Программа психолого-педагогического сопровождения для детей раннего возраста с использованием здоровьесберегающих технологий в период адаптации к ДОУ
рабочая программа (младшая группа)

Щукина Анастасия Сергеевна

Разработанная нами программа нацелена на сохранение и укрепление здоровья малышей, поступивших в детский сад: помогает предотвратить или снизить заболеваемость, создать положительный эмоциональный настрой в группе, способствует налаживанию контакта между детьми и взрослыми, развивает общий кругозор малышей, формирует сенсорные и нравственные эталоны, а также способствует дальнейшему благополучному развитию ребенка в детском саду и семья

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx38.37 КБ

Предварительный просмотр:

Программа психолого-педагогического сопровождения для

детей раннего возраста с использованием здоровьесберегающих технологий в период адаптации к ДОУ

Составила: Педагог-психолог

МДОУ детский сад №44 г. Иркутска

Щукина Анастасия Сергеевна

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка3…………………………………………………….3

Цели и задачи программы3……………………………………………...…..4

Методологические основания…………………………………………...…..4

Принципы и подходы к формированию программы4………..…………4

Целевая аудитория  ………….…………………………………………...…..5

Условия работы по программе, количество часов ………………………....6

Перечень оборудования, необходимого для реализации программы…….6

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  1.  Содержание программы …………………………………………..…5…6
  2. Этапы реализации программы …………………………………………...8
  3. Направления деятельности……………………………………………….9
  4. Формы и методы работы…………………………………………………10
  1. Заключение………………………………………………………………..10
  2. Список литературы………………………………………………………10        3

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.  Пояснительная записка

Поступление малыша в дошкольную образовательную организацию сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. От того как протекает процесс привыкания ребенка к этим изменениям, зависит его дальнейшее физическое и психическое развитие.

На современном этапе развития нашего социума, приоритет в воспитании детей раннего возраста отдается семейному типу воспитания, однако нынешние социальные условия вынуждают родителей прибегать к общественным формам воспитания уже на самых ранних этапах жизни ребенка.

Одной из важнейших особенностей развития ребенка раннего возраста считается быстрый темп развития психофизических характеристик организма малыша. Это единственный короткий период, в течение которого можно наблюдать, как в кратчайшие сроки у беспомощного и не имеющего никаких навыков карапуза формируются рефлексы, привычки, сенсорные навыки и речь, не говоря уже о стремительном физическом развитии.

Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у малышей негативные эмоциональные состояния, тревогу и страхи. Особую чувствительность детки испытывают к разлуке с мамой и к кардинальным изменениям привычных условий жизни. Адаптация к дошкольному образовательному учреждению, чаще всего, проходит для малышей крайне болезненно.

Резкий переход ребенка в новую социальную среду и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Но не только малышу приходится в этот период сложно, как правило в таком же стрессе пребывают и самые родные сердцу маленького дошкольника люди. Родители так же трудно переживают период адаптации своего чада к детскому саду: кардинальные изменение в поведении ребенка вызывают тревогу и желание не водить малыша в сад некоторое время, оставляя ребенка в саду в слезах мама переживает и расстраивается, а малыш интуитивно копирует эмоциональное состояние мамы, и процесс его адаптации проходит сложнее.

Именно по этой причине, так актуален оказался вопрос тесного сотрудничества воспитателей, специалистов и родителей в период адаптации малыша к дошкольному образовательному учреждению.

Несомненная значимость данной проблемы послужила основанием для разработки и апробации программы адаптационных мероприятий для детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации с применением здоровьесберегающих технологий.

Разработанная нами программа нацелена на сохранение и укрепление здоровья малышей, поступивших в детский сад: помогает предотвратить или снизить заболеваемость, создать положительный эмоциональный настрой в группе, способствует налаживанию контакта между детьми и взрослыми, развивает общий кругозор малышей, формирует сенсорные и нравственные эталоны, а также способствует дальнейшему благополучному развитию ребенка в детском саду и семья

Цель программы : создание условий для успешной адаптации и

развития детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной

организации.

Задачи программы:

- снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

- развитие психических процессов, игровых навыков, начальных форм

произвольного поведения, координации движений, крупной и мелкой

моторики;

- педагогическое просвещение родителей и педагогов по вопросам

организации жизнедеятельности ребенка в ДОУ, обучения, воспитания и

развития детей раннего возраста.

Методологические основания:

При подготовке программы методологическую основу составили: - исследования по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, таких авторов как В. Н. Белкина, Н.Д. Вавилова, В.Н. Гуров, Е.В. Жердева, О.Г. Заводчикова, Н.В. Кирюхина, К.Л. Печора, С.Теплюк, Р.В. Тонкова-Ямпольская;

. - исследования о взаимодействии детского сада и семьи в научных трудах Е. П. Арнаутовой, Т.А. Данилиной, О.Л. Зверевой, Т.В. Кротовой, Т. А. Куликовой др.;

- исследовательские работы в сфере диагностики адаптации детей младшего дошкольного возраста, таких авторов как Н.М. Аксарина, К.Д. Губерт, Г. В. Пантюхина, К.Л. Печора.

В основу программы положены идеи программы по адаптации и развитию детей в возрасте от года до двух лет в условиях ДОУ под редакцией Т.А. Бобровой, занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению Роньжиной А.С.

Принципы работы:

  1.  Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
  2.  Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  3. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  4. Сотрудничество с семьей воспитанников;
  5.  Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  6. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  7. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований,  методов возрасту и особенностям развития);
  8.  Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Программа психолого – педагогического сопровождения разработана с опорой на основные принципы дошкольного образования и на их основании выдвигает следующие, необходимые для успешной ее реализации:

1.Принцип единства диагностики и коррекции развития, опираясь на данные комплексного обследования (медицинского, психолого-педагогического, логопедического, физического и музыкального развития), позволяет учитывать уровень возможностей каждого ребёнка, уровень социальных условий.

2.Принцип деятельного подхода в развитии психических процессов и личности ребёнка в целом. Это является основой для взаимосвязанного становления всех видов деятельности детей (игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. ).

3.Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.

4.Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностноориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия.

5.Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.

6.Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области психологических наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов.

Целевая аудитория: Воспитанники группы раннего возраста, воспитатели группы раннего возраста, родители воспитанников группы.

Ограничением и противопоказанием для участия в программе могут стать:

 - отказ родителей, либо лиц их заменяющих, от участия ребенка в программе (согласие на психологическое сопровождение ребенка в образовательном учреждении, согласно законодательству РФ, является обязательным условием);

 - личный отказ ребенка от участия в программе: добровольное участие детей в психолого-педагогической деятельности способствует её активному и эффективному усвоению (т.е. привлечение ребенка в игровую деятельность происходит постепенно, а не в принудительном порядке).

Требования к подготовке ведущего:

- высшее педагогическое образование;

- профессиональная готовность к реализации мероприятий, включенных в

программу.
Условия работы по программе, количество часов: Всего в программу заложено 15 обязательных занятий, но при необходимости они могут повторяться с изменением продуктивных видов деятельности (2 раза в неделю). Занятия продолжительностью 10 минут. Программа может быть реализованная как в условиях группы, так и в кабинете педагога-психолога. Занятия можно проводить как в групповой, так и в подгрупповой форме работы.

Перечень оборудования, необходимого для реализации программы.. Перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации данной программы, включает:

- описанные ниже структуру и содержание программы;

- конспекты занятий;

 - дополнительные материалы к занятиям: литература, дидактические и наглядные пособия;

Для эффективной реализации программ предъявляются следующие требования к материально-технической оснащенности учреждения: мультимедийное оборудование: видеокамера или фотоаппарат с функциями фото и видеосъёмки для накопления материала с занятий, компьютер, принтер; ламинатор; музыкальные инструменты: бубен, колокольчики, бубенчики, барабан, металлофон; домик-теремок; канцелярские принадлежности

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержание программы

Содержание

Время

Общее врем

Подготовительный этап

Первичная диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению (наблюдение, заполнение листа адаптации)

60 мин.

60 мин.

Первичное анкетирование родителей - «Адаптация ребенка к условиям детского сада» - «Ваше отношение к работе детского сада»

30 мин

30 мин

60 мин.

Первичное тестирование родителей «Что вы знаете о развитии, воспитании и обучении детей раннего возраста?»

60 мин.

60 мин.

Первичное тестирование воспитателей «Что вы знаете о развитии, воспитании и обучении детей раннего возраста?»

60 мин.

60 мин.

Консультация для педагогов «Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к детскому саду» (приложение Д)

60 мин.

60 мин.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду» (приложение Е)

30 мин.

30 мин.

Индивидуальное консультирование родителей при необходимости или по запросам

60 мин.

60 мин.

Индивидуальное общение с вновь-поступающими детьми

60 мин.

60 мин.

Основной этап

Занятие 1

1. Приветствие

 2. Сказка

3. Потешка «Муха»

4. Игра «Теремок в порядок…»

5. Прощание

1 мин. 2 мин. 2 мин. 3 мин. 1 мин.

10 мин.

Занятие 2

1. Приветствие

2. Сказка

 3. Потешка «Комарики»

4. Игра «Баранки»

5. Прощание

1 мин. 2 мин. 2 мин. 3 мин. 1 мин.

10 мин.

Занятие 3

1. Приветствие

 2. Сказка

3. Потешка «Кузнечики»

4. Рисование «Струны для скрипки»

5. Прощание

1 мин. 2 мин. 2 мин. 4 мин. 1 мин.

10 мин.

Занятие 4

1. Приветствие

 2. Сказка

3. Потешка «Стрекоза»

4. Пазлы «Разбитая посуда»

5. Прощание

1 мин. 2 мин. 2 мин. 3 мин. 1 мин.

10 мин.

Занятие 5

1. Приветствие

 2. Сказка

 3. Потешка «Гусенички»

4. Аппликация «Гусеница»

5. Прощание

1 мин. 2 мин. 2 мин. 3 мин. 1 мин.

10 мин.

Занятие 6

1. Приветствие

2. Сказка

3. Потешка «Божья коровка»

4. Лепка «Точки божьим коровкам»

5. Прощание

1 мин. 2 мин. 2 мин. 3 мин. 1 мин.

10 мин.

Занятие 7

1. Приветствие

2. Сказка

3. Потешка «Свет-Светлячок»

4. Игра-парочки «Шарфики и шапочки»

5. Прощание

1 мин.

2 мин. 2 мин. 3 мин. 1 мин.

10 мин.

Занятие 8

1. Приветствие

 2. Сказка

3. Потешка «Про бабочку»

4. Игра «Волшебные пузырики»

5. Прощание

1 мин. 2 мин. 2 мин. 3 мин. 1 мин.

10 мин.

Занятие 9

1. Приветствие

2. Сказка

 3. Потешка «Улитка»

4. Игра «Корзинка для улитки»

 5. Прощание

1 мин. 2 мин. 2 мин. 3 мин. 1 мин.

10 мин.

Занятие 10

1. Приветствие

 2. Сказка

 3. Потешка «Муравейко-Муравей»

 4. Конструирование «Забор»

5. Прощание

1 мин. 2 мин. 2 мин. 3 мин. 1 мин.

10 мин.

Занятие 11

1. Приветствие

 2. Сказка

 3. Потешка «Пчелушки»

4. Лепка «Медов

1 мин. 2 мин. 2 мин. 3 мин. 1 мин.

10 мин.

Занятие 12

1. Приветствие

2. Сказка

3. Потешка «На санках»

4. Аппликация «Снежные сугробы»

5. Прощание

1 мин. 2 мин. 2 мин. 3 мин. 1 мин.

10 мин.

Занятие 13

 1. Приветствие

2. Сказка

 3. Потешка «Ласточка милая»

4. Рисование «Черно-белая птичка»

5. Прощание

1 мин. 2 мин. 2 мин. 3 мин

1 мин.

10 мин.

Занятие 14

 1. Приветствие

 2. Сказка

3. Потешка «Сорока-Белобока»

4. Игра «Кашевары»

5. Прощание

1 мин. 2 мин. 2 мин. 3 мин. 1 мин.

10 мин.

Занятие 15

1. Приветствие

 2. Сказка

3. Потешка «Петушок»

4. Игра «Горошины для петушка»

 5. Прощание

1 мин. 2 мин. 2 мин. 3 мин. 1 мин

10 мин.

Заключительный этап

Итоговая диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению.

60 мин.

60 мин.

Наблюдение за деятельностью педагогов в группе раннего возраста, с целью выявления уровня профессиональной компетентности педагогов в организации адаптационного периода (в первый и последний месяцы реализации программы)

60 мин.

60 мин.

Программа реализуется в три этапа: 

Подготовительный этап (до 1 месяца:сентябрь) - направлен на выявление уровня адаптированности детей раннего возраста к условиям детского сада на начальном этапе адаптации.

Диагностика проводится методом наблюдения, в процессе которого педагог-психолог также налаживает контакт с детками. Кроме того, подготовительный этап также направлен на психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам организации жизнедеятельности ребенка в ДОО, обучения, воспитания и развития детей раннего дошкольного возраста.

На данном этапе также проводится тематическая консультативная работа педагога-психолога с педагогами – «Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к детскому саду», и родителями - «Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения», а также предусмотрены консультации по запросам участников программы.

На данном этапе предусмотрена диагностика родителей и педагогов с целью оценки знаний об обучения, воспитания и развития детей раннего дошкольного возраста.

Основной этап (со 2-го по 5-й месяц:октябрь-декабрь) направлен на снятие эмоционального и мышечного напряжения у детей, на развитие навыков взаимодействия детей друг с другом, на формирование игровых навыков, начальных форм произвольного поведения, на развитие психических процессов, движений, крупной и мелкой моторики, на обеспечение легкой степени адаптации при непосредственном поступлении ребенка в дошкольное учреждение посредством проведения адаптационных занятий с детьми раннего возраста.

Также на данном этапе предусмотрена работа направленная на просвещение родителей и педагогов по вопросам обучения, воспитания и развития детей раннего возраста.

Завершающий этап (6-й месяц: январь) включает в себя итоговую диагностику, по выявлению уровня адаптированности детей к условиям детского сада.

Направления деятельности:

1. Диагностическая работа

Дети: Первичная диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению (наблюдение, заполнение листа адаптации)

Родители: анкетирование родителей - «Адаптация ребенка к условиям детского сада», «Ваше отношение к работе детского сада» ,«Что вы знаете о развитии, воспитании и обучении детей раннего возраста?»

2. Коррекционно-развивающая и профилактическая работа

Дети: занятия по адаптации детей к ДОУ с использованием здоровьесберегающих технологий в период адаптации к ДОУ

3. Психолого-педагогическое просвещение

Родители: «Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду»

Воспитатели: «Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к детскому саду»

Формы и методы работы:

  1. Наблюдение

Наблюдение за детьми в разные временные отрезки:в ситуации выполнения предметной и в игровой деятельности, на прогулках, учет различных режимных моментов, которые позволяют определить преобладающее эмоциональное состояние каждого малыша, характер его деятельности (наличие заинтересованности, способность отображать в играх жизненную цепочку действий, используя предметы по функциональному назначению)

3 Арт-терапия

4 Сказкотерапия (И.В.Вачков, Т.ЗинкевичЕвстигнеева, А.В.Гнездилов)

5 Игровые методы : игры-конструирование, познавательные игры; коммуникативные игры, двигательно-речевые игры, продуктивные игры, развивающие игры

Заключение

По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается медико-психолого-педагогический консилиум с расширенным составом, в который входят методист, педагог-психолог, старшая медсестра, воспитатели групп раннего возраста и воспитатели других групп (по приглашению). На нем обсуждаются результаты проведенной работы в период адаптации, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы по рганизации адаптации и намечается дальнейшая работа.

 Cписок литературы.

  1. Бадина, Л. Организация адаптации родителей к детскому саду // Дошкольное воспитание– № 5, 2007. – С.100 - 102
  2.  Белкина, В.Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / В.Н. Белкина, Л.В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2006. – 236 с
  3. Васильева, Е. Эмоциональные проблемы детей в период адаптации к дошкольному учреждению // Дошкольное воспитание –№ 10, 2006. - С. 45-46 4. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. Тонковой– Ямпольской. – М.: Педагогика, 2004. – 232 с.
  4.  Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие. – М.: Издательство Сфера, 2010. – 160 с.
  5. Галанова, Т.В. Развивающие игры с малышами до 3-х лет / Т.В. Галанова. –Ярославль, «Академия развития», 1996. – 240 с.
  6. Галигузова, Л. Н. Дошкольная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019 – 253 с.
  7. Гонина О.О. Психология дошкольного возраста. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Изд- во Юрайт, 2020. – 425 с.
  8. Григорьева, Г.Г. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Г.В. Губанова. – М.: Просвещение, 2003. – 80с.
  9. Давыдова, О.И. Адаптационные группы в ДОУ: методическое пособие / О.И. Давыдова, А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 25 с.
  10. Заводчикова, О.Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. – М.: Просвещение, 2007. – 79 с.
  11. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада //Дошкольное воспитание - №7, 2004. – С. 66-68
  12. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. В. Микляева [и др.]/ под ред. Н. В. Микляевой. - 2-е изд. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 450 с.
  13. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.
  14. Полтавцева Н.В. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании. – М.: Издательство Флинта, 2016. – 360 с. 1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Изд-во Юрайт, 2021. – 195 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа саморазвития педагога по теме: «Развитие двигательной активности детей раннего возраста через использование здоровьесберегающих технологий»

Пояснительная записка. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, а также эффективное средство сохранения и укрепления здоровья, гармонического развития личности, пр...

«Воспитание и развитие детей раннего возраста: современные подходы и технологии в период адаптации»

В настоящее время огромное внимание уделяется воспитанию детей и их пребыванию в ДОУ, а в частности эмоциональному благополучию – как показателю психологического здоровья и развития, в...

Доклад на тему: «Воспитание и развитие детей раннего возраста: современные подходы и технологии в период адаптации»

В настоящее время огромное внимание уделяется воспитанию детей и их пребыванию в ДОУ, а в частности эмоциональному благополучию – как показателю психологического здоровья и развития, в...

Рабочая программа дополнительного образования "Развивай - ка" для детей раннего возраста с использованием здоровьесберегающих технологий.

Содержание Программы отражает одно из направлений образовательной деятельности в области «Физическое развитие» и включает не только работу по сохранению, укреплению и по охране здоровья де...

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в период адаптации детей раннего возраста"

Возраст  детей,  поступающих  в   группу  раннего  возраста  с  каждым  годом  снижается.    В связи  с  этим  в  а...

Картотека игр по развитию речи детей раннего возраста с использованием здоровьесберегающих технологий

Картотека игр по развитию речи детей раннего возраста с использованием здоровьесберегающих технологий...

Игра - занятие для детей раннего возраста с использованием здоровьесберегающих технологий.

Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни путем использования здоровьесберегающих технологий.Задачи:Обучающая: познакомить детей с понятием -запах ели;-совершенствовать у детей двигате...