Консультация для воспитателей на тему: «Метод моделирования в образовательном процессе ДОУ.
консультация
В наш динамический век значительно увеличился поток информации. Соответственно усложнился процесс восприятия этой информации. Ведущие специалисты дошкольного воспитания Н.Н.Подъякова справедливо подчёркивала, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей информации. В дошкольной педагогике инструментом познания может стать модель. Дошкольники лишены возможности записывать информацию, отметить что- либо письменно на занятии, поэтому в детском саду в основном задействован один вид памяти - вербальный.
Моделирование - это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную и ассоциативную память.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modelirovanie_na_zanyatiyah_v_dou.docx | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей на тему: «Метод моделирования в образовательном процессе ДОУ.
Актуальность: В наш динамический век значительно увеличился поток информации. Соответственно усложнился процесс восприятия этой информации. Ведущие специалисты дошкольного воспитания Н.Н.Подъякова справедливо подчёркивала, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей информации. В дошкольной педагогике инструментом познания может стать модель. Дошкольники лишены возможности записывать информацию, отметить что- либо письменно на занятии, поэтому в детском саду в основном задействован один вид памяти - вербальный.
Моделирование - это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную и ассоциативную память.
Это оптимальная и результативная технология, позволяющая максимально активизировать речевую деятельность, сохраняя при этом интерес к занятию. Доступность моделирования дошкольникам отмечалась и в исследованиях Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконина. В основе моделирования лежит принцип замещения, где реальные предметы замещаются рисунком, схемой, значком. Следовательно, актуальность в том, что:
- Дошкольник пластичен, легко обучаем, но быстро утомляется и теряет интерес. Моделирование же вызывает интерес и тем самым решает эту проблему.
- Использование символов аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания. А ведь одно из правил запоминания гласит: «Когда учишь - записывай, рисуй, черти!»
- Графические аналогии помогают видеть главное, систематизировать полученные знания. Таким образом, моделирование - это наглядный практический метод обучения, разработанный Д.Б.Элькониным, Н.Н.Подъяковой, Н.А.Ветлугиной. Он заключается в том, что мышление ребёнка развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Формирование навыков наглядного моделирования происходит с постоянным повышением доли самостоятельного участия детей в процессе работы. Данная технология обладает вариативностью, гибкостью, многофункциональностью, т.к. условности легко воспринимаются детьми.
Использованние в работе пиктограмм, схем.
Мнемотаблицы, значки - символы, стилизованные картинки, графики, планы не только активизируют детей, но и способствуют переводу речевых навыков из «зоны ближайшего развития» в «зону актуального развития». В дошкольном возрасте применяются различные виды моделей:
- Предметные модели - в которых воспроизводятся конструкторские особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть модели построек, глобуса, экосистемы.
- Предметно-схематические модели - в них существуют признаки, связи, отношения, представленные в виде предметов-макетов. Примером могут служить алгоритмы, последовательности действий (умывание, сервировка, уход за растениями. Технологии приготовления блюд, логоритмические упражнения)
- Графические модели (графики, схемы) передают условно-обобщённые признаки, связи, отношения, явления. Примером может служить «Календарь погоды и природы», план группы, участка, кукольного уголка, маршрута путешествия. В ходе наглядного моделирования детей знакомят с графическим способом передачи информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать геометрические фигуры, символические изображения, планы.
Добывая информацию методом наглядного моделирования, дети учатся: − исследовать, сравнивать, составлять внутренний план умственных действий, совершенствовать речевые функции. Формировать и высказывать суждения и умозаключения. Применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и не речевых: внимания, памяти, мышления. Технологии наглядного моделирования требуют соблюдения следующих принципов обучения:
− развивающий и воспитывающий характер обучения;
− системность и последовательность;
− сознательность и самостоятельность;
− творческая активность;
− наглядность и доступность;
− сочетание коллективной и индивидуальной работы.
Формирование навыков наглядного моделирования происходит по следующим этапам:
− усвоение и анализ сенсорного материала;
− перевод его на знаково-символический язык;
− работа с моделью.
Этапы развития навыков наглядного моделирования решают следующие задачи:
1.Знакомство с графическим способом предоставленной информации.
2.Формирование навыка дешифровки модели.
З.Формирование навыка самостоятельного моделирования.
В школе знаково-символическая система используется постоянно. С помощью её детей учат кодировать изучаемую информацию. Это необходимый компонент обучения, а правильная речь - один из показателей готовности ребёнка к школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Введение наглядного моделирования в процесс обучения позволяет целенаправленно развивать речь, обогащать словарь, закреплять новое словообразование, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описание предметов, составление рассказов.
Пересказывание, правильное использование предлогов.
На начальных этапах по внедрению наглядного моделирования используется следующий материал: картинки, предметы, стилизованные изображения, обеспечивающие опору на наглядно-образное мышление, что соответствует начальному этапу обучения мыслительным операциям: синтезу, анализу, классификации.
На последующем этапе используются более сложные операции - обобщение, абстракции, где наглядные модели опираются как на образное, так и на словесно-логическое мышление, то есть речевой образец.
Способы наглядного моделирования включают в себя:
∙ обозначение предметов с помощью разнообразных заместителей;
∙ использование и создание разных видов условных схем, изображение реальных предметов и объектов;
∙ умение считывать и создавать графические изображения признаков, объектов, относящихся к тому или иному классу (одежда, обувь, фрукты, овощи и т. д.)
∙ умение ориентироваться в пространстве по схеме;
∙ умение составлять план реального пространства (комната, группа, участок.) ∙ умение использовать пространственно-временные модели при пересказе, составлении рассказа;
∙ самостоятельное создание моделей по собственному замыслу.
Таким образом, наглядное моделирование используется во всех видах детской деятельности и во всех образовательных областях, потому, что это источник развития умственных способностей и творчества в дошкольном детстве.
В данном возрасте развитие воображения и образного мышления является главным направлением умственного развития. Моделирование используется на занятиях по обучению связной речи, грамоте, познанию, изодеятельности, труде, экспериментальной деятельности, самостоятельной, игровой, музыкальной, физкультурной, но, конечно же с учётом возрастных особенностей.
Этапы внедрения в практику работы наглядного моделирования:
1 этап - научить читать таблицы.
∙ сообщение информации по теме в форме познавательной беседы;
∙ рассматривание готовой таблицы, составленной по содержанию темы, расшифровка символов, раскодировка информации;
∙ пересказ информации детьми с опорой на схему с помощью взрослого и без него;
∙ графические зарисовки схем, мнемотаблиц по результатам деятельности.
2 этап - познакомить с общими моделями кодировки информации о предметах, объектах, явлениях.
∙ сообщение темы;
∙ рассматривание общей схемы кодировки (материалом для этого является любое обобщающее понятие: животные, органы чувств, транспорт, деревья и др.)
∙ составление модели-информации о конкретной теме с опорой на общую схему. ∙ Моделирование осуществляется под руководством взрослого с использованием наводящих вопросов. ∙ Что обозначает этот знак? ∙ Что мы можем рассказать об этом объекте? ∙ Как мы это изобразим в нашей модели? ∙ Отгадывание загадок- мнемотаблиц составленных воспитателем с опорой на общую схему.
З. этап - совместное кодирование информации, обсуждение вариантов знаков, отображающих то или иное свойство кодируемого предмета и самостоятельное придумывание таблиц по пройденному материалу.
4 этап - обрабатывание навыков кодирования в разных видах деятельности. С помощью картинно-графического плана, представленного в виде пиктограмм, предметных картинок дети пересказывают тексты, учат загадки, составляют рассказы, зарисовывают тексты загадок, четверостиший, небольших рассказов. Набор пиктограмм позволяет показать многообразие однокоренных слов, а рисунок показывает направление мыслей. Самым положительным в использовании пиктограмм является то, что речь воспитателя сводится к минимуму. Пиктограммы можно менять, дополнять. Всё зависит от творчества педагога. На начальном этапе обучения составлению описательных рассказов мы делали схему из отдельных карточек, подставляя их поочерёдно к описываемому предмету, а затем постепенно их отдаляли друг от друга и в конце концов объединяли в единую схему-клетки (мнемотаблицу.) Использование мнемотаблиц даёт положительный эффект: 1. мощно развивается визуальное мышление; 2. вырабатывается устойчивое внимание, длительная концентрация; 3. формируется способность к эффективному самостоятельному обучению. Таким образом, с помощью наглядного моделирования можно достичь следующих результатов: 1.появится интерес к заучиванию стихов, логоритмических упражнений, пальчиковых гимнастик; 2.увеличится словарный запас; З.дети преодолеют застенчивость, робость, а приобретённое умение поможет свободно держаться и высказываться перед аудиторией. Повышенное чувство заинтересованности, удовлетворение своими ответами, результатами своего труда совершенствуют у ребёнка психологические процессы: память, внимание, мышление, речь, что положительно сказывается на результатах коррекционной работы. «Не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» «Не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» Л.С.Выгодский. Л.С.Выгодский.
Пояснительная записка Ежегодная «стартовая диагностика» детей показывает, что даже при среднем уровне знаний, умений, навыков, у детей имеются определенные трудности в развитии внимания, памяти и особенно – речи. Именно эти составляющие имеют особое значение при переходе к школьному обучению. Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – достигнуть высокого уровня развития интегративных качеств ребенка, заложить «прочный фундамент» знаний и умений и навыков, с которыми выпускники ДОУ переступят порог школы и которые помогут им в успешном усвоении школьной программы. Эта задача решается педагогами на протяжении всего дошкольного детства ребенка. На современном этапе развития дошкольного образования идет активный поиск и внедрения в практическую работу с дошкольниками новых методов и приемов обучения, повышающих эффективность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Одним из таких средств является метод наглядного моделирования. Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как по данным Л.С. Выгодского, В.А.Сохина, О.С. Ушаковой дошкольный возраст - период наиболее интенсивного становления и развития личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Использование активных методов обучения в образовательном процессе"
Данный материал содержит информацию об использовании активных методов обучения в образовательном процессе ДОУ....
Консультация для воспитателей по теме «Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОУ»
С каждым годом современные информационные технологии входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне. "Каждый участник образова...
Презентация на тему"Метод моделирования в образовательном процессе детского сада"
Метод моделирования в образовательном процессе детского сада...
Консультация для педагогов "Метод моделирования в образовательном процессе ДОУ".
Презентация знакомит педагогов с методом моделирования в образовательном процессе ДОУ....
Консультация для воспитателей на тему: «Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ»
Детский сад –это часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с...
Мастер-класс на тему: «Метод моделирования в образовательном процессе ДОУ»
Главная цель моего масте-класса - это повысить уровень компетентности педагогов, в вопросе применения метода моделирования, через проектную деятельность в образовательном процессе ДОУ....
Консультация для воспитателей на тему: «Метод моделирования в образовательном процессе ДОУ.
Использование метода моделирования в работе воспитателей....