Технология разноуровневого обучения
консультация

Пашкурная Виктория Андреевна

Технология разноуровневого обучения - это педагогическая технология организации процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала. То есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_raznourovnego_obcheniya.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

Технология разноуровневого обучения

Технология разноуровневого обучения - это педагогическая технология организации процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала. То есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника.

Это технология, при которой за критерий оценки деятельности ребёнка принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.

Значительный вклад в разработку теоретических основ процесса дифференцированного обучения учащихся внесли психологи Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Л.С.Рубинштейн и многие др.; дидакты Ю.К.Бабанский, Б.П.Есипов, Л.В.Занков и др.

Анализ их работ позволяет выделить педагогические условия дифференциации в обучении детей:

— учет вариативного содержания образовательной работы с детьми;

— особенности восприятия познавательного материала;

— знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных детей и их групп;

— умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы детей;

— составление развернутого плана занятия, включая задания разным группам и отдельным детям;

— осуществление оперативной обратной связи;

— соблюдение педагогического такта.

Цель дифференциации процесса обучения – обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования, и тем самым  обеспечить усвоение учебного материала, находящегося в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.

Под дифференциацией понимается способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности; создаются группы учащихся, в которых элементы дидактической системы (цели, содержание, методы, формы, результаты) различаются.

Необходимость реализации дифференцированного подхода в обучении связана с объективно существующими противоречиями между общими для всех дошкольников целями, содержанием обучения и индивидуальными возможностями каждого ребенка. Между фронтальным изложением материала воспитателем и индивидуальными особенностями восприятия, памяти, интересов, определяющими индивидуальный характер освоения материала конкретным ребенком.

В существующей практике обучения все чаще возникают проблемы, связанные с неоднородностью состава учащихся в одной учебной группе: по их учебным возможностям, общим и специальным способностям, индивидуальным психофизиопатическим особенностям, интересам, проектируемой профессии, национальному признаку, религиозной принадлежности, социальному и имущественному положению родителей, уровню воспитанности.

Достичь абсолютной однородности группы по составу невозможно, что в свою очередь приводит к неравномерному усвоению программы между детьми одной группы.

Дети с пониженной обучаемостью требуют особой формы учебной деятельности. Ребенок, у которого неустойчивое внимание, недостаточно развита память, не сможет выполнить многие из традиционных заданий, в этом случае требуется особая форма предъявления материала. Дети с повышенной обучаемостью также нуждаются в особом внимании воспитателя для развития своих способностей. Значит, даже при полной успеваемости всем детям дошкольного возраста требуется дифференцированный подход.

Реализация разноуровневого и дифференцированного подходов в воспитании и обучении дошкольников является одним из условий обеспечения равных стартовых возможностей для детей дошкольного возраста к обучению в школе.

Обеспечение разноуровневого обучения предусматривает, в частности, решение:

1. Психологических задач (определение индивидуально-личностных особенностей учащихся, типов их развития на основе выявления качеств внимания, памяти, мышления, работоспособности, сформированности компонентов учебной деятельности и т. п.).

2. Предметно-дидактических задач (разработка учебного материала, его гибкое структурирование), обеспечивающих изоморфизм структур содержания и типологического пространства учебно-познавательных возможностей учащихся.

3. Реализации принципа «воспитывающего обучения».

Причины, позволяющие считать этот метод продуктивным в системе образования:

1.Повышается активность;

2.Повышается работоспособность;

3.Повышается мотивация к изучению;

4.Улучшается качество знаний.

Введение такой организации образовательного процесса приводит к необходимости:

а) разработки четких требований к каждому уровню , исходя из целей обучения;

б) разработки критериев отбора обучающихся в соответствующий уровень.

 

Основу технологии разноуровневого обучения составляют:

• психолого-педагогическая диагностика обучающегося;

• сетевое планирование(Сетевой план – это модель учебного процесса, которая позволяет каждому учащемуся видеть наглядно все, что он должен выполнить за одно занятие, неделю, месяц, семестр и т.д. и стать личностью действующей, т. е. субъектом обучения.)

• разноуровневый дидактический материал.

Успех применения технологии разноуровневого обучения во многом зависит от того, как происходило дифференциация на группы. Традиционно в рамках данной технологии принято выделять три группы.

В первую группу входят дети, которые способны с лёгкостью усвоить материал, имеют высокий познавательный интерес; дают быстрые ответы на вопросы воспитателя; хорошо развитая речь (содержательная, грамматически правильная, выразительная); усвоение программы идет в полном объёме; достаточный уровень сообразительности и инициативы; при выполнении заданий старательны, умеют применять знания в повседневной жизни; в игровой деятельности занимают ведущие роли.

Воспитатели для таких детей:

·                     усложняют программные задачи;

·                     создают проблемные ситуации;

·                     обеспечивают овладение самостоятельным поиском решения познавательных задач;

·                     стимулируют самостоятельность мышления, творческий поиск;

·                     дают возможность детям анализировать, делать выводы, доказывать свой метод познаний.  

Таким образом, педагоги обеспечивали детям с высоким уровнем продвижение по пути их опережающего развития.

Вторая группа детей – усваивают материал в соответствии с возрастом, неплохо справляются с заданиями, но, порой, без поддержки и помощи воспитателя теряются; недостаточный уровень самостоятельности, требуется дополнительная стимуляция при выполнении заданий; речь соответствует возрасту, но иногда встречаются отдельные грамматические погрешности, нарушения в звукопроизношении.

Для них особенно важен психологический настрой: «Я хочу», «Я могу», «Я умею», «У меня всё получится!» Воспитатели, осуществляя индивидуальный подход:

·                     дают образцы правильного выполненного задания;

·                     задают наводящие вопросы, подводящие к определённому выводу;

·                     закрепляют материал через дидактические задания и игры;

·                     воспитывают уверенность, решительность, смелость при небольшой стимулирующей помощи со стороны взрослого.

Третья группа – отставания от сверстников; ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире; сниженная работоспособность, неподготовленность к приёму и переработке информации, низкий уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, им трудно сосредоточиться, они быстро утомляются, предпочитают отмалчиваться; под влиянием неудач у детей складывается отрицательное отношение к занятиям.

К этой же группе можно отнести детей с повышенной возбудимостью и педагогически запущенных, которым не уделялось должного внимания в семье.

 Для них воспитатели:

·                     создают условия для овладения ребёнком способами действий;

·                     готовят облегчённые варианты заданий;

·                     дают больше наглядного материала, схем – подсказок;

·                     обеспечивают возврат к предыдущему этапу обучения;

·                     уделяют больше внимания индивидуальной работе на занятиях и вне их;

·                     готовят к восприятию нового материала, проводя предварительную работу;

·                     используют похвалу, одобрение, подбадривание, различные виды помощи;

·                     включают сюрпризность;

·                     избегают таких слов как: «неправильно», «плохо», «не так».

При реализации разноуровневого обучения каждое занятие должно иметь чётко сформулированные тему, цель и задачи. Содержание учебного материала должно быть научным и вместе с тем доступным детям. На каждом занятии перед детьми ставятся  конкретные задачи, при этом педагог старается добиться от каждого ребёнка (в зависимости от его возможностей) их реализации.

Примеры реализации разноуровневого обучения:

·                     Для каждого подгруппового занятия подбираются или изготавливаю материалы с разным уровнем сложности (контурные изображения для раскрашивания, наложенные изображения ( с 2, 3 или 4 предметами), шнуровка с разными по величине и количеству отверстий, наборы для группировки с разным количеством групп предметов или с разным количеством предметов и т.д.

·                     Дидактическое упражнение со счетными палочками, в котором есть три варианта выполнения: одной группе детей составить и назвать геометрическую фигуру, состоящую из 3 палочек; второй  – из 4 палочек; третьей  – из 6 палочек.

·                     При использовании разрезных картинок: одна группа работает с картинкой, разрезанной на 4 части, другая – с 5 частями, третья – с 6 частями.

·                     Даётся определённая последовательность геометрических фигур и предлагается:

Детям первой группы – продолжить ряд;

Детям второй группы – продолжить ряд, увеличив количество какой – либо фигуры.

Детям третьей группы – продолжить ряд и придумать свою последовательность.

·                     На занятиях по Грамоте для одной группы детей предлагается ряд, состоящий из цифр и букв, при этом детям необходимо все буквы обвести в круг, а цифры  - в квадрат. Для детей второй группы предлагается в ряде найти и зачеркнуть определенные буквы.  Для детей третьей группы предлагается в ряде букв найти и подчеркнуть «спрятанные» слова.

·                     «Слоговое лото». Детям предлагаются слова, состоящие из трех букв. При этом первая группа детей заменяет первую букву, составляя при этом новое слово. Вторая группа – заменяет последнюю букву, а третья группа – заменяет гласную.

·                     Педагог зачитывает детям предложения. Одна группа детей определяет, быль это или небылица. Вторая группа должна переставить слова местами, а третья группа – воспроизводит предложение, заменяя одно или два слова.

·                     При составлении рассказа одна группа детей используется опорную схему, другая – старается составлять рассказ без нее.

·                     Используя дидактические игры такие, как “Танграм”, “Волшебный круг”, “Колумбово яйцо”, каждая группа детей получает задание соответствующего уровня сложности.

·                     При заучивании стихотворений дети, имеющие высокий уровень развития слухоречевой памяти запоминают со слов педагога, повторяя за ним. Для детей, испытывающих трудности при запоминании словесной информации, используются в качестве помощи иллюстрации, разыгрывание сюжета, самостоятельное зарисовывание сюжета.

·                     Для детей со слабой мелкой моторикой применяется более крупный раздаточный материал (фишки, геометрические фигуры и проч.), чем для детей с хорошо развитой мелкой моторикой.

·                     Если ребенок испытывает трудности при усвоении некоторых математических представлений и понятий, то, за день или за два до занятия воспитатель показывает, например, фигуру и говорит ребенку: «Скоро мы познакомимся с новой фигурой. Еще никто не знает, как она называется, а тебе я сейчас скажу, только ты постарайся запомнить - это ромб (квадрат, треугольник)». Накануне занятия  еще раз напоминает, как называется фигура и чем она отличается от уже знакомых. После такой подготовки ребенок легче справляется с заданиями и, как правило, активен на занятии. 

·                     Для детей с высоким темпом деятельности заранее готовятся дополнительные индивидуальные задания. Для детей с низким темпом деятельности возможно сокращение количества заданий в рамках одного занятия.

·                     Для детей с высоким уровнем двигательной активности использовать на занятии задания, связанные с передвижением в пространстве или с каким – либо действием.

·                     Для закрепления знаний о числе соответствующей цифре (или букве) детям с трудностями в обучении предлагается рассмотреть число и цифру, обозначающую это число, подумать и сказать, на что она похожа, нарисовать этот предмет, а затем найти и положить ее рядом с нарисованным предметом. С такими детьми можно разучивать загадки, пословицы, скороговорки, считалки, стихи и в свободное время на прогулке загадывать загадки, разучивать считалки со всеми детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология разноуровневого обучения

Технология разноуровневого обучения – это педагогическая технология организации процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одног...

"Технология разноуровневого обучения в детском саду" доклад на педсовете

В докладе раскрываются основные особенности и сущность разноуровневого обучения. Предлагаются варианты использования данной технологии в условиях детского сада....

Конспект НОД по ФЭМП для детей старшей группы «Путешествие в сказку» с использованием технологии разноуровневого обучения.

Цель:уточнить и закрепить имеющиеся математические знания посредством игры.   Образовательные задачи:- закрепить умение считать в пределах 5, соотносить цифру с количеством предметов;- продо...

Конспект НОД «Математическое путешествие» с применением технологии разноуровневого обучения в подготовительной группе

Задачи: Обучающие: закрепить счет в пределах от 0 до10;- упражнять в умении решать примеры в одно или два действия;                    ...

Разноуровневое обучение в разновозрастной группе, с использованием элементов логоритмики: "В гости к Лесовичку"

Дети заходят с воспитателем в кабинет, садятся.Под музыку появляется Старичок- лесовичок, пляшет.Лес. Здравствуйте, ребята! Я старичок-лесовичок, в этом лесу живу. А вы ко мне в лес на прогулку пришли...

Использование технологии разноуровневого и дифференцированного обучения.

В связи с тем, что в каждом группе выделяются различия по уровню обучаемости среди детей, наиболее приемлемой и актуальной в организации образовательного процесса считаю технологию внутригруппово...

«Математические приключения Незнайки» с применением разноуровневого обучения в подготовительной группе

Цели: продолжать учить сравнивать смежные числа, определять место в натуральном ряду, устанавливать их последовательность, устный счёт до 10 в прямом и обратном порядке, закреплять умение делить предм...