Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста через утренний сбор
статья (старшая группа)
В соответсвии с Федеральным Госдарственным Стандартом образовательный процесс в дошкольном учреждении должен быть направлен на качественую и плодотворную организацию совместной деятельности взрослых и детей. И, очень важно отметить, что в ходе деятельности и взрослые и дети должны выступать разноправными партнерами. Как один из вариантов такого сотрудничества является утренний сбор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_belkova_statya.docx | 19.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Белкова В.С.,
воспитатель,
МБДОУ «ЦРР – детский сад «Хрусталик»,
г.Абакан
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ УТРЕННЕГО СБОРА
Первоначальная функция речи – коммуникативная.
Речь есть, прежде всего, средство социального общения,
средство высказывания и понимания
Л.С. Выготский
Образование сегодня невозможно представить без внедрения в него инновационных технологий, направленных на развитие личности ребенка.
В соответствии с Федеральным Государственным Стандартом образовательный процесс в дошкольном учреждении должен быть направлен на качественную и плодотворную организацию совместной деятельности взрослых и детей. И, очень важно отметить, что в ходе деятельности и взрослые и дети должны выступать равноправными партнерами[1].
Как один из вариантов такого сотрудничества является утренний сбор
Утренний сбор – это форма организации образовательного процесса в ходе совместной деятельности взрослого и ребенка направленная на развитие детской активности.
В ходе наблюдения за детьми в старшей группе «Росинка» мы выяснили, что дети испытывали затруднения в общении со сверстниками: они не могли договориться в процессе игр, конфликтовали по любому поводу, старались показать свое превосходство над другими детьми, на задаваемые им вопросы отвечали молчанием. Очень важно, чтобы дети к школе развили собственные коммуникативные навыки, не закрывались в себе и не боялись ошибаться в ответах на вопросы[2]. Именно поэтому мы стали использовать в работе с детьми технологию утреннего сбора, как один из режимных моментов в совместной деятельности нашей группы.
Как правило, утренний сбор мы начинали со звукового сигнала колокольчика. Звук колокольчика помогал не только настроить детей на дальнейшую деятельность, но и развивать слуховое восприятие.После того как дети рассаживались ь на ковре, начиналось их приветствие. Для этого в нашей группе естьразноцветные шляпы и мячи. Передавая предмет по кругу, дети говорили: «Здравствуй мой друг (подруга) …» при этом называя имя ребенка. Также, для приветствия мы использовали и клубок ниток. В процессе данного действия из этих ниток у нас получалась паутинка. Все действия всегда сопровождались словами - пояснениями.
После приветствия, мы выбирали число тишины на день. Это упражнение помогалоосуществлять самоконтроль высоты собственного голоса детей в их свободной деятельности, а так же способствовало развитию их слухового восприятия. Данное число выбиралось группой детей путем открытого голосования.
Еще одна часть утреннего сбора – это речевая игра, котораяорганизовывалась как спонтанная, предложенная ребенком или взрослым, так, и была приурочена к теме недели или к проекту. Игра проводилась как с предметом, так и без него. Вначале нашей работы данные игры предлагал взрослый (простые по правилам), отталкиваясь от темы недели, чтобы детям было проще ориентироваться в правилах и многообразии игр. Постепенно дети сами стали предлагать игры, которые им нравились или придумывать свои.
Обмен информацией – это самая длительная по времени часть утреннего сбора. Она имела разные формы: интервью (когда используется микрофон или его заменитель и выбирается ребенок – журналист), монолог (когда ребенок рассказывает интересный случай из своего опыта), диалог (когда разговор происходит в плане вопрос – ответ). Но чаще всего использовался диалог – рассуждение «Что будет, если …?». В ходе данного диалога развивается у детей мышление, воображение, слух, речь, логика.
Благодаря утреннему сбору внашей группе установился благоприятный и комфортный психологический климат. Дети научились понятно, красиво и интересно описывать свои мысли, понимать и уважать мнение других детей, отстаивать свою точку зрения, практически перестали конфликтовать Так же, дети научились планировать свою деятельность и следовать своему жеплану.
В настоящее время утренний сбор в нашей разновозрастной группе дети проводят самостоятельно, при косвенном руководстве взрослого. Старшие дети учат младших тому, чему научились когда-то сами. Такое сотрудничество взрослых и детей осуществляется в нашей группе под девизом: «Ни шагу назад, ни шагу на месте. А только вперед и только все вместе»
Таким образом, утренний сбор как режимный момент, в полной мере способствуетразвитию коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста, умения не бояться задаваемых вопросов, слушать и слышать, а также, позволяет создать атмосферу, в которой ребенок может позитивно общаться со сверстниками и взрослыми на основе принципа партнерства.
Библиографический список
1 Свирская Л.В. Детский совет: методические рекомендации для педагогов. М.: Издательство «Национальное образование», 2015 г – 80 с
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2015. – 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста
В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений, и результаты полученного в этот период опыта в немалой степени зависят от педагогов детского сада. Спос...
Взаимодействие педагога-психолога и воспитателей по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста как одного из компонентов психологической готовности к школе
Формирование коммуникативной компетенции в старшем дошкольном возрасте является крайне актуальным направлением профессиональной деятельности воспитателя. К сожалению, реалии современной жизни таковы, ...
Формирование и развитие социальных компетенций у детей старшего дошкольного возраста через психологическую сказку.
Данный материал освещает основные понятия и вопросы в сфере социального развития детей старшего дошкольного возраста. Как один из самых ресурсных методов, сказкатерапия является освновным инструментом...
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ (из опыта работы)
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ (из опыта работы)...
Статья «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
В статье рассматриваются игры-ситуации в театрализованной деятельности как средство развития коммуникативных навыков дошкольников....
Мастер-класс для педагогов "Развитие познавательных компетенций у детей старшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность"
Поделиться с педагогами опытом по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность. Представить одну из форм проведения опытно-экспериментальн...
Статья: "Развитие исследовательской компетенции у детей старшего дошкольного возраста через кружковую работу экологического содержания"
В статье раскрываются особенности формирования исследовательской компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности в условиях экологического кружка в дошк...