Доклад на тему: «Организация деятельности детей в центрах активности на основе самоопределения по технологии «План – дело – анализ»
материал (подготовительная группа)
В нашей стране традиционное обучение строится преимущественно на репродуктивной деятельности, направленной на установление готовых истин. Вследствие такого обучения ребёнок в значительной мере утрачивает главную черту: умение действовать самостоятельно. Итогом становится потеря любознательности, способности мыслить, что делает невозможным процессы самообучения, а, следовательно, и саморазвития личности ребёнка.
Дети слишком много ждут от взрослого в части организации их жизни, прямых указаний; что делать, а что нет, что брать или не брать для той или иной игры и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_plan_delo_analiz.docx | 27.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» с. Шелаево Валуйского района Белгородской области
Доклад на тему:
«Организация деятельности детей в центрах активности на основе
самоопределения по технологии «План – дело – анализ»
Воспитатель:
Ерохина Е.В.
с. Шелаево, 2021г.
В нашей стране традиционное обучение строится преимущественно на репродуктивной деятельности, направленной на установление готовых истин. Вследствие такого обучения ребёнок в значительной мере утрачивает главную черту: умение действовать самостоятельно. Итогом становится потеря любознательности, способности мыслить, что делает невозможным процессы самообучения, а, следовательно, и саморазвития личности ребёнка.
Дети слишком много ждут от взрослого в части организации их жизни, прямых указаний; что делать, а что нет, что брать или не брать для той или иной игры и т.д.
Но с выходом ФГОС дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества. Современные тенденции развития ДОУ побуждают педагога к иному; созданию условий для самостоятельного развития ребёнка. Необходимо создать такие условия, чтобы ребёнок развивался, организовывал себя и социализировался самостоятельно, получая положительные эмоции от организации своей деятельности. Навязывать ребёнку ту или иную деятельность будет не правильно, но возможность дать детям, самим распланировать свой день, с интересными для них самих, видами деятельности, возможно.
Для правильной организации деятельности детей в центрах активности, диагностики и получению готового результата в нашей группе был создан уголок «Мой день» на основе самоопределения по технологии организации жизнедеятельности «План-дело-анализ» Для фиксации самостоятельной деятельности детей организованна работа в заполнении рабочих тетрадей условными обозначениями различных видов детской деятельности. Главной задачей, которой является предоставление детям возможности проявлять инициативу, наращивать способность к осознанному ответственному выбору самореализации.
Основными идеями организации данного направления являются:
-Планирование самими детьми своего свободного времени в различных игровых центрах.
-Самостоятельная деятельность; направляемая и поддерживаемая взрослым, в ходе, которой происходит решение образовательных задач.
-Право выбора, содержания и планирование свободного времени в ходе игровой деятельности.
-Желание находить партнёров, замысла коллективной деятельности, выбора способа организации сотрудничества.
-Развитие коммуникативных способностей.
-Процесс организации последовательно сменяющих друг друга видов деятельности, имеющих коллективный и индивидуальный значимый результат.
-Прогнозирование промежуточных и конечных результатов.
-Достижения, осознание и оценка значимости достигнутых результатов.
Компонентами дневного цикла «План – дело – анализ» являются:
∙утренний групповой сбор, на котором осуществляется выбор темы,
планирование видов деятельности (места работы, материалов, партнерств и пр.);
∙самостоятельная или совместная деятельность в Центрах активности;
∙ итоговый сбор, на котором подводятся итоги.
В своем выступлении я остановлюсь на одном очень важном структурном элементе группового сбора – выбор центров активности и планирование деятельности детьми.
Хочу обратить внимание на то, что основные компоненты дневного цикла «План – дело – анализ» можно назвать ритуальными (повторяющимися, определяющими смысл и логику, являющиеся привычными и значит простыми) действиями, которые включают прежде всего:
∙обсуждение темы вместе с детьми;
∙уточнение того, что дети знают – хотят узнать – предполагают сделать, для того, чтобы узнать (ведение записей высказываний детей печатными буквами);
∙совместное планирование взрослыми и детьми содержания и действий по освоению данной темы (ведение записей идей детей (прежде всего) и взрослых (во вторую очередь) с указанием имен).
В ходе совместного обсуждения взрослый помогает (напоминает) детям 4вспомнить что (кем, как, когда) уже сделано, рассказывает, какие материалы, и где подготовлены на сегодняшний день, поясняет, где и чем будет сегодня занят он сам, но не распределяет детей «по рабочим местам», оставляет за ними право самостоятельного принятия решения.
Не все дети способны справляться с одинаковой степенью свободы, и поэтому будут неодинаково работать самостоятельно. Кто-то инициирует тему, способ действия, а кто-то принимает. Кто-то действует сам, путем проб и ошибок, а кто-то изначально просит помощи взрослого. Кто-то предпочтет
коллектив сверстников, кто-то будет тянуться за воспитателем, а кто-то
чувствует себя комфортно, работая в одиночку. В этой связи чрезвычайно
важно, чтобы взрослые были готовы и обеспечивали: и свободу, и индивидуальную поддержку, и помощь.
В ряде случаев педагог может пригласить некоторых детей поработать с ним в центре. Так, например, в случае, если педагог планирует сегодня научить (по практиковать) кого-либо из детей в деле важном для самого ребенка и для других детей, он может прямо заявлять об этом: «Я предлагаю Соне (Леше, Ире) поработать сегодня со мной в центре математики. Мы будем учиться..., а затем вы сможете научить этому своих друзей».
Для того, чтобы удерживать (направлять, поддерживать, корректировать) внимание детей, важна ежедневная презентация взрослым ресурсов (материалов). Презентация – это напоминание о том, какие материалы, в каких центрах доступны для работы. Презентация не предполагает диктата обязательных действий – дети могут самостоятельно решить что, как и из чего они будут делать.
В свободном доступе должно быть много самых разнообразных материалов. Предпочтение следует отдать таким, которые можно назвать
«открытыми», расходными. Открытые расходные материалы – бумага и
различные изобразительные средства, лоскуты ткани, нитки, проволока,
коробки разных размеров, камешки, деревянные бруски и прочее доступное для свободной трансформации «имущество».
К открытым материалам относятся и тематические карточки, содержание которых предоставляют широкий диапазон для действий. Так как темп и направленность развития у детей различны, необходимо предусмотреть «подсказки», например, схемы рисования, пооперационные карты, образцы.
Дети думают, выбирают центр и обозначают свой выбор на обязательном атрибуте Программы – «Доске выбора». Она изготавливается из картона, фанеры, сшита из ткани, с кармашками. На ней обозначены все центры и количество детей, которое может находиться в каждом центре сегодня. Завтра количество детей и число центров, может быть другим. Количество детей в каждом центре зависит от наличия в них достаточного количества материалов, учитываются и условия безопасности.
У детей есть условные знаки, например, их фотографии или карточка с именами. Ребенок вставляет свой условный знак в кармашек с обозначением выбранного им центра. Причем в соответствии с цифрой (или количеством точек) на кармашке.
При планировании деятельности детьми, я применяю разные варианты игровых методов:
∙ «Экскурсии». Дети разбиваются на пары и заходят в разные Центры
активности. Если они обнаруживают что-либо интересное, они остаются играть в этом Центре.
∙ «Выставки». На столе планирования выставлены различные материалы из Центров. Дети выбирают что-либо и рассказывают о своих планах.
∙ «Поезд». Дети и воспитатели строятся в «поезд» и двигаются по центрам, останавливаясь в Центрах активности и разглядывая материалы. Дети отстают от «поезда» и остаются в Центрах играть, если видят то, что их
заинтересовало. Вариант: Первый раз «поезд» двигается, заезжая во все Центры, но дети не остаются в интересующих их Центрах. Когда поезд совершает второй круг, дети уходят в Центры активности. Дети по очереди берут на себя роль «машиниста», ведущего поезд.
∙ Сбор материалов. Задайте детям вопрос: «Что ты собираешься делать сегодня?». Затем вместо того, чтобы начать беседу о планах, дайте каждому ребёнку сумку, корзину или коробку. Попросите детей собрать что-то из того, что им потребуется для реализации планов, и вернуться с этими вещами. После этого продолжите беседу о планах с каждым ребёнком.
Следующие игры помогут детям, ожидающим своей очереди планировать сконцентрировать внимание и удержать интерес.
∙Обруч. Сделайте метку на обруче, обернув это место цветной бумагой. Дети сидят в круге, каждый ребёнок держит обруч двумя руками.
Воспитатели с детьми поют короткую песню и поворачивают обруч по кругу так, чтобы метка переходила от ладошки к ладошке. Когда песня заканчивается, ребёнок, чья рука либо дотронулась, либо находится ближе всех к метке, рассказывает о своём плане. Затем процедура повторяется. Этот метод хорошо использовать в малых группах (5-6 детей).
∙ Мяч. Дети сидят в круге. Воспитатель бросает мяч ребёнку,
который будет планировать свою деятельность. Затем этот ребёнок передаёт мяч другому ребёнку, и так по очереди, пока все дети не создадут свои планы.
∙ Волчок. Дети садятся в круг, кто-нибудь из детей крутит волчок.
Когда стрелка волчка показывает на одного из детей, то он рассказывает о своём плане. Этот метод хорошо использовать в малых группах (5-6 детей).
∙ Карточки с именами или картинками. Положите карточки с именами, картинками или фотографиями на каждого ребёнка в коробку или
сумку. Кто-нибудь из детей, не глядя, достаёт какую-либо карточку. Тот ребёнок, чью карточку достали, планирует свою деятельность. Затем ондостаёт карточку другого ребёнка и т.д.
∙ Рифмовки. Придумайте рифмовки, подобные, например, этим:
«Поскорее улыбнись! Маша планом поделись!» или «Ветер, листья закружи!
Коля, план свой расскажи!», или «Так огромен океан. Вера, покажи свой план». Повторяйте рифмовки с разными именами.
∙ Планирование в парах. Предоставьте детям возможность работать в парах и рассказывать друг другу о своих планах. Этот метод эффективен, когда дети уже планировали с помощью взрослых достаточно продолжительное время и поняли процесс планирования.
∙«Подзорные трубы». Дайте каждому ребёнку «подзорную»
картонную трубу и попросите их посмотреть вокруг, чтобы увидеть, что можно сделать и какие материалы использовать в игре. В то время, когда дети смотрят и общаются друг с другом, рассказывая о своём выборе, воспитатель может также побеседовать о планах с отдельными детьми.
∙Телефоны (микрофон). При планировании используются два телефона. Воспитатель звонит ребёнку, и они беседуют по телефону. Затем ребёнок отдаёт телефон другому ребёнку и т.д. Вариант: Два ребёнка общаются по телефону. Один ребёнок планирует свою деятельность, а второй – выполняет роль взрослого, помогая и задавая вопросы.
∙Куклы. Воспитатель использует пальчиковую куклу, которая беседует с детьми об их планах. После того, как ребёнок поделился своим планом, он называет имя ребёнка, кто будет следующим рассказывать о планируемой деятельности и т.д. Вариант 1: воспитатель использует одну куклу, а ребёнок другую. Вариант 2: у каждого ребёнка есть своя кукла.
∙ Дайте детям бумагу и различные принадлежности для рисования и письма. Ребёнок представляет свой план, используя рисунки или слова. Эти визуальные средства помогают детям описать свои планы более подробно.
∙ Картинки. Приготовьте коробки с названиями всех Центров активности вашей группы. Найдите фотографии, картинки, вырезанные из журналов и каталогов, и изображением разных предметов и материалов и рассортируйте их по коробкам. Прежде всего, спросите детей, чем они будут заниматься сегодня. Затем попросите каждого ребёнка выбрать картинки предметов, которые он(а) будет использовать, и поговорите с каждым о его (её) плане.
∙ Пантомима. Попросите детей показать, что они будут делать сегодня, используя не слова, а жесты. Остальные дети стараются угадать его план. Затем воспитатель беседует с этим ребёнком и уточняет детали. После
этого свой план показывает следующий ребёнок.
∙ Карта. Этот приём требует наличия большой карты Центров активности, а также картинки или рисунки предметов и материалов в этих Центрах. Спросите детей, что они собираются делать сегодня, и попросите каждого из них прогуляться вместе с игрушечным маленьким медвежонком по карте и показать Центры, которые они собираются посетить. Спросите каждого ребёнка, что он планирует делать в этом Центре. Такой приём подходит для детей, которые уже планировали достаточно продолжительное время, и могут интерпретировать карту. Вариант: Для детей, еще не готовы к работе с картой, можно использовать «Тропинку планирования». «Тропинка» - это ленточка ткани или бумага, разделённая на части, соответствующие Центрам активности.
Для поддержания интереса детей к планированию необходимо обеспечить их необходимыми материалами и организовать игры и занятия. Беседовать с детьми об их индивидуальных планах; предлагать альтернативные варианты, обсуждать детали и последовательность действий; по ходу игры предлагать новые идеи, темы и с уважением относиться к мнению детей по поводу этих идей и тем.
Планирование со стороны детей, я стимулирую, задавая им открытые и стимулирующие вопросы, требующие развёрнутых ответов (например: «А что...?»)
Основные формы педагогических действий – моделирование предметно- развивающей среды, демонстрация конструктивных моделей поведения, обучение в процессе совместной деятельности, наблюдение и педагогическая поддержка самостоятельной деятельности детей.
Начав работу с этой технологией я столкнулась со следующими проблемами, которые стараюсь разрешать по мере их появления.
Одна из проблем: часть детей путает новости с пересказом мультфильмов и фильмов, увиденных по телевизору. Я, понимая, что оставшаяся группа детей тоже захочет рассказать о своих любимых мультфильмах, корректно останавливаю ребёнка: «Мне и ребятам очень интересно узнать, что произошло дальше, но мы сейчас делимся новостями. Ты можешь рассказать мне и ребятам о мультфильме после второго завтрака. У тебя есть информация, которую бы ты хотел сообщить ребятам». Самое главное – выполнить обещание, поэтому иногда записываю на листке, что обещала сделать с тем или иным ребёнком (получается план моих действий) в течение дня.
Сообщение новости и выбор деятельности на первых порах копируется последующими детьми. Если первый ребёнок сообщает о том, что ходил лечить зубы, то «зубная тематика» прослеживается в сообщениях и других ребят. Это хорошо, когда стоит вопрос о выборе темы на неделю. Такое единогласие даже радует. Но как научить детей предлагать разные варианты новостей в один день. Мы подключили родителей, так как новости можно узнать и увидеть даже по дороге из детского сада домой или утром по дороге в детский сад. Предложили родителям обсуждать с детьми, увиденное и услышанное, подводить их к пониманию того, что можно представить как новость.
Подобная ситуация копирования случилась у нас и с выбором центра и деятельности в нём: когда Аня сообщила о том, что она хочет сделать открытку для своей семьи – оставшаяся группа детей поддержала эту идею. Наблюдая за работой детей, я обратила внимание на то, что дети в основном выбрали карандаши и ножницы. Они вырезали предметы, которые рисовали и наклеивали их на другой лист. Я поняла, что необходимо снова пройтись с ребятами по центрам и основной акцент сделать не столько на правилах работы в центрах и перечне того что там есть, а напомнить некоторые техники работы, приёмы работы с различными материалами, объяснить принцип работы с пооперационными картами.
Для того, чтобы научить детей не перебивать друг друга во время обмена новостями, планирования своей деятельности мы придумали и обсудили с детьми карточки с изображением правил: «Внимательно слушай того кто говорит», «Смотри на того кто говорит». Так как дети нашей группы ещё не все умеют читать, мы надписи заменили картинками: «Внимательно слушай того кто говорит» - картинка слона – у него уши большие, «Смотри на того кто говорит» - картинка совы – у неё глаза большие. Дети очень быстро освоили эти правила. По мере необходимости мы используем данные картинки для привлечения внимания нарушителя правила.
Таким образом, данная технология обеспечивает детям позицию полноправных субъектов деятельности: они могут оказывать влияние на выбор темы и форм образовательной работы в рамках темы недели, самостоятельно определять последовательность и продолжительность выполнения выбранной деятельности, реализовать свои интересы и потребности в общении, игре и других видах деятельности, самостоятельно принимая решение об участии или неучастии в общем проекте или в конкретном действии.
Список литературы
1.«Югорский трамплин: программа дошкольного образования, ориентированная на ребёнка». Методическое руководство для воспитателей Л.С. Виноградова, Л.А. Карунова, Н. В. Мальцева, Е.Г. Юдина, Е. Бодрова
Под редакцией Е.Г. Юдиной. Ханты-Мансийск - Москва 2010.
2. Утро радостных встреч:(метод. пособие) /Лидия Свирская. - М.: Издательство «Линка - Пресс», 2010.
3. «Метод проектов в образовательной работе детского сада». Методическое пособие Лидия Михайлова – Свирская
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему:" Организация деятельности детей на прогулке".
Описание организации детей на прогулку(одевание, прогулка и игры)....
Планирование организации жизнедеятельности детей по технологии «План-дело-анализ» в подготовительной группе по теме «Профессии».
В данном материале предложено планирование организации жизнедеятельности детей по технологии «План-дело-анализ» в подготовительной группе по теме «Профессии»....
Выступление на педагогическом совете «Организация деятельности детей в центрах активности на основе самоопределения по технологии организации жизнедеятельности «План – дело – анализ»» (из опыта работы)
Ребенок – любознательный исследователь мира, гений учения и творчества, «компетентный ученик».Доверие к ребенку и его способностям, «ошибка не препятствие, а шанс чему-то научи...
Методическая разработка "Примерное недельное планирование образовательной деятельности по теме Я познаю мир"при работе в центрах активности на основе самоопределения детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка содержит краткую пояснительную записку, примерный план на неделю по теме "Я познаю мир" , таблицу по педагогическому насыщению центров активности по теме и наглядные ...
Методическая разработка Примерное недельное планирование образовательной деятельности на тему «Мир театра» при работе в центрах активности на основе самоопределения детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка которая включает в себя, краткую пояснительную записку, примерный план на неделю по теме "Мир театра"....
Авторская методическая разработка Создание модели воспитательно - образовательной деятельности детей дошкольного возраста в центрах активности на основе самоопределения организации жизнедеятельности по технологии "План - дело - анализ"
Актуальность использования в образовательной деятельности технологии поддержки детской инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста обусловлена введением ФГОС ДО в дошкольные о...
методической разработки «Организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) в центрах активности на основе самоопределения по технологии организации жизнедеятельности «План-дело-анализ» по теме: «Царство леса»
Формирование начал экологической культуры, понимания того, что человек – часть природы, развитие творческих способностей, инициативности детей через организацию самостоятельной деятельности дете...