Полоролевая социализация детей в детском саду
материал по теме
Предварительный просмотр:
Воспитатель первой категории Муниципального дошкольного образовательного учреждения № 16 «Солнышко» комбинированного вида г. Искитима Новосибирской области
САПРОНОВА МАРИНА БОРИСОВНА
Тема: «Полоролевая социализация детей в детском саду»
(из опыта работы)
г. Искитим
2011 г.
План
1.Актуальность проблемы
2.Историческая справка
3.Содержание работы с детьми
- Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста;
- Интеграция гендерного воспитания в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ;
4.Создание комфортной предметно-развивающей среды;
5.Работа с родителями по формированию компетентности поло-
ролевого воспитания
6. Результаты работы. Выводы.
Два мира есть у человека
Один, который нас творил,
Другой, который мы до века
Творим по мере наших сил.
Н.А. Заболоцкий
Гендерное воспитание – процесс, направленный на формирование качеств и свойств, определяющих необходимое обществу отношение человека к представителям противоположного пола (Л.О. Ковальчук). Гендерное воспитание рассматривается как комплексная психофизическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты. При этом роль биологических различий, в том числе гормональных, центрально-нервных, морфологических не отрицается, но уходит на второй план.
Одно из важнейших условий реализации гендерного подхода в воспитании детей — это преодоление разобщенности мальчиков и девочек в дошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу. Гендерное воспитание призвано не только помочь детям осознать себя представителем того или иного пола. Актуальность гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировалось у ребёнка устойчивое понятие своего пола: Я- девочка; Я -мальчик. Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, т.к. направление этой работы учитывает то, что современное общество категорически против, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку.
Гендерное воспитание в ДОУ призывает, чтобы воспитание мальчиков и девочек заключалось не в закреплении жёстких стандартов маскулинности и фемининности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, в воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании и взаимодополняемости.
Эмансипация женщин, борьба за равноправие полов, активное участие женщин в трудовой, общественной и политической деятельности наложили отпечаток на социальные роли представителей обоего пола. Произошло их смещение. Изменился традиционный стандарт мужественности (мужчине предписывались активность, сила, уверенность, властность, сдержанность, предприимчивость) и женственности (от женщины ожидали мягкости, слабости, покладистости, зависимости, пассивности, эмоциональности). Если раньше распределение ролей и набор «мужских» и «женских» качеств были полярными (властность - подчинение), то сейчас все большую роль играют взаимопонимание, взаимозависимость и взаимопомощь. Поэтому родителям и нам педагогам, осуществляя половое воспитание, необходимо иметь в виду следующее. Для того, чтобы девочки и мальчики полностью реализовали себя в будущей жизни, у тех и других надо формировать множество «общих», т.е. свойственных обоим полам, нравственных качеств: честность, трудолюбие, доброта, справедливость, решительность, любовь к родному дому, культура поведения. Несомненно, все эти качества должны быть присущи как женщинам, так и мужчинам. Но степень выраженности, интенсивность, проявления определенного «набора» нравственных качеств у мальчиков и девочек должны быть разными (Т.А. Репина).
Сегодня в нормативных документах сформулирован социальный заказ к системе дошкольного образования, который заключается в том, что результатом деятельности образовательного учреждения являются не столько знания, умения, навыки, сколько то, насколько у выпускников образовательных учреждений сформированы гражданские, социальные, коммуникативные, интеллектуальные компетенции. По сути, это заказ на психологически здоровую личность, формирующуюся в процессе полоролевой социализации. Исходя из этого, перед Российскими образовательными учреждениями встают важные задачи:
- переосмысление сущности процесса образования;
- поиск новых подходов к воспитанию человека, способствующих наиболее полному его развитию, в том числе и как представителя определенного пола.
Обращение к гендерному аспекту в образовании обосновывается существованием ряда проблем в нашем обществе (Е. Голигорова, 2009):
1. Снижение уровня здоровья мальчиков и девочек.
2. Унификация полов: «маскулинизация» женщин и «феминизация» мужчин.
3 .Притупление или потеря чувства гендерной принадлежности.
4. Спад инициативы (подчинение и исполнение).
5. Повышение неадекватных форм поведения среди молодежи.
6. Обострение проблемы одиночества, нестабильность супружеских отношений.
7. Неумение юношей и девушек выбрать верные жизненные ориентиры.
8 .Несоблюдение необходимого перераспределения социальных ролей мужчины и женщины с учетом различия между полами.
Цель гендерного воспитания человека (в широком значении) означает:
1. Овладение культурой в сфере взаимоотношений полов;
2. Формирование определенной модели поведения;
3. Правильное понимание роли мужчины и роли женщины в обществе.
Работа с детьми должна быть направлена на решение таких воспитательно-образовательных задач:
-воспитывать у дошкольников стойкий интерес и положительное отношение к себе;
-формировать в ребенке» внутренний взгляд» на себя как на объект познания и переживания;
-закладывать основы для становления способности осознавать свои особенности, то, как они воспринимаются другими, строить свое поведение с учетом возможных реакций других людей;
- поддерживать физическое и психическое здоровье ребенка, его жизнеспособность, радость мировосприятия, оптимистическое отношение к окружающему миру;
- воспитывать у дошкольника стойкий интерес и позитивное отношение к окружающим людям (родным, близким), желание быть приятным партнером в общении с ними;
- развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;
- создавать условия для практично-действенного отношения ребенка к окружающей среде вообще и к человеческому окружению в частности, стимулировать самостоятельность, умение распорядиться собой, осуществлять мотивированный осознанный выбор, отдавать предпочтение кому-либо, чему-либо;
- развивать чуткость как качество личности, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей, вести себя в соответствии с ними, управлять своими эмоциями и поведением ;
- обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;
- закладывать основы будущих социальных ролей, объяснять особенности их исполнения, воспитывать положительное отношение к разным социальным ролям, к необходимости их существования;
- углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин. Содействовать половой идентификации, правильно и компетентно реагировать на проявление сексуального развития детей разных полов;
- формировать здоровое отношение детей к половым отличиям, отношениям лиц обоих полов, к факту рождения ребенка.
Воспитывая детей как представителей определенных полов и стремясь к достижению цели полоролевого воспитания, педагоги и родители должны руководствоваться основными принципами в этой работе:
- высокая духовная направленность;
- комплексность, систематичность и постоянство воспитательных воздействий;
- опережающий характер воспитания;
- учет круга общения детей и источников информации;
- оптимальное использование всех возможностей
Работая в дошкольном учреждении 30 лет, я часто сталкивалась с проблемой полоролевой социализации, интуитивно предполагая, как правильно строить работу с детьми разного пола. На начальном этапе моей работы в детском саду традиционным пониманием сути воспитательной работы в образовательном учреждении был тезис: «Какая разница: мальчик или девочка, лишь бы человек был хороший». Заинтересовавшись темой, я выяснила, что тогда, в 80-е годы, эта проблема осталась вне сферы деятельности советских психологов и педагогов. Целое поколение воспитала «бесполая педагогика» (И.С.Кон, 1991) . Десятилетия педагогического труда в образовании заставляют убеждаться в простой истине: необходим дифференцированный подход к воспитанию и обучению мальчиков и девочек. В настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России недостаточно учитываются гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых, различаются.
Изучение процесса гендерной социализации в дошкольном возрасте, где находятся его истоки, и условия, которые оказывают влияние на этот процесс, представляет особый интерес для педагогов и психологов в последнее время. Гендерная социализация включает в себя три аспекта:
- когнитивный - ребенок рано начинает относить себя к определенному полу, приобретает представления о содержании типичного ролевого поведения (Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, И. С. Кон, Т. А. Репина);
- эмоциональный - полоролевые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и фемининности (Д. В. Колесов, А. Е Ольшанникова, Н. Б. Сельверова, Т. П. Хризман);
- поведенческий - усвоение типичной для пола модели поведения (И. С. Кон, Д. В. Колесов, Н. В. Плисенко, Т. А. Репина).
Ученые, работающие по данной проблеме (Градусова Л.В., Кудрявцева Е.А. Татаринценва Н.Е), считают, что женщину в девочке так же, как и мужчину в мальчике следует формировать с дошкольного возраста, не отделяя полового воспитания от общего нравственного. В противном случае при становлении девочки или мальчика неизбежны отклонения, приводящие к эмоциональному неблагополучию среди сверстников. Поэтому для успешной полоролевой социализации старших дошкольников в процессе воспитания необходимо включение двух взаимосвязанных сторон:
а) освоение принятых моделей мужского и женского поведения, отношений, норм, ценностей и гендерных стереотипов;
б) воздействие общества, социальной среды на ребёнка с целью привития ему определенных правил и стандартов поведения, социально приемлемых для мужчин и женщин.
Исследования учёных показывают, что процесс полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста протекает более благоприятно при соблюдении следующих педагогических условий:
- организация совместной и самостоятельной деятельности, направленной на поддержку половой принадлежности ребенка;
- организация предметно-развивающей среды, способствующей реализации половой принадлежности ребенка;
- организации взаимодействия всех участников образовательного процесса (ребёнок, педагог, родитель) по вопросам полоролевого воспитания детей.
Целью моей работы является создание педагогических условий воспитания социальной адаптированности дошкольников с учётом половой дифференциации. Считаю, что разработанные условия будут способствовать более эффективному процессу воспитания. Дети получат представления о половых различиях, о культуре и психологии общения мальчиков и девочек. Научатся понимать и уважать мнения партнёров противоположного пола, что приведёт к повышению социализации детей.
Основные цели моей работы:
- способствовать благоприятному протеканию полоролевой социализации мальчиков и девочек, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников;
- создание условий для становления полоролевой, гендерной идентичности ребенка в семье и ДОУ;
- повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания;
- своевременная (соответствующая возрастным и половым особенностям детей), полоролевая социализация дошкольников;
Для обеспечения психического и психологического здоровья детей поставила следующие задачи:
- концентрация особого внимания на создании в группе развивающей среды, благоприятствующей полноценному становлению личности определенного пола на всех возрастных этапах;
- разработка, апробация и внедрение своего опыта работы в ДОУ по обеспечению такого развития;
- использование инновационных программ и технологий;
- создание условий для становления полоролевой идентичности ребенка в семье;
- повышение компетентности родителей в вопросе гендерного воспитания дошкольника;
- просветительская работа среди педагогов ДОУ.
На начальном этапе моей главной целью было заинтересовать членов педагогического коллектива данной проблемой, предложить им воспользоваться возможностью творческого отношения к воспитанию мальчиков и девочек на занятиях по физвоспитанию, изобразительной деятельности, музыкальном развитии. Развитие личности мальчика или девочки, превращение его в субъект деятельности и отношений, в том числе и полоролевых, должно происходить при взаимодействии всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Вместе со специалистами изучили организацию предметно - развивающей среды в сфере их компетенции, подобрали практический материал по организации и проведению занятий с детьми с учётом особенностей пола.
Изучив уровень развития полоролевой социализации детей своей группы, приступила к построению полоразвивающей среды (использовала методику А.М Щетининой, О.И. Ивановой, Н.Е. Татаринцевой, цветовой тест М. Люшера.)
Окружающая предметно - развивающая среда – одно из условий полоролевого воспитания ребенка. Она стимулирует ребенка на отражение в жизнедеятельности своего (мужского, женского) образа.
При её построении учитывала общеизвестные принципы:
- принцип эмоциогенности – то, что дает ребенку индивидуальную комфортность;
- принцип свободы и самостоятельности – то, что позволяет самостоятельно определять отношение к среде, а так же комбинировать её по своему усмотрению;
- гуманитарный принцип, отражающий в содержании среды мир человека, его связи и отношения с окружающим социальным миром.
Ввела схематические изображения, сопровождающие игровые центры, схемы – действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола; карточки – символы, выражающие доброту, красоту, смелость и т.д., те ценности, которые определяют и направляют поведение. В изготовлении маркеров гендерных различий принимали участие, как сотрудники, так и родители. Но при этом основным требованием являлся индивидуальный подход к детям, учет их вкусов и привязанностей к изображению на метке и ее цветовому решению. Такие метки поместили на кроватки мальчиков и девочек, салфетках для умывания, спортивной форме, при входе в туалетную комнату вывешена метка присутствия в ней детей определенного пола.
В групповой комнате присутствует «Чудо-дерево», на нём в конце дня после беседы с детьми вывешиваются метки за совершенные поступки. За месяц эти метки накапливаются, после их подсчёта дети получают медальки: «за доброту», «защитник девочек» и.т.п. Затем составляли схемы-действия, отражающие поступки детей, как культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола. Размещение схем-действий на дереве способствуют усвоению правил мужского и женского поведения. Обозначения на «Чудо-дереве», экране «Мои чувства» установлены с учетом предпочтений детей, совместно с родителями. В группе есть небольшой уголок «Мир мальчиков, Мир девочек». Содержание его постоянно меняется, (ежемесячно), вместе с детьми оформляем альбомы, в которых у каждого ребенка есть своя страничка, она заполняется нами при помощи родителей, после интересной игры, праздника, заинтересовавшей детей совместной деятельности. Тематика разделов альбома следующая: «Что я люблю», «Моя семья», «Мои любимые игры», «Мои друзья», Моя любимая игрушка», Мой папа-солдат», «Моя мама», «Мои любимые цвета», и.т.п.
Для игровой деятельности мальчиков и девочек отведено разное пространство, игрушки для детей подобраны с учетом полового признака. Создавая развивающую среду для детей, уделяла особое внимание созданию игровых центров, учитывая разницу детей по половым признакам, соответственно подбирала атрибутику к сюжетно – ролевым играм. Для девочек, для игры в «Семью», в группе есть игровой центр, оснащенный детской мебелью как стационарной, так и мобильной, обладающей способностью к трансформации (макеты квартиры). Центр наполнен игрушками и материалами, позволяющими детям выполнять мужские и женские семейные обязанности. А самое ценное то, что, в процессе игры дети изучали способы мужского и женского поведения в различных ситуациях. Мальчики очень любят конструировать. Для них организовали «Центр конструирования», оснастив его разными видами конструкторов, отличающимися по размеру, материалу, из которого изготовлен конструктор, назначению. Центр дополнен игрушками: разными видами машин, набором инструментов, другим игровым материалом. Организовали новые центры: Лаборатория, Салон красоты, Умелые ручки, Мы- мастера, Этикета, Театра. Вся обстановка, окружающая ребёнка, способствует развитию сюжета игр, выполнению социальных ролей. Моё видение среды заключается в том, чтобы, используя её, дети находились в постоянном взаимодействии и накапливали позитивный опыт отношений с противоположным полом, развивая в себе не только чисто женские (мужские) качества, но и те, которые присущи обоим полам: честность, трудолюбие, доброта, справедливость, решительность, любовь к родному дому, культура поведения. В процессе взаимодействия формируются взаимопонимание, взаимозависимость, взаимопомощь. Правильно организованная среда явилась значимым условием в формировании позитивной половой идентичности через сюжетно-ролевую игру. В сюжетно-ролевых играх мы успешно формируем полоролевые модели поведения детей. Для начала мы с детьми определили правила поведения девочек и мальчиков, затем придумали и нарисовали свои схемы-символы полоролевого поведения, которые дети старались соблюдать. Осуществляя педагогическое сопровождение игры, избегала позиции наставника, предпочитая позицию играющего взрослого, которого дети принимают в игру и наделяют ролью. Играя вместе с детьми, показывала им способы мужского или женского поведения или обращала внимание на правильном, с точки зрения полоролевой идентичности, поведении мальчиков и девочек.
Создавала модель педпроцесса комплексно, используя все жизненные ситуации и специально подготовленные. Это были:
- организованные занятия (групповые, индивидуальные)
- этические беседы;
- игры;
- прогулка, экскурсия,
- самостоятельная деятельность детей;
- решение морально-этических ситуаций и т.д.
Ориентировалась на сохранение дифференцированного подхода к воспитанию и обучению мальчиков и девочек в разных видах деятельности. При организации и проведении занятий, учитывала психологические особенности детей обоих полов (Кон И.С. «Психология половых различий», В.Д. Еремеева “Мальчики и девочки», «Учить по-разному, любить по-разному”). Цели занятий формулировала с учетом половой принадлежности детей. Познавательную деятельность направляла на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре, обычаях и традициях народного воспитания. Считаю, что накопленная народом педагогическая мудрость, которая содержится в сказках, играх, пословицах, традициях и обрядах, способствует овладению ребенком ценностями и способами полоролевого поведения. С этой целью начали создавать в группе мини-музей, содержащий пособия, игрушки, предметы быта и уклада жизни русской семьи. Детей знакомила с русскими народными играми, заучивали пословицы и поговорки о женских и мужских качествах, семье, труде; проводила беседы на темы: «Обязанности детей в крестьянской семье», «Традиции и обычаи русского народа», «Как трудились и отдыхали в старину» и др.
Решение проблемных ситуаций помогало детям самим найти выход из проблемы, каждый предлагал свое решение. Дети, пронеся через себя проблему, отмечали, кем они смогут стать в будущем, правильные ли поступки они совершают в настоящем, какие у них права и обязанности по отношению к миру взрослых людей и среди сверстников. Овладению традиционными свойствами личности: мужественности – у мальчиков и женственности – у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы), видеоматериал и элементы мужских и женских костюмов. Наиболее полно всё это используется при театрализации.
Главенствующая роль в полоролевом воспитании детей принадлежит семье, которая опирается на значительную помощь дошкольного образовательного учреждения. Именно семья предопределяет стартовое развитие личности и поведение ребенка в будущем. «Конвенция о правах ребенка» провозглашает: «Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». Василий Александрович Сухомлинский писал: «Какими бы прекрасными ни были наши детские дошкольные учреждения, самыми главными воспитателями, формирующими разум, мысли малышей, являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старших - это такая основа детского мышления, которую в этом возрасте не может заменить никто». В результате опроса родителей было установлено, что большая их часть не знает, что такое гендерное воспитание и как осуществлять процесс воспитания ребёнка с учётом данного подхода. Очевидно, что взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями надо начать с формирования доверительных отношений, а затем осуществлять его по основным линиям развития ребенка:
- здоровье и физическое развитие;
- социально – личностное;
- познавательно-речевое развитие;
- художественно-эстетическое.
Определила основные направления организации работы с семьей:
1.Диагностическая работа по изучению семей:
- Социальный портрет родителей;
- Анкетирование на выявление особенностей воспитания мальчиков и
девочек в семье.
2.Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной,
групповой и индивидуальной работе с семьей.
3.Организация психолого-педагогического просвещения родителей, оказание помощи семье в воспитании повышения компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания. Культурно-просветительская работа.
4.Организация мероприятий с родителями; работа по организации совместной общественно-значимой деятельности и досуга родителей и детей. Вовлечение семьи в образовательный процесс.
5.Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
6.Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики.
7.Использование различных форм сотрудничества с отцами, вовлечение их в совместную с детьми творческую деятельность, социально-значимую, направленную на повышение их авторитета.
8.Оказание конкретной помощи семьям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений.
9.Тематические уголки по работе с семьей.
10. Создание условий для реализации личностного развития ребенка определенного пола в семье и ДОУ.
Целью моей работы с родителями было формирование у них гендерной компетентности в вопросах воспитания и развития детей. Работу начала со сбора материала по данной теме, затем его систематизировала и апробировала в работе. Очевидно, что взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями надо начинать с формирования доверительных отношений, а затем осуществлять его по основным линиям развития ребенка.
Для этого была проведена дискуссия в форме круглого стола на тему « О воспитании девочек и мальчиков», о значении «образа матери» и «образа отца» в появлении у детей дошкольного возраста полоролевых стереотипов поведения.
Заинтересовав родителей, предложила им поучаствовать в работе по созданию « Клуба пап и мам», (по типу, предложенному А.М. Щетининой и О. А. Ивановой)
Работа клуба предполагает решение следующих задач:
- Познакомить родителей с психологическими особенностями мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста;
- Помочь в осознании необходимости учитывать эти особенности в воспитании детей;
- Самостоятельно подбирать методы и приёмы дифференцированного подхода к своим детям (мальчикам и девочкам);
- Поощрять интерес к обмену опытом воспитания в семье, участие родителей в организации дополнительных занятий с детьми (кружковая работа)
Предполагалось, что в работе клуба будут задействованы разные специалисты нашего сада: заведующая, психолог, логопед, методист, воспитатели инструктор по ФИЗО, преподаватель изостудии, врач. С разных позиций они обсуждали с родителями вопросы полоролевого воспитания и взаимоотношений между детьми разного пола.
Учитывая пожелания родителей, составила план работы клуба (см.приложение).Чтобы заинтересовать родителей и сделать их союзниками в своей работе старалась разнообразить его интересными формами работы. Это были не только лекции (не секрет, что родители не очень охотно их посещают), привлекала родителей к участию в развивающих занятиях – тренингах совместно с детьми, приглашала для участия в сюжетно-ролевых играх, что помогло родителям прибрести практические навыки, которыми он будут пользоваться, играя с детьми дома. Совместно с профильными педагогами проводила совместные праздники, развлечения «Богатырские состязания», «Дом мод приглашает», «Моя спортивная семья». Наши девочки участвовали в городском конкурсе «Мисс Дюймовочка», а мальчики составляли им «эскорт сопровождения». Проводили экскурсии, например в музей для знакомства с основными профессиями искитимцев. На всех мероприятиях родители были участниками наравне с детьми. Интересной формой работы было приглашение родителей для рассказа о своей профессии. О самой распространённой в Искитимском районе профессии цементника рассказал папа Вани Жильцова. Другие родители познакомили детей с профессиями врача, бухгалтера, продавца, менеджера. Чтобы держать родителей в курсе событий помещала информацию в родительский уголок (составила тематическую подборку), подготовила папки-передвижки: «Мальчик и девочка - два разных мира», «Особенности воспитания мальчика», «У вас растёт дочь», «Гендерное воспитание». Пристальным вниманием родителей наделяются наши фотовыставки: «Мой папа-воин», «Самая любимая, мамочка моя», «Моя семья» и.т.п. Интересной формой работы с родителями стала для нас организация кружков для мальчиков - «Самоделкин» и для девочек - «Рукодельница». Родителям было предложено подумать, чему они могут научить детей. Оказалось, что желающие нашлись. Мамы учили девочек вязанию, работе с бисером, папы вместе с мальчиками чинили игрушки, мастерили самоделки из бросового материала, проводили мастер-класс начинающего рыбака на реке Бердь.
При совместном воспитании мальчиков и девочек главной задачей является преодоление разобщенности между ними. Формы работы, в процессе которых дети действуют сообща, но в соответствии с гендерными особенностями (мальчики вместе с папами принимают на себя мужские роли, а девочки с мамами - женские), тоже нашли место. С удовольствием дети вместе с родителями принимали участие в организованных нами субботниках по облагораживанию участка, постройке «альпийской горки» для цветов, установке садовых лавочек, уборке листвы осенью, работе в огороде и т п.
Опыт работы показал, что теперь родители не зрители и наблюдатели педагогического процесса, а активные участники различных мероприятий и даже инициаторы некоторых из них. Папы и мамы стали ощущать себя более компетентными в воспитании своих детей. Большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами гендерного воспитания своих детей Их стали интересовать проблемы нравственного, патриотического, эстетического воспитания мальчиков и девочек, их культура поведения, приобщение детей к культурным ценностям своего народа. (80% родителей).
Использование нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с семьей способствуют повышению эффективности работы с родителями по гендерному воспитанию дошкольника.
Систематически осуществляемая связь с родителями повысила их педагогическую культуру, заинтересованность и единство воздействия на ребенка в вопросах гендерного воспитания детей. Многие родители стали создавать дома условия для всестороннего воспитания, полоролевой идентификации. Значительно повысился интерес к работе ДОУ, чаще стали посещать родительские собрания (100% участие), открытые занятия, праздники, развлечения, конкурсы. Родители принимали в них самое активное и неравнодушное участие.
Работа всех специалистов и воспитателей по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты: повысился уровень психолого-педагогической компетентности специалистов ДОУ, вырос их творческий потенциал.
Повторная диагностика воспитанников показала:
- расширился кругозор детей;
- увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины;
- выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки - доброжелательными по отношению к мальчикам;
- повысился уровень осознания полоролевой функции мальчиков и девочек;
Наработанный опыт планирую углублять, расширять и совершенствоваться в дальнейшем.
Очевидно, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом определялась индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависело от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье. Воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в старшем возрасте, значительно повлияет на развитие их личности, проявление у них тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
.
Литература:
- Шелухина И.П. Мальчики и девочки.- Москва, 2008.
- Еремеева В.Д., Хризман Т.Л. Мальчики и девочки - два разных мира.-Москва, 1998.
- Мальчики и девочки: две половинки? // Обруч, 1998г. №6
- Сказки для мальчиков и девочек // Обруч, 2006г. № 6
- Мальчики и девочки // Обруч, 2007г. №5
- Шведовская А.А. Особенности реализации различных стратегий взаимодействия в диадах «ребенок-мать // журнал «Психолог в детском саду», 2005г. №4
- М.А.Панфилова Психологические основы воспитания девочек и мальчиков в детском саду и в семье.- Москва, 2009.
- Т.Н.Доронова Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и в детском саду.- М., 2008
- А.М.Щетинина, О.И.Иванова «Поло-ролевое развитие детей 5-7 лет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями по полоролевой социализации детей дошкольного возраста
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы ...
Полоролевое воспитание детей в детском саду
Гендерный подход в образовании - это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации....
Проблема полоролевой социализации детей дошкольного возраста в психолого-педагогической и методической литературе
Консультация для воспитателей...
Развитие полоролевых взаимоотношений детей в детском саду
Театр "Золотая туфелька"...
Консультация для педагогов ДОУ на тему:«Предметно- развивающая среда как средство коммуникации и социализации детей в детском саду»
Я представляю полезную информацию для педагогов о том, как правильно и рационально организовать предметно - развивающую среду в группе...
Консультация для педагогов ДОУ на тему:«Предметно- развивающая среда как средство коммуникации и социализации детей в детском саду»
Я представляю полезную информацию для педагогов о том, как правильно и рационально организовать предметно - развивающую среду в группе...
Проблемы социализации детей в детском саду
В статье обозначены главные проблемы, возникающие при социализации дошкольников и приведены примеры практического решения в детском саду № 261 ОАО "РЖД"....