занятиях

В своей работе в структуру логопедических занятий я включаю  цикл упражнений «Игры для Тигры». Данная компьютерная логопедическая технология делает образовательный ...

Программа "Развитие интеллектуальных способностей с использованием компьютерных технологий СИРС"

К ПРОГРАММЕ« РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»с использованием инновационной компьютерной «Системы интенсивного развития интеллектуальных способн...

Использование компьютерных технологий в работе с детьми – логопатами при автоматизации звуков относится к современным образовательным технологиям в ДОО.

Все педагоги знают, как тяжело удержать внимание современных детей. Мир быстро меняется, и сейчас дети привыкли к новым формам подачи и восприятия информации.Поэтому наша задача, как специалистов, сде...

Отчёт по кружковой работе Развитие интеллектуальных способностей с использованием компьютерных технологий «СИРС» за 2019-2020 уч. год

Отчёт по кружковой работеРазвитие  интеллектуальных способностей с использованием компьютерных технологий «СИРС» за 2019-2020 уч. год...

Дополнительная образовательная программа дошкольного образования по развитию интеллектуальных способностей у детей на основе компьютерной технологии «СИРС»

Чем раньше начинается развитие способностей, тем больше шансов на оптимальное их развитие. Наиболее успешному развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста, способствует...