Проблемы социализации детей в детском саду
статья
В статье обозначены главные проблемы, возникающие при социализации дошкольников и приведены примеры практического решения в детском саду № 261 ОАО "РЖД".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_sotsializatsii_detey_v_detskom_sadu.docx | 20.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы социализации детей в детском саду
Под социализацией понимается усвоение общепринятых норм, ценностей общества, активное взаимодействие с членами общества – социальной средой. В раннем детстве ведущими агентами социализации являются: семья, образовательные учреждения и СМИ. Детский сад является институтом социализации детей на первой ее стадии, а группа сверстников представляет собой микроформу общества, где ребенок дошкольного возраста знакомится с социальными нормами, приобретает определенные социальные навыки взаимодействия с социумом. Но. От того, какой стиль воспитания и направление развития выберут родители – зависит дальнейшее формирование личности ребенка и его социализация. Каждый из членов семьи исполняет конкретные социальные роли, главные из них – это родительские роли. Общим в них является стремление к безопасности детей, уход и воспитание.
Каким приходит обычный ребенок в детский сад?
Он развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, свободный, импульсивный, капризный, плаксивый, драчливый, агрессивный, педагогически запущенный, воспитываемый телевизором.
- Дети хорошо информированы. При этом современные дети в развитии мышления и умственных способностей не опережают возраст. Современный ребенок дошкольник говорит много (если говорит), но плохо. Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса.
- Современные дети часто не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеянны, не проявляют интереса. Они находятся в постоянном, непрерывном движении, их трудно удержать на одном месте.
- Личностное развитие детей во все времена непосредственно связано с героями, на которых они равняются. Но современные герои книжек, мультфильмов резко отличаются от тех красивых, добрых, заботливых, любящих, ценящих дружбу, неагрессивных персонажей, на которых выросли родители нынешних дошкольников, их бабушки и дедушки. Чаще всего героями для дошкольников становятся персонажи западных мультфильмов с супер-способностями, которые далеко не всегда являются носителями духовных ценностей.
- У современных детей резко снижена фантазия, творческая активность. Дети нацелены на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки. Серьезную проблему вызывает уход сюжетно-ролевой игры из жизни современного ребенка. Компьютер, телевизор прочно входят в жизнь малышей, заменяя семейное общение, чтение книг, бабушкины сказки, беседы с отцом.
- При этом, развивающие и полезные игры и игрушки есть в каждом доме. Уже двухлетним малышам покупают «Азбуку», вешают на стену алфавит в картинках. Но у большинства детей головной мозг не созрел для восприятия большого объема информации, что ведет к поведенческим реакциям, заиканиям, и др. психическим проблемам.
Основная проблема современного дошкольника – культурная среда, в которой он развивается, эксплуатация огромного потенциала его памяти происходит в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте личностному становлению, социализации. В результате страдает развитие его самостоятельности и инициативности, произвольности, становления творческих потенциалов, воображения и фантазии.
Вот почему основной задачей детского сада сегодня становится сохранение (и/или возрождение) условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности.
Общий целевой ориентир: снижение тревожности; эмоциональное благополучие дошкольников; самооценка; сформированность представлений об особенностях собственной группы и осознание себя ее членом; принятие детьми себя, психологическая устойчивость, личностные и групповые ценности, позитивные установки и индивидуальные качества личности.
Что делать?
ФГОС выдвигает ряд требований к социальному развитию дошкольников:
- приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;
- создание коммуникативной компетентности ребенка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты;
- развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
- создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
- формирование у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
- развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово.
То есть, перед нами – современный социальный заказ системе дошкольного образования, который заключается в подготовке творческих, мыслящих и социально адаптированных людей через продуктивную деятельность.
Для выполнения данных задач могут быть применены методы и приемы, направленные на коллективное взаимодействие и сотрудничество в продуктивной деятельности:
1) использование мотивационного компонента при постановке задач (сделать для кого-то подарок, поделку);
2) формирование у детей способности распознать ситуацию сотрудничества, выбрать и принять такую позицию в социальных отношениях, которая отвечает его возможностям в данной деятельности (умение выслушивать и считаться с мнением других при изготовлении коллективных панно, коллажей);
3) игровые проблемные ситуации (реализуя данные ситуации, педагоги воздействуют на чувство сострадания, которое доступно в дошкольном возрасте, побуждают детей к сочувствию, сопереживанию при решении поставленной задачи);
4) ситуации морального выбора (когда осознание важнейших нравственных категорий постигается дошкольниками с опорой на конкретные действия в отношении сверстников: помощь в завершении начатой поделки и т. д.).
Продуктивная деятельность способствует взаимодействию детского сада и семьи. Именно поэтому большой интерес со стороны родителей вызывают встречи с использованием интерактивных форм взаимодействия. Тематика интерактивов прописана в рабочей программе и включает проведение семинаров, практикумов, мастер-классов, театрализованных представлений с участием детей и родителей, презентаций семейного опыта. Так, например, в 2021-2022 учебном году нами запланирован семинар «Проблемы адаптации ребенка в детском саду»; интерактив-практикум «Коммуникативные игры для детей дошкольного возраста»; работа театральной студии «Умелые руки не знают скуки», в рамках которой проводится мастер-класс по изготовлению театральных игрушек; оздоровительная лаборатория и треннинг «С папой вместе»; практическое занятие по развитию социально-эмоциональной сферы ребенка посредством игровой деятельности у старших дошкольников «На что похоже настроение» и др. Так же наши родители активно участвуют в проводимых детским садом акциях (например: «За безопасность дорожного движения», «Берегите птиц!», «Цветок надежды», «Подарите книгу детям!» «Начни с себя»), традиционных праздничных мероприятиях с изготовлением поделок своими руками («Осенины – осени именины», «Мастерская дедушки Мороза», «Одень куклу», «Новогодняя сказка», «Наши друзья – эколята», «Забавные пушистики», «Во имя Победы»), волонтерском движении, о результатах которых мы рассказываем на страницах нашего детского сада и в социальных сетях.
Мы не ставим перед собой цели давать родителям глубокие знания в назидательной манере, мы знакомим их с основными положениями, подходами в воспитании детей, открыто и честно осуществляем с ними взаимодействие. Поэтому многие родители хотят научиться психологически и педагогически грамотно воспитывать своих детей, им нужны средства и методики, они могут использовать и психотерапевтические методы на доступном для них уровне. Кроме того, родители начинают понимать, что для успешного развития их детей огромное значение имеют занятия, беседы, упражнения, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков. Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное – значит, можно и нужно заниматься с ним совместным творчеством. Дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению. И наша общая, совместная с родителями задача – правильно и умело помочь ребенку приобрести социальные навыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Полоролевая социализация детей в детском саду
обобщение опыта...
Проблемы адаптации детей к детскому саду 4-5 лет
Ни для кого не секрет, что новые дети в детском саду доставляют немало хлопот и воспитателям и родителям, когда вечером приходят домой. Проявление «адаптационной» болезни - это не случайность. Дети пе...
Проблема адаптации детей в детском саду
Посещение детского сада имеет свои плюсы и минусы, в статье раскрыты степени адаптации(с точки зрения наук— педагогики, медицины, психологии, социологии) и практические сове...
Проблемы адаптации детей в детском саду.
Статья собиралась мной из разных источников для родительского собрания. Думаю она будет полезна и воспитателям....
Проблема адаптации детей к детскому саду
Материал подходит для выступления на семинарах....
Консультация для педагогов ДОУ на тему:«Предметно- развивающая среда как средство коммуникации и социализации детей в детском саду»
Я представляю полезную информацию для педагогов о том, как правильно и рационально организовать предметно - развивающую среду в группе...
Консультация для педагогов ДОУ на тему:«Предметно- развивающая среда как средство коммуникации и социализации детей в детском саду»
Я представляю полезную информацию для педагогов о том, как правильно и рационально организовать предметно - развивающую среду в группе...