Роль сказки в нравственно – эстетическом воспитании дошкольников
статья (средняя группа) по теме
При правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, идейно – художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности детей, сказки могут оказывать огромное воспитательное воздействие на ребенка. Материал рассказывает о значении сказок в воспитании детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol__skazki_.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль сказки в нравственно –
эстетическом воспитании дошкольников.
Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
А.С. Пушкин.
Рассматривая значение различных жанров произведений устного народного творчества в отдельности, нельзя не раскрыть влияние сказок на развитие детей дошкольного возраста, особенно это относится к нравственно – эстетическому развитию.
Огромной любовью пользуется у детей сказка. С ней ребенок встречается, начиная с раннего возраста. Нет малыша, который без замирания сердца слушал - бы сказки, рассказанные мамой и бабушкой, он испытывает те или иные и чувства, переживания.
Слово « сказка » впервые встречается в семнадцатом веке в качестве термина, обозначающего те виды устной прозы, для которых в первую очередь характерен поэтический вымысел. До середины девятнадцатого века в сказках видели « одну забаву », достойную низших слоев общества или детей, поэтому сказки, публиковавшиеся в то время для широкой публики, часто переделывались и переиначивались согласно вкусам издателей.
Приблизительно тогда же в среде отечественных литературоведов зреет интерес к именно подлинным русским сказкам как к произведениям, могущим стать фундаментом для изучения « настоящего » русского народа, его поэтического творчества, а значит, и для совершенствования самого литературоведения.
Сказка не была бы сказкой, если бы позволила злодею торжествовать победу над невинно гонимыми людьми. Такой конец обычен в волшебных сказках. Нет таких бед, в которые не попадали бы герои сказок, но нет и таких бед, которых они не отвели бы от себя. Побеждает добро, берет верх справедливости. Конечно, такой конец историй, как и многое в сказке, - выдумка, но выдумка не бесцельная. Сказочники не мирились с жизненным злом, мечтали о справедливой жизни. В сказках всегда побеждают гонимые, обижаемые, всегда торжествует справедливость.
Известно, что многие сказки начинаются с зачина: « Жили – были », а кончаются приговоркой : « Стали жить – поживать и добра наживать ». Да и само рассказывание сказок предполагает знание особых формул, вроде такой : « Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается ».
Сказки - своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. В сказках выражено радостное приятие бытия – удел честного, умеющего постоять за свое достоинство человека. Нет ребенка, который без замирания сердца, без интереса воспринимал бы сказку.
Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму – разуму.
Сказки учат детей не подчиняться злому обращению, не опускать руки при возникновении проблем, а смело сражаться с неприятностями и побеждать их, побеждать не только физической силой.
Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Все это возбуждает творческую активность ребенка – дошкольника, заставляет делать выводы, которые недоступны для него в других обстоятельствах. За счет того, что ребенок входит внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принимает участие в действиях героев, переживает их радости и печали. В сказках содержатся правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения друг к другу, высказывания, просьбы, признаки уважительного отношения к старшим ( « поклонился в пояс », « ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выпарила » ).
В. П. Аникин указывал, что « сказки –своего рода нравственный кодекс народа, их героика - это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Выдумка сказочника вышла из помыслов о торжестве сил жизни, труда и честности над бездельем, низостью ».
Как правило, дети радуются удачам героя, ненавидят то плохое, с чем герои борются. Сказка часто обладает преимуществом над другими воспитательными приемами.
В русской народной сказке заключено богатое содержание и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности ( сравнениями, эпитетами, синонимами и д. р. ), например: красна девица; ясный сокол; конь – волчья сыть; травяной мешок; встань передо мной как лист перед травой и т. п., которые дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию ее образности, ее обогащению, но и развитию творчества самих дошкольников. Усвоение подобных формул помогают ребенку самому творить, самому переделывать, а то и полностью создавать сказки.
У него формируется чувство меры и чувство той грани, которую не должно переходить воображение в искусстве и вместе с тем у него начинают складываться реалистические критерии эстетических оценок. Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого.
Сказка является произведением народного искусства, несет в себе богатый духовный заряд. Подчеркивая эту потенциальную возможность сказки, выдающийся мыслитель И. А. Ильин пишет: « Сказка есть уже искусство: ибо она укрывает и являет за словами целый мир образов, а за образами она разумеет художественно и символически глубоко духовное состояние ».
Все это указывает на большие возможности сказки в нравственно – эстетическом воспитании дошкольников.
Таким образом, при правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, идейно – художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности детей, сказки могут оказывать огромное воспитательное воздействие на ребенка.