Консультация для воспитателей "Использование активных методов обучения в образовательном процессе"
консультация на тему

Грушанина Е. М.

Данный материал содержит информацию об использовании активных методов обучения в образовательном процессе ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_dosh._aom_konsultatsiya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД на тему:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

подготовила : воспитатель Грушанина Е.М.

      Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения. Это связано с тем, что пока нет общепринятого определения активных методов. Поэтому иногда понятия АМО расширяют, относя к ним, например, современные формы организации обучения такие, как интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, обучающие игры. Строго говоря, это формы организации и проведения цельного образовательного мероприятия или даже предметного цикла, хотя, конечно, принципы данных форм обучения можно использовать и для проведения отдельных частей занятия.

  АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. АМО характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет. Для достижения качественных результатов использования АМО необходима соответствующая подготовка педагога.  

   Мы будем придерживаться следующего определения АМО:
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. 
     Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе.    

     К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа занятия используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.  

АМ начала образовательного мероприятия

Метод «Поздоровайся локтями»  

      Педагог  просит детей встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:  

• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;  

• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;    

• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.    Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать занятие, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между детьми.  

                                                 Метод «Добро в ладошках»  

     Дети соединяют ладоши (как в игре «Колечко-колечко»), «собрав» в них своё добро и «передают» его соседу.

АМ выяснение целей, ожиданий и опасений

     Для выяснения образовательных целей детей, их ожиданий и опасений можно использовать, например, на перовом занятии в начале учебного года следующий метод:  

Метод «Фруктовый сад»

     Педагогу результаты применения метода позволят лучше понять каждого ребенка и группу в целом, полученные материалы педагог сможет использовать при подготовке и проведении занятия для обеспечения личностно-ориентированного подхода к детям. Перед началом выяснения ожиданий и опасений педагог объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения.

        Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Детям раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны. Педагог предлагает детям попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Свои ожидания детям предлагается нарисовать на яблоках, а опасения – на лимонах. В завершении метода педагог подводит итоги выяснения ожиданий и опасений. Приветствуется, когда педагог также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.  

АМ закрепления изученного материала и организации самостоятельной работы над темой

       При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы детям было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал.

                                        Метод «Автобусная остановка»

       Материал распределяется по автобусным остановкам. На каждой остановке предлагается отдельное задание для индивидуального или группового выполнения.

                                   Активные методы релаксации

       Если вы чувствуете, что дети устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5 – 10 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию.      
                                     
Метод «Земля, воздух, огонь и вода»

     Педагог просит детей по его команде изобразить одно из состояний- воздух, землю, огонь и воду.  

  Воздух. Дети начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев. Дети делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок.

Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода.      

  Земля. Теперь дети должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Педагог вместе с детьми начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте.  

   Огонь. Дети активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Педагог предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.  

  Вода. Дети просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.  

                                      АМ подведения итогов занятия

      Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: «Мудрый совет», «Письмо самому себе»,  «Итоговый круг», «Комплименты». Эти методы помогут вам эффективно, грамотно и интересно подвести итоги занятия и завершить работу.
                                                        
Эффекты АМО

     Существует множество других разнообразных активных методов обучения, кроме того, инновационная деятельность педагогов не прекращается ни на минуту, рождая новые формы и методы повышения эффективности образовательного процесса. Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда  непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.

    Активные методы обучения как раз и позволяют за счет новых форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления повысить в несколько раз эффективность и качество обучения.  

  Кроме интенсификации освоения учебной информации, АМО позволяет так же эффективно в процессе занятия и в самостоятельной деятельности осуществлять воспитательный процесс. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры ребенка, отвечающие современным потребностям общества.

  Не меньшее значение имеет повышение интереса и мотивированности педагога, как от использования АМО, дающего простор для творческого поиска и развития потенциала педагога, так и вследствие повышения эффективности и качества его профессиональной деятельности. Освоив существующие активные методы, технологию их применения в образовательном процессе и убедившись в эффективности АМО, педагог может более активно использовать свой творческий потенциал, разрабатывая и внедряя авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями учеников и реальными потребностями местного  сообщества.

   Таким образом, использование АМО позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся, уверенности и мотивированности педагога, соответствия результатов деятельности учебных учреждений ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества.  

Условия эффективного применения АМО

        Освоение и применение эффективных технологий и методов обучения, новых форм организации образовательного процесса, формирование новых отношений в обществе – это на сегодняшний день требование времени.

  При системном использовании активных методов роль педагога принципиально меняется. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся - из «контролирующего органа» превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растёт доверие к педагогу, растёт его авторитет и уважение у обучающихся. Это требует психологической перестройки и специальной подготовки педагога по проектированию такого занятия , знания активных методов обучения, психофизиологических особенностей детей. Но все эти вложения с лихвой окупаются эффектами от внедрения АМО.  

 И еще одно важное условие для достижения эффективности применения АМО. Само по себе знание и несистемное использование активных методов, скорее всего, не приведет к ожидаемым результатам.

  Учитель – знаковая фигура в обществе и, несмотря на все трудности, учитель остается важнейшим специалистом, определяющим ход и развитие общества, экономики, страны. Соответствие форм и методов работы учителя сегодняшним и завтрашним потребностям – задача не только государства, но и самого учителя. От его активности, нацеленности на поиск, овладение и внедрение в практику образовательных инноваций зависит, как быстро будут происходить изменения в школе. Готовность учителя меняться самому и менять ситуацию в школе – главное условие эффективного внедрения активных методов обучения в образовательный процесс.  

  Мир активных методов обучения яркий, удивительный, многообразный. В нем комфортно чувствуют себя и учителя и ученики. Войдите в этот мир и станьте его полноправным хозяином. Откройте для себя его тайны и возможности, научитесь управлять его мощным потенциалом, сделайте свою работу намного интересней и эффективнее, а своих учеников благодарными, успешными и счастливыми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Активного Метода Обучения «Живые цифры» для использования в образовательной области «Познание» при формировании элементарных математических представлений.

Предполагаемый метод направлен на стимулирование познавательной активности и характеризуется высоким уровнем активности детей. При применении дети закрепляют счетные навыки и приобретают опыт ведения ...

Сценарий мероприятия с участием родителей по вопросам гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО) на тему: «Мальчики и девочки: сходства и различия»

Представленный материал позволяет познакомить родителей с современными научными подходами к осуществлению процесса гендерного воспитания дошкольников, расширяет знания  об анатомо – физиологическ...

Открытое занятие по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе с использованием активных методов обучения «Веселая математика»

Цель: Развитие элементарных математических представлений через игровую деятельностьПрограммные задачи:Образовательные:- продолжать упражнять в счете в пределах пяти, в умении называть следующее по пор...

Консультация для педагогов "Использование метода проекта в образовательном процессе ".

Консультация для педагогов "Использование метода проекта в образовательном процессе "....

Семинар-тренинг для педагогов «Технология активных методов обучения (АМО) в образовательном процессе»

Семинар-тренинг для педагогов«Технология активных методов обучения (АМО) в образовательном процессе»...

Активная консультация для воспитателей тема:" Использование активных методов обучения в образовательном процессе ДОУ"

Среди исходных положений теории активных методов обучения была положена концепция «предметного содержания деятельности», разработанная академиком А. Н. Леонтьевым, в которой...