Этикет для детей и их родителей
проект (старшая, подготовительная группа)
Дети – наша гордость. Но всегда ли мы задумываемся над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида? Главное в другом – как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры?
https://disk.yandex.ru/i/WraotuvsHM3xuQ презентация по этикету
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 239.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Корниловский детский сад, филиал МБДОУ «Детский сад №189»
Воспитатели:
Готовцова Е. А.
Штин И. И.
2021-2022
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Этикет для детей и их родителей» |
Цели и задачи проекта | Цель проекта: знакомство детей 5-7 лет с основами этикета (понятие, история возникновения, нормы и правила в области культуры речи, правилах общения со взрослыми и сверстниками, поведения в общественных местах, транспорте, за столом); повышение уровня коммуникативной компетентности детей. Задачи:
|
Сроки и этапы реализации проекта | Сроки реализации проекта: 2021-2022г.г. Проект реализуется в течение года один раз в неделю, во вторую половину дня. Перспективный план рассчитан на 1 календарный год. 1.Организационно – познавательный этап Всестороннее изучение педагогической литературы. Изучение педагогического опыта по проблеме. Определение основных целей, задач по реализации проекта. Определение основных ресурсов для реализации проекта (материальных, программно – методических). 2.Технологический этап Разработка модели системы работы по ознакомлению детей с правилами этикета. Разработка плана реализации проекта по направлениям образовательного процесса. Практическая деятельность по реализации проекта. 3.Обобщающий этап Подведение итогов работы: создание мультимедийной презентации проекта. Принятие решений по результатам мониторинга, определение перспектив дальнейшего развития. |
Методическое обеспечение: | Предметно – пространственная среда: - подбор иллюстраций и наглядного материала - дидактические игры - картотека «Загадки о вежливых словах» - альбом «Весёлый этикет. Стихи, пословицы, поговорки» - Альбом «Уроки тётушки Совы» - художественная литература - картотека игровых ситуаций - игры – инсценировки, игры – упражнения - картотека в картинках «Правила поведения в детском саду» - выставка детских работ. Информационно – образовательный продукт: - методические рекомендации для родителей; - методические рекомендации для педагогов; |
Участники | Воспитатели; Дети старшего дошкольного возраста; Родители. |
Методы и приемы, используемые для реализации работы по проекту | Наглядные - использование ИКТ – технологий; - просмотр обучающих презентаций «Уроки вежливости»; - просмотр мультфильмов для детей; - рассматривание иллюстраций по правилам поведения за столом, в гостях, в общественных местах; - дидактические игры и др. Словесные - разучивание пословиц и поговорок, чтение сказок, стихов на закрепление хороших манер, загадки о вежливых словах, - проблемные вопросы и ситуации о правилах поведения в общественных местах, - беседы, моделирование ситуации по теме проекта, общение со сказочным персонажем (подсказать, найти ошибки, научить чему-либо) Практические - изготовление с детьми цветка вежливых слов, - изготовление подарков папам и мамам к праздникам, - разгадывание ребусов со словами, относящимися к теме проекта, - физ.минутки, пальчиковые игры на тему проекта, - практические действия (сервировка стола, разбор ситуаций из жизни). Наблюдение за действием взрослого и ребенка, любование красотой эстетического оформления: стола, комнаты, подарка. |
Взаимодействие с родителями |
|
Ожидаемые результаты | У детей:
В работе педагога:
В работе с родителями:
|
Актуальность разработки и реализации проекта
Дети – наша гордость. Но всегда ли мы задумываемся над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида? Главное в другом – как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры?
Формирование нравственной культуры дошкольников – важная задача образования, так как этот процесс пронизывает все этапы становления личности ребёнка. Дошкольник учится осуществлять моральный выбор посредством освоения норм и правил культурного поведения. Известно, что нравственные нормы регулируют взаимоотношение, влияют на развитие таких качеств как сдержанность, сочувствие, сопереживание, адекватная самооценка, дисциплинированность.
Дети испытывают трудности в общении и взаимодействии со сверстниками, связанные с неумением или не желанием учитывать интересы и позицию партнёров, найти взаимопонимание.
Поведение детей не устойчиво, ситуативное, часто определяется непосредственными побуждениями.
Слабо ориентируются в эмоциональном состоянии окружающих. Наблюдаются проявление негативного, равнодушного поведения к другим (сверстникам, близким взрослым).
Слабо сформирована культура поведения за столом .
Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Дошкольный возраст является сенситивным, то есть наиболее благоприятный для приобщения детей к этикету.
Календарно – тематическое планирование работы с детьми
старшей группы
Месяц | Тема | Задачи | Формы работы |
Июнь | Что такое этикет? | Познакомить детей с понятием «этикет». Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений. Учить детей соблюдать этикет и быть приятным для окружающих. Упражнять в формировании своих взглядов, интересов. | - Беседа «Что такое этикет?» - Чтение сказки С.Я. Маршака «Ежели вы вежливы». - Д/и «Цветок вежливых слов». - Игра «Хорошо – плохо». - Ситуация общения «Для чего люди здороваются?». - Рисование портрета вежливого человека. - Чтение книг об этикете. - Рассматривание альбома «Уроки тётушки Совы». |
Июль | «Зачем быть вежливым? Мир волшебных слов». | Объяснить детям, что вежливость помогает человеку налаживать контакты со сверстником, взрослыми людьми. Вежливым нужно быть всегда. Вежливость должна быть искренней. Учить решать некоторые этические задачи. Развивать внимательное, доброжелательное отношение к окружающим. | - Этическая беседа «Уроки вежливости». - Д/и «Пожалуйста». - Игра «Копилка вежливых слов». - Упражнение «Вежливая просьба». - Пословицы и поговорки о вежливости. - Игра-инсценировка «Секрет вежливых слов». -Чтение рассказа Т. Шорыгиной «Как попугай Таню вежливости учил?» - Ситуация общения «Что было бы, если бы исчезли все волшебные слова» - Просмотр мультфильма «Уроки Тетушки Совы» «Уроки хорошего поведения» (03 серия «Не подбивать друзей на плохие поступки») - Беседа «Где аккуратность, там и опрятность» |
Август | «Детский сад» | Формировать представление о нормах поведения в детском саду. Развивать умение вежливо обращаться к воспитателю, няне и другим взрослым. Продолжать учить детей использовать в речи добрые и «волшебные» слова. Совершенствовать навыки взаимоотношений со сверстниками. | - Беседа «Как вести себя в детском саду» - Беседа «Как много слов прекрасных…» - Игра- инсценировка «Поищем и найдём волшебные слова» - Чтение стихотворения Т. Шорыгиной «Вежливые слова» - Пословицы и поговорки о вежливости. - Ситуация общения «Если тебя обидели» - Чтение стихотворений . - Рисование «Мы играем» - Игра «Хорошо – плохо» - Ситуация общения «Правила нашей группы». - Сюжетно – ролевая игра « Репортаж из жизни Детского сада». - Фотовыставка «Наш детский сад». |
Сентябрь | « Учимся дружить» | Расширять представления детей о взаимоотношениях людей. Побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости к друзьям. Побуждать к соблюдению правил поведения между друзьями. Развивать речевой этикет. | - Беседа «Дружить значит весело жить». - Решение проблемных ситуаций «если болен друг» - Тренинг «Комплименты» - Чтение стихотворений о дружбе. - Слушание песен о дружбе. - Игра «Вежливый стул». - Составление сказки «Дружная семейка». - Игра « Делай как я». - Ситуация общения «Самый лучший друг». - Просмотр мультфильма «Уроки Тетушки Совы» «Уроки хорошего поведения» (17 серия «Дурачить друзей не хорошо) - Беседа: «Жил-был Я». |
Октябрь | «Этикет в семье» | Расширять представления детей о взаимоотношениях между членами семьи, о взаимоуважении, понимании отношения к старшим, к братьям, сестрам. | - Беседа «Моя семья и я». - Игра-инсценировка «Наша дружная семья». - Сюжетно - ролевая игра «Семья». - Игра «Копилка вежливых слов». - Ситуация общения «К нам гости пришли». - Упражнение «Хорошо – плохо». - Пословицы и поговорки о семье. - Рисование « Моя семья». - Беседа: «Умею ли я мириться?», - Просмотр мультфильма «Уроки Тетушки Совы» «Уроки хорошего поведения» (14 серия «Не держи зла на других») - Беседа «Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте вам» |
Ноябрь | «Идём в гости» | Дать представление о правилах поведения в гостях. Познакомить с культурой преподнесения подарка. Уточнить знания о культуре поведения за столом, умение пользоваться столовыми приборами. | - Беседа «Правила поведения в гостях». - Ситуация общения «В гостях у друга» (подруги). - Сюжетно-ролевая игра «Гости». - Игровое упражнение «Этикет за столом». - Аппликация «Подарок другу». - Игра-инсценировка «День рождения». - Игра «Хорошо -плохо». - Игра «Поздравление». - Чтение художественной литературы - Игра «Копилка вежливых слов». - Просмотр мультфильма «Уроки Тетушки Совы» «Уроки хорошего поведения» (02 серия «Чувство меры») - Беседа «Друг в беде не бросит» - Беседа «Не подарок дорог, а внимание» - Подарочные загадки - Заучивание пословиц и поговорок |
Декабрь | «Вежливая улица» | Формировать представления о том, что соблюдение правил дорожного движения, это тоже проявление культуры и вежливости. Продолжать развивать у детей навыки поведения на улице. | - Беседа «Знай и выполняй правила дорожного движения». - Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков» - Игровая ситуация «Едем в транспорте». - Игра «Вежливые пешеходы». - Чтение стихотворения «Азбука пешехода» Т.А.Шорыгиной - Сюжетно - ролевая игра «Автобус». - Рисование «Вежливая улица». - Просмотр мультфильма «Уроки Тетушки Совы» «Уроки хорошего поведения» (09 серия «Обманывать нельзя») - Беседа: «Дед мороз заболел и помочь нам велел» - Беседа «Правила поведения в транспорте» - Загадки на колесах - Игра «Вежливый трамвайчик». |
Январь | «Разговор по телефону» | Учить детей соблюдать речевой этикет, разговаривая по телефону. Формировать навыки употребления вежливых слов и выражений. Упражнять в умении коротко излагать свои мысли. Объяснить детям значение звуковых сигналов. | - Беседа «Разговор по телефону». - Игровая ситуация «Зазвонил телефон». - Игра «Кто больше назовет профессий, для которых нужен телефон». - Сюжетно-ролевая игра «Семья», разговор по телефону. - Чтение сказки «В ремонтной мастерской». Т. А.Шорыгина - Рисование «Телефон». - Игра «Разговор по телефону с Дедом Морозом» |
Февраль | Поведение в общественных местах. | Уточнить и систематизировать знания детей о правилах поведения. Закрепить представление о культуре внешнего вида, поведении в коллективе. Упражнять в использовании вежливых слов. Формировать навыки культурного и этически грамотного поведения | - Беседа «Как вести себя в общественных местах». - Игра «Хорошо – плохо». - Игровая ситуация « В библиотеке». - Игровая ситуация « На приёме у врача». - Сюжетно – ролевая игра «Театр». - Игра «Вежливые слова». - Упражнение «Будь вежлив». - Развлечение «Город вежливости». - Пение песен о дружбе - Рисование «Нарисуй своего друга» - Беседа «Нужно ли быть вежливым?» - Беседа «Поход в магазин» - Сюжетно-ролевая игра «Скандал» - Игра «Овощной магазин» |
Март | Что такое столовый этикет? | Формировать представление о столовом этикете. Продолжать формировать навыки культурного поведения за столом. Познакомить с историей возникновения столовых приборов. Учить правилам пользования столовыми приборами. | - Игра «Правила столового этикета». - Беседа «История столовых приборов». - Ситуации общения «Что было – бы, если бы не было вилки, ложки и т.д.». - Составление сказки «История одной вилки». - Конструирование из ткани « Салфетка». - Упражнение «Хорошо - плохо». - Беседа «После вкусного обеда». - Разучивание скороговорки. - Вкусная считалочка. |
Апрель | «Красота на столе и за столом» | Формировать понятие о сервировке стола. Познакомить детей с приёмами украшения блюд. Познакомить с правилами пользования столовыми приборами во время трапезы. Развивать хорошие манеры. | - Беседа «Красота на столе». - Упражнение «Накроем на стол» (по алгоритму). - Игра «Хорошие манеры. Правила поведения за столом». - Тест «Умеешь ли ты пользоваться столовыми приборами». |
Май | «Где труд – там и счастье» | Подвести детей к пониманию мысли о том, что человека красит не только лицо, но и поступки. Развивать интерес к труду, различным профессиям, желание помогать, быть нужным другим людям. Развивать любознательность | - Пословицы о труде. - Чтение книги «Чем пахнут ремёсла?» и «Какого цвета ремёсла?» Д. Родари - Дидактическая игра «Профессии». - Беседа «Любовь к труду у всех на виду» - Сюжетно - ролевая игра «Мы – модельеры». - Игра «Хорошо – плохо». - Игра «Мы не скажем, а покажем». - Проблемная ситуация «Люди перестали трудиться». - Просмотр мультфильма «Уроки Тетушки Совы» «Уроки хорошего поведения» (08 серия «Ругаться нельзя ни при каких условиях») - Беседа: «Все мы вместе целый день и трудиться нам не лень» |
«Наш друг – этикет» (Итоги реализации проекта.) | Уточнить знания детьми норм и правил этикета, умение вести себя культурно в любых ситуациях. Развивать устойчивые доброжелательные отношения к окружающим. | - Экспресс ответы – «Рассуди и выбери ответ». - Развлечение «Будьте вежливы всегда». - Викторина «Знатоки этикета». - Фотовыставка «Вот мы какие». |
Календарно – тематическое планирование
работы с родителями
Месяц | Задачи | Старшая разновозрастная группа |
Июнь -Сентябрь | Создание положительного психологического настроя. Выявление степени компетентности и заинтересованности в вопросах формирования нравственной культуры. | Анкетирование родителей. «Почта доверия». Информационный буклет «Что такое этикет?» Консультация «Вопросы о нравственном воспитании детей». |
Октябрь | Вызвать интерес у родителей к сотрудничеству, настроить на совместную положительную работу по вопросам нравственного воспитания детей. | Информационный буклет: «Роль этикета в воспитании детей». Заседание родительского клуба «Доверие» на тему «Воспитываем в детях хорошие привычки». |
Ноябрь | Установление преемственности в семье и ДОУ по вопросам развития культурного поведения детей. | Информационный буклет «Что воспитывает детский сад?» Журнал для родителей «Этикет. Идём в гости». |
Декабрь | Повышение педагогической культуры родителей по вопросам формирования нравственной культуры дошкольников. | Информационный буклет «Этикет на улице». Совместное с детьми занятие «Вежливая улица». Памятка «Правила поведения в транспорте». Совместный досуг «Дело мастера боится». |
Январь | Повышение уровня родительской компетентности в области семейного воспитания. | Конкурс рисунков «Герб нашей семьи». Информационный буклет «Разговор по телефону». Практикум для родителей и детей «Позвони мне, позвони». Круглый стол «Роль этикета в семье». |
Февраль | Осуществление индивидуального подхода к родителям, учитывая особенности каждой семьи. | Журнал для родителей «Этикет. Правила поведения в гостях». Игровой тренинг «Ждём гостей» |
Март | Повышение уровня компетентности родителей культуры поведения детей в общественных местах. Знакомство с нормами этикета. | Консультация «Как научить ребёнка быть красивым». |
Апрель | Пополнение педагогических знаний родителей в области развития речевого этикета. Качественное повышение уровня взаимодействия семья-ребёнок – ДОУ. | Тест «Умеем ли мы общаться»? Игра для родителей «Копилка вежливых слов». Фотовыставка «Не мешайте мне трудиться». Консультация «Воспитание трудом». |
Май | Выявление уровня педагогической компетентности родителей и степени удовлетворённости итогами совместного взаимодействия семья – ребёнок- ДОУ. | Консультация «Эти правила важны. Уроки поведения в школе». Экспресс опрос «Что такое этикет?». Викторина «Знатоки этикета». Фотовыставка «Вот мы какие». Анкетирование родителей. «Почта доверия». |
Заключительный.
Подведение итогов проделанной работы:
- Фотоотчёт по проекту «Этикет для детей и их родителей»;
- Анализ результативности:
В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения дети расширили кругозор о видах этикета, приобщились к хорошим манерам, стали соблюдать правила поведения в часто посещаемых общественных местах, хотя иногда приходилось им об этом напоминать.
В группе большинство детей стали внимательней, терпимей друг к другу. Они научились замечать положительное и отрицательное в своем поведении и поведении окружающих или персонажей художественных произведений, адекватно оценивать свои поступки и поступки других, договариваться.
Дети стали использовать в своей речи больше вежливых слов, соблюдать культуру поведения за столом.
Положительные результаты работы по проекту были достигнуты благодаря и педагогическому просвещению родителей по формированию культуры поведения и основ этикета.
Выводы
Таким образом, выдвинутая гипотеза в начале проекта, что если детей учить хорошим манерам с младшего дошкольного возраста, то к началу обучения в школе эти манеры станут их второй натурой, подтверждается не полностью, так как хоть они и усвоили правила поведения в общественных местах и основы этикета, периодически приходится им об этом напоминать. Почему? Да потому что не каждый родитель готов постоянно помнить о привитии хороших манер своим детям, да и самому себе.
Поэтому считаем, что процесс формирования хороших манер и азов этикета будет длительным, требующим последовательной работы и терпения и настойчивости со стороны взрослых – воспитателей и родителей.
Заключение
Работу с дошкольниками по овладению правилами культуры общения и поведения осуществляли в нескольких направлениях: формирование представлений о хороших манерах и накопление практического опыта.
Задача была не только в том, чтобы дать детям определённую сумму знаний, но и научить руководствоваться ими в повседневной жизни.
Воспитатели много читали детям «вежливых» сказок, и стихов, разучивали пословицы и поговорки, наиболее полюбившиеся из которых, употребляли в обыденной жизни, играли в сюжетно-ролевые игры. Кроме этого, показывали детям, как правильно накрыть стол, вручить подарок другу.
Проект способствовал развитию и раскрытию творческих способностей и речевых возможностей детей в ситуациях приветствия и прощания, обращения с просьбой и благодарности, поздравления и приёма гостей и др. Дети самостоятельно и в непосредственно-образовательной деятельности сочиняли сказки, делали поздравительные открытки для сказочных героев, цветок вежливости.
Проведённая работа эффективна ещё и потому, что появились положительные результаты в поведении детей, они стали лучше взаимодействовать друг с другом, оказывать посильную помощь, соблюдать правила поведения в общественных местах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль этикета в воспитании детей. (Консультация для родителей).
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос счастливым человеком, приятным в общении, богатым дружескими и деловыми связями. А для этого необходимо с раннего детства терпеливо и доброжелательно обу...
Консультация для родителей "Культура поведения и этикет для детей и взрослых"
Культура поведения для детей является необходимым качеством....

План проекта: «Что такое этикет?». (Для детей старшей группы и родителей)
Цель проекта:· Формировать у детей представление об этикете.·...

Консультация для родителей: Игры-упражнения на тему «Этикет для детей»
Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблю...

Опыт по формированию навыков этикета у детей старшего дошкольного возраста "Этикет с детских лет" (презентация)
Опыт по формированию навыков этикета у детей старшего дошкольного возраста "Этикет с детских лет"...

Опыт работы по формированию навыков этикета у детей старшего дошкольного возраста "Этикет с детских лет"
Опыт работы по формированию навыков этикета у детей старшего дошкольного возраста "Этикет с детских лет"...

«Воспитание этикета у детей дошкольного возраста. Проект «Кафе и этикет»»
Итог работы по проекту "Кафе и этикет". Статья напечатана в журнале «Вестник дошкольного образования» выпуск №70(322) от 29.11.2024. https://files5.s-ba.ru/pe...