Мастер-класс на тему: «Метод моделирования в образовательном процессе ДОУ»
методическая разработка
Главная цель моего масте-класса - это повысить уровень компетентности педагогов, в вопросе применения метода моделирования, через проектную деятельность в образовательном процессе ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_metod_igrovogo_modelirovaniya_v_dou.docx | 24.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс на тему: «Метод моделирования в образовательном процессе ДОУ»
Старший воспитатель МБДОУ д/с № 64
Апанасенко Вера Станиславовна
Цель: повысить уровень компетентности педагогов, в вопросе применения метода моделирования, через проектную деятельность в образовательном процессе ДОУ.
Современному ДОУ необходим педагог, владеющий инновационными формами и методами образования с учетом новых направлений педагогической теории и практики.
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
∙ На основе изученных проблем детей поставить цель проекта
∙ Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями)
∙ Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта
∙ Составление плана-схемы проекта
∙ Сбор, накопление материала
∙ Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности
∙ Домашние задания для сам. выполнения
∙ Презентация проекта, открытое занятие
Основные этапы метода проектов
∙ Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
∙ Разработка проекта – план деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу); в каких источниках можно найти информацию; какие предметы использовать (принадлежности, оборудование); с какими предметами научиться работать для достижения цели.
∙ Выполнение проекта – практическая часть.
∙ Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
∙ исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
∙ ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
∙ информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
∙ творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
∙ обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
∙ развитие познавательных способностей;
∙ развитие творческого воображения;
∙ развитие творческого мышления;
∙ развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В младшем дошкольном возрасте – это:
∙ вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
∙ активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
∙ формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты)
В старшем дошкольном возрасте – это:
∙ формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
∙ развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
∙ формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
∙ развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития
Младший дошкольный возраст
Задачи обучения:
∙ пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
∙ приобщать детей к процессу познания;
∙ формировать различные представления;
∙ привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
∙ побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Старший дошкольный возраст
Задачи обучения:
∙ развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
∙ развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
∙ формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
∙ развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
Моделирование
Моделирование – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей, практический метод обучения. Заключается он в том, что мышление ребенка развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Несмотря на то, что основой познания ребенком окружающей действительности является чувственное познание, многие явления природы ребенок не может воспринять непосредственно. И здесь большое значение приобретает использование моделей. Именно модели являются средством перехода от наглядно-действенного и наглядно-образного познания мира к познанию схематическому, творческому, обеспечивающему ребенку возможность опосредованным путем осваивать окружающий мир.
Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решить следующие задачи:
∙ развивает у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать;
∙ учит вычленять главные признаки предметов, классифицировать объекты, выделять противоречивые свойства объекта;
∙ наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире;
∙ способствует развитию речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольника.
Модель — это материальный заместитель реально существующих предметов, явлений природы, отражающий их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или отдельными компонентами.
В ДОУ используются следующие виды моделей:
∙ предметная модель - вид физической конструкции предмета, аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве;
∙ предметно-схематическая модель - выделенные в объекте познания, существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков;
∙ графические модели - обобщённо передают разные виды отношений (графики, формулы, схемы).
Использование метода «моделирования» в различных видах детской деятельности:
∙ в математическом развитии детей (логические блоки Дьенеша, Палочки Кюизинера;
∙ в ознакомление с художественной литературой» и «Развиваем речь детей» (мнемотаблицы, мнемодорожки);
∙ в экологическом воспитании детей (для построения плана обследования предметов природы, можно использовать карточки-символы, карточки – модели, схемы – модели);
∙ в изобразительной деятельности (технологические карты, алгоритмы выполнения работы);
∙ в ознакомлении с окружающим (создание модели под названием «структура трудового процесса»).
Использование детского моделирования в проектной деятельности позволяет научить ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых природных явлений, устанавливать связи между ними, а, следовательно, обеспечивает более глубокое понимание фактов и явлений окружающей действительности.
Уникальность применения детского моделирования в проектной деятельности заключается в том, что он способствует разностороннему развитию ребёнка. Исследовательская активность активизируется за счет проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использования операций сравнения и сопоставления, проблемного изложения информации педагогом, организации опытов и экспериментов, создание детьми разноплановых моделей как конечный итог.
Новые знания, получаемые в ходе реализации проектов, дети активно используют в повседневной жизни. Такие знания запоминаются, становятся опытом, их можно развивать и добиваться более серьезных результатов.
Материал из опыта работы.
Реализация проекта ДОУ «Академия профессий».
Познавательно – исследовательский проект «На геолога учись! Открой земли секреты!» (старший дошкольный возраст)
Цель проекта: создание условия для позитивной социализации дошкольников в процессе ознакомления с профессиями и трудом взрослых, через «погружение» в практические ситуации.
Задачи:
∙ познакомить детей с профессией геолога;
∙ способствовать развитию умений вычленять главные признаки предметов, классифицировать объекты;
∙ обогатить знания детей о полезных ископаемых (где их можно обнаружить, какие бывают, что из них можно делать);
∙ закрепить умение ориентироваться по карте, по компасу;
∙ формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
∙ активизировать внимание и речь детей;
∙ установить партнерские отношения между всеми участниками образовательного процесса; воспитывать любовь к природе и тому, что нас окружает.
Реализация проекта:
∙ сбор информации: беседы с детьми и взрослыми, чтение и просмотр литературы, презентации, фото, фильмов и иллюстраций, составление рассказов о профессии геолога (предметно-схематическая модель);
∙ рассматривание коллекции природных экспонатов;
∙ исследовательская деятельность: выращивание кристаллов соли (предметносхематическая модель);
∙ сюжетно – ролевая игра «Мы геологи»;
∙ изготовление макета «Кавказский хребет» (предметная модель);
∙ погружение в практические ситуации «Геологи собираемся в поход», «Наша команда сильнее всех»;
∙ просмотр мультфильмов по мотивам сказок П. Бажова «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок»;
∙ составление маршрута выходного дня в музейно –выставочный комплекс;
∙ составление образовательного маршрута в сети интернет «Я геолог», для совместной деятельности взрослых и детей (интерактивная школа для родителей «Для наших любимых мам и пап!»)
∙ выставка совместного творчества детей и родителей.
Результаты (у дошкольников):
∙ сформированы знания о профессии геолога, как о трудной, интересной, полезной профессии по изучению недр Земли;
∙ имеют представления о том, как добывают камни и как их используют, какими полезными ископаемыми богата Россия;
∙ проявляют познавательные способности: демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
∙ переносят полученные знания в предметное моделирование (создание макета – модели «Кавказский хребет», презентации «Профессия - геолог»);
∙ полученные знания используют в различных видах деятельности детей: игровой, познавательной, исследовательской (игры с макетами, сюжетно-ролевые игры «Спасатели», «Я геолог», дидактические игры «Найди лишнее», «Определи свойства», использование материала по ознакомлению с природой).
Практическая часть мастер класса
• Изготовление настольной дидактической игры «Профессии»
•Разработка предметно-схематической модели по составлению рассказа «Профессии»
•Составление рассказа о профессии по предметно-схематической модели.
Изготовление дидактической настольной игры
«Профессии наших родителей» для детей 4-7 лет
Цель: расширять представления детей о разнообразных профессиях людей.
Ход игры: Участникам предлагается по очереди назвать профессии, которые они уже знают и инструменты, которые нужны людям этих профессий, затем пробовать соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (воспитатель – воспитывает, строитель — строит и т. д.). Воспитатель обращает внимание детей на то, что в группе появились необычные сундучки, людей разных профессий, но они пусты, все инструменты перепутаны, и люди не могут работать. Раздать детям по сундучку. Затем взрослый приглашает по одному участнику к своему столу (можно всем сесть за круглый стол). Тот берет карточку и называет, что на ней изображено. Остальные дети должны назвать кому, этот предмет нужен для работы, положить его в сундучок. Если дети затрудняются ответить, объяснить, что это и с детьми, вспомнить, где видели такого работника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
метод моделирования в образовательном процессе
Представлены материалы, рекомендации по использованию метода моделирования в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста...
Презентация на тему"Метод моделирования в образовательном процессе детского сада"
Метод моделирования в образовательном процессе детского сада...
Консультация для педагогов "Метод моделирования в образовательном процессе ДОУ".
Презентация знакомит педагогов с методом моделирования в образовательном процессе ДОУ....
Консультация "Метод моделирования в образовательном процессе ДОУ"
для воспитателей...
Консультация для воспитателей на тему: «Метод моделирования в образовательном процессе ДОУ.
В наш динамический век значительно увеличился поток информации. Соответственно усложнился процесс восприятия этой информации. Ведущие специалисты дошкольного воспитания Н.Н.Подъякова справедливо...
Консультация для воспитателей на тему: «Метод моделирования в образовательном процессе ДОУ.
Использование метода моделирования в работе воспитателей....