Активные формы взаимодействия ДОУ с семьей
статья
На сегодняшний день достаточно остро стоит проблема взаимодействия детского сада и семьи. С одной стороны, родители доверяют детскому саду и соглашаются с формами, методами и приемами воспитания своих детей в момент пребывания их в детском саду. А с другой – не готовы воспринимать воспитателей как партнеров, и придерживаться с ними единой педагогической линии за пределами детского сада. Также и педагоги чаще видят в родителе не субъекта совместной деятельности, а очередной объект воспитания.
Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя: работу с государственными структурами и органами местного самоуправления; взаимодействие с учреждениями здравоохранения; взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры; с семьями воспитанников детского сада.
Мы провели анкетирование среди родителей воспитанников дошкольного возраста, целью которого являлась, выявить ожидания родителей от детского сада. Результаты анкетирования семей показали, что сейчас родителей интересует, в первую очередь, формирование личностных качеств дошкольников. Хотя еще несколько лет назад для них было важно умение дошкольников читать и писать. Так родители младших групп на первый план ставят развитие коммуникативных умений, целенаправленной деятельности; родителей детей средних групп волнует проблема становления субъектной позиции ребенка, они отмечают, что дети не самостоятельны, не могут организовать свою деятельность. Одни из наиболее часто задаваемых вопросов родителями детей старших групп: как подготовить ребенка к школе, сформировать у него такие качества как произвольность поведения, учебную мотивацию. Педагоги детского сада также отмечают проблемы и необходимость развития этих качеств. Таким образом, налицо проблема: родители хотят, чтобы у детей были развиты личностные качества, но не знают, каким способом это сделать, поэтому прибегают к услугам разнообразных школ развития личности, которые создают нужную им иллюзию. В свою очередь педагоги детского сада также понимают важность обозначенных проблем, владеют психолого-педагогическими знаниями и опытом для их решения, но не знают, какие активные способы взаимодействия с семьей подобрать. Очевидно, что те наглядно-информационные формы, которые мы использовали раньше, малоэффективны. Перед нами стоит задача найти механизмы активизации педагогов и родителей для успешного решения тех задачи, которые возникают.
Также для решения данных задач необходимо не только активизировать родителей, но и расширить возможности детского сада, подключив к образованию детей окружающий социум. Невозможно воспитать гармонично развитую личность - без взаимодействия с социумом. Детскому саду необходимо сформировать новый уровень взаимодействия с социальными институтами города, выйти за территориальную границу учреждения, стать социально доступным звеном образовательной системы.
Предполагаемый результат:
1. Создание системы взаимодействия ДОУ с родителями (законными представителями) и учреждениями социума города на основе договоров и совместных планов для успешного воспитания личности каждого воспитанника.
2. Повышение уровня социальной компетенции участников образовательного процесса (дети-родители-педагоги).
3. Формирование желания повысить общекультурный уровень.
4. Формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств участников образовательного процесса.
4. Повышение качества условий для эмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с социальными институтами города.
5. Использование социокультурного потенциала социума микрорайона в создании единой воспитательной системы.
Взаимодействие с семьями воспитанников.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие [1, с. 28]. Вся наша жизнь – взаимодействие с окружающим миром: с другими людьми, с группами людей, государственными структурами, объектами живой и неживой природы и т.д., и т.п. Если человек не взаимодействует с окружающим миром, он для мира не существует... Но что, же такое взаимодействие и что под этим, словом подразумевают? Семья взаимодействует с ДОУ или детский сад с семьёй? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие», «сотрудничество», «содружество»? Термин «взаимодействие», предполагающий обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение – сравнительно молодой. Он был раскрыт в работах Т.А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания. В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений. Понятие содружества подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов. Но возможна ли взаимная дружба без общения, следовательно, без взаимодействия? Конечно же, нет. А так как содружество предполагает, прежде всего, открытость сердца навстречу друг другу, т.е. наличие эмпатии, то содружество, является наивысшей точкой взаимодействия ДОУ с семьёй.
На современном этапе в соответствии с законом «Об образовании» РФ, ст.44, п.1 [1], родители имеют преимущественное право на обучение воспитание детей (являются первыми педагогами), они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи. Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста. Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в ДОУ большое значение имеет работа с родителями воспитанников.
Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия. Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных. Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями. Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские собрания (которые мы оживили используя видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений), лекции, так и современные формы – устные журналы, экскурсии, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п. Планируя ту или иную форму работы, мы как педагоги всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия:
*оригинальность,
*востребованность,
*интерактивность.
У нас есть положительный опыт использования активных форм сотрудничества с родителями. Самая популярная и любимая, нами как воспитателями, так и родителями форма работы – досуг. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Доброй традицией стало ежегодное проведение мероприятий «Спортивная семья», «День Матери». Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников также выпускаются альбомы с фотографиями.
Также это совместные праздники как в помещении детского сада так и на улице (например « Масленица»). Для родителей –это возможность сменить позицию стороннего наблюдателя на участника педпроцесса, реализовать свои способности, перенять у воспитателей приемы работы с ребенком. Педагоги же получают сотрудников в лице родителей.
Не последнее место занимает проектная деятельность. Совместная познавательная работа позволяет сформировать у воспитателей умение занимать позицию партнера по отношению к детям. Это становится хорошей предпосылкой к перенесению такой позиции в отношения с родителями. На протяжении года, реализуется проект «У нас в НЕСКУЧНОМ САДУ». Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности ребенка – сотрудничество, содействие, партнерство. Установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка, повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей, созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду, выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей.
Наряду с этим, есть проблемы, которые требуют других способов организации родителей. Обмен опытом между педагогом и воспитателем. В нашей ситуации мы проводили «Круглые столы». Предыдущие попытки сводились к тому, что педагог поучает, а родители слушают. Как результат, низкая активность и посещаемость. Сейчас мы пересмотрели подходы к их организации. Тематика «Круглых столов» направлена на решение вопросов, требующих обсуждения и выработки согласованной позиции детского сада и семьи. Это такие вопросы как соблюдение режима дня и питания ребенка; необходимость обращения к различным образовательным услугам за пределами детского сада (школы развития, кружки и т.п.).
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения активных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями. Также расширение «границ» детского сада и плодотворная работа с социальными партнерами положительно сказывается на качестве образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dou_s_semey.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Смирнова Е.А.
«Активные формы взаимодействия ДОУ с семьей»
На сегодняшний день достаточно остро стоит проблема взаимодействия детского сада и семьи. С одной стороны, родители доверяют детскому саду и соглашаются с формами, методами и приемами воспитания своих детей в момент пребывания их в детском саду. А с другой – не готовы воспринимать воспитателей как партнеров, и придерживаться с ними единой педагогической линии за пределами детского сада. Также и педагоги чаще видят в родителе не субъекта совместной деятельности, а очередной объект воспитания.
Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя: работу с государственными структурами и органами местного самоуправления; взаимодействие с учреждениями здравоохранения; взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры; с семьями воспитанников детского сада.
Мы провели анкетирование среди родителей воспитанников дошкольного возраста, целью которого являлась, выявить ожидания родителей от детского сада. Результаты анкетирования семей показали, что сейчас родителей интересует, в первую очередь, формирование личностных качеств дошкольников. Хотя еще несколько лет назад для них было важно умение дошкольников читать и писать. Так родители младших групп на первый план ставят развитие коммуникативных умений, целенаправленной деятельности; родителей детей средних групп волнует проблема становления субъектной позиции ребенка, они отмечают, что дети не самостоятельны, не могут организовать свою деятельность. Одни из наиболее часто задаваемых вопросов родителями детей старших групп: как подготовить ребенка к школе, сформировать у него такие качества как произвольность поведения, учебную мотивацию. Педагоги детского сада также отмечают проблемы и необходимость развития этих качеств. Таким образом, налицо проблема: родители хотят, чтобы у детей были развиты личностные качества, но не знают, каким способом это сделать, поэтому прибегают к услугам разнообразных школ развития личности, которые создают нужную им иллюзию. В свою очередь педагоги детского сада также понимают важность обозначенных проблем, владеют психолого-педагогическими знаниями и опытом для их решения, но не знают, какие активные способы взаимодействия с семьей подобрать. Очевидно, что те наглядно-информационные формы, которые мы использовали раньше, малоэффективны. Перед нами стоит задача найти механизмы активизации педагогов и родителей для успешного решения тех задачи, которые возникают.
Также для решения данных задач необходимо не только активизировать родителей, но и расширить возможности детского сада, подключив к образованию детей окружающий социум. Невозможно воспитать гармонично развитую личность - без взаимодействия с социумом. Детскому саду необходимо сформировать новый уровень взаимодействия с социальными институтами города, выйти за территориальную границу учреждения, стать социально доступным звеном образовательной системы.
Предполагаемый результат:
1. Создание системы взаимодействия ДОУ с родителями (законными представителями) и учреждениями социума города на основе договоров и совместных планов для успешного воспитания личности каждого воспитанника.
2. Повышение уровня социальной компетенции участников образовательного процесса (дети-родители-педагоги).
3. Формирование желания повысить общекультурный уровень.
4. Формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств участников образовательного процесса.
4. Повышение качества условий для эмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с социальными институтами города.
5. Использование социокультурного потенциала социума микрорайона в создании единой воспитательной системы.
Взаимодействие с семьями воспитанников.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие [1, с. 28]. Вся наша жизнь – взаимодействие с окружающим миром: с другими людьми, с группами людей, государственными структурами, объектами живой и неживой природы и т.д., и т.п. Если человек не взаимодействует с окружающим миром, он для мира не существует... Но что, же такое взаимодействие и что под этим, словом подразумевают? Семья взаимодействует с ДОУ или детский сад с семьёй? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие», «сотрудничество», «содружество»? Термин «взаимодействие», предполагающий обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение – сравнительно молодой. Он был раскрыт в работах Т.А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания. В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений. Понятие содружества подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов. Но возможна ли взаимная дружба без общения, следовательно, без взаимодействия? Конечно же, нет. А так как содружество предполагает, прежде всего, открытость сердца навстречу друг другу, т.е. наличие эмпатии, то содружество, является наивысшей точкой взаимодействия ДОУ с семьёй.
На современном этапе в соответствии с законом «Об образовании» РФ, ст.44, п.1 [1], родители имеют преимущественное право на обучение воспитание детей (являются первыми педагогами), они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи. Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста. Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в ДОУ большое значение имеет работа с родителями воспитанников.
Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия. Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных. Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями. Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские собрания (которые мы оживили используя видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений), лекции, так и современные формы – устные журналы, экскурсии, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п. Планируя ту или иную форму работы, мы как педагоги всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия:
*оригинальность,
*востребованность,
*интерактивность.
У нас есть положительный опыт использования активных форм сотрудничества с родителями. Самая популярная и любимая, нами как воспитателями, так и родителями форма работы – досуг. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Доброй традицией стало ежегодное проведение мероприятий «Спортивная семья», «День Матери». Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников также выпускаются альбомы с фотографиями.
Также это совместные праздники как в помещении детского сада так и на улице (например « Масленица»). Для родителей –это возможность сменить позицию стороннего наблюдателя на участника педпроцесса, реализовать свои способности, перенять у воспитателей приемы работы с ребенком. Педагоги же получают сотрудников в лице родителей.
Не последнее место занимает проектная деятельность. Совместная познавательная работа позволяет сформировать у воспитателей умение занимать позицию партнера по отношению к детям. Это становится хорошей предпосылкой к перенесению такой позиции в отношения с родителями. На протяжении года, реализуется проект «У нас в НЕСКУЧНОМ САДУ». Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности ребенка – сотрудничество, содействие, партнерство. Установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка, повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей, созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду, выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей.
Наряду с этим, есть проблемы, которые требуют других способов организации родителей. Обмен опытом между педагогом и воспитателем. В нашей ситуации мы проводили «Круглые столы». Предыдущие попытки сводились к тому, что педагог поучает, а родители слушают. Как результат, низкая активность и посещаемость. Сейчас мы пересмотрели подходы к их организации. Тематика «Круглых столов» направлена на решение вопросов, требующих обсуждения и выработки согласованной позиции детского сада и семьи. Это такие вопросы как соблюдение режима дня и питания ребенка; необходимость обращения к различным образовательным услугам за пределами детского сада (школы развития, кружки и т.п.).
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения активных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями. Также расширение «границ» детского сада и плодотворная работа с социальными партнерами положительно сказывается на качестве образования.
Литература:
- Федеральный закон от 27.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155;
- Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4. – 66с. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007 – 167с.
- Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – 190 с.
- Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон.2002 – 147с.
- Хабибуллина Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г., №7. – 70с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей" Активный отдых ребенка в семье"
Данная консультация для родителей поможет с пользой для здоровья провести время с ребенком на прогулке. В данной консультации представленны игры на прогулке в зимнее время года....
Активные формы сотрудничества с семьями воспитанников по вопросам здорового образа жизни и безопасности
В статье рассмотрены формы и виды работы с родителями по воспитанию ЗОЖ....
Использование в практической деятельности психолого-педагогической акции как активной формы взаимодействия с семьей дошкольников.
в статье предлагается рассмотреть варианты взаимодействия с семьей, в частности, использование психолого-педагогические акции. На примере конкретного детского сада и конкретных данных по у...
Консультация "Активные формы взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ"
В конспекте описывается фрмы работы с родителями....
Активные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС в ДОУ.
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш...
План тематического контроля «Использование активных форм взаимодействия с семьями воспитанников и вовлечение их в коррекционно-развивающий и воспитательно-образовательный процесс в контексте ФГОС ДО»
Представлен план организации тематического контроля по организации взаимодейстия ДОУ с семьями воспитанников с указанием форм и методов работы в разных направлениях воспитательно-образовательного проц...
Активные формы сотрудничества с семьями воспитанников по духовно - нравственному воспитанию дошкольников
Представлена система работы по духовно - нравственному воспитанию дошкольников в рамках семейного клуба «Наседки»....