Хромова И.П. Оптимизация эмоционального благополучия дошкольников
статья
В выступлении идет речь о педагогических условиях оптимизации эмоционального благополучия дошкольников и отработке приемов и подходов по оптимизации эмоционального благополучия дошкольников педагогами в дошкольном образовательном учреждении
Скачать:
Предварительный просмотр:
1 слайд
Оптимизация эмоционального благополучия дошкольников
Хромова Ирина Павловна
2 слайд
Цель: обогащение педагогического опыта
по формированию эмоционального благополучия детей
Задачи:
- Рассмотреть теоретический аспект педагогических условий оптимизации эмоционального благополучия дошкольников
- Совместная отработка приемов и подходов по оптимизации эмоционального благополучия дошкольников
- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-
класса
3 слайд
Эмоциональное благополучие (неблагополучие) – это качественная
оценка эмоционального состояния человека.
Основные компоненты эмоционального благополучия, это -
уверенность в себе; удовлетворенность своих потребностей; хорошее
настроение; здоровье; повышенная работоспособность.
4 слайд
Выделяют несколько компонентов эмоционального благополучия, каждая из
которых представляет собой неразрывную связь между положительным и
отрицательным. Все вместе они определяют уровень эмоционального
благополучия ребенка.
1. Эмоция удовольствия - неудовольствия как компонент фона настроения.
2. Переживание успеха - неуспеха достижения поставленных целей.
3.Ощущение комфорта ввиду отсутствия внешней угрозы.
4. Ощущение комфорта в присутствии посторонних людей и при
взаимодействии с ними.
5. Переживание оценки другими результатов деятельности ребенка.
Эти компоненты могут иметь разное содержание, однако их отсутствие
невозможно.
Эмоциональное благополучие ребенка проявляется в уверенности в
себе, чувстве защищенности, хорошее самочувствие и жизненные успехи
зависит от окружающих его людей. Для каждого важно иметь верных друзей,
которые не только общаются с нами, для разнообразия, но и могут оказать
помощь в трудной ситуации.
5 слайд
Человек, испытывающий эмоциональное благополучие имеет низкий уровень тревожности, высокий уровень активности и работоспособности.
. Надо понимать, что понятие «эмоциональное благополучие»
более широкое, чем понятие «эмоциональное здоровье». Это подтверждается
тем, что Всемирная организация здравоохранения использует в своей
практике понятие об эмоциональном благополучии при определении
состояния здоровья
6 слайд
Психологическое благополучие имеет тесную взаимосвязь с
другими характеристиками – такими, как «счастье», «комфорт» [6].
Следовательно, и эмоциональное благополучие, находясь в тесном единстве с
психологическим благополучием, и взаимосвязано с ними.
Ключевым словом для описания эмоционального благополучия
является «гармоничность». Прежде всего, это гармония между
эмоциональным и умственным развитиями.
Только согласованное взаимодействиедвух этих систем, их единство в
решении поставленных задач может обеспечить успешное выполнение
любых видов деятельности.
7 слайд
Педагогические условия, способствующие формированию
эмоционального благополучия
Одной из основных задач основной образовательной программы нашего сада, является забота о
здоровье, эмоциональном благополучии и всестороннее развитие ребенка.
Для того, чтобы решить эту задачу, педагогу необходимо использовать в
своей деятельности технологию самосбережения здоровья и жизненного
оптимизма, которая в свою очередь делится на несколько содержательных
блока:
1) «Я и мой организм» (физический аспект)
Его цель
– совершенствовать и повышать двигательную активность детей
2) «Я и мои эмоции» (эмоциональный аспект)
Содержание второго блока «Я и мои эмоции» соответствует
релаксационному модулю. Главная цель данного модуля снять мышечное и
эмоциональное напряжение.
3) «Я и окружающие меня люди» (духовно- нравственный аспект).
Цель этого блока –
дать воспитанникам полное представление о духовно – нравственных
основах собственной жизни и жизни других людей, ценностное отношение к
миру.
8 слайд
ОДИН КЛОУН ДАЕТ ЛЮДЯМ БОЛЬШЕ ЗДОРОВЬЯ, ЧЕМ КАРАВАН С ЛЕКАРСТВАМИ.
У. Шекспир Веселое сердце живет долго
Словацкая пословица: «Если в голове веселые мысли, думать о болезнях некогда».
Известно, что эмоции, которые мы переживаем, и действия, которые они вызывают, взаимосвязаны. То есть, когда нам хорошо – мы улыбаемся, плохо – хмурим брови. Но этот механизм действует и в обратном направлении. Поэтому, даже если нам не очень весело, но мы "надеваем" на свое лицо улыбку и удерживаем ее некоторое время, то вскоре наши лицевые мышцы "вспоминают" о положительных эмоциях и передают соответствующие сигналы в мозг. Внутреннее состояние приходит в норму: напряжение и тревога улетучиваются, грусть отступает, уступая место радости.
Психо-эмоциональное здоровье - это...
А еще "смехойоги" считают, что разные тональности смеха обеспечивают оздоровление разных частей нашего организма. Так, например, низкое "хо-хо" – оказывает благотворное влияние на органы брюшной полости. "Ха-ха" – стимулирует сердечную деятельность. А тоненькое "хи-хи" улучшает кровоснабжение головного мозга и горла.
Упражнение на создание работоспособности в начале работы группы
Статическое электричество
Участники здороваются друг с другом за руку и резко одергивают ее как от разряда. При этом издают резкий возглас:
- А-а-а-а! Ха-ха-ха-ха-ха-ха...
Молния
- Вам понадобится зеркало. Встаньте перед ним. Вообразите, что рот застёгивается на молнию. Когда вы её откроете, то начнете хохотать
- Расстегните двумя пальцами воображаемую молнию. Похохочите. Быстро застегните молнию. Перестаньте смеяться
- Можно выполнять в паре и расстёгивать молнию партнёру
- Число повторений: 3 — 4
Исследования показывают, что когда мы смеемся, в нашем организме происходят удивительные процессы: снижается уровень выработки "гормонов стресса" – кортизола и адреналина. В то время как "гормоны счастья" – эндорфины – активно поступают в нашу кровь, они притупляют боль и вызывают чувство удовлетворения. Благотворное действие оказывает смех и на иммунную систему: активизируются так называемые "клетки–киллеры", которые убивают вирусы и сражаются с опухолями. Кроме того, смех – это настоящая дыхательная гимнастика. Смеясь, мы дышим глубже и чаще, газообмен ускоряется, а кровь насыщается кислородом. Ну и, конечно смех и юмор – прекрасные душевные целители, которые позволяют хотя бы на время забыть о наших проблемах и невзгодах.
9 слайд
техника я-сообщение
Описание ситуации, вызвавшей напряжение
Точное называние своего чувства в этой ситуации
Называние причин своего чувства в этой ситуации
Пожелание изменений
Проигрывание ситуаций
МУЖ (тоном выговора). Из-за тебя сегодня опоздал на работу, вечно ты со своими дурацкими разговорами, как будто нельзя было с вечера!
ЖЕНА (с досадой).Опять ты упустил кофе! Ты вообще что-нибудь можешь делать как следует!?
МАТЬ (раздраженно). Опять рубашка из штанов вылезла! Мне надоело терпеть твою безалаберность!
В каждом из приведенных случаев вы, находясь в позиции критикуемого, скорее всего, расстроитесь и обидитесь. Вам захочется защитить себя, объясниться, привести оправдания. Например, такие:
– Но ведь тема разговора пришла мне в голову только утром, и была срочной.
– От варки кофе меня отвлек телефонный звонок.
– А в школе все так ходят – и ничего!
Но говорить все это в свою защиту вслух не всегда получается – вы уже обижены и знаете, что стоит возразить, «обвинитель» распалится еще больше. И тогда в вас закипит «праведный гнев», и вы нападете в ответ или молча затаите обиду.
Именно это происходит с вашим собеседником, когда вы бросаете ему упрек или гневное замечание. Только что, побывав в его «шкуре», вы испытали обиду и желание встречно напасть. Если вы хотите оградить ваши отношения от подобных результатов, нужно использовать Я-сообщения. Согласитесь, что совсем иначе прозвучат такие ваши слова:
– Сегодня опоздал на работу, было очень неприятно; хотелось бы решать важные вопросы с вечера.
– Ой, кофе убежало, досадно… опять заваривать, да еще грязь вытирать!
– Знаешь, меня коробит, когда у мальчиков рубашка вылезает из штанов.
Такие фразы не только звучат иначе, но и их действие бывает другим – собеседник скорее услышит вас. Тогда более вероятно, что он войдет в ваше положение и постарается не повторить «оплошность».
10 слайд
Возможные варианты я-сообщений
- Мне приятно…
- Меня радует…
- Мне интересно…
- Я в восторге от…
- Меня огорчает…
- Мне неприятно…
- Мне грустно…
- Меня волнует…
- Я ожидаю…
- Я расстроен…
- Я доволен…
- Меня раздражает…
- Я надеюсь…
- Меня обижает…
- Я надеюсь…
- Я уверен…
11 слайд
Правила активного слушания
1.Назовите переживание ребёнка «по имени»
Когда ребёнок расстроен, обижен, испуган или просто устал, самое главное — дать ему понять, что вы слышите его и знаете о его переживании. Для этого нужно озвучить, что, как вы поняли, он сейчас чувствует.
2. Повернитесь к ребёнку лицом
3. Не задавайте вопросов
4. Делайте паузы
5. Не бойтесь ошибиться
Иногда достаточно просто повторить слова ребёнка, немного их перефразировав (чтобы ему не показалось, что его передразнивают). Например, на заявление ребёнка, что он «больше не будет водиться с Петей», можно сказать «ты не хочешь с ним больше дружить». А затем попробовать предположить почему: например, сказать «Ты на него обиделся».
Упражнение "Найдите приемы активного слушания"
Прихожу домой, усталая и голодная. Сын обрадованно:
«Ой, мама, я тебя так ждал! Пойдем скорее играть!».
«Подожди, – отвечаю я, – сначала я поем».
А он: «Нет, нет, пойдем играть!».
Я говорю: «Ты очень хочешь, чтобы я пошла играть.»
Сын: «Да, очень! Пошли!».
Я: «Ты очень, очень хочешь играть, а я устала и очень хочу есть».
Сын: «Ну, мам!»
Снова говорю: «Я очень хочу есть, а ты очень хочешь играть. Как же нам быть?».
^ Тогда он: «Ну, ладно, я поем вместе с тобой, а потом пойдем играть».
Мы так и сделали.
Можно поздравить мать с успехом и порадоваться вместе с ней. Наверняка в этом разговоре мальчик получил ценный урок морального воспитания. Он узнал о желании матери и признал ее право позаботиться о себе. Повторение подобных бесед поможет ему избежать опасности закрепления детского «наивного эгоизма».
12 слайд
Приемы повышения
эффективности общения
прием «Имя собственное»
- основан на частом произнесении имени партнера по общению
прием «Золотые слова»
- Или искусство подачи комплиментов, позволяет настроить собеседника на сотрудничество, вызвать положительные эмоции, создать атмосферу доверия и взаимоуважения
прием «Зеркало отношений»
- Улыбка и доброжелательное выражение лица
прием «Терпеливый слушатель»
- Терпеливое и внимательное отношение к собеседнику
13 слайд
ВАЖНО: Аффирмация – это утверждение, позитивная формула. При многократном повторении с выражением улучшает состояние человека.
Участники встают в круг и одновременно громко произносят: «Я самый счастливый человек в мире!». Повторяют несколько раз. А в конце громко смеются.
14 слайд
Сасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: обогащение педагогического опыта по формированию эмоционального благополучия детей 1 Рассмотреть теоретический аспект педагогических условий оптимизации эмоционального благополучия дошкольников 2 Совместная отработка приемов и подходов по оптимизации эмоционального благополучия дошкольников 3 рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер- класса Задачи:
– это качественная оценка эмоционального состояния человека. Эмоциональное благополучие Уверенность в себе Удовлетворенность своих потребностей Хорошее настроение Здоровье Повышенная работоспособность
1. Эмоция удовольствия - неудовольствия как компонент фона настроения. 2. Переживание успеха - неуспеха достижения поставленных целей. 3.Ощущение комфорта ввиду отсутствия внешней угрозы. 4. Ощущение комфорта в присутствии посторонних людей и при взаимодействии с ними. 5. Переживание оценки другими результатов деятельности ребенка. Компоненты эмоционального благополучия
Человек, испытывающий эмоциональное благополучие
Техника я-сообщения Я-сообщение Описание ситуации, вызвавшей напряжение Точное называние своего чувства в этой ситуации Называние причин своего чувства в этой ситуации Пожелание изменений
Мне приятно… Меня радует… Мне интересно… Я в восторге от… Меня огорчает… Мне неприятно… Мне грустно… Меня волнует… Я ожидаю… Я расстроен… Я доволен… Меня раздражает… Я надеюсь… Меня обижает… Я надеюсь… Я уверен… Возможные варианты я-сообщений
1. Назовите переживание ребёнка «по имени» 2. Повернитесь к ребёнку лицом 3. Не задавайте вопросов, употребляйте фразы в утвердительной форме 4. Делайте паузы 5. Не бойтесь ошибиться Правила активного слушания
Приемы повышения эффективности общения
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников».
Дошкольный возраст является предметом пристального внимания учёных и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное раз...
Психологическая безопасность – залог эмоционального благополучия дошкольника.
Проблема психологической безопасности в современном мире стоит очень остро. Рассмотрение данной проблемы в контексте российского образования необходимо начать с определе...
Учебно-методическое пособие "Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников"
Значение психогимнастики в развитии детей, представлены конкретные комплексы....
Семья как основной фактор эмоционального благополучия дошкольника.
Основной целью данной статьи является понимание взаимодействия СЕМЬЯ - ДЕТСКИЙ САД, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, ...
Эмоциональное благополучие дошкольников с общим недоразвитием речи.
Статья содержит направления и формы работы для достижения эмоционального благополучия дошкольника с общим недоразвитием речи в условиях группы компенсирующей направленности....
Технологическая карта приемов оптимизации эмоционального благополучия ребенка с особыми возможностями здоровья
Технологичная карта раскрывает приемы оптимизации эмоциоанльного благополучия ребенка с особыми возможностями здоровья в детском саду...