Рабочая программа социального педагога
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Рабочая программа социального педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vernaya_rabochaya_programma_2018_sotsialnyy_pedagog_-_kopiya.docx | 44.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО Протокол № ___ От «___»___________ 201__г. | УТВЕРЖДАЮ «___» ____________201__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Содержание
1.1.1.Цели и задачи Программы 4
1.1.2. Значимые характеристики. 5
1.1.3. Основные направления работы социального педагога 5
1.2. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы. 5
Основные направления работы социального педагога 7
2.2. Взаимодействие с семьями воспитанников. 9
3.3. Планирование деятельности социального педагога 10
4. СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 11
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка.
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей и педагогов. От того каковы условия развития малыша в окружающем социуме зависит его дальнейшая гражданская позиция.
Родителей, в силу социально — экономического положения современного общества, окружает множество проблем. Это ведет к ухудшению их физического и психического состояния, что сказывается и на воспитании детей. Поэтому, наряду с семьями, где еще сохраняются семейные традиции, имеется положительный опыт воспитания детей, возрастает количество таких, где наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей. В частности, идет снижение качества и количества речевого общения, изменение родительских установок. Родители становятся более авторитарными, чаще используют телесные наказания, требования дисциплины у них жёстче. Ситуация усугубляется при сочетании факторов среды с генетически унаследованными образованиями. Все это отрицательно сказывается на развитии взаимоотношений ребенка с окружающим, приводит к тяжелым последствиям в будущем.
Социальный педагог создаёт условия для социального саморазвития воспитанников, организуя деятельность педагогов и родителей в соответствии с действующим законодательством, на основе принципов гуманизма, с учётом исторических и культурных традиций. В компетенцию социального педагога входит разработка, формирование механизма и осуществление мер в отношении защиты социального и образовательного права ребёнка.
Социальное развитие (социализация) - процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:
- трудовых навыков;
знаний;
- норм, ценностей, традиций, правил;
- социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993);
Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);
Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ;
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2013 г. № 273-ФЗ;
Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ;
Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ;
Гражданское, семейное, трудовое и жилищное право;
Устав МБДОУ Детский сад №56;
Образовательная программа МБДОУ Детский сад №56.
Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:
- создание благоприятных условий для планирования, организации деятельности в системе педагоги-дети-родители;
- создание условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;
- формирование основ базовой культуры личности;
- всестороннее развитие психических и физических качеств детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
- подготовку к жизни в современном обществе;
- формирование предпосылок к учебной деятельности;
- обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника в соответствии с ФГОС ДО.
Рабочая программа социального педагога рассчитана на 3 учебных года и подлежит редактированию ежегодно.
1.1.1.Цели и задачи Программы
Цель Программы: способствовать успешной социализации ребенка
Задачи:
- Работать над обогащением среды социального развития ребенка путем:
- повышения активности и ответственности родителей и педагогов в решении задач социального развития;
- повышения уровня компетентности родителей.
- Способствовать вовлечению семей воспитанников в образовательное пространство ДОУ, привлечению к сотрудничеству в вопросах социальной адаптации и развития детей.
- Изучать особенности личности воспитанников, их микросреды и условия их жизни.
- Выявлять интересы и потребности, трудности, проблемы, конфликтные ситуации между участниками образовательных отношений, своевременно оказывать социальную помощь и поддержку.
- Выступать посредником между организацией, воспитанниками, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.
- Определять задачи, формы, методы социально-педагогической работы с воспитанниками, педагогами, родителями, способы решения личных и социальных проблем, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также электронные образовательные ресурсы.
- Повышать профессиональную компетенцию педагогов в вопросах социально-личностного развития воспитанников и взаимодействия с семьями.
- Принимать меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности воспитанников.
- Организовывать различные виды социально значимой деятельности воспитанников и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвовать в их разработке и утверждении.
- Способствовать установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.
- Содействовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности воспитанников, обеспечивать охрану их жизни и здоровья.
1.1.2. Значимые характеристики.
Основной контингент воспитанников проживает в условиях города. Социальный паспорт Учреждения представлен в Приложении 1.
1.1.3. Основные направления работы социального педагога
- работа по организации эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса;
- работа по защите прав ребенка;
- работа по вопросам социального развития ребенка;
- работа по взаимодействию с социумом;
- профилактика негативных явлений (социального неблагополучия) и оказание помощи тем, кто находится в сложной ситуации.
1.2. Ожидаемые результаты реализации рабочей программы.
Основные направления оценки эффективности работы социального педагога:
- соотнесение имеющихся социально-педагогических проблем и результатов их решения, в том числе уменьшение количества семей «группы социального риска»;
- положительная динамика включенности детей и взрослых в социально ценные виды деятельности;
- положительная динамика изменения отношения участников воспитательно-образовательного процесса к базовым социальным ценностям;
- динамика социально-педагогических условий обеспечения жизнедеятельности коллектива учреждения;
- положительная динамика социально-психологической обстановки в социальной среде, микроклимате, непосредственно влияющих на каждого воспитанника дошкольного подразделения;
- создание условий для эффективного взаимодействия с семьями реальных и потенциальных воспитанников МБДОУ;
- создание благоприятных условий для планирования, организации деятельности в системе педагоги-дети-родители;
- создание условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;
- всестороннее развитие психических и физических качеств детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
- развитие социальной инициативы детей и взрослых.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Общие положения
Основные направления работы социального педагога включают в себя:
- Работа с кадрами
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;
- удовлетворение индивидуальных запросов педагогов, связанных с вопросами социального развития детей и взаимоотношений с их родителями;
- изучение факторов среды социального развития детей в образовательном пространстве ДОУ и семьи;
Формы работы - консультации; анкетирование; индивидуальные беседы; семинары; «круглые столы», в том числе с участием родителей, работа по запросам.
- Работа с родителями (законными представителями) и семьями воспитанников
- повышение компетентности родителей в области соблюдения прав детей;
- педагогическое просвещение родителей по социально-правовым вопросам;
- удовлетворение индивидуальных запросов родителей в индивидуальных и групповых формах работы;
- изучение состояния факторов среды социального развития ребенка, связанных с его семьей.
Основные формы взаимодействия с семьей: анкетирование, индивидуальные беседы, «круглые столы», родительские собрания, родительская гостиная.
- знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование родителей;
- информирование родителей о ходе образовательного процесса в контексте правового воспитания дошкольников: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, размещение информации о жизни детского сада на сайте.
- Работа с детьми
- участие в социальном развитии детей по результатам наблюдений и запросам педагогов и родителей;
- участие в организации досуга детей;
- организация деятельности, направленной на развитие индивидуальности детей и их социализацию.
Формы работы: интервьюирование; наблюдение; занятия по правам ребенка; игры; сопровождение режимных моментов в группах; организация экскурсий по ознакомлению с социумом (библиотека, школа, музыкальная школа, и т.п.).
- Работа с документацией
- формирование информационного банка данных по работе с семьями;
- разработка годового и ежемесячного плана работы;
- пополнение методической копилки социального педагога.
- Взаимодействие с учреждениями социума
- библиотеки, музеи;
- общеобразовательные школы микрорайона;
- представление интересов ребёнка в государственных и общественных структурах;
- организации и проведение межведомственных профилактических акций;
- координация взаимодействия субъектов социума в работе с семьей.
- обмен информацией с учреждениями, входящими в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Организацию работы по данным направлениям можно представить в виде структурно-функциональной модели, которая условно состоит из трех блоков:
- информационно-аналитического,
- практического,
- контрольно-оценочного.
2.1.1. Информационно — аналитический блок
Включает информирование, сбор и анализ сведений о родителях и детях; изучение семей, их трудностей и запросов, выявление нарушений прав ребенка в семьях, анализ социально-демографических паспортов семей.
При изучении семьи могут быть использованы следующие методы: опрос воспитателей, анкетирование родителей, индивидуальные беседы с детьми и родителями, выход в семью, интервьюирование.
С целью определения степени удовлетворенности деятельностью дошкольного учреждения проводится анкетирование среди родителей всех возрастных групп.
2.1.2. Практический блок
В рамках этого блока проводится работа, направленная на решение конкретных задач, которые связаны со здоровьем и развитием детей: сохранение и укрепление здоровья детей; социализация личности ребенка; работа по решению проблем личностного развития детей.
В рамках практического блока проводится профилактическая работа с семьями по защите прав ребенка, которая включает два этапа:
- Ознакомление родителей с представлениями современной возрастной психологии о значимости периода дошкольного детства, ранимости детской психики, возможных последствиях жестокого и грубого обращения с ребенком (родители группы риска не выделяются, приглашаются на общие мероприятия с родителями).
- Взаимодействие с родителями группы социального риска.
2.1.3. Контрольно — оценочный блок
Включает анализ эффективности мероприятий по взаимодействию с родителями и детьми.
Для определения эффективности сразу после проведения мероприятия используются такие методы, как: опрос, оценочные листы, экспресс — диагностика. Повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей используется для отслеживания и оценки отсроченного результата.
2.2. Взаимодействие с семьями воспитанников.
Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.3. Планирование деятельности социального педагога
Работа социального педагога выстраивается согласно следующим планам:
- Годовой и ежемесячный план работы социального педагога (Приложение 2)
- Годовой и ежемесячный план работы МБДОУ Детский сад № 56
- Образовательная программа МБДОУ Детский сад №56
- План работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних МБДОУ Детский сад №56 (Приложение 3)
- Индивидуальный план работы с семьей, состоящей на внутреннем контроле в МБДОУ Детский сад №56 (Приложение 4)
4. СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Конвенция о правах ребёнка от 15.09.1990.
- Конституция РФ от 12.12.1993 г.
- Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ
- Гражданское, семейное, трудовое и жилищное право;
- Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07. 1998г. № 103 ФЗ
- Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. № 120 ФЗ
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2013 г. № 273-ФЗ;
- Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ
- Устав МБДОУ Детский сад №56 «Туесок»
- Образовательная программа МБДОУ Детский сад №56 «Туесок»
- Майер А.А. Основная образовательная программа дошкольного образования: конструирование и реализация в ДОУ: Методическое пособие / А.А. Майер, О.И. Давыдова. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011.- 288 с.
- Федосеева И.В. Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования: правовой и управленческий аспекты. Вып. 1: метод.ред / сост. И.Ф. Федосеева( и др. ). - Архангельск: изд. АО ИИППК РО, 2012. – 102с.
- Чуракова Р.Г. Как разработать основную образовательную программу дошкольного образования / Под общ. ред Р.Г. Чураковой. – 2-е издание., испр.- М.: Академкнига /Учебник,-2012. - 192 (Серия «Библиотека руководителя и методиста. Введение в ФГОС).
- ФГОС ДО (Приказ министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
Приложение
Оформление стендов в группах
№ п\п | МЕСЯЦ | ТЕМА |
1 | сентябрь | Права и обязанности родителей |
2 | октябрь | Ответственность родителей |
3 | ноябрь | Права ребёнка области образования |
4 | декабрь | Поощрение и наказание дошкольников |
5 | январь | Маленький воришка |
6 | февраль | Дети нуждаются в защите |
7 | март | Как знакомить ребёнка с историей семьи |
8 | апрель | Как научить ребёнка управлять своим поведением |
9 | май | О наказании. |
10 | июнь | Воздействие домашней атмосферы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа социального педагога ДОО.
Рабочая программа социального педагога ДОО....
Рабочая программа " Социальный педагог "
Рабочая программа "Социальный педагог" разработана мною с целью создания условий для планирования, организации и управления воспитательно-образовательным процессом в МДОУ в рамках ре...
Рабочая программа социального педагога МБДОУ детский сад "Белоснежка"
Программа предусматривает непрерывное психологическое сопровождение ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики.Ра...
Рабочая программа социального педагога ДОУ
Данная программа может стать "помощником" при написании рабочих программ социальными педагогами ДОУ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА социального педагога МБДОУ "Д/С №45" г. Бакал Пешляевой Светланы Михайловны
Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных ситуаций. Совместными усилиями взрослые должны воспитывать активного гражданина своей страны, а таковым человек явл...
Рабочая программа социального педагога МБДОУ детский сад «Радуга» на 2019-2020 учебный год Рыбак Регины Николаевны
Рабочая программа социального педагога МБДОУ детский сад "Радуга"...
Рабочая программа социального педагога
Социальный педагог – сотрудник дошкольного образовательного учреждения, который создаёт условия для социального развития воспита...