Рабочая программа родительского клуба для детей раннего возраста и их родителей «Гармония» на период с 09.2018 г. – 03.2019г.
рабочая программа
Рабочая программа родительского клуба для детей раннего возраста и их родителей «Гармония» на период с 09.2018 г. – 03.2019г.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего видас приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей № 13 «Звездочка»
(МБДОУ д/с № 13)
СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБДОУ Д/С № 13 (протокол от ________ 2018) | УТВЕРЖДЕН приказом МБДОУ Д/С № 13 от _______ 2018 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
родительского клуба для детей раннего возраста
и их родителей «Гармония»
на период с 09.2018 г. – 03.2019г.
Составитель:
О.А. Туренко
педагог -психолог
г. Зеленогорск, 2018
Раздел 1. | Целевой |
1.1. | Пояснительная записка |
Цель и задачи реализации рабочей программы | |
Основные направления деятельности: | |
1.2. | Планируемые результаты реализации программы |
Раздел 2. | Содержательный |
2.1. | Содержание рабочей программы |
2.3. | Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы |
Раздел 3. | Организационный |
3.1. | Режим работы |
3.2. | Перспективное планирование работы |
3.4. | Описание материально-технического обеспечения программы |
Список литературы |
Оглавление
Раздел 1. Целевой
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- ФГОС дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
Также программа учитывает рекомендации письма Минобрнауки России от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном, учреждении.
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями
взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий. Чтобы уменьшить воздействие стрессирующих факторов,
занятия проводятся с участием родителей. В присутствии родителей дети с большей готовностью идут на контакт с воспитателем, психологом, взаимодействуют со свер-
стниками, участвуют в совместных подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении ребенок приобрел при поддержке близкого
человека. Совместные занятия являются своеобразным «мастер-классом» для родителей, так как на них психолог показывает новые средства и способы общения с детьми.
Неформальная атмосфера занятий способствует более активному и открытому общению педагога - психолога с родителями. Активное участие в занятиях принимает воспитатель. Он перенимает методы и приемы, применяемые психологом в различных ситуациях,
отмечает наиболее понравившиеся детям игры и использует их в своей работе.
Цель: создание благоприятного психоэмоционального климата и комфорта детям раннего возраста в семье и ДОУ.
Задачи:
Создать условия для:
- снятия эмоционального и мышечного напряжения у детей раннего возраста;
- снижения импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- развития внимания, восприятия, речи, воображения, навыков взаимодействия друг с другом у детей;
- развития чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений; игровых навыков, произвольного поведения у детей;
- формировать адекватное восприятие родителями своего ребёнка;
Способствовать:
- формированию благоприятного микроклимата в семье для максимального раскрытия имеющихся у ребенка личностных и социальных ресурсов;
- формированию партнерских взаимоотношений родителей и учреждения, осуществляющего взаимосвязь и взаимодополнение знаний, обогащению опытом;
- личностному и социальному развитию родителей, формированию навыков социальной активности и конструктивности поведения.
Программа разработана с применением методики, описанной А.С. Роньжиной в книге «Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению».
Основные направления деятельности:
- образовательное (просветительское) – формирование у родителей адекватного восприятия ребенка, принятие его особенностей, темпа и своеобразия психофизического развития. Благодаря мероприятиям образовательного направления формируются взаимопонимание и взаимодействие специалистов и родителей, меняется отношение к ребенку и к себе. На заседаниях клуба родители получают дополнительную информацию об особенностях развития ребенка, направлениях его воспитания и обучения.
- психопрофилактическое – снижение уровня психоэмоционального напряжения, формирование позитивного образа будущего ребенка и семьи в целом, психолого-педагогическая поддержка семьи. Благодаря методам психопрофилактического воздействия родители становятся более спокойными, у них появляется желание сотрудничать. При этом отмечается значительная стабилизация психоэмоционального состояния и у детей.
- интеграционное – общественная самореализация родителей, изменение отношения к ним общества. Благодаря соответствующим мероприятиям формируется объективная сопричастность к общественной жизни и социальной значимости, что существенно отражается на развитии ребенка.
Участники работы клуба «Гармония»: педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатель, учитель-логопед.
Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки,«ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их на разные виды деятельности, объединяют, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.
1.2. Планируемые результаты освоения программы:
Дети: успешная адаптация к ДОУ;
Родители: формирование адекватного восприятия своего ребёнка; формирование благоприятного микроклимата в семье для максимального раскрытия имеющихся у ребенка личностных и социальных ресурсов; формирование партнерских взаимоотношений родителей и учреждения, обогащение опытом.
Раздел 2. Содержательный
2.1. Содержание рабочей программы
№ | Заседание | Период | Тема |
1 | Заседание | сентябрь | Занятие «Божья коровка» |
2 | Заседание | октябрь | Занятие «Путешествие в осенний лес» |
3 | Заседание | ноябрь | Занятие «Мячик» |
4 | Заседание | январь | Занятие «Лягушка» с учителем-логопедом |
5 | Заседание | февраль | Занятие «Весёлый петрушка» |
6 | Заседание | март | Занятие «К нам пришла весна» |
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы
Формы организации работы занятий:
- инвариантные (групповые мероприятия для родителей: семинары, деловые игры, тренинги, консультации);
- вариативные (подгрупповые мероприятия для дифференцированных групп родителей, индивидуальные консультации для родителей, индивидуальная работа с родителями и их детьми, совместно детско-родительские встречи).
Раздел 3. Организационный
3.1. Режим деятельности
Работа клуба «Гармония» осуществляется во вторую половину дня, в 17.30 мин.
Численность группы – не более 10 воспитанников и их родителей.
Длительность мероприятия составляет не более 15 минут.
3.2. Перспективное планирование работы клуба «Гармония»
№ | Тема | срок |
1. | «Божья коровка» Цель: создание положительного эмоционального настроя в группе; развитие умения действовать соответственно правилам игры; развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле; развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов); развитие внимания, речи и воображения. | сентябрь |
2. | «Путешествие в осенний лес» Цель: сплочение группы, развитие эмпатии; развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию; обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету; развитие пространственных представлений, умения отображать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за и др.) местонахождение вещей. | октябрь |
3. | «Мячик» Цель: сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками; повышение эмоционального тонуса; развитие чувства ритма, координации движений; развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения. | ноябрь |
4. | Занятие с учителем - логопедом Цель: привлечь внимание родителей к речевым проблемам своего ребенка; познакомить родителей с игровыми приемами для развития психических процессов и речи; поддерживать у родителей веру в успех своего ребенка. | январь |
5. | «Веселый Петрушка» Цель: развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха; закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка - мальчик);закрепление пространственных представлений («верх», «низ»). | февраль |
6. | Заключительное «К нам пришла Весна!» Цель: создание благоприятного эмоционального климата; формирование у родителей уверенности в собственных воспитательных возможностях; расширять знания детей об элементарных явлениях природы весной. | март |
3.4. Описание материально-технического обеспечения программы.
Наименование | Количество |
Пианино | 1 |
Музыкальный центр | 1 |
Проектор | 1 |
Экран | 1 |
Ноутбук | 1 |
Музыкальные инструменты | 1 |
Столы для детей | 5 |
Стулья для детей и взрослых | 20 |
Дидактические пособия | 6 |
Атрибуты для декора музыкального зала по тематике | 20 |
Атрибуты(флажки, мячи, платочки и т.д) | 20 |
Дидактический материал по тематике занятия | 20 |
Список литературы:
- Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2003.
- Воробьева Е.М. Шевцова Е.Е. Секачев В.Ю. «Развитие речи ребенка от одного года до семи лет», ТЦ Сфера, Логопедия
- Янушко Е.Я. «Развитие речи у детей раннего возраста», изд. «Мозаика-синтез», 2010
- Гриншпун Б.М. «О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов» Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. Вузов под ред. Л.С. Волковой, М.. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- Гриншпун Г.Б., Шаховская С.Н. Характеристика этапа формирования коммуникативных умений и навыков и связной речи при моторной алалии.
- Трауготт Н.Н. «К вопросу об организации и методике работы с моторными алаликами»
- «Стимуляция речевой деятельности и адаптация неговорящего ребенка в условиях микро и макросоциума» Reznichenko T., Davidovich L., Benilova S. SpeechStimulationandAdaptationof a Non-SpeakingChildinMicro- andMacro-Socium // XXV IALP WorldCongress / 5 – 9 августа 2001, Монреаль, Канада / Электронная версия / jalp 16a. (© O’ZoneSoft-ware)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа родительского клуба "Скоро в школу"
Комплекс тренингов детско-родительского взаимодействия, при подготовки ребенка к школьному обучению....
Рабочая программа родительского клуба «Мама и малыш»
Не так давно понятия «трудный ребёнок», «отклоняющееся поведение» относили в основном к подросткам. В последнее время всё чаще стали писать и говорить об асоциальном поведении ...
Рабочая программа родительского клуба "Скоро в школу"
Программа предназначена для родителей, дети которых пойдут в первый класс. Содержание программы предусматривает систему работы по преемственности детского сада и начальной школы с целью создания оптим...
Рабочая программа Родительского клуба «Семь - я»
Рабочая программа Родительского клуба «Семь - я»...
Рабочая программа родительского клуба "Детский сад - семья" (средняя, старшая группы)
Задачи:1.Повысить компетентность родителей в понимании внутренних переживаний и потребностей ребёнка.2. Помочь научиться родителям играть и общаться со своим ребёнком, адекватно оценивать: уровень раз...
Рабочая программа родительского клуба «Детский сад - семья» (средняя, старшая группа)
Преодоление барьера недоверия родителей к ДОУ. Установление и развитие доверительно-партнерских отношений между родителем и ребенком, семьей и педагогами. Удовлетворить потребности родителей в психоло...
Рабочая программа родительского клуба «Говорим правильно».
Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. Основной задачей - является подготовка ребенка к школе, в то...