Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие».
план-конспект занятия (подготовительная группа)
«Формирование элементарных математических представлений. Шахматное образование.»
в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_polet_na_cherno-beluyu_planetu.docx | 20.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида»Радуга»
Технологическая карта
непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области «Познавательное развитие».
«Формирование элементарных математических представлений. Шахматное образование.»
в подготовительной группе
Составила: воспитатель Колесникова Е. В.
г. Югорск, 2016
Тема НОД: «Полет на Черно – белую планету».
Возрастная группа: подготовительная группа (6 - 7 лет)
Образовательная область: познавательное развитие
Цель НОД – формирование у детей представления о игре в шахматы.
Задачи НОД:
Образовательные
- познакомить детей с особенностями шахматной доски, некоторыми терминами, используемые в шахматах: поле, горизонталь, вертикаль, диагональ;
- учить детей правильно чередовать цвета при изготовлении макета шахматной доски;
- совершенствовать умение самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли.
Развивающие
- развивать познавательную активность;
- развивать логическое мышление;
- развивать умение вести диалог, умение отстаивать свою точку зрения;
- развивать двигательные навыки, выразительные движения.
Воспитательные
- воспитывать нравственные качества: отзывчивость, желание прийти на помощь;
- воспитывать интерес к игре в шахматы.
Тип НОД: усвоение новых знаний
Форма организации: фронтальная, индивидуальная.
Интеграция областей: формирование элементарных математических представлений, познавательное развитие, речевое развитие
Предварительная работа: чтение и отгадывание загадок о шахматных фигурах, раскрашивание шахматной доски и фигур, д/и «Какой фигуры не стало».
Оборудование: шахматные доски на каждого ребенка, шахматные фигуры, фишки, конверт с заданиями, черно-белые квадраты, мешочек, видеопослание девочки Клеточки, телевизор.
Этап, его продол- жительность | Задачи этапа | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности, № или образ слайда из мультимедийной презентации. | Деятельность педагога | Предполагаемая деятельность воспитанников |
1.Организационный этап 1 мин. | Создать эмоционально- положительный климат в группе детей; снять эмоциональное напряжение. | Ритуал приветствия «Здравствуй друг, как ты тут?» | Здравствуйте ребята. Давайте пройдем и поприветствуем друг друга и гостей. | Дети стоят в кругу на ковре. Приветствуют друг друга и гостей. |
2. Вводно - организационный | Закрепить умение детей находить части у какого-либо объекта и место его расположения. | Игра «Лифт» | Ребята, я приглашаю вас прокатиться на лифте. Где мы с вами в данный момент находимся? Где находится группа? Где находится детский сад? Где находится город? (подняться на лифте на верхний этаж). Самый верхний этаж это? В космосе мы очутились на неизвестной нам планете. | Дети присаживаются на ковер. Ответы на вопросы: в группе, в д/саду, в городе… космос |
Мотивационно – побудительный 1 мин. | Формирование представлений о предстоящей деятельности, её задачах | На экране изображение неизвестной черно- белой планеты и звучание сигнала SOS. Видеообращение от Девочки Клеточки: | - Ребята посмотрите на экран, что обозначает этот сигнал? - Правильно ребята что-то случилось и возможно необходима наша помощь. Давайте послушаем. «Ребята, в нашей Шахматной планете большой переполох, все фигуры переругались между собой, они говорят, что в наше время дети не любят и не умеют играть в шахматы. Это правда? Ну, вот и я им говорю. А вы любите заниматься шахматами? Ребята, помогите мне, я подготовила для вас задания, если вы справитесь, то фигуры поймут, что дети любят и умеют играть в шахматы и помирятся.Конверт с заданиями.спрятан в группе, вы легко сможете отличить его». - Вот мы и узнали, что это за планета. - Да это шахматная планета. - Для начала нужно найти конверт на этой планете. Если речь идет о шахматах, как вы думаете, где может находиться конверт? Ребята, поможем шахматной планете? | Ответы детей: Это сигнал обозначающий опасность Дети прослушивают видеообращение Девочки – клеточки. Ответы детей: Нет, это не правда. Да, мы любим, играть в шахматы. Дети находят конверт в шахматном уголке. |
2.Основной этап 20 мин. | Развивать связную речь. Формировать представления детей о шахматной доске | Беседа | - Что бы выполнить первое задание, давайте вспомним, как шахматная доска выглядит и из чего состоит? - Какие по цвету эти клетки? - Правильно! Это поля. Светлые квадратики- белые поля, а темные квадратики-черные поля. - Они располагаются определенным образом, кто скажет, как именно? | Дети подходят к столам, где для каждого стоят шахматные доски. Ответы детей: шахматная доска аккуратно расчерчена на равные клетки квадратики. Расположены поочередно, по порядку, черные и белыечередуются. |
Умение ориентироваться на плоскости. | Игровое упражнение: «Собери шахматную доску» | - Давайте попробуем собрать шахматную доску. | Дети собирают на ковре шахматную доску. | |
Закрепить освоенные понятия шахматной доски. | Беседа – обсуждение «Основные шахматные понятия». | - А вы знаете о том, что на шахматной доске есть улицы, те улицы, которые идут слева направо, называются Горизонталями, а те, которые расположены снизу-вверх – Вертикалями. - Сосчитайте, сколько вертикальных улиц? - А сколько горизонтальных? - Горизонтальные улицы обозначаются цифрами от 1 до 8, вертикальные – латинскими буквами. Вертикальные нам поможет запомнить наша помощница считалка: «Артисту Биму Циркуль Дашь Его Фамилия Же а-Ш». - Покажите, пожалуйста, фишками горизонтальную линию и вертикальную. - Молодцы! На доске есть еще и переулки, большие и маленькие, они называются Диагоналями. Проходят они наискосок, и всегда одного цвета или белые, или черные. - Покажите самую длинную черную диагональ, самую длинную белую диагональ. | Отвечают на заданные вопросы: 8 вертикальных и 8 горизонтальных. Чтение считалки Дети работают за столами на шахматных досках, каждый ребенок выкладывает фишками определенные ориентиры. | |
Развивать познавательный интерес и элементы логического мышления. | Игровое упражнение «Чудесный мешочек» | - Переходим ко второму заданию: - Попробуйте вспомнить, как зовут жителей шахматной планеты. - Узнайте фигуру на ощупь и назовите ее. - Молодцы! Справились с заданием. -Идем дальше | Дети по очереди определяют попадающуюся шахматную фигуру, называют ее, выставляют на стол. | |
Активизировать мыслительную деятельность дошкольников. | Дидактическая игра «Большая и маленькая» | - Ребята, все шахматные фигуры очень любят строиться по росту, поможем фигурам? - Какая фигура самая высокая? (Король). - Кто встанет за королем? (Ферзь, слон, конь, ладья, пешка) - Молодцы! Справились и с этим заданием! Идем дальше. | Перед детьми шесть разных шахматных фигур. Дети выделяют самую высокую из оставшихся фигур, поэтапно выполняя заданиевыстраивают все фигуры на шахматном поле. | |
Развивать мышление, память, наблюдательность, внимание | Игра: «Загадки из тетрадки» | - В следующем задании будьте внимательны, постарайтесь правильно ответить на вопросы. - На каком поле не растут цветы? - Какая по форме шахматная доска? - Что по размеру меньше шахматная доска или шахматное поле? - Какие поля больше: белые или черные? - Сколько линий на доске и как они называются? - Какая по высоте самая низкая шахматная фигура? | Ответы детей: Цветы не растут на шахматном поле. Шахматная доска по форме квадратная. По размеру меньше шахматное поле. Белые и черные поля одинаковые. На доске 8 линий - горизонтали, 8 линий – вертикали, диагонали. По высоте самая низкая шахматная фигура - пешка. | |
3.Заключительный этап. Рефлексия, 5 мин. | Закрепить эмоционально- положительный климата в группе детей. Снять эмоциональное напряжение. Формировать адекватную самооценку. | Звучит звуковой сигнал с телевизора. Видео сообщение от девочки Клеточки: | -Молодцы ребята! Мы выполнили все задания. - Как вы думаете, мы помогли шахматной планете? - Поступил сигнал, послушайте внимательно, что нам сообщат на этот раз. «Ребята, какие вы молодцы! Выполнив все задания и спасли шахматную планету. Сейчас, зная, что дети любят играть в шахматы, на нашей планете все будут жить дружно. До скорой встречи!» - Ребята, вам понравилось наше путешествие? - На какой планете мы с вами были? - Как называется игровое поле для игры в шахматы? - Из каких квадратов состоит шахматная доска? - Как расположены диагонали на шахматной доске? - Как называются улицы на шахматной доске? - Ребята, посмотрите, как много у меня предметов, что это за предметы? - Если вам понравилось, наше путешествие предлагаю выбрать белую фигуру, а если у вас возникали трудности и вы не могли с ними справиться, то выберите чёрную фигуру. - Молодцы, вы все справились с заданиями, были активными, внимательными и помогли жителям шахматной планеты. - Спасибо, мне очень понравилось с вами играть! | Да, мы выполнили все задания и помогли шахматной планете. Дети прощаются с девочкой Клеточкой. Ответы детей. Дети выбирают белые и черные шахматные фигуры для оценки занятия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта НОД по образовательной области "Познавательное развитие" раздел ФЭМП в старшей группе
Технологическая НОД ФЭМП в старшей группе по теме "Временная матрёшка". Цель:формирование временных представлений, расширение представления детей о неделе, сутках, часе, минуте, секунде их характерных...
технологическая карта НОД по образовательной области "Познавательное развитие" раздел ФЭМП в средней группе
«Игра – путешествие»Цель: 1. Закреплять счетные умения и умения соотносить цифру с количеством (1-5);2. Закреплять знания геометрических фигуры (круг, квадрат, прям...
Технологическая карта НОД по образовательной области "Познавательное развитие" на тему "Город, в котором мы живем" Средняя группа.
НОД на тему "Город, в котором мы живем" по образовательной области "Познавательное развитие" представлен в виде технологической карты, в соответствии с требованиями ФГОС ДО....
Технологическая карта НОД по образовательной области "Познавательное развитие" на тему: "Моя любимая семья" Младшая группа
Формирование представлений детей о семье и членах своей семьи...
Технологическая карта НОД по образовательной области «Познавательное развитие». Раздел «Ознакомление с окружающим» в группе раннего возраста используя технологию ОТСМ-ТРИЗ
Цель –формирование у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения признаков у объектов, создание условий для развития логического мышления и речи детей....
Технологическая карта НОД по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП) для детей средней группы компенсирующей направленности с умственной отсталостью (легкой степени)
Непосредственно образовательная деятельность для детей 4-5 лет разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образовательного учреждения, разработанной в соответст...