Методические рекомендации: «Готовность к школе - нравственное развитие дошкольников»
методическая разработка (подготовительная группа)
Данный материал, методические рекомендации по усвоению детьми старшего дошкольного возраста моральных норм и ценностей, формированию взаимоотношений, будет полезен воспитателям детей старшего возраста, родителям, педагогам дополнительного образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации:
«Готовность к школе – нравственное развитие дошкольников»
Составитель:
Юмашева А.М.
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 5 «Сказка»
г. Рассказово
Введение
Нравственное воспитание – комплекс воспитательных мероприятий, способствующих приобщению человека с детского возраста к значимым моральным ценностям существующего общества. Это действие на человеческое сознание, его поведение с целью формирования ценных качеств, соответствующих общественной морали, общественным нормам и принципам организации общности людей. Реализация задач нравственного воспитания подготавливает почву для остальных направлений воспитательного процесса.
Актуальность
Актуальность темы состоит в том, что в подростковом возрасте задачами воспитания является преодоление важнейших противоречий между личностью, ее самоутверждением, самореализацией и реальной жизнью. От того, какие качества личности приобретет подросток в процессе воспитания, сможет ли он выйти из сложных для него жизненных ситуаций, каким будет его моральный выбор, поступки, зависит то, кем он станет в конечном итоге, какой личностью он станет для общества. Нравственное воспитание должно быть компонентом любого образовательного процесса, так как школа для ребенка является главной адаптивной средой, которая может определять все его ценностные ориентации. Важно, чтобы все без исключения компоненты воспитательного процесса обязательно были пронизаны нравственным наполнением.
Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной целостной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
- Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формировать умение договариваться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками.
Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. - - - Объяснять детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых; учить слушать собеседника и без надобности не перебивать его. Продолжать воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям; учить помогать им.
- Формировать такие качества, как отзывчивость, справедливость и скромность.
- Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.
- Продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости: «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т. д.
- Продолжать развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу (у мальчиков – стремление помочь девочкам, уступить место, подать стул, пропустить вперед себя в дверь; у девочек – скромность, заботу о других).
- Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.
- Продолжать воспитывать стремление выражать свое отношение к окружающей действительности.
- Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.
- Продолжать воспитывать желание познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества). Воспитывать уважительное отношение к культуре других народов.
- Формировать бережное отношение к природе.
Методические рекомендации:
Психологическая готовность к школе предполагает определенный уровень нравственного развития.
Дети подготовительной группы уже достаточно самостоятельны. Они могут обходиться без родителей, когда участвуют в каком-либо виде деятельности. Уровень развития произвольных действий позволяет им управлять своим поведением, руководствуясь известными нормами и правилами. Эмоциональность остается особенностью возраста, но дети уже способны регулировать свое поведение, преодолевать свои эмоции.
В этом возрасте продолжают развиваться те черты и особенности нравственного облика ребенка, которые наметились раньше. К 7 годам рассудительность начинает преобладать над импульсивностью, но преодолеть ее ребенку еще очень трудно. Дети подавляют свои непосредственные желания не только в связи с мотивом получить награду, поощрение, но и в связи с моральными правилами. Значительно чаще дошкольники начинают действовать ради своей команды. Большую роль при этом играют самолюбие, соперничество. Интересно действие мотивов успеха и неудачи. В возрасте 5–6 лет успех обычно стимулирует активность ребенка, а неудача отрицательно влияет на него. На седьмом году жизни неуспех может стать побудителем активности как проявления самолюбия.
В этот период значительно развивается чувство долга. У детей подготовительной группы образ в отвлеченно-словесной форме (правило, норма) может регулировать поведение. Это определяется речевым развитием и формированием внутренних механизмов регуляции поступка. Усвоенное правило становится для ребенка обобщенным требованием, обращенным к самому себе.
В этом возрасте еще больше возрастает потребность в общении. Дети чаще проявляют инициативу: вносят предложения по ходу коллективной деятельности; осуществляют руководство действиями партнеров (распоряжения, просьбы; выражение согласия или несогласия с действиями товарища). Ребята с широким кругом общения легко устанавливают контакты с детьми, недавно пришедшими в группу.
В конце дошкольного возраста дети начинают ценить положительные личностные качества (раньше ценились игровые умения).
В общении детей всех возрастов проявляется резкая дифференциация между детьми разного пола. Мальчики в подавляющем большинстве предпочитают общаться с мальчиками, а девочки – с девочками. Последние чаще испытывают удовлетворенность от общения. Девочки получают больше положительных оценок (добрая, честная), чем отрицательных (жадная, злая). Не только девочки отрицательно оценивают мальчиков, но и сами мальчики нередко негативно относятся друг к другу. Таким образом, положение девочек в системе межличностных отношений несколько выше, чем мальчиков. Никакая специальная работа по изменению положения мальчиков в системе межличностных отношений в детском саду не проводится. Эпизодические высказывания воспитателя о силе и храбрости мужского пола, о необходимости защищать слабых (девочек), брать на себя работу, требующую силы, ответственности, положения не меняют. А если говорить о свойственной детям подражательности, то в условиях детского сада примером служат женщины. Нельзя не учитывать, что со стороны воспитателей мальчики чаще получают отрицательные оценки: они более подвижны, драчливы, играют в далеко не спокойные игры. Девочки более спокойны, дисциплинированны, послушны. Поэтому важно пытаться строить работу с мальчиками так, чтобы давать им возможность проявлять свои сильные стороны, например, устраивать привлекательные для них игры познавательного характера.
Важно устранить перекос в сторону отрицательных оценок мальчиков, организовывать предпочитаемые ими подвижные игры и другие виды активной деятельности (катание на санках, лыжах). Нужно всячески поддерживать возникающие совместные игры, где и мальчики, и девочки могут быть оценены положительно.
Дети данного возраста уже умеют давать обоснованную оценку поведению друг друга. Поэтому любые коллективные занятия (игра, труд, эстетическая деятельность) могут обсуждаться при активном участии детей: насколько слаженно и дружно они действовали; могли ли договориться, если возникали трудности, как преодолевали их; помогали друг другу или нет. Вместе с воспитателем дошкольники отмечают те моменты, которые следует учесть на будущее. Педагог предлагает каждому подумать, в чем состояли его удачи и неудачи в общем деле. В процессе коллективных занятий важно выделить ребенка-организатора, лидера, который своим авторитетом вносит спокойный, благожелательный тон в отношения детей.
Безусловно, детей надо учить коллективным делам: их планированию, расстановке сил, способам преодоления конфликтных ситуаций, подведению итогов. Все эти моменты можно предварительно обсудить, попробовать в работе микрогруппы.
В повседневной жизни детей продолжают приучать к вежливому обращению с окружающими. Для этого можно сделать плакат «Вежливые слова». Если дети нарушают какое-либо правило вежливости, соответствующие слова и рисунки закрывают полоской бумаги. Когда же они проявят себя с лучшей стороны, полоска снимается. Особое внимание должно уделяться вежливому обращению мальчиков с девочками и заботе девочек о мальчиках.
Внимание воспитателя к самооценке ребенка позволит преодолеть зазнайство или занижение им своих возможностей. С этой целью проводится специальное занятие.
Воспитатель раздает детям конверты и цветные квадраты. Он называет одно из качеств, например, вежливый, и говорит, что оно обозначено красным квадратиком (добрый – синим, справедливый – зеленым). Если ребенок уверен в том, что он вежливый, он должен положить красный квадрат в свой конверт и т. д. Получив конверты, воспитатель сопоставляет самооценку каждого ребенка с объективной оценкой. С переоценивающими себя детьми можно провести беседу о том, в чем проявляются те качества, которые они себе приписывают. При этом надо учитывать, что ребенок считает себя добрым, даже если он только один раз уступил товарищу игрушку.
С помощью бесед, произведений художественной литературы, искусства, фольклора важно довести до сознания ребенка мысль о том, что отношение к людям проявляется через отношение к вещам, труду. Так, если он не убирает за собой игрушки, не кладет на место обувь, одежду, значит, за него это должен сделать кто-то другой (воспитатель, родители). Следовательно, вместо заботы о взрослых ребенок доставляет им лишние хлопоты.
Небрежное отношение к вещам говорит и о том, что ребенок не ценит труд взрослых – и тех, кто сделал эту вещь, и тех, кто купил ее, заработав деньги.
Значительное место в работе с дошкольниками занимает подготовка их к школе. Важно сформировать у детей положительное отношение к школе, учебе, научить адаптироваться в новой обстановке; подготовить к принятию определенных отношений с учителем, к общению с одноклассниками, освоению позиции ученика. Формирование стремления учиться связано с осознанием серьезности будущих обязанностей, с развитием представлений о долге. Но в то же время важно, чтобы ребенок ждал начала учебного года с радостью, шел в школу с желанием.
Можно провести с детьми игру «Сумка школьника».
Воспитатель предлагает детям перечислить необходимые школьнику вещи. По мере называния вещей педагог выкладывает их из портфеля. Затем он достает неотгаданные предметы и просит детей определить их назначение.
Игры в школу также помогают детям психологически подготовиться к школьным урокам. Сначала в роли учителя выступает воспитатель. Он объясняет основные правила: нужно внимательно слушать учителя, отвечать на его вопросы стоя и только тогда, когда будет названо имя ученика; если хочется ответить или задать вопрос, следует поднять руку. Опираясь на полученные знания о правилах поведения на уроке, дети сами играют в школу. Естественно, педагогу приходится корректировать их действия, уточнять правила поведения.
Интерес к книге поддерживается и развивается на протяжении всего периода пребывания детей в детском саду. В подготовительной группе этому следует уделить особое внимание. Можно организовать занятие «Моя любимая книга», на котором каждый ребенок демонстрирует свою любимую книгу; рассказывает, почему она ему нравится, кто ему и как часто читает, объясняет, что изображено на иллюстрациях.
Чтение книг приобщает детей к родной культуре, воспитывает такие черты характера, как доброжелательность, отзывчивость, терпение, трудолюбие и др. Особое значение в этом смысле имеют фольклорные произведения: пословицы, поговорки, сказки (например, «Волк и козлята», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Жихарка», «Гуси-лебеди»). Обсуждая с детьми содержание сказок, следует обращать их внимание на трудолюбие, скромность героев; на то, как они выражают сочувствие попавшим в беду, как борются за справедливость, как спасают друг друга.
Дети дошкольного возраста отличаются любознательностью. «Почемучки» интересуются всем. Воспитатель не должен оставлять без внимания детские вопросы, поддерживать их интерес к познанию. Не на все вопросы можно ответить сразу. Можно предложить ребенку расспросить родителей и пересказать их ответ в группе; принести книгу, где есть ответ на возникший вопрос. Необходимо постоянно подчеркивать значение книг, которые помогают найти ответы на любые вопросы.
Важно воспитывать бережное отношение к книге. Игра-занятие «Книжный доктор» дает возможность показать, как и по чьей вине болеют книги, чем им можно помочь (см. Дополнительный материал).
Любое коллективное задание служит поводом для повторения правил организованной деятельности, формирующей товарищеские взаимоотношения. Всякие отступления от принятых норм в данном возрасте могут устраняться самими детьми. Словесное обоснование детьми нормы поведения, использование обобщенного правила как требования коллектива к участнику общей работы – все это говорит о новой ступени развития нравственного сознания дошкольников, движении к формированию самосознания, коллективизма.
Нельзя забывать о «вежливых» словах, которые помогают поддержать доброжелательность в отношениях детей. Важно стремиться к тому, чтобы дети не относились к этим словам как к простой формальности. Большую помощь в преодолении этой проблемы окажут этические беседы (материал для них см. в разделе «Дополнительный материал»).
Дополнительный материал
Материал для этической беседы «Вежливые слова»
Стихотворение Г. Сапгир «Самые слова»
– Где же твое здравствуй?
– Взял петух горластый.
– Где твое спасибо?
– Проглотила рыба.
– А скажи, пожалуйста,
Где твое пожалуйста?
– Прибежал сердитый пес,
И пожалуйста унес.
Отвернулись все ребята,
Не хотят со мной дружить.
Что мне делать, как мне жить?
Воспитатель. Почему горюет герой? Давайте придумаем ему имя. Что надо сделать, чтобы он не расстраивался? Кто виноват в беде героя стихотворения? (Петух, рыба, пес; герой сам виноват.)
Сцены из пьесы А. Толстого «Золотой ключик»
Мальвина (приветливо). Здравствуйте, дети!
Буратино (бурчит себе под нос, стоит вполоборота к классу). Здравствуйте!
Мальвина. Что ты такой невеселый, Буратино?
Буратино. Невеселый – и все. А тебе что от меня надо?
Мальвина (обидчиво). Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь?
Буратино. А что я тебе такого сказал?
Мальвина. Ничего особенного ты мне не сказал, но ты так со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.
Буратино. Вот еще, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает!
Мальвина. Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже с папой Карло!
Буратино. Подумаешь – тон! Может быть, я иногда говорю немного громко или капризно. Зато я хороший товарищ, веселый, помогаю всем, люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: «Ну, как посадка прошла?». А он обиделся и ушел. А что плохого я ему сказал? А разве я один так разговариваю и шучу? Я учусь у ребят. Вон как они сами говорят. Есть такие, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся. Давайте не будем думать, кто хуже себя ведет, а просто станем все лучше. Хорошо я придумал, Мальвина?
Мальвина. Очень хорошо, Буратино. Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого – дружба может разрушиться. Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит».
Воспитатель. Почему Мальвине не понравилось, как с ней разговаривал Буратино? Почему на Буратино обиделся Пьеро? Что хорошего придумал Буратино? Как вы понимаете пословицу: «Слово лечит, слово и ранит»?
Сказка Б. Заходера «Хрюк на елке»
Хотите – верьте, хотите – нет, а только жил, говорят, поросенок по имени Хрюк, и был он необыкновенный: на задних ногах умел ходить. Бывало, выйдет он на прогулку, все малыши – ягнята, телята, козлята – так за ним и ходят:
– Хрюк, миленький, покажи свое уменье!
Встанет Хрюк на задние ноги, передние на пузе сложит и выступает – важный-преважный. Все только ахают:
– Ну и Хрюк! Ай да Хрюк!
А он хвалится:
– Это еще что! Хотите – на одной ножке попрыгать могу! Хоть на правой, хоть на левой!
Все удивляются, все Хрюка хвалят, а он пятачок все выше задирает. К зиме до того заважничал – с малышами и разговаривать перестал. Ходит и сам с собой рассуждает:
– Чем я хуже людей? Захочу вот – пойду к ребятам в школу на елку! Возьму и пойду!
Услыхал это старый Козел и ужаснулся:
– Вишь, ты! Слыханное ли это дело – поросенку к людям на елку ходить! Не вздумай пойти, глупая голова, а то зажарят тебя и с гречневой кашей съедят.
– А я так сделаю, что не зажарят, – отвечает Хрюк. – Даже и не узнают, что я поросенок!
– Да как же тебя не узнать? У тебя же хвостик поросячий!
– А я штаны надену!
– Да ведь у тебя и копытца поросячьи!
– А я ботинки обую! Еще и с галошами!
– Да ведь глазки-то у тебя тоже поросячьи!
– А очки на что? Да у ребят там карнавал будет, они сами нарядятся кто лисой, кто зайцем, а кто и серым волком! Козел только бородой затряс и пошел прочь: толкуй, мол, с поросенком!
Конечно, самому Хрюку ни в жизнь бы до такой хитрости не додуматься. Но у него Кошка знакомая была, в школе сторожем служила.
Она-то его и надоумила, она ему и одежку раздобыть обещала. Как подошел Новый год, прибегает Кошка на скотный двор и говорит:
– Ну, я все достала! Давай скорей собираться, а то елку, того гляди, зажгут, и угощение готово, да еще какое вкусное! Услыхал Хрюк про угощение и кинулся было, себя не помня, одеваться.
– Постой, постой, – говорит Кошка. – Уж больно ты грязен!
– Сначала умыться надо, а то ребята тебя сразу узнают, скажут:
«Что это за свинья такая!»
Хоть и неохота было Хрюку умываться, но делать нечего, с горем пополам рыльце ополоснул. Стал он одеваться – штаны на голову натягивает, рукавички на задние ноги пялит… Смех и грех! Спасибо, и тут Кошка помогла. Глянул Хрюк в корытце с водой и сам удивился: ну мальчик и мальчик, только нос пятачком. Идут они с Кошкой, а у Хрюка сердечко все-таки екает, что все узнают да в кашу… Страшно! А тут по дороге Козел попался – стоит, зачем-то рубашку жует: во дворе люди повесили сушить. Увидал Козел Хрюка и сразу в сторонку.
– Не бе-бе-бей меня, мальчик! Не буду больше белье жевать!
«Ага, – думает Хрюк, – не узнал меня Козел, за человека принял!»
Веселей ему стало. Идут они дальше – глядь, лежит под крыльцом
Хрюкова мамаша, рылом столбы подрывает. Только она Хрюка увидела – поднялась и прочь…
– Видишь, – говорит Кошка, – как я все хорошо устроила! Уж если твоя родная мать не узнала, значит, никто не узнает! А Хрюк вместо спасибо как на нее цыкнет: – Брысь отсюда, такая-сякая! Кошка с перепугу на дерево залезла. Тут Хрюк совсем развеселился. «Так-то оно лучше, – думает, – а то эта чистюля еще проболтаться могла».
Вот и школа! Двери распахнуты, дежурные всех встречают, «добро пожаловать» говорят. И Хрюку сказали: «Добро пожаловать!»
Только он ничего на это не ответил, а как был, в шубе и галошах, прямо в зал полез.
– Погоди, погоди, мальчик, – кричит дежурный, – ты разденься сперва! Хоть галоши сними!
Нечего делать, снял Хрюк галоши и в зал вошел.
Там как раз концерт начинался. Кто поет, кто пляшет, кто стихи читает. Все слушают, сидят тихо-тихо, а потом громко-громко хлопают. А у Хрюка одно угощение на уме – знай вертится на стуле да похрюкивает:
– Скоро ли за стол?
– Тише, мальчик, – шепчут соседи, – ты слушать мешаешь!
А он все свое.
– Вот так мальчик, – удивляются соседи, – какой невоспитанный. Но долго им удивляться было некогда – пошли все вокруг елки танцевать.
И Хрюк туда же. Одному на ногу наступит, другого толкнет, а сам и ухом не ведет, словно так и надо… Извиниться – это не его, поросячье, дело.
– Фу, медведь какой! – говорит одна девочка. – Что ты толкаешься?
А Хрюк только фыркнул. «Не узнала, – думает, – ура! Я ведь не медведь вовсе!»
Но вот наконец и к столу позвали. Первым Хрюк летит, всех расталкивает. Плюхнулся на стул и давай со всех тарелок к себе угощение сгребать!
Шум, хохот кругом, ребята и есть не могут – все над Хрюком смеются. А ему и горя мало – пятачком в тарелку залез и уписывает все подряд. Наконец отвалился, да и… ноги на стол!
Тут уж кто-то не стерпел и сказал:
– Разве это мальчик? Это ж просто-напросто поросенок! Хрюк вскочил да как завизжит:
– Ой, узнали-и-и-и!
И кинулся со всех ног бежать. Зацепился за ручку двери, штаны с него слетели. А тут Кошка ему по носу раз-раз:
– Ну, будь свиньей!
Кое-как вырвался Хрюк. Без штанов, в одних очках до дому добежал.
А тут Козел:
– Ах, это ты меня напугал? Да как боднет его – сразу и очки свалились! Чуть живой добрался Хрюк до родного хлева, зарылся в солому – один пятачок наружу торчит. Дрожит бедняга от страха, а сам и говорит:
– Д-да п-п-п-почему же-же все-таки он-н-н-ни меня узнали??
И верно – почему?
Обсуждая с детьми рассказ, важно довести до их понимания, что внешняя похожесть поросенка на человека исчезает, потому что он не соблюдает элементарных правил вежливости: не уважает окружающих, не умеет вести себя на спектакле, за столом.
Вместе с воспитателем дети повторяют известные им правила поведения. Они пересказывают те места текста, где говорится о промахах Хрюка.
В связи с этим произведением можно вспомнить пословицу: «Посади свинью за стол – она и ноги на стол».
Игра-занятие «Книжный доктор»
Воспитатель читает стихотворение Б. Заходера «Береги книгу»:
Заболела эта книжка:
Изорвал ее мальчишка.
Я больную пожалею:
Я возьму ее и склею.
Дети вместе с педагогом отбирают те книги, которые требуют ремонта. Затем организуется их ремонт.
Воспитатель. Всегда ли вы бережно обращаетесь с книгами? Почему мы ценим книгу?
Педагог обобщает ответы детей:
– Из книг мы узнаем много нового; в них мы находим ответы на интересующие вопросы; по книгам учатся в школе.
– Вот вы спрашивали, чем питается бегемот. Есть такая умная книга, где об этом сказано.
Педагог берет заранее подготовленную книгу и читает текст о бегемоте.
Воспитатель. Давайте попробуем сами сделать книгу. О чем будет ваша книга? (Дети выбирают тему будущей книги, например, «Мы трудимся», «Родная природа».) А теперь пусть каждый из вас нарисует рисунок для книги и придумает ему название.
Воспитатель подписывает рисунки, указывая фамилии и имена авторов (как в настоящей книге), и сшивает листы.
Воспитатель. Посмотрите, какая красивая книга у нас получилась. Но у нее нет названия. Давайте придумаем его.
Материал для этической беседы «Кто умеет помогать взрослым»
Воспитатель. Надо ли помогать взрослым? (Ответы детей.) А вот один мальчик сказал, что смешно помогать взрослым, они сами все умеют. Прав ли он? Послушайте стихотворение А. Шибаева «Дед и внук».
На свете жили: старый дед
И внук семи примерно лет.
…Его лишь стоило позвать,
Он помогал стелить кровать,
Надеть калоши помогал,
Воды напиться подавал…
Воспитатель. Кто же кому помогал?
– Кто? Деду – внук?
– Да нет же, нет:
Не деду внук, а внуку дед.
Далее дети рассказывают, кто и как помогает домашним.
Для беседы можно использовать также следующие стихи.
Стихотворение З. Александровой «Весной»
– Ой, ребята, где вы были?
Деревца в саду белили.
Мы все яблони-китайки
Побелили поутру
Чтобы солнечные зайки
Им не портили кору.
Чтоб жуки их не точили…
Нам работу поручили!
Всех одели ребятишки.
Сделали озорники
Вишням белые штанишки.
Грушам – белые чулки.
Даже сливы от известки
Побелели, как березки.
Воспитатель. А что вы делаете для всех?
Стихотворение М. Ивенсена «Всегда найдется дело!»
Всегда найдется дело для умелых рук.
Если хорошенько поглядеть вокруг,
Цыпленка надо напоить.
Котенка надо накормить
И посуду, и посуду,
И посуду перемыть.
Всегда найдется дело для умелых рук.
Если хорошенько поглядеть вокруг:
И грядки надо поливать,
И куклу надо обшивать.
И картинки, и картинки,
И картинки рисовать.
Всегда найдется дело для умелых рук.
Если хорошенько поглядеть вокруг.
Л тот, кто дела не найдет,
Пускай скучает целый год
И лентяем, и лентяем,
И лентяем прослывет!
Воспитатель. А мы что делаем для детского сада? А что еще можно сделать для всех?
Стихотворение Л. Квитко «Лемеле хозяйничает»
Мама уходит,
Спешит в магазин:
– Лемеле, ты
Остаешься один.
Мама сказала:
– Ты мне услужи:
Вымой тарелки,
Сестру уложи,
Дрова наколоть
Не забудь, мой сынок,
Поймай петуха
И замри на замок.
Сестренка, тарелки,
Петух и дрова…
У Лемеле только
Одна голова!
Схватил он сестренку
И запер в сарай,
Сказал он сестренке:
– Ты здесь поиграй!
Дрова он усердно
Помыл кипятком.
Четыре тарелки
Разбил молотком.
Но долго пришлось
С петухом воевать —
Ему не хотелось
Ложиться в кровать.
Воспитатель. Старался ли Лемеле выполнить поручения мамы? А что у него получалось? Почему? Можно ли сказать, что Лемеле был невнимателен, что ему лень было подумать, что и как надо сделать? Материал для этической беседы «Хороший товарищ»
Воспитатель. Кого называют хорошим товарищем? (Хороший товарищ добрый, нежадный, умеет дружно играть, не дразнится, помогает другим.) А как быть с такими ребятами, которые дразнятся, дерутся, мешают играть?
Некоторые дети считают, что драчуну нужно дать сдачи.
Воспитатель. А как можно по-другому убедить драчуна в том, что ссоры и драки мешают жить и играть дружно?
После ответов детей педагог делает вывод:
– Если все дружно встанут на защиту обиженного, то обидчик не посмеет драться. Хороший товарищ всегда поможет, защитит, разделит радость.
Для беседы можно использоваться следующие произведения.
Рассказ В. Сухомлинского «Как Белочка Дятла спасла»
Среди зимы потеплело, пошел дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на елках. Нечего есть Дятлу: сколько ни стучит о лед, до коры не достучится. Сколько ни бьет клювом шишку, зернышки не вылущиваются.
Сел Дятел на ель и плачет. Падают горячие слезы на снег, замерзают.
Увидела Белочка из гнезда – Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.
– Почему это ты, Дятел, плачешь?
– Нечего есть, Белочка…
Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку. Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом.
А Белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.
Воспитатель. Что сделала Белочка? Как можно охарактеризовать ее поступок? А как называют людей, которые поступают, как Белочка? Заметили ли вы, что Белочка радуется и что ей не жалко шишки для Дятла? И бельчата не жалеют шишки для спасения Дятла, они рады его спасению.
Рассказ Ч. Янчарского «Простая мысль»
Однажды две подруги, синичка и мышка, отправились на прогулку. Небо потемнело, разразился ливень.
Синичка открыла зонтик, дождик на нее не льется, а мышка идет следом и мокнет. Синичка оглянулась. Жаль ей стало подругу.
«Возьми зонтик», – сказала она.
Теперь мышка идет под зонтиком, дождик на нее не льется, а синичка идет впереди и мокнет.
«Опять ничего не выходит! Не могу смотреть, как ты мокнешь под дождем. – Давай уж помокнем вместе!»
Мышка положила зонтик на траву. Стоят обе около зонтика, и дождик поливает их вовсю – и синичку, и мышку. Мокнут и думают: «Как же так сделать, чтоб обеим было хорошо, чтоб обе укрылись от дождя?»
Думали так они, думали. Вы, ребята, так долго, наверное, не стали бы думать. Наконец обеим в голову пришла простая мысль: обе спрятались под одним и тем же зонтиком.
Стихотворение С. Михалкова «Хорошие товарищи»
Мальчик Миша мается
– Миша заикается.
Как другие – чисто, ясно —
Он не может говорить.
И просить его напрасно
То, что скажет, повторить.
Нелегко ему даются
Все слова на букву
К Но ребята не смеются —
Дружба классная крепка:
Ты, Мишутка, не теряйся!
Ты с других пример бери!
Молча с духом собирайся
И смелее говори!
Миша выговорит слово,
А другого не видать…
Но товарищи готовы,
Если нужно, подождать!
Воспитатель. Какое правило действует в классе, где учится Миша? (Нельзя смеяться над бедой другого. Надо помогать товарищам.)
Рассказ И. Турчиной «Дружба»
Однажды Вася-Шарик вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Сережа.
– Мы – друзья! Поиграем вместе в пожарных.
– Давай, – согласился Вася.
Сережа вытянул губы, прогудел и помчался по двору, таща за собой на веревочке машину.
– Пожар! Пожар! – кричит. Подбежали другие ребята.
– Мы тоже пожарные!
Сережа заслонил машину от ребят.
– Я – Васин друг! И я один буду в его машину играть!
Обиделись ребята и ушли. На другое утро Боря принес во двор паровоз с вагончиками.
Подбежал к нему Сережа.
– Я – твой друг! Мы – друзья! Поиграем вместе в машинистов.
– Давай, – согласился Боря.
Стали они в машинистов играть. Пришел Вася.
– И меня примите.
«– Не примем», – сказал Сережа.
– Почему? – удивился Вася. – Ты же мой друг. Ты сам вчера говорил.
«– То – вчера», – сказал Сережа. – Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори – паровоз.
Воспитатель. Почему ребята обиделись на Сережу? Как можно назвать его поступок? Кого Сережа называет своим другом? Можно ли его считать другом Бори или Васи? Хотели бы вы дружить с таким мальчиком, как Сережа? Почему?
Рассказ Г. Фиш «Леня и авторитет»
Из своего окна я видел, как соседский мальчик Леня Зубков то щедро рассыпал подзатыльники ребятам, которые были поменьше, то норовил толкнуть девочку, прыгавшую на одной ножке. Потом Леня отнял мяч у другой девочки и до тех пор гонял его по двору, пока она не расплакалась.
Когда вечером я спросил Леню, зачем он так поступает, он не без гордости ответил:
– А, чтобы боялись меня. Авторитет свой поднимаю.
И тогда я рассказал ему сказку, записанную в Карелии моим молодым другом.
Пошел один дедушка в лес. Деревина на дугу ему понадобилась. Долго искал подходящее дерево и вдруг видит: стоит дерево – рябина. Солнышко его приласкало. Листья желтые, ягоды словно алой кровью налились! Красиво дерево: ловко, вертко, упружливо, податливо! Рубить, узор резать легко, пока сок в дереве жив, а засохнет – как кремень станет, будет служить долго и верно… Размахнулся дед топоренком… а ударить не поспел. Послышался голос:
– Что хошь проси. Все исполню. Не губи. Я молода: первое лето цвела!
Дед топор за пояс да бежать. Это ведь и в старину не часто бывало, чтобы дерево человеческим голосом говорило!
Домой прибежал, на лавку пал – отдышаться не может. Старуха к нему приступила с расспросами. Он ей и скажи.
– Эй, – закричала она, – беги, дед, обратно! Хочу, чтоб нас люди боялись. Так и скажи рябине.
Дед пробовал уговорить бабу: худо, мол, жить, если люди боятся. Да где уж там!
Побрел дед в лес… а баба по воду полетела: «Дай мол, покрасуюсь и погляжу, как меня почитать станут!»
Приходит на берег. Бабы там у лодок рыбу чистят. Глянули на нее, «здравствуй» не сказали да с визгом врассыпную.
«Не привыкли еще к величию моему. Ишь разбежались!» – ухмыльнулась баба, наклонилась над бадьей, а из воды смотрит на нее вместо пригожего светлого лика медвежья морда! Нос вытянулся, из-под губы клыки желтеют, щеки волосами поросли. Глядь, уж с горы мужики бегут – у кого кол, у кого рогатина… Реванула баба дурным голосом, да через изгородь, да в поле, да в лес!
Воспитатель. Почему автор решил рассказать Лене сказку? Чем похожи Леня и старуха? А тебе иногда хочется, чтобы тебя боялись? Почему? Если нет, почему?
Индийская сказка «Ссора птиц»
Один птицелов расстелил в лесу сеть, и в нее попались разные птицы: вороны, скворцы, голуби. Стали они говорить друг другу: «Соблазнила нас приманка, вот мы и попались. Давайте подумаем, как нам вырваться на волю. Будем стараться все как один, может, и освободимся». Думали, думали и придумали. «Давайте все разом взмахнем крыльями и попробуем взлететь. Может, нам удастся поднять сеть». Взмахнули птицы крыльями, подняли сеть и полетели. Удивился птицелов, побежал за птицами.
Сначала все птицы дружно тащили сеть, но вскоре вороны закаркали: «Никто так не старается, как мы, вороны! Если бы мы так ленились, как вы, сеть давно бы упала на землю!» Услышали это голуби и рассердились: «Будет вам бахвалиться! Мы больше вас стараемся!» Вступили в спор и остальные птицы, стали крыльями еле-еле махать. Сеть опустилась низко-низко. Подбежал птицелов, ухватил сеть и унес всех птиц да в клетки пересажал.
Эту сказку воспитатель может использовать для того, чтобы пояснить детям, что такое взаимопомощь. (Когда все действуют дружно, согласованно, можно достичь общей цели. Как только каждый начинает думать только о себе, общее дело рушится.)
Воспитатель. Почему птицам удалось сначала спастись? Почему птицелову удалось снова поймать птиц и посадить их в клетки?
В конце беседы педагог напоминает детям народную мудрость: «Дружно не грузно, а врозь – хоть брось».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: Программа нравственного развития старших дошкольников «Несу добро в мир»
Программа нравственного развития детей старшего дошкольного возраста «Несу добро в мир» направлена на то, чтобы через беседы о морально-нравственной стороне взаимоотношений людей, через развитие...
Методические рекомендации и домашние задания для развития общей осведомленности и познавательной сферы у дошкольников (1 неделя апреля)
Методические рекомендации и домашние задания для развития общей осведомленности и познавательной сферы у дошкольников (1 неделя апреля)...
Методические рекомендации и домашние задания для развития общей осведомленности и познавательной сферы у дошкольников (1 неделя апреля)
В материале представлены темы, которые изучают дошкольники нашего ДОУ на первой неделе апреля. А так же даны домашние задания для совместной работы родителей с детьми на выходных днях....
Методическая рекомендация. «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у дошкольников" (область «Художественно – эстетическое развитие в соответствии с ФГОС ДО)
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль.Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем приобретая жизненный опыт, – все это помогает ос...
Методические рекомендации для повышения уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста посредством мультипликационных фильмов
При использовании мультипликационных фильмов как средства нравственного развития ребенка, следует вспомнить о советских мультфильмах, их герои были добрые – это «радуга положительных эмоций» для детей...
Методическая разработка по нравственному развитию дошкольников через сказку
Сказка является источником воспитания любви к Родине, сострадания и справедливости. Невозможно представить детство без народных сказок. «Колобок», «Теремок», «Репка»...
Методические рекомендации для педагогов по речевому развитию дошкольников в условиях ФГОС
Равитие речи становится актуальной проблемой и в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения-это огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием речи. Свободное речевое ...
- Мне нравится (1)