Семинар практикум для воспитателей по теме: "Секреты успешной работы с родителями"
материал
Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи: Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями. Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум для воспитателей
Тема: Секреты успешной работы с родителями».
Повестка
1. Ознакомление педагогов с нормативно — правовыми документами аргументирующими взаимодействие семьи и ДОУ.
2. Традиционные и нетрадиционные формы работы с семьей.
3. Практическая часть
Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи: Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями. Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
Теоретическая часть
Воспитатель (психолог): Наш семинар-практикум посвящен вопросу: Повышение инициативности родителей (законных представителей) в рамках единого образовательного пространства «детский сад – семья» с учётом потребностей семьи и поддержки её образовательных инициатив через использование активных форм взаимодействия.
Одна из актуальных проблем человечества — воспитание детей. Сегодня проблема воспитания обсуждается родителями, педагогами, психологами, социологами. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество так, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Человек ощущает связь с семьей на протяжении всей своей жизни. Прямая функция семьи как социального института — обучение ребенка: социальному опыту, который накопило человечество; культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа. Кризис современных семей выражается в усугублении трудностей семейного воспитания, ослаблении внимания к духовным ценностям. Отсутствие у молодых родителей осознанного отношения к их роли, снижение социальной установки на воспитание, образование детей, противоречивость представлений о целях, задачах воспитания, закономерностях психического развития ребенка — все это отрицательно влияет на стабильность
молодой семьи и полноценное становление личности ребенка, усиливает эмоциональную напряженность в семье, негативно сказывается на развитии детей. И самая большая опасность — в разрушении личности. Материальные ценности зачастую доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, толерантности, патриотизме. В воспитании сегодняшнего малыша — будущего гражданина — должны быть заинтересованы и родители, и ДОУ. Родители должны стремиться вырастить, хорошо воспитать малыша, педагоги — помочь в этом родителям.
Правовой основой взаимодействия ДОУ с родителями являются следующие документы:
- Декларация прав ребенка — это первый международный документ, в котором родители призываются к признанию и соблюдению прав детей на образование, физическое, умственное, нравственное и духовное развитие в условиях свободы и достоинства;
- Конвенция о правах ребенка — признает за каждым ребенком юридическое право на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества; увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие, защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
- Конституция РФ, п. 4, ст. 43 — право ребенка-дошкольника на образование гарантируется государством;
- Семейный кодекс РФ, ст. 63: в нем оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей; подчеркивается ответственность за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребенка. В нем указано, что обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей;
- Закон «Об образовании», ст. 18: целиком посвящена образованию детей дошкольного возраста. В ней указано, что родители являются первыми педагогами ребенка-дошкольника и именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития его личности;
- Закон «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации», где изложены основные гарантии прав ребенка.
Воспитатель: Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Традиционные родительские собрания в форме лекций, отчетов уже не находят отзыва в душе родителей и не дают желаемого результата. Идея недостаточности традиционных форм работы с родителями и необходимости целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения осознаётся сегодня и родителями, и специалистами: педагогами, психологами.
Перед нами стоит задача — как организовать взаимодействие семьи и детского сада, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей? Как привлечь таких занятых и далёких от педагогической теории современных пап и мам? Как аргументировать необходимость их участия в жизни ребёнка в детском саду? Как создать условия, чтобы родители желали сотрудничать с детским садом, с удовольствием посещали родительские собрания; как сделать, чтобы им в детском саду было интересно, чтобы их посещения приносили пользу и для детского сада, и для детей? Эти вопросы педагогики можно отнести к разряду «вечных» — это вечная «головная боль» педагогов.
В связи с этим перед нами стоит важная задача — сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса.
Нетрадиционные формы работы с семьей ( рассуждения педагогов)
Только в тесном контакте может возникнуть формула:
ДЕТСКИЙ САД + СЕМЬЯ + ДЕТИ = СОТРУДНИЧЕСТВО (рассуждения педагогов)
Сотрудничество педагогов и семьи — это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.
Безусловно, что решение этих сложных и многоплановых вопросов не произойдёт само по себе. Для этого необходима систематическая и целенаправленная работа. Работа по взаимодействию семьями воспитанников в детском саду проходит ежегодно. Чтобы укрепить сотрудничество нашего детского сада и семьи, необходимо стремиться разнообразить формы и методы взаимодействия с семьей. Все мы только выиграем оттого, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, научатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с детским садом.
Практическая часть.
Для проведения практической части нашего семинара нам нужно разбиться на три команды. 1команда – дети, 2 команда – родители, 3 команда – педагоги. Наш семинар- практикум будет состоять из следующих заданий: разминка для команд; мозговой штурм; аукцион идей; составление синквейнов. И начнем мы нашу игру с разминки.
1. Разминка
Вопросы для первой команды. Дети | Вопросы для второй команды. Родители | Вопросы для третьей команды Педагоги |
1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка дошкольника (семье). | 1.В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т.д.) | 1.Назовите условия для преодоления утрачивания компетентности у педагогов? (помощь коллег, наставников, создание мотивации для деятельности, чтение литературы, журналов, обращение за помощью к психологу, курсы повышения квалификации, участие в проблемных семинарах) |
2. В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию, внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками). | 2. Назовите условия, при которых может снизиться компетентность педагога? (ограничения со стороны организма (снижение работоспособности, в силу возрастных причин, заболеваний), недостаточная мотивация для деятельности, недостаточность информированности). | 2. Назовите методы изучения семьи? (анкетирование, тестирование, беседа, наблюдение за игровой деятельностью малыша, «Родительское сочинение», и т.д.) |
3. Кто имеет право принимать участие в управлении образовательной организацией, родители или педагоги? (родители и педагоги) | 3.Кто обязан развивать у обучающихся детей самостоятельность, инициативу, творческие способности? (педагоги) | 3.Родители или педагоги обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья? (педагоги) |
4. Родители или педагоги обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организации? (родители и педагоги) | 4.Кто обязан заложить основы физического нравственного и интеллектуального развития личности ребенка? (родители) | 4. Родители или педагоги обязаны уважать честь и достоинство обучающихся детей? (родители и педагоги) |
2.Мозговой штурм.
Воспитатель: Часто доводится слышать от воспитателей разного возраста и опыта работы, что с детьми работать легче, чем с родителями. Но известно, что успехов в формировании личности и воспитании ребенка можно добиться, если соблюдается принцип единства действий между педагогами и родителями. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей предполагает взаимопонимание и взаимодействие воспитателей и родителей.
Ну, что же такое взаимодействие и что под этим словом подразумевают? Семья взаимодействует с ДОУ или детский сад с семьей? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие», «сотрудничество», «содружество»? Для того, чтобы раскрыть эти понятия каждая команда в течение 5 минут обсудит по 1 понятию
(1 команда – взаимодействие),
(2 – сотрудничество),
(3 – содружество),
по истечении времени представители группы выступят перед нами. (Выступления педагогов).
Вопрос для первой команды.
Дети | Вопрос для второй команды. Родители
| Вопрос для третьей команды Педагоги |
«Взаимодействие» — совместная деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, как качественно и эффективно организованное взаимное общение, обмен опытом, совместный поиск решения возможных проблем. | «Сотрудничество» — это общение «на равных», где родители выступают в позиции равноправных партнеров, а не в роли «учеников». Термин «сотрудничество» лежит в основе взаимодействия. | «Содружество» — объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов. |
Вопрос к педагогам: «Возможна ли взаимная дружба без общения, а, следовательно, и без взаимодействия?» (Конечно же нет) Так как содружество предполагает открытость сердца навстречу друг другу, т. е. наличие эмпатии, то содружество, является наивысшей точкой взаимодействия ДОУ и семьи. Таким образом, мы понимаем, что детский сад и семья, используя новые формы взаимодействия и сотрудничества должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
3. «Аукцион идей».
Каждая команда делится опытом работы по вовлечению родителей в жизнь ДОУ. (Время на подготовку 3 минуты).
Условно общение с родителями мы делим на определенные блоки:
— педагогическое просвещение родителей;
— включение родителей в деятельность группы, детского сада;
— изучение семей воспитанников; Задания для команд: определить, какие формы работы необходимо использовать при решении основных задач в каждом блоке.
Задание для первой команды. Дети Блок Педагогическое просвещение родителей | Задание для второй команды
Родители Блок Включение родителей в деятельность ДОУ | Задание для третьей команды
Педагоги Блок Изучение семей воспитанников |
Задачи: Повышение педагогической грамотности родителей | Задачи: Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью ДОУ. | Задачи: Оказание своевременной индивидуальной помощи семьям по тому или иному вопросу воспитания |
Формы работы: (лекции, практикумы, семинары, беседы, консультации, конференции, работа творческих групп по интересам, открытые занятия). | Формы работы: (круглые столы, дискуссии, конкурсы, выставки, беседы, соревнования, выпуск газеты, викторины, работа кружков, концерты, совместные мероприятия). | Формы работы: (диалог, анкетирование, социалогический опрос, род. почта, психолого – педагогическое просвещение родителей, подбор педагогической и художественной литературы, совместная деятельность родителей и детей).. |
4. Составление синквейнов.
Воспитатель: В заключение нашего семинара-практикума предлагаю каждой команде составить синквейн по теме нашего семинара.
В переводе с французского «синквейн» — «пять строк» — стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.
Правила написания синквейна таковы. На первой строчке записывается одно слово — существительное это и есть тема синквейна. На второй строчке — два прилагательных, раскрывающих данную тему. На третьей — три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого человек характеризует тему в целом, выказывает свое отношение к ней.
Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим педагогом фраза в контексте с темой. Пятая строчка — это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает к ней личное отношение.
Использовать такое упражнение можно в работе над любым направлением воспитательно-образовательного процесса.
Пример синквейна на тему любви.
1. Любовь.
2. Сказочная, фантастическая.
3. Приходит, окрыляет, убегает.
4. Удержать ее умеют единицы.
5. Мечта.
Примеры
Задание для первой команды. Синквейн на тему: «Дети» | Задание для второй команды Синквейн на тему: «Родители» | Задание для третьей команды Синквейн на тему: « Педагоги» |
Прекрасные, озорные | Заботливый, квалифицированный | Умные, добрые |
Играют, шалят, радуют | Развивает, воспитывает, учит | Заботятся, учат, любят |
Цветы нашей жизни | Первый педагог для ребенка | Несут ответственность за своих чад |
Радость | Вторая мама | Главные |
Воспитатель: Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для анализа, синтеза и обобщения информации. Важно делать эти упражнения систематически, целенаправленно и с определенными педагогическими целями. Кроме того, данный прием педагоги могут использовать во время проведения мероприятий для родителей с целью обобщения преподнесенной им информации. По синквейнам, составленными родителями, воспитатель может определить, точно ли и в полном ли объеме доведена до них необходимая информация, усвоены ли слушателями важные, ключевые понятия.
Таким образом, грамотное использование приемов педагогического общения позволит воспитателям и родителям избежать возникновения сложных ситуаций и объединить усилия в их важном и общем деле — воспитании и развитии детей. Наш семинар-практикум подошел к концу. Всем спасибо за участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум для воспитателей "Интеграция психологических приемов в работу воспитателей"
Все чаще педагоги детского сада сталкиваются с проблемой «трудных» детей. Но кто они, эти трудные дети? Всегда ли мы, взрослые, понимаем их сложности и вовремя приходим на помощь? Виноваты ли сами дет...
Семинар практикум для воспитателей "Ролево-игровые проекты в работе с дошкольниками"
Семинар-практикум для воспитателей поможет в работе по реализации ролево-игрового проекта...
Семинар – практикум для воспитателей ДОУ «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»
Истина, как известно, рождается в споре. А рождение истины в споре педагога с родителем особенно важно, ведь его объектом становится беззащитный малыш. Но что делать, если дискуссия грозит перерасти в...
Семинар- практикум для воспитателей"Использование технологии проектирования в работе с дошкольниками"
Семинар- практикум для воспитателей " Использование технологии проектирования в работе с дошкольниками"...
Семинар-практикум для воспитателей "Социо-игровые технологии в работе с дошкольниками"
Цель: формировать эффективное взаимодействие детей и воспитателей в условиях ДОУ с помощью социально-ориентированных игр.Задачи:-познакомить воспитателей с классификацией и социоигровыми приёмами орга...
Семинар-практикум для молодых педагогов «Маленькие секреты успешного взаимодействия с родителями»
Тема семинара-практикума «Маленькие секреты успешного взаимодействия с родителями».Сегодня пойдет речь о том, как сделать встречи с родителями интересными. Девизом нашего мероприятия послу...
Семинар практикум для воспитателей по теме: "Секреты успешной работы с родителями"
Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.Задачи: Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимод...
- Мне нравится (1)