Программа дополнительного образования "В гостях у сказки"
рабочая программа (старшая группа)
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании образовательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа дополнительного образования худоественно - эстетической направленности | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Моркинский детский сад №3 «Светлячок»
425120 п.Морки, ул.Краснова д.10 8(83635) 9-70-54
УТВЕРЖДЕНО педагогическим советом №1 (протокол от 26.08. 2021 г) Заведующий ___________ /С.Н.Павлова/ |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«В гостях у сказки»
Направленность программы: художественная
Уровень программы: ознакомительный
Категория и возраст обучающихся: 4-6 лет
Срок освоения программы: 1 год
Объем часов: 34 ч.
Разработчик образовательной программы: Жарова Галина Анатольевна, воспитатель
п. Морки
2021 г
Содержание :
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы……… …3
1.1. Пояснительная записка……………………… ……… 3
1.2. Цель и задачи программы …………………………………………………………..-4
1.3. Содержание программы 4
1.4. Планируемые результаты…………… …………………………… 12
Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий… ……..13
2.1. Календарный учебный график…………………………………… ….... 13
2.2. Условия реализации программы……………………… ………….....14
2.3. Формы аттестации…………………………………… ……………….... 14
2.4. Оценочные материалы…………………………………………… ......... 14
2.5. Методические материалы…………………………………… ………… 15
Список использованной литературы……………………… ………… …… 16
Приложения………………………………………………………… ………
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования
1.1. Общая характеристика программы/пояснительная записка
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании образовательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию.
Направленность программы - художественная
Актуальность программы
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.
Привычку к выразительной правильной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных образовательных учреждениях.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается связность речи, ее грамматический строй.
Таким образом, театру принадлежит особая роль в решении задач, связанных с воспитанием и развитием связной речи у дошкольников. Говорить – значит владеть определенным запасом слово, активно пользоваться ими, уметь строить высказывание, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих.
Новизна программы состоит в том, что в ходе ее реализации экспериментально проверяются педагогические условия развития связной речи детей в театрализованной деятельности.
Отличительные особенности программы
Разработанная программа направлена на вовлечение детей в активную деятельность. Полученные на занятиях опыт и знания помогут обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других, научать состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей.
Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся на 4-6 лет,
Срок освоения программы
Срок освоения программы: 2 года.
Формы обучения - очная
Уровень программы - ознакомительный
Особенности организации образовательного процесса
Форма обучения – индивидуальная, групповая.
Режим занятий
Режим образовательной деятельности – 1 раза в неделю
Длительность образовательной деятельности – 20-25 минут.
1.2. Цель и задачи программы
Цель – развитие связной, выразительной речи у детей через театрализованное действие.
Задачи
Обучающие:
Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
Развивающие: Развить у детей ряд психологических качеств: воображения, речи, чувства видения пространства сцены, умение «читать» характеры персонажей пьесы (в соответствии с их возрастными особенностями).
Развить интерес к истории различных видов искусств, театра, истории мировой культуры.
Воспитательные: Формировать в каждом ребенке творческую личность, обладающую бесконечной внутренней свободой и нравственной ответственностью.
1.3 Объем программы
Данная программа рассчитана на 34 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 ч.
1.4. Содержание программы
№ п/п | Тема | Цель | Структура занятия | Материал | ||
1 | Водное занятие | Инструктаж | ||||
2 | Водное занятие | Беседа | ||||
Октябрь | ||||||
В мире театра. Театр игрушек. | Кончилось лето Собрать детей вместе после летнего перерыва, порадоваться теплой встрече; учить разыгрывать знакомую сказку в настольном театре. | Беседа о театре. | Небольшой мяч, волшебный мешочек, настольный театр, маски к сказке . | |||
4 | Знакомые сказки. | Вызвать положительный настрой на | Игры: «Театральная разминка», | Музыкальное сопровождение, Фланелеграф и картинки для сказок, шапочки для героев сказок. | ||
5 | «Два жадных медвежонка» | Учить владеть куклой, согласовывать слова с вождением куклы. | Настольный театр «Два жадных медвежонка» | Куклы би-ба-бо | ||
6 | Пальчиковый театр. | Продолжать знакомить с пальчиковым театром | Просмотр мульфильма «Доктор Айболит»
|
| ||
Ноябрь | ||||||
7 | Знакомство с плоскостным шагающим театром. | Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. | Инсценировка скази «Рукавичка» или «Заюшкина избушка» | Плоскостной театр «Заюшкина избушка». | ||
8
| Овощной базар. | Вовлечь в игровой сюжет; учить взаимодействовать с партнером в театрализованной игре; учить выражать эмоции в роли; способствовать выразительной интонации речи. | Игра «Продавцы – покупатели», хороводная игра «Веселый хоровод». | Корзины с овощами для украшения стола, шапочки овощей для игры и инсценировки. | ||
9
| Ходит осень по дорожкам (по сказке «Теремок на новый лад») | Стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние человека; учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях | Знакомство со сказкой «теремок на новый лад». | |||
10
| Драматизация сказки «Теремок на новый лад» | Развивать интерес детей к сценическому искусству.
| Драматизация сказки. | Атрибуты для сказки. | ||
Декабрь | ||||||
11
| Ритмопластика (отработка движений) | Развивать чувства ритма, быстроту реакции, координацию движений, двигательную способность и пластическую выразительность. | Отработка движений. | Атрибуты для сказки. | ||
12 | Премьера спектакля «Теремок на новый лад» | Вызвать у детей симпатию к героям сказки. Воспитывать у детей желание выступать. | Показ сказки «Теремок на новый лад» малышам. |
13 | Веселое путешествие | Вовлечь детей в игровой сюжет; побуждать детей действовать в воображаемой ситуации; способствовать развитию воображения; развивать дикцию при помощи скороговорок. | Музыкально-ритмическая композиция. | игрушечный паровозик | ||||||||||||||
14 | Двенадцать месяцев. | Познакомить детей с зимней сказкой; учить вступать в диалог; обсуждать характеры героев сказки, пробудить эмоциональный отклик у детей. | Рассматривание иллюстраций. | Иллюстрации к сказке.
| ||||||||||||||
Январь | ||||||||||||||||||
15 | Рисуем театр (конкурс рисунков «В театре» | Развивать творчество, самостоятельность. | Совместная деятельность детей и родителей. Организация выставки и награждение призами победителей конкурс |
| ||||||||||||||
16 | Теневой театр. | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью. | Инсценировка сказок «Заюшкина избушка». | Ширма, теневой театр. | ||||||||||||||
17 | Куклы би-ба-бо. | Продолжаем знакомить с куклами би-ба-бо. Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью. | . Инсценировка сказки «Волк и лиса»
| Куклы би-ба-бо. | ||||||||||||||
Сказки из сундучка. | Познакомить детей с новой сказкой; закреплять умение слушать сказку внимательно; побуждать желание обыгрывать сказку в пластических этюдах | Пантомимическая игра «Узнай героя». Этюды на выразительность пластики и эмоций. | Сундучок сказок, костюм сказочницы. | |||||||||||||||
Февраль | ||||||||||||||||||
19 | Дружные ребята. | Помочь детям понять взаимозависимость людей и их необходимость друг другу; воспитывать у детей эмпатию (сочувствие, желание прийти на помощь другу.); совершенствовать умение логично излагать свои мысли. | Слушание песни В. Шаинского «Если с другом вышел в путь». Беседа о друге. Рассказ из личного опыта. | Музыкально-ритмическая композиция «Как положено друзьям». Иллюстрации на тему «Дружба», музыкальное сопровождение. | ||||||||||||||
20 | Любимые сказки. | Развивать память детей; учить пересказывать сказку при помощи кукольного и настольного театров; учить отвечать на вопросы по содержанию сказок; развивать эмоциональную сторону речи детей, создать эмоционально-положительный настрой на сказку. | Беседа о любимых сказках. | Ряженье в костюмы. Сказочные атрибуты, мягкие игрушки, настольный театр, шапочки героев сказок. | ||||||||||||||
21 |
Сказка о глупом мышонке | Учить четко, проговаривать слова, сочетая движения и речь; учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста. | Чтение сказки, обсуждение. | Мягкие игрушки. | ||||||||||||||
22 | Репетиция сказки о глупом мышонке (театр кукол бибабо) | Учить владеть куклой, согласовывать движения и речь. | театр кукол бибабо | Куклы бибабо
| ||||||||||||||
Март | ||||||||||||||||||
23 | Знакомство с театром масок. | Освоение навыков владения данными видами театральной деятельности | Инсценировки сказок «Мужик и Медведь», «Волк и Семеро козлят» | масски | ||||||||||||||
24 | Сочиняем сказку сами. | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Побудить детей импровизироват ь и самих придумывать сюжет для театра. | Импровизировать, сочинять сказки. | |||||||||||||||
25 | Ярмарочная площадь. | Вызывать эмоциональный отклик детей; вовлечь в фольклорное действие; побуждать к импровизации; учить разыгрывать сценки. | Разучивание музыкальной композиции, танец ложкарей, хоровод с платками, | Деревянные ложки, платочки. | ||||||||||||||
26 | Магнитный театр. | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. | Инсценировка сказки «Репка», самостоятельная деятельность. | Магнитный театр «Репка». | ||||||||||||||
Апрель | ||||||||||||||||||
27 | Чувства, эмоции Артикуляционная гимнастика; Упражнения на тренировку памяти. |
| Упражнения на тренировку памяти; Игра «Заря»; этюд «Отряхнем руки»; пальчиковые игры. | |||||||||||||||
28 | «Кем быть?» | Ознакомление детей с различными профессиями. | Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка. Сюжетно-ролевая игра «Повар». Чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть?» | Альбом «Проффессия». | ||||||||||||||
29 | Весна в природе. | Беседа о весне (обобщающая). Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, растёт трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы, появляются насекомые, возвращаются птицы) | Знакомство со словацкой сказкой «У солнышка в гостях». Рисование «Что мы видели в лесу?» Слушание звуков леса. Игра «Отгадай, чей голосок?» | Картина «Весна». | ||||||||||||||
30 | Сказка Ш. Перро «Красная Ш Техника речи. Отработка диалогов апочка» | Познакомить детей со сказкой. | Чтение, обсуждение сказки. Развивать умение строить диалог. Расширять образный строй речи. Следить за выразительностью образа. |
| ||||||||||||||
Май | ||||||||||||||||||
31 | Тематическое занятие «День Победы!» | Беседа о войне и мире. | Чтение стихотворений о победе, мире, весне. Рассматривание картинок, иллюстраций. Слушание песен военных лет. Аппликация «Салют». | Иллюстрации о войне. | ||||||||||||||
32 | Репетиция сказки «Красная шапочка» | Продолжать работу над событием в лесу. |
| Костюмы для сказки | ||||||||||||||
33 | Репетиция сказки «Красная шапочка» | Обращать внимание детей на правильное произношение в диалогах, верное исполнение песни. |
| Костюмы для сказки | ||||||||||||||
34 |
Спектакль «Красная шапочка» | Творческий отчёт по театральной деятельности. | Костюмы для сказки |
1.5.Планируемые результаты
- Разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства;
- Самостоятельно подбирать и использовать разнообразные игрушки для разыгрывания несложных театрализованных представлений;
- Уметь изготавливать из бумаги маски, элементы небольших декораций;
- Выступать с инсценировками перед родителями, детьми своего детского сада, а также приглашенными гостями
Должен знать:
- Некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей);
- Некоторые приемы и манипуляции, используемы е в некоторых видах театров:
кукольный, настольный, теневой, на магнитной доске и т.д.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Учебный план
№ | Наименование раздела, модуля, темы | Кол-во часов | Формы промежуточной аттестации/ текущего контроля | |||
1 год обучения | 2 годобучени | |||||
теоретические занятия | практические занятия | теоретические занятия | практические занятия | |||
1. | Вводное занятие. Инструктаж. | 2 | 0 | 2 | 0 | Опрос |
2. | Чтение сказок | 6 | 0 | 6 | 0 | Наблюдение |
3. | Игровые обучающие ситуации, диалоги между персонажами | 1 | 5 | 0 | 0 | Наблюдение, итоговое занятие |
4. | Рассматривание иллюстраций, разучивание слов героев | 3 | 3 | 2 | 4 | Наблюдение, итоговое занятие |
5. | Обыгрывание сюжетов | 0 | 4 | 0 | 5 | Наблюдение, итоговое занятие |
6. | Работа над интонационной выразительностью речи | 0 | 5 | 0 | 4 | Наблюдение, итоговое занятие |
7. | Знакомство с видами театров | 2 | 2 | 1 | 3 | Наблюдение, итоговое занятие |
Итоговое занятие | 0 | 1 | 0 | 1 | Творческий отчет | |
| Всего: | 34 | 34 |
|
2.2. Календарный учебный график.
№ п/п | Дата начала реализации | Дата окончания реализации | Режим занятия | Количество недель\дней\ часов | Год обучения |
1 | 20 сентября 2020 | 16 мая 2022 | 1 раз в неделю | 34 | 2020-2022 |
2.3. Условия реализации программы
Материально- техническое обеспечение: магнитофон, ИКТ-средства, ноутбук
Кадровое обеспечение:
ФИО педагога (ов) реализующего программу | Должность, место работы | Образование |
Жарова Галина Анатольевна | Муниципальное образовательное дошкольное образовательное учреждение «детский сад №3 «Светлячок», воспитатель первой квалификационной категории | -Среднеспециальное |
2.4. Формы, порядок текущего контроля и промежуточной аттестации
Наблюдения, беседы, устный опрос, творческий показ, диагностические игры, итоговое занятие, праздники, творческий отчет (кукольный театр).
2.5. Оценочные материалы (диагностики)
Чтобы выявить способности детей, в начале учебного года проводится индивидуальная диагностика, по результатам которой можно судить о возможностях каждого ребенка и проводить групповую и индивидуальную работу с детьми.
Диагностическая карта
№ | ФИ | Основы театральной культуры. | Речевая культура. | Эмоциональнообразное развитие. | Навыки кукловождения. | Основы коллективной творческой деятельности. | итог | ||||||
Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н. | К. | Н | К | ||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н.- начало года К.- конец года 1.Основы театральной культуры.
Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности. Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.
- Речевая культура.
Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения. Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.
Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.
- Эмоционально-образное развитие.
Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.
Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.
Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.
- Навыки кукловождения.
Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.
Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения.
5.Основы коллективной творческой деятельности.
Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.
2.6. Методические материалы
Шапочки, маски, ширма, театр теней, костюмы, настольный театр, куклы би-ба-бо, иллюстрации к сказкам, пальчиковый театр, магнитный театр.
Методы обучения: Словесные-объяснение
Наглядные-показ
Креативные-творческий подход
Основные педагогические технологии: интеграция всех видов деятельности (игровой, музыкальной, танцевальной)
Формы занятий: интегративные занятия, сюжетные игры, игры- фантазирование, театральные формы работы.
2.7. Список литературы и электронных источников
- Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2004 г
- Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду «школьная пресса»- М. : 2000г
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения - М. : ТЦ Сфера, 2001 г.
- Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий Центр, Москва, 2009.
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: Просвещение, 1985
- Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду. Нов. ГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей "Волшебные сказки"
Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания ДОУ - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение ...
Рабочая программа дополнительного образования «В гостях у сказки» по направлению развитие речи
1.1.Пояснительная записка.Рабочая программа по развитию речи детей младшего возраста разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой «Детство», в соответствии с введением в действ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по программе дополнительного образования «Книголюбы». Тема: Сказка-именинница «Аленький цветочек»
Данное занятие предназначено для детей 6 – 7 лет. Продолжительность занятия 30 минут. Особенность занятия заключается в том, что его тематика связана с юбилейной датой...
Рабочая программа дополнительного образования "Дорога в сказку"
Рабочая программа дополнительного образования по сказкотерапиии "Дорога в сказку"...
Программа дополнительного образования «Путешествие по сказкам» для детей младшего дошкольного возраста
Цель программы: Развитие творческих и артистических способностей детей через устное народное творчество, выраженное в сказках....
Рабочая программа дополнительного образования детей "Пластилиновые сказки"
Программа направлена на художественно-эстетическое развития детей...
Планирование работы для программы дополнительного образования «Грамматика в сказках, рассказах»
Закрепление навыков словоизменения и словообразования на материале сказок, рассказов, стихотворений....