Планирование организации жизнедеятельности детей по технологии «План-дело-анализ» в подготовительной группе по теме «Профессии».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Киреева Марина Михайловна

В данном материале предложено планирование организации  жизнедеятельности детей  по технологии «План-дело-анализ»  в подготовительной группе по теме «Профессии».                 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algoritm_plan_-delo-analiz_podg_a_gr_kolokolchik.docx38.39 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование организации  жизнедеятельности детей  по технологии «План-дело-анализ»  в подготовительной группе по теме «Профессии».                

Вид деятельности

Содержание деятельности

СОД

Утренний сбор

 Приветствие.(1-2 мин.)

Вопросы к детям:

  • Все ли нашли для себя местечко?
  • Все ли удобно устроились?
  • Какое у вас сегодня настроение?
  • Посмотрите друг на друга. У всех ли приветливые лица?
  • Здравствуйте! Я очень рада вас видеть!

-обмен новостями Вопросы к детям:

- Мы с вами не виделись целый вечер и ночь. Кто хотел бы поделиться своими новостями?

 - Ребята, а кто помнит наше правило при обмене новостями? (Дети отвечают: «Говорим по одному и внимательно слушаем друг друга».  (Воспитатель внимательно выслушивает всех желающих поделиться новостями детей. Не делает различий между хорошими и плохими новостями. Новость-это свершившийся факт, который изменить нельзя.

 (общение детей друг с другом «Что я видел сегодня интересного по дороге в детский сад»)

СД

Свободная игра, совместная и самостоятельная деятельность

Детский совет

  • Сбор детей в центре групповой комнаты на ковре (сидя). Рядом поставлен мольберт, на который прикреплен информационный лист – модель дневного цикла жизнедеятельности группы на текущий день «План-дело-анализ».

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Что нужно сделать, чтобы узнать?

Мотивация: На ковре лежат разные предметы: молоток, ножницы, фотоаппарат, кисточка, фен, пила.

Воспитатель: Посмотрите, какой беспорядок! Кто-то оставил предметы и картинки. Назовите их. Ножницы оставил кто? и т.д. Эти предметы нужны людям разных профессий. Что такое профессия? Давайте по картинкам найдем, кому какое орудие труда необходимо для работы.

Дети выясняют, что у картинки с профессией шофер, нет орудий и предметов труда. Давайте ребята подумаем, как нам исправить ситуацию?

  • Выявление знаний и опыта детей по теме дня «Профессии».

(Все высказывания детей записываются печатными буквами в первую графу таблицы «Что мы знаем?».

  • Что ещё вам хотелось бы узнать по этой теме?

(уточнить у детей, на какие интересующие их вопросы, по их мнению, они могут найти ответ уже сегодня.

  • Как вы  думаете, можно ли узнать ответ на твой  вопрос уже сегодня или надо кого-то спросить из взрослых?
  • Как вы думаете, где ещё вы можете найти ответы на свои вопросы?

   Что нужно сделать, чтобы узнать?

«Спросить у родителей» ()

«Попросить рассказать воспитателя» ()

«Посмотреть в энциклопедии» ()

«Посмотреть в телевизоре какую-то программу, где про автобусы» ()

«Найти в интернете, у меня мама всегда там смотрит». ()

(Заполнение информационного листа – модели дневного цикла жизнедеятельности группы на текущий день «План-дело-анализ»)

Планирование действий на текущий день.(4-5 мин.)

 - Кто оказался самым внимательным и заметил, что у нас в группе появилось что-то новое? Посмотрите, что я приготовила для вас в разных центрах. В центре творчества «Умелые ручки» я приготовила для вас картинки для вырезывания на тему «Профессии», шаблоны для рисования, цветные карандаши, а главное алгоритм работы для создания коллажа «Все профессии нужны». В этом же центре можно слепить, что необходимо шоферу для работы.

      В центре «Читай - ка» вас ждут энциклопедии для мальчиков и девочек, новые книги с рассказами, картинки с изображением мам, и их профессий. Мы можем посмотреть, прочитать и рассказать своим родителям и друзьям.

      Также вас ждут центры игры, конструирования («А мы дом построим сами»).

      В центре экспериментирования «Хочу все знать» можно попробовать себя в роли ученого.

      В Центре «Говоруша»- буквенные конструкторы, наборы творческие с бусинами.  Рассматривание картинок с изображением профессий, составление описательных рассказов по теме.

      В Театральном центре «Арлекино»- ребята могут проиграть маленькую сценку пародию про людей разных профессий.

Подумайте и решите, кто в какой Центр пойдёт работать, и какой план у вас будет сегодня.(Дети определяются с выбором центра и на планшет, на котором изображены центры, вешают брелочки с выбором центров).

   

 Проговаривание плана.(1-2 мин.)

  • Уточнение последовательности действий («С чего ты хочешь начать свою работу? Что будешь делать потом?»);
  • Уточнение партнёров по деятельности («Кого бы ты хотел (а) пригласить поработать с собой?»);
  • Предложение воспитателем своей помощи (в случае необходимости).

Реализация плана.

- Ребята, кто уже сделал свой выбор? Пожалуйста, можете идти работать. Тем, кто ещё не решил, я напомню: у нас работает Центр книги, Центр искусства. В Центре конструирования вас ждут разные виды конструкторов.

    Анализ деятельности.

 За 10-15минут до окончания работы раздается сигнал (наш девиз «Колокольчики»), дети наводят порядок в центрах и собираются на месте группового сбора. Если у каждой группы уже работа закончена, то работа презентуется всем детям, если работа не закончена, предлагаем закончить позже, в течение дня.

С помощью атрибута (сердечко)- каждая рабочая группа подводит итог своей деятельности. При подведении итогов - говорит только тот ребенок - у которого в руках атрибут-сердечко.

Вопросы детям:

  • Кто хочет рассказать о своей работе?
  • Какие трудности ты встретил(а)?
  • Что тебе удалось сделать сегодня?
  • Получилось ли у тебя то, что ты задумал(а)?
  • Как ты предполагаешь завершить работу?
  • Какие материалы можно ещё использовать?
  • Планируешь ли ты продолжить начатую работу?
  • Какой совет ты бы дал тому, кто решит завтра повторить твой план?

СОД

Итоговый сбор Итоговый компонент дневного цикла образовательной деятельности

 (задачи итогового сбора-предъявить индивидуальные достижения и общие итоги работы в центрах активности; организовать процесс рефлексии, обсудить, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели, наметить последующие шаги). 

Прогулка.

Наблюдение за трудом дворника.

Подвижные игры: «Мороз - Красный нос»

                                 « Охотники и утки»

                                  «Сделай фигуру»

Индивидуальная работа: «Кто самый меткий?» (девочки)

Трудовая деятельность: помощь дворнику (посыпать дорожки песком).

Организация самостоятельной игровой деятельности на участке детского сада.

Круг детского чтения: чтение Е. Пермяк «Мамина работа. 

Сюжетно-ролевая игра: «Супермаркет».

Дидактические игры: «Кому что?», «Что лишнее?» »Угадай по описанию», настольно-печатные игры. 

Свободная игра, совместная и самостоятельная деятельность

(продолжение работы в центрах активности, завершение запланированного).

Технология индивидуализации

обучения и развития

«План-дело-анализ»

Конспект познавательной деятельности «Сюрприз для мамы » в подготовительной группе «Радуга»

Тема недели «Моя семья»

г. Норильск – 2015 г.

Содержание и формы работы в структуре группового сбора:

  1. Начало группового сбора.(1 мин.)
  • Привлечение внимания детей «Мелодия Поля Мориа»
  • Сбор детей в центре групповой комнаты на ковре (сидя). Рядом поставлен мольберт, на который прикреплен информационный лист – модель дневного цикла жизнедеятельности группы на текущий день «План-дело-анализ».

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Что нужно сделать, чтобы узнать?

Реализуемая детьми компетенция:

  • Право самостоятельно принять решение об участии (неучастии) в общей деятельности;
  • Право выбора места среди других детей (с кем рядом, от кого подальше).

  1. Приветствие.(1-2 мин.)

Вопросы к детям:

  • Все ли нашли для себя местечко?
  • Все ли удобно устроились?
  • Какое у вас сегодня настроение?
  • Посмотрите друг на друга. У всех ли приветливые лица?
  • Здравствуйте! Я очень рада вас видеть!

Реализуемая детьми компетенция:

  • Право на выражение эмоционального состояния социально приемлемыми способами.

  1. Пальчиковая Игра «Это кто у нас?» (1-2 мин.)

Реализуемая детьми компетенция:

  • Право на участие (неучастие) в общем деле;
  • Право предложить и организовать свою игру.

  1. Обмен новостями.(3мин.)

Вопросы к детям:

  • Мы с вами не виделись целый вечер и ночь. Кто хотел бы поделиться своими новостями?
  • Ребятки, а кто помнит наше правило при обмене новостями? (Дети отвечают: «Говорим по одному и внимательно слушаем друг друга». В случае затруднения, воспитатель обращает внимание на информационную доску, на которой данное правило зарисовано.)

(Воспитатель внимательно выслушивает всех желающих поделиться новостями детей. Не делает различий между хорошими и плохими новостями. Новость-это свершившийся факт, который изменить нельзя.

Реализуемая детьми компетенция:

  • Право быть услышанным;
  • Право вести диалог (монолог), выразить свою точку зрения.

  1. Планирование. Выбор темы.(2-3 мин.)

Речь воспитателя:

  • Мотивация: «А у меня сегодня тоже есть новость. В нашей семье скоро праздник. У моей мамы скоро день рождения. А я не знаю -чем ее порадовать… Думаю, без вашей помощи мне сегодня не обойтись…..
  • Выявление знаний и опыта детей по теме дня «Моя семья»:
  • Давайте ВСПОМНИМ, что мы знаем о семье? Что это такое?
  • Кто стоит на страже семьи? Охраняет ее интересы? Является добытчиком? (папа)
  • Кто дарит нам любовь и тепло? Кто пожалеет и накормит вкусно? Кого называют «хранительницей очага»? (мама)
  • Что нужно делать всем членам семьи, чтобы мама всегда была здорова и счастлива? ( ответы детей: дарить любовь, помогать, не огорчать…)

(Все высказывания детей были записаны печатными буквами младшим воспитателем в первую графу таблицы «Что мы знаем?». В скобочках записывается имя ребенка, высказавшего свое мнение)

Что мы знаем?

«Семья-это родители и Я» (Сережа)

«Семья- это 7-Я» (Максим)

« В семье нам тепло и комфортно». (Алиса)

И т.д.

  • Что ещё вам хотелось бы узнать по этой теме?

(Вопросы детей также записываются ассистентом (мл.воспитателем)).

Что мы хотим узнать?

«Бабушка и дедушка –это тоже семья?» (Феган)

«Все ли люди на земле имеют семью?» (Кирилл)

«А животные тоже живут в семье?» (Матвей О.)

Воспитатель уточняет у детей, на какие интересующие их вопросы, по их мнению, они могут найти ответ уже сегодня.

  • Как ты думаешь, можно ли узнать ответ на твой вопрос уже сегодня или надо кого-то спросить из взрослых?
  • Как вы думаете, где ещё вы можете найти ответы на свои вопросы?

То есть педагог не оставляет без внимания ни один заданный детьми вопрос. После чего, сообщает о том, что ответ на некоторые вопросы дети узнают сегодня, в течение дня, посмотрев фильм; поиграв в с/р игру «Семья» (например, ответ на последний вопрос).

(Ответы воспитанников аналогично записываются).

Что нужно сделать, чтобы узнать?

«Спросить у родителей» ()

«Попросить рассказать воспитателя» ()

«Посмотреть в энциклопедии» ()

«Посмотреть в телевизоре какую-то программу, где про автобусы» ()

«Найти в интернете, у меня мама всегда там смотрит». ()

Реализуемая детьми компетенция:

  • Право и возможность участвовать в выборе темы дня;
  • Право свободно формулировать и предлагать тему, участвовать в совместном планировании, определяющем деятельность для всей группы;
  • Право и возможность проявлять избирательность в интересах.

(Заполненный бланк «Модель трёх вопросов» вывешивается в приёмной с целью непосредственного включения родителей в образовательную работу группы по теме «Моя семья»).

  1. Планирование действий на текущий день.(4-5 мин.)
  • Вспоминаем рассказ З. Воскресенской «Секрет»
  • Ситуация( фантазируем и представляем, что мы одна семья, и у нашей мамы день рождения)
  • «Мозговой штурм» ( эксперты(2-3 человека, выбранные экспертами за активное участие в беседе. Отмечаются значками) и дети , выдвигающие свои предложения)
  • Выбор экспертами наиболее приемлемых видов поздравлений, которые мы можем изготовить в группе)

Физминутка.

1, 2, 3, 4, 5

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим.

Голову подымем выше

И легко-легко подышим…

Раз, два! — выше голова,

Три, четыре — руки шире.

Пять, шесть — тихо сесть.

Раз — подняться, подтянуться,

Два — согнуться, разогнуться

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — за стол тихонько сядь.

  • Презентация центров активности.

- Кто оказался самым внимательным и заметил, что у нас в группе появилось что-то новое? Посмотрите, что я приготовила для вас в разных центрах. В центре творчества (искусства) я приготовила для вас картинки для вырезывания на тему «Моя семья», шаблоны для рисования, цветные карандаши, а главное алгоритм работы для создания коллажа в подарок маме.

В этом же центре можно слепить и украсить праздничный торт для мамы.( соленное тесто , изготовленное заранее, либо пластилин на усмотрение педагога).

В центре книги вас ждут энциклопедии для мальчиков и девочек, новые книги с рассказами, картинки с изображением мам, и их профессий. Мы можем посмотреть , прочитать и рассказать своим родителям и друзьям.

Также вас ждут центры игры, конструирования ( замок для мамы).

В центре экспериментирования (шары, мешок, доска, лента)-для изготовления матраса.

В Центре логопедическом- буквенные конструкторы, буквы в различных исполнениях( бумажные, игрушечные)- для составления предложения для мамочки.

В этом центре наборы творческие с бусинами ( для изготовления бус для мамы).

В Театральном центе- ребята могут проиграть маленькую сценку пародию про маму.

Подумайте и решите, кто в какой Центр пойдёт работать, и какой план у вас будет сегодня.(Дети определяются с выбором центра и на планшет, на котором изображены центры, вешают брелочки с выбором центров).

(Всё это позволит каждому откликнувшемуся воспитаннику самостоятельно спланировать свои действия на день, выбрать партнёров деятельности).

Реализуемые детьми компетенции:

  • Право принятия самостоятельного решения относительно собственной занятости, направленности деятельности, месте её реализации, партнёрстве или его отсутствии.

  1. Проговаривание плана.(1-2 мин.)
  • Уточнение последовательности действий («С чего ты хочешь начать свою работу? Что будешь делать потом?»);
  • Уточнение партнёров по деятельности («Кого бы ты хотел (а) пригласить поработать с собой?»);
  • Предложение воспитателем своей помощи (в случае необходимости).

Реализуемые детьми компетенции:

  • Право самостоятельно распределять обязанности (роли) в общем деле;
  • Право принять (или не принять) помощь взрослого
  • Право обращения к различным источникам знаний или опыта.

  1. Реализация плана.

Речь воспитателя:

  • - Ребята, кто уже сделал свой выбор? Пожалуйста, можете идти работать. Тем, кто ещё не решил, я напомню: у нас работает Центр книги, Центр искусства. В Центре конструирования вас ждут разные виды конструкторов.
  • Реализуемая детьми компетенция:
  • Право самостоятельно выбрать и по-своему использовать материалы, способы и последовательность действий;
  • Право самостоятельно договориться о распределении обязанностей внутри подгруппы и организовать деятельность;
  • Право обратиться за помощью к любому члену группы (воспитателю, другому взрослому, сверстнику);
  • Право самостоятельно определить объём (результат) своей работы;
  • Право прекратить работу раньше, чем будет получен результат;
  • Право переключиться на другой вид деятельности;
  • Право выбора и осуществления деятельности, не связанной с темой общего проекта.

  1. Анализ деятельности.

За 10-15минут до окончания работы раздается сигнал ( наш девиз «Радуга»), дети наводят порядок в центрах и собираются на месте группового сбора. Если у каждой группы уже работа закончена- то работа презентуется всем детям и гостям, если работа не закончена- предлагаем закончить позже, в течение дня.

С помощью атрибута ( сердечко)- каждая рабочая группа подводит итог своей деятельности. При подведении итогов- говорит только тот ребенок- у которого в руках атрибут-сердечко.

Вопросы детям:

  • Кто хочет рассказать о своей работе?
  • Какие трудности ты встретил(а)?
  • Что тебе удалось сделать сегодня?
  • Получилось ли у тебя то, что ты задумал(а)?
  • Как ты предполагаешь завершить работу?
  • Какие материалы можно ещё использовать?
  • Планируешь ли ты продолжить начатую работу?
  • Какой совет ты бы дал тому, кто решит завтра повторить твой план?

Реализуемая детьми компетенция:

  • Право выбора продукта для предъявления в качестве результата деятельности;
  • Право самостоятельно оценить достигнутый результат;
  • Право оценить успешность сотрудничества;
  • Право определения применения полученного результата.

Принципы работы:

Принцип открытости:

Ребёнок имеет право:

  • Участвовать или не участвовать в общем деле;
  • Представить или не представлять результаты своего дела;
  • Принять решение о продолжении (завершении) начатой работы.

Принцип диалогичности:

  • Все участники группового сбора имеют право обсуждать план, виды деятельности;
  • Все участники имеют возможность вхождения в беседу по поводу выполненной работы, полученного результата, перспектив её продолжения.

Принцип рефлексивности:

  • Развитие детской инициативы и творческих способностей;
  • Осознание ребёнком своих действий;
  • Самооценка результата;
  • Саморегуляция поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология индивидуализации обучения и развития "План-дело-анализ". Проект "Транспорт" в средней группе. Тема дня: "Общественный транспорт"

Приведён подробный план деятельности воспитателя по ФГОС ДО, начиная с утреннего группового сбора детей и заканчивая вечерним сбором....

Открытый показ занимательной деятельности по технологии план-дело-анализ с детьми подготовительной группы «Один день из жизни редакции экологического журнала «Зелёная планета».

данный материал будет полезен педагогам интересующимся экологическим воспитанием и работающим с детьми старшего дошкольного возраста....

Практикум «Поддержка детской инициативы при планировании образовательной деятельности» (Технология «План - дело - анализ» Л. В. Михайловой - Свирской)

Практикум «Поддержка детской инициативы при планировании образовательной деятельности» (Технология «План - дело - анализ» Л. В. Михайловой - Свирской)...

Конспект утреннего сбора по теме «Я вырасту здоровым!» с использованием технологии «План-Дело-Анализ» в подготовительной группе

Конспект утреннего сбора по теме "Я вырасту здоровым!" с использованием технологии "План-Дело- Анализ" в подготовительной группе...

Описание опыта работы "Подходы к планированию образовательной деятельности с использованием технологии «План-дело-анализ»

На первый план выдвигается становление ребенка как самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой, благодаря которой создается пространство социального опыта ребенка, он познает себ...