Эстетическое воспитание дошкольников
консультация
Эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. При аттестации детских садов это направление выделяется как приоритетное наряду с интеллектуальным и физическим развитием детей. Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребёнка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает. Для эстетического развития личности ребёнка огромное значение имеют разнообразные художественные деятельности – изобразительная, речевая, художественно – речевая, игровая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирования у детей эстетических интересов, потребностей, а так же эстетического вкуса и способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_estetiechkoe_vospitanie.docx | 18.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация "Эстетическое воспитание дошкольников"
Эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. При аттестации детских садов это направление выделяется как приоритетное наряду с интеллектуальным и физическим развитием детей. Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребёнка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает. Для эстетического развития личности ребёнка огромное значение имеют разнообразные художественные деятельности – изобразительная, речевая, художественно – речевая, игровая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирования у детей эстетических интересов, потребностей, а так же эстетического вкуса и способностей.
Работа по эстетическому воспитанию строится на следующих принципах:
- эстетическое воспитание осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в дошкольном учреждении. Деятельность педагогов по развитию художественного творчества детей рассматривается как органическая часть общей педагогической работы;
- детское творчество связанно с жизнью, эта связь обогащает содержание детской художественной деятельности;
- художественно-творческая деятельность взаимосвязана со всей воспитательно-образовательной работой;
- вариативность содержания, форм и методов художественной деятельности;
- индивидуальный подход в эстетическом воспитании, основанный на выявлении индивидуальных различий детей и определении оптимальных путей развития творческих способностей каждого ребёнка;
- всеобщность эстетического воспитания и занятий с детьми художественным творчеством, выражающаяся в том, что эстетическим воспитанием и художественными деятельностями охватываются все дети без исключения. Это не означает, конечно, что не надо дифференцировать детей, выделять одаренных и дополнительно проводит занятия с детьми, проявляющими повышенный интерес, например, к изобразительной деятельности. Так же следует выделять детей, испытывающих затруднения в овладении той или иной деятельностью.
Работа по эстетическому воспитанию должна осуществляться в течение всего дня начиная с прихода детей в детский сад. Принимая детей в группу, воспитателю следует спрашивать детей о том, что они видели по дороге в детский сад, предлагать описать виденное, подчеркнуть, что особенно понравилось. Можно расспросить детей и об их любимых сказках, стихах, если будет подходящая ситуация, прочитать им стихотворение, рассказать о том, что сам видел, идя в детский сад. Такое содержательное общение необходимо детям. Оно будет стимулировать желание увидеть красоту окружающей жизни. Каждый момент детской жизни должен быть пронизан эстетикой, поэтому важно создать эстетическую среду, чтоб детей окружала красота.
Для малыша творческое начало в создании изображения может проявляться в изменении величины предметов, изображаемых им. Например, дети лепят яблоки, и если кто-то из них, слепив яблоко, затем изображает яблоко поменьше или побольше, то для него это будет творческим решением. Проявлением творчества детей этого возраста можно считать и дополнения изображения какими-то деталями: например, к вылепленному яблоку малыш прикрепляет палочку (черешок), к шарику – верёвочку и т.п. Творческий подход к изображению может выразится в изменении цвета: например, нарисовав красное яблоко, ребёнок рядом (по своей инициативе) рисует жёлтое или зеленое. Дети могут вносить различные дополнения, связанные с темой. Например, дети средней группы по заданию педагога рисуют птицу, кто какую захочет. Закончив изображение, мальчик из раскрытого клювика выводит тонкие волнистые линии: «Птичка поёт, - объяснят он, - это её голосок». И здесь мы видим проявление воображения и творчества.
В творческой деятельности ребёнка следует выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован.
1. Возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Темы предстоящего изображения, рассказа, рисунок танца могут быть определены самим ребёнком или предложены воспитателем (конкретное же решение определяется только самим ребёнком). Чем младше ребёнок, тем более ситуативный и неустойчивый характер имеет его замысел.
Исследования в области изобразительного творчества показывают, что первоначально дети 3-х лет только в 30 – 40% случаев могут создать задуманное ими самими. Остальные же меняют замысел и, как правило, называя, что они хотят нарисовать в начале занятия, затем рисуют совсем другое. Иногда смена замысла происходит несколько раз. И лишь к концу года, при условии систематических занятий с детьми у 70 – 80% ребят замысел и воплощение его совпадали. Причина такого явления заключается, с одной стороны, в ситуативности мышления малыша: сначала ему захотелось нарисовать одно, вдруг в поле его зрения попадает другой объект, который представляется ему более интересным. С другой стороны, называя замысел, малыш далеко не всегда может соотнести задуманное со своими изобразительными возможностями. А поэтому, взяв в руку карандаш или кисть, и поняв своё неумение, он отказывается от первоначального замысла. Чем старше дети и чем богаче их опыт любой художественной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел.
2. Создание детьми образа. Изображение, рассказ по теме, названной воспитателем, не лишает ребёнка возможности проявить творчество, но помогает направить его воображение, разумеется, если при этом воспитатель не регламентирует решение. Значительно большие возможности возникают, тогда, когда изображение создаётся по замыслу детей, когда даётся лишь направление выбора темы, содержания изображения. Деятельность ребёнка на этом этапе требует от него овладения способами изображения, выразительными средствами, которые специфичны для рисования лепки, аппликации.
3. Анализ результатов тесно связан с двумя предыдущими этапами, является их логическим изображением и завершением. Просмотр и анализ созданного детьми должен осуществляться при максимальной их активности, что позволяет детям полнее осмыслить результат своей деятельности. По окончании занятия все созданные детьми изображения выставляются на специальном стенде. Это даёт возможность каждому увидеть работы всех детей группы, понять разнообразие решений, увидеть свою работу среди других. Дети сами могут выбрать те изображения, которые им больше всего понравились, обосновать свой выбор. При тактичном, направляющем внимание детей, действий педагога они увидят интересные находки других детей, оригинальные и выразительные решения темы. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия нужно организовывать по-разному, не допуская шаблона и стереотипа, иначе это будет скучный, а потому и не поучительный для детей этап создания изображения.
Развёрнутый анализ детских работ не обязателен на каждом занятии. Это определяется особенностью и назначением создаваемых изображений. Так, если дети изготовляли украшения для ёлки, то в конце занятия все сделанные детьми игрушки надо просто повесить вместе с ними на ёлку и отметить, что все игрушки хорошо смотрятся. Если дети создавали коллективную композицию, то по её завершении следует обратить внимание детей на то, как красива общая картина, и предложить им подумать, как можно дополнить её и сделать ещё богаче и интереснее. А если дети украшали платья ля куклы, то их лучше «развесить в магазине», чтобы кукла или насколько кукол могли выбрать понравившееся.
Чтобы полноценно и целенаправленно осуществлять эстетическое воспитание детей педагогу надо иметь представление о конечном результате, т.е. о том, что же должны приобрести дети в период посещения дошкольного учреждения. В общих чертах этот результат можно было бы представить в таком виде. Выделенные показатели даны усреднённо: очень низкие результаты могут быть только у детей много болеющих, нерегулярно посещающих дошкольное учреждение, или детей с задержками психического развития. Получение более высоких результатов в области эстетического воспитания не должно ограничиваться.
В области художественно-творческой деятельности:
- у детей должен быть сформирован интерес к художественно-творческой деятельности в одном или нескольких видах искусства, эмоционально положительное отношение к предложениям педагога заниматься изобразительной, музыкальной, художественно-речевой деятельностью, а также к предложению рассматривать произведения изобразительного искусства, народного декоративно – прикладного, архитектуры; уметь слушать музыку и пересказывать произведения детской литературы и фольклора;
- у детей следует формировать разнообразные умения создавать собственные произведения в любом виде художественной деятельности;
- следует так же сформировать желание и умение делать, что возможно, своими руками (игрушку в подарок другу, младшим братишкам и сестренкам, поздравительную открытку родителям, воспитателям, оформить праздник, изготовить дидактическую или настольно-печатную игру и т.п.
К концу пребывания в дошкольном учреждении дети должны уметь эстетически оценивать результаты своей деятельности и деятельности сверстников, по возможности аргументировать эту оценку. Дети должны стремиться к общению друг с другом по поводу и в процессе художественной деятельности.
В области изобразительного искусства и изобразительной деятельности:
- знать имена 2 – 3 художников – живописцев и 1 – 2 картины каждого;
- знать имена 2 – 3 художников – иллюстраторов детской книги;
- знать 3 – 5 видов изделий народного декоративно – прикладного искусства (дымковские, филимоновские, городецкие, хохломские, гжельские);
- знать основные формы – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, называть предметы такой формы;
- знать 7 цветов спектра и по 3 – 4 оттенка или разновидности цветов (например, красный, розовый, малиновый, бардовый; зелёный, салатный, болотный);
- знать изобразительные материалы: для рисования – карандаши (простой, графитный, цветные), краски – гуашь, акварель; цветные восковые мелки, пастель, сангина; для лепки – глина, пластилин, пластическая масса; для работы с бумагой – бумага разнообразного цвета, разной фактуры;
- уметь создавать изображения предметов разных форм, передавая пропорции и характерные детали, по-своему выражая образ;
- уметь использовать различные средства выразительности: линии разного характера, формы разной величины и пропорций, цвет – его разновидности и оттенки, композиционные средства (располагать изображение на листе бумаги в соответствии с их пропорциями, передавать отношенияпо величине между предметами при изображении сюжетной картинке, передавать загораживание одних изображений другими);
- уметь пользоваться различными инструментами и материалами при создании изображений (разнообразными кистями, красками, карандашами, ножницами и др.), использовать их выразительные средства при передаче предметного образа, декоративного или природного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль сказки в нравственно – эстетическом воспитании дошкольников
При правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, идейно – художественной ценности произведения и прав...
Реферат на тему" Народное декоративно - прикладное искусство в эстетическом воспитании дошкольников"
Обощение опыта работы по ознакомлению детей с народным декоративно - прикладным исскуством и его роль в эстетическом воспитании дошкольников....
«Театрализация сказки – как средство эстетического воспитания дошкольников «Театрализация сказки – как средство эстетического воспитания детей
Консультация для родителей "Сказки – как средство эстетического воспитания детей"...
«Этнокультурный компонент в художественно эстетическом воспитании дошкольников, формирование этнокультурного самосознания и самоэдентичности дошкольников на основе музыкально-игровой культуры, народно- праздничной культуры и народных музыкальных инструмен
Народные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. К сожалению, народные игры почти исчезли, поэтому задача педагога сделать этот в...
Художественно эстетическое воспитание дошкольников – важнейшее средство нравственного и умственного воспитания.
художественно-эстетическое воспитание...
информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи
материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...
«Направление деятельности воспитателя по этико-эстетическому воспитанию дошкольников в условиях реализации Рабочей программы воспитания»
ДОКЛАД на Педагогическую конференцию «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения» на тему «Направление деятельности воспитателя по этико-эстетическому воспитанию д...