Программа психолого-педагогического сопровождения для детей раннего возраста с использованием здоровьесберегающих технологий в период адаптации к ДОУ
рабочая программа (младшая группа)
Разработанная нами программа нацелена на сохранение и укрепление здоровья малышей, поступивших в детский сад: помогает предотвратить или снизить заболеваемость, создать положительный эмоциональный настрой в группе, способствует налаживанию контакта между детьми и взрослыми, развивает общий кругозор малышей, формирует сенсорные и нравственные эталоны, а также способствует дальнейшему благополучному развитию ребенка в детском саду и семья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 38.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа психолого-педагогического сопровождения для
детей раннего возраста с использованием здоровьесберегающих технологий в период адаптации к ДОУ
Составила: Педагог-психолог
МДОУ детский сад №44 г. Иркутска
Щукина Анастасия Сергеевна
СОДЕРЖАНИЕ
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка3…………………………………………………….3
Цели и задачи программы3……………………………………………...…..4
Методологические основания…………………………………………...…..4
Принципы и подходы к формированию программы4………..…………4
Целевая аудитория ………….…………………………………………...…..5
Условия работы по программе, количество часов ………………………....6
Перечень оборудования, необходимого для реализации программы…….6
- Содержание программы …………………………………………..…5…6
- Этапы реализации программы …………………………………………...8
- Направления деятельности……………………………………………….9
- Формы и методы работы…………………………………………………10
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка
Поступление малыша в дошкольную образовательную организацию сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. От того как протекает процесс привыкания ребенка к этим изменениям, зависит его дальнейшее физическое и психическое развитие.
На современном этапе развития нашего социума, приоритет в воспитании детей раннего возраста отдается семейному типу воспитания, однако нынешние социальные условия вынуждают родителей прибегать к общественным формам воспитания уже на самых ранних этапах жизни ребенка.
Одной из важнейших особенностей развития ребенка раннего возраста считается быстрый темп развития психофизических характеристик организма малыша. Это единственный короткий период, в течение которого можно наблюдать, как в кратчайшие сроки у беспомощного и не имеющего никаких навыков карапуза формируются рефлексы, привычки, сенсорные навыки и речь, не говоря уже о стремительном физическом развитии.
Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у малышей негативные эмоциональные состояния, тревогу и страхи. Особую чувствительность детки испытывают к разлуке с мамой и к кардинальным изменениям привычных условий жизни. Адаптация к дошкольному образовательному учреждению, чаще всего, проходит для малышей крайне болезненно.
Резкий переход ребенка в новую социальную среду и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Но не только малышу приходится в этот период сложно, как правило в таком же стрессе пребывают и самые родные сердцу маленького дошкольника люди. Родители так же трудно переживают период адаптации своего чада к детскому саду: кардинальные изменение в поведении ребенка вызывают тревогу и желание не водить малыша в сад некоторое время, оставляя ребенка в саду в слезах мама переживает и расстраивается, а малыш интуитивно копирует эмоциональное состояние мамы, и процесс его адаптации проходит сложнее.
Именно по этой причине, так актуален оказался вопрос тесного сотрудничества воспитателей, специалистов и родителей в период адаптации малыша к дошкольному образовательному учреждению.
Несомненная значимость данной проблемы послужила основанием для разработки и апробации программы адаптационных мероприятий для детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации с применением здоровьесберегающих технологий.
Разработанная нами программа нацелена на сохранение и укрепление здоровья малышей, поступивших в детский сад: помогает предотвратить или снизить заболеваемость, создать положительный эмоциональный настрой в группе, способствует налаживанию контакта между детьми и взрослыми, развивает общий кругозор малышей, формирует сенсорные и нравственные эталоны, а также способствует дальнейшему благополучному развитию ребенка в детском саду и семья
Цель программы : создание условий для успешной адаптации и
развития детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной
организации.
Задачи программы:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развитие психических процессов, игровых навыков, начальных форм
произвольного поведения, координации движений, крупной и мелкой
моторики;
- педагогическое просвещение родителей и педагогов по вопросам
организации жизнедеятельности ребенка в ДОУ, обучения, воспитания и
развития детей раннего возраста.
Методологические основания:
При подготовке программы методологическую основу составили: - исследования по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, таких авторов как В. Н. Белкина, Н.Д. Вавилова, В.Н. Гуров, Е.В. Жердева, О.Г. Заводчикова, Н.В. Кирюхина, К.Л. Печора, С.Теплюк, Р.В. Тонкова-Ямпольская;
. - исследования о взаимодействии детского сада и семьи в научных трудах Е. П. Арнаутовой, Т.А. Данилиной, О.Л. Зверевой, Т.В. Кротовой, Т. А. Куликовой др.;
- исследовательские работы в сфере диагностики адаптации детей младшего дошкольного возраста, таких авторов как Н.М. Аксарина, К.Д. Губерт, Г. В. Пантюхина, К.Л. Печора.
В основу программы положены идеи программы по адаптации и развитию детей в возрасте от года до двух лет в условиях ДОУ под редакцией Т.А. Бобровой, занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению Роньжиной А.С.
Принципы работы:
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- Сотрудничество с семьей воспитанников;
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Программа психолого – педагогического сопровождения разработана с опорой на основные принципы дошкольного образования и на их основании выдвигает следующие, необходимые для успешной ее реализации:
1.Принцип единства диагностики и коррекции развития, опираясь на данные комплексного обследования (медицинского, психолого-педагогического, логопедического, физического и музыкального развития), позволяет учитывать уровень возможностей каждого ребёнка, уровень социальных условий.
2.Принцип деятельного подхода в развитии психических процессов и личности ребёнка в целом. Это является основой для взаимосвязанного становления всех видов деятельности детей (игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. ).
3.Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.
4.Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностноориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия.
5.Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.
6.Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области психологических наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов.
Целевая аудитория: Воспитанники группы раннего возраста, воспитатели группы раннего возраста, родители воспитанников группы.
Ограничением и противопоказанием для участия в программе могут стать:
- отказ родителей, либо лиц их заменяющих, от участия ребенка в программе (согласие на психологическое сопровождение ребенка в образовательном учреждении, согласно законодательству РФ, является обязательным условием);
- личный отказ ребенка от участия в программе: добровольное участие детей в психолого-педагогической деятельности способствует её активному и эффективному усвоению (т.е. привлечение ребенка в игровую деятельность происходит постепенно, а не в принудительном порядке).
Требования к подготовке ведущего:
- высшее педагогическое образование;
- профессиональная готовность к реализации мероприятий, включенных в
программу.
Условия работы по программе, количество часов: Всего в программу заложено 15 обязательных занятий, но при необходимости они могут повторяться с изменением продуктивных видов деятельности (2 раза в неделю). Занятия продолжительностью 10 минут. Программа может быть реализованная как в условиях группы, так и в кабинете педагога-психолога. Занятия можно проводить как в групповой, так и в подгрупповой форме работы.
Перечень оборудования, необходимого для реализации программы.. Перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации данной программы, включает:
- описанные ниже структуру и содержание программы;
- конспекты занятий;
- дополнительные материалы к занятиям: литература, дидактические и наглядные пособия;
Для эффективной реализации программ предъявляются следующие требования к материально-технической оснащенности учреждения: мультимедийное оборудование: видеокамера или фотоаппарат с функциями фото и видеосъёмки для накопления материала с занятий, компьютер, принтер; ламинатор; музыкальные инструменты: бубен, колокольчики, бубенчики, барабан, металлофон; домик-теремок; канцелярские принадлежности
Содержание программы
Содержание | Время | Общее врем |
Подготовительный этап | ||
Первичная диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению (наблюдение, заполнение листа адаптации) | 60 мин. | 60 мин. |
Первичное анкетирование родителей - «Адаптация ребенка к условиям детского сада» - «Ваше отношение к работе детского сада» | 30 мин 30 мин | 60 мин. |
Первичное тестирование родителей «Что вы знаете о развитии, воспитании и обучении детей раннего возраста?» | 60 мин. | 60 мин. |
Первичное тестирование воспитателей «Что вы знаете о развитии, воспитании и обучении детей раннего возраста?» | 60 мин. | 60 мин. |
Консультация для педагогов «Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к детскому саду» (приложение Д) | 60 мин. | 60 мин. |
Консультация для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду» (приложение Е) | 30 мин. | 30 мин. |
Индивидуальное консультирование родителей при необходимости или по запросам | 60 мин. | 60 мин. |
Индивидуальное общение с вновь-поступающими детьми | 60 мин. | 60 мин. |
Основной этап | ||
Занятие 1 1. Приветствие 2. Сказка 3. Потешка «Муха» 4. Игра «Теремок в порядок…» 5. Прощание | 1 мин. 2 мин. 2 мин. 3 мин. 1 мин. | 10 мин. |
Занятие 2 1. Приветствие 2. Сказка 3. Потешка «Комарики» 4. Игра «Баранки» 5. Прощание | 1 мин. 2 мин. 2 мин. 3 мин. 1 мин. | 10 мин. |
Занятие 3 1. Приветствие 2. Сказка 3. Потешка «Кузнечики» 4. Рисование «Струны для скрипки» 5. Прощание | 1 мин. 2 мин. 2 мин. 4 мин. 1 мин. | 10 мин. |
Занятие 4 1. Приветствие 2. Сказка 3. Потешка «Стрекоза» 4. Пазлы «Разбитая посуда» 5. Прощание | 1 мин. 2 мин. 2 мин. 3 мин. 1 мин. | 10 мин. |
Занятие 5 1. Приветствие 2. Сказка 3. Потешка «Гусенички» 4. Аппликация «Гусеница» 5. Прощание | 1 мин. 2 мин. 2 мин. 3 мин. 1 мин. | 10 мин. |
Занятие 6 1. Приветствие 2. Сказка 3. Потешка «Божья коровка» 4. Лепка «Точки божьим коровкам» 5. Прощание | 1 мин. 2 мин. 2 мин. 3 мин. 1 мин. | 10 мин. |
Занятие 7 1. Приветствие 2. Сказка 3. Потешка «Свет-Светлячок» 4. Игра-парочки «Шарфики и шапочки» 5. Прощание | 1 мин. 2 мин. 2 мин. 3 мин. 1 мин. | 10 мин. |
Занятие 8 1. Приветствие 2. Сказка 3. Потешка «Про бабочку» 4. Игра «Волшебные пузырики» 5. Прощание | 1 мин. 2 мин. 2 мин. 3 мин. 1 мин. | 10 мин. |
Занятие 9 1. Приветствие 2. Сказка 3. Потешка «Улитка» 4. Игра «Корзинка для улитки» 5. Прощание | 1 мин. 2 мин. 2 мин. 3 мин. 1 мин. | 10 мин. |
Занятие 10 1. Приветствие 2. Сказка 3. Потешка «Муравейко-Муравей» 4. Конструирование «Забор» 5. Прощание | 1 мин. 2 мин. 2 мин. 3 мин. 1 мин. | 10 мин. |
Занятие 11 1. Приветствие 2. Сказка 3. Потешка «Пчелушки» 4. Лепка «Медов | 1 мин. 2 мин. 2 мин. 3 мин. 1 мин. | 10 мин. |
Занятие 12 1. Приветствие 2. Сказка 3. Потешка «На санках» 4. Аппликация «Снежные сугробы» 5. Прощание | 1 мин. 2 мин. 2 мин. 3 мин. 1 мин. | 10 мин. |
Занятие 13 1. Приветствие 2. Сказка 3. Потешка «Ласточка милая» 4. Рисование «Черно-белая птичка» 5. Прощание | 1 мин. 2 мин. 2 мин. 3 мин 1 мин. | 10 мин. |
Занятие 14 1. Приветствие 2. Сказка 3. Потешка «Сорока-Белобока» 4. Игра «Кашевары» 5. Прощание | 1 мин. 2 мин. 2 мин. 3 мин. 1 мин. | 10 мин. |
Занятие 15 1. Приветствие 2. Сказка 3. Потешка «Петушок» 4. Игра «Горошины для петушка» 5. Прощание | 1 мин. 2 мин. 2 мин. 3 мин. 1 мин | 10 мин. |
Заключительный этап | ||
Итоговая диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению. | 60 мин. | 60 мин. |
Наблюдение за деятельностью педагогов в группе раннего возраста, с целью выявления уровня профессиональной компетентности педагогов в организации адаптационного периода (в первый и последний месяцы реализации программы) | 60 мин. | 60 мин. |
Программа реализуется в три этапа:
Подготовительный этап (до 1 месяца:сентябрь) - направлен на выявление уровня адаптированности детей раннего возраста к условиям детского сада на начальном этапе адаптации.
Диагностика проводится методом наблюдения, в процессе которого педагог-психолог также налаживает контакт с детками. Кроме того, подготовительный этап также направлен на психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам организации жизнедеятельности ребенка в ДОО, обучения, воспитания и развития детей раннего дошкольного возраста.
На данном этапе также проводится тематическая консультативная работа педагога-психолога с педагогами – «Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к детскому саду», и родителями - «Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения», а также предусмотрены консультации по запросам участников программы.
На данном этапе предусмотрена диагностика родителей и педагогов с целью оценки знаний об обучения, воспитания и развития детей раннего дошкольного возраста.
Основной этап (со 2-го по 5-й месяц:октябрь-декабрь) направлен на снятие эмоционального и мышечного напряжения у детей, на развитие навыков взаимодействия детей друг с другом, на формирование игровых навыков, начальных форм произвольного поведения, на развитие психических процессов, движений, крупной и мелкой моторики, на обеспечение легкой степени адаптации при непосредственном поступлении ребенка в дошкольное учреждение посредством проведения адаптационных занятий с детьми раннего возраста.
Также на данном этапе предусмотрена работа направленная на просвещение родителей и педагогов по вопросам обучения, воспитания и развития детей раннего возраста.
Завершающий этап (6-й месяц: январь) включает в себя итоговую диагностику, по выявлению уровня адаптированности детей к условиям детского сада.
Направления деятельности:
1. Диагностическая работа
Дети: Первичная диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению (наблюдение, заполнение листа адаптации)
Родители: анкетирование родителей - «Адаптация ребенка к условиям детского сада», «Ваше отношение к работе детского сада» ,«Что вы знаете о развитии, воспитании и обучении детей раннего возраста?»
2. Коррекционно-развивающая и профилактическая работа
Дети: занятия по адаптации детей к ДОУ с использованием здоровьесберегающих технологий в период адаптации к ДОУ
3. Психолого-педагогическое просвещение
Родители: «Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду»
Воспитатели: «Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к детскому саду»
Формы и методы работы:
- Наблюдение
Наблюдение за детьми в разные временные отрезки:в ситуации выполнения предметной и в игровой деятельности, на прогулках, учет различных режимных моментов, которые позволяют определить преобладающее эмоциональное состояние каждого малыша, характер его деятельности (наличие заинтересованности, способность отображать в играх жизненную цепочку действий, используя предметы по функциональному назначению)
3 Арт-терапия
4 Сказкотерапия (И.В.Вачков, Т.ЗинкевичЕвстигнеева, А.В.Гнездилов)
5 Игровые методы : игры-конструирование, познавательные игры; коммуникативные игры, двигательно-речевые игры, продуктивные игры, развивающие игры
Заключение
По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается медико-психолого-педагогический консилиум с расширенным составом, в который входят методист, педагог-психолог, старшая медсестра, воспитатели групп раннего возраста и воспитатели других групп (по приглашению). На нем обсуждаются результаты проведенной работы в период адаптации, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы по рганизации адаптации и намечается дальнейшая работа.
Cписок литературы.
- Бадина, Л. Организация адаптации родителей к детскому саду // Дошкольное воспитание– № 5, 2007. – С.100 - 102
- Белкина, В.Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / В.Н. Белкина, Л.В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2006. – 236 с
- Васильева, Е. Эмоциональные проблемы детей в период адаптации к дошкольному учреждению // Дошкольное воспитание –№ 10, 2006. - С. 45-46 4. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. Тонковой– Ямпольской. – М.: Педагогика, 2004. – 232 с.
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие. – М.: Издательство Сфера, 2010. – 160 с.
- Галанова, Т.В. Развивающие игры с малышами до 3-х лет / Т.В. Галанова. –Ярославль, «Академия развития», 1996. – 240 с.
- Галигузова, Л. Н. Дошкольная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019 – 253 с.
- Гонина О.О. Психология дошкольного возраста. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Изд- во Юрайт, 2020. – 425 с.
- Григорьева, Г.Г. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Г.В. Губанова. – М.: Просвещение, 2003. – 80с.
- Давыдова, О.И. Адаптационные группы в ДОУ: методическое пособие / О.И. Давыдова, А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 25 с.
- Заводчикова, О.Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. – М.: Просвещение, 2007. – 79 с.
- Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада //Дошкольное воспитание - №7, 2004. – С. 66-68
- Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. В. Микляева [и др.]/ под ред. Н. В. Микляевой. - 2-е изд. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 450 с.
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.
- Полтавцева Н.В. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании. – М.: Издательство Флинта, 2016. – 360 с. 1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Изд-во Юрайт, 2021. – 195 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ В МЛАДШЕМ ВОЗРАСТЕ
В консультации представлены здоровьесберегающие технологии, которые я использую во время адаптационного периода детей раннего возраста к условиям детского сада...
Программа саморазвития педагога по теме: «Развитие двигательной активности детей раннего возраста через использование здоровьесберегающих технологий»
Пояснительная записка. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, а также эффективное средство сохранения и укрепления здоровья, гармонического развития личности, пр...
«Воспитание и развитие детей раннего возраста: современные подходы и технологии в период адаптации»
В настоящее время огромное внимание уделяется воспитанию детей и их пребыванию в ДОУ, а в частности эмоциональному благополучию – как показателю психологического здоровья и развития, в...
Доклад на тему: «Воспитание и развитие детей раннего возраста: современные подходы и технологии в период адаптации»
В настоящее время огромное внимание уделяется воспитанию детей и их пребыванию в ДОУ, а в частности эмоциональному благополучию – как показателю психологического здоровья и развития, в...
Рабочая программа дополнительного образования "Развивай - ка" для детей раннего возраста с использованием здоровьесберегающих технологий.
Содержание Программы отражает одно из направлений образовательной деятельности в области «Физическое развитие» и включает не только работу по сохранению, укреплению и по охране здоровья де...
Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в период адаптации детей раннего возраста"
Возраст детей, поступающих в группу раннего возраста с каждым годом снижается. В связи с этим в а...
Картотека игр по развитию речи детей раннего возраста с использованием здоровьесберегающих технологий
Картотека игр по развитию речи детей раннего возраста с использованием здоровьесберегающих технологий...