Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Колесникова Екатерина Васильевна

«Формирование элементарных математических представлений. Шахматное образование.»

в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_polet_na_cherno-beluyu_planetu.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида»Радуга»

Технологическая карта

непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие».

«Формирование элементарных математических представлений. Шахматное образование.»

в подготовительной группе

Составила: воспитатель Колесникова Е. В.

г. Югорск, 2016

Тема НОД: «Полет на Черно – белую планету».

Возрастная группа: подготовительная группа (6 - 7 лет)

Образовательная область: познавательное развитие

Цель НОД – формирование у детей представления о игре в шахматы.

Задачи НОД:

Образовательные

- познакомить детей с особенностями шахматной доски, некоторыми терминами, используемые в шахматах: поле, горизонталь, вертикаль, диагональ;

- учить детей правильно чередовать цвета при изготовлении макета шахматной доски;

- совершенствовать умение самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли.

Развивающие

- развивать познавательную активность;

- развивать логическое мышление;

- развивать умение вести диалог, умение отстаивать свою точку зрения;

- развивать двигательные навыки, выразительные движения.

Воспитательные

- воспитывать нравственные качества: отзывчивость, желание прийти на помощь;

- воспитывать интерес к игре в шахматы.

Тип НОД: усвоение новых знаний

Форма организации: фронтальная, индивидуальная.

Интеграция областей: формирование элементарных математических представлений, познавательное развитие, речевое развитие

Предварительная работа: чтение и отгадывание загадок о шахматных фигурах, раскрашивание шахматной доски и фигур, д/и «Какой фигуры не стало».

Оборудование: шахматные доски на каждого ребенка, шахматные фигуры, фишки, конверт с заданиями, черно-белые квадраты, мешочек, видеопослание девочки Клеточки, телевизор.

Этап, его продол-

жительность

Задачи этапа

Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности, № или образ слайда из мультимедийной презентации.

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность воспитанников

1.Организационный этап 1 мин.

Создать эмоционально- положительный климат в группе детей; снять эмоциональное напряжение.

Ритуал приветствия «Здравствуй друг, как ты тут?»

Здравствуйте ребята. Давайте пройдем и поприветствуем друг друга и гостей.

Дети стоят в кругу на ковре. Приветствуют друг друга и гостей.

2. Вводно - организационный

Закрепить умение детей находить части у какого-либо объекта и место его расположения.

Игра «Лифт»

Ребята, я приглашаю вас прокатиться на лифте.

Где мы с вами в данный момент находимся?

Где находится группа?

Где находится детский сад?

Где находится город? (подняться на лифте на верхний этаж).

Самый верхний этаж это?

В космосе мы очутились на неизвестной нам планете.

Дети присаживаются на ковер.

Ответы на вопросы: в группе,

в д/саду,

в городе…

космос

Мотивационно – побудительный

1 мин.

Формирование представлений о предстоящей деятельности, её задачах

На экране изображение неизвестной черно- белой планеты и звучание сигнала SOS.

Видеообращение от Девочки Клеточки:

- Ребята посмотрите на экран, что обозначает этот сигнал?

- Правильно ребята что-то случилось и возможно необходима наша помощь. Давайте послушаем.

«Ребята, в нашей Шахматной планете большой переполох, все фигуры переругались между собой, они говорят, что в наше время дети не любят и не умеют играть в шахматы. Это правда? Ну, вот и я им говорю. А вы любите заниматься шахматами? Ребята, помогите мне, я подготовила для вас задания, если вы справитесь, то фигуры поймут, что дети любят и умеют играть в шахматы и помирятся.Конверт с заданиями.спрятан в группе, вы легко сможете отличить его».

 - Вот мы и узнали, что это за планета.

- Да это шахматная планета.

- Для начала нужно найти конверт на этой планете. Если речь идет о шахматах, как вы думаете, где может находиться конверт?

Ребята, поможем шахматной планете?

Ответы детей: Это сигнал обозначающий опасность Дети прослушивают видеообращение Девочки – клеточки.

Ответы детей: Нет, это не правда. Да, мы любим, играть в шахматы.

Дети находят конверт в шахматном уголке.

2.Основной этап

20 мин.

Развивать связную речь.

Формировать представления детей о шахматной доске

Беседа

- Что бы выполнить первое задание, давайте вспомним, как шахматная доска выглядит и из чего состоит?

- Какие по цвету эти клетки?

- Правильно! Это поля. Светлые квадратики- белые поля, а темные квадратики-черные поля.

- Они располагаются определенным образом, кто скажет, как именно?

Дети подходят к столам, где для каждого стоят шахматные доски.

Ответы детей: шахматная доска аккуратно расчерчена на равные клетки квадратики.

Расположены поочередно, по порядку, черные и белыечередуются.

Умение ориентироваться на плоскости.

Игровое упражнение: «Собери шахматную доску»

- Давайте попробуем собрать шахматную доску.

Дети собирают на ковре шахматную доску.

Закрепить освоенные понятия шахматной доски.

Беседа – обсуждение «Основные шахматные понятия».

- А вы знаете о том, что на шахматной доске есть улицы, те улицы, которые идут слева направо, называются Горизонталями, а те, которые расположены снизу-вверх – Вертикалями.

- Сосчитайте, сколько вертикальных улиц?

- А сколько горизонтальных?

 - Горизонтальные улицы обозначаются цифрами от 1 до 8, вертикальные – латинскими буквами. Вертикальные нам поможет запомнить наша помощница считалка:

«Артисту Биму Циркуль Дашь Его Фамилия Же а-Ш».

- Покажите, пожалуйста, фишками горизонтальную линию и вертикальную.

- Молодцы! На доске есть еще и переулки, большие и маленькие, они называются Диагоналями. Проходят они наискосок, и всегда одного цвета или белые, или черные.

- Покажите самую длинную черную диагональ, самую длинную белую диагональ.

Отвечают на заданные вопросы: 8 вертикальных и 8 горизонтальных.

Чтение считалки

Дети работают за столами на шахматных досках, каждый ребенок выкладывает фишками определенные ориентиры.

Развивать познавательный интерес и элементы логического мышления.

Игровое упражнение «Чудесный мешочек»

- Переходим ко второму заданию: - Попробуйте вспомнить, как зовут жителей шахматной планеты.

- Узнайте фигуру на ощупь и назовите ее.

- Молодцы! Справились с заданием.

-Идем дальше

Дети по очереди определяют попадающуюся шахматную фигуру, называют ее, выставляют на стол.

Активизировать мыслительную деятельность дошкольников.

Дидактическая игра «Большая и маленькая»

- Ребята, все шахматные фигуры очень любят строиться по росту, поможем фигурам?

- Какая фигура самая высокая? (Король).

- Кто встанет за королем? (Ферзь, слон, конь, ладья, пешка)

- Молодцы! Справились и с этим заданием! Идем дальше.

Перед детьми шесть разных шахматных фигур. Дети выделяют самую высокую из оставшихся фигур, поэтапно выполняя заданиевыстраивают все фигуры на шахматном поле.

Развивать мышление, память, наблюдательность, внимание

Игра: «Загадки из тетрадки»

- В следующем задании будьте внимательны, постарайтесь правильно ответить на вопросы.

 - На каком поле не растут цветы?

 - Какая по форме шахматная доска?

- Что по размеру меньше шахматная доска или шахматное поле?

 - Какие поля больше: белые или черные?

- Сколько линий на доске и как они называются?

 - Какая по высоте самая низкая шахматная фигура?

Ответы детей: Цветы не растут на шахматном поле.

 Шахматная доска по форме квадратная.

По размеру меньше шахматное поле.

Белые и черные поля одинаковые.

На доске 8 линий - горизонтали, 8 линий – вертикали, диагонали.

По высоте самая низкая шахматная фигура - пешка.

3.Заключительный этап. Рефлексия,

5 мин.

Закрепить эмоционально- положительный климата в группе детей. Снять эмоциональное напряжение. Формировать адекватную самооценку.

Звучит звуковой сигнал с телевизора.

 Видео сообщение от девочки Клеточки:

-Молодцы ребята! Мы выполнили все задания.

 - Как вы думаете, мы помогли шахматной планете?

 - Поступил сигнал, послушайте внимательно, что нам сообщат на этот раз.

 «Ребята, какие вы молодцы! Выполнив все задания и спасли шахматную планету. Сейчас, зная, что дети любят играть в шахматы, на нашей планете все будут жить дружно. До скорой встречи!»

- Ребята, вам понравилось наше путешествие?

- На какой планете мы с вами были?

- Как называется игровое поле для игры в шахматы?

- Из каких квадратов состоит шахматная доска?

- Как расположены диагонали на шахматной доске?

- Как называются улицы на шахматной доске?

- Ребята, посмотрите, как много у меня предметов, что это за предметы?

- Если вам понравилось, наше путешествие предлагаю выбрать белую фигуру, а если у вас возникали трудности и вы не могли с ними справиться, то выберите чёрную фигуру.

- Молодцы, вы все справились с заданиями, были активными, внимательными и помогли жителям шахматной планеты.

- Спасибо, мне очень понравилось с вами играть!

Да, мы выполнили все задания и помогли шахматной планете.

 Дети прощаются с девочкой Клеточкой.

Ответы детей.

Дети выбирают белые и черные шахматные фигуры для оценки занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта НОД по образовательной области "Познавательное развитие" раздел ФЭМП в старшей группе

Технологическая НОД ФЭМП в старшей группе по теме "Временная матрёшка". Цель:формирование временных представлений, расширение представления детей о неделе, сутках, часе, минуте, секунде их характерных...

технологическая карта НОД по образовательной области "Познавательное развитие" раздел ФЭМП в средней группе

«Игра – путешествие»Цель: 1.    Закреплять счетные умения и умения соотносить цифру с количеством (1-5);2.    Закреплять знания геометрических фигуры (круг, квадрат, прям...

Технологическая карта НОД по образовательной области "Познавательное развитие" на тему "Город, в котором мы живем" Средняя группа.

НОД на тему "Город, в котором мы живем" по образовательной области "Познавательное развитие" представлен в виде технологической карты, в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

Технологическая карта НОД по образовательной области «Познавательное развитие». Раздел «Ознакомление с окружающим» в группе раннего возраста используя технологию ОТСМ-ТРИЗ

Цель  –формирование у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения  признаков у объектов, создание условий для развития логического мышления и речи детей....

Технологическая карта НОД по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП) для детей средней группы компенсирующей направленности с умственной отсталостью (легкой степени)

Непосредственно образовательная деятельность для детей 4-5 лет разработана  в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образовательного учреждения, разработанной в соответст...