Проблемы адаптации детей в детском саду.
статья на тему
Статья собиралась мной из разных источников для родительского собрания. Думаю она будет полезна и воспитателям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
... | 23.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы адаптации детей в детском саду.
Первый раз в детский сад. Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только дверь за мамой закроется! Почему одни чувствуют себя, как рыба в воде, а другие долго не могут освоиться в группе, не вступают в контакт с воспитателем? Отрыв от дома, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми детьми могут стать для ребенка серьезной травмой. Малыш воспринимает это как лишение родительской любви, внимания и защиты.
3,5-4 года лучшее время для прихода детей в детский сад. Ребенок уже разговаривает, проявляет самостоятельность, появляется потребность в общении, с ним можно договориться. С другой стороны ребенок имеет определенные привычки, характер, ему трудно принять ту коллективную систему, которую представляет собой муниципальный детский сад. Т.к. не все мамы могут сидеть в декретном отпуске, дети начинают посещать детский сад с двух лет.
Здесь стоит остановиться на том, что адаптация ребенка тесно связана с проблемами адаптации родителей с детским образовательным учреждением. Для семьи приход ребенка в детский сад целое событие. У родителей оживают положительные и отрицательные воспоминания о детском саде в целом, о воспитателе, о запахах, еде или общении.
Если возраст семьи составляет от 3 до 7 лет, то она переживает 1 критический период, который выражается в росте разногласий, напряженности в семье.
Эти события могут оказаться неблагоприятным фоном для адаптации ребенка в детском учреждении. Поступление ребенка в детский сад является тестом на функциональную (здоровую) или дизфункциональную (нездоровую) семью. И самое главное, семья должна быть опорой для ребенка, которая поможет в этот трудный для него период.
Адаптация-это приспособление (существует как в растительном, так и в животном мире), процесс вхождения в определенную среду и изменение личности в соответствии с постоянно действующими раздражителями. Для ребенка это результат согласования с окружающим его миром дошкольного учреждения. Ее можно назвать бытовой адаптацией. Она включает : -четкий режим,
-отсутствие родных,
-постоянный контакт со сверстниками,
-необходимость слушаться и подчиняться,
-уменьшение постоянного внимания (кумир семьи).
Существуют дети:
1)легко воспринимающие новый образ жизни:
-дети из многодетных семей,
-дети из общежитий,
-по мнению астрологов это желанные дети,
-дети из семей, где много взрослых.
Таких детей немного до 2%.
2)Дети временно переживающие отрыв от семьи, но время переживания разное от 1 недели до 2 месяцев. Их 60-80%.
Критерии: сон, аппетит, эмоциональное состояние.
Если ребенок принимает изменения и требования позитивно, то адаптация проходит легко. Если негативно, то ребенок испытывает стресс. Реакция ребенка зависит от психофизических и личностных особенностей, семейных отношений и воспитания.
В наше время много выпускается литературы для родителей по развитию ребенка, в которых освещается и вопрос по адаптации.
Конечно же надо посетить детский сад до прихода туда ребенка, познакомиться с режимом, меню. Проконсультироваться у врача по вопросу мероприятий для повышения иммунной системы ребенка. Почему еще важна консультация врача? Потому что существуют анамнестические факторы риска, осложняющие адаптацию ребенка.
1)До родов: таксикозы, острые инфекции, стрессовые ситуации, в которые попадала беременная женщина.
2)Во время родов: осложнения при родах, асфиксия, родовая травма.
3)После родов: недоношенность, недоношенность, масса тела >4кг, фоновые заболевания (рахит, анемия…),наличие хронических заболеваний (пиелонефрит), частые ОРВИ.
Как показывает опыт, постепенный переход ребенка в ясли снижает риск возможных инфекций, облегчает привыкание к новым условиям.
Выделено 3 фазы адаптационного процесса:
- 1. Острая фаза или период деадаптации. Здесь проявляются крики, истерики, вредные привычки, регресс в развитии( до 1 месяца).
- 2.Подострая фаза или собственно адаптация. Поведение ребенка становится адекватным, отрицательные сдвиги уменьшаются. Состояние ребенка нормализуется ( от3 до 5 месяцев).
- 3.Фаза компенсации или период адаптированности . Дети увеличивают темп развития, ведут себя спокойно, уже ‘’ как рыба в воде’’, но про маму и дом не забывают.
Для того, чтобы адаптация прошла более сглажено, работа в группах должна быть построена так, чтобы у ребенка сформировалось положительное отношение к д\с:
-индивидуальный подход,
-гибкий режим посещения,
-общение со знакомыми вещами и игрушками( из дома).
-учет привычек и стереотипов поведения,
-создание предметно-развивающей среды.
Познавательная деятельность- верный друг положительных эмоций, с другой стороны она тесно связана с игрой:
-использование малых форм фольклора( песни, потешки, театрализации).
-игры с другими детьми.
-пальчиковые игры…
Совместные игры помогут в налаживании тесного контакта воспитателя и детей
( прятки,игры-забавы). Игры с предметами( пирамидки, шнуровки, бусы, конструктор, застежки, вкладыши) затормозят отрицательные эмоции.
Сейчас на время адаптации маме можно находиться с ребенком в группе. Но роль у нее не должна быть пассивная. Ей нужно предложить выучить какую-нибудь игру, поиграть вместе с детьми. И когда ребенок привыкнет к постоянству среды, когда вещи вокруг станут знакомыми, малыш успокоится. Постепенно он осознает, что новая обстановка не несет опасности, любопытство и любознательность отвлекут его от мамы, которая постепенно может уйти в раздевалку, а затем под каким-либо предлогом отлучится ненадолго. Стоит обратить внимание на тип общения ребенка , если он носит эмоциональный характер, то стоит постепенно перевести его на действия с дидактическими и сюжетными игрушками. Это поможет ему лучше освоиться в предметной среде садиковской группы.
Советы родителям на время адаптации:
1)укладывайте ребенка пораньше спать,
2)пастель должна быть удобная, проветренное помещение,
3) проводите спокойные игры вечером,
4)повысьте внимание к ребенку со стороны взрослых,
5)готовьте любимую еду,
6)надевайте удобную одежду и обувь,
7)учите навыкам самообслуживания,
8)не обсуждайте при детях проблемы ,связанные с д/c
9)не пугайте и не наказывайте садиком,
10)не показывайте тревогу,
11)исключите долгие прощания,
12)продумайте ритуал прощания.
Вопросы, которые помогут понять, готов ли психологически ребенок к поступлению в ясли.
1)Какое общение ( эмоциональное или предметное) предпочитает малыш?
2)Как ведет себя ребенок при расставании и встрече с близкими?
3)Любит ли играть самостоятельно с игрушками?
4)Нужна ли ему ваша помощь в игре? Каким образом он выражает потребность в сотрудничестве с вами?
5)Проявляет ли стремление к самостоятельности в быту (самообслуживание).
6)Охотно ли ребенок выполняет поручения взрослого ( убрать игрушки, принести что-то)..
7)Как ваш малыш реагирует на незнакомых людей? Охотно ли идет на контакт с ним или проявляет страх, отказ от общения?
8)Каким образом он налаживает контакт с ними?
9)Как ребенок относится к сверстникам. Выражает ли радость, готовность к общению или сторонится других детей?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы адаптации детей к детскому саду 4-5 лет
Ни для кого не секрет, что новые дети в детском саду доставляют немало хлопот и воспитателям и родителям, когда вечером приходят домой. Проявление «адаптационной» болезни - это не случайность. Дети пе...
Проблема адаптации детей в детском саду
Посещение детского сада имеет свои плюсы и минусы, в статье раскрыты степени адаптации(с точки зрения наук— педагогики, медицины, психологии, социологии) и практические сове...
Проблема адаптации детей к детскому саду
Материал подходит для выступления на семинарах....
Проблема адаптации детей в детском саду
В статье автором рассматриваются вопросы адаптации детей в детском саду. Дается понятие адаптации, рассматриваются ее типы, биологический и психологический аспекты. Как отмечает исследователь, окончан...
Консультация для родителей "Проблемы адаптации детей в детском саду и пути их решения".
Консультация для родителей...
Проблема адаптации детей к детскому саду
Проблема адаптации детей к детскому саду остается актуальной на сегодняшний день, хотя она не является новой.Характер и длительность адаптационного периода зависят от ряда обстоятельств. в данной през...
Консультация для родителей "Проблема адаптации детей к детскому саду"
Материал будет полезен родителям детей раннего возраста...