Развивающая программа познавательного цикла «Путешествие в страну здоровья»
методическая разработка
Развивающая программа познавательного цикла «Путешествие в страну здоровья»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развивающая программа познавательного цикла «Путешествие в страну здоровья» | 77.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №1» с.Койгородок
Развивающая программа познавательного цикла
«Путешествие в страну здоровья»
Развивающая программа познавательного цикла
для детей 3-4 лет
Путешествие в страну здоровья.
Пояснительная записка
В достаточно сложных условиях развития современного общества, характеризующихся резким снижением уровня здоровья населения, в том числе и детского, создание здорового образа жизни для ребенка в детском саду является первоосновной его полноценного воспитания и развития. В дошкольном возрасте интенсивно протекает рост и развитие организма, процессы морфологического и функционального совершенствования отдельных органов и систем.
Предпосылками нормального роста и развития детей является гигиеническое воспитание, заключающееся в рациональном использовании условий внешней среды, сообщении детям элементарных гигиенических сведений и формирования на их основе навыков и привычек, способствующих укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, воспитанию культуры здоровьесберегающего поведения.
Гигиеническое воспитание в целом направлено на охрану и укрепление здоровья, гармоническое развитие и совершенствование функциональных возможностей организма.
Еще в глубокой древности существовали медицинские рекомендации, способствующие нормальному развитию детей.
Прогрессивные деятели прошлого России хорошо понимали важность мероприятий, направленных на сохранения здоровья детей. М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, С.Г. Зыбелин призывали улучшать условия жизни детей, знакомить их с элементарными вопросами гигиены, охранять от инфекционных заболеваний, организовывать правильное питание.
Л.П. Гундобин, Е.А.Покровский указывали на потребность детей в движении. Гундобин считал, что подвижные игры, чрезвычайно богатые разнообразными движениями, наиболее благоприятно влияют на психическое и физическое развитие детей.
В приобщении детей младшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни особенно важно овладеть основами гигиенической и двигательной культуры.
Четвертый год жизни знаменует начало дошкольного периода. Физическое развитие, состояние здоровья ребенка в этот период требует пристального внимания.
Неустойчивость нервных процессов, повышенная возбудимость коры головного мозга, резко выраженная недостаточность внутреннего торможения, способствует истощаемости нервных клеток коры головного мозга и малой устойчивости внимания. Следствием такого состояния является быстрое утомление нервной системы.
Для восстановления нормального состояния нервных клеток, важное значение, имеет правильно организованный сон. Профилактикой утомления и надежным средством укрепления здоровья является прогулка. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, оказывает закаливающий эффект, дает возможность детям удовлетворить свои потребности в движениях. Правильно организованная прогулка обеспечивает хороший отдых, создает радостное настроение.
На четвертом году жизни могут начинаться первые искривления позвоночника, так как кости еще недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Во избежание деформации костей и нарушения осанки, важно следить за правильной посадкой детей за столом, положением тела во время двигательной активности. На формирование правильной осанки большое влияние оказывает состояние стоп ребенка. Уплощение стопы способствует нарушению осанки. Хорошо укрепляет стопу хождение по наклонной плоскости, приседание, стоя на палке, ходьба по ребристой доске, босиком по рыхлой земле, гальке.
В младшем дошкольном возрасте происходит важный сдвиг в развитии познании окружающего мира. Ребенок впервые начинает осваивать общепринятые сенсорные эталоны и наглядные модели. Память у детей образная, непроизвольная. Непроизвольное запоминание может быть очень точным и то, что запомнилось, сохраняется надолго. В возрасте 3-4 лет укрепляется эмоциональная саморегуляция. У детей формируется более или менее устойчивые моральные представления, а также способность нравственной саморегуляции. Дети придают большое значение оценкам, даваемым взрослым, стремятся получить похвалу, очень стараются ее заслужить. Это говорит о том, что ребенок уже вступил в период развития способствующий формированию у него мотивации в достижении успехов. Продолжается формирование характера, начинают оформляться важные личные качества. В познавательных процессах возникает синтез внешнего и внутреннего действия.
Ведущий самый близкий, понятный и увлекательный вид деятельности ребенка –игра, которая позволяет познать окружающий мир, способствует формированию привычек доводит начатое дело до конца. Начиная с трехлетнего возраста, у детей отчетливей проявляется стремление самостоятельности. Самостоятельность проявляется во всех сферах жизни деятельности ребенка, решительно влияет на сформирование его поведения и характера. На более высокую ступень поднимаются навыки самообслуживания. Очень важно не пропустить оптимальные сроки формирования того или иного полезного навыка. Несвоевременное приобретение навыка в дальнейшем перестает интересовать ребенка и приводит к длительному сохранению примитивных умений и закрепление отрицательных форм поведения.
Возраст от 3-х до 4-х лет – самый благоприятный для формирования полезных навыков и привычек. У детей уже есть гигиенические навыки, они требуют совершенствования и автоматизации. Важное, значение имеет формирование понятия, что от выполнения необходимых гигиенических правил, зависит не только здоровье ребенка, но и здоровье окружающих. Осмысленное выполнение правил гигиены делает ребенка самостоятельным
Основным правилом формирования навыков личной гигиены является подробное объяснение, а также показ действий и их последовательность. Решающее значение имеет практическое участие ребенка в выполнении данного действия. Для достижения положительных результатов важен дифференцированный подход к детям.
Самым эффективным средством формирования гигиенических навыков является игра. В игровой деятельности ребенок осваивает навыки гигиенического поведения без напряжения, и при систематическом повторении, навык переходит в привычку, но для этого необходимо следить за содержанием игр и включать в них элементы гигиенических знаний.
Непременным условием воспитания прочных гигиенических знаний является непрерывность процесса. Закрепления необходимо проводить во всех режимных процессах. Важно использовать красочный иллюстративный материал. Положительное отношение ко всем режимным процессам вызывает чтение художественных произведений, особенно народных потешек, пословиц, поговорок.
Одним из аспектов борьбы за здоровье детей является профилактика травматизма. Психологические особенности детей: любознательность, недостаток жизненного опыта, а отсюда чувства опасности, могут привести к различным травмам. Основное внимание в профилактике травматизма необходимо уделять воспитательной работе. Чтобы у ребенка сформировался прочный условный рефлекс на опасность. Воспитательную работу в данном направлении необходимо начинать как можно раньше. Нельзя развивать у детей чувство страха, наоборот необходимо объяснять, что опасности можно избежать, если вести себя правильно.
Возрастные особенности детей 4-го года жизни, стремление их в самостоятельности при правильном построении воспитательного процесса способствуют формированию у детей элементарных знаний и умений, полезных для сохранения и укрепления собственного здоровья.
Цель программы: формировать у детей младшего дошкольного возраста представления о ценности здоровья, желание вести здоровый образ жизни.
Задачи программы:
- формировать у детей понятие о личной гигиене, прочные гигиенические навыки и устойчивость позитивного гигиенического поведения;
-формировать интерес к познанию самого себя;
-познакомить с факторами здоровья (пища, сон, движение, прогулка); формировать целостные представления об окружающем мире;
-познакомить с правилами безопасности в быту, формировать умение заботиться о своем здоровье.
Программа состоит из 4-х блоков.
Блок I – «Чистота – залог здоровья»
Блок II - «Познай себя»
Блок III – «Факторы здоровья»
Блок IV– «Безопасность – защита жизни и здоровья»
Реализация данной программы предполагается через все виды детской деятельности с акцентом на режимные моменты, дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры.
Формы работы с детьми: коллективные и индивидуальные.
БЛОК I – «Чистота – залог здоровья»
Цель: воспитывать основы гигиенической культуры.
Занятия:
- Мыло и вода наши верные друзья (часть занятия по теме «Научим Катю умываться»)
- Научим мишку правильно сервировать стол (часть занятия по теме «Чайная посуда», «Столовая посуда»)
- Поможем Кате одеться на прогулку и раздеться с прогулки (часть занятий по теме «Одежда»)
Рассматривание иллюстраций по темам:
«Дети моют руки»,
«Дети обедают»,
«Мама купает ребенка»
Дидактические игры:
«Купание куклы»
«Постираем куклам одежду»,
«Кукла обедает»
Сюжетно-ролевые игры:
«Дочки-матери» «Парехмахерская»
Подвижная игра: «Зайка умывается»
Труд:
-мытье кукольной посуды
-мытье и уборка игрушек.
-Посильная помощь при накрывании на стол, уборка посуды (во время еды).
Чтение художественной литературы:
Потешки: «Ай лады, лады, лады», «Водичка, водичка», Травка –муравка», «Умница Катенька , ешь кашу сладеньку», «Вот они сапожки», «Валенки-валенки», «Расти коса».
Чтение стихов:
- А.Барто: « Ах ты, девочка чумазая», «Маша растеряша»,
- Е. Благинина: «Аленушка», «Новая одежда», «Научи обуваться и братца»
- Н.Найденова : «Большая стирка» - В.Приходько «Полотенце»
- С. Капутикян: «Хлюп-хлюп» - Ю.Тувим « Письмо ко всем детям»
- К. Чуковский «Мойдодыр» - В.Степанов: «Ленивая хрюшка»
- Загадки, пословицы, поговорки.
БЛОК II – «Познай себя»
Цель: формировать основы знаний о строении тела человека, назначение отдельных его частей.
Занятия:
- Знакомство с частями тела человека, назначением его отдельных частей.
- Сравнение частей тела человека и животных. Рассматривание иллюстраций с изображением человека и животного.
Дидактические игры:
«Что есть у куклы», «Чего нет у куклы»,
«Что мы делаем руками», Ногами? Глазами? Ушами?
Пальчиковая гимнастика:
«Мальчик с пальчик, где ты был?»
«Сидит белка на тележке»
«Наши алые цветки»
«Мы делили апельсин»
- Загадки о частях тела.
Беседа: «Как мы воспринимаем окружающий мир»
Дидактические игры для развития слухового восприятия:
«Скажи, что звучит», «Узнай, кто кричит»,
«Узнай, кто тебя позвал?»
Чтение стихотворения Э. Мошковской «Уши»
Дидактические игры для развития зрительного восприятия:
«Что изменилось?»
«Кого не стало?»
«Какого цвета нехватает?»
«Найди игрушку такого же цвета?»
Чтение Н.Орловой «Ребятишкам про глаза»
Гимнастика для глаз «Поиграем с матрешкой»
БЛОК III – «Факторы здоровья»
Цель: Формировать привычку к здоровому образу жизни.
Продукты питания: Помочь детям понять, что натуральные продукты самые полезные для здоровья.
Занятия:
1. «Овощи лекарство для больных и здоровых» (часть занятий по теме Овощи») Чеснок да лук от семи недуг.
2. Изготовление сока из яблок (часть занятия по теме «Фрукты») Рассматривание предметных картинок по темам «овощи», «фрукты». Рассматривание овощей и фруктов в натуральном виде.
Дидактические игры: «Узнай по вкусу» (фрукты, овощи); «Чудесный мешочек» (узнай овощи и фрукты на ощупь)
Сюжетно-ролевая игра : «Магазин - Овощи- Фрукты»
Подвижная игра с мячом: «Мяч лови - фрукт назови», «Мяч лови –овощ назови»
Загадки с грядки
Чтение: Ю. Тувим «Овощи», Э.Успенский «Как растили капусту»
Целевая прогулка на огород
Труд: посадка лука и чеснока.
- - Знакомство с лекарственными растениями (ромашка, календула) Беседа по теме, наблюдение за цветущими лекарственными растениями на клумбе
- - Движение – это жизнь: формировать у детей потребность в ежедневной двигательной активности, дать понятие о пользе физических упражнениях, подвижных игр.
Подбор подвижных игр и упражнений на прогулке согласно возрасту, времени года.
- -Сон – лучшее лекарство для организма. Беседа по теме: дать детям понятие для чего необходим сон, закреплять гигиенические навыки, которые необходимо выполнять перед сном
Игра: «Уложим Катю спать»
Чтение потешек: «Ходит сон по горе», «Вот и люди спят»
Чтение стихов: Потемкин: «Что такое сон?», М.Ю. Лермонтов «Спи младенец мой прекрасный (отрывок), С.Я. Маршак «Усатый полосатый (отрывок), рассказ Д.Орлова «Пять дел перед сном»
6.- Солнце, воздух и вода наши верные друзья.
Закрепить знания детей о пользе воды для организма, дать краткие сведения о значении свежего воздуха и солнечного света для сохранения и укрепления здоровья
БЛОК IV «Безопасность – защита жизни и здоровья»
Познакомить детей с некоторыми ситуациями, угрожающими жизни и здоровью. Дать детям практические умения и знания по охране жизни и здоровья
Занятия :
- «Красный, желтый, зеленый»
Цель: Познакомить детей с сигналами светофора, значения зеленого красного сигналов
Игры: «Кто быстрее соберет светофор», «Красный и зеленый»
Рассматривание иллюстраций по теме
Чтение стихов: С.Я. Маршак «Мяч»; О. Бедарева «Азбука безопасности»; С. Михалкова «Про одного мальчика»; В. Тимофеева «Для пешеходов» В.Арбекова « Об умных животных».
Целевая прогулка «Знакомство с улицей, наблюдение за светофором, транспортом, пешеходами» Цель: уточнить представление детей об улице, дороге, тротуаре, грузовых и легковых автомобилях. Дать элементарные знания о поведении на улице.
Подвижные игры: «Воробышки и автомобиль», «Трамвай», «Такси»
- «Рассматривание грузового автомобиля»
Цель: Познакомить с основными частями грузовика. Уточнить знания о работе шофера, Закрепить знания, полученные на целевой прогулке: грузовая машина перевозит грузы.
Игры: «Собери машину», «Шоферы»
- Рассматривание иллюстраций по теме «Опасные ситуации при самостоятельном пользовании спичками, электроприборами»
Беседа по теме «Это могло не случиться»
Чтение стихов: Н. Михайлова «Хороший бельчонок»
К 4 годам ребенок должен знать:
-Предметы гигиены личного пользования (полотенце, расческа, зубная щетка, носовой платок)
-Различать и называть части тела, название отдельных его частей (руки, ноги, глаза, уши, нос)
-Значение красного и зеленого сигналов светофора.
-Назначение пешеходного перехода.
Уметь:
-Самостоятельно мыть руки перед едой, после посещения туалета.
-Самостоятельно пользоваться индивидуальными предметами гигиены
-Делать пальчиковую гимнастику
-Различать два лекарственных растения ( календула, ромашка)
Развивающая программа познавательного цикла
для детей 4-5 лет
Путешествие в страну здоровья.
Пояснительная записка.
Валеологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений, объективные условия жизни и вытекающая из них необходимость внутренних и внешних перемен в воспитательно-образовательном процессе ДОУ настоятельно требует начинать с дошкольного возраста формирование знаний и практических умений о средствах и способах сохранения здоровья.
Пятый год жизни считается психологами периодом интенсивного развития самостоятельности дошкольников и проявления ее в доступной детям продуктивной деятельности. В этом возрасте происходит значительные изменения в познавательной сфере, совершенствуется восприятие, дети овладевают умением обследовать предметы, выделять в них отдельные части, устанавливая соотношения между ними, что позволяет получить много новых конкретных сведений об окружающем мире. Возрастной период от трех ло пяти лет недаром называют возрастом «почемучек». Развитие ребенка в этом возрасте определяется расширением и усложнением его связей с окружающим миром. Игры детей становятся более сложными: от сюжетных до ролевых. В игровой деятельности формируется личность ребенка; развивается возможность тормозного контроля за своим поведением, умением подчиняться правилам, умение преодолевать трудности; формируются начала коллективизма и товарищества; приобретается первый опыт взаимопомощи. Речь детей становится более содержательной, усложняются ее грамматические формы.
Уровень психического и личностного развития 4-5 лет уже позволяет проводить с ними специально организованные как индивидуальные, так и групповые развивающие занятия, построенные в игровой форме. Ребенок данного возраста вполне готов к усвоению элементарных знаний и навыков, способствующих сохранению и укреплению собственного здоровья.
ЦЕЛЬ: Обеспечить систему знаний, умений, навыков детей в области здоровья
Задачи:
-формировать основы валеологического мышления;
-воспитывать интерес к накоплению витагенного опыта в области здоровья;
-научить заботиться о своем здоровье
Программа реализуется через систему блочного планирования. Особенности,
которого состоят в том, что оно осуществляется через все направления работы
Программа состоит из 4-х блоков :
- Чистота – залог здоровья
- Безопасность и защита жизни и здоровья
- Факторы здоровья
- Познай себя.
Блок I – Чистота – залог здоровья
Цель: Формировать умение осмысленно и правильно пользоваться предметами личной гигиены.
Задачи: Закреплять умение правильно выполнять основные культурно-гигиенические ритуалы: подготовка ко сну, еде, прогулке. Формировать умение и навыки практической помощи своему организму.
- Мыло и вода – наши верные друзья.
- Предметы личной гигиены
- Уроки «Мойдодыра»
- Уход за зубами. В гостях у Зубболита.
- Мыло и вода – наши верные друзья
Задачи: Уточнить и расширить имеющийся у детей представление о мыле и воде, их роли в сохранении здоровья людей.
Занятия:
Тема : Мыло и вода – наши верные друзья.
Игра» «Что без чего не бывает?»
Опыты: - Тонет или нет?; - Когда получается мыльная пена?
Игры:
-Дидактическая игра «страна сравнений»
-Сюжетно-ролевая игра» Кто больше назовет слов о мыле»
Уроки общения:
-Имеет ли вода цвет, запах, вкус? (беседа)
-Кому нужна вода? (беседа)
-Слушание аудиокассеты «Журчанье ручейка», «Шум моря»
-Что будет, если вода исчезнет (беседа)
-Рассказывание сказки Синке Хоп «Мыльные пузыри»
-Чтение стихотворение : Аким «Мыло»
Режимные моменты:
-Мыльные перчатки (игра)
-Водичка, водичка, умой мое личико (практическое занятие)
- Предметы личной гигиены
Задачи: познакомить детей с правилами личной гигиены. Научить определять, когда необходимо мыть руки. Воспитывать привычку пользоваться только своими туалетными принадлежностями.
Занятия:
Тема: Принадлежности для умывания, научим Хрюшу умываться.
Тема: Кто во всем виноват? (Сценка кукольного театра, как часть занятия по теме: «Каждой вещи свое место»)
Игры:
-Дидактическая игра «Хорошо-плохо»
-Игра- имитация на основе стихотворения Э. Мошковской «Нос ,мойся»
Уроки общения:
-Рассказывание сказки «Грязнулины проделки»
-Чтение стихотворения Г. Лагэдынь «Умывальник»
-Чтение стихотворения Ю.Тувима «Письмо», потешка –«Ладушки»
-Рефлексивный момент «Мы будем… мы не будем»
-Упражнение на развитие мелких мышц руки «Мытье рук», «Радужные брызги»
Режимные моменты:
-Вода- для хвори беда (игра-демонстрация)
-От простой воды и мыла у микробов тают силы (практическое занятие)
1.3 Уроки Мойдодыра
Задачи: закреплять умение правильно выполнять основные культурно-гигиенические ритуалы: подготовка ко сну, еде, прогулке. Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.
Занятия:
Тема: Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным» (часть занятия по теме «Одежда»)
Тема: «Научу обуваться я братца» (часть занятия по теме «Знакомство с предметами домашнего обихода»)
Тема «Федорины советы» (часть занятия по теме «Научим куклу Катю сервировать стол»)
Игры:
-Сюжетно-ролевая игра «Карлсон в гостях у детей»
-Дидактическая игра «Что было бы , если бы…?»
-Дидактическая игра «Чистюля и чистюльки»
Уроки общения:
-Чтение стихотворений К.Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе»
-Просмотр диафильмов по этим произведениям
-Слушание оперы «Мойдодыр» в грамзаписи
-Чтение стихотворения Воронковой «Маша – растеряша»
-Чтение стихотворения Барто «Девочка чумазая» (разыгрывание этого стихотворения с куклой)
- В гостях у Мойдодыра (умывание и купание) Энциклопедия Р.Ротенберга «Расти здоровым»
-Чтение рассказа Д.Орловой «Черничные усы»
Режимные моменты:
Практические занятия при подготовке к прогулке, еде, ко сну.
1.4 Уход за зубами «В гостях у Зубболита»
Задачи: Закрепить гигиенические навыки детей по уходу полостью рта. Развивать способность детей выделять полезные и вредные продукты для зубов.
Занятия:
Тема: В гостях у Зубболита.
Игры:
-Речевая игра: «Спрячем зубки».
Уроки общения
-Как ухаживать за зубами (советы из энциклопедии Р.Ротенберга «Расти здоровым»)
-Зачем нужно чистить зубы? (рассказ из книги «Первые вопросы и ответы об организме)
-Полезные советы – рассказ воспитателя о полезных продуктах для зубов.
- Мои зубы: их друзья и недруги (беседа)
БЛОК II - Безопасность и защита жизни и здоровья.
Цель: дать детям знания о безопасном поведении, практические умения и навыки по охране жизни и здоровья.
Задачи: познакомить детей с ситуациями, угрожающими жизни и здоровью детей; дать детям конкретные рекомендации по сохранению своего здоровья, научить, ими пользоваться.
2.1 Азбука безопасности.
2.2 Остановись – подумай!
2.3 Я и природа.
2.1 Азбука безопасности
Задачи: Дать детям знания о правилах поведения на улице, в транспорте. Закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах. Учить применять полученные знания в жизни.
Занятия:
Тема: «наши верные друзья»
Игра: «Светофор»
Тема: «Машины- помощники людей»
Игра: «Кто быстрее соберет светофор»
Игры:
-Дидактическая игра: «Наша улица», «Светофор», «Непослушный зайчик на улице»
Уроки общения:
-«Красный, желтый, зеленый» (Диапозитивы)
-Диафильм «Как избежать опасности при переходе улицы»
-Слушание стихов: С. Маршак «Мяч», А. Северный «Светофор», Я.Пишумов «Пешеходный светофор», О.Высотской «На санках»
-Рассматривание иллюстраций «Я и улица»
-Чтение рассказа Н.Носова «Автомобиль»
-Уроки Стобеда «Как Стобед загадывал загадки»
-Кукольный спектакль «Уважайте светофор»
-Чтение стихотворения Н. Кончаловской «Самокат», «Где и как надо кататься на велосипеде»
Экскурсии:
Наблюдение за светофором, знакомство с улицей.
2.2 Остановись – подумай!
Задачи: используя сказочные ситуации, показать непривлекательность плохих поступков. Вызвать желание активно противостоять им.
Уроки общения:
-Уроки Стобеда: «Как стобед бросил бутылку, и что из этого вышло», «Стобед и золотая рыбка», «Как Стобед качался на качелях», «Как стобед хотел испугать волка , а сам чуть не сгорел»
-Рассматривание иллюстраций: «Опасные ситуации»
-Рефлексивный момент: «Мы будем …, Мы не будем…»
-игра- общение «Что сказали бы ножницы? ,,.»
-Вечер развлечений: кукольный театр: «Петрушка и Катюша»
2.3 Я и природа
Задачи: познакомить детей с разнообразием растительного мира. Формировать элементарные представления о его целостности и единстве; человека и природы. Развитие чувственного сознания взаимосвязанности взаимозависимости человека и природы.
Занятия:
Тема: «Растения всякие нужны, растения всякие важны»
Игра «Кто быстрее наполнит корзину?», «Угадай-ка»
Уроки общения:
-Слушание аудикассеты «Звуки леса»
-Растения наши друзья и наши враги (альбом, диапозитивы)
-Не навреди! (наблюдение в природе, изготовление гербария, заготовка природного материала. Подкормка птиц)
-Лесные знаки
-Чтение рассказа Н.Рыжова «Лесные правила», беседа по его содержанию
-Кукольный спектакль «Целебная трава»
Экскурсии:
Среди запахов и звуков (лето)
Радуга на клумбе (осень)
БЛОК III – Факторы здоровья
Цель: формировать привычку к здоровому образу жизни.
Задачи: знакомить детей с факторами, влияющими на здоровье. Воспитать интерес к накоплению опыта по оздоровлению себя самого. Познакомить детей «с зелеными помощниками»
- Я здоровье берегу, сам себе я помогу.
- Продукты питания. Нужна ли нам пища?
- Сон- лучшее лекарство.
- Сон и наше здоровье.
- Я здоровье берегу, сам себе я помогу.
Задачи: Формировать умение и навыки практической помощи своему организму. Формировать потребность в ежедневной двигательной активности, закаливании.
Занятия:
Тема: «К детям приходит доктор Айболит»
- Беседа о здоровом образе жизни.
- Письмо заболевшему товарищу
- Посадка лука в ящиках
- Игра «Узнай на вкус»
Тема: «Как заяц выздоровел» (сценка кукольного театра, как часть занятия по теме «Кто живет в лесу)
Игры:
Игра – инсценировка «петрушка заболел»
Подвижные игры: «Самолеты», «Цветные автомобили», «У медведя во бору», «бездомный заяц», «Зайцы и волк», «Найди где спрятано», «Кто ушел?»
Уроки общения:
-Двигайся больше- проживешь дольше! (рассматривание альбомов о спорте, гимнастике)
-Кто такие моржи (рассказ воспитателя с использованием иллюстраций)
-Почему полезно гулять в лесу, парке (беседа)
-Почему Лене делают укол, когда я не болею (рассказ из книги «Первые вопросы и ответы об организме»)
-Рассказ Д.Орловой «Не бойтесь уколов ребята!
-Кукольный спектакль «Зайка простудился» по М. Буги
Экскурсии:
-Волшебный сад (осень)
-Кабинет врача
-Спортивный зал школы.
3.2 Продукты питания. Нужна ли нам пища
Задачи: помочь ребенку понять, что натуральные продукты – самые полезные для здоровья.
Занятия:
Тема: «Овощи - лекарство для больных и для здоровых» (часть занятия по теме «Овощи»)
Тема «Растительная пища- такая вкуснотища (часть занятия по теме «Фрукты»)
Игры: « В огород», «Узнай по вкусу», «Чудесный мешочек»
Уроки общения:
-Загадки
-Вкусная и здоровая пища (рассматривание альбома)
-Почему я бываю полезным (рассказ из книги «Первые вопросы и ответы об организме)
-Лук с чесноком - родные братья (рассказ воспитателя)
-Чтение стихотворения К. Чуковского «Обжора»
Экскурсия:
Где готовят мое любимое блюдо? (экскурсия на пищеблок.)
3.3Сон – лучшее лекарство
Задачи: познакомит детей с правилами здорового сна
Уроки общения:
-Чтение стихотворения К. Потемкина «Что такое сон»
- Чтение стихотворения Г. Лагэдынь «Спим»
-Зачем человеку сон (рассказ воспитателя)
-Одежда для сна, подготовка ко сну. (беседа)
-«Пять дел перед сном» (чтение рассказа Д. Орловой)
3.4 Солнце и наше здоровье.
Задача: Раскрыть значение солнца в жизни человека
Уроки общения:
-Чтение стихотворения К. Чуковского «Краденое солнце»
-Чтение рассказа «Почему надо носить козырек» (из книги первые вопросы и ответы об организме)
-Солнце наш друг и наш враг (рассказ воспитателя с использованием диапозитивов)
-Рефлексивный момент: «Мы будем …. Мы не будем»
БЛОК IV - Познай себя
Цель: Формировать интерес ребенка к познанию самого себя, пониманию, что необходимо еще сделать, чтобы быть здоровыми?
Задачи: Вызвать интерес к познанию себя, желание и умение анализировать свои поступки, действия, чувства, мысли.
- Что я могу?
- Зачес носик малышам?
- Уши разные нужны - уши разные важны.
- Что помогает нам видеть окружающий мир?
- Кто я? Какой я?
4.1 Что я могу?
Задача: вызвать интерес к познанию себя. Учить анализировать свои действия.
Занятия:
Тема: «Олины помощники» (как часть занятия по теме «Мои помощники)
Игры:
-Отгадайка ( загадки о частях тела)
-Дружная семейка
-Все помощники важны, все помощники нужны.
Урок общения
-Загадки
-Умеют ли руки разговаривать ( упражнение)
-Чтение произведения Р.Куликова «Ножки, ножки, где вы были?
4.2 Зачем носик малышам?
Задача: познакомить детей с органами дыхания.
Игры:
-Узнай по запаху
Уроки общения
-загадки о носе
-Чтение стихотворения ( Э. Машковская «Мой замечательный носик» ; Ю.Проконович «Нос» )
-Зачем на нос? (беседа –рассуждение)
-Насморк и как с ним бороться (рассказ воспитателя)
-Чтение отрывка из рассказа «Как найти дорожку»
4.3 Уши разные нужны- уши разные важны.
Задача: познакомить детей с органами слуха человека и некоторых животных.
Игры:
-«Что ты слышал?» - «Определи по звуку»
-«Угадай, кто тебя позвал» - «Какой он»
Уроки общение
-Чтение стихотворения Э. Машковской «Уши»
-Почему от громкого шума болят уши? (рассказ из книги «Первые вопросы и ответы об организме»)
-Как уши спасают животных (рассказ воспитателя)
-Чтения произведения О. Ромас «Сказка про ушки»
4.4 Что нам помогает видеть окружающий мир
Задача: Раскрыть значение зрения в познании окружающего мира
Игры:
-«Что изменилось?» «Разноцветные кубики»
-«Кого не стало?»
Уроки общения:
-Чтение произведения Н. Орловой «Ребятишкам про глаза» (беседа по его содержанию)
-Для чего некоторые люди носят очки? (рассказ из книги «Первые вопросы и ответы об организме»)
-Для чего нужны слезы? (беседа)
-Гимнастика для глаз
4.4 Кто я? Какой я?
Задача: познакомить детей с органами чувств, их ролью в познании окружающего мира. Вызвать интерес к познанию себя.
- Тренинг творческих зрительных восприятий
Упражнение «Фотоаппарат»
Упражнение «Слепые фотографы»
Упражнение «Видеоскоп»
- Тренинг творческих слуховых восприятий
Упражнение « Что происходит»
Упражнение Узнай, по какому предмету я стучу»
Упражнение «Какой он?»
- Тренинг творческих тактильных восприятий.
Упражнение «Видящие пальцы»
Упражнение «Чувствуем ножками»
Упражнение «Узнай по вкусу».
- Тренинг творческих тактильных восприятий.
Упражнение «Видящие пальцы»
Упражнение «Чувствуем ножками»
Развивающая программа познавательного цикла для детей 5-6 лет.
Путешествие в страну здоровья.
Пояснительная записка.
Все ли родом из детства. Эти прекрасные слова А. Сент-Экзюпери как нельзя лучше обращают нас к истокам нашей жизни.
Золотое детство каждого человека является важным этапом в формировании личности человека. Чтобы вырастить и воспитать физически интеллектуально развитого человека, с хорошими умственными способностями, любознательного с развитым воображением, нравственно честного, самокритичного, коммуникабельного и уравновешенного необходимо его становление основывать на эмоциональном отношении в соответствии с ценностями, идеалами и нормами общества.
Ребенок в дошкольном возрасте податлив различным внешним влияниям. Он вполне доверяет взрослым, и не в состоянии еще сам во всем разобраться, оценить окружающее. Ребенок почти без разбора всем и всему подражает. Факторы, от которых зависит формирование личности, сочетаются по-разному, и этим определяются различия, которые в 5-6 лет уже достаточно велики, причем многие из них сохраняются в дальнейшей жизни. Пятилетний ребенок обладает достаточной силой и энергией позволяющей ему идти к цели, осваивает свое психологическое пространство и возможности жизни в нем.
В этом возрасте ребенок переходит от непосредственности и спонтанности к произвольности и определенности. Поведение ребенка становится многоплановым: разделяется план реальный и вымышленный, предметный и отношенческий, становится дифференцированными чувства. Формируется сознательное управление своим поведением. Важной стороной общего развития ребенка пяти лет является произвольная деятельность в ходе, которой складывается направленность на получение результата. Мотивы. Возникающие в деятельности, создают условия для развития способностей детей.
Познавательные интересы в пять лет характеризуются широтой и устойчивостью, что представляет основу для приобретения системы знаний.
Проанализировав ценностные приобретения пятилетнего возраста можно отметить, что у ребенка уже есть «материал» из которого может сложиться личность. На формирование личности человека, бесспорно зависит от состояния здоровья.
Современная статистика, к сожалению, приводит грустные результаты состояния здоровья детей. До 60% заболевают дети до 7 лет. Сегодня установлено, что большинство заболеваний взрослых истоками своими уходят в детский возраст. Поэтому задача состоит в том, чтобы научить ребенка бережно относиться к великому дару природы - здоровью. Знать и любить свой организм, свое тело, приобретать опыт по укреплению своего организма.
Цель программы:
-Формировать целостные ориентации у детей в отношении своего здоровья
Задачи программы:
-формировать интерес к познанию себя;
-формировать у ребенка сознательное отношение к своему здоровью;
-способствовать приобретению и автоматизации практических навыков в оказании помощи своему организму;
-воспитать культуру здоровья.
Перечисленные задачи реализуются в блоках:
- Человек – дитя природы.
- Здоровье – сокровище, которое всегда с тобой
- Болезнь с грязью в дружбе, а с чистотой враждуют.
- Мир вокруг нас спокойный и тревожный
Успешное решение задач возможно при условии комплексного использования всех видов деятельности.
БЛОК I - «Человек – дитя природы»
Цель: формировать у детей представление о человеке, как части природы. Раскрыть структуру и функции систем человеческого организма.
Задачи: формировать у ребенка интерес к познанию себя и своих возможностей.
- «Как человек, стал человеком»
- «Наши органы»
- «Как мы дышим»
1.1 «Как человек стал человеком»
Задачи: содействовать формированию у детей знаний о человеке и его месте в мире природы.
Занятие: «Как человек стал человеком»
Игра: Чья команда больше назовет отличительных черт древнего человека. Рассматривание иллюстраций.
Вопросы к детям.
Индивидуальная работа: Нарисовать древнего человека.
Игра: «Наведи порядок»- знакомство с орудиями древнего и соврименного человека.
Чтение историй древнего мира для детей.
1.2 «Наши органы»
Задачи: дать детям представление о строении и работе главных органов.
Занятие «Наши органы» - рассматривание «Детская анатомия»
Игра с мячом: «Назови любой орган»
Уроки здоровья: « Искусство правильно дышать»
Игра: «убери лишнее»
Итоговое занятие: «Конкурс знатоки»
1.3 «Как мы дышим"
Задачи: Дать детям представление о строении и работе органов дыхания. (Сколько воздуха проходит через легкие?) Почему легко дышится в лесу, в горах, а трудно под водой.
Занятие: «как мы дышим» - рассматривание детской энциклопедии.
Спортивные секции: Физкультурные занятия, прогулка, экскурсии в лес.
Игра «Научите Ушастика правильно дышать»
Чтение: Журнал Физкультура и здоровье» «Как нужно дышать, когда бегаешь»
БЛОК II – Здоровье-сокровище, которое всегда с тобой»
Цель: формировать общее представление об основных факторах здоровья человека. Воспитывать у детей сознательное отношение и потребность к сохранению и укреплению здоровья.
Задачи: продолжать знакомить детей с факторами, влияющими на здоровье.
2.1 «Что такое здоровье и что такое болезнь?»
2.2 «Движения, которые делают человека здоровым и гармоничным»
2.3 «Личная гигиена»
2.4 «Питание человека»
2.1 «Что такое здоровье и что такое болезнь»
Задачи: продолжать приучать детей заботиться о своем здоровье. Формировать элементарные понятия, что вредно, что полезно и почему.
Занятие: «Что такое здоровье и что такое болезнь?»
- Как помочь больному ( Д/в №9-96г. стр. 69)
- Сюжетно-ролевая игра «Больница», «Поликлиника»
- Тематическая беседа «Здоровье и болезнь»
- Эстафета «Кто быстрее вылечит больного»
2.2 Движения, которые делают человека здоровым и гармоничным.
Задачи: формировать потребность в ежедневной двигательной активности. Движение-это жизнь.
Занятие: «движения, которые делают человека здоровым и гармоничным»
Подвижные игры: «Найди свою пару»
«Кто быстрее перенесет»
«Кто дальше бросит»
«Третий лишний».
Уроки общения:
Движение –это жизнь.
Двигайся больше - проживешь дольше .
Если хочешь быть красивым - бегай, если хочешь быть здоровым - бегай.
Мой друг спорт.. что развивают подвижные игры (беседа)
Гимнастика- средство оздоровления (беседа)
Экскурсии:
-Лес
-Парковая зона.
2.3 Личная гигиена.
Задачи: познакомить детей с правилами личной гигиены, как ухаживать за своими вещами, как одеваться в разное время года.
Занятие: «личная гигиена Как носить вещи ухаживать за ними, как правильно одевать в разное время года.
Дидактическая игра: «Помоги незнайке одеться» «Когда это бывает»
«Что изменилось в одежде».
Режимные моменты: - Одеваемся на прогулку.
-Одежда в группе.
Прогулка: Пословицы:»Чья молодость прошла в теплице, тот всю жизнь сквозняка боится»
«Деньги потерял- ничего не потерял, время потерял –много потерял, здоровье потерял – все потерял».
Инсценирование «Мойдодыр К.И. Чуковский
2.4 Питание человека
Задачи: обобщить и закрепить знания детей об овощах. Расширить представления о полезных свойствах. Закрепить знания о том, что лекарство для здоровья – в сырых овощах, фруктах, соках.
Занятие. Тема: -«Питание человека» - «Овощи, как их выращивают»
Игра: «Узнай по вкусу» «Угадай по описанию» «Узнай на ощупь»
«Съедобное – несъедобное» «Вершки-корешки»
Уроки общения:
Загадки об овощах. Какие овощи полезнее сырые или вареные и почему?
Где выращивают овощи?
Чтение «Овощи»
Экскурсия на огород (труд на огороде)
КВН Узнай по вкусу – сырые, вареные, соленые, маринованные овощи.
Блок –III «Болезнь с грязью в дружбе, а с чистотой враждует»
Цель: дать элементарные представления об инфекционных заболеваниях их признаках и профилактике.
Задачи: познакомить с некоторыми инфекционными заболеваниями.
- Инфекционные заболевания.
- Признаки болезни, их профилактика
- Как помочь себе во время болезни
- Как правильно пользоваться лекарством.
3.1 «Инфекционные заболевания»
Занятие: «Инфекционные заболевания»
- «Как избежать простуды» (беседа врача)
- «Болезнь грязных рук» (беседа врача)
Уроки общения:
-чтение энциклопедии «Расти - здоровым»
-Сюжетно-ролевая игра «Больница», «Поликлиника»
3.2 «Признаки болезни, их профилактика»
Задачи: дать детям представление о признаках некоторых болезней и их профилактике.
Дидактическая игра: «Кто больше назовет признаков болезней»
Уроки общения: -Чтение «Айболит» «Мойдодыр» К.И. Чуковский (драматизация)
-Какие бывают болезни (беседа врача)
-Инфекционные болезни (беседа врача)
Уроки Айболита
Прогулка: Пословицы: «Чистота и здоровье – родные сестры»
Болезнь с грязью в дружбе, а с чистотой враждует»
- «Как помочь себе во время болезни»
Задачи: Дать детям представление. Как уберечь себя от болезни, вовремя и правильно помочь во время болезни.
Занятие: «Как помочь себе во время болезни»
Игра: «Семья», «Детский сад», «Больница»
Уроки общения:
Чтение: - «Чем лечить малыша» (И. Добротворской Рецепты народной медицины)
-Чтобы избежать большой беды
Уроки Айболита
Прогулка: пословицы«Чистота и здоровье – родные сестры»
Болезнь с грязью в дружбе, а с чистотой враждует»
- «Как правильно пользоваться лекарством»
Задачи: «Помоги Незнайке разобраться с лекарством»
Уроки общения:
-Уроки Айболита: «Осторожно- лекарство» «правила на всю жизнь»
Блок IV- «Мир вокруг нас спокойный и тревожный»
Цель: формировать у детей правила безопасного поведения, способствующих предотвращению несчастных случаев.
Задачи: познакомить с правилами безопасного поведения. Учить разумному, осознанному. Адекватному поведению в жизненных условиях и ситуациях.
- Путешествие в страну дорожных знаков «Три сигнала светофора»
- «Как избежать опасность»
- «Один дома»
- «оказание первой медицинской помощи»
- «Если ты потерялся»
- Путешествие в страну дорожных знаков «Три сигнала светофора»
Задачи: расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы. Закрепить представления детей о назначении светофора.
Занятия: «Путешествие в страну дорожных знаков».
Игра: «Угадай какой знак» «Виды перекрестков» «Незнайка на улице»
Уроки общения: чтение «Подземный ход» А, Дорохова
«Шлагбаум» А. Дорохова «Как вести себя на улице» Н, Калиника
-Наблюдение за транспортом.
Экскурсии
4.2 Как избежать опасности.
Задачи: используя различные ситуации, показать как избежать опасности.
Игры: «Изучай правила дорожного движения» «Кто быстрее соберет машину»
Занятие: «Как избежать опасности»
Уроки общения: чтение «Моя улица» «Велосипедист» С. Михалкова
Уроки Айболита
Уроки безопасности.
4.3 «Один дома»
Задачи: дать необходимые знания, если попал в опасную ситуацию, как нужно поступить, как помогу себе и другим. Формировать умение и навыки практической помощи своему организму.
Занятие: «Один дома»
Игра «Выбери, что тебе поможет», «Правила пользования телефоном»
Уроки общения: чтение «Аварийные ситуации дома» «Телефон – друг человека» » Л. Логинова
Уроки безопасности
Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Дочки-матери»
4.4Оказание первой медицинской помощи»
Задачи: формировать умения оказать помощь себе и товарищу в нужной ситуации.
Игра «Травмпункт», «Больница»
Чтение: «Основы безопасности» А. Усачева
«Что делать при переломе» (беседа врача)
«Как помочь себе и оказать первую помощь другим» Л. Логинова
Экскурсия: Медицинский кабинет
4.5«Если ты потерялся»
Занятие: «Если ты потерялся»
Уроки общения:
Чтение: «Как я потерялся» Б. Житков; «Как я нашелся» Б. Житков; «Что я видел Б. Житков; «Все обо всем»- мое тело А. Пиля; «Чем лечить малыша» И. Добротворский; Энциклопедия «Все обо всем» А. Ликум; Энциклопедия «Расти здоровым» Р. Ротинберг.
Развивающая программа познавательного цикла
для детей 6-7 лет
Путешествие в страну здоровья.
Пояснительная записка.
Валеология рассматривает человека со многих позиций, сводящихся к одной цели: познание самого себя и своих возможностей для сохранения и укрепления здоровья, самосовершенствования.
Валеологическое образование дошкольников строится на мотивационно-поведенческих принципах и направленно как на сообщение новых знаний о здоровье, так и на формировании навыков ЗОЖ.
Касаясь психологических особенностей детей шестилетнего возраста, следует отметить постепенный переход от доминирования непроизвольных форм психической деятельности и поведения к произвольным формам. Дети 6-7 летнего возраста отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные формы мышления, смысловое запоминание.
Н.Н. Подьяков отмечает, что в этом возрасте происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды. У ребенка формируется определенный объем знаний, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, запоминать, рассматривать и анализировать самого себя. Старший дошкольник умеет согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр или продуктивной деятельности, регулировать свое поведение на основе усвоения общественных норм и правил, использовать их в качестве эталона. Поведение детей 6-7 лет характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью к достаточно адекватной оценке результатов собственной деятельности и своих возможностей.
Формирование воображения находится в непосредственной зависимости от развития речи ребенка. Воображение в этом возрасте расширяет возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой, способствует его освоению, служит вместе с мышлением средствами познания действительности.
Достаточный уровень развития речи, сформированное мышление, память, воображение являются благоприятной почвой для восприятия элементарных научных знаний о строении и функциях своего организма, воспитания основ валеологической культуры личности через осознанное отношение детей к выполненным действиям.
Основываясь на необходимости отбора валеологического содержания и определения технологий работы с детьми старшего дошкольного возраста, была разработана данная программа с валеологическим сопровождением, ставящая своей целью совершенствование валеологического мышления детей, гармонизацию их физического и психического здоровья.
Задачи программы:
-формировать у детей представления о здоровом образе жизни;
-развивать умения оперировать знаниями о способах сохранения своего здоровья и применять их в собственной жизнедеятельности;
-обучать выбору позитивного поведения в ситуациях, требующих применения сформированных навыков.
Программа ориентирована на усвоении ребенком знаний и представлений, на становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализацию усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении.
Методы работы с детьми строятся в направлении личностно- ориентированного взаимодействия с ребенком, акцент делается на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, пробуждение в них творческого отношения при выполнении заданий.
Содержание занятий носит познавательный характер в сочетании с практическими ( тренинг, оздоровительные минутки-упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.) необходимыми для развития здоровьесберегающих навыков ребенка.
Предполагаются различные формы проведения занятий с детьми: беседы, оздоровительные минутки, деловые игры, комплексы упражнений, общение с природой и др.
Итогом проводимой работы должно стать стремление детей творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Программа состоит из шести блоков:
I - Познай свое тело.
II- Советы доктора градусника.
III- Лечение без таблеток
IV- Правила на всю жизнь
V- Чтобы не случилось беды
VI- Наука быть человеком.
БЛОК I – Познай свое тело
Цель: Формировать у детей научное понимание строения и функционирования человеческого организма; дать представление о физических, психических, умственных возможностях человека.
Темы занятий
- «Откуда берутся дети»
-«Из чего мы сделаны»
-«Топливо для человека»
-«Живая вода-кровь»
-«Как мы дышим»
-«Кто всему голова»
-«Что может человек» (цикл бесед)
Экскурсии
-«Я бы в повара пошел…»- экскурсия на пищеблок
-«Как мы дышим»- экскурсия в медкабинет
Игры
-«Моя семья»
-«На приеме у врача»
-«Процедурный кабинет. Лаборатория»
-«Скорая помощь»
Режимные моменты
-упражнения для осанки
-предупреждение плоскостопия
-упражнение или расслабление различных групп мышц.
Выставка детских рисунков:
-«Моя семья»
Художественная литература для детей:
-«Сума дай ума» - русская народная сказка
-Р. Киплинг «Маугли»
Блок II. Советы доктора градусника
Цель: формировать у детей необходимые знания о причинах возникновения различных заболеваний. Методах их предупреждения и лечения; закладывать навыки оказания первой доврачебной помощи при травматизме и несчастных случаях; воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Темы бесед (уроки общения)
-«Почему мы болеем»
-«Какими болезнями чаще всего болеют дети»
-«Кто и как предохраняет нас от болезней»
-«Кто нас лечит»
-« Прививки от болезней»
-«Что нужно знать о лекарствах»
-«Привычки бывают разные»
-«Вредные привычки»
-«Смотрим телевизор и слушаем радио»
-«Как сделать сон «полезным»
-«Как закаляться »
-«Чего не надо бояться» (о предметах и явлениях)
-«Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, газами, дымом»
-«Первая помощь при перегревании и тепловых ударах, при ожогах и обморожениях»
-«Первая помощь при травмах»
-«Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос, горло»
-«Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак, кошек »
Темы занятий
-«Как нужно одеваться»
-«Как следует питаться»
-«Кто нас лечит»- экскурсия в медкабинет
игры
-«Я уколов не боюсь»
-«Что перепутал художник»
-«Скорая помощь»
-«Ой, меня укусила оса! (игровая ситуация) »
Режимные моменты
-«Как нужно одеваться»
-«Как сделать сон полезным»
-«Закаливание. Солнечные и воздушные ванны»
-«Закаливание . Водные процедуры.»
-Вечер развлечений: «У нас в гостях Хрюша и Степаша»
Блок III. Лечение без таблеток
Цель: обеспечить детей системой элементарных знаний, умений и навыков, направленных на повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, профилактику и лечение различных заболеваний нетрадиционными методами.
Уроки общения (темы бесед)
-«Лекарства с грядки»-цикл бесед
-«лук от семи недуг»
-«Сокотерапия лечение соками овощей и фруктов»
-«Зеленая аптека »- цикл бесед
-«Лечение продуктами пчеловодства (мед, прополис, пыльца, пчелиный яд)»
-«Водолечение (минеральная вода, талая вода)»
-«Лечение простудных заболеваний »
-«Массаж. Точечный массаж . Массажер»
Экскурсии
-«Путешествие в мир растений»
-«Сам себе я помогу» -(сбор лекарственных трав на участке детского сада)
Практическое занятие
-«Лекарства от простуды»
Режимные моменты
-«Дыхательная гимнастика»
-«Точечный массаж»
-«Если хочешь быть здоров –закаляйся»
Художественная литература для детей
-«Сказка о живой и мертвой воде»
Блок IV Правила на всю жизнь.
Цель: обеспечить овладение детьми системой глубоких гигиенических навыков, составляющих основу позитивного гигиенического поведения.
Темы занятий
-«Умывание и купание»
-«Как нужно заботиться о глазах»
-«Как ухаживать за зубами» (практическое занятие)
-«Мой день дома» (о режиме дня)- интегрированное занятие
-«Как одеваться в прохладную погоду »
Уроки общения
-«Какого ухода требуют уши»
-«Уход за руками и ногами»
-«Забота о коже»
-«Культурно-гигиенические правила»
-«Правила культуры общения » ( цикл бесед)
-«О чистоте и опрятности»
-«Режим дня в твоей жизни»
-«Красота начинается с порядка»
Игры
-«Заботливая мама», «Семья»
-«На приеме у окулиста»
-«На приеме у лор- врача»
- «Стоматологический кабинет»
- «О гигиене в дороге»(игра –инсценировка)
-«День рождения»
-«Если сегодня прохладно»
- «Мы встречаем гостей»
экскурсии
-В стоматологический кабинет
Тематические вечера –развлечения:
«Здравствуй Мойдодыр»
-Что такое хорошо. Что такое плохо.
Режимные моменты
-«Да здравствуй мыло душистое…»
-«Упражнения для снятия усталости глаз»
-«Культурно-гигиенические навыки »
-«Одеваемся на прогулку»
-«Буду чистым и опрятным»
-«У меня везде порядок»
-«Каждой вещи - свое место»
Художественная литература
- «Чуня»
-В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»
Блок V Чтобы не случилось беды
Цель: способствовать формированию у детей умения ориентироваться в пространстве и времени, оценивать и предвидеть опасность; развивать основы безопасного поведения.
Экскурсии
-«Наша улица»
-«Элементы улиц и дорог»
Уроки общения (беседы)
-«Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте »
- «Водители и пассажиры, будьте взаимно вежливы»
-«Кто шагает в детский сад (азбука безопасности )» -цикл бесед
-«Проделки сто-беда»-цикл бесед
-«Как человек огонь приручил»
-«Не всегда огонь наш друг»
-«Правила обращения с огнем»
-«Береги лес от пажара»
-«Правила безопасного поведения на воде»
-«Как вести себя с незнакомыми людьми»
-«Как избежать отравлений»
-«Безопасность при любой погоде»
-«Как уберечься от ударов электрическим током»
-«Как уберечься от порезов, ушибов, переломов»
-«Как защищаться от насекомых»
-«Предосторожности при общении с животными»
-«Как герои сказок оказались в городе и что из этого вышло»
Игры
«Мы едем в транспорте»
«Я примерный пешеход»
«Азбука дорожных знаков»
«Сигналы регулировщика»
«Пожарные на ученье»
Вечера – развлечений
-«Запрещается- разрешается»
-«Красный, желтый, зеленый»-физкультурный досуг
Художественная литература для детей
-В. Белоусов «Пленники добрых знаков»
-А. Линев «У развилки трех дорог размечтался носорог»
-Ю.Галесов «Я пожарный – верхолаз»
БЛОК VI. Наука быть человека
Цель: формировать нравственные чувства, положительные навыки и привычки поведения. Основы моральных качеств, нравственных представлений и мотивов поведения; способствовать формированию психологической, нравственной, интеллектуальной подготовке детей к дальнейшей жизни.
Уроки общения (беседы)
-«Я, ты, мы»
-«Мы все родные»
-«Веселые и грустные»
-«Как вести себя»
-«Мое настроение дома»
-«Мое настроение в детском саду»
-«Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым, жадным»
-«Что значит быть добрым»
-«Наши добрые поступки»
-«Как вести себя в общественных местах»
-«Как вести себя в гостях»
-«Мама , сестра, Родина»
-«Наши мамы и сестренки»
-«Нехорошие слова. Недобрые шутки »
-«Что значит настоящий друг»
-«Умеем ли мы дружить»
-«Как я помогаю родителям»
-«Как помочь больным и беспомощным»
Занятия
«Моя семья»
Игры
-«Как вести себя в общественных местах»игры-ситуации
-«День рождения друга»
-«Письма доброго волшебника»
-«Путешествие по маршруту добрых дел, чувств, поступков, отношений»
-«Будем взаимно вежливы»
-«Правильно-неправильно»
-«Моя семья»
-«Подбери хорошие слова к слову «мама», какая она?»
Вечера – развлечений
«Сладкий вечер»
«Мама, папа, я – дружная семья»
«Выпуск в школу»
Выставка детских рисунков
-«Наша дружная семья»
«Пусть дружат дети всей земли»
«Наша добрая планета»
Режимные моменты
-«Правила культуры поведения
Художественная литература для детей
-«Вовка –добрая душа»
-Л. Саксонская «Разговор о маме»
2.12 Ожидаемые результаты усвоения содержания программ
-Называть органы и части тела, их функциональное предназначение.
-Уметь рассказывать о своих телесных ощущениях. Объяснить, чем отличается состояние здоровья от состояния болезни.
-Уметь распознать основные эмоции. Уметь описать свои ощущения.
-Знать общепринятые правила коммуникации и уметь их применять.
Уметь соблюдать правила поведения в общественных местах. Уметь отказаться от общения с незнакомыми людьми.
-Уметь быть опрятным. Регулярно выполнять гигиенические процедуры. Поддерживать в чистоте предметы своего ежедневного обихода.
-Иметь навыки правильной гигиены зубов и привычку чистить зубы ежедневно.
-Иметь сформированный стереотип мытья рук перед едой и по мере необходимости.
-Иметь представление о моральной ответственности за распространение инфекционного заболевания
-Знать для чего делаются прививки.
-Уметь пользоваться столовыми приборами. Знать о правилах хранения и приготовления пищи.
-Уметь прогнозировать развитие ситуации на дороге (при переходе через улицу)
-Иметь представление о безопасности обращения с электроприборами, острыми предметами, огнем.
-Уметь распознать негативные реакции животных, насекомых и избегать их.
-Уметь обращаться за помощью в экстремальной ситуации.
-Иметь навык аккуратного обращения с лекарствами (не пробовать неизвестных таблеток без ведома родителей и медиков)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно - игровой эстафеты "Путешествие страну здоровья"
Конспект познавательно - игровой эстафеты«Путешествие в страну здоровья»Программное содержание: закрепить представление о здоровом образе жизни (занятия физ-рой и спортом, соблюдение правил личн...
Физкультурно-познавательное развлечение "Путешествие по стране Здоровья"
Это развлечение поможет сформировать и закрепить начальные представления о здоровом образе жизни. ...
Познавательное занятие "Путешествие в страну "Здоровье"
Конспект занятия «Путешествие в страну "Здоровье"» Тихонова Ирина Александровна, воспитательПрограммное содержание:Учить детей дышать через рот.Продолжать знакомить с термином “здоровье” и “незд...
Развивающее занятие на тему: «Путешествие в страну здоровья»
Конспект развивающего занятия на тему: «Путешествие в страну здоровья» для II младшей группы...
Занятие познавательного цикла "Путешествие по Алтайскому краю"
Развитие интереса к изучению родного Алтайского края, воспитание чувства гордости, любви и бережного отношения к малой Родине....
НОД познавательного цикла «Путешествие по стране «Математика»
Конспект интегрированной НОД познавательного цикла "Путешествие по стране "Математика" для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа)...