Эмоциональное благополучие дошкольников с общим недоразвитием речи.
статья по логопедии по теме

Чубарук Ольга Валерьевна

Статья содержит направления и формы работы для достижения эмоционального благополучия дошкольника с общим недоразвитием речи в условиях группы компенсирующей направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon emotsionalnoe_blagopoluchie_doshkolnikov_s_onr.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

О.В.Чубарук, учитель-логопед (ГБДОУ №47, Санкт-Петербург)

  Система работы по достижению эмоционального благополучия ребенка-дошкольника с ОНР и ЗПР в условиях группы компенсирующей направленности

Дошкольный возраст – период, когда закладываются основы физического, психического развития и здоровья будущего человека. Одним из центральных положений Концепции дошкольного воспитания  является обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольном образовательном учреждении, которое  является показателем эффективной работы детского сада и составляет основу психологического здоровья дошкольника.

Согласно исследованиям Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, «Эмоциональное благополучие – это устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: как биологических, так и социальных».

Л.С. Выготский считал, что "эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются "центральным звеном" психической жизни человека, и прежде всего ребенка".

 В настоящее время педагоги все больше внимания стали уделять проблеме эмоционального благополучия ребенка, которая является актуальной, особенно в период пребывания в коррекционном дошкольном учреждении. Интерес этот вызван тем, что с каждым годом появляется все больше детей с отклонениями в эмоциональной сфере. От этого во многом зависит результативность педагогической деятельности, сформированность знаний, умений, навыков у детей, способствующих дальнейшей успешности в школьном обучении.

Особую актуальность приобретают вопросы, связанные с эмоциональным благополучием детей  с ограниченными возможностями здоровья. Отдельную и многочисленную группу представляют собой дети с тяжелыми нарушениями речи.

В психическом облике таких детей отмечаются отдельные черты общей эмоционально-волевой незрелости. Эмоциональная сфера таких детей характеризуется высокой степенью психоэмоциональной напряженности и повышенным беспокойством, излишней возбудимостью и раздражительностью, эмоциональной неустойчивостью и повышенной лабильностью поведенческих реакций. Неустойчивый фон настроения  ребенка приводит  к повышенному у него уровню тревожности. У детей с ОНР и ЗПР наблюдаются агрессивные состояния  и гипервозбудимость, замкнутость и медлительность, проявляющиеся в эмоциональном и двигательном беспокойстве. Поэтому,  проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми,  такие дети  испытывают серьезные психические нагрузки.

Педагогам необходимо быть крайне внимательными к эмоциональному состоянию дошкольника,  выбирать наиболее эффективную форму воздействия в конкретной ситуации.

Помощь детям  с ограниченными возможностями здоровья в развитии эмоционально-волевой сферы  необходима в большей степени, чем нормально развивающемуся, способному самостоятельно черпать знания из окружающего мира.

Анализируя данную проблему, для нас стало очевидным, что ключевым словом для описания эмоционального благополучия является «гармония» или «баланс» между эмоциональным и интеллектуальным, физическим и психическим благополучием. Исходя из этого, сложилась целая система работы, которая  направлена на сохранение психического здоровья  и достижение эмоционального благополучия детей-дошкольников  с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития.

Наша система условно представляет собой четыре блока, которые являются основными направлениями работы в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего и комбинированного видов.

Рассмотрим формы работы, которые включают в себя каждый из блоков.

I БЛОК. Взаимодействие педагогического коллектива группы и родителей.

Это направление работы мы считаем наиболее значимым, потому что одна из самых важных потребностей в жизни человека (по А.Маслоу) – потребность в безопасности, которая в раннем возрасте обеспечивается ребенку в основном родителями. Самая важная роль в обеспечении эмоционального комфорта ребенка принадлежит, конечно, маме и зависит от эмоционального взаимодействия с ребенком, проявления безусловной любви и поддержки.

Если ребенок получает от родителей любовь и поддержку у него возникает состояние эмоционального комфорта, а это обеспечивает доверительное и активное отношение к миру, формирует высокую самооценку, самоконтроль, ориентацию на жизненный успех. Поэтому педагогическому коллективу необходимо опираться на постоянное взаимодействие с родителями своих воспитанников и профессионально помогать им. Для оптимизации данного процесса мы используем следующие формы работы:

  • анкетирование родителей
  •  личностно-ориентированная модель развития
  •  родительские собрания и индивидуальные консультации
  •  оформление информационно-наглядных материалов для родителей
  •  открытые занятия
  •  театральные представления с участием детей
  •  совместные праздничные досуги
  •  спортивные и тематические праздники
  •  совместное творчество детей и родителей
  •  тематические фотовыставки.

         

          II БЛОК. Роль учителя-логопеда/дефектолога в достижении

эмоционального благополучия ребенка.  Сегодня большая часть современных родителей и воспитателей живет в мире обилия информации, частью которой является информация о способах обеспечения быстрого и качественного развития ребенка. Также расширились возможности применения различных форм и методов, направленных  на развитие ребенка. Поэтому повышенной активностью во взаимодействии взрослого с ребенком иногда можно достичь негативного эффекта  настолько, насколько негативным бывает результат и от полного бездействия. Чтобы это свести к минимуму, специалистам группы нужно активно взаимодействовать с родителями и воспитателями, вести с ними разъяснительную работу, помогать им своими рекомендациями; выстраивать адекватный состоянию и проблеме каждого ребенка коррекционно-образовательный маршрут развития.

         Логопеду и дефектологу в дошкольном образовательном учреждении необходимо создать условия, способствующие: охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка. Изучение анамнеза и педагогическое обследование детей с речевыми нарушениями и ЗПР выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные речевым дефектом и низкой умственной и физической работоспособностью. По Л.С.Выготскому «дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений». Значит, не существует речевых расстройств, при которых не отмечались бы другие психологические нарушения. Следовательно, речевые нарушения являются одним из ведущих синдромов сложного психологического профиля отклонений в психическом развитии у детей. Поэтому мы можем утверждать, что логопед и дефектолог являются активными и необходимыми участниками системы работы, направленной на достижение эмоционального комфорта ребенка.

           Ни для кого не секрет, что успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией многих принципов. Логопеду следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, помня об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности. В качестве ведущей деятельности детей дошкольного возраста признается игровая деятельность, что выдвигает определенные требования к педагогам и специалистам по организации коррекционной работы. Опираясь на эти требования, для достижения положительной динамики и успешного результата в работе с ребенком-логопатом необходима комплексность методов психологического воздействия, которая позволяет использовать как в обучении, так и воспитании детей с ОНР и ЗПР многообразие методов, приемов, средств. К их числу можно отнести методы игровой коррекции: арт-, сказко-, игротерапии, театрализованной деятельности.

           Воспитанник дошкольного учреждения – будущий школьник, а хороший школьник – это наигравшийся дошкольник. Формирование навыков общения, социальной адаптации, самоконтроля, самообслуживания, ориентация в окружающей действительности – вот залог успешной адаптации ребенка к школьной жизни.

           В данном блоке мы представляем формы работы:

  • изучение анамнестических данных ребенка;
  • родительские собрания и индивидуальное консультирование родителей;
  • разработка и реализация индивидуальных коррекционно-образовательных маршрутов;
  • регулярное оформление информационно-наглядных материалов для родителей;
  • партнерский и доброжелательный стиль общения с ребенком;
  • организация коррекционно-образовательной деятельности с опорой на игровые методы и сюрпризные моменты;
  • использование в работе элементов театрализованной деятельности, сказко- и игротерапии, психогимнастики;
  • совместная с ребенком оценка его достижений, активности и мотивации к познанию в результате коррекционно-образовательного процесса.

III БЛОК. Роль педагогического коллектива группы в достижении

эмоционального благополучия ребенка.

          Ребенок, посещающий дошкольное образовательное учреждение проводит большую часть своего времени в стенах детского сада. Поэтому основная ответственность за то, насколько ребенку будет комфортно, удобно и спокойно, ложится на педагогов группы. Взаимодействие педагогического коллектива с детьми должно быть профессиональным; педагоги должны уметь организовывать как совместную деятельность взрослого с детьми, так и свободную самостоятельную деятельность воспитанников. Педагогам необходимо обеспечивать единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач воспитательно-образовательного процесса, выполнять требования к учебно-материальной базе, организовывая её адекватно возрасту, возможностям и потребностям детей с ОНР и ЗПР.

          Как отмечено нами выше, для достижения эмоционального благополучия у ребенка важным является и его физическое здоровье. Поэтому мы считаем необходимым наличие в помещениях, в которых осуществляется образовательная деятельность (помещение группы, кабинета специалиста), здоровьесберегающего оборудования: тренажеры для профилактики ортопедических проблем; приборы, улучшающие качество окружающей среды (воздухоочистители, лампы УФО, ионизаторы, увлажнители воздуха), оборудование, позволяющее удовлетворять потребность воспитанников в движении.

          Опираясь на указанные требования, мы предлагаем следующие формы работы:

  • Организация предметно-пространственной среды в группе и логопедическом кабинете/кабинете дефектолога с учетом требований ФГТ:
  • зонирование
  • выполнение санитарных норм
  • учет потребности ребенка в двигательной активности
  • исключение факторов, раздражающих нервную систему и провоцирующих травмоопасные ситуации
  • подбор цветовой гаммы интерьеров группы и кабинета специалиста теплых пастельных тонов
  • Создание развивающей среды с учетом педагогической целесообразности, а также возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обеспечение ребенку свободного доступа ко всем играм и дидактическим материалам.
  • Организация профилактической работы, направленной на сохранение и улучшение физического здоровья ребенка.
  • Партнерский и доброжелательный стиль общения с ребенком.
  • Использование игровых ситуаций и сюрпризных моментов.
  • Словотворчество детей на заданную педагогом тему.

IV БЛОК. Роль медико-психолого-педагогического сопровождения.

Работа по развитию эмоциональной сферы ребенка, всегда считалась прерогативой  психологической службы ДОУ, но эта работа может проводиться другими педагогами и специалистами. Рассмотрим некоторые направления работы:

1. Постоянное взаимодействие педагогического коллектива группы со специалистами ГБДОУ и других учреждений. Данная система работы предполагает взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения компенсирующего и комбинированного видов, которое направлено на обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата.

Тесное профессиональное сотрудничество специалистов детского сада осуществляется в планировании и организации взаимодействия с дошкольниками (в частности, при разработке индивидуальных образовательных маршрутов для детей с проблемами в развитии и с ограниченными возможностями здоровья).

Взаимодействие педагогов и специалистов осуществляется с учетом принципов:

  • выявления конкретных проблем ребенка, подлежащих коррекции;
  • приоритета определенного вида помощи в рамках индивидуально-коррекционной работы;
  • анализа промежуточных и итоговых результатов индивидуальной, профилактической работы;
  • разработка и реализация индивидуальных маршрутов развития, воспитания, образования и медицинской помощи с учетом рекомендаций педагогического коллектива группы;
  • формирования рекомендаций для родителей и педагогов по организации помощи детям методами и способами, доступными педагогическому коллективу для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения;
  • отслеживания динамики развития и эффективности индивидуализированных коррекционно-развивающих программ;
  • профилактики физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов; решение данного принципа посредством игровых упражнений (театрализованные игры, психогимнастика, релаксация);
  • организации лечебно-оздоровительных мероприятий и психологически адекватной образовательной среды;
  • организации взаимодействия между педагогическим коллективом образовательного учреждения и специалистами, участвующими в работе медико-психолого-педагогического сопровождения, при возникновении конфликтных ситуаций, трудностей диагностики, а также при отсутствии положительной динамики в процессе коррекционно-образовательной деятельности.

     2. Консультативная работа специалистов с педагогами. Этот вид работы мы решили выделить отдельным направлением IV БЛОКА, в рамках которой используются следующие формы:

  • семинары с педагогами, задачей которых является расширение границ знаний в данной области;
  • различные тренинги по обучению  педагогов эмоциональному самоконтролю и самоанализу, необходимых для осуществления воспитательного и образовательного процессов;
  • занятия в комнате психологической разгрузки, цели которых – поддержание положительного эмоционального тонуса педагогов, разрядки эмоций, профилактики эмоционального сгорания;
  • использование методик управления своими эмоциями средствами музыкальной терапии, цветотерапии, сказкотерапии.

     Индивидуальные консультации с педагогами свидетельствуют о том, что проблемы, возникающие в процессе работы, решаются своевременно, не перерастая в конфликты и не влияя на психическое здоровье взрослых и детей.

3. Реализация технологий обеспечения социально-психологического благополучия ребенка. 

Педагогам дошкольного учреждения необходимо реализовывать в своей работе технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка, которые обеспечивают психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника, а, следовательно, и его эмоциональное благополучие. Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.  Важно, чтобы общение педагогов с детьми являлось условием для эмоционального комфорта.

Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч, игровых тренингов с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ.

Потребность ребенка в наличии чувства безопасности и уверенности – одна из самых важных потребностей в его жизни. Дома эту потребность обеспечивают ребенку в основном родители, но дошкольник, посещающий детский сад, большую часть своего времени проводит вне дома. Поэтому актуальность проблемы обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста и роль детского образовательного дошкольного учреждения в данном процессе мы считаем неизменно острой.  Реализация данной потребности в дошкольном учреждении компенсирующей направленности обеспечивается проявлением заботы педагогов и специалистов,  демонстрацией ему своего положительно-эмоционального отношения. В результате у ребенка, во-первых, возникает и поддерживается чувство эмоционального комфорта, а во-вторых, способствует успешному коррекционному процессу. Помимо этого педагоги обязаны сохранить и укрепить психофизическое здоровье ребенка, способствовать становлению образа «Я», формировать базовые качества личности. Зная, что любая работа дает стабильный результат только в том случае, если она проводится в системе, нами были представлены основные ее направления. Мы уверены, что коррекционная работа с детьми с ОНР и ЗПР должна быть ориентирована на психологическую защищенность ребенка и его эмоциональный комфорт.

Библиография.

Абрамян Л.А. Эмоциональное благополучие ребёнка как основополагающий фактор развития личности. Одесса, 1990.

Выготский Л.С. Детская психология // Собрание сочинений, т.4 – М., Педагогика, 1984.

Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: Воронеж, 1997

Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999.

Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. – М.:Педагогика, 1988.

Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования// Журнал «Управление ДОУ», №10, 2011. -  М.: ООО ТЦ Сфера.

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Проектирование педагогической системы, которая позволит обогатить процесс речевой коммуникации за счёт овладения детьми с ОНР эмоциональной лексикой посредством организованной систематической поэтапно...

Статья "Развитие эмоционально - оценочной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня"

Эмоциональная лексика является частью лексикона и способствует более точному осознанию и описанию настроений, чувств, переживаний человека, лучшей оценке происходящих событий, наиболее адекватно выраж...

Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников с общим недоразвитием речи

Материал адресован учителям-логопедам ДОУ, воспитателям и родителям...

Создание условий для эмоционального благополучия старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством коррекционно-развивающего обучения

На сегодняшний день дети дошкольного возраста с нарушениями речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Анализ имеющихся теоретических трудов специалистов в ...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Одной из главных задач обучения детей с речевыми нарушениями является практическое усвое...

Статья. Развитие эмоциональной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи.

Рекомендации по развитию эмоциональной сферы дошкольников с ОНР, можно использовать с дошкольниками и младшими дошкольниками....

Развитие эмоционально-выразительной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Комбинированные игры и игровые упражнения для развития эмоционально - выразительной речи детей с использованием приёмов логоритмики и артпедагогики....