Технология разноуровневого обучения
консультация
Технология разноуровневого обучения - это педагогическая технология организации процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала. То есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_raznourovnego_obcheniya.docx | 24.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология разноуровневого обучения
Технология разноуровневого обучения - это педагогическая технология организации процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала. То есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника.
Это технология, при которой за критерий оценки деятельности ребёнка принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.
Значительный вклад в разработку теоретических основ процесса дифференцированного обучения учащихся внесли психологи Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Л.С.Рубинштейн и многие др.; дидакты Ю.К.Бабанский, Б.П.Есипов, Л.В.Занков и др.
Анализ их работ позволяет выделить педагогические условия дифференциации в обучении детей:
— учет вариативного содержания образовательной работы с детьми;
— особенности восприятия познавательного материала;
— знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных детей и их групп;
— умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы детей;
— составление развернутого плана занятия, включая задания разным группам и отдельным детям;
— осуществление оперативной обратной связи;
— соблюдение педагогического такта.
Цель дифференциации процесса обучения – обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования, и тем самым обеспечить усвоение учебного материала, находящегося в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.
Под дифференциацией понимается способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности; создаются группы учащихся, в которых элементы дидактической системы (цели, содержание, методы, формы, результаты) различаются.
Необходимость реализации дифференцированного подхода в обучении связана с объективно существующими противоречиями между общими для всех дошкольников целями, содержанием обучения и индивидуальными возможностями каждого ребенка. Между фронтальным изложением материала воспитателем и индивидуальными особенностями восприятия, памяти, интересов, определяющими индивидуальный характер освоения материала конкретным ребенком.
В существующей практике обучения все чаще возникают проблемы, связанные с неоднородностью состава учащихся в одной учебной группе: по их учебным возможностям, общим и специальным способностям, индивидуальным психофизиопатическим особенностям, интересам, проектируемой профессии, национальному признаку, религиозной принадлежности, социальному и имущественному положению родителей, уровню воспитанности.
Достичь абсолютной однородности группы по составу невозможно, что в свою очередь приводит к неравномерному усвоению программы между детьми одной группы.
Дети с пониженной обучаемостью требуют особой формы учебной деятельности. Ребенок, у которого неустойчивое внимание, недостаточно развита память, не сможет выполнить многие из традиционных заданий, в этом случае требуется особая форма предъявления материала. Дети с повышенной обучаемостью также нуждаются в особом внимании воспитателя для развития своих способностей. Значит, даже при полной успеваемости всем детям дошкольного возраста требуется дифференцированный подход.
Реализация разноуровневого и дифференцированного подходов в воспитании и обучении дошкольников является одним из условий обеспечения равных стартовых возможностей для детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Обеспечение разноуровневого обучения предусматривает, в частности, решение:
1. Психологических задач (определение индивидуально-личностных особенностей учащихся, типов их развития на основе выявления качеств внимания, памяти, мышления, работоспособности, сформированности компонентов учебной деятельности и т. п.).
2. Предметно-дидактических задач (разработка учебного материала, его гибкое структурирование), обеспечивающих изоморфизм структур содержания и типологического пространства учебно-познавательных возможностей учащихся.
3. Реализации принципа «воспитывающего обучения».
Причины, позволяющие считать этот метод продуктивным в системе образования:
1.Повышается активность;
2.Повышается работоспособность;
3.Повышается мотивация к изучению;
4.Улучшается качество знаний.
Введение такой организации образовательного процесса приводит к необходимости:
а) разработки четких требований к каждому уровню , исходя из целей обучения;
б) разработки критериев отбора обучающихся в соответствующий уровень.
Основу технологии разноуровневого обучения составляют:
• психолого-педагогическая диагностика обучающегося;
• сетевое планирование(Сетевой план – это модель учебного процесса, которая позволяет каждому учащемуся видеть наглядно все, что он должен выполнить за одно занятие, неделю, месяц, семестр и т.д. и стать личностью действующей, т. е. субъектом обучения.)
• разноуровневый дидактический материал.
Успех применения технологии разноуровневого обучения во многом зависит от того, как происходило дифференциация на группы. Традиционно в рамках данной технологии принято выделять три группы.
В первую группу входят дети, которые способны с лёгкостью усвоить материал, имеют высокий познавательный интерес; дают быстрые ответы на вопросы воспитателя; хорошо развитая речь (содержательная, грамматически правильная, выразительная); усвоение программы идет в полном объёме; достаточный уровень сообразительности и инициативы; при выполнении заданий старательны, умеют применять знания в повседневной жизни; в игровой деятельности занимают ведущие роли.
Воспитатели для таких детей:
· усложняют программные задачи;
· создают проблемные ситуации;
· обеспечивают овладение самостоятельным поиском решения познавательных задач;
· стимулируют самостоятельность мышления, творческий поиск;
· дают возможность детям анализировать, делать выводы, доказывать свой метод познаний.
Таким образом, педагоги обеспечивали детям с высоким уровнем продвижение по пути их опережающего развития.
Вторая группа детей – усваивают материал в соответствии с возрастом, неплохо справляются с заданиями, но, порой, без поддержки и помощи воспитателя теряются; недостаточный уровень самостоятельности, требуется дополнительная стимуляция при выполнении заданий; речь соответствует возрасту, но иногда встречаются отдельные грамматические погрешности, нарушения в звукопроизношении.
Для них особенно важен психологический настрой: «Я хочу», «Я могу», «Я умею», «У меня всё получится!» Воспитатели, осуществляя индивидуальный подход:
· дают образцы правильного выполненного задания;
· задают наводящие вопросы, подводящие к определённому выводу;
· закрепляют материал через дидактические задания и игры;
· воспитывают уверенность, решительность, смелость при небольшой стимулирующей помощи со стороны взрослого.
Третья группа – отставания от сверстников; ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире; сниженная работоспособность, неподготовленность к приёму и переработке информации, низкий уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, им трудно сосредоточиться, они быстро утомляются, предпочитают отмалчиваться; под влиянием неудач у детей складывается отрицательное отношение к занятиям.
К этой же группе можно отнести детей с повышенной возбудимостью и педагогически запущенных, которым не уделялось должного внимания в семье.
Для них воспитатели:
· создают условия для овладения ребёнком способами действий;
· готовят облегчённые варианты заданий;
· дают больше наглядного материала, схем – подсказок;
· обеспечивают возврат к предыдущему этапу обучения;
· уделяют больше внимания индивидуальной работе на занятиях и вне их;
· готовят к восприятию нового материала, проводя предварительную работу;
· используют похвалу, одобрение, подбадривание, различные виды помощи;
· включают сюрпризность;
· избегают таких слов как: «неправильно», «плохо», «не так».
При реализации разноуровневого обучения каждое занятие должно иметь чётко сформулированные тему, цель и задачи. Содержание учебного материала должно быть научным и вместе с тем доступным детям. На каждом занятии перед детьми ставятся конкретные задачи, при этом педагог старается добиться от каждого ребёнка (в зависимости от его возможностей) их реализации.
Примеры реализации разноуровневого обучения:
· Для каждого подгруппового занятия подбираются или изготавливаю материалы с разным уровнем сложности (контурные изображения для раскрашивания, наложенные изображения ( с 2, 3 или 4 предметами), шнуровка с разными по величине и количеству отверстий, наборы для группировки с разным количеством групп предметов или с разным количеством предметов и т.д.
· Дидактическое упражнение со счетными палочками, в котором есть три варианта выполнения: одной группе детей составить и назвать геометрическую фигуру, состоящую из 3 палочек; второй – из 4 палочек; третьей – из 6 палочек.
· При использовании разрезных картинок: одна группа работает с картинкой, разрезанной на 4 части, другая – с 5 частями, третья – с 6 частями.
· Даётся определённая последовательность геометрических фигур и предлагается:
Детям первой группы – продолжить ряд;
Детям второй группы – продолжить ряд, увеличив количество какой – либо фигуры.
Детям третьей группы – продолжить ряд и придумать свою последовательность.
· На занятиях по Грамоте для одной группы детей предлагается ряд, состоящий из цифр и букв, при этом детям необходимо все буквы обвести в круг, а цифры - в квадрат. Для детей второй группы предлагается в ряде найти и зачеркнуть определенные буквы. Для детей третьей группы предлагается в ряде букв найти и подчеркнуть «спрятанные» слова.
· «Слоговое лото». Детям предлагаются слова, состоящие из трех букв. При этом первая группа детей заменяет первую букву, составляя при этом новое слово. Вторая группа – заменяет последнюю букву, а третья группа – заменяет гласную.
· Педагог зачитывает детям предложения. Одна группа детей определяет, быль это или небылица. Вторая группа должна переставить слова местами, а третья группа – воспроизводит предложение, заменяя одно или два слова.
· При составлении рассказа одна группа детей используется опорную схему, другая – старается составлять рассказ без нее.
· Используя дидактические игры такие, как “Танграм”, “Волшебный круг”, “Колумбово яйцо”, каждая группа детей получает задание соответствующего уровня сложности.
· При заучивании стихотворений дети, имеющие высокий уровень развития слухоречевой памяти запоминают со слов педагога, повторяя за ним. Для детей, испытывающих трудности при запоминании словесной информации, используются в качестве помощи иллюстрации, разыгрывание сюжета, самостоятельное зарисовывание сюжета.
· Для детей со слабой мелкой моторикой применяется более крупный раздаточный материал (фишки, геометрические фигуры и проч.), чем для детей с хорошо развитой мелкой моторикой.
· Если ребенок испытывает трудности при усвоении некоторых математических представлений и понятий, то, за день или за два до занятия воспитатель показывает, например, фигуру и говорит ребенку: «Скоро мы познакомимся с новой фигурой. Еще никто не знает, как она называется, а тебе я сейчас скажу, только ты постарайся запомнить - это ромб (квадрат, треугольник)». Накануне занятия еще раз напоминает, как называется фигура и чем она отличается от уже знакомых. После такой подготовки ребенок легче справляется с заданиями и, как правило, активен на занятии.
· Для детей с высоким темпом деятельности заранее готовятся дополнительные индивидуальные задания. Для детей с низким темпом деятельности возможно сокращение количества заданий в рамках одного занятия.
· Для детей с высоким уровнем двигательной активности использовать на занятии задания, связанные с передвижением в пространстве или с каким – либо действием.
· Для закрепления знаний о числе соответствующей цифре (или букве) детям с трудностями в обучении предлагается рассмотреть число и цифру, обозначающую это число, подумать и сказать, на что она похожа, нарисовать этот предмет, а затем найти и положить ее рядом с нарисованным предметом. С такими детьми можно разучивать загадки, пословицы, скороговорки, считалки, стихи и в свободное время на прогулке загадывать загадки, разучивать считалки со всеми детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология разноуровневого обучения
Технология разноуровневого обучения – это педагогическая технология организации процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одног...
"Технология разноуровневого обучения в детском саду" доклад на педсовете
В докладе раскрываются основные особенности и сущность разноуровневого обучения. Предлагаются варианты использования данной технологии в условиях детского сада....
Конспект НОД по ФЭМП для детей старшей группы «Путешествие в сказку» с использованием технологии разноуровневого обучения.
Цель:уточнить и закрепить имеющиеся математические знания посредством игры. Образовательные задачи:- закрепить умение считать в пределах 5, соотносить цифру с количеством предметов;- продо...
Конспект НОД «Математическое путешествие» с применением технологии разноуровневого обучения в подготовительной группе
Задачи: Обучающие: закрепить счет в пределах от 0 до10;- упражнять в умении решать примеры в одно или два действия; ...
Разноуровневое обучение в разновозрастной группе, с использованием элементов логоритмики: "В гости к Лесовичку"
Дети заходят с воспитателем в кабинет, садятся.Под музыку появляется Старичок- лесовичок, пляшет.Лес. Здравствуйте, ребята! Я старичок-лесовичок, в этом лесу живу. А вы ко мне в лес на прогулку пришли...
Использование технологии разноуровневого и дифференцированного обучения.
В связи с тем, что в каждом группе выделяются различия по уровню обучаемости среди детей, наиболее приемлемой и актуальной в организации образовательного процесса считаю технологию внутригруппово...
«Математические приключения Незнайки» с применением разноуровневого обучения в подготовительной группе
Цели: продолжать учить сравнивать смежные числа, определять место в натуральном ряду, устанавливать их последовательность, устный счёт до 10 в прямом и обратном порядке, закреплять умение делить предм...