Проблема адаптации детей в детском саду
статья по теме

Щербань Наталья Алексеевна

Посещение детского сада имеет свои плюсы и минусы,  в статье раскрыты степени адаптации(с точки зрения наук— педагогики, медицины, психологии, социологии) и  практические советы  воспитателям  .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_detey.docx16.79 КБ

Предварительный просмотр:

“Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”.

В.А. Сухомлинский

Отталкиваясь  от длительности  адаптационного периода  различают 3 степени «приспособления-привыкания»  ребёнка к детскому саду: легкую (1-16 дней)

среднюю (16-32)

тяжёлую (32-64 дня).

 

Если рассматривать легкую степень  поведение ребёнка нормализуется в течение двух недель.

 Аппетит восстанавливается уже к концу первой недели, через 1-2 недели  налаживается сон. На строение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Заболеваемость не более одного раза, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.

 

Во время средней степени адаптации нарушения в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Сон восстанавливается лишь через 20—40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается через 20—40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Отношение его к близким — эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи (диатез) — в течение полутора-двух недель.

 

И при тяжелой степени адаптации ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота,  функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким — эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2—3 периода. Игра ситуативная, кратковременная.

Длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных - типологических особенностей каждого малыша. Один активен, коммуникабелен, любознателен. Его адаптационный период пройдёт довольно легко и быстро. Другой  медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками. Шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет есть сам, одеваться, то делает это медленно, отстаёт от всех. Эти затруднения накладывают свой отпечаток на отношения с окружающими. Такому ребёнку необходимо больше времени, чтоб привыкнуть к новой обстановке.

 Существуют определенные причины, которые вызывают слёзы у ребёнка:

 

- смена обстановки и тревога по этому поводу  и режима .

В детском саду приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же личный режим дня ребёнка нарушается, это может спровоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ.

  

- Психологическая неготовность ребёнка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития.

 

- Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребёнка в детском саду.

 

- Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомиться и вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.

- Отрицательное первое впечатление от посещения детского сада. Оно может иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребёнка в дошкольном учреждении, поэтому первый день в группе чрезвычайно важен.


- Личное неприятие персонала группы и детского сада. Такое явление не следует рассматривать как обязательное, но оно возможно.

 

Советы для воспитателей:

1. Воспитатели знакомятся с родителями и другими членами семьи, с самим ребенком, узнают следующую информацию:

-какие привычки сложились дома в процессе еды, засыпания, пользования туалетом и т.п.

-как называют ребенка дома

-чем больше всего любит заниматься ребенок

-какие особенности поведения радуют, а какие настораживают родителей.

 

2. Ознакомить родителей с ДОУ, показать группу. Познакомить родителей с режимом дня в детском саду, выяснить, насколько режим дня дома отличается от режима дня в детском садике.

 

3. Дать педагогические рекомендации родителям по адаптации ребенка к новым условиям жизни в ДОУ. Тогда ребенок придет в детский сад более подготовленным

 

4. Уточнить правила в общении с родителями:

-детский сад – это открытая система, в любое время родители могут прийти в группу и находиться там столько, сколько сочтут нужным;

-родители могут забирать ребенка в удобное для них время;

- и т.д.

 

5. Необходимо проявлять радость и заботу при приходе ребенка в группу.

 

6. Необходимо обеспечить стабильность состава воспитателей на период приема и на весь период пребывания детей в ДОУ. В период адаптации и после него категорически запрещается переводы детей в другие группы.

 

7. На период адаптации по возможности необходим щадящий режим.

 

8. Приближенность режима детского сада к домашнему режиму.

 

9. Важно помнить о том, что ребенок должен получать удовольствие от общения с взрослыми и сверстниками.

 

10. Качество адаптации каждого ребенка с оценкой степени ее тяжести обсуждается на педсоветах или медико-педагогических советах.

 

Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в ДОУ – важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Новые дети, или Проблема адаптации в детском саду"

Рекомендации родителям по подготовке ребёнка к детскому саду....

Проблема адаптации в детском саду

Проблема адаптации в детском саду...

Проблема адаптации в детском саду

Статья посвящена проблеме адаптации в детском саду....

Проблемы адаптации в детском саду: советы родителям.

Советы родителям в непростой период адаптации ребенка к детскому саду....

Сообщение из опыта работы: "Пространство счастливого детства (проблемы адаптации к детскому саду)"

Сообщение из опыта работы: "Пространство счастливого детства (проблемы адаптации к детскому саду)"...

Проблемы кусания в детском саду

Родители и педагоги часто сталкиваются с проблемой кусания в детском саду. Соблюдая насколько простых правил, эту ситуацию можно избежать....