Проект в подготовительной к школе группе "Жизнь и творчество А.С. Пушкина"
проект (подготовительная группа)
Задача взрослых познакомить ребёнка с творчеством великого поэта как можно раньше и сделать его стихи, сказки, частью внутреннего мира растущего человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zhizn_i_tvorchestvo_a.s._pushkina.docx | 187.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №7 «Радуга»
Кулундинского района Алтайского края
Проект в подготовительной к школе группе
"Жизнь и творчество А.С. Пушкина"
Авторы проекта:
воспитатели подготовительной группы
Зинченко Л.В., Проскурина Е.С.,
старший воспитатель Ивашина О.В.
Введение
Актуальность
Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют и художественные средства, с помощью которых художник создает образ. В литературе – это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве - линии и краски, в музыке – звуки, в танце – движения. Каждый вид искусства уникален, но они тесно связаны между собой. Поэтому, когда мы знакомим ребенка с каким-либо видом творческой деятельности, это положительно влияет на освоение им другой, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции. Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является Александр Сергеевич Пушкин.
Сказки Пушкина – это первые наши книги. Сказка – это рассказ о заведомо невозможном, здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными. Недаром известная русская пословица гасит: «Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», урок нравственности, доброты, честности, ума и хитроумия. Со сказок Александра Сергеевича Пушкина начинается любовь ко всей русской поэзии. Сразу приходят на память слова: «У Лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том...». Пушкин писал не только сказки, а сказки в стихах. Каждое слово звучит необыкновенно выразительно. Все без исключения положительные герои пушкинских сказок излучают тепло и свет. Каждая сказка либо славит находчивость и смелость, либо высмеивает глупость и лень, трусость и жадность является настоящим литературным шедевром! На детей сказки Пушкина оказывают огромное воспитательное воздействие. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка. Рано или поздно поэт становится другом каждому читающему человеку. Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, поэтому ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подаёт надежду, забавляет и утешает.
Задача взрослых познакомить ребёнка с творчеством великого поэта как можно раньше и сделать его стихи, сказки, частью внутреннего мира растущего человека.
Цель проекта: Развитие эстетических, познавательных, творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с творчеством А.С. Пушкина.
Задачи проекта:
Дети
- познакомить с творчеством Александра Сергеевича Пушкина;
- способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
- воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
- обогащать и расширять словарный запас детей;
- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
- знакомить с классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам А.С. Пушкина;
- воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них;
- развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности.
Родители
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
- развитие совместного творчества родителей и детей;
- развитие у родителей способности видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
- заинтересованность родителей жизнью детского сада.
Тип проекта: познавательно-творческий, игровой, групповой.
Продолжительность:
Участники: дети, воспитатели, старший воспитатель, музыкальный руководитель, родители.
Ожидаемые результаты:
- развитие интереса к творчеству Пушкина;
- развитие познавательной активности;
- расширение кругозора;
- развитие творческих способностей;
- формирование эмоциональной отзывчивости;
- создание единого развивающего пространства, включающего детей, педагогов и родителей.
Содержание проекта
Этапы работы над проектом
- Подготовительный этап.
- Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального, аудио и видео материала по теме проекта, изготовление дидактических игр.
- Оформление презентации по биографии автора и викторины по сказкам А.С. Пушкина.
- Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности.
- Разработка памяток для родителей «Когда и как читать ребенку книги?» (приложение 3)
- Опрос детей, выяснить, какие знания и представления имеются у детей о поэте А.С. Пушкине и его произведениях.
- Разработка сценария итогового мероприятия (праздник «Болдинская осень»).
2. Основной этап – непосредственная реализация проекта по образовательным областям:
- Речевое развитие:
1.Чтение сказок А.С. Пушкина:
- «Сказка о рыбаке и рыбке».
- «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».
- «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
- «Сказка о золотом петушке».
- «У лукомория дуб зеленый».
2. Беседы по прочитанным сказкам.
3. Заучивание стихотворений А.С. Пушкина
- «У лукоморья дуб зеленый»
- «Ветер, ветер, ты могуч…»
- Социально-коммуникативное развитие:
1. Рассматривание портрета А.С. Пушкина.
2. Рассматривание иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина:
- «Царевна с яблоком. Пробуждение царевны. «Дочка царская жива!»
- «Воротился старик к старухе»
- «Избушка там, на курьих ножках» «Там ступа с бабою ягой…»
- «Царевна - Лебедь»
- «Бочка по морю плывет»
- «Тридцать три богатыря» И. Билибин.
3. Речевые подвижные игры:
- «Шмель»,
- «Подводное царство» эвримическая композиция (музыка К. Сен-Санса),
- Игры на звукоподражание «Превращение князя Гвидона».
4. Игра-фантазия «Если б я поймал золотую рыбку».
5. Дидактические игры:
- «Какой сказочный герой лишний?»
- «Узнай сказку по иллюстрации»
- «Сложи сказку»
- «Найди отличия»
- Познание:
1. Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина. (приложение 1)
2. Видеосалон, просмотр мультфильмов по сказкам А.С. Пушкина:
- «Сказка о рыбаке и рыбке»,
- «Сказка о царе Салтане»,
- «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,
- «Сказка о золотом петушке»,
3. Исследовательские работы о жизни А.С. Пушкина:
- «Детство А.С. Пушкина и его семья»
- «Откуда брались сказки».
- Художественно-эстетическое развитие
1. Лепка:
- «Золотая рыбка»,
- «Золотой петушок»
- «Лукоморье»
- Рисование:
- «Царство золотой рыбки,
- «Свет, мой зеркальце»,
- «Лукоморье»
3. Аппликация, ручной труд:
- «Золотая Рыбка»,
- «Царевна Лебедь»
- «Зеркальце»
- «Золотой петушок»
4. Конструктивная деятельность:
- «Сказочные дворцы»,
- «Новый дом для старухи».
5. Слушание и просмотр отрывков из оперы:
- Опера «Петушок – золотой гребешок» Н.А. Римский-Корсаков,
- Опера «Сказка о царе Салтане»,
- Отрывки из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинка,
- Романс «Не пой, красавица, при мне» музыка Рахманинов,
- Романсы на сказки Пушкина
- Романс «Зимняя дорога»
- «Октябрь уж наступил» в исполнении И.Смоктуновский
- «Осень» в исполнении В.Калинникова
6. Игра-драматизация:
- «У самого синего моря»,
- «Свет мой, зеркальце»,
- «В чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря»,
- «Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?».
7. Игра на музыкальных инструментах:
- «Во саду ли в огороде» русская народная мелодия
- Физическое развитие:
- Подвижная игра «Ручеёк»;
- игра – эстафета «33 богатыря»;
- малоподвижная игра «Летает, ползает, плавает».
- Здоровьесберегающие технологии:
- дыхательная гимнастика «Ветер, ветер ты могуч…»,
- гимнастика для глаз «Шмель»
3. Завершающий этап
- Праздник «Болдинская осень».
приложение 1
Литературная викторина по сказкам А.С.Пушкина
Цель: обогатить представления о жизни и творчестве А.Пушкина, создать эмоционально - положительное настроение у детей.
Задачи:
- закрепить знания детей о сказках А.С.Пушкина, вызвать интерес к произведениям писателя;
-совершенствовать умение слушать и понимать заданный вопрос, правильно и полностью отвечать на вопросы взрослого;
-закрепить умение детей передавать в рисунке сюжет сказки при помощи красок;
-развивать слуховое и зрительное внимание;
-развивать память, воображение, речь и мышление;
-развивать эстетический вкус, творческие способности;
-формировать навыки работы в команде и групповой сплоченности;
-воспитывать любовь к книге, приобщать детей к словесному искусству;
-воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки А.С. Пушкина , поэтому предлагаю вам литературную викторину, в которой мы вспомним и сказки, и сказочных героев. Вы готовы соревноваться?
1 Конкурс: «Из какой сказки отрывок?»
1. Три девицы под окном,
Пряли поздно вечерком.
(«Сказка о царе Салтане…»)
Какое полное название этой сказки? ("Сказка о царе Салтане, о сыне его славном князе Гвидоне и о прекрасной царевне-лебеди).
2. «Ах, ты мерзкое стекло,
Это врешь ты мне назло».
(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
3. «Год, другой проходит мирно;
Петушок сидит все смирно».
(«Сказка о золотом петушке»)
4. «На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто».
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
5. «Жил-был поп, толоконный лоб».
(«Сказка о попе и его работнике Балде»)
6. «Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит».
(«Поэма «Руслан и Людмила»)
2 Конкурс: «Доскажи словечко»
1. Жил старик со своею старухой
У самого синего… (моря)
2. Родила царица в ночь не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку, а неведому ….(зверюшку)
3. И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи… (кругом)
4. Белка песенки поет, да орешки все… (грызет)
5. Нужен мне работник: повар, конюх и… (плотник)
6. Ах, ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне… (назло)
7. Вот мудрец перед Дадоном стал и вынул из мешка… (Золотого Петушка)
8. Месяц, месяц мой дружок, позолоченный … (рожок)
3 Конкурс: «Найди ошибку»
Я буду вам зачитывать отрывок из сказки, но с ошибкой. Вы должны найти ошибку, исправить ее. И назвать из какой сказки этот отрывок.
1. Три соседки под окном,
Пряли поздно вечерком. («Сказка о царе Салтане»)
2. Свет мой, зеркальце, скажи,
Да мня не обмани
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее. («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
3. Жил старик со своею женою
У самого синего моря. («Сказка о рыбаке и рыбке»)
4. Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова буяна
В царство славного Ивана. («Сказка о царе Салтане»)
4 Конкурс: «Лучший знаток сказок»
Я буду задавать каждой команде вопросы по очереди, а вы должны дать ответ на вопрос.
1. Какими словами царица обращается к волшебному зеркальцу?
«Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
2. Что кричал петушок, сидя на спице?
«Ки-ри-ку-ку. Царствуй лежа на боку!»
3. Что молвила третья сестрица?
«Я б для батюшки царя родила богатыря».
4. Что говорила Золотая рыбка, когда старик ее поймал?
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь»
5. Какими словами начинается «Сказка о царе Салтане»?
«Три девицы под окном,
Пряли поздно вечерком»
6. Какими словами обращается старик к Золотой рыбке?
«Смилуйся, государыня, рыбка!»
7. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?
«Жил старик со своею старухой.
У самого синего моря»
8. Какими словами заканчивается «Сказка о царе Салтане»?
«Я там был, мед, пиво пил –
И усы лишь обмочил».
5 Конкурс : «Кто быстрее?»
В этой игре нужно очень быстро отвечать на вопрос.
1. Как звали находчивого, трудолюбивого работника в одной из сказок Пушкина? ( Балда)
2. Злая, вредная бабка, мечтавшая стать владычецей морскою? (Старуха)
3.Чем отравилась молодая царевна? ( Яблоко).
4. Название острова, мимо которого проплывали корабельщики. (Буян)
5. Имя жениха молодой царевны в « Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях». ( Елисей ).
6.Кто чах над златом? (Кощей)
7. В кого превращала царевна лебедь князя Гвидона? (В муху, комара, шмеля)
8. Где жила белочка (в хрустальном доме).
9. У кого спрашивал королевич Елисей про царевну (месяц, солнце, ветер).
10. Что просила старуха у золотой рыбки? (корыто, избу, стать: столбовой дворянкой, царицей, владычицей морскою).
11. Какой рыболовной снастью ловил рыбу старик из сказки? (невод)
12. Сколько раз закидывал старик невод? (три)
13. Из какого материала князь построил белочке дом? (Хрустальный дом).
13. Что сделала с волшебным зеркальцем злая царица, когда узнала, что девушка ожила и стала еще красивее? (Разбила)
13. В какой сказке на страже стоит петушок? («Сказка о золотом петушке»)
14. В какой сказке встречается волшебная белочка? («Сказка о царе Салтане»)
6 конкурс: «Доскажи словечко»
1. Жил старик со своею старухой
У самого синего (моря)
2. Родила царица в ночь не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку, а неведома ….(зверюшку)
3. И днем и ночью кот ученый
все ходит по цепи (кругом)
4. Белка песенки поет, да орешки все (грызет)
5. Нужен мне работник: повар, конюх и (плотник)
6. Ах, ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне (назло)
7. Вот мудрец перед Дадоном стал и вынул из мешка (Золотого Петушка)
8. Месяц, месяц мой дружок, позолоченный … (рожок)
Молодцы, ребята! Я вижу, что вы очень хорошо знаете сказки Пушкина, сказочных героев. Вы очень хорошо отвечали на вопросы и каждая команда заработала много фишек. Подсчитывают фишки и объявляется команда победителей.
Приложение 2
Болдинская осень
Программное содержание. С целью подведения детей к целостному осмысленному восприятию творчества А.С. Пушкина установить творческую взаимосвязь между всеми видами художественной деятельности. Воспитывать устойчивый интерес к поэзии Пушкина.
Звучит музыка Г. Свиридова к повести Пушкина А.С. «Метель».
На экране портрет Пушкина.
Дети входят в зал, садятся на стулья. Два ребенка встают у центральной стены
1 Мой Пушкин! Мой поэт! Моя отрада!
Спасибо за любовь к родному слову.
Мы этой встрече очень рады.
Твои стихи читать мы будем снова!
2 Мы Пушкину наш праздник посвящаем
Наполним зал чудесными стихами.
О Пушкине сегодня говорим мы
Поэзии волшебными устами.
Ведущая. Сегодня, в осенний день, мы хотим рассказать вам о том, как любил поэт осень. Он говорил об этом так: «Осень…любимое мое время…пора моих литературных трудов»
Послушайте такие стихотворные строчки, принадлежащие перу поэта:
« Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго…»
Но была в жизни Пушкина особенная осень- осень, которую он провел в деревне Болдино.
Слайд.
В связи с предстоящей свадьбой (нужны были деньги) Пушкин 1 сентября выехал в Болдино, чтобы продать имение, подаренное ему отцом. В эти дни свирепствовала страшная болезнь –холера. На многие города был наложен карантин, и поэтому Александр Сергеевич в течении трёх месяцев не мог выехать из Болдина.
В это время им написано большое количество стихотворений, закончен роман в стихах «Евгений Онегин», созданы «Сказка о попе и работнике его Балде», повесть «Метель», «Каменный гость», «Моцарт и Сальери». Когда вы подрастете, то обязательно познакомитесь с этими произведениями.
Песня «Берёзка в Болдине»
Слайды осени
А теперь послушаем стихи, на которые вдохновила поэта осень.
Взрослые и дети читают стихи поочерёдно.
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор…
Печальны лес и дол завялый,
Проглянет день – и уж темно,
И, будто путник запоздалый,
Стучится буря к нам в окно…
Уж осени холодною рукою
Главы берез и лип обнажены,
Она шумит в дубравах опустелых;
Там день и ночь кружится жёлтый лист,
Стоит туман на волнах охладелых,
И слышится мгновенный ветра свист..
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
Ведущая. Ещё хотелось вспомнить сказки великого поэта. Мы их читали в группе, вам читали сказки родители. Это в детстве Пушкин слушал сказки своей няни, Арины Родионовны, а потом эти волшебные истории в стихах переписал.
Ребенок 1:
— Старушка вот давным-давно жила
И нянею у Пушкина была.
А сколько сказок уж она насочиняла
Да все их маленькому Саше рассказала.
А Саша вырос и поэтом стал,
Волшебные истории в стихах переписал.
Ребенок 2:
— Он сделал это не напрасно:
Послушай, как звучит прекрасно:
«У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Пойдет направо – песнь заводит,
Налево – сказки говорит.
Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…»
Ведущая: — Да, именно эти сказки маленький Саша готов был слушать бесконечно! Они переносили его в волшебный мир сказок.
Гаснет свет… Входит Арина Родионовна, в руках свеча.
Звучит романс «Не пой, красавица» (музыка С. Рахманинова, слова А.С. Пушкина).
Арина Родионовна: — Ох-хо-хо, пусто как в доме без батюшки Александра Сергеевича-то. Одолела меня грусть-кручина, и поговорить мне бедной не с кем. (Вздыхает.)
Подходит к столику, берет портрет поэта, ласково, с любовью смотрит на него.
Ведущая: — Извините, пожалуйста…
Арина Родионовна (вздрогнув): — Ой, да тут в гостиной кто-то есть! Дай-ка разгляжу получше. (Берет свечку.) Ой, а ребят-то сколько собралось!
Ведущая: — Здравствуйте, Арина Родионовна!
Арина Родионовна: — Здравствуйте, люди добрые. С чем пожаловали?
Ведущая: — Дорогая нянюшка, тут собрались дети, которые очень любят творчество А.С. Пушкина, а особенно его сказки. Они знают, что вы рассказывали маленькому Саше их великое множество.
Арина Родионовна: — Ваша правда. Значит, говорите, любите и знаете сказки Александра Сергеевича?
Дети отвечают.
Арина Родионовна:
— Но в начале для порядка,
Загадаю вам загадки.
Соглашайтесь без опаски!
Вспомним пушкинские сказки,
И героев, и названья.
Приготовились? Вниманье!
Арина Родионовна подходит к столу с сундуком.
— Там под елкою высокой
Белка песенки поет,
Да все золото грызет,
Изумрудец вынимает
И в мешочек опускает.
И засеян двор большой
Золотою скорлупой. (Орешки белочки, «Сказка о царе Салтане».)
ИГРА «РАЗБЕРИ ОРЕХИ».
Игра проводится под задорную мелодию, по выбору музыкального руководителя. Двое детей с завязанными глазами разбирают шишки и орехи
Арина Родионовна: — С этим заданием вы легко справились. А белка та проказница была: песни распевала да народ веселила.
Ведущая:
— А ну-ка, музыканты,
Ложки расписные быстро разбирайте,
Народ повеселите, весело играйте.
ОРКЕСТР
Арина Родионовна:
— Она не простая:
Чешуей сверкает,
Плавает, ныряет,
Желанья исполняет. (Золотая рыбка, «Сказка о рыбаке и рыбке».)
Арина Родионовна: — В какой сказке золотая рыбка исполняла желания? А вы хотите поймать волшебную рыбку?
АТТРАКЦИОН «ПОЙМАЙ ЗОЛОТУЮ РЫБКУ».
Аттракцион проводится под задорную мелодию, по выбору музыкального руководителя.
Арина Родионовна:
— Эта дева не простая,
Да красавица какая,
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает. (Царевна-Лебедь, «Сказка о царе Салтане».
Ведущая:
— Ах, царевна, словно пава,
Так красива, величава.
И ей девицы под стать
Будут тоже танцевать.
РУССКИЙ ХОРОВОД.
Арина Родионовна:
— Кто ходит по цепи кругом?
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит? (Ученый кот.)
А теперь следующее задание «Вопросы ученого кота».
ВОПРОСЫ УЧЕНОГО КОТА ДЕТЯМ:
— Как называется остров, лежащий на пути в царство славного Салтана? (Остров Буян.)
— В этой сказке одна сестра стала царицей, другая – ткачихой, а третья – кем?(Поварихой в «Сказке о царе Салтане».)
— Назовите любимую песню белочки из сказки о царе Салтане. («Во саду ли, в огороде».)
— Сколько было братьев у Царевны-Лебедь? (Тридцать три.)
Арина Родионовна: — Вижу, что хорошо вы, дети, сказки Александра Сергеевича знаете. В моем сундуке осталась лишь одна сказочная вещица:
— Золотую эту птицу
Посадил Дадон на спицу.
Коль сидит та птица смирно,
То вокруг царя все мирно. (Золотой петушок.)
Отдает подарки ведущей.
Арина Родионовна:
— Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки.
Читайте Пушкина всегда-
Вот вам подсказка,
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки!
Прощается и уходит.
Читают на фоне музыки («Отзвуки вальса» — музыка Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»).
Приложениие 3
Когда и как читать ребенку книги?
Привычку читать стоит формировать еще тогда, когда ребенок находится в младенческом возрасте, так вы приучите к совместному чтению не только своего малыша, но и себя, и благодаря этому будете систематически влиять на развитие его мозга и личности в целом.
Важно помнить, что чем младше ребенок, тем короче у него период концентрации внимания. А значит, ваше увлекательное путешествие по миру чтения следует начинать с нескольких минут в день, постепенно увеличивая длительность чтения до тех пор, пока ваш ребенок сам не признает, что время, посвященное чтению, – это действительно большое удовольствие.
Ритм, темп, ударение, мелодика
Помните, что то, как вы читаете, так же важно, как и то, что вы читаете. А для самых маленьких детей, которые еще не понимают значения всех слов, самое главное как раз и состоит в том, как вы читаете. Они обращают особое внимание на тон, громкость и модуляции вашего голоса, ритм, мелодику речи и акценты читаемых вами фраз. В том, как это важно, можно легко убедиться, читая ребенку книгу без иллюстраций.
В таком случае стоит сесть напротив ребенка, чтобы он мог наблюдать вашу разнообразную мимику и движения тела во время чтения, отображающие эмоции, которые рождаются у вас во время произношения текста. При этом вовсе не нужно быть актером, чтобы удовлетворить читательские потребности вашего малыша. Зачастую мы все же читаем ребенку, сидя рядом с ним, так он имеет возможность почувствовать нашу близость, может прислониться, обнять, хорошо слышит наш голос, и в то же время может проследить взглядом за тем, что мы ему читаем. Маленьким детям важно указывать пальцем на актуальные картинки текста.
Паузы
Во время чтения не забывайте также об использовании маленьких или больших пауз, чтобы дать ребенку шанс взаимодействовать с читаемым текстом. Речь идет о том, чтобы позволить ребенку эмоционально отреагировать на то, что и как мы читаем, а также предоставить время на дополнительные вопросы, которые будут побуждать ребенка думать и позволят более осознанно прочувствовать смысл. Перерыв в чтении может быть отправной точкой для краткого обсуждения картинок, иллюстрирующих данное художественное произведение.
Такие намеренные читательские паузы способствуют развитию познавательных способностей ребенка и его языковых навыков, в равной степени как рецептивных (навыков узнавания и понимания лексических единиц), так и экспрессивных (выразительных навыков словоупотребления и словообразования в устной и письменной речи). Они также могут служить в качестве «критерия» состояния памяти ребенка. Чем чаще вы будете читать ребенку один и тот же текст (короткий, в форме стихотворений или прозы), тем больше шансов на то, что малыш его хорошо запомнит. Так, например, 2-летнего ребенка уже можно смело попросить закончить читаемые фразы одним словом.
Чтение дошкольникам (3–5 лет) и детям
младшего школьного возраста
Если вы начали читать ребенку, когда он был еще младенцем, ваш малыш к этому возрасту уже должен любить книги и тянуться к ним довольно часто. При условии, конечно, что эту интересную литературу вы ему регулярно обеспечиваете. Если же вы только-только захотели начать приключение с чтением, а вашему ребенку уже более 3-х лет, перед вами серьезная задача. Вам предстоит приучить его к ежедневным ритуалам совместного получения удовольствия от книги и регулярного чтения. Кроме соприкосновения и объятий во время чтения, как и в случае с совсем маленькими детьми, стоит помнить о роли пауз, которые можно использовать следующим образом:
- для обсуждения с ребенком прочитанной истории;
- для придумывания слов, которые рифмуются с выбранным словом текста;
- для придумывания ребенком собственного варианта продолжения истории – времени активизации его воображения.
Дети в этом возрасте обожают смешные, нетривиальные рассказы с оригинальной идеей не только иллюстраций, но и содержательной части, позволяющие им много фантазировать. Уже упоминалось о книгах без картинок, также стоит помнить о книгах без текста, содержание которых нужно придумать самому по предложенным картинкам. Такие книги тренируют творческое мышление, воображение, наблюдательность и, конечно, речь. Сколько сложных предложений можно построить, следуя очень подробным иллюстрациям! Особого внимания заслуживает серия книг Ротраут Сузанны Бенер с богатыми на мелкие детали иллюстрациями («Зимняя книга», «Летняя книга», «Осенняя книга», «Зимняя книга», «Ночная книга»), а также книги серии «Первые книги малыша. Учим новые слова».
К тому же чтение имеет особое терапевтическое значение, хорошо помогает детям со всевозможными нарушениями речи. Чем больше мы будем читать ребенку, тем более богатым словарным запасом он будет обладать, тем более длинные и красивые предложения сможет умело формулировать. Читая ребенку, мы открываем перед ним бесконечный мир слов, потому что каждая минута ежедневного чтения становится для него следующим шагом к все лучшему и лучшему языковому развитию. Стоит также читать ребенку перед сном, чтобы успокоиться самому и успокоить его. Совместное чтение станет прекрасным волшебным переходом в мир детских снов.
Ребенок вправе выбирать
Не забывайте также и о том, что ребенок нуждается в принятии самостоятельных решений, в том числе относительно чтения. Хорошая идея – взять его с собой в книжный магазин или библиотеку, чтобы он сам выбрал книгу для чтения, – ту книгу, которая пробудит в нем живой и неподдельный интерес.
Заключение
Подводя итоги проекта «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», нужно отметить, что поставленная цель и задачи были реализованы. Проект оказался интересным, творческим, ярким. Дети познакомились с великим русским поэтом А. С. Пушкиным, узнали много нового и интересного о нём, у них появился интерес к чтению его произведений: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке» и многим другим. Все дети участвовали в продуктивной деятельности по произведениям поэта. В результате совместной деятельности воспитанников и педагогов ДОУ дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились иллюстрировать, инсценировать литературные произведения, Анализируя результаты, хочется отметить, что работы детей получились яркие, необычные и оригинальные по способу выполнения. Дети выполняли работу с большим интересом и старанием. Ребята овладели умением исследовать, изучать, обогащать свой практический опыт, тем самым расширяя свой кругозор, обогащая эстетическое чувство, развивая способность находить оригинальные решения, при выполнении творческих задач. Родители детей принимали активное участие в реализации данного проекта: приносили книги для книжного уголка, делали на компьютере наглядные пособия по сказкам и биографии поэта.
Литература
1. А.С.Пушкин «Стихи и сказки», изд. Детская литература, М.,1974г.
2. А. Самарцев. «А.С.Пушкин», изд. Белый город. М., 2003г.
3. Февчук « Портреты и судьбы», Лениздат, 1984 г.
4. С.Т.Овчинникова. «Пушкин в Москве», изд. Советская Россия, 1984 г.
5. А.М.Гордин «Пушкин в Михайловском», Лениздат, 1989г.
6. И.Токмакова « Поговорим с тобой о Пушкине», Дошкольное воспитание №1.1999 г.
7. Г.Светлова А.С.Пушкин «Там русский дух…Там Русью пахнет!» Дошкольное воспитание №1.1999 г.
8. К.Степанов «Пушкин: истоки творчества», Дошкольное воспитание №2 2000г.
9. Н.И.Попова «Музей-квартира А.С.Пушкина», Лениздат, 1989г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе "Беседа о А.С. Пушкине"
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в рамках образовательной области «Художественное творчество» в подготовительной к школе группе «Страна сказок А.С.Пушкина»
Развитие творческого потенциала (воображения, фантазии) каждого ребенка для решения проблемной задачи на основе организации его поисковой деятельности по подбору наиболее эффективных...
Познавательно – творческий проект в подготовительной к школе группе «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» ( Спорт-это жизнь)
Познавательно – творческий проект в подготовительной к школе группе по ЗОЖ...
Познавательно – исследовательский проект в подготовительной к школе группе «Вода – источник жизни на земле»
Не всегда дети задумываются о том, что вода это самое важное вещество на Земле. Все знают, что вода - основа жизни. Науке ещё не известно такое живое вещество, которое могло бы обходиться без во...
Проект в подготовительной к школе группе «Удивительные сказки А.С.Пушкина»
Данная проектная деятельность предполагает насыщение образовательного процесса по творчеству А.С.Пушкина дополнительным содержанием, соответствующим познавательным интересам современного ребенка, а та...
Краткосрочный проект для детей подготовительной к школе группе «По сказкам А.С. Пушкина»
Краткосрочный проектдля детей подготовительной к школе группе«По сказкам А.С. Пушкина»Тема проекта: «По сказкам А.С. Пушкина»Вид проекта: групповой.Тип проекта:...
Краткосрочный проект для детей подготовительной к школе группе «По сказкам А.С. Пушкина»
Краткосрочный проектдля детей подготовительной к школе группе«По сказкам А.С. Пушкина»...