Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста через утренний сбор
статья (старшая группа)

Белкова Виктория Сергеевна

В соответсвии с Федеральным Госдарственным Стандартом образовательный процесс в дошкольном учреждении должен быть направлен на качественую и плодотворную организацию совместной деятельности взрослых и детей. И, очень важно отметить, что в  ходе деятельности и взрослые и дети должны выступать разноправными партнерами. Как один из вариантов такого сотрудничества является утренний сбор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_belkova_statya.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Белкова В.С.,

воспитатель,

 МБДОУ «ЦРР – детский сад «Хрусталик»,

г.Абакан

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ УТРЕННЕГО СБОРА

Первоначальная функция речи – коммуникативная.

Речь есть, прежде всего, средство социального общения,

средство высказывания и понимания

Л.С. Выготский

Образование сегодня невозможно представить без внедрения в него инновационных технологий, направленных на развитие личности ребенка.

В соответствии с Федеральным Государственным Стандартом образовательный процесс в дошкольном учреждении должен быть направлен на качественную и плодотворную организацию совместной деятельности взрослых и детей. И, очень важно отметить, что в ходе деятельности и взрослые и дети должны выступать равноправными партнерами[1].

Как один из вариантов такого сотрудничества является утренний сбор

Утренний сбор – это форма организации образовательного процесса в ходе совместной деятельности взрослого и ребенка направленная на развитие детской активности.

В ходе наблюдения за детьми в старшей группе «Росинка» мы выяснили, что дети испытывали затруднения в общении со сверстниками: они не могли договориться в процессе игр, конфликтовали по любому поводу, старались показать свое превосходство над другими детьми, на задаваемые им вопросы отвечали молчанием. Очень важно, чтобы дети к школе развили собственные коммуникативные навыки, не закрывались в себе и не боялись ошибаться в ответах на вопросы[2]. Именно поэтому мы стали использовать в работе с детьми технологию утреннего сбора, как один из режимных моментов в совместной деятельности нашей группы.

Как правило, утренний сбор мы  начинали со звукового сигнала колокольчика. Звук колокольчика помогал не только настроить детей на дальнейшую деятельность, но и развивать  слуховое восприятие.После того как  дети рассаживались ь на ковре, начиналось их приветствие. Для этого в нашей группе естьразноцветные шляпы  и  мячи. Передавая предмет по кругу,  дети говорили: «Здравствуй мой друг (подруга) …» при этом называя  имя ребенка. Также, для приветствия мы использовали и клубок ниток. В процессе данного действия из этих ниток у нас получалась паутинка. Все действия всегда сопровождались  словами - пояснениями.

После приветствия, мы  выбирали число тишины на день. Это упражнение помогалоосуществлять самоконтроль высоты собственного голоса детей в их свободной деятельности, а так же способствовало  развитию их слухового восприятия. Данное число  выбиралось группой детей  путем открытого голосования.

Еще одна часть утреннего сбора – это речевая игра, котораяорганизовывалась как спонтанная, предложенная ребенком или взрослым, так, и была приурочена к теме недели или к проекту. Игра  проводилась как с предметом, так и без него. Вначале нашей работы данные игры предлагал взрослый (простые по правилам), отталкиваясь от темы недели, чтобы детям было проще ориентироваться в правилах и многообразии игр. Постепенно дети сами стали предлагать игры, которые им нравились или придумывать  свои.

Обмен информацией – это самая длительная по времени часть утреннего сбора. Она  имела разные формы: интервью (когда используется микрофон или его заменитель  и выбирается ребенок – журналист), монолог (когда ребенок рассказывает интересный случай из своего опыта), диалог (когда разговор происходит в плане вопрос – ответ). Но чаще всего использовался  диалог – рассуждение «Что будет, если …?». В ходе данного диалога развивается у детей мышление, воображение, слух, речь, логика.

Благодаря утреннему сбору внашей группе установился благоприятный и комфортный психологический климат. Дети научились понятно, красиво и интересно описывать свои мысли, понимать и уважать мнение других детей, отстаивать свою точку зрения, практически перестали конфликтовать Так же,  дети научились планировать свою деятельность и следовать своему жеплану.

В настоящее время утренний сбор в нашей разновозрастной группе дети проводят самостоятельно, при косвенном руководстве взрослого. Старшие дети  учат младших тому, чему научились когда-то сами.  Такое сотрудничество взрослых и детей осуществляется  в нашей группе под девизом: «Ни шагу назад, ни шагу на месте. А только вперед и только все вместе»

Таким образом, утренний сбор как режимный момент, в полной мере способствуетразвитию коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста, умения не бояться задаваемых вопросов, слушать и слышать, а также, позволяет создать атмосферу, в которой ребенок может позитивно общаться  со сверстниками и взрослыми на основе принципа партнерства.

Библиографический список

1 Свирская Л.В. Детский совет: методические рекомендации для педагогов. М.: Издательство «Национальное образование», 2015 г – 80 с

2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2015. – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста

В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений, и результаты полученного в этот период опыта в немалой степени зависят от педагогов детского сада. Спос...

Взаимодействие педагога-психолога и воспитателей по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста как одного из компонентов психологической готовности к школе

Формирование коммуникативной компетенции в старшем дошкольном возрасте является крайне актуальным направлением профессиональной деятельности воспитателя. К сожалению, реалии современной жизни таковы, ...

Формирование и развитие социальных компетенций у детей старшего дошкольного возраста через психологическую сказку.

Данный материал освещает основные понятия и вопросы в сфере социального развития детей старшего дошкольного возраста. Как один из самых ресурсных методов, сказкатерапия является освновным инструментом...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ (из опыта работы)

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ (из опыта работы)...

Статья «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

В статье рассматриваются игры-ситуации в театрализованной деятельности как средство развития коммуникативных навыков дошкольников....

Мастер-класс для педагогов "Развитие познавательных компетенций у детей старшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность"

Поделиться с педагогами опытом по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность. Представить одну из форм проведения опытно-экспериментальн...

Статья: "Развитие исследовательской компетенции у детей старшего дошкольного возраста через кружковую работу экологического содержания"

В статье раскрываются особенности формирования исследовательской компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности в условиях экологического кружка в дошк...