Опыт работы по формированию навыков этикета у детей старшего дошкольного возраста "Этикет с детских лет"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Опыт работы по формированию навыков этикета у детей старшего дошкольного возраста "Этикет с детских лет"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_vystupleniya.docx | 21.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые коллеги! Представьте себе такую ситуацию: Утром мы входим в автобус. Кого-то при этом случайно задеваем. В ответ нас обругивают. Настроение, понятно, сразу же портится. Затем мы изливаем свою горечь на товарищей по работе. Достаточно искры, чтобы накипевшая за день в душе желчь вылилась на домочадцев. | |
Между тем с давних времен существуют правила общения людей, которые могут помочь нам избежать излишних нервных волнений. И нам, и всем окружающим. Первые представления о нормах поведения, принятых в обществе, дети получают в семье. С ранних лет родители внушают своим детям определённые нравственно-поведенческие правила. | |
В детском саду ребёнок попадает в мир, в котором соблюдение поведенческих правил необходимо для комфортного сосуществования всего детского коллектива. Моя задача как педагога – расширить и скорректировать эти знания, привести их в систему, принятую в обществе. | |
С младшего дошкольного возраста воспитывала у детей культуру поведения и общения, привычку следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, радоваться своим хорошим поступкам и огорчаться из-за ошибочных. | |
Сначала ребята понимали правила на эмоциональном уровне – «хорошо», «плохо», затем постепенно начинали осознавать, почему совершается тот или иной поступок. У одних детей получалось быстрее постигать глубину обсуждаемых ситуаций, у других – медленнее. Это естественно. Важно то, что изо дня в день у них стали накапливаться нравственные понятия и представления о нормах поведения. | |
Чтобы осуществлять комплексный подход к формированию культуры поведения и основ этикета через разные виды и формы организации детской деятельности, выделила несколько направлений. Приступая к обучению детей правилам этикета, я учла особенности группы: количество мальчиков и девочек, национальный состав, материальное положение, социальную принадлежность. | |
В зависимости от характера детской группы, а также отведенного количества времени, потребности детей мы определяю те или иные темы занятий, формы и виды воспитательной работы. | |
На мой взгляд, начинать следует с вопросов речевого этикета, культуры внешнего вида, а заканчивать ознакомлением с правилами семейного этикета, требующего большей откровенности и открытости детей, потому что педагог, обучающий дошкольников правилам поведения, сначала должен обрести их доверие и только потом тактично и бережно обратиться к вопросам, носящим личный характер. | |
«Спасибо», «пожалуйста», «добрый день» - эти элементарные формулы вежливости ребёнок должен слышать и произносить каждый день. В формировании речевого этикета широко использую словесные игры, в которых дети знакомятся с различными формулировками приветствия при встрече и прощания при расставании, осваивают правила знакомства, осознают важность обращения к человеку по имени и недопустимости придумывания злых, обидных прозвищ. | |
Неумение обращаться часто приводит к конфликтам. Показываю детям способы примирения с помощью речевых средств – стихов-мирилок. Произведения Носова, Заходера, Остера, Драгунского помогают предупредить негативное проявление в детском общении. | |
Подводя итоги тематической недели «Вежливость и доброта», мы с детьми смастерили «Дерево вежливых слов». Каждый обвёл свою ладошку, вырезал из бумаги, а когда приклеивал, произносил вежливое слово. | |
Ещё использую художественно-эстетический элемент: красивую шкатулку-сундучок, где дети, выступая в роли коллекционеров, складывают туда карточки с записанными волшебными словами. Сундучок волшебных слов постепенно пополняется, перечитывается. | |
Организую мини-конкурсы: «Кто знает больше добрых слов», «Конкурсы пожеланий, поздравлений, комплиментов». Победители награждаются в виде добрых сердечек. | |
Отдельно хотелось бы сказать об обучении детей этикету телефонного разговора, так как в современном мире многие дошкольники уже имеют собственные смартфоны. Да и многие взрослые забыли, что начинать разговор необходимо со слов приветствия, не рекомендуется звонить раньше 9ти утра и позже 10ти вечера, ведь поздний звонок ребёнка бабушке может привести к непредсказуемым последствиям. | |
А как вы думаете, кто первым должен заканчивать разговор? … Согласно правилам этикета, окончание разговора определяет женщина в беседе с мужчиной, старший по возрасту или положению, а в равных условиях – позвонивший, который и перезванивает, если разговор неожиданно прервался. | |
Объясняю детям, что нельзя звонить незнакомому человеку, заставлять абонента угадывать имя позвонившего, а также без разрешения отвечать на звонок по телефону родителей и других людей, и сообщать абоненту, почему, например, мама не может ответить. | |
Также в понятие этикета дистантного общения сейчас входит общение с помощью символов – смайликов. Умению уместно использовать их учимся в играх «Определи эмоцию», «Твоё настроение», «Какой смайлик лишний». | |
Каждый человек желает нравиться людям. Вместе с детьми познаём основные правила этого искусства: быть опрятным, весёлым и доброжелательным, уметь красиво сидеть, стоять, ходить. С помощью игр подвожу детей к пониманию того, что личную гигиену нужно соблюдать для сохранения здоровья, а также для установления хороших отношений с окружающими. | |
Вспомним народную мудрость - по одёжке встречают. В процессе игровых упражнений дети приходят к выводу, что быть аккуратным и красиво одетым – значит уважать окружающих людей. В игре «Подбери костюм» - закрепляю умение подбирать одежду по сезону, по цветовому сочетанию, по назначению костюма - для прогулки, похода, посещения театра. Развиваем эстетический вкус – подбираем к одежде аксессуары: украшения, галстуки, сумочки… Да, первое впечатление о человеке, конечно же, создаёт внешний вид. Но нужно ещё и уметь себя вести с окружающими, соблюдать правила этикета в общественных местах. | |
Какие общественные места посещают дошкольники? … Верно. Это магазин, кинотеатр, транспорт, музей, библиотека, выставки… | |
Дидактические игры помогают закрепить знание правила поведения в общественных местах. Это традиционные лото, | |
разнообразные варианты игры «Хорошо-плохо» (на ленточках, солнышко, плюс-минус), | |
любимые детьми игры-бродилки: попадая на определённую картинку, дети рассказывают как правильно себя вести в том или ином общественном месте. | |
Или другой вариант: попадая на определённый цвет, игрок берёт цветовую карточку с заданием и выполняет его. Здесь гораздо больше ситуаций, но играют в неё дети с помощью взрослого. | |
Вместе с детьми создаем мнемотаблицы, которые затем напоминают об образцах поведения. Дети сами придумывали и зарисовывали символы, так у нас получился альбом «Где и как себя вести». | |
Рядом с нашим детским садом есть магазины, библиотека. Мы часто посещаем эти места и учимся правилам этикета. (Фото) Пока идем по улице, тоже практикуемся, ведь улица – это тоже общественное место. | |
Как в условиях детского сада создать ситуации для того, чтобы дети поупражнялись в правильном поведении в музее, на выставке, кинотеатре, куда даже с родителями они ходят значительно реже? Самым эффективным способом практического осмысления этикетных норм в детском саду является ролевая и театрализованная игра. Сначала специально создавала игровые ситуации с помощью игры «Два кубика». Дети бросают кубики, на одном из которых им выпадает картинка с изображением различных общественных мест, а на другом – количество точек показывает количество участников игровой ситуации. Дети воспроизводят отношения между ними. | |
Предлагаю вашему вниманию видеофрагмент этой игры. На одном кубике детям досталась ситуация приема гостей. На другом-количество участников – 5 человек. Отдельные элементы видео ускорены, чтобы не затягивать просмотр. | |
После разыгрывания ситуаций вместе с детьми анализируем, обсуждаем, какие были допущены ошибки, неточности в соблюдении правил этикета. Коллеги, что вы заметили? (не постелили скатерть, разлила чай до прихода гостей, раскладывала пирожные руками). Вот так и с детьми мы разбираем эти ситуации. А еще эта игра помогает мне планировать работу с родителями для корректировки их воспитательных воздействий, ведь в игре дети отражают семейные взаимоотношения. | |
Самостоятельно играя в сюжетно-ролевые игры, дети закрепляют и совершенствуют знания этикета, пробуя себя в роли продавца и покупателя, врача и пациента, парикмахера и клиента, водителя и пассажира. Стараюсь учить мальчиков галантному обращению с девочками: предлагать помощь, пропускать вперёд, защищать их, делать комплименты. | |
Дети с удовольствием разыгрывают истории из жизни игрушек с помощью театров разных видов (фото пальчиковый, настольный, кукольный), организуют театральные постановки. | |
Представление инсценировки для зрителей: детей или родителей потребовало соблюдения многих правил этикета, необходимых при посещении театра и во время приёма гостей. В гости приходят ребята и взрослые, которых следовало хорошо принять, удобно рассадить, порадовать. | |
Разыгрывание сценок помогает знакомить детей с правилами гостевого этикета, дают возможность научиться уверенно и спокойно чувствовать себя в гостях или наоборот, принимая их. В играх-драматизациях по мотивам художественных произведений: «Муха-цокотуха», «Кошкин дом», «Красная шапочка», дети берут на себя роль именинника, готовятся к приёму гостей, наводят порядок в доме, накрывают праздничный стол. | |
Столовый этикет – это то, с чем дети сталкиваются ежедневно. Во время приёма пищи обращаю внимание на культуру еды, формирую навыки красивого и правильного приёма пищи, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками, создаю условия для овладения навыками сервировки стола. | |
Для этого использую алгоритмы, упражнения «Дамы и кавалеры», «Сервировка стола», «Весёлое чаепитие», «Моя помощница салфетка», «Благодарность за угощение», игры «Для чего эта посуда?», «Что чем едят?». Для этой игры я подобрала картинки с изображением разных блюд, а дети изготовили столовые приборы и сервировали стол. | |
Воспитание культуры поведения и этикета у детей невозможно без единства требований и личного примера со стороны педагогов и родителей, а работу по направлению «Наша дружная семья» осуществляю в тесном контакте взрослых и детей. | |
Организую семейные праздники, дни рождения семьи, детско-взрослые сообщества по интересам «Читаем вместе», «Спортивная семья», «Мастерилка». | |
В литературной гостиной вместе обсуждаем произведения художественной литературы, которые дают образцы нравственности, правильного и неправильного поведения. Занимаясь спортом и создавая поделки дети и взрослые учатся понимать друг друга, проявлять доброту и заботу друг о друге, делать приятные сюрпризы. | |
Работу по разным направлениям формирования основ этикета у дошкольников осуществляю в их взаимосвязи. Ведь гостевой этикет невозможен без столового, а речевой присутствует во всех направлениях. Всему этому нужно учиться каждый день. | |
Возможность быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – может каждый, нужно только этого захотеть. И этому я и учу своих воспитанников. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в основной общеобразовательной программе ДОУ»
Данный опыт работы может быть использован педагогами работающими с детьми старшего дошкольного возраста с недостатками звукопроизношения....
Перспективный план кружковой работы по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной игровой и изотворческой деятельности «Уроки общения»
Данный перспективный план кружковой работы по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста рекомендован педагогам-психологам и воспитателям детского сада....
Исследовательская работа по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста
Изучение человеческих отношений, взаимоотношений, общения, ставшее по утверждению видных ученых «проблемой века», является для детской педагогики и психологии ключевой проблемой....
Работа по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду
Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: он обозначает, во-первых, грамматический строй языка, во-вторых, науку, свод правил об изменении слов и их со...
Опыт работы по формирование художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры по изобразительной деятельности.
Данный опыт работы будет полезен для воспитателей старших, подготовительных групп....
Опыт по формированию навыков этикета у детей старшего дошкольного возраста "Этикет с детских лет" (презентация)
Опыт по формированию навыков этикета у детей старшего дошкольного возраста "Этикет с детских лет"...
Опыт работы, тема: "Формирование физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр."
Опыт работы, тема: "Формирование физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр."...