Мастер-класс на тему: «Метод моделирования в образовательном процессе ДОУ»
методическая разработка

Апанасенко Вера Станиславовна

Главная цель моего масте-класса - это повысить уровень компетентности педагогов, в вопросе применения метода моделирования, через проектную деятельность в образовательном процессе ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_metod_igrovogo_modelirovaniya_v_dou.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему: «Метод моделирования в образовательном процессе ДОУ»

Старший  воспитатель МБДОУ д/с № 64

                                                         Апанасенко Вера Станиславовна

Цель: повысить уровень компетентности педагогов, в вопросе применения метода моделирования, через проектную деятельность в образовательном процессе ДОУ.

Современному ДОУ необходим педагог, владеющий инновационными формами и методами образования с учетом новых направлений педагогической теории и практики.

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

 На основе изученных проблем детей поставить цель проекта

 Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями)

 Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта

 Составление плана-схемы проекта

 Сбор, накопление материала

 Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности

 Домашние задания для сам. выполнения

 Презентация проекта, открытое занятие

Основные этапы метода проектов

 Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

 Разработка проекта – план деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу); в каких источниках можно найти информацию; какие предметы использовать (принадлежности, оборудование); с какими предметами научиться работать для достижения цели.

 Выполнение проекта – практическая часть.

 Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

 исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

 ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

 информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

 творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития: 

 обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

 развитие познавательных способностей;

 развитие творческого воображения;

 развитие творческого мышления;

 развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В младшем дошкольном возрасте – это:

 вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

 активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

 формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты)

В старшем дошкольном возрасте – это: 

 формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

 развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

 формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

 развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития

Младший дошкольный возраст

Задачи обучения:

 пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;

 приобщать детей к процессу познания;

 формировать различные представления;

 привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;

 побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Старший дошкольный возраст 

Задачи обучения: 

 развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

 развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;

 формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;

 развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Моделирование 

Моделирование – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей, практический метод обучения. Заключается он в том, что мышление ребенка развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Несмотря на то, что основой познания ребенком окружающей действительности является чувственное познание, многие явления природы ребенок не может воспринять непосредственно. И здесь большое значение приобретает использование моделей. Именно модели являются средством перехода от наглядно-действенного и наглядно-образного познания мира к познанию схематическому, творческому, обеспечивающему ребенку возможность опосредованным путем осваивать окружающий мир.

Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решить следующие задачи:

 развивает у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать;

 учит вычленять главные признаки предметов, классифицировать объекты, выделять противоречивые свойства объекта;

 наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире;

 способствует развитию речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольника.

Модель — это материальный заместитель реально существующих предметов, явлений природы, отражающий их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или отдельными компонентами.

В ДОУ используются следующие виды моделей: 

 предметная модель - вид физической конструкции предмета, аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве;

 предметно-схематическая модель - выделенные в объекте познания, существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков;

 графические модели - обобщённо передают разные виды отношений (графики, формулы, схемы).

Использование метода «моделирования» в различных видах детской деятельности:

 в математическом развитии детей (логические блоки Дьенеша, Палочки Кюизинера;

 в ознакомление с художественной литературой» и «Развиваем речь детей» (мнемотаблицы, мнемодорожки);

 в экологическом воспитании детей (для построения плана обследования предметов природы, можно использовать карточки-символы, карточки – модели, схемы – модели);

 в изобразительной деятельности (технологические карты, алгоритмы выполнения работы);

 в ознакомлении с окружающим (создание модели под названием «структура трудового процесса»).

Использование детского моделирования в проектной деятельности позволяет научить ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых природных явлений, устанавливать связи между ними, а, следовательно, обеспечивает более глубокое понимание фактов и явлений окружающей действительности.

Уникальность применения детского моделирования в проектной деятельности заключается в том, что он способствует разностороннему развитию ребёнка. Исследовательская активность активизируется за счет проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использования операций сравнения и сопоставления, проблемного изложения информации педагогом, организации опытов и экспериментов, создание детьми разноплановых моделей как конечный итог.

Новые знания, получаемые в ходе реализации проектов, дети активно используют в повседневной жизни. Такие знания запоминаются, становятся опытом, их можно развивать и добиваться более серьезных результатов.

Материал из опыта работы.

Реализация проекта ДОУ «Академия профессий».

Познавательно – исследовательский проект «На геолога учись! Открой земли секреты!» (старший дошкольный возраст)

Цель проекта: создание условия для позитивной социализации дошкольников в процессе ознакомления с профессиями и трудом взрослых, через «погружение» в практические ситуации.

 Задачи: 

 познакомить детей с профессией геолога;

 способствовать развитию умений вычленять главные признаки предметов, классифицировать объекты;

 обогатить знания детей о полезных ископаемых (где их можно обнаружить, какие бывают, что из них можно делать);

 закрепить умение ориентироваться по карте, по компасу;

 формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;

 активизировать внимание и речь детей;

 установить партнерские отношения между всеми участниками образовательного процесса; воспитывать любовь к природе и тому, что нас окружает.

Реализация проекта: 

 сбор информации: беседы с детьми и взрослыми, чтение и просмотр литературы, презентации, фото, фильмов и иллюстраций, составление рассказов о профессии геолога (предметно-схематическая модель);

 рассматривание коллекции природных экспонатов;

 исследовательская деятельность: выращивание кристаллов соли (предметносхематическая модель);

 сюжетно – ролевая игра «Мы геологи»;

 изготовление макета «Кавказский хребет» (предметная модель);

 погружение в практические ситуации «Геологи собираемся в поход», «Наша команда сильнее всех»;

 просмотр мультфильмов по мотивам сказок П. Бажова «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок»;

 составление маршрута выходного дня в музейно –выставочный комплекс;

 составление образовательного маршрута в сети интернет «Я геолог», для совместной деятельности взрослых и детей (интерактивная школа для родителей «Для наших любимых мам и пап!»)

 выставка совместного творчества детей и родителей.

Результаты (у дошкольников):

 сформированы знания о профессии геолога, как о трудной, интересной, полезной профессии по изучению недр Земли;

 имеют представления о том, как добывают камни и как их используют, какими полезными ископаемыми богата Россия;

 проявляют познавательные способности: демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

 переносят полученные знания в предметное моделирование (создание макета – модели «Кавказский хребет», презентации «Профессия - геолог»);

 полученные знания используют в различных видах деятельности детей: игровой, познавательной, исследовательской (игры с макетами, сюжетно-ролевые игры «Спасатели», «Я геолог», дидактические игры «Найди лишнее», «Определи свойства», использование материала по ознакомлению с природой).

Практическая часть мастер класса 

• Изготовление настольной дидактической игры «Профессии»

•Разработка предметно-схематической модели по составлению рассказа «Профессии»

•Составление рассказа о профессии по предметно-схематической модели.

Изготовление дидактической настольной игры

«Профессии наших родителей» для детей 4-7 лет

Цель: расширять представления детей о разнообразных профессиях людей.

Ход игры: Участникам предлагается по очереди назвать профессии, которые они уже знают и инструменты, которые нужны людям этих профессий, затем пробовать соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (воспитатель – воспитывает, строитель — строит и т. д.). Воспитатель обращает внимание детей на то, что в группе появились необычные сундучки, людей разных профессий, но они пусты, все инструменты перепутаны, и люди не могут работать. Раздать детям по сундучку. Затем взрослый приглашает по одному участнику к своему столу (можно всем сесть за круглый стол). Тот берет карточку и называет, что на ней изображено. Остальные дети должны назвать кому, этот предмет нужен для работы, положить его в сундучок. Если дети затрудняются ответить, объяснить, что это и с детьми, вспомнить, где видели такого работника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

метод моделирования в образовательном процессе

Представлены материалы, рекомендации по использованию метода моделирования в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста...

Презентация на тему"Метод моделирования в образовательном процессе детского сада"

Метод моделирования в образовательном процессе детского сада...

Консультация для педагогов "Метод моделирования в образовательном процессе ДОУ".

Презентация знакомит педагогов с методом моделирования в образовательном процессе ДОУ....

Консультация для воспитателей на тему: «Метод моделирования в образовательном процессе ДОУ.

В наш динамический век значительно увеличился поток информации. Соответственно усложнился процесс восприятия этой информации. Ведущие специалисты дошкольного воспитания Н.Н.Подъякова справедливо...