Проблемы адаптации детей в детском саду.
статья на тему

Романова Марина Алексеевна

Статья собиралась мной из разных источников для родительского собрания.  Думаю она будет полезна и воспитателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ...23.32 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы адаптации детей в детском саду.

Первый раз в детский сад. Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только дверь за мамой закроется! Почему одни чувствуют себя, как рыба в воде, а другие долго не могут освоиться в группе, не вступают в контакт с воспитателем? Отрыв от дома, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми детьми могут стать для ребенка серьезной травмой. Малыш воспринимает это как лишение родительской любви, внимания и защиты.

3,5-4 года лучшее время для прихода детей в детский сад. Ребенок уже разговаривает, проявляет самостоятельность, появляется потребность в общении, с ним можно договориться. С другой стороны ребенок имеет определенные привычки, характер, ему трудно принять ту коллективную систему, которую представляет собой муниципальный детский сад. Т.к. не все мамы могут сидеть в декретном отпуске, дети начинают посещать детский сад с двух лет.

Здесь стоит остановиться на том, что адаптация ребенка тесно связана с проблемами адаптации родителей с детским образовательным учреждением. Для семьи приход ребенка в детский сад целое событие. У родителей оживают положительные и отрицательные воспоминания о детском саде в целом, о воспитателе, о запахах, еде или общении.

Если возраст семьи составляет от 3 до 7 лет, то она переживает 1 критический период, который выражается в росте разногласий, напряженности в семье.

Эти события могут оказаться неблагоприятным фоном для адаптации ребенка в детском учреждении. Поступление ребенка в детский сад является тестом на функциональную (здоровую) или дизфункциональную (нездоровую) семью. И самое главное, семья должна быть опорой для ребенка, которая поможет в этот трудный для него период.

Адаптация-это приспособление (существует как в растительном, так и в животном мире), процесс вхождения в определенную среду и изменение личности в соответствии с постоянно действующими раздражителями. Для ребенка это результат согласования с окружающим его миром дошкольного учреждения. Ее можно назвать бытовой адаптацией. Она включает : -четкий режим,

-отсутствие родных,

-постоянный контакт со сверстниками,

-необходимость слушаться и подчиняться,

-уменьшение постоянного внимания (кумир семьи).

Существуют дети:

1)легко воспринимающие новый образ жизни:

-дети из многодетных семей,

-дети из общежитий,

-по мнению астрологов это желанные дети,

-дети из семей, где много взрослых.

Таких детей немного до 2%.

2)Дети временно переживающие отрыв от семьи, но время переживания разное от 1 недели до 2 месяцев. Их 60-80%.

Критерии: сон, аппетит, эмоциональное состояние.

Если ребенок принимает изменения и требования позитивно, то адаптация проходит легко. Если негативно, то ребенок испытывает стресс. Реакция ребенка зависит от психофизических и личностных особенностей, семейных отношений и воспитания.

В наше время много выпускается литературы для родителей по развитию ребенка, в которых освещается и вопрос по адаптации.

Конечно же надо посетить детский сад до прихода туда ребенка, познакомиться с режимом, меню. Проконсультироваться у врача по вопросу мероприятий для повышения иммунной системы ребенка. Почему еще важна консультация врача? Потому что существуют анамнестические факторы риска, осложняющие адаптацию ребенка.

1)До родов: таксикозы, острые инфекции, стрессовые ситуации, в которые попадала беременная женщина.

2)Во время родов: осложнения при родах, асфиксия, родовая травма.

3)После родов: недоношенность, недоношенность, масса тела >4кг, фоновые заболевания (рахит, анемия…),наличие хронических заболеваний (пиелонефрит), частые ОРВИ.

Как показывает опыт, постепенный переход ребенка в ясли снижает риск возможных инфекций, облегчает привыкание к новым условиям.

Выделено 3 фазы адаптационного процесса:

  1. 1. Острая фаза или период деадаптации. Здесь проявляются крики, истерики, вредные привычки, регресс в развитии( до 1 месяца).
  2. 2.Подострая фаза или собственно адаптация. Поведение ребенка становится адекватным, отрицательные сдвиги уменьшаются. Состояние ребенка нормализуется ( от3 до 5 месяцев).
  3. 3.Фаза компенсации или период адаптированности . Дети увеличивают темп развития, ведут себя спокойно, уже ‘’ как рыба в воде’’, но про маму и дом не забывают.

Для того, чтобы адаптация прошла более сглажено, работа в группах должна быть построена так, чтобы у ребенка сформировалось положительное отношение к д\с:  

-индивидуальный подход,

-гибкий режим посещения,

-общение со знакомыми вещами и игрушками( из дома).

-учет привычек и стереотипов поведения,

-создание предметно-развивающей среды.

Познавательная деятельность- верный друг положительных эмоций, с другой стороны она тесно связана с игрой:

- игры с воспитателем,

-использование малых форм фольклора( песни, потешки, театрализации).

-игры с другими детьми.

-пальчиковые игры…

Совместные игры помогут в налаживании тесного контакта воспитателя и детей

( прятки,игры-забавы). Игры с предметами( пирамидки, шнуровки, бусы, конструктор, застежки, вкладыши) затормозят отрицательные эмоции.

Сейчас на время адаптации маме можно находиться с ребенком в группе. Но роль у нее не должна быть пассивная. Ей нужно предложить выучить какую-нибудь игру, поиграть вместе с детьми. И когда ребенок привыкнет к постоянству среды, когда вещи вокруг станут знакомыми, малыш успокоится. Постепенно он осознает, что новая обстановка не несет опасности, любопытство и любознательность отвлекут его от мамы, которая постепенно может уйти в раздевалку, а затем под каким-либо предлогом отлучится ненадолго. Стоит обратить внимание на тип общения ребенка , если он носит эмоциональный характер, то стоит постепенно перевести его на действия с  дидактическими и сюжетными игрушками. Это поможет ему лучше освоиться в предметной среде садиковской группы.

 Советы родителям на время адаптации:  

1)укладывайте ребенка пораньше спать,

2)пастель должна быть удобная, проветренное помещение,

3) проводите спокойные игры вечером,

4)повысьте внимание к ребенку со стороны взрослых,

5)готовьте любимую еду,

6)надевайте удобную одежду и обувь,

7)учите навыкам самообслуживания,

8)не обсуждайте при детях проблемы ,связанные с д/c

9)не пугайте и не наказывайте садиком,

10)не показывайте тревогу,

11)исключите долгие прощания,

       12)продумайте ритуал прощания.        

 

Вопросы, которые помогут понять, готов ли психологически ребенок к поступлению в ясли.

1)Какое общение ( эмоциональное или предметное) предпочитает малыш?

2)Как ведет себя ребенок при расставании и встрече с близкими?

3)Любит ли играть самостоятельно с игрушками?

4)Нужна ли ему ваша помощь в игре? Каким образом он выражает потребность в сотрудничестве с вами?

5)Проявляет ли стремление к самостоятельности в быту (самообслуживание).

6)Охотно ли ребенок выполняет поручения взрослого ( убрать игрушки, принести что-то)..

7)Как ваш малыш реагирует на незнакомых людей? Охотно ли идет на контакт с ним или проявляет страх, отказ от общения?

8)Каким образом он налаживает контакт с ними?

9)Как ребенок относится к сверстникам. Выражает ли радость, готовность к общению или сторонится других детей?

                                   

 

                                                                                       

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы адаптации детей к детскому саду 4-5 лет

Ни для кого не секрет, что новые дети в детском саду доставляют немало хлопот и воспитателям и родителям, когда вечером приходят домой. Проявление «адаптационной» болезни - это не случайность. Дети пе...

Проблема адаптации детей в детском саду

Посещение детского сада имеет свои плюсы и минусы,  в статье раскрыты степени адаптации(с точки зрения наук— педагогики, медицины, психологии, социологии) и  практические сове...

Проблема адаптации детей к детскому саду

Материал  подходит для выступления  на семинарах....

Проблема адаптации детей в детском саду

В статье автором рассматриваются вопросы адаптации детей в детском саду. Дается понятие адаптации, рассматриваются ее типы, биологический и психологический аспекты. Как отмечает исследователь, окончан...

Проблема адаптации детей к детскому саду

Проблема адаптации детей к детскому саду остается актуальной на сегодняшний день, хотя она не является новой.Характер и длительность адаптационного периода зависят от ряда обстоятельств. в данной през...

Консультация для родителей "Проблема адаптации детей к детскому саду"

Материал будет полезен родителям детей раннего возраста...