Семинар - практикум для воспитателей "Интеграция психологических приемов в работу воспитателей"
методическая разработка по теме

Все чаще педагоги детского сада сталкиваются с проблемой «трудных» детей. Но кто они, эти трудные дети? Всегда ли мы, взрослые, понимаем их сложности и вовремя приходим на помощь? Виноваты ли сами дети, что их считают трудными?

            Самой распространенной формой хронических нарушений поведения в детском возрасте является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар- практикум для воспитателей

Тема: «Интеграция психологических приемов в работу воспитателей»

                                                       Автор: старший воспитатель Павлова Елена Владимировна

МБДОУ детский сад комбинированного вида № 58 г. Иркутск

I. ПРИВЕТСТВИЕ «ПОЖЕЛАНИЯ»

Цель: настроить группу на рабочий лад, сформировать оптимистическое настроение у всех участников группы.

        Каждый участник группы (по кругу) встает и произносит какую-либо фразу, обращенную ко всем остальным: «Добрый день!», «Желаю Вам узнать много нового и интересного!» и т.д. Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.

I. ОСНОВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СДВГ

        Все чаще педагоги детского сада сталкиваются с проблемой «трудных» детей. Но кто они, эти трудные дети? Всегда ли мы, взрослые, понимаем их сложности и вовремя приходим на помощь? Виноваты ли сами дети, что их считают трудными?

        Самой распространенной формой хронических нарушений поведения в детском возрасте является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). По данным большинства зарубежных исследователей, его частота среди детей дошкольного и школьного возраста составляет от 4% до 9,5%.

        Признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью можно обнаружить у детей самого раннего возраста. Буквально с первых дней жизни у такого ребенка повышен мышечный тонус. Он изо всех сил старается освободиться от пеленок и плохо успокаивается, если его пытаются туго запеленать или даже надеть на него стягивающую одежду. Могут наблюдаться частые неоднократные, немотивированные рвоты. Не срыгивания, характерные в младенчестве, а именно рвоты, что служит признаком расстройства нервной системы.

Гиперактивные дети на протяжении первого года жизни плохо и мало спят, особенно ночью. Тяжело засыпают, легко возбуждаются, громко плачут. Они чрезвычайно чувствительны ко всем внешним раздражителям: свету, шуму, духоте, жаре, холоду и т. д.

        Синдром  дефицита внимания с гиперактивностью проявляется расстройствами внимания, двигательной расторможенностью (гиперактивностью) и импульсивностью поведения. Кроме того, для большинства детей с этим синдромом характерна двигательная неловкость, неуклюжесть.  Остановимся на проявлениях синдрома дефицита более подробно.

Гиперактивность  характеризуется тем, что дети чрезвычайно подвижны, все время бегают, крутятся, пытаются куда-то забраться. Их избыточная моторная активность бывает бесцельной, не соответствующей требованиям конкретной обстановки. Гиперактивность проявляется не просто избыточной двигательной активностью (которая может отмечаться даже в часы сна), но также беспокойством, посторонними движениями во время выполнения заданий, требующих усидчивости (ребенок ерзает на стуле, не в состоянии удержать неподвижными руки и ноги). У таких детей возможно сочетание чрезмерной двигательной активности  и деструктивного поведения.

Наряду с гиперактивностью в двигательной сфере у таких детей обычно обнаруживаются нарушения координации движений, несформированность мелкой моторики и праксиса, т.е. способности осуществлять достаточно сложные целенаправленные движения и действия). У них возникают сложности при завязывании шнурков, застегивании пуговиц, использовании ножниц, освоении навыков рисования и письма. Недостаточная сформированность координации движений ведет к моторной неловкости, неспособности к спортивным занятиям и повышенному риску травматизма.

Следует отметить, что выраженность гиперактивности   наиболее типична для детей   дошкольного и младшего школьного возраста. В более старшем возрасте она проявляется неусидчивостью, суетливостью, признаками двигательного беспокойства (крутится, вертится, сидя на стуле, постоянно что-то теребит и вертит в руках, трясет ногой и т.д.).

Импульсивность обычно наблюдается у гиперактивных детей как в разнообразных повседневных ситуациях, так и при выполнении заданий во время занятий. Она выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав. На занятиях он с трудом дожидается своей очереди, перебивает других, на вопросы отвечает невпопад и не выслушивая  их до конца. Он может без разрешения вставать со своего места, вмешиваться в разговор или работу других детей, во время игр со сверстниками бывает не в состоянии следовать правилам. Из-за импульсивности гиперактивные дети склонны к травматизации, так как могут попадать в опасные ситуации, не задумываясь о последствиях своих поступков.  Они, не задумываясь, могут выскочить на дорогу перед мчащимся автомобилем, прыгнуть с любой высоты, нырнуть в воду, не умея плавать и т. п. Важно помнить, что такие дети, как правило, лишены чувства страха. Однако, все это они делают импульсивно, без специального умысла.

         Здесь нужен особый контроль со стороны взрослых, тем более что обычно у таких детей снижена реакция на болевые стимулы, большинство из них спокойно воспринимают удары, порезы и даже довольно серьезные травмы.

        Часто у них появляются подергивания и тики.

        Дефицит внимания характеризуется тем, что ребенок не способен удерживать внимание на деталях, из-за чего допускает ошибки при выполнении любых заданий. Он не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь, поэтому создается впечатление, что он просто игнорирует слова и замечания окружающих. Невнимательный ребенок не умеет доводить выполняемую работу до конца, что часто воспринимается как протест. Все дело в том, что он не в состоянии усвоить и придерживаться правил, предлагаемых инструкцией. Невнимательные дети нередко сталкиваются с большими трудностями в процессе организации собственной деятельности. Они стараются избегать заданий, требующих длительного умственного напряжения, часто отвлекаются на посторонние стимулы и постоянно все забывают.  

        У гиперактивных детей постоянно возникают проблемы  во взаимоотношениях с окружающими. Такой ребенок чувствует себя неуютно в коллективе, ведь попав в разряд "неуспевающих", он ощущает негативное отношение со стороны педагогов и сверстников, что еще больше усугубляется неадекватным активным поведением.

И хоть они более склонны к общению, нежели их сверстники, но невнимательность во время игр и других занятий в сочетании с отвлекаемостью, импульсивностью и часто возникающим желанием заняться чем-то другим приводит к тому, что эти дети оказываются не слишком хорошими партнерами. Их поведение отличается непредсказуемостью. В результате ребенок не может долго играть, успешно общаться и устанавливать дружеские отношения со сверстниками. В коллективе он служит источником постоянного беспокойства: шумит, не задумываясь, берет чужие вещи, мешает окружающим. Все это приводит к конфликтам, и ребенок становится нежеланным и отвергаемым в коллективе.

Дошкольника часто ругают взрослые, над ним смеются и "не берут в игру" дети. Из-за этого неуравновешенность, вспыльчивость, заниженная самооценка - характерные эмоции при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью - получают дополнительный стимул. Вспышки гнева и раздражения случаются довольно часто и порой даже на ровном месте. Многие дети замыкаются и начинают жить своей отдельной внутренней жизнью. Но случается и обратное - гиперактивный ребенок становится лидером в коллективе.

Многие дети жалуются на частые головные боли (ноющие, давящие, сжимающие), сонливость, повышенную утомляемость. У некоторых наблюдается энурез (недержание мочи), причем, не только ночью, но и днем. Если болезнь не лечить, то с каждым годом проблемы с поведением ребенка усугубляются. Наиболее ярко симптомы заболевания начинают проявляться в детском саду, примерно в пятилетнем возрасте, и сохраняются приблизительно до 12 лет.

         Однако следует отличать симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) от нормальной, свойственной многим детям, особенно в дошкольном возрасте, высокой двигательной активности. Она может являться индивидуальной особенностью темперамента, акцентуацией характера.

 Порой, чуть ли не каждого ребёнка, проявляющего излишнюю подвижность или неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных. Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправдана, т.к. синдром дефицита внимания и гиперактивность - это медицинский диагноз и  поставить его может только врач.         При этом диагноз ставится после специальной диагностики, а никак не на основе фиксации излишней двигательной активности ребёнка.  

         Детям дошкольного возраста диагноз синдром дефицита внимания с гиперактивностью при первом обращении специалисты обычно не ставят, а наблюдают за ребенком несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок.

II. ПРИЧИНЫ СДВГ

        Специалисты затрудняются в определении точных причин синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

        Считается, что гиперактивность у детей может быть обусловлена генетическими факторами и ранним органическим повреждением ЦНС, которые нередко сочетаются друг с другом. Современные исследования указывают на то, что при СДВГ имеет место рассогласованность функционирования структур, обеспечивающих организацию произвольного поведения и контроль внимания.

        В числе пре- и перинатальных факторов, детерминирующих развитие СДВГ, следует отметить различного рода неблагоприятные воздействия, способствующие развитию минимальной мозговой дисфункции у гиперактивного ребенка. Это может быть патологическое течение беременности и родов у матери  стремительные или затяжные роды, употребление беременной алкоголя или некоторых лекарственных препаратов, курение, асфиксия, недоношенность, родовые травмы у ребенка и др. К развитию синдрома гиперактивности у детей могут привести инфекционные заболевания и черепно-мозговые травмы, перенесенные в первые месяцы и годы жизни.

        В формировании гиперактивности у детей не исключается влияние неблагоприятных экологических факторов, прежде всего загрязнения природной среды нейротоксикантами (свинцом, мышьяком, ртутью, кадмием, никелем и др.).         Возникновение либо усиление проявлений СДВГ может быть связано с несбалансированным питанием, недостаточностью поступления в организм микронутриентов (витаминов, омега-3 жирных кислот, микроэлементов – магния, цинка, железа, йода).

        Усилению трудностей адаптации, поведения и внимания у гиперактивного ребенка способствуют неблагоприятные внутрисемейные отношения.

III. КРИТЕРИИ СДВГ

        В последние годы были разработаны стандартизированные  диагностические критерии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, представляющие собой перечни наиболее характерных и четко прослеживаемых признаков данного расстройства. Постановка диагноза основывается на критериях Международной классификации болезней (ВОЗ, 1994г).

Упражнение « Критерии выявления гиперактивного ребенка»

        Группа делится на 3-4 подгруппы. Каждой подгруппе выдается карточка с критериями  «особого ребенка».  Участники подгрупп совместно выбирают 14 признаков свойственных гиперактивным детям. Затем каждая подгруппа зачитывает найденные признаки, после чего проводится обсуждение.

        После того как, как портрет составлен, основные критерии гиперактивного ребенка фиксируются на стенде:

  1. Производит суетливые движения руками и ногами или, сидя на стуле, извивается

(у подростков может быть субъективное чувство нетерпеливости).

  1. С трудом остается на стуле при выполнении каких-либо заданий.
  2. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  3. С трудом ожидает очереди для вступления в игру.
  4. Отвечает на вопросы, не подумав и раньше, чем закончен вопрос.
  1. С трудом исполняет инструкции других.
  2. С трудом удерживает внимание при выполнении заданий или в игровых ситуациях.
  1. Часто переключается от одного незаконченного дела к другому.
  1. Во время игр беспокоен.

10.Часто чрезмерно разговорчив.

11.В разговоре часто прерывает собеседника, навязывает свое мнение, в детских играх часто является «мишенью».

12. Часто кажется что не слышит, что сказано ему или ей.

13.Часто теряет предметы и вещи, необходимые для работы дома или в классе (игрушки, карандаши, книги и др.).

14.Игнорирует физическую опасность и возможные последствия (например, бежит по улице «без оглядки»).

        Таким образом,  несмотря на то, что диагноз ставит врач, педагоги и психологи так же должны быть знакомы с вышеперечисленными диагностическими критериями этого синдрома с тем, чтобы своевременно направлять ребенка и его родителей на консультацию к специалистам.

        Родителям, необходимо объяснить, что поведенческие проблемы ребенка невозможно решать волевыми усилиями. Ребенок ведет себя именно таким образом не потому, что хочет досадить взрослым, не назло им, а потому, что у него имеются физиологические проблемы, справиться с которыми он не в состоянии.

Упражнение «Трамвайчик»

Цель: снятие мышечного напряжения, сплочение коллектива

        Все сидят по кругу. Один стул свободный. Начинает тот, у кого свободный стул справа. Он должен пересесть на свободный стул и сказать: «А я еду!». Следующий участник, у кого справа оказался свободный стул, пересаживается и говорит: «А я тоже!». Третий участник тоже пересаживается и  говорит: «А я зайцем!», а четвертый, пересаживаясь, заявляет: «А я с … (называет имя любого участника). Тот чье имя назвали, торопится пересесть на пустой стул, и все по аналогии начинается сначала.

IV. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

        При взаимодействии с гиперактивным ребенком не следует забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это.

        Поэтому, в общении с гиперактивным ребенком взрослым необходимо помнить следующее:

1.        Стараться не «замечать» мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается. С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Желательно, чтобы не было восторженных интонаций, эмоционального приподнятого тона. Так как ребенок очень чувствителен и восприимчив, быстро присоединится к такому настроению. Эмоции захлестнут ребенка и станут препятствием для дальнейших успешных действий.

2.        Негативные методы воспитания неэффективны у этих детей. Особенности нервной системы таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому они не восприимчивы к порицанию и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Похвала и позитивная реакция взрослого очень необходима этим детям. Но надо лишь помнить, что делать это, надо не слишком эмоционально.

3.        Важно научиться давать инструкцию гиперактивному ребенку. Указания должны быть немногословными и содержать не более 10-ти слов. Не следует давать инструкцию сразу: пойти в комнату, убрать игрушки, помыть руки и прийти в столовую. Лучше давать те же указания по порциям, следующее только после того как выполнено предыдущее. Их выполнение необходимо контролировать.

4.        Запретов должно быть немного, они должны быть заранее оговорены с ребенком и сформулированы в четкой непреклонной форме. Ребенок должен четко знать, какие санкции последуют за нарушением запрета. В общении недопустим попустительский стиль поведения, т.к. гиперактивные дети сразу же чувствуют ситуацию и начинают манипулировать взрослыми.

5.        Гиперактивный ребенок  физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Например, если вы хотите, чтобы он был внимательным, выполняя какое-либо задание, постарайтесь  не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребенок постарается какое-то время вести себя «хорошо», но уже не сможет сосредоточиться на задании.

6.        Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливает энергию. В этом момент ребенок отвлекается, не реагирует на взрослого. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5-15 минут.

8.        Нагрузка ребенка должна соответствовать его возможностям. Ребенку легче, если во время занятия его переключают на другой вид деятельности: например, поднять «случайно упавший карандаш», помочь что-то раздать, принести, а также гимнастика для пальцев, физкультминутки.

9.        Необходимо помнить, что гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, в начале занятия, чем в конце. Ребенок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.

10.        Гиперактивному ребенку трудно переключаться с одного действия на другое. Поэтому необходимо заранее предупреждать ребенка о начале новой деятельности. Причем очень хорошо, если это будет звонок будильника или кухонный таймер.

11.        Усталость этих детей выражается в двигательном беспокойстве, часто принимаемом окружающими за активность. Утомление приводит к снижению самоконтроля. Поэтому стоит ограничивать время пребывания гиперактивных детей в местах скопления большого количества людей.

12.        Одно из важных условий успешного взаимодействия с гиперактивными детьми – соблюдения режима дня. Все процедуры и виды деятельности должны быть заранее известны ребенку.

13.        Желательно выработать с ребенком систему поощрений. Например, за каждое хорошо и своевременно выполненное действие ребенок получает жетоны, которые затем меняются на награды: право идти на прогулку в первой паре, дежурство во время обеда, совместное чтение, в зависимости от интересов ребенка.

14.        С гиперактивными детьми полезно играть в игры с правилами, заниматся лепкой из глины, играть в игры с водой и песком.

15.        Иногда будьте драматичным, экспрессивным педагогом. Это в первую очередь необходимо для того, чтобы наладить контакт с ребёнком и привлечь его внимание. Чем более экспрессивен, театрален воспитатель, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все неожиданное, новое. Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет.

16.        Старайтесь чаще использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания). Многие дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью с трудом выдерживают тихий час в детском саду. В таком случае необходимо сесть с ребенком рядом, погладить по головке, приговаривая ласковые, добрые слова. Благодаря этому мышечное беспокойство и эмоциональная напряженность дошкольника будут снижаться. Постепенно он привыкнет отдыхать в это время дня, будет вставать отдохнувшим, менее импульсивным, а порой и выспавшимся. Эмоциональный и тактильный контакт очень эффективен при взаимодействии с гиперактивным ребенком.

17.        Так как гиперактивный ребенок очень импульсивен, его неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого. В любой ситуации оставайтесь спокойными. Помните: нет хладнокровия - нет преимущества! Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти). И тогда, избежав эмоциональной вспышки, вы избежите и чувства вины за проявление своей слабости, сможете лучше понять ребенка, который так нуждается в вашей поддержке.

        Дети, страдающие СДВГ, как никакие другие требуют со стороны взрослых терпения и участия. Работа с ними должна быть кропотливой и комплексной, так как выработка единой системы требований в ДОУ и семье сможет помочь адаптироваться таким детям и быть успешными.

V. КАК ИГРАТЬ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ?

        В течение дня устраивайте игры для детей, и тогда ваш день пройдёт быстро и весело!

        Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать такие их особенности, как дефицит внимания, импульсивность, неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заостряя внимание на деталях), быстрая утомляемость, неспособность дождаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную деятельность, в том числе в игры, целесообразно поэтапно: начинать - с индивидуальной работы, затем привлекать к участию в деятельности в малых подгруппах и только после этого переходить к фронтальным видам работы, прежде всего к играм с четкими правилами, способствующим развитию внимания.

        Тренировка внимания. Поскольку для гиперактивных детей характерны нарушения внимания и самоконтроля, важно с ними проводить простые игры на развитие данных функций. Хорошо  тренируют внимание такие игры, например «Назови всё деревянное», «Назови всё зелёное», «Найди признаки осени (зимы, весны, лета), «Море волнуется», «День и ночь», «Что изменилось», «Лабиринты», «Чем похожи, чем отличаются», «Найди лишнее», «Зоркий глаз», «Внимание, фотографируем» (произносятся слова: «Внимание, фотографируем» и ребёнку показывается сюжетная картинка. Ребёнок её 3-5 секунд рассматривает. Картинка убирается. Ребёнок должен запомнить как можно больше предметов, изображённых на картинке.

        Поработав с развитием одной функции и получив результаты, можно подбирать игры на выработку двух функций. Как уже отмечалось, начинать лучше с индивидуальных форм работы, чтобы ребенок мог хорошо усвоить требования педагога, а затем постепенно вовлекать его в коллективные игры. При этом надо увлечь ребенка, сделать так, чтобы ему было интересно. Когда же у него появится опыт участия в играх и упражнениях, направленных на одновременное развитие двух слабых функций (внимание и контроль импульсивности, внимание и контроль двигательной активности и др.), можно переходить к более сложным формам работы по отработке в одной игре всех трех функций.

Коллективная игра с участием гиперактивных детей: «Черепаха»

        Цель: научиться контролировать свои движения.

        Содержание: психолог встает у стены помещения, остальные участники располагаются вдоль противоположной стены.  Далее психолог говорит: «Представьте себе, что все мы – черепахи. Я – большая черепах, вы – маленькие черепашки. Я пригласила вас в гости на день рождения. Я жду вас в гости. Но вот беда: праздничный торт еще  не готов.

        По моей команде вы можете идти ко мне, нигде не останавливаясь. Помните: вы – черепахи и должны идти как можно медленнее, чтобы дойти в тот момент, когда торт будет уже готов.

        Психолог следит, чтобы никто не останавливался и не спешил. Через 2-3 минуты он дает новый сигнал, по которому все «замирают». Побеждает тот, кто оказался дальше всех от черепахи-именинницы.

        Игра может повторяться несколько раз.

        Затем ведущий обсуждает с группой в кругу, трудно ли им было двигаться медленно и что помогло им выполнить инструкцию.

Игра «Сто мячей»

Цель: игра способствует развитию навыка распределения внимания, умения устанавливать контакт с окружающими.

Содержание игры: Все участники встают в круг. В руках у ведущего – мяч. Он бросает его кому-либо из играющих, предварительно «договорившись» с ним взглядом. Тот, кто поймал мяч, перебрасывает его еще кому-либо, тоже предварительно «связавшись» с ним взглядом и т.д. Задача играющих – не допустить падения мяча на пол. Одно из главных условий – играть молча.

        Переход ко второму этапу возможен тогда, когда участники отработают навык невербального общения. При работе с детьми между этапами может пройти не один день, и даже неделя.

2 этап. Игра проводится так же, только ведущий вводит дополнительный мяч, тем самым усложняя игру. Далее в игре может использоваться три, четыре пять мячей. Необходимо не допускать падения мячей на пол. Если мяч упал, то количество их сокращается на один.

        Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним — хоть и очень трудная, но вполне посильная задача!

        Желаю Вам взаимопонимания,  терпения и мудрости в вашем нелегком труде!

VI. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

       Участники по кругу передают мяч (или другой предмет) и отвечают на вопросы в свободной форме устно: чем полезна для вас данная встреча? Какие конкретные приёмы вы будете использовать в своей работе? Ваши пожелания на проведение таких занятий.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар -практикум для воспитателей "Учимся рисовать Приемы и техники рисования"

Семинар -практикум для воспитателей "Учимся  рисовать Приемы и техники рисования"...

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ "Психологическое здоровье педагогов как основа благоприятного микроклимата ДОУ"

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Педагогическая деятельность часто связа...

Семинар-практикум для воспитателей на тему: «Приемы и игры для работы с агрессивными, тревожными и гиперактивными детьми».

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме  агрессивности , гиперактивности и тревожности у дошкольников.Задачи:  познакомить педагогов с ...

Методическая разработка семинара-практикума для воспитателей "Интеграция образовательных областей при ознакомлении дошкольников с историей и культурой Петергофа"

Методическая разработка семинара-практикума для воспитателей "Интеграция образовательных областей при ознакомлении дошкольников с историей и культурой Петергофа". Цель: Распространение педаг...

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальных способностей дошкольников»

Музыкальные занятия детей в детском саду - это вступление в необычный, удивительный мир музыки. Играть на инструментах, танцевать и самим себе аккомпанировать, придумывать музыкальную сказку, озв...

Семинар-практикум для воспитателей на тему: «Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для воспитателей на тему:«Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста»...

Семинар-практикум для воспитателей «Интеграция нравственного и экологического воспитания дошкольников»

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах нравственного и экологического воспитания дошкольников....